Большая ступа в санчи интересные факты. Ступа в деревне Санчи, Индия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Санчи - деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, в 46 км к северо-востоку от Бхопала, где сохранились сохранился целый комплекс строений и, по крайней мере, три ступы. Наибольшая среди них - Ступа I, или Большая ступа, перестраивалась несколько раз, и сохранившаяся часть датируется примерно I веком до н. э. При императоре Ашоке, буддизм в был признан государством религией. Ашока всячески способствовал распространению буддизма. Индо-персидские мотивы времени Ашоки вступили во взаимодействие с другими, и на протяжении следующего века они оформились в широко разработанную изобразительную систему, теперь уже в индийском стиле. К этому времени относится строительство множества ступ - буддийских святилищ, одним из трех главных типов буддийской архитектуры. В отличие от других двух - жилые помещения (вихара) и молитвенного зала (чайтья), - в которые можно было войти внутрь, ступа была цельной монолитной постройкой.

Большая Ступа в Санчи расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал. Ступа в Санчи была воздвигнута по велению индийского правителя Ашоки Маурия в II веке до нашей эры на том месте, откуда, по преданию, его сын отправился на остров Ланку (ныне Шри Ланка) для распространения там буддизма. Ступа в Санчи - сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Она стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же, как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В ступе хранятся священные остатки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью.

Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота - в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились. Форма ступы строго подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика - надстройка с квадратным основанием в, форме балкончика - она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба. Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной.

Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой-ведикой (символ охраны святыни - древа Бодхи), лишенной всяких украшений. Во второй половине I века до нашей эры были построены четверо ворот по четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Каменная ограда вокруг ступы в Санчи, возведенная уже в 1 в. до н.э. по типу старинных деревянных сельских оград, также имела четверо традиционных ворот – торана, ориентированных по четырем направлениям света. Сначала были построены южные ворота, позднее северные, восточные и последними - западные. Они создавались с промежутками около десятилетия.

Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы. Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) - выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. В целом скульптурное оформление ворот можно подразделить на три основные группы.

Первая - скульптура, являющаяся частью конструкции ворот. Это так называемые слоновые капители и рядом с ними - консоли в виде женских фигур. Капители, которые соединены с балками и квадратными колоннами внизу, окружены четырьмя полуфигурами слонов с восседающими на них фигурками мужчин и женщин. Эти прекрасные скульптурные группы, так называемые слоновые капители, создают переход от нижней к верхней части ворот и ко всей остальной, более мелкой скульптуре. Композиционное значение слоновых капителей в архитектонике тораны усилено крупными фигурами врикшак, занимающими на северных и восточных воротах наружный прямой угол между столбами.

Вторая - круглая скульптура, венчающая ворота: символические фигуры, а также фигуры львов, всадников. Ворота увенчаны символическим изображением «трех сокровищ» (триратна): лотос (Будда) увенчивает колесо (дхарма, буддийское учение), опирающееся на четырехступенчатую пирамиду (буддийская община). По бокам Колеса Будды стоят Стражи стран света в виде мужских фигур с опахалами на плече и буддийские символы на лотосе. Здесь же фигурки якщей - низших божеств, олицетворяющих силы природы, - и крылатых львов. Все они завершают убранство ворот как декоративного целого.

Квадратная нижняя часть ворот представляет собой колонны, обильно покрытые резьбой, - сюжеты из джатак, фигуры воинов и элементы современной светской архитектуры.
Третья - более крупные рельефы, хорошо видные с земли, расположенные на столбах и в местах пересечения столбов и архитравов, а также миниатюрные рельефы, сплошной массой покрывающие балки архитравов. Эти многочисленные изображения повествуют о прежних воплощений Будды в виде змеи, птицы, животного и человека, постоянно жертвующих собой для других, представляют сцены почитания буддийских святынь - ступ, дерева Бодхи, колеса дхармы и являют картину буддийского мира - людей, животных и растений, радостно приветствующих явление Будды. Этот мир населен также персонажами добуддийских верований - якшами, превращенными в ревностных почитателей буддизма. Сам Будда изображен в человеческом облике только в джатаках. Сюда относятся фигуры львов, восседающих на волютах, и всадники, помещенные в тесных пространствах между вертикальными перемычками, соединяющими горизонтальные балки. На столбах вверху в более высоком рельефе изображены фантастические животные: слева - пара крылатых лошадей, а справа - крылатая антилопа.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Тораны святилища в Санчи составляют целый своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Тораны в Санчи можно назвать буддийскими лишь формально, поскольку они связаны с объектом буддийского культа, ступой, а сюжеты рельефов описывают события из жизни Будды. Но встречаются изображения низших божеств и добуддийского происхождения, широко распространенных в древнейших народных верованиях.

