Иофан проект дворца советов. Дворец советов ссср

Дворец труда и Большой кинотеатр — этих названий не найти на карте современной столицы, они сохранились лишь в архивах. Попробуем представить, как бы выглядел наш город, если всем планам суждено было бы сбыться.

Москва — город, который активно строился и перестраивался на протяжении всей своей истории. Каждая эпоха привносила в облик столицы что-то новое, иногда пытаясь полностью поменять её архитектурную концепцию. Особенно это касается советского периода, когда появились такие стили, как знаменитый сталинский ампир и конструктивизм.

Архитектурные проекты той поры поражают воображение. Некоторые из них были воплощены в жизнь, но многие так и остались в архивах. Впрочем, только на бумаге можно увидеть и некоторые чертежи дореволюционного периода. Попробуем же представить, как бы выглядел наш город, если всем планам суждено было бы сбыться.

Дореволюционная подземка

Первые предложения по созданию метро в Москве появились ещё в 1875 году. Тогда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Пушкинскую площади до Марьиной Рощи. В 1902 году А.И. Антонович, Н.И. Голиневич и Н.П. Дмитриев составили доработанный проект, который предусматривал строительство Кольцевой линии, проходящей по Камер-Коллежскому валу, а также Центрального вокзала в Александровском саду и четырёх радиальных линий. Половину этих дореволюционных веток планировалось построить на эстакадах, а половину провести в тоннелях. Кольцевая по проекту должна была проходить по эстакадам и земляным насыпям.

Храм Христа Спасителя на Воробьёвых горах

Храм этот собирались воздвигнуть в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Архитектор Александр Витберг предложил построить его между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьёвых горах, которые Александр I поэтично назвал «короною Москвы». Вот несколько доводов, придавших вес предложению: это и желание императора соорудить храм за городом, поскольку в Москве «нет достаточно места, потребного для изящного здания»; это и ссылки на расположенный за городом собор Святого Петра в Риме; это и удачное географическое расположение — ведь расстилающееся у подножия Воробьёвых гор Девичье поле позволило бы видеть храм издалека. И последний довод: Воробьёвы горы расположены между путями неприятеля, вошедшего в Москву по Смоленской дороге и отступившего по Калужской.

Храм должен был стать самым высоким в мире: высота его наземной части должна была быть 170 метров (для сравнения: высота собора Святого Петра в Риме — 141,5 метра). В 1823 году начались заготовка камня и работы по соединению верховьев Волги и Москвы-реки для доставки камня к храму. Первый опыт оказался удачным, но вывезти большие партии так и не удалось, потому что воду в Москве-реке не смогли поднять до нужного уровня.

Строительство храма так и не продолжилось. Многочисленные ключи на склоне гор, свидетельствующие о песчаных грунтах, исключают возможность строительства большого сооружения не только на склонах, но и на вершине из-за опасности неравномерной осадки.

Дворец труда в Москве — неосуществлённый проект 1922-1923 годов. В центре столицы, на участке между Тверской улицей и площадями: Свердловской, Революции и Охотнорядской (на месте нынешней гостиницы «Москва») планировалось возвести грандиозный комплекс.

Дворец труда должен был вместить все рабочие организации Москвы, большие пролетарские библиотеки, зал заседаний на несколько тысяч человек, аудиторию на восемь тысяч слушателей, музей социальных знаний, столовую с пропускной способностью шесть тысяч человек, спортивные организации и многое другое.

Выставка проектов «Дворец труда» открылась в марте 1923 года. Этот крупнейший конкурс должен был во многом определить, по какому пути пойдёт советская архитектура. Представленный на нем проект братьев Весниных стал первым зданием в стиле конструктивизм. Однако его строительство так и не началось, а в 1935 году здесь появилась гостиница «Москва».

Сухаревская площадь

В 1931 году был разработан план генеральной реконструкции Москвы. Он предполагал полное изменение градостроительной концепции города. В центре должны были появиться широкие транспортные магистрали и высотные здания. Чтобы сделать это, начали сносить историческую застройку. В 1933 году дело дошло и до Сухаревой башни. Известные архитекторы пытались защитить башню. Живописец и реставратор Игорь Грабарь, академики архитектуры Иван Фомин и Иван Жолтовский написали Сталину письмо, в котором указывали, что решение ошибочно: «Сухарева башня, — писали они, — есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый… Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля».

Авторы письма предлагали в течение месяца разработать проект реконструкции Сретенской площади, который позволил бы разрешить транспортную проблему, при этом сохранив Сухареву башню. Архитектор Фомин вскоре представил этот проект — с круговым движением по площади. Были и другие варианты — пропустить транспорт западнее башни, передвинуть её на другое место, устроить тоннель для транспорта. Всему этому, увы, не суждено было сбыться.

