Самые интересные факты про колокольню кижи. Кижи — одно из самых прекрасных мест в России

Музей под открытым небом Кижи находится на острове в Онежском озере. Возят туда туристов из Петрозаводска скоростные теплоходы на подводных крыльях. Дорога занимает 1 час и 15 минут. Стоит сие удовольствие (туда и обратно) - 1950 рублей. А я еще считал, что в Новой Зеландии поезда дорогие...

Памятуя о том, что с этими теплоходами вечно были какие-то проблемы, выражавшиеся в хроническом отсутствии билетов, я специально приурочил поездку к эстонскому государственному празднику 20 августа, что в этом году пришелся на четверг, а на следующий день взял отгул с таким расчетом, чтобы оказаться в Петрозаводске в пятницу, т.е. в будний день.

Большой речной вокзал в Петрозаводске не работает, билеты на теплоходы продаются в маленькой будке у причала. Я подошел почти к самому открытию, часам к 8 утра, но ближайшее время, на которое мне предложили билеты, было только в 14:15. Что характерно, в расписании "Метеоров" такого времени не было. Ну что ж, значит будет время погулять по городу.

В означенное время я был на причале. Народу при этом было не очень много, много кресел в "Метеоре" осталось свободными, и это несмотря на то, что весь день в будке предлагали билеты именно на это время. Интересно, а куда ушли все билеты на 11:30 и 12:15 ?

Несколько слов о самом "Метеоре". Интерьер его, судя по всему, так и не менялся с советских времен. Поролоновые кресла оказались настолько продавлены, что сидеть пришлось практически на голых металлических трубках. Однако туалет при этом был вполне приличный:)


"Метеор" на фоне набережной Петрозаводска

Открытых палуб на "Метеорах" не предусмотрено, но зато в середине салона была площадка для курения, с которой можно было высунуться с фотоаппаратом и заснять что-нибудь из проплывавших мимо пейзажей. Именно отсюда я успел заснять Кижский погост, прежде чем мы причалили к острову.

Да, а еще мне с помощью iGo на смартфоне удалось замерить среднюю скорость "Метеора" - где-то 57 км/ч.


Речная пристань в Кижах

Итак, почитаем для начала, что пишет о Кижах путеводитель "Русский север" от издательства Полиглот, купленный мной за день до этого в Доме Военной Книги на Невском:

Остров Кижи (длина 7 км, ширина - от 1,5 до 0,5 км) расположен на юге Заонежского полуострова среди живописного скопления островов, называемых Кижскими шхерами. Издавна остров покрывали не леса, а пашни и сенокосы. Кижские шхеры и юг Заонежья испокон веков были населены, об этом говорят многочисленные археологические памятники, датируемые эпохой среднего и позднего камня. Около 9-6,5 тыс. лет назад здесь обитали племена, относящиеся к восточной ветви европеоидов, а пришедшие сюда в X в. новгородцы встретились с саамским населением и весью. Название острова происходит из языка карелов-людиков - слово kiza значило «игра, забава, танец», так что «Кижи» можно перевести как «остров игрищ» или «забава».

К моменту перехода этих земель к Московскому государству в 1478 г. население уже было русским, хотя культура Заонежья отличалась неповторимым своеобразием, представляя сплав славянской и финской культур, при этом местные жители отчетливо осознавали себя потомками новгородцев вплоть до нач. XX в. В Заонежье в течение веков сохранялись и изустно передавались из поколения в поколение древнерусские сказания и былины и одновременно активно развивались деревянное зодчество, народные промыслы.


Кижи. Открытка

Остров Кижи традиционно был центром деревень Южного Заонежья и Уницкой губы - Спасо-Кижского погоста, округа, который включал около 180 деревень, их описание впервые встречается в Писцовой книге Андрея Плещеева за 1582-1583 г, а через 20 лет здесь отмечено «115 деревень живущих и 88 запустевших». Кижский погост объединял окрестных крестьян до 30-х гг. XX в.

В Смутное время погост разорялся шведами и польско-литовскими отрядами, поэтому после подписания мира со Швецией вокруг Кижского погоста была срублена крепость для защиты от нападений. Угроза иностранной интервенции ослабла только с наступлением петровской эпохи и победы в Северной войне.

В нач. XVIII в. крестьян Кижского погоста приписывают к новым железоделательным заводам, где они должны были отрабатывать в счет податей, что разоряло даже крепкие хозяйства. Во втор. пол. XVIII в. по Заонежью прокатилась волна бунтов после царского указа о повышении податей. Знаменитое Кижское восстание 1769-1771 гг. было расстреляно правительственными войсками. Считается, что прекраснейшая Успенская церковь в Кондопоге явилась своеобразным памятником жертвам расправы с восставшими.

Во время Второй мировой войны Заонежье около трех лет находилось в финской оккупации, но уже в 1945 г. Кижский погост объявлен государственным заповедником, в 1951 г. на остров перевезен первый памятник архитектуры - дом крестьянина Ошевнева. В 1990 г. архитектурный ансамбль Кижского погоста включен в Список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Сейчас в Историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи», занимающем территорию около 10 тыс. га, насчитывается 87 памятников традиционной народной архитектуры ХIV-ХХ вв., в том числе ансамбль Кижского погоста, 26 уникальных археологических памятников, более десяти исторических поселений территории Кижской волости. Музей ежегодно посещают около 170 тыс. туристов из России и зарубежья.