Заброшенные на протяжении столетий, памятники Санчи были вновь открыты и описаны англичанами в 1818 г. Сто лет спустя здесь открылся музей, а в 1989 г. местные достопримечательности были занесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня, глядя на Санчи, трудно представить, что когда-то это был огромный, цветущий город. Он находился на пути караванов, а при помощи влиятельных индийцев стал одним из главных регионов страны. Многие летописи доказывают уникальное богатство города.

К закату буддизма, Санчи тоже стал затухать, превратившись в обыкновенное воспоминание, утонувшее в песках и зелени.

Обнаружил эту достопримечательность совершенно случайно английский военачальник Тейлор в начале 19 века.

При посещении этого место, в голове всплывает призыв к Электрофикации страны (навязчивые мысли).

Находится Санчи в штате Мадхья-Прадеш, около Бхопола. Свою известность у туристов она получила благодаря сохранившимся храмам и ступам.

История ступы в Санчи

Ступа - это самое первое буддийское сооружение, которое издревле считалось олицетворением горы Меру. При восхождении на трон Ашока в 3 веке, буддизм стал ведущей религией в государстве. Отсюда позднее сын правителя начал распространять учение Будды.

В период правления Ашока были возведены более 8000 монастырей и ступ. Самой первой признана Великая ступа. Ее стены расписаны изображениями индийцев и людей греческого происхождения в национальных одеждах. Изначально строительство сооружения задумывалось как иллюстрация к учению, пропагандирующему отказ от перерождений.

С самого начала ступа строилась в виде полусферы из кирпича. Сооружение окружалось высокой стеной из дерева. Позже ступу расширили и достроили хранительницу даров со шпилем и хармиками - своеобразными зонтиками, олицетворяющими приход человека на небо.

В период властвования Сатаваханов, деревянную стену снесли, и на ее месте построили каменные ворота.

Как выглядит ступа сегодня

Ступа полностью украшена изображениями основателя буддизма и историей возникновения учения. Также на ней можно увидеть изображения людей и животных. На ступе Будда показан в человеческом образе, но видно и немало предметов, символизирующих его: рука, лотос, следы.

Необычная округлая форма святыни имеет свое значение. Ее основание возводилось из кирпича и песчаника. Внутри никаких залов нет, но в кирпичной кладке спрятаны останки великого учителя.

Окружает ступу ограждение, построенное из камня, а по сторонам света располагаются ворота, представляющие собой две гигантские колонны с изображениями животных. Они оформлены резьбой и орнаментами. Все рисунки на воротах изображают жизнь Будды во всех ее проявлениях. В таком оформлении переплетены индийская мифология и учение Будды. Через ворота всегда совершались религиозные церемонии, представляющие собой обход вокруг святыни.

Другие ступы

Помимо огромной Великой ступы, на территории Санчи расположено несколько маленький сооружений. Вторая ступа была возведена на западном склоне, недалеко от Большой. Стен нет, ограждают святыню лишь медальоны из камня с вырезанными на них людьми, животными из индийской мифологии.

На сегодняшний день весь комплекс признан исторической ценностью и внесен в список ЮНЕСКО.

Третья располагается на восточном склоне. Она представляет собой уменьшенную копию Великой ступы. Ее также окружают ворота необыкновенной красоты.

Здесь давно находились останки двух последователей Будды - Сари Путгхи и Махи Моггалана. После археологических раскопок их отвезли в Англию, но через столетие они вернулись на Родину.

Четвертая ступа сохранилась в разрушенном состоянии. Туристы могут видеть только большое основание.

