Люксембургский сад в париже история. Где находится Люксембургский сад? История

Великолепный Люксембургский дворец, выходящий фасадом на самую длинную улицу Парижа – Вожирар, был возведен вдовой Генриха IV Марией Медичи в память о дворце Питти и саде Боболи в ее родной Флоренции.

Сегодня дворец является местом заседаний французского Сената, а его прекрасный Люксембургский сад, который по праву считается «легкими» Левого берега, стал местом паломничества парижан.

Летом этот сад, с его строго распланированными лужайками, красочными цветниками, прекрасными деревьями (некоторые из них растут в гигантских горшках и на зиму переносятся в закрытое помещение) привлекает толпы народа, а самое популярное тенистое место, куда все стремятся, – это окруженный платанами фонтан Марии Медичи в северо-восточном углу сада.

Большинство лужаек сада не имеет оград, но для отдыха вдоль посыпанных гравием дорожек предусмотрительно расставлены металлические скамейки. Можно также полежать на газоне, если вы найдете свободное пространство меж лежащих здесь сотен молодых тел. Другое место отдыха – симпатичное тенистое кафе , находящееся приблизительно в 100 метрах к северо-востоку от водоема.

На центральном круглом пруду дети пускают кораблики (их можно взять напрокат), а западная часть парка отдана активным видам отдыха: здесь расположены теннисные корты, большая детская спортивная площадка, площадка для прогулок на осликах и конечно же песочная площадка для игры в шары.

По всему парку рассредоточены многочисленные скульптуры, в их числе памятник художнику Делакруа скульптора Жюля Далу, а также довольно своеобразная скульптура – дань памяти поэту-сюрреалисту Полю Элюару работы Осипа Цадкина; с произведениями последнего подробнее можно ознакомиться в находящемся неподалеку Музее Цадкина.

Более тихая, скорее похожая на лес юго-западная часть парка заканчивается небольшим фруктовым садом из выращенных на шпалерах грушевых деревьев; их плоды попадают на стол к сенаторам, или же, при наличии большого урожая, отдаются бездомным.

В помещении Оранжереи (вход со стороны дома № 19 по улице Вожирар, напротив улицы Феру) устраиваются временные художественные выставки. В последнюю неделю сентября здесь ежегодно проводится выставка «Экспо-Осень»; на ней можно увидеть фрукты и цветочные композиции, выращенные, в том числе и в Люксембургском саду (Jardin du Luxembourg) и его теплицах.

Добраться до Люксембургского сада можно как двигаясь, пешком вдоль бульвара Сан-Мишель до самого конца, так и доехав на метро до станции «Люксембург». За высокой кованой оградой, которую вы сразу же приметите, приближаясь к нужному месту, скрывается сад, занимающий площадь в двадцать шесть гектаров.

История Люксембургского сада

Люксембургский сад был разбит в 1611-1612 годах по заказу итальянки Марии Медичи, вдовы монарха Генриха IV, вокруг загородного дворца, возводившегося в то время далеко за пределами города. Прообразом дворца послужил Палаццо Питти во Флоренции, в котором выросла Мария Медичи.

Несмотря на то, что в XIX столетии южное крыло замка и прилегающий к нему сад подверглись значительным изменениям, Люксембургский дворец сохранил свой лёгкий итальянский флёр, который ещё более подчёркивают выращенные в кадках пальмы.

В оригинале Люксембургский сад (Jardin du Luxembourg) предусматривал большие территории лесных насаждений, цветочных клумб и водоёмы, для снабжения водой которых в 1613-1624 годах был создан акведук. И даже подковообразный пандус с высокими террасами со стороны сада, огибающий центральный фонтан, существовал в такой форме ещё в начале XVII столетия.

Мраморные статуи, в том числе памятник королеве Марии Медичи, появились лишь в XIX веке. В парке размещено большое количество статуй и произведений искусства, среди которых есть одна из четырёх парижских статуй Свободы Фредерика Огюста Бартольди высотой около 2 метров.

В 1617 году территория Люксембургского сада была увеличена за счёт части земли картезианского монастыря, по указу Людовика XIV, внука Марии Медичи, подковообразный пандус дополнила грандиозная перспектива авеню де ль’Обсерватуар, которая ведёт через проложенный здесь парижский нулевой меридиан до парижской обсерватории.

Уже в XVII столетии парк пользовался огромной популярностью. В XVIII веке стал излюбленным местом прогулок литераторов: здесь прохаживались и Руссо, и Дени Дидро. В последующие годы территория сада испытала достаточно много изменений: в 1782 году его владелец, граф Прованский, брат Людовика XVI и будущий король Франции Людовик XVIII поступился шестью гектарами сада, дабы провести реставрацию дворца.

Во время Французской революции после секуляризации картезианского монастыря территория Люксембургского сада увеличилась до его нынешних размеров. В 1865 году при

Как в этом замкнутом пространстве
Вмещаются все радости земли?
Фонтаны, клумбы и дворец в убранстве,
Где некогда бывали короли.
Мирошникова Ирина



Левый берег Парижа славится волшебным обаянием истинно французского колорита. Здесь каждый кирпич старинных особняков пропитан тонкими нотками парижского настроения, которое сквозь века проносится романтичными волнами сквозь маленькие кафе, величественные соборы, пленительные розы садов и улыбчивые глаза шумных горожан.



И центром этого прекрасного района, который носит название «Латинский квартал», является роскошный парк в самом конце бульвара Сан-Мишель - Люксембургский сад. Это место не только пронизано нежными строками Ахматовой, Цветаевой, Бродского, Дидро, Руссо, Эрнста Хемингуэя, и привлекает оно не только тем, что является одним из главных культурных наследий французской столицы, но в первую очередь тем, что Люксембургский сад пропитан той самой неповторимой энергетикой левого берега.



