В каком году была основана петропавловская крепость. Крепость, не знавшая сражений

Часть первая: эти удивительные стены

Все жители Петербурга бывали в Петропавловской крепости. Многие знают, что крепость не сделала ни единого выстрела по врагу и использовалась в качестве политической тюрьмы. Большинство справедливо полагает, что крепость - первое сооружение города. Кое-кто в курсе, что «Санкт-Петербург» переводится как «Крепость Святого Петра», т.е. Санкт-Петербург - это и есть первоначально Петропавловская крепость. Но никто честно не скажет Вам: от петровской крепости в современной не осталось ничего, кроме одних ворот.

Что же представляла из себя крепость в изучаемое время? Говоря кратко - стройку. Вот почему наш герой - мастеровой, самый распространённый типаж петровского Петербурга, представленный в предыдущих статьяхбыл и здесь главным завсегдатаем. Он строил и перестраивал стены, рыл каналы, возводил здвния внутри стен. Строительство крепости - самые масштабные и важные работы в городе.

К сожалению, художники эпохи не любили изображать стройку. Даже в случае, когда, как мы точно знаем, что бастион, куртина (или здание на территории крепости) подвергались перестройке, они изображались уже завершёнными. Ярким примером является гравюра А. Зубова "Панорама Петербурга" (1716-1717 гг.)- колокольня Петропавловского собора и Государев бастион на самом деле ещё не завершены.

Следует, однако, учесть, что высота Петропавловской крепости примерно на треть превышала высоту валов форта Буртанж. Никакой растительности, кроме травы, на крепостных валах также не было, что подтверждает гравюра П.Пикарта, изображающая Петропавловскую крепость до начала перестройки в камне.

"Санктъ Петербургъ". Гравюра П.Пикарта. 1704. РНБ. Инв. Эг-743. Фрагмент.

Перестраивающиеся, либо частично перестроенные укрепления

Изображения перестраивающихся укреплений Петропавловской крепости для Петровской эпохи отсутствуют.

Если стена должна была расположиться дальше от берега, под неё копали ров глубиной в сажень (ок. 2 м) и забивали круглые сосновые сваи 6-8 метров длиной на расстоянии около 1 м друг от друга. При сооружении фундамента одной куртины или бастиона требовалось от одной до трёх тысяч свай.

Для равномерного распределения осадки на илистый грунт по спиленным головкам свай устраивали свайный ростверк: брёвна располагались поперёк фундаментного рва, на них укладывались прогоны из брусьев. Затем квадратные в плане ячейки, образованные пересечением брёвен и брусьев, заполнялись щебнем и заливались известью. Сверху укладывался фундамент из плитного, "дикого" камня и кирпича.

Стены крепостной ограды возводили из хорошо обожжённого кирпича на растворе из серой извести с добавлением крупного песка. Возведённые стены штукатурились и окрашивались в брусничный цвет.

Каменные укрепления

В самом упрощённом виде каменный вал крепости можно представить как кирпичную эскарповую (внешнюю) и кирпичную валганговую (внутреннюю) стены, между которыми находится свободное (казематы) или заполненное землёй пространство. Более подробно конструкция вала представлена на схеме ниже.

Эскарповые стены имели высоту около 10 м, толщину- 4-6 м в подошвенной части, 2-4 м. у кордона. В основном они были цельными, однако в левом фасе Трубецкого бастиона (и правом фасе Государева, к 1720 г. не достроенного) находилась потерна, т.е. проход, перекрытый цилиндрическим сводом. Потерны выходили в сторону Невы маленькими амбразурными проёмами.

Потерна. Наружный фасад и профиль фаса бастиона. РГА ВМФ. Ф 3/л. Оп. 34. Д. 2521. 1746 г. Источник: Степанов С.Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость: История проектирования и стр-ва. СПб., 2000. С. 86

Большинство каменных укреплений крепостного вала имели внутри двухэтажные казематы, поэтому и проёмы в их эскарповых стенах выводились в два яруса. Не имели казематов фасы бастионов.

Амбразуры во фланках бастионов имели форму высоких стрельчатых ниш, в глубине которых находились расположенные друг над другом две бойницы- верхнего и нижнего боя. По три амбразуры с бойницами были в левом фланке Трубецкого и правых фланках Зотова и Головкина бастионов. Восемь проёмов в стене левого фланка Меншикова бастиона имели форму воронкообразных амбразур, в глубине которых находилось по одной бойнице. Амбразуры располагались в два яруса- по четыре в каждом. Амбразуры имели все казематы Невской куртины. Две стрельчатые амбразурные ниши с бойницами верхнего и нижнего боя были устроены в Кронверкской куртине.

Амбразурные ниши в эскарповой стене фланка бастиона. РГА ВМФ. Оп. 25. Д. 2010. 1797 г. Деталь чертежа "Профили через разные части вала Санкт-Петербургской крепости". Источник: Степанов С.Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость: История проектирования и стр-ва. СПб., 2000. С. 88

Сложенные из кирпича внутренние стены крепости были возведены вертикально и гладко затёрты известковым раствором с добавлением толчёного кирпича, что придало стенам розовый цвет. Высота валганговых стен составляла до карниза до 7,5 м. Толщина валганговых стен у куртин составляла 0,8-1,8 м, а у бастионов- 1,8-2,4 м. В каждом ярусе на валганговые фасады выходили по два проёма- окно и дверь. Переплёты оконных рам и двери помещались в проёмах на глубине 0,6 м от лицевой поверхности стен. Боевые казематы фланков бастионов были раскрыты внутрь крепости большими арочными проёмами стрельчатой формы для подвоза орудий и выхода орудийных газов. В каждом фланке насчитывалось по три или четыре таких воротных проёма, лишь в правом фланке Зотова бастиона их было шесть.

В казематы второго этажа поднимались по наклонным приставным деревянным лестницам.

Фасад Васильевской куртины с деревянными наружными лестницами. Детали. РГА ВМФ. Ф. 3/л. Оп. 34. Д. 2659. 1780 г. Публикация: Степанов С.Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость: История проектирования и стр-ва. СПб., 2000. С. 93

Казематные помещения Петропавловской крепости различались по назначению. Охранительные казематы использовались в качестве складов или казарм. Оборонительные- для перемещения орудий и стрелков, ведения огня. Оборонительные казематы располагались во фланках бастионов (по три-четыре), а также по два по краям Кронверкской куртины (позже- и Никольской). Большинство казематов не имело внутреннего сообщения друг с другом. Толщина поперечных стен между ними составляла около метра.

Размеры казематов зависели от их местонахождения. Их длина колебалась от 12 до 16 м, ширина- от 3 до 6 м. Высота помещений, расположенных на первом этаже, составляла от 2 до 3 м, на втором- от 3 до 4 м. В казематах куртин были устроены деревянные полы. В оборонительных казематах фланков полы имели выстилку из лещадных плит.

Стены в казематах куртин были обмазаны известью и побелены. В оборонительных казематах стены не штукатурились и не белились. Верхним перекрытием казематов куртин служили цилиндрические своды. Цилиндрические своды имели и казематы левого фланка Меншикова бастиона (позже- также Государева бастиона). В прочих фланках казематы имели стрельчатые перекрытия.

Кладку кирпичных сводов вели на известковом растворе, пазухи сводов бутили кирпичным боем. Затем поверхность над сводами выравнивали уложенными плашмя в несколько рядов и промазанными глиной кирпичами, с наклоном к валганговой стене под углом в 30 градусов и засыпали сверху землёй.

