Остров рапа нуи. Остров Пасхи: «Таинственный Рапа-Нуи

Так как выше уже пытаются понять, зачем этот Моаи решил утонуть, отвечаю. Работники обоих дайв–центров этого района рассказали, что конкретный экземпляр пытались увезти на корабле. Но что–то пошло не так, и судно перевернулось.
Эта версия вполне правдива, потому что:
- он действительно сделан из камня и очень похож на тех, что остались на суше
- лежит на глубине 28 метров. Для потех дайверов корабли и прочее топят в районе 15–18, чтобы нырнуть смогли и не AOWD
- истуканов вывозили очень много. Вполне реально, что в очередной раз тонну камня плохо закрепили. Никаких легенд вроде «Дух камня не позволил покинуть остров» нет. Просто в очередной раз не повезло. Десятки других Моаев были вывезены и находятся в музеях мира. Самый искусно сделанный с наличием жопы (чуть ли не единственный с этой частью тела) выставляется в Лондонском музее (в каком именно не помню)

Моаи под водой - это необычно. Но самый сюр и пронизывающий до яиц вид - это гора–вулкан, где этих Моаи выдалбывали из камня. Видеть разбросанные под разными углами многотонные каменные морды - это круто.

Остров из себя представляет чертово ничего. Выше на фотографиях типичная растительность. Не хватает только деревьев, они все–таки представлены на этом клочке суши в некоторых низменных местах. Полезных ископаемых нет. Море тоже не блещет.
Зачем люди решили там поселиться около тринадцати столетий назад? На самом деле вопрос в другом, зачем люди, которые там поселились, отчалили и поперлись в открытый океан? В этом районе не было глобальных катаклизмов, чтобы можно было говорить о перешейке до материка или наличию других островов тысячу лет назад. Просто по неизвестной причине один авторитетный чел сказал «Давайте попремся туда» и показал под девяносто градусов к берегу своей родины. А другие сказали «А давай!» Что заставило авторитета поднять сколько–то людей с насиженных мест и поплыть вникуда, ученые до сих пор не в курсе. Зато отлично понятно, почему эти люди решили поселиться на острове «чертово ничего». Это очень просто - когда пропрешься в лодках по Тихому океану пару–тройку тысяч километров (тогда паровых машин не было даже в Европе), будешь рад чему угодно.

Итак, пришла вторая волна иммигрантов, которые вроде как приплыли без женщин. На что надеялись, непонятно. Но им свезло - женщины были у первой волны. И первые мигранты ими поделилсь по–дружески. Все зажили счастливо и назвали себя Rapa Nui.
Но ресурсов мало, настолько мало, что не хватало даже той горстке людей, что паслась на этом острове. К тому же приплывшие последними были слегка поразвитие. И случился парадокс: понаехавшие стали насяльника, а понаостававшиеся превратились в почти бесправных гастарбайтеров.

Как гастарбайтеры завоевывали почет и уважение я не знаю. Но вот у крутых решалось все по–взрослому. Гугл подсказывает, что в лучшие времена на острове жило около десяти тысяч человек. Сколько было кланов, не знаю, но они точно были. И более развитые поселенцы не придумали ничего лучше в качестве доказательства крутизны, чем клепать из камня истуканов. Под сырье приспособили вулкан Rano Raraku. Хочешь для своего клана почет и уважение - выдолби каменную морду весом в несколько тонн и оттаракань ее на свою территорию. У кого каменных морд больше, тот и круче. Каждый истукан символизирует связь с предками и наделяет клан маной. Когда случались войны, враги старались расхерачить как можно больше Моаи противника, тем самым деморализовав его.
Второй вопрос без ответа - это как тащили Моаи от вулкана. Остров хотя и невелик, но для перетаскивания таких грузов нужны очень веские основания и какие–нибудь технологии. Первого было хоть отбавляй, а вот со вторым проблемы. Не уверен, что рапануйцы использовали хотя бы лошадей. С очень большой вероятностью тащили вручную. Тут как раз кстати были менее развитые гастарбайтеры. Кто–то считает, что каменные морды весом в несколько тонн катили на бревнах, кто–то считает, что перекатывали со стороны на сторону. Но как–то их доперли даже до противоположного побережья. Хотя, как показывают фотографии, очень много и даже скорее бОльшая часть так и осталась на холме.
Самый большой Моаи, который все–таки утащили до места назначения, высотой метров в пять и 75 тонн весом. Самый большой, которого не успели доделать, высотой около двадцати метров и 270 тонн.

Крутые, кстати, назывались длинноухими, а гастарбайтеры короткоухими.
И последним такое положение дел не нравилось. Таскай Мауи они, а почет и уважуха тем, кто заставлял их таскать. Свершилась революция. И хотя длинноухие были развитие, но короткоухие явно знали жизнь. Как ни крути развивать надо было не таскание какой–то хуйни через весь остров, а хотя бы каменные топоры апгрейдить. В общем, длинноухих всех или почти всех порешили.
На этом производство Мауи завершилось. Тем, что уже были установлены в святых местах, продолжали поклоняться, но новых таскать перестали. Официальная версия вроде как говорит, что короткоухие умом не доросли до такого венца человеческого гения, как выдолбить несколькотонную морду и оттарабанить ее за пять километров. Лично я считаю, что они как раз мозг включили на полную и пришли к выводу, что в этом мире, даже в их мирке есть гораздо более интересные, а главное намного более полезные занятия.

Долбить скалу ради поднятия самооценки короткоухие перестали. Старые истуканы, конечно, никуда не делись, но то цунами накатит, то вулкан слегка долбанет. Камень камнем, но постепенно Моаи разрушались, забирая с собой ману. Да к тому же не оставаться же всем кланам на одном и том же уровне крутизны. Если новых Моаев не делать, то откуда взять дополнительный почет?

И в какой–то момент почитание Моаев начинает переплетаться с почитанием человеко–птицы, что–то вроде полубога или типа того. Старые верования и богов не отменяют, но постепенно уходят к обрядам и приобретению власти без материальных доказательств вроде глыбы в десяток тонн. Теперь человек–птица стал главным по острову. Он является наместником бога, и его почитают как бога. Чтобы им стать, надо в означенный день и час выполнить задание первым. Для этого рядом с чертовым ничего острова Пасхи находится сраное ничего в виде острова Моту–Нуи. На нем кроме камней есть только гнезда морских чаек. Итак, чтобы стать богом, надо спуститься по очень крутому каменистому склону вулкана, доплыть километр до Моту–Нуи, забраться по его крутому склону, найти яйцо морской чайки и по уже протоптанной дорожке вернуться с ним для подношения главному жрецу. Разбить, конечно, нельзя. Куда они его засовывали, чтобы сохранить во время обратной дороги, история умалчивает. А может и не надо было тащить, может джентельменам верили на слово.