Фонтан Леда

Добраться Люксембургского сада можно как двигаясь пешком вдоль по бульвару Сан-Мишель до самого конца, так и доехав на метро до станции «Люксембург». За высокой кованной оградой, которую вы сразу же приметите, приближаясь к нужному месту, скрывается сад, занимающий площадь в двадцать шесть гектаров

Люксембургский сад с севера ограничен одноимённым дворцом и «Малым дворцом» (Petit Palais), который является официальной резиденцией президента Сената,оранжереей и Люксембургским музеем (Musée du Luxembourg), а с востока — Парижской высшей национальной школой горного дела (Ecole des Mines).




Сад можно условно разделить на две части: вокруг дворца расположены разбитые ещё в XVII в. в строго геометрическом порядке и в классическом французском стиле клумбы и террасы, в восточной и юго-восточной части возникла более поздняя парковая зона в английском стиле.



Сад был разбит в 1611 либо 1612 гг. по заказу итальянки Марии Медичи, вдовы короля Генриха IV, вокруг загородного замка, возводившегося в то время далеко за пределами города. Сад был заложен на землях, принадлежавших монастырю картезианцев, построенному на месте средневековой крепости Шато Вовер.


Крепость была огромной и пользовалась зловещей славой, похожей на репутацию замки Синей Бороды. До наших дней во французском языке сохранилось выражение «aller au diable Vauver», что означает «опасное путешествие». В XIII веке Людовик XI передал эти земли картезианцам, суровому монашескому ордену, основанному святым Бруно (ок. 1030-1101). Прообразом замка послужил Палаццо Питти во Флоренции, в котором выросла Мария Медичи.

Мария скучала по пейзажам любимой Тосканы, поэтому распорядилась посадить вокруг нового королевского замка большое количество деревьев и создать обширные террасированные партеры с эффектными цветниками. По замыслам королевы, разросшиеся деревья со временем должны были образовать настоящий густой лес, для питания которого влагой был спланирован специальный акведук.

Две тысячи вязов, высаженных на территории, сформировали перспективу, которая на юге заканчивалась стеной монастыря картезианских монахов. Медичи хотела расширить территорию сада, но монахи отказывались отдать хоть пядь своей земли, поэтому этим планам суждено было осуществиться лишь в конце 18-го века, после разрушения монастыря во время Великой французской революции.

Сад был изменен в соответствии с замыслами архитектора Жана-Франсуа Шальгрена (Jean-Francois Chalgrin, 1739-1811), который не только расширил и продлил центральную перспективу, но и благоустроил пустовавшую территорию в юго-западной части сада. В этот же период в саду появились балюстрады, которые нависали над центральным цветочным партером и большим прудом (Le Grand Bassin).
В начале 19-го века, прилегающие улочки и дороги превратились в бульвары, но это не оказало какого-либо влияния на общую планировку сада.
Княжеский сад, в котором основоположник стиля рококо Жан Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau, 1684-1721) уединенно работал и искал вдохновение, был открыт для публики в 1778 году. Детскую карусель и театр, героем представлений которого был Гиньоль (Петрушка), создал в 1881 году архитектор Жан Луи Шарль Гарнье (Jean-Louis-Charles Garnier, 1825-1898). Примерно в эти же годы в саду появились многие укромные уголки и площадки для игр и отдыха.



Оранжерея

Лианы, шалфей, георгины... Цветение растений в клумбах не прекращается в течение всего теплого периода года. Для достижения максимальной декоративности, три раза за год садовники меняют ассортимент растений в каждом цветнике.
В летние месяцы добавляются кадочные растения - апельсиновые деревья, финиковые пальмы, гранатовые деревья, олеандры, некоторым из которых уже более двух столетий. Эти и другие декоративные растения можно увидеть и в оранжерее, построенной в 1839 году и расширенной спустя 50 лет.



В отдалении красуются белые каштаны. В скрытом за кулисами из растений месте расположились лавры, аукубы и бирючина. Здесь также сохранились деревья, выращенные картезианскими монахами в своем собственном питомнике при монастыре, - это, прежде всего, почти две тысячи сортовых яблоневых и грушевых деревьев, посаженные вблизи стен.





Люксембургский сад в полной мере соответствует главному требованию, которое предъявляется сегодня к парижским паркам. Растущие здесь деревья и кустарники хорошо переносят регулярную обрезку, а также толерантны к атмосферным загрязнением и заболеваниями.



Каштаны, липы и клены представляют собой прекрасные убежища для городских птиц. Подавляющее большинство пернатых наиболее активны и наполняют сад звуками весной, но некоторые больше привлекают посетителей в зимнее время, - такие как большой пестрый дятел, воробей, или королек - самая маленькая из европейских птиц



Несмотря на то, что в XIX в. южное крыло дворца и прилегающий к нему сад подверглись значительным изменениям,



Кто послужил моделью для многих статуй по большейчасти относящихся к XIX в., легко понять. Статуи королев и знаменитых дам Франции выстроились вдоль аллей парка. Среди них св. Женевьева, Мария Стюарт, Анна Бретонская, Клотильда Французская.

Анна Австрийская



Возлюбленная Петрарки-Лаура


Св.Батильда


Мария Стюарт


Мария-Луиза Орлеанская


Мария Медичи


Королева марго

Кроме королев можно увидеть и другие скульптуры в парке, в их числе памятник художнику Делакруа скульптора Жюля Далу, а также довольно своеобразная скульптура - дань памяти поэту-сюрреалисту Полю Элюару работы Осипа Цадкина (с произведениями последнего подробнее можно ознакомиться в находящемся неподалёку Музее Цадкина).