Как добраться до Санчи

Все местные достопримечательности располагаются в шаговой доступности, но если вы едете с города, то можно воспользоваться следующими способами передвижения:

  1. Аренда автомобиля или такси. Это самый удобный способ передвижения. Стоит услуга будет недорого, да и доедете вы быстрее.
  2. Поезд. Если ехать на поезде из Бхапола до Санчи, дорога займет менее часа. Главное, прийти на станцию немного пораньше и купить билет стоимостью до 20 рупий. Ежедневно ходит 4 поезда в двух направлениях. Еще один поезд идет из Мумбаи, но придется совершить пересадку.
  3. Рейсовый автобус. Из Бхапола ежедневно ходит автобус. Цена билета составляет 25 рупий.
  4. Экскурсии. До ступового комплекса можно добраться в составле экскурсии. Гид расскажет не только о ступах, но и поведает о традициях и культуре Индии.

Стоимость билета

Для индийцев входной билет будет стоить 10 рупий, а вот для иностранцев стоимость составляет 250 рупий.

Сам билет похож на открытку, на которой изображены местные достопримечательности.

Приобрести билет можно прямо на вокзале в специальной кассе. Оттуда к ступе ведет тропинка со ступеньками.

Санчи - деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, где буддийское искусство сохранилось в выдающихся памятниках архитектуры - храмах, ступах, монастырях.

Санчи (ступа Санчи) и буддийское искусство

Санчи – деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, где что ни объект, то памятник раннебуддийской архитектуры. Но главной достопримечательностью является ступа Санчи , одна из самых ранних в истории – ее я обязательно включаю в . Ее возвели по приказу императора Ашоки в III в. до н. э. – как символ Колеса дхармы (учения об освобождении от перерождений). И с тех пор все последующие ступы стали «срисовывать» с нее.

Вообще, с XII по XIX век эта деревня представляла собой удручающее зрелище: утопала в песках и заросла кустарником. А ведь когда-то здесь располагался видный центр торговли – он стоял на караванном пути! Упоминания о «золотом веке» Санчи встречаются в летописях. Но с закатом буддизма пришла в запустение и эта местность.

Ее случайно обнаружил английский генерал Тейлор в 1818 году. Через 101 год достопримечательности Санчи внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.



Оттенки буддийского искусства

Современная культура – это многовековой симбиоз различных религий, культурных направлений и влияний со стороны союзных государств. Поэтому однозначно выделить какую-либо основополагающую часть её культуры довольно сложно. Они тесно переплелись и дополнили друг друга. Это касается и непосредственно искусства, которое развивалось и видоизменялось на протяжении всего периода существования . Этот процесс непрерывен и сейчас, в современном мире.

Искусство Индии тесно переплетается с её религиями, и в частности с буддизмом. В своё время именно буддизм сыграл главенствующую роль в становлении индийской культуры, а также различных сфер человеческой жизни. Поэтому эту религию можно считать одним из оснований, на которой возвышается искусство Индии.



Буддийская ступа Санчи, Индия

Буддийское искусство очень говорящее: нужно только уметь его «читать». В основе буддийского искусства Индии лежит тонкое сочетание природы и человека. Это просматривается в любой сфере искусства.



Особенно это хорошо заметно в архитектуре, где классические индийские постройки были похожи на природные сооружения. При этом природные формы индийских построек, заметно отличались от европейских, для которых были характерны прямолинейность и угловатость. Плавность форм, обилие красок и разнообразие исполнений – вот основные компоненты искусства Индии, которое было сформировано на протяжении многих веков под воздействием буддизма.



Буддийское искусство ступа Санчи, Индия

Неотъемлемой частью буддийского искусства Индии было изображение Будды. При этом особое внимание художниками и скульпторами уделялось расположению отдельных элементов той или иной композиции. Именно такой подход к созданию изображений позволял передать основной его смысл. Такая закодированная передача смысла изображения и являлась одной из отличительных особенностей буддийского искусства Индии.



Буддийская ступа и будда

Так, например, изображение Будды могло иметь несколько рук, либо определённый узор драгоценностей, которые позволяли посвящённым людям понять тот смысл, который вкладывал в него создатель. При этом, несмотря на обилие различной атрибутики на индийских изображениях, каждый элемент играл строго определённую роль и имел, как правило, двойной смысл. Такая двоякость позволяла одновременно создавать эстетически привлекательные произведения, которые были наполнены религиозным смыслом. Ведь именно религия является пронизывающей нитью каждого произведения индийского искусства.