Теперь еще одно подтверждение моей теории, что короткоухие были не такими уж и тупыми. По крайней мере некоторые из них. Итак, какой–то крендель справился. Но главным становится не он, а тот, кого он представляет. Не всякому же говну главным становится, правильно? Теперь тот, кого представлял герой–яйцеискатель, молодец, он теперь бог. Его бреют во всех местах. включая брови. Дают новое имя. Подновляют жилище в пещере после предыдущего бога. В этой пещере представитель героя проведет ближайший год, издавая законы и разрешая конфликты. Он не может готовить себе еду - это делает за него жрец. Он не может стричь волосы или ногти, это тоже ответственность жреца. Он не может не то, чтобы поговорить с кем–нибудь, никто не имеет права посмотреть на него. То есть, бог живет отшельником. Его единственное средство связи с подвластным ему народом - верховный жрец, который и передает указы человека–птицы. Неглупо, правда? Жрец при этом каждый год ради своего титула не напрягается, ну кроме попрыгать, помахать местным кадилом и принести пожрать «повелителю» (что–то я сомневаюсь, что хоть один жрец сам напрягался ради готовки). Что там этот крендель из пещеры сказал на самом деле, через год не вспомнит даже сам крендель. Если и вспомнит, то на момент его общения с другими людьми богом то он уже не будет. А значит наезжать на верховного жреца чревато потерей уже своих яиц, а не птичьих. Да и с готовкой тоже неплохое пространство для действий. Если человек–птица попутает берега, то подмешать нужное снадобье и делов с концом. Боги к себе призвали, настолько крут был, что тут еще сказать. А пока яиц нет, я тут побуду главным. Ну или прямо сейчас пиздуйте на Моту–Нуи, если так хотите, но без яиц не возвращайтесь. Птиц с яйцами нет? Ваши проблемы.
Хотя на самом деле основная власть была у военных вождей, полагаю.

Остров Пасхи (Рапануи) (Pascua, Rapa Nui), вулканический остров в восточной части Тихого океана 165,5 квадратных километров. Высота до 539 метров. Принадлежит Чили. Население около 2 тысяч человек. Рыболовство. Овцеводство. Остатки исчезнувшей культуры полинезийцев (каменная скульптура, дощечки, покрытые письменами). Административный центр — Ханга-Роа. Открыт нидерландским мореплавателем я. Роггевеном в 1772 в день Пасхи.

Говорят, что остров Пасхи один из самых уединенных уголков мира. Этот крохотный островок вулканического происхождения размером не более 24 километров, затерянный в тихоокеанских просторах за тысячи миль от ближайшей человеческой цивилизации. Он находится в 3600 км западнее чилийского города Вальпараисо.

Все, что связано с островом, окутано тайной. Откуда прибыли его первые обитатели? Как они вообще обнаружили этот островок? Как и зачем изваяли более 600 гигантских каменных статуй?

Первыми европейцами, ступившими на остров в пасхальное воскресенье 1772 года, были нидерланские моряки, которые и дали острову имя. Они обнаружили, что на острове мирно сосуществуют представители трех различных рас. Здесь были чернокожие, краснокожие и, наконец, совершенно белые люди. Вели они себя очень приветливо и дружелюбно.

Самым увлекательным и таинственным открытием на острове Пасхи были все же гигантские каменные статуи, именуемые местными жителями моаи. Многие из них достигают в высоту от 4 до 10 метров и весят до 20 тонн. Отдельные имеют еще большие размеры, их вес превышает 90 тонн. У них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах УшапкиФ из красного камня (полагают, что это вожди, обожествленные после их смерти).

Остров Пасхи фото

Тайны острова Пасха

Остров Пасхи: где находится

Остров Пасхи - остров в южной части Тихого океана, территория Чили (вместе с необитаемым островом Сала-и-Гомес образует провинцию и коммуну Исла-де-Паскуа в составе области Вальпараисо). Местное название острова - Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui). Площадь - 163,6 км².

Наряду с архипелагом Тристан-да-Кунья является самым удалённым населённым островом в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3514 км, до острова Питкэрн, ближайшего населённого места, - 2075 км.

Остров Пасхи на карте мира

Остров Пасхи: как добраться

Добраться до острова можно двумя способами, и оба они затратные. Первый - на туристической яхте или круизном судне, которые иногда сюда заходят. Можно отправиться в самостоятельное путешествие и через пару недель зайти в порт.

Второй способ - воздушный. На острове есть аэропорт, принимающий рейсы из столицы Чили Сантьяго, Таити и Лимы. Расписание полетов зависит от времени года. Например, с декабря по март можно улететь только один раз в неделю. В остальные месяцы - два раза в неделю. Перелет из Сантьяго длится около 5 часов.

Добраться до острова Пасхи из России можно добраться только на самолете. Билеты не дешевые. Можно купить из Москвы до Пасхи с пересадками, можно купить из Москвы – Санкт-Петербурга до Северной Америки, потом до Южной Америки, а оттуда уже до Пасхи, можно сразу до Южной Америки, а оттуда до Пасхи. В любом случае, потратиться на билет придется. Есть так же очень хороший вариант, когда авиакомпании предлагают спецпредложения и снижают стоимость на авиабилеты вдвое, а то и втрое.

Остров Пасхи: видео

Самые красивые места Пасхи

Аэросъемка острова Пасха

Является самым удалённым населённым островом в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3703 км, до острова Питкэрн , ближайшего населённого места, - 1819 км. Остров был открыт голландским путешественником Якобом Роггевеном в Пасхальное воскресенье 1722 года .

Столица острова и его единственный город - Ханга-Роа . Всего на острове проживает 5034 человек ().

Рапа-Нуи во многом известен благодаря моаи , или каменным статуям из спрессованного вулканического пепла, в которых, по повериям местных жителей, заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи - Хоту-Мату’а. В 1888 году аннексирован Чили . В 1995 году национальный парк «Рапа-Нуи» стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Названия острова

У острова Пасхи существует множество названий:

  • Хититеаираги (рап. Hititeairagi ), или Хити-аи-ранги (рап. Hiti-ai-rangi );
  • Текаоухангоару (рап. Tekaouhangoaru );
  • Мата-ки-те-Раги (рап. Mata-ki-te-Ragi - в переводе с рапануйского «глаза, смотрящие в небо»);
  • Те-Пито-о-те-хенуа (рап. Te-Pito-o-te-henua - «пуп земли»);
  • Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui - «Великий Рапа»), название, в основном использовавшееся китобоями;
  • остров Сан-Карлос (англ. San Carlos Island ), названный так Гонсалесом Дон Фелипе в честь короля Испании ;
  • Теапи (рап. Teapi ) - так называл остров Джеймс Кук ;
  • Ваиху (рап. Vaihu ), или Ваихоу (рап. Vaihou ), встречается вариант Вайгу , - этим названием также пользовался Джеймс Кук, а позже Форстер и Лаперуз (в его честь названа бухта на северо-востоке острова);
  • остров Пасхи (англ. Easter Island ), названный так голландским мореплавателем Якобом Роггевеном , потому что он открыл его в день Пасхи 1722 года .