При разборке Сухаревой башни один из наличников окон третьего этажа сохранили и перенесли в Донской монастырь, где его вмуровали в монастырскую стену. Часы с Сухаревой башни сейчас установлены на башне Передних ворот усадьбы Коломенское. Фундаменты башни также сохранились, но скрыты под современной площадью.

В 1980-е годы исполком Москвы принял решение о восстановлении башни. Был объявлен конкурс проектов, но ни один из них не был принят. Сейчас о существовании Сухаревой башни напоминает лишь памятный знак в сквере на Садовом кольце.

Дворец Советов в Москве проектировался как гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя Ленина высотой 70 метров. Таким образом, здание должно было стать самым высоким в мире. Под строительство было отведено место, на котором ранее стоял храм Христа Спасителя. Проект предложил Борис Иофан, а работу над памятником Ленину поручили Сергею Меркурову. Строительство было прервано с началом Великой Отечественной войны и больше не возобновлялось.

Зарядье

В соответствии с новой эстетикой советское правительство планировало расширить Красную площадь вдвое, а центральные площади — имени Ногина, Дзержинского, Свердлова и Революции в трёхлетний срок реконструировать. Территорию Китай-города хотели освободить от существующей мелкой застройки, за исключением отдельных крупных сооружений, и вместо них построить несколько монументальных зданий государственного значения.

Восьмой сталинской высоткой должно было стать административное здание в Зарядье. 32-этажный небоскрёб, заложенный в день восьмисотлетия Москвы, так и не был завершён. Все возведённые конструкции демонтировали, и в 1964-1967 годах на оставшемся фундаменте построили гостиницу «Россия».

Закрестовский путепровод

Решение об открытии ВСХВ (ВДНХ) повлияло на реконструкцию 1-й Мещанской улицы и Ярославского шоссе. От 1-й Мещанской Ярославка отделялась путями Октябрьской железной дороги, через которые был переброшен старый путепровод. Ширина его была настолько мала, что даже трамвайные пути можно было проложить только в одну нитку.

Первый проект архитектурного решения выполнил в 1935 году архитектор Михаил Жиров. Сооружение должно было иметь невиданные для Москвы размеры: его ширина составляла 40 метров. Проект Жирова не был утверждён, и дальнейшую работу над путепроводами поручили коллективу в составе инженера Юрия Вернера и братьев-архитекторов Константина и Юрия Яковлевых. Начатое в 1936 году строительство было завершено через два года.


Дом ТАСС

В 1934-1935 годах был объявлен конкурс на строительство здания ТАСС. Он проходил в три тура, а для здания выбрали новое место — Пушкинскую площадь. Автором одного из проектов был Леонид Гриншпан — известный архитектор эпохи постконструктивизма. Впрочем, его планы в жизнь так и не претворили. Существующее здание Информационного телеграфного агентства России было построено в 1976 году на Тверском бульваре по проекту архитекторов Виктора Егерева, Анатолия Шайхета, Зои Абрамовой и Геннадия Сироты.

Большой академический кинотеатр на Театральной площади

Большой академический кинотеатр — крупное общественное сооружение, которое по плану реконструкции Москвы должны были построить на площади Свердлова (нынешней Театральной площади), напротив здания Большого театра. Поскольку кино было признано «важнейшим из искусств», новый кинотеатр должен был архитектурно подчинить себе здание Большого театра. Кинотеатр должен превзойти Большой и размерами: в театре — две тысячи мест, а в Большом кинотеатре должно было быть четыре тысячи (потом, правда, эта цифра снизилась до трёх тысяч мест).

Конкурс на проект Большого академического кинотеатра был объявлен осенью 1936 года, но все проекты в итоге были признаны неудачными, все предложенные здания страдали гигантоманией, с которой как раз начинали усиленно бороться. Несмотря на то что кинотеатр на площади так и не появился, именно его проекту мы обязаны созданию совмещённого вестибюля станций «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова».

Пантеон Славы

Пантеон в Москве — неосуществлённый проект мемориальной усыпальницы, «памятника вечной славы великих людей Советской страны», куда должны были перенести саркофаги Ленина и Сталина, а также «останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлёвской стены».

В 1953 году, сразу после смерти Сталина, был объявлен конкурс проектов пантеона, но его конкретное месторасположение не уточнялось. В центральные органы власти стали поступать многочисленные проекты, многие из которых перекликались с теми, что появились во время конкурса на сооружение Дворца Советов.

Памятник челюскинцам

Возвращение с полюса челюскинцев, снятых со льдины советскими летчиками (они, кстати, стали первыми Героями Советского Союза), стало народным праздником. Поэтому Моссовет объявил конкурс на проект памятника. Монумент планировалось разместить на стрелке Обводного канала (сейчас на этом месте находится монумент в честь Петра I Зураба Церетели).