На 1744 г. в крепости насчитывалось 288 казарм, не считая оборонительных казематов. Все они имели по одном или два окна, выходящих внутрь крепости, редко- нещё одно окно, выходящих на реку.

Помимо казематов в крепости имелись также пороховые погреба- тайники, размещавшиеся в фасах бастионов.

Поперечные профили охранительного и оборонительного каземата. Деталь чертежа "План и профиль Санкт-Петербурхской крепости". 1727-1728 гг. Б.-Х. Миних. РГА ВМФ. Ф. 3/л. Оп. 23. Д. 935. Публикация: Степанов С.Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость: История проектирования и стр-ва. СПб., 2000. С. 94

Согласно легенде, едва русские суда пристали к острову, над ним появилась царственная птица - орел. Приняв это за божье благословение, царь вышел на берег, вырезал заступом две полосы дерна, сложил их крестом и, как повествует сочинение анонимного автора XVIII в. «О зачатии и здании царствующего града Санкт-Петербурга», «сделав крест из дерева и водружая в дерны, изволил говорить: «Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла...» Таким образом началось строительство крепости Санкт-Петербург (так она называлась вначале, и лишь позже, когда вокруг нее вырос новый город, название Санкт-Петербург стало обозначать город, а крепость стала именоваться Петропавловской) .

Петропавловскую крепость строили с большой поспешностью, опасаясь нападения шведов. Для ускорения дела царь и его приближенные сами руководили работами. Строилась она как образцовое фортификационное сооружение бастионной системы, и, как писали современники, «сам Его Величество сочинил чертеж оной крепости». В плане крепость представляет собой вытянутый шестиугольник с бастионами, пять из которых названы по имени сподвижников Петра, а один - Государевым. Профессиональное руководство осуществлял швейцарский архитектор и инженер Доменико Трезини, специально приглашенный Петром I.

Строили крепость русские солдаты, пленные шведы, крестьяне, согнанные по приказу царя со всех концов России, и даже каторжане, отбывавшие здесь свое наказание. Условия труда были тяжелыми, смертность от эпидемий, голода и холода была очень велика. Тем не менее работа не прекращалась ни на минуту.

Для своего времени Петропавловская крепость стала первоклассным образцом военно-инженерного искусства. При ее строительстве были использованы последние достижения западноевропейской фортификации. Высота ее стен - 9 м, толщина - около 20 м, со всех сторон ее окружает река.


Главная крепостная ограда следовала береговой линии, не оставляя и клочка суши для высадки неприятельского десанта. Выдвинутый вперед бастион увеличивал зону боя. Ни один вражеский корабль не мог подойти к крепости на расстояние выстрела, а ее орудия контролировали невский фарватер. Прорытый внутри крепости канал давал ее защитникам неограниченный ресурс питьевой воды. С суши крепость защищал кронверк, образованный земляными насыпями и рвом. Крепостные стены сначала были тоже земляные, но уже в 1706 г. их начали перестраивать в камне. Позднее, в царствование Екатерины, обращенные к Неве стены облицевали гранитом.

Рассвет над Петропавловской Крепостью

Санкт-Петербург родился в ходе Северной войны со Шведами. Отвоеванные территории необходимо было защищать. С этой целью, 16 мая (27 мая по новому стилю) на Заячьем острове была заложена крепость, которая стала ядром будущего города.

«Заячьим» остров называли, селившиеся здесь финские племена. Во времена, когда этими территориями владели шведы, остров был отдан графу Стенбоку. По поручению Стенбока на острове была устроена мыза. Уже тогда шведы остров называли люст эйланд «веселая земля». В 1691 году сильное наводнение разрушило существовавшие постройки, решено было их не восстанавливать.

Заячий остров был выбран Петром I в 1703 году для строительства крепости не случайно. Он имеет выгодное стратегическое положение, так как с трех сторон омывается Невой, а с севера небольшой протокой, что позволило бы в случае нападения шведов вести круговой обстрел по неприятельским кораблям. К тому же площадь острова была невелика (500-600 метровадратных) и крепость заняла бы всю поверхность суши, не оставив места для высадки вражеского десанта.

Контуры будущей фортеции определили естественные очертания острова. План крепости представляет собой вытянутый с запада на восток шестиугольник, по углам которого разместились пятиугольные выступы-бастионы. Петропавловская крепость стала первой в Россиии крепостью бастионного типа. В прежние времена углы древнерусских крепостей были отмечены крепостными башнями (круглыми или прямоугольными в плане). Бастион в отличие от башни позволял вести круговой обстрел.

Петр I лично принимал участие в разработке проекта крепости в земляном ее варианте. Вместе с Петром над проектом крепости трудился французский инженер Ламбер де Герен. За своевременным возведением бастионов следили Государь и его приближенные, таким образом бастионы стали называть их именами. Так юго-восточный бастион - Государев, северо-восточный - Меншиков, далее против часовой стрелки Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин.

Начиная с 1703 года и по 1706 год, крепость строилась из земли и дерева «с превеликим поспешанием» известно, что осенью 1703 года на бастионах стояло уже 300 пушек.

В первые годы своего существования крепость Санкт-Петербург и город оставались синонимами. Таким образом, официальное название крепости «Санкт-Петербургская крепость».

Со временем Санкт-Петербургскую крепость, так же как собор на его территории, стали называть Петропавловской. На территории крепости первоначально существовали деревянные постройки, которые не сохранились до наших дней: цейхгауз-склад для хранения оружия, здание первой городской аптеки и пр. Спустя полтора месяца после закладки крепости на ее территории был построен деревянный храм во имя Св. Апостолов Петра и Павла, освященный 1 апреля 1704 года.

В 1705 году открылся трактир , возле разводного моста, соединившего Заячий остров с соседним островом Березовым (ныне Петроградская сторона).

В 1708 году севернее от крепостных стен, на противоположном берегу Кронверкской протоки построили дополнительное укрепление-Кронверк. Своими очертаниями Кронверк напоминал корону, что и обусловило название (крон по немецки-корона). Кронверк не сохранился до нашего времени, в середине XIX века на его месте было построено здание Арсенала. Ныне в здании Арсенала находится военно-артиллерийский музей ().

На самом Заячьем острове так же появились дополнительные укрепления-равелины. Они были построены в 1730-е годы во времена правления Анны Иоановны и названы в честь двух царей: Иоановскиий равелин на востоке и Алексеевский равелин на западе острова. Равелины предназначены были для защиты стен крепости от прямого обстрела и штурма. От крепостных стен равелины были отделены рвом с водой. Уровень воды регулировался с помощью системы Ботардо."Ботардо"-плотина (деревянный частокол и башня), сооружавшаяся поперек крепостного рва для удерживания воды в нем на нужном уровне. Рвы, отделявшие равелины, были засыпаны в XIX веке. Со стороны Иоановского равелина был воссоздан облик Ботардо, но она выполняет лишь декоративную функцию.

В камне Петропавловскую крепость перестраивали с 1706 года по 1740 год по проекту Д.Трезини. Этот архитектор играл большую роль в строительстве Санкт-Петербурга петровских времен. Он прибыл в Россию в феврале 1704 года и провел здесь 30 лет под его руководством происходила перестройка Петропавловской крепости.Толщина стен Петропавловской крепости более 20 метров. Каждая стена имеет внутренню и внешнюю часть, между которыми находятся помещения-казематы.

Бастионы соединены между собой прямыми участками стены, которые называют-куртины. Каждая куртина прорезана крепостными воротами. Старейшие из них это ворота Петровские, единственные триумфальные ворота, построенные в начале XVIII века, возведенные к 1718 году по проекту Д.Трезини.

