Восхождение на эльбрус 105 пикет. Экскурсии и маршруты

Несмотря на имеющийся походный опыт, горные походы я до последнего времени как-то не воспринимал всерьез. На воде со снаряжением проще, можно взять с запасом, тащить на себе ничего не нужно – все само плывет. На горных реках так и грести толком не нужно, подруливай чуть, да и все:) Предубеждение к пешим походам у меня было какое-то…

В прошлом году, читая чужие восторженные отчеты о походах в горах, вдруг подумалось – какого хрена? Может я сам себя лишаю чего-то важного и правильного? Ведь спорить о вкусе устриц можно только с тем, кто их пробовал.
Решено, иду на Эльбрус. Почему Эльбрус? Потешить свое ЧСВ , конечно же, ведь самая высокая точка Европы, входит в семь вершин . Ну и небольшие «подвиги» нужны в жизни, они стимулируют к дальнейшему движению.

У нормальных людей дальше начинаются чисто технические вопросы – найти гида, согласовать отпуск, снять деньги с карты. Мы же идем другим путем. Я с сомнением отношусь к коммерческим походным группам и с еще большим сомнением к гидам. Хотя я прекрасно понимаю, что в некоторых случаев без помощи профессионала никак не обойтись. В общем, пунктик такой, странно объяснимый. Причем, что интересно, к различного рода инструкторам этот самый пунктик относится абсолютно ровно. В горы с коммерческой группой пунктик идти не дает, а брать уроки у инструктора по виндсерфингу или горным лыжам – пожалуйста:)
Короче, никаких гидов! Нужен был напарник.

Пап, я в июне на Эльбрус. Идешь со мной?
- Можно сходить…

2. Дальше была теоретическая подготовка. Косая полка, седловина, приют 11 и даже, кошмар какой, трупосборник – эти слова будоражили воображение. Gостепенно нарисовался график акклиматизации. А вот с практическим опытом горных походов было не очень. Тухло совсем было с практикой, я бы сказал:) Мы оба, в свое время, ходили водную пятерку в Саянах. Плюс отец ходил радиалку на пик Топографов, там же в Саянах. Ну и плюс горнолыжка, но это все до 3000 метров.
Ладно, на месте разберемся. Трогаемся в сторону трассы М4, за окном карьеры с желтыми стенками. Не только карьеры, конечно, но и они тоже:

3. Путь по М4 езжен уже тысячу раз, все тоже самое. Выехали поздно, поэтому ночуем где-то под Ростовым и на следующий день сворачиваем на М29 «Кавказ» и держим путь на Минеральные Воды. Первый же холм в районе поворота на Пятигорск пользуется повышенным вниманием, ну что взять с равнинных жителей:)

4. Въезжаем в КБР и сворачиваем в Баксанское ущелье. Идет постоянный и приличный набор высоты. Гаишники с автоматами и в брониках, бронетранспортеры и бетонные блоки на постах, между которыми нужно проезжать змейкой. И просто нереальная, неземная красота по сторонам. Река Баксан:

5. Ничего заранее не бронировали, так как первоначально планировали встать с палаткой в местном «кемпинге». Но кемпинг не понравился, фанерные домики с удобствами на улице по 300 рублей с носа как-то тоже не впечатлили. В итоге селимся в полулюкс с душем и холодильником на поляне Чегет, сбив первоначальную цену ровно в два раза, исключительно благодаря обаянию и мастерству торга моего напарника (ну да, я знал кого нужно звать:) Около 6 вечера бросаем вещи и следуя идее активной акклиматизации идем прогуляться вокруг:

6. «Вокруг» как-то само собой превратилось в дорогу на Чегет:) Вообще на первый день после приезда как раз и был запланирован подъем на Чегет (был еще вариант канаткой наверх и ножками вниз, чтобы не грузить хилые равнинные организмы непомерной нагрузкой), но дорога внесла свои коррективы и приехали мы в шесть вечера вместо запланированной середины дня:

7. До сумерек успеваем подняться примерно до 2500, попадаем в облако и сбегаем вниз. Виски как-то «зудят и чешутся», подобную реакцию организма заметил еще в Домбае. И это всего-то 2500 метров. Начинаю бояться дальнейших выкрутасов организма на высоте. Да, фото про одиночество:

8. На следующий день запланирован выход налегке до 105 пикета мимо водопада Девичьи косы и обсерватории. Тропа находится очень быстро, благодаря GPS навигатору, и идет между местными фермерскими постройками. Из построек доносятся звуки и запахи:)