Детская железная дорога в Парке культуры и отдыха имени И.В. Сталина (Измайловском парке)

В 1932-1933 годах в Москве уже существовала детская железная дорога — в детгородке Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. К концу 1930-х годов её закрыли.

Местом строительства Московской ДЖД затем избрали Общегородской парк культуры и отдыха имени Сталина в Измайлове (ныне Измайловском парке). Генеральным планом развития Москвы предусматривалось превратить этот парк в главную зону отдыха москвичей. Возле северо-западного входа должен был расположиться Центральный стадион СССР имени Сталина на 100 тысяч зрителей. В восточной части парка планировалось открыть крупнейший в мире зоопарк, а в центре парка, в пойме реки Серебрянки, обустроить огромный пруд площадью более 110 гектаров с ухоженными пляжами на 10 тысяч человек, яхт-клубом и станцией гоночных катеров.

Детская железная дорога должна была связать все культурно-развлекательные объекты парка и стать основным видом транспорта. При её создании было решено отказаться от сложившейся в те годы практики проектирования детских дорог детьми или молодыми специалистами в свободное от работы время. Был объявлен конкурс на лучший проект детской дороги и всех её сооружений. По его условиям архитектура вокзальных зданий должна была стоять на качественном уровне московского метро, сооружений канала Москва — Волга, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и быть ярким образцом «радостной советской архитектуры». Особое внимание уделялось разнообразию стилей, а потому каждый из участников готовил проект не всей дороги, а только одного из вокзалов. Итоги архитектурного конкурса подвели весной 1940 года.

В 1940-1941 годах московские детские технические станции и дворцы пионеров провели набор в кружки юных железнодорожников. С первого же дня они были распределены по службам (движения, тяги, вагонной и так далее). Весной 1941 года, пройдя начальный теоретический курс, ребята приступили к практическим занятиям. Но поскольку дорога к тому моменту ещё не была построена, занятия проходили на предприятиях Московского железнодорожного узла. Например, юные паровозники под руководством опытных машинистов водили пассажирские поезда с Савёловского вокзала.

20 июня 1941 года окончательный вариант проекта детской железной дороги был сдан на утверждение. А через два дня началась Великая Отечественная война. После войны неоднократно предпринимались попытки вернуться к вопросу о строительстве детской железной дороги, но все они так и не увенчались успехом.

Как могли бы выглядеть привычные нам улицы

Амбициозные проекты реконструкции города коснулись почти всех центральных улиц и площадей нашего города. Выглядеть совсем не так, как мы привыкли, могли бы и Манежная площадь, и Тверская, и Курский вокзал.




ДВОРЕЦ СОВЕТОВ, неосуществленный проект здания, предназначенного для возведения в Москве. Впервые идея строительства в Москве Дворца Советов была высказана С. М. Кировым (см. КИРОВ Сергей Миронович) в 1922 на Первом съезде Советов. Проектирование … Энциклопедический словарь

Дворец Советов. Проект Б. М. Иофана, В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха. 1935 – 1937. Москва. «Дворец Советов» название станции в 1935—57 … Москва (энциклопедия)

Проект Дворца Советов (арх. Б. М. Иофан, В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх). Дворец советов неосуществлённый строительный проект советского правительства, работа над которым велась в 1930 е годы и в 1950 е годы: грандиозное административное здание,… … Википедия

Проектировался в 1931—33 и 1957—59. Идея сооружения комплекса возникла в 1922 на I съезде Советов СССР. В 1930—50 х гг. она всячески пропагандировалась, приобретя символический смысл выражения государственной, политической и… … Москва (энциклопедия)

Дворец искусств многозначный термин. Дворец искусств (Иваново) Дворец искусств (Львов) Дворец искусств (Минск) Национальный дворец искусств «Украина» См. также Дворец Дворец изящных искусств Дворец культуры Дворец пионеров Дворец Советов … Википедия

Проект Н. Троцкого, получивший первую премию Дворец труда в Москве … Википедия

Достопримечательность Дворец культуры и науки Pałac Kultury i Nauki … Википедия

Дворец Дворец великого князя Алексея Александровича … Википедия

Координаты: 59°55′58″ с. ш. 30°20′41″ в. д. / 59.932778° с. ш. 30.344722° в. д. … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Юсуповский дворец. Координаты: 59°55′45.8″ с. ш. 30°17′56.12″ в. д. / 59.929389° с. ш … Википедия

Книги

  • Архитектура дворца советов , Коллектив авторов. Дворец Советов и сотрудничество искусств. Строительство Дворца Советов и содружество искусств. Конструкции и материалы. Архитектура интерьеров. Основная скульптура Дворца Советов - статуя В.…
  • Архитектура дворца советов , . Дворец Советов и сотрудничество искусств. Строительство Дворца Советов и содружество искусств. Конструкции и материалы. Архитектура интерьеров. Основная скульптура Дворца Советов - статуя В.…

Давно хотел написать пост про Дворец Советов — неосуществлённый утопический прожект колоссального административного здания, должно было быть построено в Москве и должно было символизировать победу социализма в отдельно взятом государстве. По замыслу советских архитекторов, Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире на то время — выше небоскрёбов в Нью-Йорке.