Очень часто остров Пасхи называют Рапа-Нуи (в переводе «Большой Рапа»), хотя оно не рапануйского, а полинезийского происхождения. Такое название остров получил благодаря таитянским мореплавателям, использовавшим его, чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа-Ити (в переводе "Малый Рапа"), лежащий в 650 км к югу от Таити , и имеющий топологическое сходство с ним. Само название «Рапа-Нуи» вызвало множество споров среди лингвистов по поводу правильного написания этого слова. Среди англоговорящих специалистов слово «Rapa Nui» (2 слова) используется для наименования острова, слово «Rapanui» (1 слово) - когда идёт речь о народе или местной культуре.

География

Остров Пасхи - уникальная территория в юго-восточной части Тихого океана , являющаяся одним из самых удалённых от суши населённых островов в мире. Расположен в 3703 км от побережья ближайшего материка на востоке (Южной Америки) и удалён от ближайших населённых островов на западе (остров Питкэрн) на 1819 км. Координаты острова: -27.116667 , -109.35 27°07′ ю. ш. 109°21′ з. д.  /  27.116667° ю. ш. 109.35° з. д. (G) (O) . Площадь острова - 163,6 км². Ближайшая ненаселённая земля - архипелаг Сала-и-Гомес , не считая нескольких скал недалеко от острова.

Ствол торомиро, диаметром в человеческое бедро и тоньше, часто использовался при строительстве домов; также из него делались копья. В XIX -XX веках это дерево было истреблено (одной из причин стало то, что молодую поросль уничтожали завезённые на остров овцы).

Фауна

До прибытия на остров европейцев фауна острова Пасхи в основном была представлена морскими животными: тюленями , черепахами , крабами . До XIX века на острове разводили кур . Виды местной фауны, ранее населявшие Рапа-Нуи, вымерли. Например, вид крысы Rattus exulans , которую в прошлом местные жители использовали в пищу. Вместо неё на остров были завезены европейскими судами крысы вида Rattus norvegicus и Rattus rattus , ставшие переносчиками различных болезней, ранее не известных рапануйцам.

Сейчас на острове гнездятся 25 видов морских птиц и обитают 6 видов наземных птиц.

Население

Предполагается, что во время культурного расцвета на острове Пасхи в XVI -XVII веках население Рапа-Нуи составляло от 10 до 15 тысяч человек. Из-за экологической катастрофы, разразившейся в результате антропогенного фактора, а также столкновений между жителями численность населения ко времени прибытия первых европейцев сократилась до 2-3 тысяч человек. Количество 3000 жителей указывал и Джеймс Кук при посещении острова. К 1877 году в результате вывоза местных жителей в Перу для каторжных работ, эпидемий, экстенсивного овцеводства численность населения ещё более сократилась и составила 111 человек. К 1888 году , году аннексии острова Чили , на острове проживало 178 человек.

Административное управление

На территории острова действует около двух дюжин полицейских, в основном ответственных за безопасность в местном аэропорту .

Присутствуют также вооружённые силы Чили (преимущественно ВМФ). Действующая валюта на острове - чилийское песо (на острове также в обороте доллары США). Остров Пасхи - беспошлинная зона, поэтому поступления в бюджет острова от уплаты налогов сравнительно малы. В значительной степени он состоит из дотаций правительства.

Инфраструктура

Другие объекты инфраструктуры (церковь, почта, банк, аптека, небольшие магазины, один супермаркет, кафе и рестораны) преимущественно появились в 1960-х годах. На острове есть спутниковый телефон , Интернет и даже небольшая дискотека для местных жителей. Чтобы позвонить на остров Пасхи, необходимо набрать код Чили +56, код острова Пасхи +32 и с 5 августа 2006 года цифру 2. После этого осуществляется набор местного номера, состоящего из 6 цифр (причём первые три будут 100 или 551 - это единственные действующие префиксы на острове).

Туризм

Анакена - самый известный пляж острова

Достопримечательности

Профиль поверженного идола на фоне кратера вулкана Рано-Роратка

Каким образом они доставлялись к побережью, неизвестно. По легенде, они «шли» сами. В последнее время добровольцы-энтузиасты нашли несколько способов для транспортировки каменных блоков. Но каким именно пользовались древние жители (или каким-то своим), пока не определено. Норвежский путешественник Тур Хейердал в книге «Аку-Аку» даёт описание одного из этих способов, который был проверен в действии местными жителями. Согласно книге, информация о данном способе была получена от одного из немногих оставшихся прямых потомков строителей Моаи. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружён назад путём использования брёвен, подсунутых под статую, в качестве рычагов, раскачиванием которых можно было добиться небольших перемещений статуи по вертикальной оси. Перемещения фиксировались путём подкладки под верхнюю часть статуи камней различного размера и их чередования. Собственно транспортировка статуй могла осуществляться посредством деревянных салазок. Данный способ местный житель преподносит как наиболее вероятный, однако сам он верит, что статуи всё же доходили до своих мест самостоятельно.

Множество недоделанных истуканов находятся в каменоломнях. При детальном изучении острова создаётся впечатление внезапности прекращения работы над статуями .

  • Рано-Рараку - одно из наиболее интересных мест для туристов. У подножия этого вулкана расположено около 300 моаи , различной высоты и на разной стадии готовности. Недалеко от бухты располагается аху Тонгарики , крупнейшая ритуальная площадка с 15 установленными на ней статуями различной величины.
  • На берегу бухты Анакена располагается один из красивейших пляжей острова с кристально белым коралловым песком. В бухте разрешено плавать. В пальмовых рощах для туристов устраиваются пикники. Также недалеко от бухты Анакена располагаются аху Атуре-Хуки и аху Наунау . Согласно древнерапануйской легенде, именно в этой бухте высадился Хоту-Мату’а, первый король Рапа-Нуи, с первыми поселенцами острова.
  • Те-Пито-те-хенуа (рап. пуп Земли ) - церемониальная площадка на острове из круглых камней. Достаточно спорное место на Рапа-Нуи. Антрополог Кристиан Вальтер утверждает, что Те-Пито-те-хенуа была установлена в 1960-х годах, чтобы привлечь на остров доверчивых туристов.
  • На вулкане Рано-Као имеется смотровая площадка. Вблизи находится церемониальная площадка Оронго .
  • Пуна-Пау - небольшой вулкан рядом с Рано-Као. В далёком прошлом здесь добывался камень красного цвета, из которого изготавливали «головные уборы» для местных моаи.