9. Идется достаточно легко, по пути встречаются другие туристы. Самые разные, объединяет всех только доброжелательность. Индонезийский фотоблогер тащил наверх огромный «трипод». Идут впятером, включая двух гидов (вроде как). Встретили вечером внизу, на поляне Чегет, и больше не видели. Надеюсь, что индонезийский трипод вместе со своим упорным хозяином побывал таки на вершине:

10. Виски больше не «чешутся» и вообще самочувствие бодрое, что радует. И только не надо мне говорить, что помог душ накануне:)

11. Погода меняется стремительно. Этот кадр от предыдущего отделяет всего лишь 40 минут:

12. Гигантская бильярдная луза прямо по центру кадра:

13. Неспеша доходим до водопада. Утро, да и середина июня только, ледник тает плохо, поэтому волосы так себе:

14. О чем может думаться, когда смотришь на водопад?

15. Конечно же только о том, как у него там внутри:)

16. Тучи опять куда-то быстро исчезают, под водопадом устраиваем небольшой привал:

17. Почти сразу после водопада видна обсерватория. Кстати, украинская. Високогірна спостережна база:

18. Вообще маршрут популярный, тут довольно многолюдно даже сейчас, когда сезон еще толком не начался. Встречаем семейную пару, собирающуюся на следующий день на Эльбрус. Запомнились тем, что извлекли из недр своего рюкзака огромную связку бананов, за что моментально получают прозвище «банановые». Из разговора явно следует, что ребята совсем новички в туризме. Больше «банановых» не встречали:

19. Пообщавшись с попутчиками мы чувствуем себя несколько бодрее, ведь когда мы сюда ехали, то предполагали, что тут каждый второй "Снежный Барс" , а у каждого десятого на голове "Корона Земли" . А между ними «мутанты», забегающие на вершину из Азау за 3 часа и 4 минуты:

20. Обсерватория остается внизу, впереди 105 пикет. Дорогу местами закрывают снежники. Снег мокрый, идти как-то не очень. Срезаем как можем:

21. Натыкаюсь на памятник кавалеристам, которые воевали тут с дивизией «Эдельвейс». С 21 августа 1942 года по 13 февраля 1943 на обоих вершинах Эльбруса были немецкие флаги. И есть у меня подозрение, что некоторые из полуразвалившихся каменных стенок поблизости имеют прямое отношение к тем временам:

22. К строению спускаться не стали, похлебали супчику и пустились в обратный путь. Виден серпантин к ледовой базе. Терскол-105 пикет-ледовая база-приют 11 - классический южный путь на Эльбрус до появления канатных дорог и прочих ратраков:

23. Встречаем челябинцев, тоже идут на Эльбрус. Слова «Челябинские парни настолько суровы...» прерываются возгласами «Знаем! Хватит уже…». Вон что значит стать интернет-мемом:)

24. Холодно и вокруг без перерыва ходят лиловые тучи:

25. Вдруг на совсем короткое время становится видна наша цель на ближайшие несколько дней. Знак, не иначе:

26. За день пройдено примерно 24 километра (мерил линейкой в Google Earth). Набор высоты составил порядка 1200 метров. Вниз идти оказалось тяжелее, чем вверх:)

27. Все. Продолжение следует…

P.S. Оставляем фото 1000 по длинной стороне?

Эльбрус. Никаких гидов

105 пикет - это заброшенный дом, бывшая альпинистская хижина и перевалочная база для строительства Приюта 11.

Одно из самых красивых заброшенных мест, которое посещал. С наружи большой деревянный дом, потрепанный за много лет снегами и ветрами.

Скалы испорчены еще советскими людьми

На втором этаже и сейчас останавливаются туристы. У входа их усилиями создана небольшая выставка культуры и быта ученых-гляциологов, изучавших кроме всего проще и ледники.

Стальным фаллосом проникала наука в вечные льды Эльбруса.

Древний чайник, из которого возможно пили деды, которые воевали

Страшные орудия пыток

Зеленая кружка - у меня такая тоже была. Советская, крепкая. Железяки лучше не трогать, падают.

В общем, кра-со-та. А то все лед и камни, скучно же, а здесь воно что.