Схематичное изображение расположения экспонатов на о. Кижи
(на самом деле расстояния между строениями гораздо больше)
kizhi.karelia.ru

Основу коллекции архитектурных памятников музея-заповедника, ее смысловой центр составляет храмовый ансамбль Кижского погоста (ХVIII-ХIХ вв.), состоящий из 22-главой Преображенской церкви, девятиглавой Покровской, шатровой колокольни и рубленой бревенчатой ограды.


Кижский погост

Церковь Преображения Господня (1714) - самая знаменитая постройка Кижей. Имена создателей неизвестны, а красивая легенда о мастере Несторе, который, закончив работу, выбросил в озеро топор со словами «не было такой церкви и не будет», очень широко распространена на Севере применительно ко многим памятникам деревянного зодчества. Не очень достоверно и еще одно расхожее мнение о том, что она срублена без единого гвоздя - осиновый лемех (чешуя, покрывающая главы) крепится к куполам с помощью небольших гвоздей.

Высота церкви - 37 м, основой строения является восьмерик с четырьмя прирубами, такие конструкции называются «двадцатидвухстенками». На восьмерике стоят еще два, меньшего размера. Главы различаются размером от яруса к ярусу для того, чтобы избежать монотонности и создать своеобразный ритмический рисунок. Не менее продумана и система защиты постройки от гниения, даже декоративные элементы зачастую служат для отвода воды и правильной вентиляции воздуха. Внутри храма вертикальный объем был перекрыт шестнадцатигранным потолком - «небом», утраченным во время войны, сохранился резной иконостас (1770). Он составлен из 104 икон, самые старые из которых, типичные для северной школы иконописи, относятся к концу XVII в.

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения, совершенное произведение заонежских мастеров, является своего рода «лебединой песней» русского деревянного зодчества, которое достигло в это время вершины своего развития. Она строилась как «холодный» летний храм, а рядом с ней на полвека позже была возведена «теплая» клетская церковь Покрова Богородицы (1764). Строителям удалось создать произведение, которое явилось гармоничной частью ансамбля, а не просто отдельной постройкой. В Покровской церкви видна изначальная «подчиненность» доминирующему Преображенскому храму - мощный восьмерик на четверике, который мог бы нести огромный шатер, увенчан скромным девятиглавием с небольшими, изящными куполами; расширяющийся кверху силуэт подчеркивает устремленную вверх пирамиду главного здания ансамбля. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что Покровская церковь строилась изначально как шатровая. В настоящее время восстановлен четырехъярусный тябловый иконостас с 44 иконами ХVII-ХIХ вв. В сенях работает выставка «История Кижского православного прихода».

Колокольня Кижского погоста (1863) возводилась уже в то время, когда русское деревянное зодчество переживало упадок, и все же, несмотря на кажущуюся простоватость и чуждые традиции детали, постройка удивительно гармонично влилась в ансамбль. Схема традиционна - восьмерик на четверике. Грузный, в две трети сруба высотой, четверик удивляет ценителей культовых деревянных построек своей несоразмерностью, однако можно заметить, что он поднят ровно до высоты прирубов Преображенского храма и высоты четверика Покровской церкви, что еще раз подчеркивает единство трех зданий. В настоящее время на колокольне Кижского погоста установлен пульт для звонаря. В подвеске на пульте - 12 колоколов (9 старинных и 3 современных).


Церковь Преображения Господня, колокольня и церковь Покрова Богородицы

К середине XX в. от ограды погоста оставалась лишь каменная гряда. Облик первоначальной ограды восстанавливался реставраторами по гравюрам XVIII в. в книге Н.Озерецковского «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому». Проект реконструкции основывался на сохранившейся ограде Водлозерского-Ильинского погоста, а также Почезерского погоста Архангельской области. Современная ограда представляет собой высокую каменную насыпь, на которую уложена стена из мощных бревен, стянутых ряжами. Поверх стены - двускатная тесовая кровля. На западном углу ограды - небольшая башенка, крытая четырехскатной крышей - епанчой. С севера и востока на погост ведут калитки с ажурными дверными полотнами. Центральный вход в западной стене с двух сторон ограничен двумя срубами под общей кровлей. Бревенчатая ограда была реконструирована по проекту архитектора А.Ополовникова в 1959 г.


Церковь Воскрешения Лазаря

Еще одной из главных достопримечательностей музея-заповедника является Церковь Воскрешения Лазаря, привезенная из Муромского монастыря, с восточного берега Онежского озера. Эта небольшая клетская церковь породила немало легенд среди верующих и гипотез среди ученых. Предметом споров в течение почти столетия является датировка постройки храма. Впервые церковь упоминается в завещании византийского монаха, основателя Муромского монастыря, Лазаря Муромского, который скончался в 1391 г., но в документе Олонецкой духовной консистории о ней говорится довольно противоречиво: «...во имя преподобного Лазаря, кладбищная, построена в 7086 г. от Мирозданья (1578), деревянная, построена основателем сего монастыря преподобным Лазарем». Анализ архитектурных деталей не вносит ясности в этот вопрос. В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон ХVI-ХVШ вв. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.