История

Заселение и ранняя история острова

До появления европейцев на острове проживали два различных народа - «длинноухие», которые доминировали и обладали своеобразной культурой, письменностью, строили моаи , и «короткоухие», занимавшие подчинённое положение. Во время восстания короткоухих, состоявшегося предположительно в XVI веке , все длинноухие были истреблены, и их культура утрачена. В дальнейшем восстановить информацию о прежней культуре острова Пасхи оказалось крайне трудно, остались лишь отрывочные сведения.

Занятия древних рапануйцев

Остров Пасхи в настоящее время - это безлесный остров с неплодородной вулканической почвой. Однако ко времени заселения полинезийцами в IX-X веках, по данным палинологических исследований кернов из почвы , остров был покрыт густым лесным покровом.

В прошлом, как и сейчас, склоны вулканов использовались для разведения садов и выращивания бананов .

Согласно легендам Рапа-Нуи, растения хау (Triumfeta semitriloba ), марикуру (Sapindus saponaria ), макои (Thespesia populnea ) и сандаловое дерево были завезены королём Хоту-Мату’а, приплывшим на остров с таинственной родины Мара’э Ренга (англ. Mara"e Renga ). Это действительно могло произойти, так как полинезийцы, заселяя новые земли, приносили с собой семена растений, имевших важное практическое значение. Древние рапануйцы очень хорошо разбирались в сельском хозяйстве, растениях, особенностях их выращивания. Поэтому остров вполне мог прокормить несколько тысяч человек.

Поселенцы вырубали лес как для хозяйственных нужд (кораблестроение, строительство жилищ, транспортировка моаи и пр.), так и для освобождения мест под посевы сельскохозяйственных культур. В результате интенсивной вырубки, продолжавшейся в течение столетий, лес был изведён полностью примерно к 1600 г. Следствием этого стала ветровая эрозия почв, уничтожившая плодородный слой, резкое сокращение вылова рыбы ввиду отсутствия леса для строительства лодок, падение производства продовольствия, массовый голод, каннибализм и сокращение населения в несколько раз за несколько десятилетий.

Одной из проблем острова всегда был дефицит пресной воды. На Рапа-Нуи отсутствуют полноводные реки, а вода после дождей легко просачивается сквозь почву и течёт в сторону океана. Рапануйцы сооружали небольшие колодцы, смешивали пресную воду с солёной, а иногда пили просто солёную воду.

Помимо племён и родовых общин, которые составляли основу общественной организации рапануйского общества, существовали более крупные объединения, политические по своей сущности. Десять племён, или мата (рап. mata ), были разделены на два враждующих союза. Племена запада и северо-запада острова обычно назывались люди Ту’у - это название вулканического пика недалеко от Ханга-Роа. Их также называли мата-нуи . Племена восточной части острова в исторических легендах называются «люди Хоту-ити».

Аху Те Пито Кура - пуп Земли в фольклоре жителей острова Пасхи

Древние рапануйцы были крайне воинственны. Как только начиналась вражда между племенами, их воины красили своё тело в чёрный цвет и ночью приготавливали своё оружие к бою. После победы устраивался пир, на котором победившие воины ели мясо побеждённых. Самих людоедов на острове называли каи-тангата (рап. kai tangata ). Каннибализм существовал на острове вплоть до христианизации всех его жителей.

Европейцы на острове

«Рюрик» на якорной стоянке у острова Пасхи

Началось активное обращение рапануйцев в христианство , хотя вожди местных племён долгое время сопротивлялись. 14 августа 1868 года Эжен Эйро умер от туберкулёза . Миссионерская миссия просуществовала около 5 лет и оказала положительное влияние на жителей острова: миссионеры учили письму (хотя у них уже была своя иероглифическая письменность), грамоте, боролись с воровством, убийствами, многожёнством, способствовали развитию сельского хозяйства , разводя неизвестные ранее на острове культуры.

В 1868 году на острове поселился с разрешения миссионеров агент торгового дома Брандера Дютру-Борнье (Dutroux-Bornier ), занявшийся на Рапа-Нуи разведением овец . Расцвет его экономической деятельности относится к периоду после смерти последнего законного правителя, сына верховного вождя Маурата, двенадцатилетнего Григорио, умершего в 1866 году .

Тем временем, численность населения Рапа-Нуи значительно сократилась и в 1877 году составила 111 человек.

Культ «птицечеловеков» (XVI / XVII -XIX века)

Остров Моту-Нуи, вид из Оронго

Одной из достопримечательностей деревушки Оронго являются многочисленные петроглифы с изображениями «птицечеловеков» и бога Маке-маке (их около 480).

Ронго-ронго

Фрагмент таблички с текстом ронго-ронго

Остров Пасхи - единственный остров в Тихом океане , на котором была разработана собственная система письменности - ронго-ронго . Запись текстов осуществлялась пиктограммами , способ письма - бустрофедон . Пиктограммы имеют размер в один сантиметр и представлены различными графическими символами, изображениями людей, частей тела, животных, астрономических символов, домов, лодок и так далее.

Письменность ронго-ронго до сих пор не расшифрована, несмотря на то, что этой проблемой занимались многие лингвисты. В 1995 году лингвист Стивен Фишер объявил о расшифровке текстов ронго-ронго, но его интерпретация оспаривается другими учёными .

Первым о существовании на острове Пасхи дощечек с древними письменами сообщил французский миссионер Эжен Эйро в 1864 году .

В настоящее время существует множество научных гипотез, касающихся происхождения и смысла рапануйского письма. М. Хорнбостель , В. Хевеши , Р. Гейне-Гельдерн полагали, что письмо острова Пасхи пришло из Индии через Китай , а затем с острова Пасхи письмо попало в Мексику и Панаму . Р. Кемпбелл утверждал, что эта письменность пришла с Дальнего Востока через Новую Зеландию . Имбеллони и позднее Т. Хейердал попытались доказать южноамериканское индейское происхождение как письменности Рапа-Нуи, так и всей культуры. Многие специалисты по острову Пасхи, в том числе и сам Фишер, считают, что все 25 табличек с письменами ронго-ронго появились на свет уже после знакомства туземцев с европейской письменностью во время высадки на острове испанцев в 1770 году.

Остров Пасхи и затерянный континент

Остров Пасхи на карте мира

Эта «Земля Дэвиса», которая значительно позже стала отождествляться с островом Пасхи, подкрепила убеждённость космографов того времени в том, что в этом регионе существовал континент, являвшийся как бы противовесом Азии и Европе . Это привело к тому, что отважные мореплаватели стали искать затерянный континент. Однако найти его так и не удалось: вместо этого были открыты сотни островов Тихого океана .

С открытием острова Пасхи стало распространено мнение, что это и есть тот ускользающий от человека континент, на котором существовала в течение тысячелетий высокоразвитая цивилизация, в дальнейшем исчезнувшая в пучинах океана, а от континента сохранились лишь высокие горные пики (на самом деле, это потухшие вулканы). Существование на острове огромных статуй, моаи , необычные рапануйские таблички лишь подкрепляли это мнение.