Статуя Свободы в Люксембургском саду



В оригинале сад предусматривал большие территории лесных насаждений, цветочных клумб и водоёмы, для снабжения водой которых в 1613—1624 гг. был построен акведук. И даже подковообразный пандус с высокими террасами со стороны сада, огибающий центральный фонтан, существовал в такой форме ещё в начале XVII в





В 1617 г. территория сада была увеличена за счёт части земли картезианского монастыря, по приказу Людовика XIV, внука Марии Медичи, подковообразный пандус дополнила грандиозная перспектива авеню де ль’Обсерватуар, которая ведёт через проложенный здесь парижский нулевой меридиан до парижской обсерватории.





Уже в XVII в. парк пользовался большой популярностью. В XVIII в. Люксембургский сад стал излюбленным местом прогулок литераторов: здесь прохаживались и Руссо, и Дени Дидро.




В последующие годы территория сада испытала много изменений: в 1782 г. его владелец, граф Прованский, брат Людовика XVI и будущий король Людовик XVIII поступился шестью гектарами сада, чтобы провести реставрацию дворца. Во время революции после секуляризациик артезианского монастыря территория Люксембургского сада увеличилась до его нынешних размеров.


В 1865 г. при Наполеоне III была разрезана проложенной рю Огюст Комт (rue Auguste Comte) и зданиями в восточной и южной части. Эти работы затронули в том числе особо любимые Ги де Мопассаном древесный питомник (Pépinière) и ботанический сад. Протесты граждан и пять петиций, одна из которых собрала рекордные для того времени 12 000 подписей, не возымели успеха. Фонтаны



Фонтан Медичи





Фонтан Медичи (1624 г., выполнен в модном тогда итальянском стиле) считается самым романтичным фонтаном Парижа и находится в одном из самых притягательных уголков Люксембургского сада.

Во времена королевы это был типичный итальянский фонтан-грот.



Однако в 1866 году мастер О. Оттен переместил фонтан и дополнил его скульптурной группой, дидактически толкующей миф о Полифеме. Бронзовый прообраз (Ришелье) вот-вот набросится на Галатею (Мария Медичи), ни о чем не подозревающую, лежащую в объятиях пастуха Акида.

Более тихая, скорее похожая на лес юго-западная часть парка заканчивается небольшим фруктовым садом из выращенных на шпалерах грушевых деревьев. Их плода попадают на стол к сенаторам, или же, при наличии большого урожая, отдаются бездомным.







Большой пруд


С пруда открывается перспектива на обсерваторию

Она начала формироваться в 1790 году, когда снесли монастырь, примыкавший к саду. Вдоль проспекта, почти до пересечения с бульваром Montparnasse, тянется сквер. Кроны деревьев, растущих по обеим его сторонам, столь пышны, что образуют плотную лиственную крышу.



В конце сквера установлен фонтан Обсерватории (Fontaine de l’Observatoire), который чаще называют фонтан «Четыре части света». В центре фонтана её автор, скульптор Давиу, расположил скульптурную группу работы Ж.-Б. Карпо. Четыре обнажённые девушки олицетворяют четыре материка - Евразию, Северную Америку, Южную Америка и Африку.







Их лицам приданы черты народов, населяющих континенты, а на плечах они держат земную сферу, окруженную сферой небесной. В плоскости эклиптики небесной сферы расположено кольцо с символами зодиакальных созвездий. Автор, конечно, знал, что материков на планете пять, но Австралия рушила всю композицию, и её пришлось убрать. Из вод фонтанного бассейна рвутся к небесам бьющие копытами кони.




Люксембургский сад - самый «французский» из всех парков города, потому что только здесь можно увидеть истинное предназначение зеленых местечек в Париже, как именно проводят свое свободное время парижане, и, наконец, стать одним из них, уютно усевшись на креслице у фонтана, вдыхая аромат роз и наслаждаясь свежестью зелени, скрывающей от такого с одной стороны далекого и одновременно неизмеримо близкого центра города.
Люксембургский дворец




Мария Медичи

Palais du Luxembourg — дворец, построенный для Марии Медичи по проекту Саломона де Бросса в 1615-31 гг. в Люксембургском саду в Париже, на месте усадьбы покойного герцога Пине из родаЛюксембургов (отсюда и название).



Стиль — переходный от ренессанса к барокко. По заказу Марии Медичи художник Рубенс написал для этого дворцадвадцать четыре холста со сценами из жизни королевы.



Через несколько месяцев после окончания строительстваЛюдовик XIII удалил её из Парижа. После смерти Марии здесь жили её сын Гастон Орлеанский и внучка, «Великая Мадемуазель».




Во время нацистской оккупации во дворце размещалась штаб-квартира люфтваффе во Франции, в нём периодически останавливался Герман Геринг, а генерал-фельдмаршал авиации Гуго Шперле довольно долго в нём жил. В настоящее время здесь заседает Сенат Франции.









































Где находится : Париж, 6й округ, Сен-Жермен,
Как добраться: RER Luxembourg / м.Odeon / St-Sulpice
На что посмотреть : сад, который парижане называют «Люко», разбит перед южным фасадом Люксембургского дворца. Это, пожалуй, самый романтичный из парижских парков. Здесь находят уединение влюбленные, ведут научные споры профессора, старушки кормят с рук птиц, которые давно перестали бояться людей.

Каждый раз, бывая в Париже, я стараюсь заглянуть в Люксембургский сад.
Ну, как не наведаться сюда хоть на несколько минут! Усесться на стул, вытянуть ноги и почувствовать, что ты пришел домой. Смотреть на таких же, как ты, посетителей: кто-то приходит сюда каждый день, кто-то попал в Париж на несколько часов. И все мы единодушно погружаемся в умиротворенное созерцание, когда не хочется ни разговаривать, ни думать, ни спешить, а в душе поселяется безмятежность.

Кто-то, впрочем, бегает или играет в теннис и петанк, но это там, в глубине. Сад разделен на зону активности, аллеи мирных прогулок и партер сидения перед Люксембургским дворцом.