Дом крестьянина Ошевнева

Неподалеку от Кижского погоста находится архитектурно-этнографический комплекс «Русские Заонежья». Экспозиционная «деревня» началась в 1951-1959 гг. с привезенного с Большого Клименецкого острова Дома крестьянина Н.Ошевнева (1876). Здание выстроено в виде «кошеля» - двор-сарай примыкает к боковой стене жилья и перекрывается двускатной несимметричной крышей. Хозяйственная пристройка включала в себя скотный двор, сеновал и две кладовые. Жилая часть обращена к озеру и богато украшена, в нее входят 2 избы, зала, горница, светелка на чердаке, кладовая и сени. Избой называлось помещение с печью, считается, что в избе первого этажа хозяева проводили зиму, а летом расселялись по всему дому. Сейчас в доме восстановлены интерьеры изб, горницы, сарая, хлевов, в зале проводятся этнографические выставки. Вдоль второго этажа идет гульбище - открытая галерея, окна боковых фронтонов украшены балкончиками. Раньше наличники окон раскрашивались в оранжево-желтый цвет, а свесы крыши - в красный, что очень оживляло внешний вид дома.

Кроме основного дома крестьянская усадьба - это еще и отдельно стоящие хозяйственные постройки. Пожары всегда были основным бедствием крестьян, и отнесенные от основного дома амбары могли сберечь самое ценное - зерно и муку, не дать погибнуть с голоду. Рядом с домом Ошевнева стоят несколько хозяйственных построек: двухэтажный амбар из деревни Южный двор (XVIII в.), амбар из деревни Липовицы (нач. XX в.) и баня из
деревни Мижостров (нач. XX в.).


Дом крестьянина Елизарова

Дом крестьянина Елизарова (кон. XIX в.) из деревни Потаневщина несколько меньше. Интерьеры обоих зданий схожи, но в отличие от дома Ошевнева дом Елизарова отапливался по-черному. Такой способ обогрева помещения был во многом более удобен для крестьянских семей - расходовалось меньше дров, не заводился жук-древоточец, в избе было теплее. Дым собирался выше полок-«воронцов», а стены ниже этого уровня и потолки тщательно мылись и скоблились каждую неделю. Дом Елизарова одноэтажный, он сложен из мощных бревен и скромно украшен, хотя боковые балкончики и «гульбище» присутствуют и здесь. В хозяйственном помещении расположена выставка, рассказывающая о секретах создания лодки «кижанки». На берегу возле дома находится баня (нач. XX в.) из деревни Усть-Яндома.

Еще немного южнее от Кижского погоста расположен наиболее скромный Дом Щепина (1907). Тип постройки здесь - «брус», когда жилые и хозяйственные помещения вытянуты в линию под одной крышей. В интерьере можно увидеть предметы, связанные с бондарским ремеслом (изготовление бочек, ведер, жбанов и другой деревянной посуды).


Ветряная мельница

Экспозиционный сектор «Русские Заонежья» включает в себя также водяную мельницу (1875) из Березовой Сельги, ветряную мельницу (1928-1929) из Насоновщины и часовню Архангела Михаила (нач. XVIII в.) из деревни Леликозеро.


Часовня Архангела Михаила

Клетская часовня Архангела Михаила принадлежит к распространенному типу северных часовен. Это трехчастный сруб, состоящий из сеней, трапезной и собственно часовни. Постройка богато украшена резными элементами, в ней сохранился двухъярусный иконостас с иконами местного письма и «небо» - расписной потолок из 12 сегментов. С западного берега Онежского озера были привезены на Кижи Дом Сергеева (1908-1910) и кузница (нач. XX в.) из деревни Суйсарь.


Дом крестьянина Сергеева

В центральной части острова находятся две исторические деревни: Ямка, упоминаемая впервые в 1563 г, на восточном берегу и Васильево, упоминаемое в 1582 г, - на западном. В этих деревнях сохранились постройки, которые теперь вошли в музейный фонд, многие памятники архитектуры были привезены из других мест Заонежья: крестьянские дома, конюшни, амбары и риги. Около деревни Ямка сохранилась часовня Спаса Нерукотворного (ХVII-ХVIII вв.) из деревни Вигово, а архитектурной доминантой Васильево является местная часовня Успения Богоматери (ХVII-ХVIII вв.), которая является самой древней постройкой острова Кижи.


Дом крестьянина Яковлева

Три больших крестьянских дома и несколько хозяйственных построек составляют экспозиционный сектор Русские Пудожья, где представлена архитектура жителей восточного берега Онежского озера, а еще севернее можно увидеть дома, характерные для карел и вепсов. Усадьба карела здесь представлена домом крестьянина Яковлева (1980-1990-е гг.) из деревни Клещейла, поклонным крестом и амбарами, а среди памятников северных карел и карел-людиков интересна часовня Трех Святителей из деревни Кавгора (втор. пол. XVIII в.). Два амбара и баня составляют хозяйственные постройки вепсов.