Вокруг красоты - ледник Терскол

Перевалы из Терскола на Ирикчат где-то там

Туалет само собой есть, действующий

Вид из окна пикета 105

Внутри темно и намусорено слегка, ночуют на чердаке

Вечереет, поднимаются облачка

Черное и серое

Забрался на холм за туалетом рядом с домом, на холме плато небольшое, остатки ЛЭП

105 пикет на фоне Эльбруса. За пикетом морена, по клону которой серпантином дорога идет дальше. Где-то на вершине морены Ледовая база, до которой так и не дошли. От нее дорога по леднику к Приюту 11.

Снова стенки пулеметных гнезд. Вряд ли именно в таком виде они уцелели с войны, скорее всего восстановлены для реконструкции сражения или съемок фильма, но атмосфера сохранилась.

Закатные краски гор

Эльбрус со 105 пикета

Памятник рядом с пикетом

Простой и красивый памятник кавалеристам, которых отправили воевать с горным спецназом

Склоны Эльбруса

Товарищи возвращались по старой дороге, я же пошел по гребню в сторону обсерватории. Гребень весьма условный, спуск не очень крутой, идти легко.

Каменные скульптуры, которые заснял на подъеме, с другой стороны

И еще один вид на ледник...

Эльбрус расположен в боковом хребте Главного Кавказского хребта, имеет округлую в плане форму с поперечником 18 км у основания и 1,2-1,5 км на высоте 5300 м.

Выше поднимаются два сросшихся вулканических конуса: Западная вершина - 5642,7 м.(высочайшая точка Европы) и Восточная вершина - 5621 м. Расстояние между вершинами составляет 1450 м. Перемычка между вершинами - "седловина" лежит на отметке 5376 м.

Начало маршрута восхождения на Эльбрус проходит по пешеходной дороге, проложенной в 1938 г. По ней доставляли строительные материалы для здания "Приюта одиннадцати". Место окончания дороги назвали "Ледовой базой" (3800 м). Отсюда по ледовым полям Эльбруса к месту строительства проложили четырехкилометровую санную дорогу, наведя надежные мосты через ледовые трещины. Вплоть до пуска в строй канатных дорог это был наиболее популярный путь к "Приюту одиннадцати". Теперь пользуются канатными дорогами "Эльбрус" и "Гара-Баши", затем более простой и короткой пешеходной дорогой до Приюта-11.

Маршрут восхождения на Эльбрус:пос. Терскол - вдпд. Девичьи косы - 95 пикет - 105 пикет - Ледовая база - Приют 11 - скалы Пастухова - седловина - вершина.

Дорога к заброшенной "Ледовой базе" МГУ идет по склонам лавового потока между долинами Терскол и Гарабаши.

От развилки дорог в долине р. Терскол серпантинами набираем высоту в красивом сосновом лесу. Дорога идет в западном направлении. Видны склоны Эльбруса

Выше леса дорога проходит мимо водопада Девичьи косы. Прямо с дороги открывается отличный вид на сам водопад и окружающие горы.

Издалека он кажется небольшим но подойдя ближе можно полностью оценить его размеры. К подножию водопада ведут тропы, можно подойти и искупатся в освежающих струях, или просто посидеть рядом и полюбоватся пейзажем.

Вскоре после водопада растительность заканчивается и начинаются бесконечные россыпи обломков лавы и прочих следов извержений Эльбруса.

Слева от дороги будут остатки строения это "95 пикет", от него тропы уходят влево с основной дороги, чтобы не делать лишний крюк, лучше свернуть на тропу которая начинается от развалин.

Выше поднимаясь в горы дорога проходит мимо обсерватории, и делая крюк выходит к ледовой базе.

Тропа которая началась от "95 пикета" опять выходит на дорогу, которая серпантином поднимается по обломкам лавового выхода. По дороге встретится еще одно почти разрушенное строение - "105 пикет". Это была промежуточная станция при строительстве Приюта 11 на склоне Эльбруса. Такое название она получила по тому что находится на 105м участке дороги от Терскола(каждый участок по 100 метров).

На этой высоте даже летом встречаются снежные надувы которые не расстаяли с зимы и засыпанные сверху камнями и песком участки ледника.

Поднимаясь по дороге выше, доходим до здания старой метеостанции которая находится совсем рядом с началом ледника и Ледовой базы. Это металлическая будка с двумя комнатами и мальенькой кухней. В комнатах есть нары на которых можно переночевать. До этого места можно неспеша и с рюкзаками подняться из Терскола за 1 день.

В нескольких минутах ходьбы от метеостанции находятся развалины Ледовой базы. Все сооружения находятся в полуразрушенном состоянии, без окон и дверей. Почти все помещения заметены снегом, так что переночевать там не удастся. Вообще база производит довольно удручающее впечатление и нагоняет уныние...