Бродский писал: «Сад выглядит, как помесь Пантеона со знаменитой «Завтрак на траве».
Пантеон, действительно, проглядывает в глубине аллеи – от него до Люксембургского сада минут 5 пешего хода.

Однако в данном случае поэт имел ввиду большое количество скульптур королевских особ и прочих французских знаменитостей, расставленных по саду, одной из которых – Марии Стюарт – он и посвятил свое стихотворение.

Помимо исторических персонажей, присутствуют и мифологические

и животные

Фонтан Марии Медичи

Для меня главный «магнит» Люксембургского сада – фонтан Марии Медичи, тенистое, укромное место под сенью платанов, где долгая лента водной глади тянется к портику-гроту, а вдоль воды повисли зеленые гирлянды плюща.

Обратите внимание – высота бортов бассейна при приближении к портику увеличивается, создается иллюзия уклона.
Вокруг, разумеется, стулья с сидящими людьми. Невозможно не притянуться к этому месту. Вроде и занят своим делом, но в любой момент можно окунуть свой взгляд в красоту – и опять за дело.

Вот такие здесь платаны!

Фонтан в итальянском стиле был построен в 1624 году для королевы-регентши Марии Медичи. Правда, фигурами Галатеи в объятиях Акида и угрожающего им циклопа Полифема фонтан украсился уже в 19-м веке (скульптор Оттен). Сюжет выбран не случайно, а с намеком на сложные отношения Марии Медичи с кардиналом Ришелье.
Сначала они были в одном стане и даже вместе отправились в ссылку в замок Блуа (куда их отправил подросший сынок Марии — Людовик 13-й). Потом Людовик помирился с матерью, и та замолвила словечко за Ришелье.

Благодаря королеве-матери Ришелье получил сан кардинала, а вскоре после этого стал интриговать против своей протеже. В итоге многолетний любовник Марии Медичи, Кончино Кончини, был убит, королева вынуждена была бежать из Франции и закончила свою жизнь в Кельне. Впрочем, одержавший победу Ришелье пережил ее всего на полгода.

Очень удачно падал свет, озаряя нежную Галатею, лежащую в руках Атиса, а нависший над ними грозный циклоп оставался в тени.

Циклоп Полифем

По легенде, в последнюю секунду нереида Галатея увидела Полифема и успела соскользнуть в воду. А в Атиса разгневанный Полифем метнул кусок скалы, но юноша не умер бесповоротно, а превратился в реку.

Скульптура наверху фонтана:

С другой стороны фонтана — барельеф, изображающий Леду и Лебедя


Люксембургский дворец

В двух шагах от фонтана – Люксембургский дворец, основное здание, относительно которого выстраивается вся композиция сада. Перед дворцом — большое ступенчатое пространство восьмиугольного фонтана.

От фонтана отходит авеню Обсерватории, которое завершается еще одним фонтаном, изображающим 4 стороны света.

Мария Медичи выросла во Флоренции в палаццо Питти и пожелала, чтобы возводимый для нее дворец был похож на ее флорентийский дом.
Всякий бывавший во Флоренции человек, наверно, с трудом признает в совершенно французском по духу Люксембургском дворце монументальный, как стена, и непоколебимый, как крепость, последний и самый пышный из трех дворцов, принадлежащих клану Медичи во Флоренции.

В таких случаях говорят – «по мотивам».

Для намечавшегося строительства была приобретена усадьба у герцога Люксембургского. Имя прежнего владельца и дало название дворцу и саду.

Строился Люксембургский дворец 16 лет, с 1615 по 1631 год архитектором Саломоном де Бросс (он же – автор фонтана Медичи).
Для украшения дворца в Париж был приглашен гремевший в ту пору антверпенский художник Питер Пауль Рубенс, который и вправду постарался на славу и, помимо обустройства интерьеров, в течение двух лет (1622-1624) написал для Люксембургского дворца 21 картину на тему «Жизнь Марии Медичи» и 3 портрета. Все они сейчас в Лувре.

Самой Марии Медичи пожить в построенном для нее дворце пришлось недолго — в июле 1531 года она бежала из Парижа.
Дворец за несколько веков своего существования много всего повидал. Во время Великой Французской революции его превратили в тюрьму для именитых пленников. Здесь содержались как зачинатели революции Дантон, Демулен, так и менее известные в ту пору личности, как, скажем, Жозефина Богарне. Жозефине повезло избежать гильотины и стать впоследствии женой Наполеона. Который, придя к власти, выбрал для своего проживания Люксембургский дворец. Вот такие неожиданные повороты.

В годы Второй мировой войны во дворце размещался генштаб люфтваффе, и здесь, будучи в Париже, останавливался Геринг.
Сейчас в дворце заседает французский Сенат, и попасть туда сложно, если вы не сенатор.
Зато можно посетить Люксембургский музей, который находится слева от дворца (если считать, что фонтан Медичи – справа).

Карта Люксембургского сада

Парковая зона

Регулярный «французский» парк сменяется естественным «английским», у которого – свои приверженцы.

Но все же «французская» часть сада выглядит эффектней

Гармонию нарушает черный «зуб» башни Монпарнаса — вечно он высовывается некстати

Левый берег Сены, через дорогу – Латинский квартал, здания университетов и лицеев Сорбонны. Здесь студенты дописывают домашние задания, здесь народ постарше отдыхает на железных стульях в свой обеденный перерыв, здесь в зеленых аллеях мамы, бабушки и нянюшки выгуливают юных граждан Французской Республики.

Это Люксембургский сад (le Jardin du Luxembourg), 26 гектаров тишины и покоя посреди километров вечной парижской суеты сует. Как не вспомнить тут начало двенадцатиминутной композиции в исполнении Джо Дассена:

«Люксембургский сад...
Как давно я сюда не приходил!
Вот бегают дети, вот падают листья,
Вот студенты мечтают о конце занятий,
А преподаватели – об их начале...».