С памятниками острова посетителей знакомят маршруты, предлагаемые экскурсионной службой музея. Недавно проложена «Экологическая тропа», дающая представление о природе острова, разработан интерактивный семейный маршрут в дом Яковлева, где можно принять участие в традиционных крестьянских хозяйственно-бытовых процессах. Во время музейных праздников часто выступает фольклорный ансамбль.

На территории музея есть несколько кафе и торговых киосков, гостиные дома. На ночлег можно также попроситься в деревнях к местным жителям.


Открытка. Кижи с птичьего полета

Несколько слов о том, как расположены экспонаты музея. Большая их часть находится на небольшой площади, в той части острова, что к югу от пристани. Тех трех часов, которые отводятся на экскурсию, вполне хватает на неспешный осмотр. Но вот деревни Ямка, Васильево и все прочие строения, что от пристани к северу, в обычную экскурсию не входят. Как до них добираться - не совсем понятно. На дороге мной был замечен какой-то автобус, но пока я раздумывал, он уехал. Возможно, он как раз и был предназначен для передвижения по острову. Пешком же здесь ходить довольно утомительно. Но у меня до отправления теплохода еще оставался почти час и я все же сходил на ту часть острова, которая в официальный маршрут не входит. Дошел до ветряной мельницы, что стоит там на пригорке, заодно посмотрел на деревню Ямка и на часовню Спаса Нерукотворного, что возвышалась вдалеке. А вот до деревни Васильево уже не пошел, боялся опоздать. Вот интересно, а проката велосипедов здесь нет?


Еще одна ветряная мельница. Слева видна часовня Спаса Нерукотворного

Также остался невыясненным вопрос, есть ли возможность приехать сюда на одном теплоходе, а уехать на следующем. Дело в том, что при посадке всем выдают бейджики на шею, а при продаже билета спрашивают еще и номер телефона. Все это делается, судя по всему, для того, чтобы люди не потерялись на острове, не отстали от своего теплохода и не нарушили отлаженный конвейер по обслуживанию туристов.


Вид на нос "Метеора" и Кижский погост

Теперь подведем итоги. Ну, что сказать о Кижах. Музей мне в целом понравился, хотя ожидания были конечно больше. Стоимость входного билета в 130 рублей для граждан РФ (и приравненных к ним, гыгы:)) вполне вменяемая. А вот 625 рублей для иностранцев, или почти 15 евро, это уже многовато. За такие деньги даже западноевропейским музеям уже надо крутиться перед клиентами. А тут все держится, можно сказать, на одном экспонате - 22-главой церкви Преображения Господня. А между тем, она явно не вечна, и металлические пластины на ее покосившихся стенах об этом говорят. Ну сложно в нашем климате деревянным строениям стоять по 300 лет! Вот рухнет она, что тогда? А тогда Кижи превратятся просто в "вабаыхумуусеум", коих в мире полно.

Вот интересно, неужели сейчас нет умельцев, которые могли бы построить что-то подобное? Неужели это так сложно с современными технологиями? Взять за основу что-нибудь старинное, сделать на компьютере проект, выточить бревна по размеру и собрать. Конечно, поначалу это будет "новодел", но вся старина когда-то была новоделом! Да и большинство здешних экспонатов было собрано на нынешнем месте фактически заново. Я думаю, в таком месте новые постройки могли бы вписаться в общий ансамбль. Одним словом, надо же как-то развивать музей дальше, мир не стоит на месте!

Сегодня мы посетим удивительное место в Карелии, живописный остров Кижи, который расположен в северной части Онежского озера в Кижских шхерах, группа островов в районе Заонежского полуострова. Кстати, Онежское озеро считается вторым по величине водоемов в Европе. Первое место, как мы уже знаем, занимает озеро Байкал. Остров получил свое название благодаря слову из карельского наречия «кижат». Перевод это слова обозначает «игрища». По мнению историков, остров служил древним народам Карелии местом, где проводились языческие обряды. Площадь острова относительно небольшая, неспешным шагом по кромке берега прогулка займет не больше часа. Но осмотр экспозиций может затянуться на целый день. Заповедник открыт для посещения туристов, но ставить палатки и жечь костры на территории острова запрещено. На острове расположен уникальный музей-заповедник, расположенный под открытым небом, музей крестьянской культуры Русского Севера. В состав музея включено 76 зданий. Помимо зданий музея на острове Кижи находится три деревни (Кижи, Васильево и Ямка). В XVIII века на острове было девять деревень.

Интересный факт: на территории музея заповедника регулярно проводится Фестиваль колокольных звонов, где в своем искусстве соревнуются лучшие звонари России.

Музей крестьянского быта

Основателям этнографического музея удалось восстановить жизнь и крестьянский быт жителей Севера. Многочисленные туристы получили возможность прикоснуться к давно ушедшей эпохи. На острове снуют по своим ремесленным делам мастера давно забытых профессий в национальных карельских одеяниях. Умельцы с удовольствием и интересом делятся с туристами секретами своего мастерства, демонстрируют приемы плотницкого и ткацкого ремесла. На ваших глазах изготавливают сувениры, вырезанные из дерева, вышитые и сплетенные из бисера. Все туристы могут получить возможность ознакомится с предметами быта, посетить огороды, вообщем окунуться в крестьянскую жизнь по полной.