Важные факты о Санчи

Во II веке строению изрядно досталось – ее практически стерли с лица земли гонители буддизма из династии Шунга. Но затем ступу восстановили, сделав вдвое больше, чем до этого – пристроили дарохранительницу с примечательными хармиками («зонтиками»), символами восхождения человека к небесам.



На исходе II века до н.э. индо-греческий посол Гелиодор возвел колонну в пяти милях от ступы Санчи. Ещё через несколько десятилетий появилось четверо каменных ворот, украшенных изысканной резьбой. Символы буддизма – колесо, дерево, лотос, – скульптуры якшинь (духов природы), слонов, птиц – удивительные изображения можно увидеть здесь! А львы, стоящие спиной друг к другу на южных воротах, и вовсе перекочевали на государственный герб Индии – его можно увидеть на рупийной купюре любого достоинства.



Буддийская ступа Санчи, Индия

Помимо Великой ступы в Санчи есть еще три сохранившихся и одна, от которой осталось лишь основание.



Буддийское искусство, ворота к ступе


Буддийская ступа Санчи, Индия

Интересны в своём исполнении ступы, которые представляли собой своеобразные колонны, имеющие специальные углубления для размещения в них статуй божеств. Украшались такие ступы, как художественными, так и архитектурными элементами.



Буддийское искусство Санчи, Индия


Парк вокруг ступы

Что же касается современного искусства Индии, то оно представлено большим разнообразием направлений, среди которых всё также актуальным остаётся и буддийское искусство. Однако всё сильнее заметно влияние западных культур, которые диктуют свои правила и нормы. Поэтому современное индийское искусство сочетает в себе всё больше западных мотивов, а не сугубо индийский. Тем не менее, на сегодняшний день остаётся ни мало людей искусства, которые продолжают старые традиции, для которых только буддийское искусство является истинным. Ведь именно оно лежало у истоков индийской культуры.

Санчи является одним из наиболее хорошо сохранившихся комплексов буддийской архитектуры в Южной Азии.

Здесь, в центральной Индии, на вершине горы из песчаника, в III-XII веках н.э. было построено множество ступ, храмов, монастырей и столпов, и над всеми ними возвышается Большая ступа высотой 16,5 метра.

Вокруг ее базы проходят мостки для процессий с каменными перилами. По сторонам света расположены четверо высоких церемониальных ворот. Их покрывают рельефы со сценами из жизни Будды и ранней истории буддизма.

На цоколе установлен купол ступы - усеченная полусфера 36,6 метра в поперечнике. Ее венчает прямоугольная каменная ограда, внутри которой стоит тройной каменный зонтик. Массивность ступы и замысловатая резьба ворот и ограждений создают разительный контраст, но первоначальное впечатление наверняка было еще более сильным.

Купол и постамент были облицованы белым известковым бетоном, ворота и ограждения выкрашены полупрозрачной красной краской, корпус ступы расписан венками и гирляндами, а зонтики на вершине были позолочены.

Памятник, который мы видим сегодня, строился и украшался в течение нескольких веков. Большая ступа была заложена правителем империи Маурья Ашокой (272-235 гг. до н.э.) в середине III века до н.э. Первое кирпичное сооружение было вдвое меньше нынешней ступы и, вероятно, заключало в себе останки самого Будды.

Ашока также воздвиг около ступы мемориальный столп из шлифованного известняка высотой 13 метров, на котором был высечен эдикт, запрещающий расколы внутри буддийской религиозной общины. Ворота были построены столетием позже, в период правления Сатакарни II (50- 25 гг. до н.э.) из династии Сатавахана.

Последующие изменения осуществлялись не царями, а сотнями частных лиц - монахами и монахинями, торговцами, купцами и каменщиками, чьи имена высечены на пожертвованных ими деталях.

Ступы являются одной из самых ранних форм буддийской архитектуры. Первоначально они строились в различных местах для хранения частиц праха Будды (ок. 563-483 гг. до н.э.), разделенного после его ухода в нирвану.