Однако современное изучение прилегающих вод показало, что это маловероятно.

Остров Пасхи расположен в 500 км от гряды подводных гор, известных как Восточно-Тихоокеанское поднятие , на литосферной плите Наска . Остров находится на вершине огромной горы, сформировавшейся из вулканической лавы . Последнее извержение вулканов на острове произошло 3 миллиона лет назад. Хотя некоторые учёные предполагают, что оно произошло 4,5-5 миллионов лет назад.

Согласно местным легендам, в далёком прошлом остров был больших размеров. Вполне возможно, что так было в ледниковый период плейстоцена , когда уровень Мирового океана был ниже на 100 метров. Согласно геологическим исследованиям, остров Пасхи никогда не был частью затонувшего континента.

Примечания

  1. UNESCO World Heritage Centre. Rapa Nui National Park. . Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 13 апреля 2007.
  2. Easter Island Foundation. Frequently Asked Questions. What"s the difference between "Rapa Nui" and "Rapanui"? .(недоступная ссылка - история ) Проверено 13 апреля 2007.
  3. About Easter Island. Location. .(недоступная ссылка - история ) Проверено 13 апреля 2007.
  4. Easter Island Statue Project. About Easter Island .(недоступная ссылка - история ) Проверено 13 апреля 2007.
  5. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. Статья «Пасхи остров».
  6. При составлении этой таблицы использовались данные с сайта http://islandheritage.org/vg/vg06.html
  7. Easter Island Statue Project. About Easter Island. Flora. .(недоступная ссылка - история ) Проверено 13 апреля 2007.
  8. Easter Island Statue Project. About Easter Island. Fauna. .(недоступная ссылка - история ) Проверено 13 апреля 2007.
  9. Ethnologue.com.

Является самым удалённым населённым островом в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3703 км, до острова Питкэрн , ближайшего населённого места, - 1819 км. Остров был открыт голландским путешественником Якобом Роггевеном в Пасхальное воскресенье 1722 года .

Столица острова и его единственный город - Ханга-Роа . Всего на острове проживает 5034 человек ().

Рапа-Нуи во многом известен благодаря моаи , или каменным статуям из спрессованного вулканического пепла, в которых, по повериям местных жителей, заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи - Хоту-Мату’а. В 1888 году аннексирован Чили . В 1995 году национальный парк «Рапа-Нуи» стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Названия острова

У острова Пасхи существует множество названий:

  • Хититеаираги (рап. Hititeairagi ), или Хити-аи-ранги (рап. Hiti-ai-rangi );
  • Текаоухангоару (рап. Tekaouhangoaru );
  • Мата-ки-те-Раги (рап. Mata-ki-te-Ragi - в переводе с рапануйского «глаза, смотрящие в небо»);
  • Те-Пито-о-те-хенуа (рап. Te-Pito-o-te-henua - «пуп земли»);
  • Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui - «Великий Рапа»), название, в основном использовавшееся китобоями;
  • остров Сан-Карлос (англ. San Carlos Island ), названный так Гонсалесом Дон Фелипе в честь короля Испании ;
  • Теапи (рап. Teapi ) - так называл остров Джеймс Кук ;
  • Ваиху (рап. Vaihu ), или Ваихоу (рап. Vaihou ), встречается вариант Вайгу , - этим названием также пользовался Джеймс Кук, а позже Форстер и Лаперуз (в его честь названа бухта на северо-востоке острова);
  • остров Пасхи (англ. Easter Island ), названный так голландским мореплавателем Якобом Роггевеном , потому что он открыл его в день Пасхи 1722 года .

Очень часто остров Пасхи называют Рапа-Нуи (в переводе «Большой Рапа»), хотя оно не рапануйского, а полинезийского происхождения. Такое название остров получил благодаря таитянским мореплавателям, использовавшим его, чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа-Ити (в переводе "Малый Рапа"), лежащий в 650 км к югу от Таити , и имеющий топологическое сходство с ним. Само название «Рапа-Нуи» вызвало множество споров среди лингвистов по поводу правильного написания этого слова. Среди англоговорящих специалистов слово «Rapa Nui» (2 слова) используется для наименования острова, слово «Rapanui» (1 слово) - когда идёт речь о народе или местной культуре.

География

Остров Пасхи - уникальная территория в юго-восточной части Тихого океана , являющаяся одним из самых удалённых от суши населённых островов в мире. Расположен в 3703 км от побережья ближайшего материка на востоке (Южной Америки) и удалён от ближайших населённых островов на западе (остров Питкэрн) на 1819 км. Координаты острова: -27.116667 , -109.35 27°07′ ю. ш. 109°21′ з. д.  /  27.116667° ю. ш. 109.35° з. д. (G) (O) . Площадь острова - 163,6 км². Ближайшая ненаселённая земля - архипелаг Сала-и-Гомес , не считая нескольких скал недалеко от острова.

Ствол торомиро, диаметром в человеческое бедро и тоньше, часто использовался при строительстве домов; также из него делались копья. В XIX -XX веках это дерево было истреблено (одной из причин стало то, что молодую поросль уничтожали завезённые на остров овцы).

Фауна

До прибытия на остров европейцев фауна острова Пасхи в основном была представлена морскими животными: тюленями , черепахами , крабами . До XIX века на острове разводили кур . Виды местной фауны, ранее населявшие Рапа-Нуи, вымерли. Например, вид крысы Rattus exulans , которую в прошлом местные жители использовали в пищу. Вместо неё на остров были завезены европейскими судами крысы вида Rattus norvegicus и Rattus rattus , ставшие переносчиками различных болезней, ранее не известных рапануйцам.

Сейчас на острове гнездятся 25 видов морских птиц и обитают 6 видов наземных птиц.

Население

Предполагается, что во время культурного расцвета на острове Пасхи в XVI -XVII веках население Рапа-Нуи составляло от 10 до 15 тысяч человек. Из-за экологической катастрофы, разразившейся в результате антропогенного фактора, а также столкновений между жителями численность населения ко времени прибытия первых европейцев сократилась до 2-3 тысяч человек. Количество 3000 жителей указывал и Джеймс Кук при посещении острова. К 1877 году в результате вывоза местных жителей в Перу для каторжных работ, эпидемий, экстенсивного овцеводства численность населения ещё более сократилась и составила 111 человек. К 1888 году , году аннексии острова Чили , на острове проживало 178 человек.

Административное управление

На территории острова действует около двух дюжин полицейских, в основном ответственных за безопасность в местном аэропорту .

Присутствуют также вооружённые силы Чили (преимущественно ВМФ). Действующая валюта на острове - чилийское песо (на острове также в обороте доллары США). Остров Пасхи - беспошлинная зона, поэтому поступления в бюджет острова от уплаты налогов сравнительно малы. В значительной степени он состоит из дотаций правительства.