Больше сорока тысяч предметов быта 17-18 веков собрано в музее. Более 500 древних икон собрано в церквях острова Кижи. На территории острова произрастает несколько видов редких растений, занесенных в Красную книгу. Диаметр ствола старинной липы превышает 1 метр. На острове остались следы Ледникового периода, запечатленные в виде воронок и груды валунов, которые принес ледник более 9000 лет назад во время своего движения по материку.

Остров Кижи за свою историю перижил землетрясения силой свыше 12 баллов (около 3000 лет назад). Остров славится не только своей архитектурой, на его территории археологи обнаружили останки свыше 50 поселений древних людей. В 1993 году остров Кижи внесен в список всемирного наследия Юнеско. 1 час 15 минут требуется скоростному катеру чтобы преодолеть расстояние 68 километров, отделяющих остров от столицы Карелии – Петрозаводска. Стоимость билета 2500 рублей. Длина острова около 7 километров, ширина варьируется от 500 до 1500 метров. Лазаревская церковь на острове Кижи на самом деле была построена не на острове – она была перевезена из одного уголка Карелии.

Карта острова Кижи

  1. Часовня трех Святителей XVII в.
  2. Пряжинский сектор
  3. Деревня Ямка
  4. Часовня Спаса Нерукотворного XVIII в.
  5. Часовня Успения Богородицы XVIII в.
  6. Деревня Васильково
  7. Причал
  8. Жилой дом XIX в.
  9. Церковь Преображения Господня 1714 г.
  10. Колокольня 1874 г.
  11. Церковь Покрова Божьей Матери 1764 г.
  12. Жилой дом 1876 г.
  13. Церковь Воскрешения Лазаря XIV в.
  14. Ветряная мельница 1928 г.
  15. Жилой дом 1907 г.
  16. Часовня Михаила Архангела XVII в.
  17. Жилой дом 1910 г.
  18. Кузница Кижи - музей-заповедник

Место, где они расположены, притягивает не только туристов, но и тех, кто хочет прикоснуться к вековой святыне. Деревянные церкви острова Кижи, построенные в 1714 году, хранят в себе древние загадки и тайны, передавая атмосферу своего времени. Остров Кижи, как и храмы, расположенные на нём, считаются наследием ЮНЕСКО. И, хотя сегодня никто не служит в них, эти архитектурные памятники продолжают привлекать внимание прихожан своей историей. Вот, что сегодня удалось узнать об этом уникальном творении.

Немного об острове и храме

Любуясь прекрасными деревянными храмами на просторах интернета, многие задаются вопросом, на каком острове находятся деревянные церкви Кижи и как туда добраться. Остров, точнее, погост, на котором расположен храм, расположен на Онежском озере в Карелии. Ближайшим городом к нему является Петрозаводск, откуда можно попасть на территорию музея-заповедника, в котором и расположен легендарный храм Преображения Господнего.

Он был сооружён на месте другой древней церкви, которая когда-то сгорела от удара молнии. Новый храм Преображения Господня начали строить 6 июня 1714 года, и прообразом создания этого архитектурного шедевра стал храм Покрова Пресвятой Богородицы в Вологодской области. По традициям русского зодчества, церковь строили из дерева, и, как утверждают некоторые источники, в процессе возведения не было использовано ни одного гвоздя. На самом деле, в храме гвозди есть и сейчас, но расположены они только в куполах. В самом же помещении их нет.

Этот храм никогда не отапливался, и служили в нём только в летнее время. Однако на погосте был построен и другой, зимний храм, в котором службы проходили с 1 октября по Пасху. Первое строение сгорело, и в 1769 году на его месте был построен другой храм – церковь Покрова Богородицы. Он гораздо меньший по размеру, чем храм Преображения, у него меньше купалов, но его архитектура в такой же степени поражает воображение. Особенно привлекают внимание его изящные купола, очень красивые и тонко выполненные. В самом храме при входе находятся сени и трапезная. Именно там в дореволюционной России проводились различные собрания, зачитывались приказы и организовывались общественные мероприятия, ведь до ХХ века церковь была неотъемлемой частью государственной системы.

Неподалёку расположены колокольня и старинное кладбище с деревянными крестами. Колокольня тоже полностью выполнена из дерева и сделана в таком же стиле, как и храмы. Сегодня она тоже считается музейной достопримечательностью и относится к охраняемым памятникам культуры.

В начале ХХ века, когда по всей России сносились храмы, церкви Кижи минула эта участь. И даже не только потому, что и тогда не все знали, на каком острове находятся деревянные церкви Кижи, но и в интересе к храму, как к особому памятнику архитектуры. Поэтому во время сожжения церквей ни один храм не был повреждён, а в 1945 году один из них стал музеем, в который сегодня приезжают десятки тысяч людей со всего мира, чтобы полюбоваться уникальным творением русского зодчества.

В конце правления Российской империи открылось массовое производство новогодних и рождественских открыток с изображением храмов Кижи, а в 1911 году знаменитая картина Шлуглейта «На далёком севере», центральной частью которой стал погост с деревянными храмами, была куплена самим императором Николаем II.

2 октября 1945 года территория храмов была признана заповедником Кижи, а в 1991 году стала охраняемой ЮНЕСКО как памятник культуры.