Но эти холмы из кирпича, земли или камня уже во времена Ашоки стали объектами поклонения. Большая ступа оставалась центром буддийского храма в течение почти 1400 лет, пока это место не захватили джунгли.

Ступа в Санчи очень красива в своей простоте. Это опоясанная балюстрадой каменная полусфера, сверху которой построен небольшой квадратный «балкон» с традиционным каменным «зонтиком» посередине.

Ступа обнесена внушительным ограждением с четырьмя воротами с каждой стороны света.

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры.

Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты разнообразными рельефными и скульптурными изображениями и создают эффект зрительного контраста на фоне гладкой поверхности ступы, лишенной украшений.

Ворота святилища в Санчи — своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде.

Основные темы рельефов — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы — якшинь, а также птиц и животных — слонов, львов.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания.

Среди рельефных изображений можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например летающих львов.

А фигуры якшинь — женских божеств природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США).

А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников и достопримечательностей Индии, включенных в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

На постройке всего одной Великой Ступы в Санчи император Ашока не остановился - здесь же он возвёл ещё несколько ступ (раньше их было семь), некоторые из которых можно видеть и сегодня.

Неплохо сохранились ещё вторая и третья ступы, остальные же, к сожалению, были практически разрушены - всё-таки мусульманские завоеватели не особо церемонились с сокровищами «неверных» (на долгое время все эти ценности и вовсе были заброшены, а заново их открыли лишь в девятнадцатом столетии).

В этом месте даже тот, кто не является приверженцем буддизма, чувствует удивительную энергию и не может не восхищаться прошедшими сквозь тысячелетия древними строениями.

Уже только ради этих ощущений, ради вида каменных громад, несущих в себе тайны многих поколений, стоит ехать в Индию - загадочную страну, сберёгшую для нас столько ценного.

Большая Ступа в Санчи

В III веке до н. э., при императоре Ашоке, буддизм стал признанной религией в Индии. Ашока всячески способствовал его распространению. К этому времени относится строительство множества ступ – буддийских святилищ. В правление Ашоки их было построено более 8 тысяч. Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось ни одной. Однако из построек времен Ашоки до наших дней дошло выдающееся архитектурное сооружение, известное как Большая Ступа в Санчи. Она расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал и является самой древней из сохранившихся буддийских построек в Индии.

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, в II–I веках до н. э. была перестроена из еще более древней и меньшей по размерам ступы. Она кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх. Ступа стоит на круглом цоколе диаметром в 31 м с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Подобно платформе, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В толщу кирпичной кладки вмурованы священные останки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота – в красный. Весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились.

Буддийский ансамбль в Санчи

Форма ступы строго подчинена выработанным пропорциям и правилам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика – надстройка с квадратным основанием в форме балкончика. Она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты – три священных неба.

Вокруг ступы тянется массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде устроены ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) – выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали сегодня таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из Сарнатха. Изображение ворот в Санчи давно стало хрестоматийным сюжетом, растиражированным в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах. Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты бесконечно разнообразными рельефными и скульптурными изображениями, и контрастно выделяются на фоне лишенной украшений гладкой поверхности ступы.

Рельефы ворот являются свидетельством большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н. э. и являются наиболее зрелым произведением искусства Индии той эпохи. Они представляют соой целый сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Основные темы рельефов – жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма – колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы – якшинь, птиц и животных – слонов, львов.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Здесь можно видеть и фантастические образы, неизвестные в индийском искусстве: например, летающих львов. А фигуры якшинь – женских божеств природы – на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности, торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников Индии, включенных в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Из книги Третий Проект. Том I `Погружение` автора Калашников Максим

Большая сделка Экономические, социальные и психологические последствия брежневского «нефтяного угара» были чудовищны. Фактически власть и народ в начале 70-х годов заключили Большую Сделку.Трудящиеся получили возможность жить не по средствам, повышать свой жизненный

Из книги Гопакиада автора Вершинин Лев Рэмович

Из книги Гопакиада автора Вершинин Лев Рэмович

Большая порка Спервых часов Великой Войны националисты активно развернулись в тылах РККА, благо имелся опыт аналогичных действий в Польше. Двигаясь в авангарде немецких войск, «походные колонны» обеих ОУН, входя в городки и села, организовывали там новую власть. «Идем