Инфраструктура

Другие объекты инфраструктуры (церковь, почта, банк, аптека, небольшие магазины, один супермаркет, кафе и рестораны) преимущественно появились в 1960-х годах. На острове есть спутниковый телефон , Интернет и даже небольшая дискотека для местных жителей. Чтобы позвонить на остров Пасхи, необходимо набрать код Чили +56, код острова Пасхи +32 и с 5 августа 2006 года цифру 2. После этого осуществляется набор местного номера, состоящего из 6 цифр (причём первые три будут 100 или 551 - это единственные действующие префиксы на острове).

Туризм

Анакена - самый известный пляж острова

Достопримечательности

Профиль поверженного идола на фоне кратера вулкана Рано-Роратка

Каким образом они доставлялись к побережью, неизвестно. По легенде, они «шли» сами. В последнее время добровольцы-энтузиасты нашли несколько способов для транспортировки каменных блоков. Но каким именно пользовались древние жители (или каким-то своим), пока не определено. Норвежский путешественник Тур Хейердал в книге «Аку-Аку» даёт описание одного из этих способов, который был проверен в действии местными жителями. Согласно книге, информация о данном способе была получена от одного из немногих оставшихся прямых потомков строителей Моаи. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружён назад путём использования брёвен, подсунутых под статую, в качестве рычагов, раскачиванием которых можно было добиться небольших перемещений статуи по вертикальной оси. Перемещения фиксировались путём подкладки под верхнюю часть статуи камней различного размера и их чередования. Собственно транспортировка статуй могла осуществляться посредством деревянных салазок. Данный способ местный житель преподносит как наиболее вероятный, однако сам он верит, что статуи всё же доходили до своих мест самостоятельно.

Множество недоделанных истуканов находятся в каменоломнях. При детальном изучении острова создаётся впечатление внезапности прекращения работы над статуями .

  • Рано-Рараку - одно из наиболее интересных мест для туристов. У подножия этого вулкана расположено около 300 моаи , различной высоты и на разной стадии готовности. Недалеко от бухты располагается аху Тонгарики , крупнейшая ритуальная площадка с 15 установленными на ней статуями различной величины.
  • На берегу бухты Анакена располагается один из красивейших пляжей острова с кристально белым коралловым песком. В бухте разрешено плавать. В пальмовых рощах для туристов устраиваются пикники. Также недалеко от бухты Анакена располагаются аху Атуре-Хуки и аху Наунау . Согласно древнерапануйской легенде, именно в этой бухте высадился Хоту-Мату’а, первый король Рапа-Нуи, с первыми поселенцами острова.
  • Те-Пито-те-хенуа (рап. пуп Земли ) - церемониальная площадка на острове из круглых камней. Достаточно спорное место на Рапа-Нуи. Антрополог Кристиан Вальтер утверждает, что Те-Пито-те-хенуа была установлена в 1960-х годах, чтобы привлечь на остров доверчивых туристов.
  • На вулкане Рано-Као имеется смотровая площадка. Вблизи находится церемониальная площадка Оронго .
  • Пуна-Пау - небольшой вулкан рядом с Рано-Као. В далёком прошлом здесь добывался камень красного цвета, из которого изготавливали «головные уборы» для местных моаи.

История

Заселение и ранняя история острова

До появления европейцев на острове проживали два различных народа - «длинноухие», которые доминировали и обладали своеобразной культурой, письменностью, строили моаи , и «короткоухие», занимавшие подчинённое положение. Во время восстания короткоухих, состоявшегося предположительно в XVI веке , все длинноухие были истреблены, и их культура утрачена. В дальнейшем восстановить информацию о прежней культуре острова Пасхи оказалось крайне трудно, остались лишь отрывочные сведения.

Занятия древних рапануйцев

Остров Пасхи в настоящее время - это безлесный остров с неплодородной вулканической почвой. Однако ко времени заселения полинезийцами в IX-X веках, по данным палинологических исследований кернов из почвы , остров был покрыт густым лесным покровом.

В прошлом, как и сейчас, склоны вулканов использовались для разведения садов и выращивания бананов .

Согласно легендам Рапа-Нуи, растения хау (Triumfeta semitriloba ), марикуру (Sapindus saponaria ), макои (Thespesia populnea ) и сандаловое дерево были завезены королём Хоту-Мату’а, приплывшим на остров с таинственной родины Мара’э Ренга (англ. Mara"e Renga ). Это действительно могло произойти, так как полинезийцы, заселяя новые земли, приносили с собой семена растений, имевших важное практическое значение. Древние рапануйцы очень хорошо разбирались в сельском хозяйстве, растениях, особенностях их выращивания. Поэтому остров вполне мог прокормить несколько тысяч человек.

Поселенцы вырубали лес как для хозяйственных нужд (кораблестроение, строительство жилищ, транспортировка моаи и пр.), так и для освобождения мест под посевы сельскохозяйственных культур. В результате интенсивной вырубки, продолжавшейся в течение столетий, лес был изведён полностью примерно к 1600 г. Следствием этого стала ветровая эрозия почв, уничтожившая плодородный слой, резкое сокращение вылова рыбы ввиду отсутствия леса для строительства лодок, падение производства продовольствия, массовый голод, каннибализм и сокращение населения в несколько раз за несколько десятилетий.

Одной из проблем острова всегда был дефицит пресной воды. На Рапа-Нуи отсутствуют полноводные реки, а вода после дождей легко просачивается сквозь почву и течёт в сторону океана. Рапануйцы сооружали небольшие колодцы, смешивали пресную воду с солёной, а иногда пили просто солёную воду.

Помимо племён и родовых общин, которые составляли основу общественной организации рапануйского общества, существовали более крупные объединения, политические по своей сущности. Десять племён, или мата (рап. mata ), были разделены на два враждующих союза. Племена запада и северо-запада острова обычно назывались люди Ту’у - это название вулканического пика недалеко от Ханга-Роа. Их также называли мата-нуи . Племена восточной части острова в исторических легендах называются «люди Хоту-ити».

Аху Те Пито Кура - пуп Земли в фольклоре жителей острова Пасхи

Древние рапануйцы были крайне воинственны. Как только начиналась вражда между племенами, их воины красили своё тело в чёрный цвет и ночью приготавливали своё оружие к бою. После победы устраивался пир, на котором победившие воины ели мясо побеждённых. Самих людоедов на острове называли каи-тангата (рап. kai tangata ). Каннибализм существовал на острове вплоть до христианизации всех его жителей.