С храмами связана легенда, согласно которой они были построены без единого гвоздя. Строитель Нестор даже выбросил в озеро топор со словами: «Никогда такого не было и больше не будет», чтобы больше никто не смог построить такой уникальный храм из дерева. На самом деле, гвозди есть, но они спрятаны в куполах, а вот само здание колокольни и храмов не содержит их. В строительстве была использована особая техника построения, секрет которой до сих пор никто не может разгадать.

Сложная конструкция Преображенской церкви выполнялась только топорами. Очень острый топор не резал дерево, как пила, сохраняя его природные свойства, что способствовало сохранности материала. Для украшения куполов храма применялись особые чешуйки лемеха, сделанного из осины. Благодаря особой технологии обработки они сверкали на солнце, отливая различными красками, в зависимости от особенностей освещения. Это даже сегодня видно на различных фотографиях. Поэтому удивительно, что они отливают серебром во время наступления белых ночей, отражают золото зари на закате и переливаются загадочным голубым свечением, как небо при северном ветре.

Можно ещё долго описывать, чем известны деревянные церкви Кижи сегодня. Но лучше увидеть собственными глазами это прекрасное творение рук человеческих на просторах интернета или решиться на поездку в Карелию. Может, древние храмы острова помогут вам соприкоснуться с рукотворной красотой, вдохновляя на развитие собственных умений и талантов.

1 79

Сложно найти в России взрослого образованного человека, который бы не знал об острове Кижи . Всем известно, что это фантастический памятник деревянного зодчества, внесенный в список мировых культурных ценностей ЮНЕСКО.

Православные убеждены, что островок в Онежском озере с его деревянными церквями - чуть ли не самое священное место на Русском Севере.

Лингвисты спорят, какой из северных народов дал имя острову Кижи - вепсы или финны. Непонятно даже, что оно означает. Согласно вепсской версии, название островка идет от слова «киж», то есть «мох». Уж чего-чего, а мха в этих местах более чем достаточно!

Кижский архитектурный ансамбль. Около 1900 г.

Но у тех же вепсов есть и другое слово -«кизи», то есть «игрища, народные гулянья». Оппоненты считают, что остров нарекли финны или близкие им по языку чудь, меря или карелы. И на самом деле прежде он назывался Кижа-саари, что переводится опять-таки как «остров игрищ». Но имеются в виду не народные гулянья, а моления в священных лесах и на священных берегах финно-угорским богам.

Проще говоря, Кижа-саари был центром языческого культа. С ритуальными плясками, песнопениями и жертвами. В глубокой древности - кровавыми.

Эта нерусская земля

Относительно русским остров стал лишь в XI веке, когда на эти северные земли пришли новгородцы. Сами они, конечно, на островке не жили, но «присоединенное» население держали твердой рукой. Кижи, как и другие острова Онежского озера, и берега этого озера, входили в состав Обонежской пятины - одной из административно-территориальных единиц Новгородской республики.

Разумеется, христианский Новгород стремился нести свет новой веры заблудшим финно-угорским душам. Так что местный люд получил на священном месте своих игрищ православную церковь. Именно таким ненавязчивым способом вводилось православие на землях язычников.

Правда, какой эта церковь была - никому не известно. Ясно, что деревянная (с камнем на Кижах не слишком хорошо), но вот как выглядела и была ли похожа на нынешние храмы - этого мы не знаем. Крещеные местные жители (наверное, как и в других местах) охотно ходили в церковь и не менее усердно молились языческим богам. То есть «кижа» продолжались довольно долго, даже и в XVII веке.

Это, впрочем, не помешало островку стать оплотом онежского православия. В 1478 году независимая Новгородская республика пала, новыми хозяевами северных земель стали московские князья. Для упрочения своей власти они в 1496 году сделали Кижи центром новой административной единицы - Спасо-Кижского погоста.

Теперь Кижам подчинялись около 130 сел и деревень на других островках и на материке, Уницкая губа и весь юг Заонежского полуострова.

В Кижах обосновалась местная власть, здесь происходили народные собрания, велась торговля и разбирались судебные тяжбы. В писцовых книгах конца XVI века упоминаются 12 деревень на островке и две деревянные церкви: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере, а на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы».

Существовали также две приходские церкви: на Великой Губе и на Лычном острове озера Сандал. Обе островные церкви были построены на так называемой Марьяниной горе, где прежде устраивали языческие игрища.

По одной из легенд, однажды в них ударила молния и спалила постройки дотла. Легенда, вероятно, возникла не на пустом месте. Известно, что финно-угорские народы исхитрялись отправлять языческие обряды и в православных церквях!

Судьба митрополита

Через Кижи в ту эпоху лежал паломнический путь из Москвы в Соловецкий монастырь. С Кижами связано и предание о молодых годах митрополита Филиппа (Колычева), прославившегося своим драматическим противостоянием с Иваном Грозным.

Во время северных странствий Филипп (тогда еще не митрополит и даже пока не монах) якобы нанялся работником к богатому крестьянину по имени Сидорко Суббота в деревне Жаренской. Крестьянин определил его пасти овец. Местные жители очень страдали в тот год от змей, боялись даже пасти вблизи деревни скот. Будущий святитель прогнал змей.