Сразу за развалинами начинается ледник. На леднике много трещин, так что необходимо идти в связках. Из ледника периодически вытаивают снаряды или патроны - "эхо войны". Также в снегах и льдах до сих пор находят тела солдат погибших во время Второй мировой войны.

Следуя по леднику на северо-запад маршрут выходит к Приюту 11.

Для выхода на вершину лагерь лучше всего разбить в районе Приюта 11 на скальных грубнях оставшихся от лавового потока.

Туристские маршруты

По пути строителей «Приюта одиннадцати»

(Поселок Терскол - «Новый кругозор» - «105-й пикет» - «Ледовая база» - поселок Терскол. Протяженность - 26 км, продолжительность - 3 дня.)

Маршрут проходит по пешеходной дороге, проложенной в 1938г. По ней доставляли строительные материалы для здания «Приюта одиннадцати». Место окончания дороги назвали «Ледовой базой» (3 800 м). Отсюда по ледовым полям Эльбруса к месту строительства проложили четырехкилометровую санную дорогу, наведя надежные мосты через ледовые трещины. Вплоть до пуска в строй ЭКД это был наиболее популярный путь к «Приюту одиннадцати». Теперь пользуются более простой и короткой пешеходной дорогой от станции «Мир».

Начало похода совпадает с маршрутом № 2. Ночевать лучше всего на приюте «Новый кругозор» (2900 м) или в палатках возле него, чтобы полюбоваться вечерней панорамой гор. В розовых лучах заката особенно эффектны в боковом (западном) освещении вершины Главного Кавказского Хребта. Если к тому же Баксанская долина заполнена облаками, то возникает неповторимое ощущение, будто вы находитесь на обрывистом берегу седого пенящегося моря.

Выходят на маршрут утром. Поднимаются к гребню отрога и двигаются вдоль него по направлению к Эльбрусу. Через час туристы подходят к небольшому понижению гребня, на котором расположены домики метеостанции. Это «105-й пикет» (3300 м). Он находится на 105-м по счету 100-метровом участке дороги от Терскола.

На подходе к метеостанции, справа от дороги, - памятник кавалеристам 214-го полка, защищавшим подступы к Эльбрусу во время Великой Отечественной войны. На широком каменистом гребне сохранились огневые точки, остатки укреплений и блиндажей. Военные действия здесь велись с середины августа до начала ноября 1942 года. Первыми приняли на себя удар горных егерей дивизии «Эдельвейс», рвавшихся со склонов Эльбруса в Баксанскую долину, кавалеристы 214-го полка. К концу сентября их сменили воины 897-го стрелкового полка. Героические события того времени подробно описаны в книге О. Л. Опрышко «Заоблачный фронт Приэльбрусья».

Выше «105-го пикета» тропа местами завалена камнями, занесена оползнями, однако идти по ней нетрудно. С нее хорошо видны долина реки Терскол и испещренный трещинами одноименный ледник, висящий над долиной, а также юго-восточный отрог Эльбруса с доминирующей вершиной Терсколак (3787м). Туристы поднимаются на верхнюю часть древнего лавового потока. Прекрасно видны обе вершины Эльбруса и ледник Гарабаши. За 3 часа пути от “Нового кругозора” выходят на «Ледовую базу» - плоскую моренную площадку около верховий ледника Терскол. Здесь находятся небольшой домик туристского приюта и строения научной станции «Ледовая база». Хорошо виден «Приют одиннадцати». До него 1,5 часа хода, однако идти туда без специального снаряжения и навыков хождения по закрытым ледникам опасно. Кроме того, для этого требуется разрешение Эльбрусской КСС.

Туристический маршрут: поселок Терскол (2150 м) - Водопад «Девичьи косы» (2800 м) - обратно тем же маршрутом.
Расстояние туда и обратно: 10 км. Время в пути туда: 2-3 ч. Время в пути обратно: 1-1,5 ч. Высота подъёма: 2800 м

Карта маршрута

Приют «Новый кругозор»


Туристический маршрут: поселок Терскол (2150 м) - Водопад «Девичьи косы» (2800 м) - Приют «Новый кругозор» (2900 м) - обратно тем же маршрутом. Расстояние туда и обратно: 12 км. Время в пути туда: 3 ч. Время в пути обратно: 1,5 ч. Высота подъёма: 2900 м.
Виды: панорама Главного Кавказского хребта, гора Эльбрус, гора Чегет, поляны Азау и Чегет, чегетские подъемники и горнолыжные трассы, долина реки Терскол. Рядом удобные места для палаток, чистый ручей.