Для строительства Дворца советов был уничтожен Храм Христа Спасителя — большевики взорвали его в 1931-м году, а в 1932-м году начали подготовительные работы к возведению Дворца Советов. Фундамент колосса был завершен к 1939 году, но из-за начала Второй мировой войны проект полностью заморозили.

Для начала немного истории. Идея возведения колоссального дворца возникла ещё в 1922 году — её озвучил Сергей Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов — Сергею казалось, что "звуки интернационала уже не умещаются в старых зданиях, и на месте дворцов банкиров, помещиков и царей нужно возвести новый дворец трудящихся крестьян".

О том, что это будет вовсе никакой не "дворец крестьян", а дворец для собраний советской номенклатуры, к которому крестья не подпустят и на пушечный выстрел, в пламенной речи скромно умалчивалось. Зато Киров не скрывал экпансионалистские планы большевиков на счет западных стран — "величественное сооружение станет эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе!"

02. Вот такие статьи публиковались в советской прессе тех лет. Для сравнения было нарисовано, насколько именно Дворец Советов станет выше, чем известные небоскребы, пирамиды Египта и Эйфелева башня в Париже.

04. Для выбора итогового проекта был проведён конкурс, требования к зданию дворца были такие — внутри должно быть два зала, Большой и Малый, каждый из залов должен вмещать несколько тысяч человек. Среди конкурсных работ был отвергнут проект Дмитрия Иофана (как "реставраторско-эклектичный") и проект Германа Красина ("верхняя часть напоминает церковный купол"). Всего было рассмотрено около 160 проектов — рассматривались они в два этапа, и в итоге победила работа Бориса Иофана.

По замыслу проектировщиков, Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире, вершину здания должна была венчать гигантская 100-метровая статуя Ленина — таким образом, сам Дворец Советов был одновременно и зданием, и чем-то вроде колоссального пьедестала для памятника. Масса полноразмерной статуи Ленина должна была составить 6000 тонн, а длина его указательного пальца составляла бы 4 метра.

05. Кстати, к возведению самого Дворца планировалось также и полностью перестроить центр Москвы, уничтожив старые кварталы — нечто подобное позже сделал . Между Красной площадью и тогдашней площадью Свердлова (ныне Театральная) планировалось проложить широкую магистраль. Авторы проекта отмечали, что «идея, вложенная в архитектурное решение площадей Дворца Советов, это идея открытых, широко приглашающих площадей, олицетворяющих социалистическую демократию». Не знаю, что такого "демократичного" в открытых площадях — скорее всего, получились бы гигантские, не соответствующие масштабу человека подавляющие площади, на которых человек чувствует себя букашкой.

Вот так Дворец должен был бы выглядеть в сегодняшней Москве — будь он построен.

06. Про интерьеры планируемого дворца сведений сохранилось немного — известно лишь, что отделать их должны были шлифованным гранитом и украсить скульптурами. Места для зрителей в Большом зале планировалось обтянуть кожей, высота Большого зала должна была составить 100 метров при диаметре в 140 метров. Малый зал должен был быть высотой в 32 метра, а фойе Дворца должно было называться "залом сталинской конституции".

Предполагаемый вид интерьера Большого зала:

07. Фойе, "Зал сталинской констиуции":

08. В 1939 году закончили строить фундамент — его строили так долго потому, что предполагаемый дворец должен был иметь гигантский вес — порядка 1,5 миллиона тонн. Начальник строительства Дворца по имени Василий Михайлов был репрессирован и расстрелян к окончанию сроков стройки фундамента. Реальность постучалась в двери советских прожектеров с началом Второй мировой войны — из металлических заготовок для фундамента пришлось делать противотанковые ежи для обороны Москвы, а остальной металл был использован для сооружения мостов на железной дороге.

В послевоенный годы в СССР не оставляли идеи всё же достроить Дворец Советов — правда, проект был существенно ужат и серьезно сдулся — высота здания должна была составлять уже не 415, а 270 мметров, существенно были урезаны площади внутренних залов и их декор. В 1947 году в Москве начали строить знаменитые "сталинские высотки", и про Дворец Советов окончательно забыли.

Фото: Фото: russian7.ru | namednibook.ru | way2day.com | tehne.com

По-моему, Дворец Советов был изначально утопическим прожектом, который показывает, что бывает, когда власть безраздельно распоряжается финансами страны — вместо такого гигантского дорогостоящего сооружения можно было полностью модернизировать инфраструктуру нескольких советских городов.