Европейцы на острове

«Рюрик» на якорной стоянке у острова Пасхи

Началось активное обращение рапануйцев в христианство , хотя вожди местных племён долгое время сопротивлялись. 14 августа 1868 года Эжен Эйро умер от туберкулёза . Миссионерская миссия просуществовала около 5 лет и оказала положительное влияние на жителей острова: миссионеры учили письму (хотя у них уже была своя иероглифическая письменность), грамоте, боролись с воровством, убийствами, многожёнством, способствовали развитию сельского хозяйства , разводя неизвестные ранее на острове культуры.

В 1868 году на острове поселился с разрешения миссионеров агент торгового дома Брандера Дютру-Борнье (Dutroux-Bornier ), занявшийся на Рапа-Нуи разведением овец . Расцвет его экономической деятельности относится к периоду после смерти последнего законного правителя, сына верховного вождя Маурата, двенадцатилетнего Григорио, умершего в 1866 году .

Тем временем, численность населения Рапа-Нуи значительно сократилась и в 1877 году составила 111 человек.

Культ «птицечеловеков» (XVI / XVII -XIX века)

Остров Моту-Нуи, вид из Оронго

Одной из достопримечательностей деревушки Оронго являются многочисленные петроглифы с изображениями «птицечеловеков» и бога Маке-маке (их около 480).

Ронго-ронго

Фрагмент таблички с текстом ронго-ронго

Остров Пасхи - единственный остров в Тихом океане , на котором была разработана собственная система письменности - ронго-ронго . Запись текстов осуществлялась пиктограммами , способ письма - бустрофедон . Пиктограммы имеют размер в один сантиметр и представлены различными графическими символами, изображениями людей, частей тела, животных, астрономических символов, домов, лодок и так далее.

Письменность ронго-ронго до сих пор не расшифрована, несмотря на то, что этой проблемой занимались многие лингвисты. В 1995 году лингвист Стивен Фишер объявил о расшифровке текстов ронго-ронго, но его интерпретация оспаривается другими учёными .

Первым о существовании на острове Пасхи дощечек с древними письменами сообщил французский миссионер Эжен Эйро в 1864 году .

В настоящее время существует множество научных гипотез, касающихся происхождения и смысла рапануйского письма. М. Хорнбостель , В. Хевеши , Р. Гейне-Гельдерн полагали, что письмо острова Пасхи пришло из Индии через Китай , а затем с острова Пасхи письмо попало в Мексику и Панаму . Р. Кемпбелл утверждал, что эта письменность пришла с Дальнего Востока через Новую Зеландию . Имбеллони и позднее Т. Хейердал попытались доказать южноамериканское индейское происхождение как письменности Рапа-Нуи, так и всей культуры. Многие специалисты по острову Пасхи, в том числе и сам Фишер, считают, что все 25 табличек с письменами ронго-ронго появились на свет уже после знакомства туземцев с европейской письменностью во время высадки на острове испанцев в 1770 году.

Остров Пасхи и затерянный континент

Остров Пасхи на карте мира

Эта «Земля Дэвиса», которая значительно позже стала отождествляться с островом Пасхи, подкрепила убеждённость космографов того времени в том, что в этом регионе существовал континент, являвшийся как бы противовесом Азии и Европе . Это привело к тому, что отважные мореплаватели стали искать затерянный континент. Однако найти его так и не удалось: вместо этого были открыты сотни островов Тихого океана .

С открытием острова Пасхи стало распространено мнение, что это и есть тот ускользающий от человека континент, на котором существовала в течение тысячелетий высокоразвитая цивилизация, в дальнейшем исчезнувшая в пучинах океана, а от континента сохранились лишь высокие горные пики (на самом деле, это потухшие вулканы). Существование на острове огромных статуй, моаи , необычные рапануйские таблички лишь подкрепляли это мнение.

Однако современное изучение прилегающих вод показало, что это маловероятно.

Остров Пасхи расположен в 500 км от гряды подводных гор, известных как Восточно-Тихоокеанское поднятие , на литосферной плите Наска . Остров находится на вершине огромной горы, сформировавшейся из вулканической лавы . Последнее извержение вулканов на острове произошло 3 миллиона лет назад. Хотя некоторые учёные предполагают, что оно произошло 4,5-5 миллионов лет назад.

Согласно местным легендам, в далёком прошлом остров был больших размеров. Вполне возможно, что так было в ледниковый период плейстоцена , когда уровень Мирового океана был ниже на 100 метров. Согласно геологическим исследованиям, остров Пасхи никогда не был частью затонувшего континента.

Примечания

  1. UNESCO World Heritage Centre. Rapa Nui National Park. . Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 13 апреля 2007.
  2. Easter Island Foundation. Frequently Asked Questions. What"s the difference between "Rapa Nui" and "Rapanui"? .(недоступная ссылка - история ) Проверено 13 апреля 2007.
  3. About Easter Island. Location. .(недоступная ссылка - история ) Проверено 13 апреля 2007.
  4. Easter Island Statue Project. About Easter Island .(недоступная ссылка - история ) Проверено 13 апреля 2007.
  5. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. Статья «Пасхи остров».
  6. При составлении этой таблицы использовались данные с сайта http://islandheritage.org/vg/vg06.html
  7. Easter Island Statue Project. About Easter Island. Flora. .(недоступная ссылка - история ) Проверено 13 апреля 2007.
  8. Easter Island Statue Project. About Easter Island. Fauna. .(недоступная ссылка - история ) Проверено 13 апреля 2007.
  9. Ethnologue.com.

Ориентируясь по названию острова. Но остров был создан задолго до того, как возникло понятие Пасхи, а аномальности в нём намного больше, так что узнаём новые знания в сразу после конца света 🙂

Остров Пасхи — это остров в Тихом Океане, наиболее отстоящий от суши из всех известных островов (вследствие чего туризм на этот остров — дело дорогое). Остров имеет вулканическое происхождение и находится на пересечении нескольких литосферных плит (под ним находится граница разлома гигантских тектонических плит, которые как бы разделяют дно океана; острову сходятся океанические плиты Наска, Пацифика и осевые зоны подводных океанских хребтов). Ну а самая известная достопримечательность — каменные статуи:

Остров имеет форму прямоугольного треугольника, гипотенуза которого — юго-восточный берег. Стороны этого «треугольника» имеют длины в 16, 18 и 24 км. По углам острова возвышаются потухшие вулканы:

  1. Рано-Као (324 м)
  2. Пуа-Катики (377 м)
  3. Теревака (539 м — высшая точка острова)

Начнём наш осмотр острова Пасхи с каменных статуй. Все каменные статуи монолитны, то есть вырезаны из единого куска камня, а не склеены или скреплены. Древние мастера вырубали «моаи» — каменные статуи на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км. Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров.

На голове у статуй красовались шапки из красной пемзы, а глаза были раскрашены:

Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн.

Каменные статуи устанавливались на каменные "аху" — платформы-постаменты, которые достигали 150 метров в длину и 3 метров в высоту, и состояли из кусков весом до 10 тонн из той же пемзы.