В 1712 году Санкт-Петербург стал столицей России, в этом же году началась перестройка Петропавловского собора в камне по проекту Д.Трезини. Перестройка собора длилась 21 год и в 1732 году над ним взметнулся шпиль колокольни.

После смерти архитектора Д.Трезини в 1734 году перестройкой крепости руководил военный инженер и государственный деятель Миних. Позднее, во времена правления Екатерины II, в 70-80-е годы XVIII века стены Петропавловской крепости со стороны Невы были одеты в гранит. Оделась в гранит впервые и Нева со стороны Дворцовой набережной.

Петропавловская крепость не принимала участия ни в одном из сражений, поэтому очень хорошо сохранилась и является уникальным памятником в Европе. Крепость не обстреливалась, но ее гарнизон во время всех войн находился в состоянии боевой готовности. Очень скоро после сооружения Петропавловская крепость стала использоваться в качестве политической тюрьмы. Одним из первых заключенных «русской Бастилии» в 1718 году стал царевич Алексей сын Петра I. Среди знаменитых узников крепости: Достоевский, Чернышевский, Горький, декабристы.

Первоначально узников содержали в бастионах и казематах крепости, при Екатерине II на территории крепости было построено специальное тюремное деревянное здание-Секретный дом Алексеевского равелина, который при Павле I перестроили в камне (не сохранился).

В 1870-е годы была построена Тюрьма Трубецкого бастиона. Тюрьма была предназначена для содержания особо опасных политических заключенных и состояла только из камер одиночного заключения. В тюрьме Трубецкого бастиона в заключении находились профессиональные революционеры: В.Фигнер, Н.Бауман, Л.Троцкий, А.Ульянов и др. После февральской революции 1917 года сюда были заключены царские министры, а после октябрьского большевистского переворота 1917 года-члены Временного правительства.

В разное время на территории Санкт-Петербургской крепости был построен целый ряд каменных зданий, которые можно увидеть и сегодня. Комендантский дом, в котором находилась квартира коменданта крепости, канцелярия и велись следствия по делам осужденных.

Комендант Петропавловской крепости был третьим человеком в городе после императора и генерал-губернатора и по долгу службы должен был постоянно находился на территории крепости. Хоронили комендантов так же на территории крепости. У алтарной стены Петропавловского собора (справа от главной аллеи) сохранилось Комендантское кладбище. Оно уникально, так как принадлежит к числу старейших в городе: первое захоронение на нем относится к 1720 году. Здесь похоронены только коменданты Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости - девятнадцать из тридцати двух, служивших на этом посту. Православные и протестанты рядом. Кладбище хорошо сохранилось, все надгробия либо реставрированы, либо воссозданы. В холодное время года надгробия бережно закрывают деревянными футлярами.

Хорошо сохранился на территории Петропавловской крепости Инженерный дом, в котором с конца XIX века находились жилые комнаты сотрудников инженерного ведомства. Среди сооружений Петропавловской крепости так же: Ботный дом, который был построен для хранения «дедушки русского флота» ботика Петра I, здание Монетного двора и Гауптвахта. Монетный двор был переведен из Москвы в Петербург в 1724 году и до 1980 года, оставался главным монетным двором в стране. В Главной гауптвахте происходила смена караула, а так же содержались провинившиеся военные.

После революции 1917 года Петропавловский собор перестал действовать, тюрьма Трубецкого бастиона стала тюрьмой ликвидационной. На территории Петропавловской крепости проводились массовые расстрелы.

В 1924 году на территории крепости открылся музей, первые экскурсии проводились в здании тюрьмы. Сегодня во всех зданиях Петропавловской крепости работают музеи. В Комендантском доме-музей истории Санкт-Петербурга, в Инженерном доме-музей Улица Времени, в Артиллерийском Цейхгаузе-музей Восковых фигур, в здании Гауптвахты размещается дирекция комплекса Петропавловской крепости. Различные временные и постоянные выставки проводятся в бастионах и куртинах крепости.

Ежедневно с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости производится полуденный выстрел. В начале XVIII по предложению А.Д.Меншикова-первого Генерал-губернатора Санкт-Петербурга, выстрел производился трижды в день (начало рабочего дня, перерыв на обед, конец рабочего дня). Время выстрелов варьировалось в зависимости от времени года.

В середине столетия при Елизавете Петровне астроном Делиль предложил производить выстрел, для оповещения точного времени, так как часы были дорогим удовольствием. Но это предложение было реализовано позднее в 1870-е годы. Предварительно сигнал подавался с Пулковской Обсерватории. В 1934 году традиция была прервана, возобновлена в 1957 году.

В 1991 году на территории Петропавловской крепости был открыт памятник Петру I , работы скульптора М.Шемякина.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Летопись Петропавловской крепости.Государственный музей истории Санкт-Петербурга.СПб.,2008 © Е. А. Паршина, 2009

Петропавловская крепость – уникальный военный, исторический и архитектурный памятник, судьба которого тесно переплелась с судьбой всей России. Она была заложена 16 (27) мая 1703 г. и предназначалась для защиты земель, отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией. После взятия шведской крепости Ниеншанц Петр I с приближенными, объезжая острова невской дельты в поисках места для нового русского укрепления, обратил внимание на этот удобно расположенный остров.

Согласно легенде, едва русские суда пристали к острову, над ним появилась царственная птица – орел. Приняв это за божье благословение, царь вышел на берег, вырезал заступом две полосы дерна, сложил их крестом и, как повествует сочинение анонимного автора XVIII в. «О зачатии и здании царствующего града », «сделав крест из дерева и водружая в дерны, изволил говорить: «Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла…» Таким образом началось строительство крепости .

История Петропавловской крепости.

Крепость строили с большой поспешностью, опасаясь нападения шведов. Для ускорения дела царь и его приближенные сами руководили работами. Строилась она как образцовое фортификационное сооружение бастионной системы, и, как писали современники, «сам Его Величество сочинил чертеж оной крепости». В плане крепость представляет собой вытянутый шестиугольник с бастионами, пять из которых названы по имени сподвижников Петра, а один – Государевым. Профессиональное руководство осуществлял швейцарский архитектор и инженер Доменико Трезини, специально приглашенный Петром I.

Петропавловская крепость история.

Строили крепость русские солдаты, пленные шведы, крестьяне, согнанные по приказу царя со всех концов России, и даже каторжане, отбывавшие здесь свое наказание. Условия труда были тяжелыми, смертность от эпидемий, голода и холода была очень велика. Тем не менее работа не прекращалась ни на минуту. Для своего времени Петропавловская крепость стала первоклассным образцом военно-инженерного искусства. При ее строительстве были использованы последние достижения западноевропейской фортификации.

Петропавловская крепость стены.

Высота ее стен – 9 м, толщина – около 20 м, со всех сторон ее окружает река. Главная крепостная ограда следовала береговой линии, не оставляя и клочка суши для высадки неприятельского десанта. Выдвинутый вперед бастион увеличивал зону боя. Ни один вражеский корабль не мог подойти к крепости на расстояние выстрела, а ее орудия контролировали невский фарватер. Прорытый внутри крепости канал давал ее защитникам неограниченный ресурс питьевой воды. С суши крепость защищал кронверк, образованный земляными насыпями и рвом. Крепостные стены сначала были тоже земляные, но уже в 1706 г. их начали перестраивать в камне. Позднее, в царствование Екатерины, обращенные к Неве стены облицевали гранитом.

Петропавловская крепость.