История. Глоток Флоренции в Париже

Разбить Люксембургский сад распорядилась Мария Медичи (Marie de Médicis) в 1611 году. Это произошло вскоре после того, как простой школьный учитель из Ангулема Франсуа Равальяк (François Ravaillac), обернувшийся вдруг религиозным фанатиком, зарезал ее мужа – короля Генриха IV (Henri IV), сменившего протестантскую веру на католическую ради французского престола. Мария, коронованная по ее настоятельной просьбе за день до гибели супруга, в одночасье стала не только венценосной вдовой, но и регентшей при сыне – восьмилетнем короле Людовике XIII. Словом, полномочий хватало. Да и женщина она была властная – достаточно взглянуть на ее портрет работы Франса Пурбуса Младшего.

Выросшая во Флоренции, одном из центров итальянского Возрождения, Мария и в диковатом для нее Париже стремилась к прекрасному. Когда же она стала полноправной распорядительницей государственной казны , велела не только реконструировать замок за городской чертой, но и обустроить вокруг него сад . А чтобы деревья не зачахли, приказала провести к нему акведук. Строители, вдохновляясь любимым королевой флорентийским палаццо Питти и её личными пожеланиями, за какие-то полтора десятилетия закончили дворец. Надо сказать, что появился он на месте усадьбы к тому времени давно оставившего мир герцога Пине из рода Люксембургов. Если бы имя рода герцога не перешло дворцу и саду, вряд ли сейчас хоть кто-то вспоминал о его светлости.

Люксембургский сад доныне сохранил многое из того, что было задумано и сделано еще в начале XVII века. Например, пандус с террасами вокруг большого фонтана, создающий ощущение, будто ты переходишь из одного измерения сада в другое.

Как добраться

Люксембургский сад расположен не очень далеко от – стоит лишь пересечь Сену по мосту Сен-Мишель (Saint-Michel) и пройти по бульвару Сен-Мишель до улицы Вожирар (Vaugirard), а там свернуть направо.

До Люксембургского сада можно доехать автобусами: № 58, 84, 89, остановка «Люксамбур» (Luxembourg) и № 63, 70, 87, 86, «Сен-Сюльпис» (Saint Sulpice).

На север от Люксембургского сада, хотя и не сказать, чтобы рядом, есть станции метро «Сен-Сюльпис» (Saint-Sulpice – названа по расположенной рядом церкви Святого Сульпиция) и «Мабийон» (Mabillon - в честь ученого и монаха-бенедиктинца Жана Мабильона).

А ближайшая станция метро – «Люксамбур» (Luxembourg) – находится на бульваре Сен-Мишель, наискосок от одного из входов в сад. Возле южной оконечности сада, окаймленной с двух сторон проспектом Обсерватории (avenue de l`Observatiore) есть станция «Пор-Рояль» (Port-Royal).

Ленин с Троцким у Королевских ворот

Возле станции «Пор-Рояль» (в переводе – Королевские ворота) наш соотечественник найдет сразу две виртуальные достопримечательности. Первая – Парижский меридиан (он считался нулевым до передачи этого почетного звания Гринвичскому). Меридиан совпадает с проспектом Обсерватории, а еще он обозначен фонтаном со скульптурой «Четыре стороны света».

Вторая – реальный ресторан «Клозри де Лила» («Closerie des Lilas», в переводе – сиреневый палисадник), в котором теперь уже виртуальные Ленин с Троцким любили играть в шахматы. Впрочем, тут бывали и многие другие известные личности – от Артюра Рембо до Мика Джаггера, который и сейчас живее всех живых. Имеет ли смысл посетить ресторан? Он, мягко говоря, не из дешевых. Но если вы решили пойти по ленинским или джаггерским местам и вполне презираете деньги (особенно когда они есть), то вас, конечно, не испугает фаршированное травами седло ягненка с черными трюфелями за 50 евро или, скажем, устрицы – от 20 до 30 евро за полдюжины. Что уж говорить о фирменной ром-бабе за 12,50!

Люксембургский дворец

Люксембургский дворец (Palais du Luxembourg) был перестроен, напомню, для Марии Медичи в 1615-1631 годах по проекту яркого представителя маньеризма в архитектуре Саломона де Бросса (Salomon de Brosse) .

Неугомонная в своих культурных и политических желаниях Мария заказала для нового дворца не кому-нибудь, а самому Питеру Паулю Рубенсу 21 полотно со сценами из своей собственной жизни и три портрета сверх того. Сейчас они хранятся в .

Но недолго наслаждалась вдовствующая королева садом и дворцом: вскоре после окончания строительства ее сын Людовик XIII (Louis XIII), устав терпеть интриги матери, выслал ее же из Парижа. Он к тому времени больше доверял другому интригану – своему премьер-министру, кардиналу Ришелье. Больше десяти лет скиталась французская королева-итальянка по европейским столицам, пока не окончила дни в одиночестве в Кёльне – в доме своего любимого живописца Рубенса, которого тогда уже два года как не было на этом свете.

А в Люксембургском дворце жизнь шла своим чередом. Тут поселился еще один сын Марии Медичи – Гастон Орлеанский – и его дочь Анна Мария Луиза Орлеанская, между прочим, герцогиня де Монпансье. Эта принцесса королевской крови неприлично долго не могла выйти замуж и потому получила прозвище Великая Мадемуазель. Интриг и заговоров папа с дочкой тоже не избегли, но головы свои, а заодно дворец для потомков, сберегли. И за парком ухаживали.

До самой Великой французской революции 1789 года Люксембургский дворец оставался королевской резиденцией. В 1791-м его объявили Государственным дворцом, где тут же расположились члены Директории – это, если кто забыл историю, революционное правительство так называлось . После падения Наполеона, с 1815 года, во дворце размещалась палата пэров, а с 1879 года – сенат.