По другой версии, каменные статуи острова Пасхи оцениваются намного тяжелее: говорят, их вес иногда достигает более 20 тонн, а высота — более 6 метров. Была найдена неоконченная скульптура ростом около 20 метров и весом в 270 тонн.

Всего на острове Пасхи имеется 997 397 каменных статуй моаи. Все моаи, кроме семи статуй, «смотрят» в глубь острова. Эти семь статуй отличаются ещё и тем, что находятся внутри острова, а не на побережье. Подробно карту расположения каменных статуй, а также других достопримечательностей, можно посмотреть на этом рисунке (кликните для увеличения):

Также говорят, что на острове есть два вида статуй:

  1. Первый вид, без "шапок" (45% от общего количества) — это 10-метровые гиганты весом в 80 тонн. Все они стоят по склонам кратера Рану-Рараку по грудь в осадочных породах — это по той причине, что они гораздо старше, чем другие статуи, те, которые с "шапками". То, что эти статуи гораздо старше второго вида моаи, указывает и то, что следы эрозии на них проявились гораздо отчётливее, чем на "карликовых" 4-х метровых статуях. Кроме того, моаи-великаны 10-метровой высоты не имеют "шапок" и их облик немного отличается от второго вида. К примеру, их лица более узкие.
  2. Второй вид — это маленькие 3-4-метровые статуи (32 процента от общего количества), которые ставились на постаменты (аху). Все аху стоят возле берега моря. Эти моаи имеют "шапки" причудливой формы. Этот вид моаи очень хорошо сохранился. Их лица более овальные, чем узколицые статуи первого типа.

Возведение статуй на острове Пасхи — это камень преткновения среди "рационалистов" и "потусторонщиков". Первые уверяют, что все статуи могли быть установлены на острове обычными людьми с применением обычных земных средств. Тогда как "потусторонщики" приводят в качестве сил установки статуй что угодно — от магии-маны до инопланетян.

Норвежский путешественник Тур Хейердал в книге «Аку-Аку» даёт описание одного из этих способов, который был проверен в действии местными жителями. Согласно книге, информация о данном способе была получена от одного из немногих оставшихся прямых потомков строителей Моаи. Так, один из Моаи, опрокинутых с постамента, был водружён назад путём использования брёвен, подсунутых под статую, в качестве рычагов, раскачиванием которых можно было добиться небольших перемещений статуи по вертикальной оси. Перемещения фиксировались путём подкладки под верхнюю часть статуи камней различного размера и их чередования. Собственно транспортировка статуй могла осуществляться посредством деревянных салазок.

Кто бы ни был прав, верно одно: все статуи делались на этом самом острове, в каменоломнях. И уже оттуда транспортировались на место установки. Как это выяснили? Очень просто: множество недоделанных истуканов находятся в каменоломнях. При взгляде на них создаётся впечатление внезапности прекращения работы над статуями.

На фотографии — одна из неоконченных каменных статуй:

А вот ещё несколько неоконченных статуй на склоне вулкана:

Остановимся на ещё одном необЪяснимом пока что явлении, которое, конечно, проигрывает по масштабности, но идёт ноздря в ноздрю по загадочности.

Это таинственная письменность острова Пасхи. Можно сказать, что это — самая таинственная письменность в мире. Последнее — факт тем более знаменательный, что до сих пор на полинезийских островах письменность обнаружить не удавалось.

На острове Пасхи письменность обнаружена на сравнительно хорошо сохранившихся деревянных дощечках, на местном наречии именуемых кохау ронго-ронго. То, что дощечки из дерева пережили тьму веков, многие ученые объясняют полным отсутствием на острове насекомых. И тем не менее большая их часть в конечном счете была уничтожена. Но повинны в этом оказались не древесные жучки, ненароком завезенные белым человеком, а религиозный пыл некоего миссионера. История гласит, что миссионер Эжен Эйро, обративший жителей острова в христианство, заставил предать огню эти письмена как языческие.

Тем не менее какое-то количество дощечек сохранилось. Сегодня в музеях и частных коллекциях мира находится не более двух десятков кохау ронго-ронго. Было предпринято множество попыток расшифровки содержания дощечек с идеограммами, но все они закончились неудачей. Кстати, исследования последних лет еще раз подтвердили, что на дощечках кохау ронгоронго каждый знак передает только одно слово, причем на них записан не весь текст, а только ключевые слова , остальные читались рапануйцами по памяти.

Существует на острове и ещё один занимательный факт. Так, на первой картинке в статье изображены головы статуй с подземными туловищами. Так вот, это изображение недалеко от правды. Так, если взять и хорошенько покопаться вокруг некоторых статуй, можно выкопать очень интересные штуки:

То есть, некоторые из статуй намного больше, чем кажется. Причём как они оказались под землёй — неизвестно: то ли сами по себе, то ли их изначально засыпали.

Ещё одна загадка острова — назначение мощеных дорог, время создания которых теряется в глубине веков. На острове Безмолвия — еще одно название острова — их три. И все три обрываются в океане. Некоторые исследователи на основании этого делают вывод, что остров некогда был значительно больше, чем сейчас.

И напоследок, козырь, разбивающий аргументы "рационалистов". Так, рядом с Рапануи расположен крохотный островок Мотунуи. Это несколько сот метров отвесного обрыва, испещренных многочисленными гротами. Остров на карте:

Так вот, на нем сохранилась каменная платформа, на которую когда-то были установлены статуи, позже сброшенные по каким-то причинам в море. И возникает вопрос — как? Как рационально можно доставить туда каменные статуи? Никак. Лишь с помощью неведомых сил.

Что, кстати, вызывает вопрос: зачем? Если рационалисты обосновывают устройство каменных статуй хотя бы приемлемо — для защиты от наводнения либо же для защиты от чего-либо ещё, либо как обЪекты поклонения и т.д., то сторонникам "потусторонней" гипотезы установки статуй сказать просто нечего. Подумайте сами: зачем люди, которые владеют сверхЪестественными способностями и могут переносить многотонные глыбы на огромное расстояние, будут этим заниматься? Ведь не поклонялись же они им: действительная сила и суеверия не идут рука об руку…

Так что и гипотеза "потусторонников" также пропадает втуне. Что же остаётся? Остаются факты:

  • остров Пасхи, отдалённый от населённых земель на многие сотни километров
  • огромные многотонные статуи (некоторые более чем наполовину вкопаны в землю)
  • нерасшифрованная письменность
  • дороги непонятного назначения
  • отутствие внятных теорий того, как это всё делалось.

И получается, что Остров Пасхи — это загадка, которую ещё не удалось разгадать.

И не удастся, если завтра случится конец света 🙂

По материалам http://agniart.ru/rus/showfile.fcgi?fsmode=articles&filename=16-3/16-3.html и http://www.ufo.obninsk.ru/pashi.htm