Правда, столь мощная крепость так ни разу и не приняла участия в реальных боевых действиях, поскольку благодаря построенной по приказу Петра I на острове Котлин другой крепости Кроншлот (с 1723 г. – ) доступ к строящемуся городу вражеским кораблям был надежно закрыт. Хотя Петропавловская крепость и возводилась прежде всего как оборонительное сооружение, однако изначально ее строительству придавался глубокий политический смысл: она должна была служить символом утверждения России на берегах Балтики и раскрывать ее новый статус великой морской державы.

Петропавловская крепость Сенат.

При Петре I в крепости размещались Сенат, казначейство, казармы, склады и даже аптека. Главным сооружением крепости стала церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. После утраты своего военного назначения Петропавловская крепость превратилась в государственную политическую тюрьму и оставалась ею в течение двухсот лет. Одним из первых узников крепости стал царевич Алексей – сын самого Петра I, подозреваемый в измене. Затем в разное время в тюремном заключении здесь находились декабристы, народники, революционеры, после революции – царские министры, генералы, члены Временного правительства, участники Кронштадтского мятежа.

Петропавловская крепость музей.

С 1924 г. Петропавловская крепость стала музеем. Сейчас она объявлена историко-культурным заповедником, на ее территории находятся различные экспозиции и выставки Музея истории Петербурга. На территорию крепости можно попасть через Иоанновский либо Кронверкский мост. Два равелина (Иоанновский и Алексеевский) прикрывали наиболее уязвимые места крепости – входы с запада и севера. Между равелинами и крепостной стеной были вырыты рвы (засыпанные в конце XIX в.), через которые перекинули подъемные мосты.

Петропавловская крепость информация.

Если вы идете от метро «Горьковская», то вам надо перейти Кронверкский проток по старейшему в городе Иоанновскому мосту (обратите внимание на маленький памятник зайцу слева от моста – напоминание о том, что мост ведет на Заячий остров). Затем заходим в Иоанновские ворота, построенные в царствование императрицы Анны Иоанновны и названные так в честь ее отца, брата Петра I. Это же имя носит и равелин, где расположены ворота. В Иоанновском равелине находятся кассы, где продаются билеты в музеи, имеющиеся на территории крепости. Можно купить билет только в собор, либо по единому билету можно посетить разные музеи и выставки. Подробные планы крепости, вывешенные на стендах, находящихся перед Петровскими воротами, помогут вам составить свой маршрут.

Музей «История космонавтики и ракетной техники».

Еще в Иоанновском равелине находится музей «История космонавтики и ракетной техники». Казалось бы, при чем здесь космонавтика? А все дело в том, что в 1930-х гг. в крепости размещались испытательные стенды и мастерские Газодинамической лаборатории, где производились испытания первого в мире электротермического ракетного двигателя. Так что интересующиеся могут ознакомиться с историей советской ракетной техники. Тут можно увидеть двигатели ракетоносителей «Восток» и «Союз», полётные костюмы летчиков-космонавтов и другие космические реликвии.

Петровские ворота в Санкт-Петербурге.

Затем проходим через Петровские ворота, служившие при Петре парадным входом в крепость. Они построены в виде триумфальной арки по проекту первого архитектора Петербурга швейцарца Доменико Трезини и считаются великолепным образцом петровского барокко. Кроме того, уникальность Петровских ворот в том, что это единственное дошедшее до нас триумфальное сооружение начала XVIII в. Сначала ворота были деревянными, затем их перестроили в камне. Их украшает деревянное резное панно на библейскую тему «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром», в аллегорической форме прославляющее победу России над Швецией в Северной войне. Низвергаемый с небес злой волшебник Симон воспринимался современниками как карикатура на шведского короля Карла XII. Стоящие в боковых нишах ворот мифологические женские скульптуры олицетворяли военные и государственные таланты Петра I. Ну и, конечно, привлекает внимание огромный двуглавый орел, отлитый из свинца (его вес впечатляет – 1069 кг).

Петропавловская крепость.

Кроме того, из равелина в крепость можно было пройти через потерну – потайной ход в Государев бастион внутри крепостных стен. В потерне довольно романтично, но несколько прохладно. Проходя через Петровские ворота, обратите внимание на толщину крепостной стены – более 20 м. Внутри ее находились двухэтажные камеры для орудий, казематы и связывавшие их лестницы и коридоры. За воротами слева виден Государев бастион с аппарелью для подъема пушек.

Петропавловская крепость Инженерный дом.

Внутри крепости находится ряд старинных построек. Справа – здание артиллерийского цейхгауза (склада обмундирования и снаряжения), слева – Инженерный дом, где находились мастерские и склады инженерной команды, занимавшейся строительными и ремонтными работами в крепости. Сейчас в Инженерном доме расположен Музей старого Петербурга. С другой стороны Инженерного дома находится детская интерактивная экспозиция «Улица времени», представляющая собой символическую улицу, застроенную домами разных эпох.

Петропавловская крепость «Печатня».

В Невской куртине, ведущей от Государева к Нарышкину бастиону, расположена мастерская старинных видов графики «Печатня». Находящиеся здесь старинные печатные станки не только экспонаты, но и действующее оборудование мастерской. Любой желающий может попробовать свои силы в создании литографии или монотипии. Кроме того, в Невской куртине находится экспозиция, рассказывающая об истории Петропавловской крепости.

Петропавловская крепость Невские ворота.

Невские ворота – главный парадный вход в крепость со стороны реки – ведут на гранитную Комендантскую пристань, с которой открывается великолепный вид на Неву и ее противоположный берег. Отсюда каждую весну коменданты Петропавловской крепости открывали навигацию на Неве. Для этого существовал специальный торжественный ритуал. По выстрелу из пушки комендант крепости торжественно переправлялся через Неву и вручал царю серебряный кубок, наполненный невской водой. Царь выплескивал воду из кубка и наполнял его серебряными рублями. Тогда комендант выходил из Зимнего дворца и давал сигнал взмахом платка. Крепость отвечала пушечным выстрелом, и навигация открывалась.

Петропавловская крепость ворота.

Кроме того, от Комендантской пристани отправляли осужденных на смертную казнь узников крепости к местам исполнения приговора, отчего в XIX в. Невские ворота в народе назывались Воротами смерти. Под аркой Невских ворот находятся памятные доски с отметками уровней сильнейших наводнений. Обратите внимание, что здесь оставлен так называемый «приямок» – показан тот уровень почвы, который существовал в XVIII в. Это позволяет представить всю мощь разбушевавшейся стихии. По повелению Екатерины II стены куртин и бастионов, выходящие на Неву, были «одеты камнем», о чём гласят надписи на них. Ныне от Комендантской пристани отчаливают прогулочные катера, а нагретый солнцем гранит привлекает к крепостным стенам любителей загара, которые уже с ранней весны принимают здесь солнечные ванны. Зимой здесь собираются «моржи», которые делают проруби во льду и купаются даже в морозы.

Петропавловская крепость прекрасный вид на Петербург.

На Петропавловской крепости есть и свой песчаный пляж, где летом множество отдыхающих. Здесь загорают, играют в волейбол, устраивают конкурсы песчаной скульптуры. Что же касается купания, то оно здесь все-таки не рекомендуется – к сожалению, вода в Неве не настолько чиста. С Комендантской набережной открывается один из красивейших в Петербурге видов. Справа – величественный купол Исаакиевского собора и рядом – золотая игла Адмиралтейства, здания Сената и Синода. Напротив – Дворцовая набережная, настоящая симфония в камне, созданная лучшими зодчими мира.

Петропавловская крепость «Невская панорама».