Из книги Секреты пирамид [Созвездие Ориона и фараоны Египта] автора Бьювэл Роберт

VI БОЛЬШАЯ ПИРАМИДА Даже сейчас, частично разрушенная и потерявшая почти все белые плиты облицовки. Великая пирамвда производит сильное впечатление. Она возвышается над окружающей пустыней и пригородами современного Каира и кажется настолько странной деталью пейзажа,

Из книги Вторая мировая война автора Колли Руперт

Большая тройка Первая встреча Большой тройки, Сталина, Рузвельта и Черчилля, состоялась в ноябре 1943 г. на Тегеранской конференции. Сталин, считая, что Советский Союз несет на себе основную тяжесть войны, подталкивал союзников нанести по Германии удар с запада. Большая

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги «Кровавый карлик» против Вождя народов. Заговор Ежова автора Наумов Леонид Анатольевич

«Большая чистка» Подчеркнем, что в данном случае мы анализируем лишь деятельность регионального управления НКВД по Москве и Московской области. Следует учитывать, что в Москве работал также центральный аппарат НКВД, который сам вел наиболее важные дела. Понятно, что в

Из книги В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в XI-XX веках автора Мак-Нил Уильям

Большая история Эта книга написана настолько прозрачным языком - который стоило немалого труда сохранить при переводе на русский - что фундаментальное исследование Уильяма Мак-Нила запросто можно счесть за популярный бестселлер. Тем более, что речь здесь идет об одном

Из книги Полеты богов и людей автора Никитин Юрий Фёдорович

Аэрофуга. Ступа. Помело Древние рукописи настаивают на том, что когда-то в далеком далеке было построено «нечто такое», что могло летать. До тех пор пока этот со всех точек зрения проблематичный летательный аппарат вновь не будет построен, ответить на вопрос утвердительно

Из книги Учитель и Ученик: суперагенты Альфред Редль и Адольф Гитлер автора Брюханов Владимир Андреевич

2.4. Большая торговля Двусмысленные или даже трехсмысленные воспоминания Максимилиана Ронге содержат множество интереснейших историй. Они дают возможность разобраться в совершенно неожиданных для читателя сторонах деятельности разведок. Мы позволим себе поэтому

Из книги Древний Восток автора

Ступа Ступа - это буддийская святыня, сооружение, заключающее в себе частицу мощей Будды или одного из святых; также в ней могут сохраняться иные реликвии - вещи, принадлежавшие Будде, священные тексты. Ступа строилась в виде купола, покоящегося на основании, имеющем

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Кушанский царь Канишка и его ступа в Пурушапуре Из всех кушанских царей наиболее известен в Индии был Канишка. В его правление владычество кушан достигло особенного размаха. Владения Канишки в Индии, помимо ее северо-западных областей, захватывали и часть долины Ганга -

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Буддийские ступы из Санчи В Санчи (Западный Декан) находятся, пожалуй, самые известные и хорошо сохранившиеся древние буддийские ступы. Еще при Ашоке здесь существовала деревянная ступа; в последующие века, при династии Сатаваханов, она была подвергнута перестройке -

Из книги Московские легенды. По заветной дороге российской истории автора Муравьев Владимир Брониславович

Большая Лубянка Здание ОГПУ. Фотография начала 1930-х гг.За Лубянской площадью Троицкая дорога шла по улице, которая теперь называется Большой Лубянкой. В разные времена эти места и сама улица назывались по-разному: Кучково поле, Никольская улица, Сретенская, Лубянка,

Из книги Последние Рюриковичи и закат Московской Руси автора Зарезин Максим Игоревич

Большая игра Непросто представить, где начинается непосредственное вмешательство Ивана IV в ливонские и крымские дела, где правительству удается отстоять свою позицию, где мы имеем дело с компромиссом, а где с последствиями ошибок самих руководителей московской внешней

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Ступа «Деревянная ручная посудина для очищения проса, ячменя от шелухи толкачом» (Е. Шевченко).Народное сознание приписывало толкачу (песту, пестику) и ступе эротические функции, сопоставив эти предметы с мужским детородным органом и женским лоном. В некоторых свадебных