Карта маршрута

3. Обсерватория «Пик Терскол»


Туристический маршрут: поселок Терскол (2150 м) - Водопад «Девичьи косы» (2800 м) - Приют «Новый кругозор» (2900 м) - Обсерватория «Пик Терскол» (3100 м) - обратно тем же маршрутом. Расстояние туда и обратно: 15 км Время в пути туда: 3-4 ч Время в пути обратно: 1,5-2 ч Высота подъёма: 3100 м
Виды: панорама Главного Кавказского хребта, гора Эльбрус, гора Чегет, поляны Азау и Чегет, чегетские подъемники и горнолыжные трассы, долина реки Терскол.

Карта маршрута

4. Приют «Ледовая база»


Туристический маршрут: поселок Терскол (2150 м) - Водопад «Девичьи косы» (2800 м) - Обсерватория «Пик Терскол» (3100 м) - Приют «Новый кругозор» (2900 м) - Приют «Ледовая база» (3700 м) - обратно тем же маршрутом. Расстояние туда и обратно: 24 км Время в пути туда: 4-6 ч Время в пути обратно: 3 ч Высота подъёма: 3700 м

Виды: панорама Главного Кавказского хребта, гора Эльбрус, гора Чегет, поляны Азау и Чегет, чегетские подъемники и горнолыжные трассы, долина реки Терскол, ледники Гарабаши и Терскол. Описание: Здания приюта «Ледовая база» использовались ранее как склад для строительных материалов при строительстве приюта 11. Затем приют «Ледовая база» стал использоваться для бесплатной ночевки альпинистов. Приют представлял собой деревянные домики с 2 комнатами, в которых находились настилы для сна и печка. В настоящее время приют не используется. Однако, место, где находится приют, очень красивое, живописное и пользуется популярностью у туристов. По пути вам встретятся: памятник советским солдатам, 95-й и 105-й пикет.

Карта маршрута

5. Гора Чегет


Туристический маршрут: Поляна Чегет – вершина горы Чегет – поляна Чегет Расстояние: 3100 на канатной дороге + 2200 пешком Время в пути туда: 2 - 3ч Время в пути обратно: 1 - 2 ч Высота подъёма: 3769 м

Карта маршрута

6. «Турьи озера»


Туристический маршрут: Поселок Эльбрус (1800 м) – «Турьи озера» (2550 м) - обратно тем же маршрутом. Расстояние туда и обратно: 18 км Время в пути туда: 3-4 ч Время в пути обратно: 1,5 ч Высота подъёма: 2550 м

Карта маршрута

7. К леднику Большой Азау


(Поляна Азау – ледник Большой Азау – поляна Азау). Туристический маршрут: Расстояние туда и обратно: 8 км Время в пути туда: 1- 2 ч Время в пути обратно: 1 ч Высота подъёма: 2800 м

Карта маршрута

8. К верховьям реки Ирик


Туристический маршрут: Поселок Эльбрус (1800 м) – Ирикский нарзан – долина реки Ирик (2400 м) – поселок Эльбрус (1800 м). Расстояние туда и обратно: 14 км Время в пути туда: 3-4 ч Время в пути обратно: 2 ч Высота подъёма: 2400 м

Карта маршрута

Двух – трехдневные походы

9. Озеро Сылтранкёл


Туристический маршрут: Поселок Верхний Баксан (1520 м) – долина реки Сылтрансу - озеро Сылтранкёл (3200 м) – перевал Сылтран (3400 м) – долина реки Мукал (2750 м) - ущелье Кыртык - посёлок Верхний Баксан (1520 м) Расстояние туда и обратно: 28 км Время в пути: 2 – 3 дня. Высота подъёма: 3400 м

Описание: Поход ознакомит с одним из крупнейших высокогорных озёр Приэльбрусья. Выход с села Верхний Баксан подъем на высоту 3400м. Ночевка на озере Сылтран. Второй день выход на перевал Сылтран и спуск в ущелье Кыртык. Ночевка около нарзана. Третий день спуск в село Верхний Баксан.