А что вы думаете по этому поводу?

Напишите в комментариях, интересно.

Советский Союз колоссальными темпами возводит в центре Москвы циклопических размеров здание – Дворец Советов. Общая высота строения должна будет составить 415 метров (без учета громадной фигуры Ленина на верху).

Это выше Эмпайр-стейт-билдинг – высочайшего сооружения того времени. 100-метровая фигура Ленина по первоначальной идее, должна была указывать на солнце, при этом постоянно двигаться, но позже от этой задумки отказались. Монумент должен был стать небоскребом номер 1 как в Москве, так и в мире – главный гигант СССР.

В голове гигантской фигуры Ленина предполагалось сделать зал заседаний. Здесь, в торжественной обстановке, будут принимать в ряды СССР новые республики и государства. Начало колоссальной стройки было положено на первом Съезде Советов (тогда же объявили о создании Советского Союза) в 1922 г. Здание должно было стать символом Великой страны. Поэтому старый символ, царской России, уничтожили при помощи громадного количества взрывчатки.

Всего в конкурсе на лучшее строение претендовали почти 300 проектов. Первоначально вместо одной огромной башни с Ленином на вершине предполагалось несколько зданий в составе одного большого комплекса. Проектировали столь амбициозное и грандиозное здание лучшие архитекторы Союза в течение 8 лет.

Общий вес здания составил бы 1,5 миллиона тонн, но этот громадный вес распределяется неравномерно по площади здания. Для возведения столь мощного сооружения не подходил ни один вид стали, поэтому, специально для него разработали новую марку стали под названием ДС.

Геодезические исследования показали, что место для строительства выбрано удачно – фундамент будет опираться на мощный слой известняка. Основание башни – это два бетонных кольца, диаметром по 140 и 160 метров каждый. Грунтовые воды остановили асбестовые щиты, пропитанные битумом. В подвальных этажах планировалось разместить технические и коммунальные службы.

Уже построили 7 этажей этого гигантского и амбициозного проекта. Страна Советов доказала, что даже такие безумные проекты ей по плечу.


Дворец Советов в Москве начали возводить в соответствии с типичной традицией тех времен, с учреждения Управления Строительством Дворца Советов. Управление использовало проект Дворца Советов в Москве, разработанный Борисом Иофаном.

Ожесточенные споры велись вокруг выбора места для построения здания – от ученых и архитекторов поступали предложения возвести Дворец в районе Китай-города, Охотного ряда, на Ленинских горах (Воробьевых) и на месте Храма Христа Спасителя. Примечательно, что данное сооружение могло расположиться на территории, занимаемой сейчас МГУ им Ломоносова .

Получилось так, что товарищ Сталин, вроде как, вынуждает членов комиссии выбрать именно территорию под Храмом Христа Спасителя. Удивляет с какой скоростью была взорвана святыня: с момента принятия решения прошло меньше 6 месяцев. Недоброжелатели вождя сделали все возможное, чтобы это выглядело как будто Сталин единолично принял решение о сносе собора, но это не так.

В свое время, будущий лидер большевиков планировал стать священником и учился в духовной семинарии. Из рассекреченных документов следует, что Сталин не был противником церкви. Решение о сносе было принято без особых раздумий и, скорее всего, его приняли политические противники Отца народов, такие как Н. Бухарин, известный своими антирелигиозными выходками или тот же “клоун” Хрущев.

Он был “главным палачом СССР”: уничтожал десятки храмов, репрессировал церковнослужителей, подготавливал расстрельно-репрессивные заявки, в которых были десятки тысяч фамилий, а Сталин, в свою очередь одни заявки отклонял, другие уменьшал.


Требования к проекту возведения

Всесоюзный конкурс, объявленный в 1931 г. на разработку чертежей, был вероятнее всего, прикрытием уже принятого вождем решения в пользу Дворца Советов Иофана. Его чертежи отвечали всем предъявляемым требованиям: здание в Москве необходимо разместить на большом открытом пространстве, не допускается ограждение колоннадами или другими сооружениями, высота здания советов должна в разы превосходить городской пейзаж, избегать храмовых мотивов, отображать всю монументальность и цельность новостроя.

Выбрав победителем проект Бориса, Отец народов сделал ряд замечаний, одним из которых было завершить Дворец в Москве верхушкой в виде высокой колонны. А колонну необходимо венчать серпом и молотом, подсвечивающихся изнутри с помощью электричества. Рассматривая небоскреб как памятник Ленину, архитекторы приняли решение завершить московский Дворец Советов монументальной скульптурой лидера большевиков.