Да, вообразите себе – прямо здесь, в парковом дворце, заседают 348 сенаторов, работу которых обеспечивают 2 тысячи сотрудников сената. И пока мы с вами гуляем по дорожкам Люксембургского сада, сенаторы, поглядывая в окна дворца на нас и своих очень немногочисленных часовых, решают судьбы Франции. А может быть, и мира! Сейчас Сенат Французской Республики возглавляет Жерар Ларше. Вот он, на снимке выше, принимает делегацию из Азербайджана.

В сам Люксембургский дворец вы, конечно, не попадете – даже французским депутатам не нравится, когда им мешают работать. А вот в музей дворца – пожалуйста. Подробнее о нем расскажу дальше.

Королевы в каштановых аллеях

Давайте же пройдем по парку. Встав лицом к сенату, двинемся по часовой стрелке зеленого циферблата Люксембургского сада. Далеко идти не придется. Тут же рядом с Люксембургским дворцом мы увидим скульптуру «Женщина с яблоками». Ее автор – Жан Терзиефф. Вообще-то, он выходец из России, точнее из Кабарды, и зовут его Авенир Чемерзин. А его сын Лоран Терзиефф стал известным французским актером.

Еще пара шагов, и мы с вами выходим к одному из прекраснейших фонтанов мира – фонтану Медичи, построенному в стиле барокко все тем же архитектором Саломоном де Броссом для все той же Марии Медичи.

В центральной нише видим прекрасную Галатею с пастухом Атисом как раз в тот момент, когда их застиг ревнивый циклоп Полифем (работа скульптора Оттэна).

А с обратной стороны найдем барельеф «Леда и лебедь» работы де Валуа.

Следуем дальше по нашей стрелке и начинаем любоваться появившимися здесь в XIX веке мраморными статуями знаменитых французских королев: от Марго – Маргариты Наваррской (между прочим, первой жены Генриха IV, с которой он развелся по причине ее бездетности),

до Марии Медичи, его второй и, как вы уже знаете, последней жены.

Рядом под каштанами прячутся скульптуры Клотильды Бургундской, Матильды Фландрской, Маргариты Анжуйской… Нет здесь, правда, нашей Анны Ярославны (известной во Франции как Агнесса Русская), жены короля Генриха I.

Зато есть, конечно, Мария Стюарт. Она, представьте, тоже была королевой Франции, женой короля Франциска II, хотя и недолго – в 1559-1560 годах. А когда болезненный супруг ее скончался, вернулась в Шотландию. Что было дальше, вы знаете из пьесы Шиллера.

Гуляя по Люксембургскому саду, Иосиф Бродский, словно зачарованный, останавливался у статуи королевы-шотландки. И позже написал целый цикл стихотворений «Двадцать сонетов к Марии Стюарт»:

Земной свой путь пройдя до середины,
я, заявившись в Люксембургский сад,
смотрю на затвердевшие седины

мыслителей, письменников; и взад-
вперед гуляют дамы, господины…

И ты, Мари, не покладая рук,
стоишь в гирлянде каменных подруг –
французских королев во время оно –
безмолвно, с воробьем на голове.
Сад выглядит, как помесь Пантеона
со знаменитой «Завтрак на траве».

Мрамор, бронза и Гиньоль

Идем далее, чтобы отдать дань уважения тем, чьи памятники украсили сад: поэтам Полю Верлену и Шарлю Бодлеру (на снимке внизу), романистам Гюставу Флоберу и Стендалю, критику и литературоведу Шарлю-Огюстену Сент-Бёву, композитору Массне, художникам Антуану Ватто и Эжену Делакруа.

Не забудем и поэта-сюрреалиста Поля Элюара – весьма оригинальный памятник ему работы Осипа Цадкина тоже здесь.

Понравилось? Рядом, на улице «д`Асса, 100 бис» (100bis rue d`Assas), расположен Музей Цадкина, его видно из сада. Будет время и желание – заходите посмотреть на другие работы нашего соотечественника (родом он из Витебска), великого французского скульптора. Тем более, что вход в него бесплатный и работает он каждый день, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.

А вот и статуя «Свобода, освещающая мир» работы Фредерика Огюста Бартольди (Frédéric Auguste Bartholdi). Высотой она всего два метра. В французы отправили ее 30-тонную 46-метровую «сестру» – в подарок американцам к 100-летию США (подробнее об американской Lady Liberty вы можете прочитать здесь). Но на всякий случай оставили в Париже целых четыре копии: здесь – в Люксембургском саду, а еще – на Лебедином острове посреди Сены, в Музее искусств и ремесел и, наконец, на барже, пришвартованной рядом с у правого берега Сены.

Чуть далее по кругу – маленький театр «Гиньоль» или «Театр кукол Люксембургского сада». Гиньоль – это народный персонаж, сродни Петрушке. Вход – 6 евро. Спектакли здесь дают в 11.00 и в 15.30, но не каждый день. Поэтому, коли будет у вас желание заглянуть к парижскому брату нашего Петрушки, зайдите сначала на сайт театра и сверьте ваши планы с его программой.

Кто только из наших соотечественников не гулял до нас с вами по Люксембургскому саду! Поэт Осип Мандельштам, живший в Париже в 1907-1908 годах, Марина Цветаева, годом позже написавшая стихотворение «В Люксембургском саду». Анна Ахматова весной 1911-го любила бывать здесь со своим дру­гом – нищим, никому не известным художником Амедео Модильяни, чьи работы продаются сейчас за сотни миллионов евро.

Вот мы и сделали круг. Замкнется он для нас возле Музея Люксембургского сада.

Любимый музей Хемингуэя

Музей Люксембургского сада (Musée du Luxembourg) расположился в том крыле Люксембургского дворца, что ближе к оранжерее.