Карта маршрута

10. По пути строителей «Приюта одиннадцати». (карта Ледовая база)


Карта маршрута

11. Поляна «Зеленая гостиница»


Туристический маршрут: поселок Терскол (2150 м) - Водопад «Девичьи косы» (2800 м) - Обсерватория «Пик Терскол» (3100 м) - Приют «Новый кругозор» (2900 м) - «105-й пикет» (3370 м) - Приют «Ледовая база» (3700 м) - обратно тем же маршрутом. Расстояние туда и обратно: 24 км Время в пути: 3 дня Высота подъёма: 3700 м

Описание: Поход предназначен для прохождения акклиматизации, также для тренировок с ледорубами и хождению в связке. Выход с поселка Терскол подъем до Обсерватории, ночевка. Второй день выход к «Ледовой базе». Одевание полного снаряжения. Начало тренировок у подножия горы Эльбрус. После тренировки спуск к бивуаку. Третий день спуск в поселок Терскол.

Карта маршрута

12. К скале Уллукая


Туристический маршрут: Поселок Верхний Баксан (1520 м) – долина реки Кыртык (2180 м) – скала Уллукая (2840 м) – поселок Верхний Баксан (1520 м). Расстояние туда и обратно: 23 км Время в пути: 2 – 3 дня Высота подъёма: 2840 м

Описание: Маршрут ознакомит с живописной долиной реки Кыртык и с пещерами Уллукая, где обнаружены следы обитания древнего человека.

Карта маршрута

13. Сванской тропой на Местийскую хижину


Туристический маршрут: Поселок Верхний Баксан (1520 м) – Подъёмник (1640 м) - река Адырсу – альплагерь «Джайлык» (2320 м) - ледник Адырсу (2700 м) – Местийская хижина (2750 м) – поселок Верхний Баксан (1520 м) Расстояние туда и обратно: 18 км Время в пути: 2 – 3 дня Высота подъёма: 2750 м

Описание: Маршрут познакомит туристов с верховьями долины Адырсу – царством вечного льда и снега. По пути маршрута встретятся: каменная река, водопад, альплагерь «Уллу-тау», родник-водопад, серебряный источник, гора Уллу-тау. Для тех, у кого не получается завести ребенка в верховьях долины Адырсу есть женский и мужской камень, камень «Зародыш» и поляна желаний. Многие пары приезжают сюда, чтобы попросить о ребенке.

Карта маршрута

14. Кругосветка Кыртык – Сылтран


Туристический маршрут: Поселок Верхний Баксан (1520 м) – долина реки Кыртык (2180 м) – скала Уллукая (2840 м) – долина реки Мукал (2750 м) – перевал Сылтран (3400 м) – озеро Сылтранкёл (3200 м) – поселок Верхний Баксан (1520 м) Расстояние туда и обратно: 28 км Время в пути: 3 – 4 дня Высота подъёма: 3400 м

Описание: Этот кольцевой маршрут интересно проходить в любом направлении, однако следует отметить, что долина Сылтрансу короче и круче долины Кыртыка. Поэтому прохождение перевала из Кыртыка предпочтительнее для групп, не прошедших высотную акклиматизацию.

Карта маршрута

15. Кругосветка Сылтран - Ирикчат


Туристический маршрут: Поселок Верхний Баксан (1520 м) – озеро Сылтранкёл (3200 м) – перевал Сылтран (3400 м) – морена Мкяра – ледник Мкяра (3159 м) – перевал Мкяра (3850 м) – долина реки Ирикчат (2690 м) – Ирикский нарзан – поселок Эльбрус Расстояние туда и обратно: 30 км Время в пути: 5 – 6 дней Высота подъёма: 3850 м

Описание: Маршрут является акклиматизационным. Большие перепады высот, наибольшая высота 3850 м - перевал Мкяра.

Карта маршрута

16. Восхождение на гору Эльбрус. Классический маршрут


Туристический маршрут: поляна Азау (2370 м) - Станция "Кругозор" (2950 м) - Станция "Мир" (3450 м) - Приют "Бочки" (3900 м) - Приют "Одиннадцати" (4100 м) - Скалы Пастухова (4800 м) - Седловина (5325 м) - Вершина горы Эльбрус (5642 м) - обратно тем же маршрутом Расстояние туда и обратно: 23 км (из которых 14 км пешком) Время в пути: 12-14 ч Высота подъёма: 5642 м

Описание: Классический маршрут на гору Эльбрус - самый популярный среди новичков, у которых уже есть небольшой опыт походов и восхождений. Перед покорением Эльбруса проводится несколько дневная акклиматизационная программа. Условия программы оговариваются индивидуально и зависят от состояния участников, погодных условий и других обстоятельств.