Этим видом можно полюбоваться и с высоты. По крышам Невской куртины от Государева до Нарышкина бастиона проходит обзорный пешеходный маршрут «Невская панорама» длиной 300 м. Здесь проложены пешеходные мостки с перилами, подобные тем, что были до революции по всему периметру крепости и служили для обхода часовых. Иногда здесь устраивают выставки фотографии и живописи, посвященные городу. Невская панорама открыта ежедневно с 10.00 до 21.00.

Петропавловская крепость Нарышкин бастион.

Нарышкин бастион назван по имени отвечавшего за его постройку Кирилла Алексеевича Нарышкина, который был не только сподвижником Петра, но и его ближайшим родственником. На крепостной стене в центре этого бастиона привлекает внимание выразительный силуэт Флажной башни. Здесь поднимали флаг крепости, хранили ключи от крепостных ворот. «Для отдохновения императрицы Анны Иоанновны» был сооружен павильон, где можно было выпить чашечку кофе, любуясь невской панорамой. Сейчас кофе здесь не дают, зато на Нарышкином бастионе находится одна из лучших обзорных площадок в Петербурге, откуда открывается потрясающей красоты вид на Неву и на ее противоположный берег.

Петропавловская крепость пушка.

Каждый день ровно в полдень, сохраняя старинную петербургскую традицию, с Нарышкина бастиона раздается сигнальный выстрел из вестовой пушки. При Петре I пушка подавала сигнал к началу и прекращению работ в крепости, а также возвещала о подъеме уровня воды в Неве. Сейчас горожане проверяют по выстрелу точность хода своих часов.

Петропавловская крепость Гауптвахта.

Здание перед Невскими воротами – бывшая Гауптвахта, теперь здесь находится дирекция музея- заповедника. Неподалеку у главной аллеи стоит необычный бронзовый памятник Петру I, подаренный городу в 1991 г. ленинградским художником и скульптором Михаилом Шемякиным, ныне работающим в США. Хотя сам памятник и его установка в центре крепости до сих пор вызывают незатухающие споры и полярные оценки искусствоведов, тем не менее произведение Шемякина всегда окружено толпами туристов, норовящих потрогать длинные пальцы бронзового императора или залезть к нему на колени.

Петропавловская крепость Комендантский дом.

Рядом – двухэтажное здание Комендантского дома, где находилась просторная служебная квартира коменданта крепости и его канцелярия. Обязанности у коменданта были в основном военно-хозяйственные, в частности охрана крепости и надзор за тюрьмой. В этом доме неоднократно происходили допросы узников и судебные процессы. К примеру, до сих пор здесь сохраняется мемориальный зал, в котором в 1826 г. работал следственный комитет по делу декабристов. Должность коменданта Петропавловской крепости была почетна и часто пожизненна, на нее назначались только особо доверенные заслуженные генералы. У восточной (алтарной) стены Петропавловского собора находится Комендантское кладбище, где с петровских времен хоронили комендантов, скончавшихся на своем посту. Всего здесь 19 захоронений.

Петропавловская крепость.

Дом, где жили коменданты, сейчас превращен в интереснейший музей, посвященный дореволюционной истории Петербурга. Он охватывает различные стороны жизни горожан – торговлю, транспорт, банковское дело, повседневную жизнь города, развитие кино и фотографии. Тут можно увидеть городские пейзажи, образцы торговых вывесок, мебель, костюмы и предметы повседневного обихода тогдашних петербуржцев. Обратите внимание на замечательный «кукольный домик» – наполненный мельчайшими подробностями дореволюционного быта макет типичного петербургского доходного дома. А окунуться в атмосферу уличной жизни помогает специальное звуковое оформление ряда залов. Можно посмотреть здесь и кино начала XX в.

Петропавловский собор.

Главное сооружение крепости – Петропавловский собор, один из немногих в Петербурге хорошо сохранившихся памятников архитектуры начала XVIII в. Когда в 1703 г. Петр решил заложить крепость, прежде всего он повелел построить на этом месте деревянную церковь в знак своего намерения. Через 10 лет по проекту приглашенного царем архитектора Трезини ее начали перестраивать в камне. Сперва Трезини предполагал работать на берегах Невы всего год, и то если «климат не будет зело жесток здравию его», но, начав эту работу, увлекся ею и проникся дерзкими петровскими замыслами. Вероятно, поэтому силуэт возводимого им собора получился похожим на готовый отплыть корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.

Соборная площадь.

На площади перед Петропавловским собором стоит небольшой каменный павильон, называемый Ботным домиком. Ботный домик был построен для хранения ботика Петра I, небольшого парусно-гребного судна, на котором юный царь учился ходить под парусами. В 1723 г. этот ботик, названный самим императором «дедушкой русского флота», был торжественно доставлен в Петербург. Таким образом, эта постройка стала музеем одного экспоната и первым в России специальным музейным зданием. Высокая, сложного рисунка с изломом кровля украшена статуей-аллегорией Навигации. В советское время петровский ботик передали в Военно-морской музей, а в Ботном домике поставили его копию. Сейчас в Ботном домике находятся музейные кассы и сувенирный магазинчик.

Петропавловская крепость монетный двор.

Напротив собора расположено здание Монетного двора – одного из старейших промышленных предприятий города, занимавшегося чеканкой монет, орденов и медалей. Он был переведен сюда из Москвы по указу Петра I в 1724 г. и до строительства специального здания занимал Трубецкой и Нарышкин бастионы. Монетный двор работает по сей день, так же, как и прежде, выпуская российские монеты, медали и наградные знаки. Изготовление этой продукции требует секретности, так что внутрь Монетного двора посетителей не пускают.

Петропавловская крепость.

Через казематы Петропавловской крепости – главной российской политической тюрьмы – прошло огромное количество известных исторических личностей. Первым здесь был заключен несчастный царевич Алексей, сын Петра I от его брака с Евдокией Лопухиной, обвиненный в «измене и предательстве». Вместе с ним в крепости находились бояре Кикин и Лопухин, князь Долгорукий, а вскоре доставили и сводную сестру Петра царевну Марию Алексеевну. Для расследования этого дела была создана Тайная канцелярия – политический застенок, наводивший ужас на Петербург и на всю страну.

Петропавловская крепость Казематы.

Казематы крепости заполнялись все новыми арестованными, под пытками у них вырывали признания. Впоследствии в крепости побывали герцог Бирон и фельдмаршал Миних, так называемая «княжна Тараканова» и Артемий Волынский, Новиков и Радищев и многие другие. Сначала заключенные сидели в казематах бастионов и куртин, затем были построены специальные тюремные здания. Трубецкой бастион, расположенный в юго-западном углу крепости, использовался как место заключения еще с XVIII в. Во второй половине XIX в. внутри его было выстроено специальное двухэтажное здание политической тюрьмы на 69 одиночных камер, вписанное в контуры бастиона. Эта тюрьма и сейчас производит гнетущее впечатление своими холодными, мрачными и сырыми помещениями.

Петропавловская крепость политическая тюрьма.

Осужденные никогда не видели друг друга, их было запрещено посещать, многим не разрешали читать, писать и вообще заниматься чем бы то ни было. Коридоры были покрыты коврами, которые гасили звук шагов охранников. Благодаря этому тюремщики могли незаметно подкрадываться и через специальное отверстие в двери заглядывать в камеры, оставаясь незамеченными. Многие узники сходили с ума от полной тишины, бездействия и абсолютной изолированности от внешнего мира.