В 1750 году здесь устроили выставку «Королевских полотен». Так здание стало первым общедоступным музеем живописи. Это уже после революции, в 1793 году, для публики открыли ! В 1818 году в Люксембургском дворце появился первый в Европе музей современного искусства, где художники могли еще при жизни выставить свои работы.

В 1871 году куратором музея назначили иллюстратора Андре Жилля, широко известного парижанам своими газетными карикатурами, а еще – нарисованной им вывеской кабачка «Проворный кролик» на . Месье Жилль сумел свести под одну крышу разрозненные собрания произведений искусства и воссоздать музей скульптуры. В 1937 году он стал называться Государственным музеем новейшего искусства.

В 1920-х годах здесь неподалеку, на улице Кардинала Лемуана, жил будущий нобелевский лауреат по литературе Эрнест Хемингуэй. «Я старался выйти какой-нибудь улочкой к Люксембургскому саду и, пройдя через сад, заходил в Люксембургский музей, где тогда находились великолепные картины импрессионистов...», – вспоминал Хемингуэй в книге «Праздник, который всегда с тобой». – Я ходил туда почти каждый день из-за Сезанна и чтобы посмотреть полотна Мане и Моне».

А в 1986-м основную часть коллекции Люксембургского музея передали музею Орсэ. Такая вот «оптимизация»! Сейчас тут в основном проводят тематические выставки. Из последних -«Влюбленный Фрагонар», «Тюдоры», «Ренессанс и мечта: Босх, Веронезе, Эль Греко», «Шагал. Между войной и миром».

Музей открыт ежедневно с 10.00 до 19.00, а по понедельникам и пятницам – до 21.30. Выходной по случаю Рождества – 25 декабря.

* * *

Если у вас остались силы после нашей прогулки по Люксембургскому саду, устройте себе еще небольшой поход по местам боевой славы д`Артаньяна и трех мушкетеров. Согласно роману Александра Дюма, все они жили совсем рядом: Арамис – на улице Вожирар между улицами Кассет и Сервандони, Портос (и, кстати, господин де Тревиль тоже) – на улице Вьё Коломбье (rue du Vieux Colombier – Старой Голубятни), Атос – на улице Феру (Férou). А сам д`Артаньян – на улице Сервандони. Правда, Дюма со свойственным ему юмором оставил ей в своем романе старое название – Могильщиков.

Удачных вам литературно-географических разысканий. Бродите хоть до утра. Можете и вовсе не покидать окрестностей Люксембургского сада, потому что завтра мы с вами пойдем знакомиться с Латинским кварталом. А он тут через дорогу. Точнее, через бульвар Сен-Мишель. Посмотрите на снимок: Пан снят на фоне Пантеона. А Пантеон – это уже Латинский квартал!

Diana Norgaard / flickr.com Jim Linwood / flickr.com Joe deSousa / flickr.com Son of Groucho / flickr.com Kosala Bandara / flickr.com Kathleen Conklin / flickr.com Andrew Crump / flickr.com Jon / flickr.com Francisco Anzola / flickr.com

Часто бывает так, что гости Парижа, нагулявшись по шумным улицам этого современного Европейского города, желают отдохнуть в каком-нибудь романтичном месте, где время словно остановилось и чувствуется дыхание былого. Одним из таких мест является прекрасный Люксембургский сад.

Дорога к нему лежит через 6-й Парижский квартал (фактически это центр Парижа). Поблизости расположен старинный университет Сарбонна и воспетый Виктором Гюго Нотр-Дам (он же – Собор Парижской богоматери).

Изящные и многочисленные скульптуры, красивые фонтаны, ухоженные аллеи и лужайки ждут гостей Люксембургского сада.

После того как в 1610 году был убит Генрих IV, королевой Франции стала его супруга – Мария Медичи. Вдова скучала по своей родной Италии и решила, что в Париже должен быть возведен Люксембургский дворец в стиле Флорентийского Палаццо Питти, в котором прошли детские годы Марии. Вокруг дворца должен быть устроен сад. Участок под будущее строительство выкупили у одного из герцогов рода Люксембургов – отсюда пошло и дальнейшее его название.

В то время когда одни мастера трудились над стройными формами дворца, другие отдавали силы разбивке сада. Они построили на его территории акведук в форме моста. Вода по нему поступает в прекрасный фонтан, который и поныне радует глаза туристов. Влюбленные парочки и просто романтичные люди особенно ценят ту часть сада, в которой находится другой знаменитый фонтан имени Марии Медичи. Постепенно территория сада разрасталась. Поблизости от него располагался монастырь, относящийся к ордену картезианцев. Но в 1617 году по высочайшему повелению часть монастырских земель была переведена в ведение сада. После смерти Марии Медичи благоустройством сада управляли её наследники. Так Людовик XIV повелел включить в его пределы авеню де ль`Обсеватуар.

Вторая половина XVIII была ознаменована французской революцией. Теперь по тенистым аллеям сада прохаживались простые горожане, а в самом Люксембургском дворце была устроена тюрьма, в которой томились ещё недавно знатные парижане. Впрочем, через некоторое время все вернулось на круги своя и освобождённая знать вновь наслаждалась ухоженным садом.

В 1865 французские интеллигенты, а в их числе тогда ещё молодой Ги де Мопассан (в будущем – известный писатель) активно протестовали против работ, которые развернулись на территории сада. Дело в том, что правитель Франции Наполеон III распорядился проложить новую улицу, впоследствии получившую название Огюст Комт. По проекту улица эта разрезала Люксембургский сад надвое. На её пути оказались и древесный питомник, и ботсад. Всего собрали 12 тысяч подписей, но строительство не остановили. Зато многочисленные мраморные статуи, являющиеся одним из главных украшений сада, были поставлены там по распоряжению все того же Наполеона III.