Памятник Ильичу планировался как советский вариант Колосса Родосского. Конечный вариант постройки утвердили в феврале 1943 г. На нем здание Советов выглядит как самое большое здание на земле. Высота здания составляла 415 м, высота памятника Ленину – 100 м, а объем 7500 тыс. м3, как итог, это было самое высокое здание в мире на тот момент.

С трудом можно представить, но памятник Ленину можно было бы увидеть с расстояния 70 км. Задача перед зодчими стояла сложная: выразить в Колоссе идею нового государства, гарантировавшего процветание и благосостояние, и, прежде всего, построение социализма.

Гонка в строительстве между Москвой и Берлином

Одновременно с реализацией идеи Дворца Советов в Москве в Берлине возводили не менее монументальное здание – Купольный Дворец (Дом собраний). Адольф Гитлер также, как и Иосиф Сталин занимался переустройством столицы. В планах должны были появится монументальные сооружения: рейхсканцелярия, верховное командование вермахта, партийная канцелярия, дворец самого Гитлера и Дом собраний.

В отличии от большевиков фюрер отказался сносить постройки с историческим значением – старый рейхстаг, здесь предлагали начать масштабную стройку. Он предложил использовать старое здание под библиотеку. Новое здание парламента должно было вместить гораздо большее число депутатов.

Размеры Купольного дворца были колоссальными – 21 млн. м 2 . Гитлер был в неописуемом восторге от мысли возведения монумента такого масштаба. Надо отметить, что немецкий диктатор очень сильно расстроился, когда узнал высоту Дворца Советов, так как Дом собраний существенно уступал по этому показателю. В этот момент между вождями началось своеобразное соревнование: кто сможет выше и дороже построить будущий символ процветания страны.

Фюрер, пытаясь примериться с мыслью, что Купольный Дворец не сможет превзойти Сталинский небоскреб, решил для себя, что его дворец будет уникальным творением архитекторов тысячелетнего рейха. В годы войны Гитлер на время оставил реализацию своих архитектурных замыслов, но никогда не забывал о конкуренции с Дворцом Советов СССР. В планы немецкого диктатора входило уничтожение высотки после захвата Москвы.


Здание Советов в Москве. Кадр из фильма “Шпион”

Возведение Дворца Советов в Москве стало самостоятельной отраслью науки. В рамках проекта проводились специализированные исследования, функционировали опытные лаборатории, создавались целые заводы для производства строительных материалов. К началу 1940 г. был вырыт невероятного размера котлован, в грунт вмонтировали арматуру из специальной стали.

В СССР на строительстве своего главного символа денег не экономили. Удивительным было даже то, что стройка началась без каких-либо финансовых и технических расчетов. Внутреннее убранство интерьера измерялось лишь количественным показателем, без пересчета на рубли. Например, одних только картин предполагалось 18 тыс. м 2 .

Война нарушила все планы архитекторов и художников. В 1941 г. возведение Дворца было остановлено и более не возобновилось, несмотря на все «попытки» Хрущева. Родоначальник уродливых 5-этажек под снос провел заведомо проигрышный конкурс на предмет размещения Сталинского Дворца Советов на участке, занимаемом сейчас МГУ на Воробьевых горах. Задача конкурса была в том, чтобы гармонично вместить монументальное здание высотой в 415 м в облик города. Естественно, это было невозможно сделать, в следствии чего идею возведения гиганта «зарубили».


Вид с памятника Ленина. Кадр из фильма “Шпион”

Стройка после Великой Победы

На бумаге же работа не прекращалась даже в годы Великой Отечественной войны. Иофан, находясь в эвакуации, продолжал оттачивать Дворец Советов на бумаге, а также выдвигал предложения использовать отдельный элемент здания для строительства небоскреба в Свердловске.

Во время войны все строительные мощности Управления Дворца Советов были переброшены на второй, по значимости для Сталина, проект – Московское метро. Метрополитен строили ударными темпами и вводили очередную станцию ровно в срок.

После окончания войны вождь загорелся новой идеей – строительством высоток, облик которых был заимствован из чертежей Дворца Советов Бориса Иофана. По замыслу Сталина главный город страны планировалось наполнить высотками, чтобы поражать иностранцев своим величием и подтверждать статус сверхдержавы.


Слева – Наркомат тяжелой промышленности по проекту Мельникова. По центру – здание Наркомата тяжелого машиностроения по проекту Чичулина.

Архитектурную концепцию здания советов в Москве должны были поддержать Сталинские высотки. Они перекликались с ним, то отдаляя, то приближая к себе архитектурную перспективу центра столицы.

Пропорции и силуэт зданий должны были быть оригинальными и своей архитектурно-художественной композицией гармонировать с исторической застройкой и силуэтом будущего Дворца Советов. Справедливости ради, надо сказать, что это было сделать крайне проблематично, потому как Московский Кремль на фоне такого монолита, смотрелся бы по меньшей мере странно.