ИСТОРИЯ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБОРОНЫ НЕВЫ

Крепость Санкт-Петербург (Петропавловская) основана 16 (27) мая 1703 года на небольшом острове в дельте Невы для обороны русских земель, захваченных Швецией еще в XVII веке и отвоеванных в ходе Северной войны (1700-1721). Финны называли остров Енисаари (Заячий остров), а шведы — Люст-Эйланд (Веселый остров). Всего за четыре месяца здесь были возведены фортификационные сооружения из дерева, дерна и земли. Хотя за время своего существования Петропавловская крепость ни разу не принимала участия в боевых действиях, в годы Северной войны она была важным звеном в цепи укреплений Невы и Финского залива. В эту оборонительную систему также входили расположенная у истока Невы древняя новгородская крепость Орешек (Шлиссельбург), крепость-верфь Адмиралтейство, заложенная в 1704 году на левом берегу Невы, и новая русская крепость Кроншлот (Кронштадт) в Финском заливе.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ - ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА

В истории Санкт-Петербурга Петропавловской крепости принадлежала особая роль. На Заячьем острове начинался город, будущая столица Российской империи. Здесь находился первый храм города — собор Св. Петра и Павла, были возведены лютеранская церковь Св. Анны (заложена в 1704), Главная аптека (1704-1720-е), деревянное здание Сената (1713-1717), Монетный двор (с 1724) и дом коменданта города. Рядом с Петропавловской крепостью формировался торговый и административный центр раннего Петербурга, располагался порт и первая городская площадь — Троицкая.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ


Петропавловская крепость была возведена по правилам западноевропейской бастионной системы по проекту Ж.-Г. Ламбера де Герэна, французского инженера на русской службе. Она имеет форму вытянутого шестиугольника с шестью массивными, выдвинутыми в сторону противника бастионами.

Первоначально крепость была деревоземляной. Фундаментом для стен куртин и бастионов служили ряжи — квадратные в плане срубы, наполненные камнем, на которые насыпали земляные валы. Общее руководство строительством в 1703-1705 годах осуществлял военный инженер из Саксонии В.-А. Кирштенштейн. За строительством одного из бастионов наблюдал сам государь. Надзор за возведением других он поручил своим ближайшим сподвижникам — А. Д. Меншикову, Г. И. Головкину, Н. М. Зотову, Ю. Ю. Трубецкому и К. А. Нарышкину. Их именами были названы пять бастионов, шестой получил название «Государев». Между собой бастионы соединены куртинами: Петровской, Невской, Екатерининской, Васильевской, Никольской, Кронверкской.

В сентябре 1703 года строительство первоначальной деревоземляной крепости было завершено. В восточной части Заячьего острова в 1704-1705 годах возвели дополнительное фортификационное сооружение — земляной равелин. В 1705-1709 годах на Березовом острове, к северу от крепостных стен построили Кронверк — укрепление, призванное усилить обороноспособность крепости в случае нового нападения. Под руководством инженера В.-А. Кирштенштейна в 1705 году в горже (тыльной части) Головкина бастиона был возведен пятиугольный в плане земляной кавальер — дополнительное фортификационное сооружение для ведения «верхнего огня».

В 1706 году началась перестройка крепости в камне по проекту инженера Ж.-Г. Ламбера де Герэна и архитектора Д. Трезини. В 1727 году надзор за строительством крепости был поручен военному инженеру Б.-Х. фон Миниху, под его руководством в 1740-х годах были завершены все основные строительные работы.

По проекту Миниха в 1731-1740-х годах на западной и восточной оконечностях Заячьего острова были возведены каменные равелины. В память об отце и деде императрицы Анны Иоанновны их назвали Иоанновским и Алексеевским. Рвы, отделившие равелины от основной территории острова, были отгорожены с помощью ботардо — плотин с подъемными решетками. В 1730-1733 годах по проекту Б.-Х. фон Миниха был перестроен в камне кавальер, который получил название в честь императрицы Анны Иоанновны.

Все куртины крепости, за исключением Екатерининской, имеют воротные проезды: это Петровские, Невские, Васильевские, Никольские и Кронверкские ворота. Первыми по времени создания стали Петровские ворота — главный вход в крепость, появившиеся еще в самом начале XVIII века. В 1707-1708 годах они были перестроены по проекту Д. Трезини в виде каменной триумфальной арки с деревянным верхним ярусом — аттиком (перестроен в камне в 1717-1718 годах), увенчанным деревянной статуей Св. апостола Петра, по которой и получили свое название. .

В дальнейшем каменные укрепления подвергались отдельным перестройкам и реконструкциям. При Екатерине II южный фасад крепости облицевали гранитными плитами (1779-1786, инженеры Р. Р. Томилов, Ф.-В. Бауэр), тогда же перестроили и Невские ворота, южный фасад которых был оформлен портиком (1784-1787, Н. А. Львов). Эти работы не имели оборонительного значения: крепость приобрела облик, соответствующий ее важной градостроительной роли в ансамбле центра Санкт-Петербурга. В царствование Николая I стены северных куртин и бастионов оштукатурили и покрасили «под вид гранита». Двухэтажные крепостные казематы в XIX веке почти повсеместно стали одноэтажными.

Заячий остров с Петроградской (Петербургской) стороной с XVIII столетия соединяет один из старейших городских мостов — Иоанновский (существует на нынешнем месте с 1736-1738 годов). Раньше в крепость вели еще два моста: Никольский (построен в 1820-х годах) и Кронверкский (возведен в 1853 году), оба были снесены в начале XX века. Лишь в 1938 году в северо-западной части острова был построен ныне существующий деревянный Кронверкский мост.

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ


Петропавловская крепость строилась как оборонительное сооружение. Однако начиная с 1704 года, когда на территории Заячьего острова начал формироваться первый центр Петербурга, здесь возводились различные здания и сооружения. Со временем они образовали уникальный архитектурный ансамбль, в котором памятники разных эпох и стилей слились в единое гармоничное целое.

Главная архитектурная и высотная доминанта крепости — величественный Петропавловский собор. Заложенный 29 июня 1703 года в центре строящейся крепости, деревянный собор стал первой церковью Петербурга. 8 июня 1712 года Петр I заложил здесь каменный храм. Петропавловский собор возведен в 1712-1733 годах по проекту Д. Трезини. Это здание — один из наиболее значительных памятников раннего русского барокко, которое также называют «петровским». До сих пор многоярусная колокольня с тонким позолоченным шпилем, увенчанным фигурой ангела, главенствует в панораме центральных набережных города и является самым высоким архитектурным сооружением Петербурга.

За свой долгий век собор претерпел немало изменений, и его современный облик несколько отличается от первоначального: так, пожар 30 апреля 1756 года уничтожил шпиль, крышу и купол храма. Восстановительные работы растянулись на несколько десятилетий — новый деревянный шпиль был воссоздан к 1773 году. Восстановление собора завершилось в 1780 году. В 1857-1858 годах по проекту инженера Д. И. Журавского деревянные конструкции шпиля были заменены на металлические. После установки нового шпиля общая высота колокольни увеличилась с 117 метров до 122,5.