Также он поставил изгородь, которую не могли преодолеть волки. А однажды поймал в озерных водах осетра и принес крестьянину на православный праздник. Но он был скромным человеком, и когда вокруг стали говорить, что он творит чудеса, сразу же снова отправился в путь на Соловки.

С именем Филиппа связаны и еще две легенды - о Свят-наволоке и Смоль-наволоке. Это два мыса, которые смотрят друг на друга. Один - на южной оконечности острова Кижи, другой - на северном берегу Большого Клименецкого (Климецкого) острова. Между ними лежит никогда не замерзающий пролив.

По легенде, когда Колычев подошел к проливу, чтобы переправиться на материк, перевозил его местный житель, прозванный за цвет волос Смолью. Мыс, где стоял Колычев, стали называть Свят-наволоком, а мыс, где стоял Смоль, стал Смоль-наволоком. Полоса незамерзающей воды получила имя Святой салмы или «святой полыньи».

Имя Филиппа, пострадавшего от безжалостного царя Ивана Грозного, было очень любимо на Русском Севере. Неудивительно, что паломники, стекавшиеся в Соловецкий монастырь, связали его и с постепенно приобретающим ореол святости островком Кижи.

Без единого гвоздя

В XVII веке, после правления Ивана Грозного и окончания Смутного времени, церкви острова пришли в некоторый упадок. Местное предание гласит даже, что они запустели и стали разрушаться. Именно тогда молния и сожгла их до основания. Однако спустя столетие Петр Великий приказал восстановить храмы.

В 1714 году началось строительство Преображенской церкви, но уже не на Марьяниной горе. Одно из преданий гласит, что Петр лично проектировал этот храм. Якобы он проплывал мимо Кижей, увидел, как все там запустело, причалил к берегу и нарисовал тростью на прибрежном песке план будущего храма.

Другое предание гласит, что проект церкви всецело принадлежит плотнику Нестору - он и проектировал церковь, и сам же ее строил. Причем без единого гвоздя. А когда постройка была завершена, Нестор забросил топор в воды озера и сказал: «Николи не было, николи не будет». То есть никто прежде ничего подобного не строил, и никто больше ничего подобного не построит.

Обе легенды с исторической правдой ничего общего не имеют. И Петр к строительству Преображенской церкви отношения не имел, и плотника Нестора не существовало. И вообще, за шесть лет до строительства в Кижах аналогичная деревянная конструкция была возведена в селе Анхимово, которое расположено совсем недалеко от Кижей.

Неверна и легенда о том, что многоглавые северные церкви построены без единого гвоздя. Да, основные конструкции соединялись между собой с помощью пазов, как детали конструктора. Но деревянные чешуйки на куполах приходилось как следует укреплять, иначе купола «облысели» бы и потеряли всю красоту в первый же год. Крепили их с помощью железных штырей, то есть практически сажали на гвозди.

Кроме Преображенской церкви была возведена Покровская, а также шатровая колокольня. Но храм Покрова Богородицы построили уже полвека спустя - в 1764 году. А шатровую колокольню - и вовсе в 1863-м, на месте обветшавшей и пришедшей в негодность более ранней постройки.

В древности комплекс церковных зданий окружала деревянная ограда, которая должна была исполнять роль крепостной стены. Ограда, конечно, не сохранилась. Та, что существует сегодня, - современная реконструкция.

Впрочем, и в древности ограда была малофункциональна. Захватчикам Кижи и даром были не нужны. Даже со шведами здесь не было военных столкновений. Зато за этой оградой в 1769-1771 годах от восставших приписных крестьян пряталась кижская власть.

Для усмирения бунта пришлось присылать солдат. Пожалуй, это было единственное серьезное выступление жителей Кижей против своих начальников. В основном жизнь на острове текла мирно и тихо.

С XVII века остров осваивали промышленники для выплавки меди, а потом железа. Со временем Спасо-Кижский погост превратился в Кижскую волость. Не задели Кижи ни две русские революции, ни две мировые войны.

Кижи никогда не взрывали и никогда не бомбили. Так что деревянным постройкам удалось сохраниться в том виде, в каком они пребывали с момента постройки. Так что они и сегодня радуют наш взгляд.

Нет, наверное, такого человека в России, который бы не слышал об острове и музее-заповеднике Кижи. Его без преувеличения можно назвать одним из самых прекрасных мест России.

Сегодня я хочу показать красоту острова во время туманных июньских белых ночей и прекрасных летних дней. Также я расскажу о самых дальних уголках острова, которые 90% всех туристов просто не успевают посетить.

Остров Кижи находится в Карелии, на Онежском озере, куда идеально вписан архитектурный памятник – известный на весь мир ансамбль Кижского погоста.

Территориально о. Кижи располагается в 66-клометровой отдаленности от города Петрозаводск и затерян среди Кижских шхеров – так называются живописные скопления небольших островков. Кижи — это один из красивейших островов нашей огромной страны.

Купив входные билеты, мы направились в северную часть острова, чтобы погулять по местным деревням. Осмотреть основную часть музея деревянного зодчества было решено ближе к вечеру, когда основная масса посетителей уже вернется в Петрозаводск.