Построение Дворца Советов в Москве отодвигалось с каждым новым съездом партии. Почему-то, Иосиф Сталин постоянно затягивал возведение гиганта, при этом, очевидных причин на то не было. Но вот удивительное – строительство высоток вождь всячески форсирует.

Несмотря на то, что Дворец Советов в Москве так и не возвели, работы по его строительству дали весьма позитивные результаты в дальнейшем. Управление строительства Дворца Советов приобрело огромный опыт на протяжении всего проектирования здания и в дальнейшем стало, своего рода, элитным строительным подразделением. Этому отделу поручили возведение стратегически важного объекта – Останкинской башни.

«Клоунада» Хрущева

«Сила всегда привлекает людей с низкой моралью, на смену гениальным диктаторам неизменно приходят мерзавцы. В этом есть своя закономерность» – А.Эйнштейн.

После смерти вождя народов, каким-то случайным образом страну возглавил «главный палач СССР» Н. С. Хрущев. В тщетных попытках избавиться от Сталинского прошлого и хоть как-то выглядеть на его фоне не столь жалким руководителем, он подготовил доклад «О культе личности и его последствиях», в котором обвинил Иосифа Сталина в неуважении к Владимиру Ильичу Ленину потому, как Дворец Советов в Москве, запланированный еще 30 лет назад так и не был построен и это должно быть исправлено. По своей никчемности и низости Хрущев может уступить только Горбачеву. Если первый разрушал страну по глупости, то второй – делал это целенаправленно, за деньги.

Естественно, Хрущев и не собирался возводить монументальное сооружение. Появление гиганта означало бы победу Сталинской эпохи и являлся бы кульминационным моментом всех его архитектурных преобразований. Хрущев же осуждал Сталина и поэтому не мог позволить этому свершится. Решение этого вопроса он нашел, как и подобает такому человеку, крайне циничное. Был объявлен конкурс на проект нового Дворца Советов, но с весьма занимательными критериями.

Достаточно привести краткий отрывок из описания конкурса: «свободны от формалистических, реставраторских, эклектических тенденций и подражания современной капиталистической архитектуре». Все расплывчато и абстрактно. Конечно же, благодаря таким формулировкам можно любому проекту сказать: «Вы нам не подходите!».

Несмотря на это, в конкурсе приняли участие многие известнейшие архитекторы: Б. Иофан, Д. Чечулин, И. Жолтовский и другие. Теперь же, все их чертежи и работы не проходили «конкурсный» отбор. Неудивительно, что не было выбрано ни одного проекта, способного удовлетворить таким критериям.

Хрущевская «клоунада» закончилась запланированным фарсом, а СМИ уже во всю боролись с собственной – советской архитектурой. В итоге, Дворец Советов в Москве так и остался главным гигантом СССР, но только на бумаге.


В 1931 году началась работа по созданию генерального плана реконструкции Москвы.

Предполагалось, что в его основу будет положен принцип сохранения исторического облика города. Вместе с тем новый план содержал идеи о расширении московских улиц и возведении новых архитектурных объектов. Окончательная его версия появилась в 1935 году и охватывала множество вопросов: строительство метрополитена и совершенствование наземного транспорта, озеленение и обводнение Москвы, а главное - возведение в столице Дворца Советов.

Дворец на месте храма

Впервые о строительстве Дворца Советов заговорили еще в 1922 году, при жизни . Однако из-за необходимости восстанавливать страну после на этот масштабный проект ресурсов не нашлось. К идее вновь вернулись в 1930-е годы. Дворец Советов должен был стать первым советским небоскребом и символом процветания социалистического государства.

Проект Ле Корбюзье. Источник: corbusier.totalarch.com

Все организационные вопросы, связанные с Дворцом Советов, возлагались на Временный технический совет управления строительством, в состав которого вошли не только архитекторы, но и многие выдающиеся деятели культуры - писатели (), художники (И. Э. Грабарь), театральные режиссеры (К. С. Станиславский). Вопрос о месте строительства оставался открытым. Предлагали Охотный ряд, Болотную площадь, Варварку и, наконец, Волхонку. Последний вариант в итоге оказался наиболее предпочтительным, но для его реализации следовало снести Храм Христа Спасителя, что и было сделано 5 декабря 1931 года.

Волхонку выбрали неслучайно. Дело в том, что Дворец Советов как самое высокое здание Москвы должен был стать архитектурной доминантой города, проще говоря - его центром. К Дворцу собирались проложить широкий проспект и расходящиеся лучами магистрали. Место, на котором располагался , для этих целей выглядело идеальным.

Выбор проекта

Конкурс на проект Дворца Советов считается самым масштабным за всю историю архитектуры Советского Союза. Принять участие приглашались архитекторы со всего мира и даже люди, по роду своей деятельности далекие от искусства и градостроительства. Дворец Советов был призван стать народным зданием, соответственно, внести свой вклад в его сотворение мог любой желающий.


«Это здание должно являться эмблемой грядущего могущества,
торжества коммунизма не только у нас, но и на Западе» С.М. Киров.
Источник: Атаров Н. Дворец Советов. М., 1940.

Руководство обозначило принципиальный момент - здание должно быть высотным. Тем не менее, никакого конкретного технического задания участникам конкурса не дали, поэтому облик Дворца они могли полностью придумать сами, основываясь лишь на собственной фантазии. Несмотря на то, что проекты порой разительно отличались друг от друга, высотность ожидаемо победила приземистость.

Монументальную постройку было необходимо не просто вписать в окружающую среду, но заставить доминировать в ней. Дворец Советов снаружи виделся огромной высоткой с окружающей ее открытой площадью для демонстраций и прогулок, а внутри предполагалась череда холлов и залов для заседаний Верховного Совета СССР, а также проведения массовых мероприятий.

Среди иностранцев, представивших свои проекты Дворца Советов, отличился американский архитектор Гектор Гамильтон. Он удостоился второй премии на Всесоюзном этапе конкурса. В 1932 году журнал Time подчеркивал, что премия Гамильтону - это важное доказательство открытости конкурса. Архитектор, не слишком известный на тот момент в профессиональном сообществе, получил награду благодаря своим талантам, а не громкому имени. Увы, проект, носивший рабочее название «Простота», сгубила именно незамысловатость. Гамильтон, к примеру, упустил из виду такую деталь, как площадь возле Дворца Советов (в плане ее не было). Но где же тогда проводить демонстрации?


Схема каркаса статуи Ленина.
Источник: Атаров Н. Дворец Советов. М., 1940

Проект именитого французского архитектора Ле Корбюзье (впоследствии известен как один из основателей архитектурного стиля брутализм) тоже не вполне соответствовал поставленной задаче. Здание, спроектированное Ле Корбюзье, называли то ангаром, то стадионом, то огромным заводским корпусом - чем угодно, только не дворцом.

В феврале 1932 года вышло постановление, в котором архитекторам снова настоятельно рекомендовали не бояться высотности. Наконец, в мае 1933 года Совет строительства одобрил проект советского зодчего Б. М. Иофана. Финальный план, в разработке которого помимо Иофана приняли участие В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх, был таков: здание Дворца Советов - самое высокое в мире, выше Эйфелевой башни или Эмпайр-стейт-билдинг. Его высота - 415 метров.

Б. М. Иофан, Л. В. Руднев (в дальнейшем архитектор главного здания МГУ) и Д. Н. Чечулин (архитектор дома на Котельнической набережной) предлагали построить несколько высотных зданий, чтобы сгладить масштаб Дворца Советов. А. В. Щусев конкретизировал замысел: архитектор высказался за строительство восьми новых высоток и призвал расположить их в местах, названия которых содержат эпитет «красный» - окрестности Красной площади, Красные ворота, Красная Пресня.

Символ коммунизма

Изначально в проекте Иофана над зданием возвышалась 18-метровая скульптура рабочего с факелом в руке под названием «Освобожденный пролетарий». Но, по словам , Дворец Советов должен был стать памятником Ленину и его достижениям. Так обозначилась новая задача: увенчать Дворец 100-метровой скульптурой Ильича. В ясную погоду ее теоретически можно было бы увидеть на расстоянии семидесяти километров от Москвы. Предполагалось, что статуя Ленина будет в три раза выше и в два раза тяжелее нью-йоркской статуи Свободы. Одна ее голова по объему лишь немного уступала колонному залу Дома Союзов на Большой Дмитровке.


Большой зал Дворца Советов. Источник: techne.com

Как выглядит Дворец Советов «на бумаге»? Его главный вход, возле которого установлены памятники Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, обращен к Кремлю. Внутри здания - взаимодействие всех видов искусства. Фрески, например, должны были занять около 20 тысяч квадратных метров стен (при сравнении выясняется, что это шесть Красных площадей). Помимо них - скульптуры, бюсты, барельефы и полотна в стиле соцреализма.

Наибольший интерес представляет Большой зал, расположенный в центре Дворца. В нем можно было бы поместить на выбор колокольню Ивана Великого, или любое здание высотой 25 этажей. Партер большого зала мог трансформироваться в сцену, водный бассейн и даже ледовую арену. Подобные превращения должны были происходить в течение нескольких минут при помощи электрического подъемника. Круглая форма Большого зала затрудняла проведение киносеансов, и у создателей проекта нашлось оригинальное решение проблемы. Следовало установить сразу четыре экрана, боковые грани которых сложатся в фигуру куба. Три из них обращены к разным сторонам амфитеатра, один - к сектору президиума.


Зал героики Гражданской войны.