Что стоит посмотреть в Люксембургском саду?

Люксембургский сад занимает территорию порядка 26 гектар. Здесь гости могут увидеть 106 скульптур, а также фонтаны. Самый знаменитый из них – Центральный, расположенный возле Люксембургского дворца. Там, у большого водоёма выдают напрокат модели парусников. Выполненный в итальянском стиле фонтан Медичи – частое место встреч влюблённых парочек. А также в саду – ухоженные цветники, террасы и музыкальный павильон, где регулярно проводятся концерты.

Люксембургский дворец

Jon / flickr.com Chris Waits / flickr.com Hugh Millward / flickr.com Alison and Fil / flickr.com Andrew Crump / flickr.com David Stanley / flickr.com Cristian Bortes / flickr.com Randy Connolly / flickr.com Joe deSousa / flickr.com Mark Fugarino / flickr.com

Люксембургский дворец во времена революции XVIII века являлся тюрьмой для представителей свергнутой власти, в наше время здесь заседает Сенат Франции. Впрочем, и простым гостям там рады – в нём работает музей. Для того чтобы попасть внутрь надо пройти через огороженный внутренний двор, ориентиром служит купол, возвышающийся над центральной частью Люксембургского дворца.

Люксембургский дворец не оставляет равнодушными туристов своей грациозностью. Здесь они видят черты тосканской архитектуры – той самой, о которой тосковала, вспоминая родную Флоренцию Мария Медичи. Но, помимо того, архитектор Соломон де Бросс оставил в очертаниях дворца и детали классической французской школы. На вопрос, к какому стилю относится Люксембургский дворец, эксперты не могут ответить однозначно. Присутствуют в нём элементы, как ренессанса, так и барокко. Как бы там ни было, а, судя по воспоминаниям современников, Мария Медичи осталась довольной внешним видом и убранством дворца. И даже заказала у знаменитого художника Рубенса 24 полотна со сценами из её жизни. Эти картины стали одним из украшений залов.

Оранжерея и теплицы

Kathleen Conklin / flickr.com Diana Norgaard / flickr.com Ken & Nyetta / flickr.com Kosala Bandara / flickr.com Dirk Haun / flickr.com Mark Fugarino / flickr.com

Люксембургский сад в Париже знаменит и своими цветниками. Дело в том, что побывав там единожды, через три года вы можете возвращаться туда за новыми впечатлениями. Именно с такой периодичностью садовники меняют растения. А в закрытых оранжереях бережно выращиваются декоративные насаждения, которые, после того как окрепнут, переносятся в сам Люксембургский сад, являясь одними из лучших его украшений. Помимо того, в оранжереях проводятся временные экспозиции. Посетители могут увидеть редкие, в том числе тропические растения.

Основные фонтаны

Alex Thomson / flickr.com Daniel Stockman / flickr.com Joe deSousa / flickr.com M R / flickr.com Francisco Anzola / flickr.com

В центре фонтана Медичи возвышается кентавр. Он напряжён и готовится к молниеносному прыжку на Ациса и Галатею. Несколько вычурные, но все же красивые формы присущи стилю барокко и отражают один из мифов античности. Если обойти фонтан, то можно увидеть барельеф с изображением лебедя и Леды. Также возле фонтана устроен пруд с чистовой водой, в которой можно увидеть разнообразных рыбок.

Когда Люксембургский сад откроет вашему взору фонтан, в центре которого стоят четыре девушки, держащие на своих хрупких плечиках земную сферу – значит, вы дошли до фонтана Обсерватории, над которым трудились несколько талантливых архитекторов и скульпторов. Лицо каждой женщины индивидуально, отражает черты жительниц Евразии, Африки, Северной и Южной Америки – эти материки они и символизируют.

В центре прямоугольного бассейна возвышается бюст человека с шестью водными струями. Это – фонтан Делакруа, названный так в честь именитого французского художника.

Скульптурные группы и статуи

Colin Parker / flickr.com Nicki Dugan Pogue / flickr.com Daniel Stockman / flickr.com Oh Paris / flickr.com Son of Groucho / flickr.com Daniel Jolivet / flickr.com Tim Adams / flickr.com brownpau / flickr.com Joe deSousa / flickr.com

Расположенные в Люксембургском саду статуи делятся на несколько групп.

  • Статуи и скульптурные группы, представляющие персонажей античной мифологии. Например, сцена сражения Тесея с минотавром. Пожилой сатир Силен в окружении очаровательных нимф. Геркулес, совершающий очередной подвиг, и другие.
  • Помимо того, можно насчитать 20 статуй существовавших в реальности знаменитых женщин. Среди них французские королевы начиная с древнейших времён – от Святой Батильды и до самой Марии Медичи. Королевы Англии Матильды Фландрской и Марии Анжуйской, причём на месте последней до 1876 года находилась статуя Жанны д`Арк. Статуя Лауры де Нов, которую прославил в своих сонетах Петрарка.
  • Большая группа статуй представляющих знаменитых деятелей науки, искусства и политики. Так посетители увидят фигуры композиторов: Шопена, Бетховена и Массне и других. Поэтов: Шарля Бодлера, Поля Верлена и Анри Мюрже. Писателей: Жорж Санд и Гюстова Флобера. Политики представлены лицами Пьера Гийома и Меденса Франца.
  • Помимо того в Люксембургском саду стояла статуя Свободы двухметровой высоты. Именно её изваял выдающийся скульптор Фредерик Огюст Бартольди и именно на её основе создал потом знаменитую статую Свободы, ставшую одним из главных символов Нью-Йорка. Но в 2011 году ночью некий злоумышленник пробрался в Люксембургский сад и отпилил у статуи руку с факелом. Через пару лет статую отреставрировали, но чтобы избежать повторения подобных инцидентов её поместили в охраняемую галерею.