Дойдя до предпоследнего Пудожского сектора и осмотревшись, мы вернулись в центральную часть острова в деревню Ямка. Деревня Ямка насчитывает одну улицу и 10 человек постоянного населения. Несмотря на такие вселенские масштабы мы умудрились гулять по ней и ее окрестностям более трех часов. Здесь мы посмотрели на жизнь, быт и хозяйства местных жителей, увидели настоящие дома и баньки, в которых сотни лет живут и отдыхают коренные карельские островитяне.

В Ямке непередаваемая атмосфера тишины, спокойствия и умиротворения. Даже не верилось, что за соседним холмом бродят тысячи туристов с разных континентов, а мы находимся в одном из самых популярных мест России. Именно за этим мы сюда приехали, именно такими я хотел увидеть Кижи.


Вечерело. Мы, следуя плану, отправились на осмотр основных достопримечательностей музея. Туристов меньше не становилось. Подплывающие теплоходы наполняли музей новыми, в основном иностранными группами. Честно говоря, я был приятно удивлен такому вниманию к России и ее красотам со стороны французских, итальянских и англоязычных туристов.

Интересно как поменялась мода за прошедший век. Эти мамы и дочки в одеждах разных поколений встретились по пути в музей

На острове можно взять в прокат велосипед или воспользоваться услугами вот такого конного экипажа.

В южной части музея деревянного зодчества есть такая живописная бухта, в которой находится дом Сергеева из деревни Логморучей. Его построили более века назад.

Кузница из деревни Суйсарь находиться неподалеку

Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро построена во второй половине 18 века.

Часовня Воскрешения Лазаря Муромского монастыря. Самая старая часовня в Кижах, относится к XIV веку.

Архитектура деревянных зданий и их масштабы впечатляют. Иностранцы там, вообще, ходят с круглыми глазами и открытыми ртами. Очень интересно было за ними понаблюдать. Такое ощущение, что они не понимали, куда они попали и как такое возможно построить.

На этом кадре три объекта в одном: Баня из деревни Усть-Яндома, Курная изба Елизарова из деревни Середка Климецкого острова и Ветряная мельница-столбовка Н.Я. Биканина из деревни Волкостров.

Зажиточный дом Ошевнева из деревни Ошевнево. Он состоит из трех изб, горницы, светелки над двухэтажными сенями, двухъярусным двором с повалом, подпертым бревнами в углах. Такая конструкция позволяла менять гниющие бревна хлевов, не разбирая крышу.

После 8 часов туристов на острове уже не отыскать. Ты остаешься практически один посреди неимоверной красоты.

Дело шло к закату и мы, немного передохнув, поспешили к холму возле деревни Ямка. Уж очень мне понравился вид, открывающийся оттуда. Поднимаясь на его вершину, я увидел дымку и подумал, что это пыль от проезжающего по дороге автомобиля, оказалось, что ближе к заходу солнца весь остров начал погружаться в туман. Вот так выглядит ветряная мельница из деревни Вороний Остров на закате, она же была и на самой первой фотографии.

А так — Часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово (17-18 век)

Поднявшись к этой часовне, перед нами открылся прекрасный вид на залив Мож губа.



Солнце уже практически спряталось за горизонт и мы поспешили на короткий отдых. Ведь через несколько часов мне предстояло встречать рассвет.

Поспав около двух часов, я отправился встречать рассвет. До восхода солнца еще было минут сорок.

Серо-синее почти безоблачное небо постепенно окрашивалось в красно-оранжевый рассветный цвет. Все низины были наполнены густым туманом.

Поднявшись на холм к часовне Спаса Нерукотворного, с которого просматривается почти весь остров, передо мной открылся очень красивый и не совсем стандартный вид на Спасо-Кижский погост.

Успенская Часовня из деревни Васильево смотрится словно корабль, плывущий по бескрайним туманным просторам.

Часовня Трех Святителей из деревни Кавгора возвышается над слоистыми туманными реками.

Первые лучи утреннего солнца я застал около Пудожского сектора, туман над заливами Онежского озера начал постепенно рассеиваться.

Пудожский сектор посвящен русской деревне Пудожья и состоит из одной улочки, на которой находятся 3 дома с пристройками: дом Беляева из деревни Кубовская, дом Поташева из деревни Пяльма и дом Бутина из деревни Пялозеро.

На противоположной стороне расположились: амбар Белошеева из деревни Пялозеро и амбар Пахомова из деревни Остров-Заречье.


Вокруг звенящая тишина. Иногда откуда-то издалека, со стороны озера, доносится крик чаек, которые в столь ранний час устроили себе завтрак.

Такое ощущение, что я нахожусь на не обитаемом острове. Я один среди неимоверной красоты в окружении старинных многовековых построек. Вот это настоящие Кижи. Уверен, более 99% туристов такими остров не видели. Надо сказать, много потеряли.


По основному музею острова утром гулять одно удовольствие. Но вчера мы здесь уже достаточно всего посмотрели, посмотрим и сегодня днем, поэтому покажу пару утренних фотографий и пойду посплю еще пару часов, ведь сегодня предстоит еще обратная дорога в Санкт-Петербург.

Это место все прекрасно знают.


На этом я закончу свое фотоповествование об одном из красивейших островов России. Надеюсь Вам было интересно.