На протяжении XVIII - начала XX столетия в создании ансамбля крепости принимали участие многие известные петербургские зодчие и инженеры. Среди них— Д. Трезини, X. фан Болес, А. Ф. Вист, Н. А. Львов, А. Ринальди, А. Порто, Д. И. Журавский, Д. И. Гримм, Л. Н. Бенуа и многие другие. Их творчество представляет архитектурные стили от петровского барокко до неоклассицизма. В первой половине XVIII века на территории крепости располагался целый комплекс разнообразных построек. В 1704-1718 годах был построен ряд деревянных (с 1711 года — мазанковых или фахверковых) зданий. Активное каменное строительство и благоустройство территории Заячьего острова развернулись при императрице Елизавете Петровне, когда были возведены здания Главной гауптвахты (1748, полностью перестроена в 1906-1907), а также Обер-комендантского дома (1743-1746) и Инженерного дома (1749). Эти сооружения и сейчас частично сохраняют свой первоначальный облик, характерный для рядовой застройки Петербурга периода раннего барокко. Во второй половине XVIII - начале XIX века в архитектурном облике и пространственной организации застройки крепости произошли существенные изменения. Новую эпоху в формировании ансамбля открыло строительство Ботного дома (1761-1765), созданного по проекту архитектора А. Ф. Виста в формах раннего классицизма. Здание было возведено для хранения легендарного ботика Петра I — «дедушки русского флота», в юности на этом корабле царь изучал морское дело. Важной доминантой для всего ансамбля стал комплекс зданий Монетного двора. Главный корпус этого промышленного предприятия, возведенный в 1799-1805 годах по проекту архитектора А. Порто, — образец архитектуры строгого классицизма. В 1839-1844 годах на участке между главным зданием Монетного двора, Екатерининской, Васильевской и Никольской куртинами по проектам архитекторов Э. X. Анерта и А. М. Куци были построены «провиантские магазины», лаборатория отделения золота от серебра, штемпельная кузница, цех медального передела и инструментальная, административный флигель. В период позднего классицизма были построены Депо образцовых Российских и иностранных мер и весов (1838), перестроены Обер-офицерский дом (1843) и Плац-майорский дом (1843-1844), возведены Главное Казначейство (1837), здание фондовых капиталов (1844), Каретник (1846). Они решены в безордерных формах, определивших характер застройки крепости в 1830-1840-х годах. В эпоху эклектики (вторая половина XIX века) наиболее существенным преобразованиям подверглась территория Алексеевского равелина, где в 1892-1900 годах был возведен комплекс новых зданий для размещения Архивов Военного министерства и их служащих.

Формирование архитектурного ансамбля Петропавловской крепости завершилось в начале XX века перестройкой здания Главной гауптвахты (1906-1907), получившего новое неоклассическое архитектурное убранство, и возведением рядом с Петропавловским собором Великокняжеской усыпальницы (1896-1908, архитекторы Д. И. Гримм, А. О. Томишко, Л. Н. Бенуа, мозаики — мастерская В. А. Фролова по эскизам Н. Н. Харламова) и Церковного дома (1906, Л. Н. Бенуа).

ПРАЗДНИКИ И ЦЕРЕМОНИИ В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ

С первых лет своего существования Петропавловская крепость становится одним из центров проведения разнообразных церковных и общегородских праздников, торжеств, иллюминаций и фейерверков, посвященных славным победам русского оружия, другим важным событиям в жизни государства.

В годы Северной войны появилась традиция сопровождать триумфы в честь «преславных викторий» строительством триумфальных ворот. Таким сооружением были Петровские ворота Петропавловской крепости, украшенные аллегорической скульптурой, прославлявшей государственную мудрость Петра I, его полководческий талант и победы над шведским королем Карлом XII. В аттике помещен барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (К. Оснер-старший, 1708), в нишах по сторонам от арки ворот установлены созданные французским скульптором Н. Пино аллегорические фигуры «Храбрость» и «Благоразумие» (1716), над аркой находится свинцовый двуглавый орел (Ф.-П. Вассу, 1720-1722). В 1730 году резчик П. Федоров украсил ворота деревянными барельефами с военными атрибутами. Скульптурный декор включал не дошедшие до наших дней фигуры двух ангелов с трубами, рельефы с изображением воинских доспехов, которые размещались над нишами, аллегорические скульптуры «Благочестие» и «Надежда», статуи бога войны Марса и бога морей Нептуна на отдельных постаментах.

В годы царствования Петра I был учрежден праздник Дня вскрытия Невы ото льда, имевший особое значение для жителей Петербурга. Через Неву до середины XIX века не было постоянных мостов, поэтому во время ледохода сообщение между Васильевским островом, Петроградской стороной и Адмиралтейской частью прекращалось. Возобновлялось оно только после официального открытия речного судоходства.

Не менее торжественно отмечался праздник Крещения Господня. В самый разгар крещенских морозов, 6 января (по старому стилю), перед Петропавловской крепостью под звон колоколов собирались толпы горожан для совершения церемонии освящения невской воды. На льду реки вблизи стен крепости строили часовню, а рядом делали крестообразную полынью — «иордань» (от названия реки Иордан, где был крещен Иисус Христос). Церемония всегда проходила при участии императорской фамилии. В среду четвертой недели после Пасхи отмечался праздник Дня Преполовения святой Пятидесятницы — двадцать пятый день после Пасхи. На пристань в этот день совершались многолюдные крестные ходы из собора с участием духовенства едва ли не всех приходских храмов города. Процессия обходила вокруг стен крепости с чудотворной иконой Спаса Нерукотворного Образа, взятой из домика Петра I. На каждом бастионе и над каждыми воротами совершались молебны, а затем у Невских ворот — водосвятие. Как полагали, по созвучию между словами «Преполовение» и «приплывание», существовал обычай переправляться в крепость через Неву.

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР — УСЫПАЛЬНИЦА ИМПЕРАТОРСКОЙ ФАМИЛЛИ


В 1731 году, еще до освящения каменного Петропавловского собора, императрица Анна Иоанновна подписала указ о придании ему статуса кафедрального храма Санкт-Петербурга. Однако с 1770-х годов Петропавловский собор стал постепенно утрачивать свое главенствующее значение — постоянных мостов через Неву тогда не существовало, храм на Заячьем острове во время ледохода и ледостава оказывался отрезанным от остальных частей города. В 1858 году кафедральным стал новый Исаакиевский собор, собор Святых Петра и Павла был передан в Придворную строительную контору Министерства императорского двора, а в 1883 вместе с причтом причислен к Придворному духовному ведомству. Придворный статус храма соответствовал его исторически сложившемуся значению как императорской усыпальницы. Отпевания и поминальные службы по усопшим членам императорской фамилии заняли важнейшее место в церковной жизни собора.

Некрополем собор стал еще до окончания строительства — при жизни Петра I здесь похоронили его детей, умерших в младенчестве, царевича Алексея Петровича и его жену принцессу Шарлотту-Христину-Софию, сестру царя Марию Алексеевну и его невестку — царицу Марфу Матвеевну, супругу сводного брата Петра, царя Федора Алексеевича. В течение XVIII-XIX веков здесь нашли упокоение многие представители царствующей династии, прежде всего, русские императоры и императрицы, за исключением лишь Петра II (похоронен в Москве) и Иоанна VI (свергнут, находился в заточении, был убит, погребен в Шлиссельбурге или Тихвине). В 1715 году, во время похорон принцессы Шарлотты-Христины-Софии, впервые был опробован новый для России погребальный ритуал. Традиционный православный обряд отпевания дополнили светские траурные церемонии, большей частью заимствованные в протестантских немецких государствах. В новом ритуале особая роль отводилась торжественной траурной процессии, которая под звон колоколов всех церквей города и непрекращающуюся пушечную пальбу со стен Петропавловской крепости сопровождала гроб с телом усопшего в Петропавловский собор. Петропавловский собор к похоронам оформляли особым образом. К созданию траурного убранства привлекали ведущих русских художников, скульпторов и архитекторов (В. Бренна, Дж. Кваренги, К. Росси, О. Монферрана и других).

Последнее перед революцией погребение (великого князя Михаила Николаевича, сына императора Николая I) произведено в 1909 году: было принято решение в дальнейшем хоронить в соборе только императоров и императриц, а для захоронения некоронованных представителей династии Романовых предназначалась Великокняжеская усыпальница.

С 1908 по 1915 год в Великокняжеской усыпальнице были погребены 13 членов императорской фамилии, в том числе восемь захоронений перенесли из собора. В течение последующих семидесяти шести лет погребения в Усыпальнице не производились. 29 мая 1992 года в Великокняжеской усыпальнице был похоронен правнук Александра III — великий князь Владимир Кириллович. 7 марта 1995 из Кобурга перенесли прах его родителей — великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны.

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе Петропавловского собора были похоронены останки последнего русского императора Николая II, его жены и детей (кроме сына Алексея и дочери Марии), в 2006 году в собор из королевской усыпальницы в Роскилле (Дания) перенесли прах императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III.

ГАРНИЗОН ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ

22 июня 1703 года в строящуюся Петропавловскую крепость были введены войска (гвардия и другие полки) и назначен первый комендант — драгунский полковник барон К.-Э. Ренне. С этого времени и до 1 октября 1926 года жизнь крепости была связана с теми или иными воинскими частями и командами.

В первые годы Северной войны крепость оставалась базовым лагерем и опорным пунктом всех войск, оборонявших дельту Невы. Собственный гарнизон в крепости появился в октябре 1703 года, когда завершилось строительство деревоземляных укреплений и на них были установлены орудия.

В начале XVIII века войска, базировавшиеся в Петропавловской крепости, активно участвовали в сражениях Северной войны. В 1710-1790-е годы гарнизон крепости был частью всего С.-Петербургского гарнизона, а должности коменданта крепости и города не были разграничены. В конце XVIII - начале XIX века формируется устойчивая структура гарнизона, закрепленная официальными документами и штатными расписаниями. Подобная структура гарнизона просуществовала вплоть до 1920-х годов, когда отпала необходимость в его существовании.

Основу гарнизона крепости составляли рота крепостной артиллерии и инвалидная команда. Рота крепостной артиллерии, единственное реальное боевое подразделение, в начале XIX века насчитывала всего 168 человек. На вооружении роты состояло 45 орудий, часть из которых была предназначена исключительно для салютационной стрельбы. Артиллерийский гарнизон принимал участие в военных учениях. Так, во время маневров Гвардейского корпуса в сентябре 1840 года он защищал Кронверк, который был «штурмован открытою силою». Существенной частью деятельности артиллеристов была салютационная и сигнальная стрельба.

Инвалидная команда несла в крепости караульную службу. В ее обязанности входила охрана Петропавловского собора, ворот крепости и арестантских помещений. У всех ворот были оборудованы кордегардии. Наружные караулы вокруг крепости обычно выставлялись от городского гарнизона, а за охрану Монетного двора отвечала специальная «монетная команда» из 80 человек. Инвалидная команда поддерживала чистоту и порядок на территории крепости.

Организацией и производством ремонтно-строительных работ занималась Инженерная команда, в состав которой входили не только военные, но и вольнонаемные, и подчиненные Инженерной команде военно-рабочие роты. В 1810 году при Инженерной команде учреждается школа, в которой готовили кондукторов и писарей Инженерного корпуса.

Все постоянно находившиеся в крепости войска были расквартированы в приспособленных под казармы казематах, в крепости имелись вещевые, дровяные и продовольственные склады, овощехранилища, хлебопекарни, кухни, столовые и пр. Так как среди солдат были не только холостые, но и семейные, для них оборудовались специальные помещения в отдельных казематах. Кроме солдат, на постоянном жительстве в крепости находилось и большинство офицеров.

«РУССКАЯ БАСТИЛИЯ»

На протяжении двух столетий Петропавловская крепость была главной политической тюрьмой России. Недаром ее называли «Русской Бастилией». История Петропавловской крепости как царской политической тюрьмы началась со времен Петра I. Ее первыми узниками в феврале 1718 года стали царевич Алексей Петрович и другие арестованные по «царевичеву делу». В XVIII веке здесь содержались «жертвы» дворцовых переворотов и придворных интриг: кабинет-секретарь А. П. Волынский, архитектор П. И. Еропкин, генерал-фельдцейхмейстер Б.-Х. Миних, самозванка «княжна Тараканова», писатель А. Н. Радищев, руководитель Польского восстания 1794 года Т. Костюшко и его секретарь писатель Ю. Немцевич. Дважды — в 1798 и 1800 годах — узником крепости был раввин Шнеур Залман, еврейский вероучитель, один из авторитетов хасидизма.

При Павле I в Петропавловскую крепость были заключены видные военачальники А. П. Ермолов, адмирал П. В. Чичагов, атаман войска донского М. И. Платов. В год восшествия на престол Николая I — участники восстания 1825 года против самодержавной власти императора — декабристы. В XIX веке через застенки Петропавловской крепости прошли писатель Ф. М. Достоевский, видный деятель русского анархизма М. А. Бакунин, писатель Н. Г. Чернышевский, этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай, арестованный за участие в студенческой демонстрации, участник обороны Севастополя писатель К. М. Станюкович и многие другие.

Первоначально, в начале XVIII века, заключенных размещали в крепостных казематах. Позднее в 1760-х годах на территории Алексеевского равелина был сооружен деревянный Арестантский дом. В 1797 году на его месте возвели новую тюрьму — Секретный дом (здание не сохранилось). В 1870-1872 годах по проекту военных инженеров К. П. Андреева и А. М. Пасыпкина на месте разобранных внутренних (валганговых) стен Трубецкого бастиона была построена тюрьма Трубецкого бастиона. В XIX - начале XX века ее узниками были более 1500 человек — участники российского освободительного движения, народники, социал-демократы, эсеры. Среди них — А. И. Ульянов (старший брат Ленина), писатель А. М. Горький. В 1917-1918 годах списки арестованных пополнили министры царского, а затем Временного правительств, противники советской власти. В 1921 году последними узниками стали участники Кронштадтского мятежа.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ — МУЗЕЙ


Впервые для посетителей крепость была открыта при Александре I, когда в Петропавловском соборе стали проводиться экскурсии по императорскому некрополю. В 1922 году храм стал музеем (с 1926 года филиалом Музея Революции), а в 1927 году музейная экспозиция была открыта в тюрьме Трубецкого бастиона.

В 1954 году Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница и некоторые другие здания в крепости вошли в состав Государственного музея истории Ленинграда. Сразу же началась огромная работа по изучению истории фортификационных сооружений, расселению жильцов из исторических зданий и реставрации помещений для будущих экспозиций. Были отреставрированы стены бастионов и благоустроена территория крепости. В 1950-1980-х годах памятники Петропавловской крепости реставрировались под руководством И. Н. Бенуа, А. А. Кедринского и А. Л. Ротача. Был выполнен огромный объем работ по восстановлению первоначального убранства Петропавловского собора. В 1970-2000-е годы для посетителей открылись экспозиции и выставки в Комендантском и Инженерном домах, Невской куртине, Иоанновском равелине, Государевом бастионе: «История Санкт-Петербурга-Петрограда. 1830-1918», «История Петропавловской крепости», «Музей космонавтики и ракетной техники» и др.

Петропавловскую крепость ежегодно посещают тысячи туристов из многих стран мира, городов России, часто приходят сюда и петербуржцы. Сегодня Государственный музей истории Санкт-Петербурга — один из крупнейших музеев страны. В его состав помимо Петропавловской крепости входят Шлиссельбургская крепость Орешек, Музей-квартира А. А. Блока, Музей С. М. Кирова, особняк Румянцева, Музей Печати, Монумент героическим защитникам Ленинграда и Музей петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина).