Внутренние залы виллы д эсте в тиволи. Вилла д’Эсте – самая красивая вилла Италии

Вилла Тиволи (итал. “villa d’Este”) находится в 30 км от Рима на окраине г. Тиволи, здесь во времена римской империи была расположена загородная вилла императора Адриана.
В 1605 кардинал Алессандро д’Эсте приступил к существенному обновлению парка. Работы были продолжены в 1660—1670 годах, при участии знаменитого скульптора Бернини (да-да, тот самый, что задумал фонтан-театр Треви!). Фонтаны виллы Тиволи стремился превзойти Пётр I при создании Петергофа.

Виллу д’Эсте отличают 51 взаимносообщающийся фонтан, 64 искусственных водопада и водный сад, расположившиеся на квадратной миле пространства. Вы попадаете в сказку. Дом-дворец - это шедевр итальянского искусства, очень много мозаики, фресок, гобеленов, сохраненных в идеальном состоянии.

2.

3. У ворот виллы.

Как и другие европейские сады эпохи Возрождения, сад виллы д’Эсте несет сложную философскую и политическую символику. Вилла д’Эсте была задумана как сад нимф Гесперид, посвященный Гераклу, мифическому прародителю эстенского рода. Ключевым элементом сада в Тиволи стала статуя Геракла, от которой вели две символические дороги - одна к Добродетели, другая к Пороку. На центральной оси сада размещалась, кроме того, статуя Венеры, причем она также воплощала собой возможность выбора - на сей раз между Любовью Земной и Небесной. Сад со своей сложной конфигурацией был задуман как микрокосмос, метафорически воссоздающий местную природную среду. Это соответствовало характерным для XVI века представлениям о всеобщей взаимосвязи явлений.

4. Вид с террасы на оливковую рощицу.

5.

6.

7.

8.

Назначенный папой Юлием III губернатором Тиволи в 1550 году, кардинал Ипполито д"Эсте (сын Лукреции Борджа) задумал разбить парк на крутом склоне у дворца. Проект создания парка между церковью Святого Петра и средневековыми стенами окончательно оформился к 1560. Автор проекта - архитектор и археолог Пирро Лигорио, ранее с 1550 осуществлявший раскопки на расположенной поблизости от виллы Адриана; ему помогало множество художников и ремесленников. Убранство виллы было призвано подчеркнуть её высокий престиж как очага культуры, места встречи литераторов, поэтов и музыкантов. Отделка залов, начатая в 1563, проходила под руководством Джироламо Муциано, а затем - Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.

9.

В 1605 кардинал Алессандро д"Эсте приступил к существенному обновлению парка. Работы были продолжены в 1660—1670 годах, при участии знаменитого скульптора Бернини. В XVIII веке вилла пережила длительный период запустения; в 1814 весь ансамбль перешел в наследство Франца Габсбурга. Последним владельцем виллы перед Первой мировой войной был эрцгерцог Франц Фердинанд. С началом войны вилла перешла в собственность государства. В 1920-х годах, а затем сразу после Второй мировой войны (вилла пострадала от бомбардировки) была осуществлена масштабная реставрация. В 2007 году парк получил премию «Самый красивый парк Европы».

Это базилика несчастного кардинала. (Несчастье его заключалось в том, что его так и не выбрали папой.)
10.

11.

12.

13. Фонтанчик в крытой галерее виллы.

Фрески в Зале Благородства, 1566-1567.
Художник Ф. Дзуккаро

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Гобелены.
20.

21.

Этот нарисованый шкаф - он не просто так шкаф. В моду тогда вошли подобные рисунки, отражающие личность их заказчика, его увлечения и социальный статус.
Кардинал-то был непрост!
22.

23.

Наибольший интерес для посетителя сада представляют фонтаны, которые в XVI веке считались чуть ли не наивысшим достижением гидротехники. Как указывает Б.М. Соколов, "сложная система фонтанов включала в себя Фонтан органа, Фонтан дракона, “Кипящую лестницу”, названную так из-за окружающих ее сорока двух водометов. С еще большим размахом была оформлена Дорога ста фонтанов — каждому из них соответствовал рельеф на темы из поэмы Овидия “Метаморфозы”. Рядом находились Гроты Венеры и Дианы, а также Рометта — фонтан, символически изображающий семь холмов Рима и его достопримечательности, такие как Колизей и Пантеон".

Поющий фонтан мог "петь", если посетитель парка наступал на определенные плитки аллеи, ведущей к нему.

Для снабжения фонтанов воду первоначально брали из близлежащей реки Аньене (приток Тибра) через специальный туннель. Качество этой воды вызвало негативную реакцию у посетившего виллу в апреле 1581 года Мишеля Монтеня. Он не преминул отметить в своем дневнике, что окрестные жители пользуются рекой «по своему усмотрению» (скорее всего, попросту стирают бельё), так что вода эта «мутная и скверная на вид» Пирро Лигорио в своей "Книге о древностях" трактовал воду как «душу» сада и одновременно его «питание» (alimento); аллегорией сада в трактате становится Прозерпина, «душа, струящаяся в подземных субстанциях». Примечательно, что и душа человека описывается у Лигорио при помощи метафоры источника: «душа в теле человека подобна источникам, которые затем превращаются в Реки и текут в Моря-Океаны».

24.

25.

Фонтан Нептуна главный, он открывает этот чудный парк. Изначально в 1661 году был создан Бернини (да-да! тем самым Бернини, который задумал фонтан Треви в Риме). Он был почти полностью утрачен, фактически отстроен заново в 1927 А. Росси.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43. Таких рыбок можно встретить в местных прудах.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

54.

55.

56.

57.

58.

Основная идея следующей скульптурной группы - природа. Непознанная, еще не понятая человеком, не открывшая ему своих тайн. Орел - это не просто птичка, а герб кардинала. То, что внизу у фонтана - это вовсе не переделка из античной ваны. Это переделка из... античного саркофага:) Содержимое выбросили и пристроили экс-гроб на пользу католической церкви и ее служителям.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

Богиня плодородия раньше была с полноценными руками.. Но! - увы и ах... Туристам сообщали, что она считается покровительницей деторождения, и один чадолюбивый немец полез трогать ее за грудь, дабы обеспечить семье детишек. В результате богиня стала инвалидкой.

73.

74.

75. «Фонтан Дракона» полукружием обхватывают два марша лестниц, которые завершаются террасой.

76.

Эта терраса выходит на аллейку 100 фонтанов.
77.

Примечательно, что нет одинаковых мордочек.

По слухам, они символизируют разные злые штуки, которые помешали кардиналу сделаться папой - недоброжелателей, например. Сверху - все те же кардинальские орлы.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

Аллейка 100 фонтанов заканчивается фонтаном Ла Рометта — «маленьким Римом», занимающим полукруглую террасу. Основная тема фонтана — триумф Рима, потому в его оформлении встречаются колонны, арки и обелиски. Обтекающий всю скульптурную композицию быстрый поток воды олицетворяет Тибр (остров Тиберина), на острове находится Капитолийская волчица и прочие символы вечного города. Один из фонтанов композиции оформлен в виде корабля в память установления культа Эскулапа, прибывшего в Рим по воде.

(Проект Пирро Лигорио, мастер Курцио Маккароне. 1567—1570)

84.

85.

86.

87.

88.

Чрезвычайно детально описывая фонтаны виллы д"Эсте, Монтень делает акцент именно на Фонтане Органа: «исполняемая органами музыка представляет собою одну и ту же постоянно вызваниваемую мелодию; производится она посредством воды, которая низвергается в круглую сводчатую полость и понуждает вибрировать заполняющий её воздух; вследствие чего воздух вырывается наружу через органные трубки». Этот фонтан начали сооружать в 1568 году, в 18 веке он был разрушен, а затем - уже в наше время - восстановлен (автор проекта инженер Леонардо Ломбарди).
Он поющий. Поет и сейчас, но включают его 3 раза в день на 2 минуты. (Реально хватает старичка на полминуты, остальное - запись.)

89.

90.

91.

92.

93.

94.

95.

96.

97.

Такие чудеса есть еще на свете.



Если верить Петрарке, итальянский сад эпохи Ренессанса должен был стать обителью покоя и отдыха. Представление о саде как об аркадской идиллии противопоставлялось образу городской суеты. Этот уголок природы становился искусственным убежищем от треволнений жизни. Как писал Леон Баттиста Альберти, дом и парк должны были составлять гармоническое единство, в основе которого лежало бы использование сходных геометрических очертаний. В процессе развития барочного паркового искусства сталкиваются два противоположных начала: геометрия и природа. Сад выступал одновременно и как геометрическая форма, и как зона, отведенная для растительного царства. Эти концепции породили два типа ландшафтной архитектуры: регулярный сад и пейзажный парк.

Вилла д’Эсте в Тиволи, шедевр итальянского паркового искусства, поражает грандиозным ансамблем, стремительным падением уровней, обилием декоративных статуй и сооружений, мощными фонтанами и большими массами вечной зелени. Вилла находится на вершине холма, откуда открывается великолепный вид на окрестности, а в ясную погоду можно даже увидеть Рим. Садовый комплекс, располагается ниже дворца и соединяется с ним посредством пяти террас, связанных друг с другом с помощью лестниц, пандусов и переходов.
Вилла принадлежала кардиналу Ипполиту II д’Эсте (1509-1572), который был сыном Лукреции Борджиа и племянником папы Александра IV. Назначенный губернатором Тиволи в 1550 году, он сразу же начал вынашивать идею о восстановлении традиционной резиденции губернаторов Тиволи и создании парка на крутом склоне у дворца, известного как «Валле Гауденте» (Веселая равнина). Автором проекта был архитектор и археолог Пирро Лигорио, ему помогало множество художников и ремесленников. В 1563 году под руководством Джироламо Муциано началась отделка внутреннего убранства дворца, затем работы продолжились под руководством Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.
В 1605 году кардинал Алессандро д’Эсте (1558-1624) существенно обновил парк, появились новые фонтаны, в том числе, созданные Джанлоренцо Бернини.
В XVIII веке Вилла пережила длительный период запустения, а коллекции античных статуй и фламандских гобеленов оказались разбросанными по различным музеям Европы. В 1803 году весь ансамбль перешел в наследство Габсбургам. После первой мировой войны Вилла д’Эсте перешла в собственность итальянского государства. Теперь это музей.



Церковь Санта Мария Маджоре в Тиволи


Фонтан Венеры во внутреннем дворе дворца.
Венера изображена спящей на фоне символического сада Гесперид.


Двор с трех сторон окружен галереями.


Двойная лоджия дворца.


Балкон с фонтаном «Триподия».


Пирро Лигорио. Фонтан Органа. 1568
Фонтан знаменит первым для того времени гидравлическим органом. Орган, почти полностью утраченный к концу XVIII века, в настоящее время восстановлен.


Джанлоренцо Бернини. Фонтан Нептуна. 1661
(Реставрирован Аттилио Росси в 1927 году)



Рыбные садки


Фонтан Тиволи или фонтан «делль Овато» – впечатляющий водный спектакль, который был сделан мастером Курцио Маккароне в 1564-1570 годах по проекту Пирро Лигорио. Позади большого овального бассейна расположена обширная эскедра с арками и нишами, где десять нимф из серого вулканического туфа держат вазы, из которых льются струи воды, а из большой чаши низвергается впечатляющий каскад. Над эскедрой возвышается мраморная статуя Венеры.


«Ротонда кипарисов». Сохранились только два кипариса, посаженных в XVII веке.


«Сто фонтанов»


Фонтан драконов


Гиллис Ван де Влиете. Фонтан «Богиня Природы» или Дианы Эфезии. 1568


Фонтан совы


Курцио Маккароне (по проекту Пирро Лигорио) Фонтан «Рометта». 1567-1570


Салон фонтана. 1565
Парадный зал, расписанный под руководством Джироламо Муциано. На стенах изображены «соломоновы» колонны, которые создают иллюзию галереи с ведутами виллы.


Джироламо Муциано. Зал Геракла. Геракл на Олимпе


Федерико Дзуккари. Зал Славы. 1566-1568


Федерико Дзуккари. Зал Благородства. 1566-1568


Крытая галерея или «длинный рукав», связывающий между собой залы нижнего этажа, построен по принципу римских крытых галерей с освещением потолка через небольшие косые окна. Верхняя часть бочарного свода украшена мозаикой с изображением птиц и цветов.

«Это вечный образ римской виллы, пленяющий наше воображение, какая-то вечная наша мечта. Обильные воды текут там, образуя тихие зеркальные бассейны и взлетая сверкающими на солнце струями фонтанов. Широкие террасы уставлены рядами потемневших от времени статуй. Закругленные лестницы ведут к ним, зеленый мох лежит толстым слоем на их балюстрадах. Аллеи проходят под сводами вечнозеленых дубов. Солнечный луч пестрит тонкие стволы в рощицах мирт и лавров. Заросли папоротников занимают заброшенные сырые гроты, нежные пещерные травки свешиваются с их потолков. Мраморные скамьи стоят у подножия старых кипарисов, и их твердые смолистые шишечки сухо стучат, падая на мрамор. Все это есть на Вилле д’Эсте, и никакое воображение не в силах представить богатства ее вод, расточительности фонтанов, величия бесконечно спускающихся лестниц и простора Кампаньи, открывающихся с ее высоких террас».
Павел Муратов. Образы Италии. Спб., 2005

Вилла д’Эсте по праву стяжала славу не только самой главной достопримечательности древнего Тиволи , но и самого прекрасного архитектурного сооружения всей Италии. И все это великолепие естественно вписалось в поразительный по красоте ландшафтный комплекс, состоящий из очаровательного итальянского сада, более пяти сотен фонтанов, огромного числа водоемов, бассейнов, каскадов и гротов.

В 20 километрах к северо-востоку от Рима, на самом берегу реки Анио и прямо на живописных склонах Сабинских гор, поросших зелеными оливковыми рощами и виноградниками, расположился старинный итальянский город Тиволи . Историки предполагают, что он был заложен еще в XIII веке до нашей эры, как крупный узел и форпост, соединяющий все дороги, ведущие в Рим из восточной части империи.

Немного позже, привлеченные живописными видами, открывающимися с этих мест на Кампанью, а также поразительными по красоте водопадами, которыми так богата река Анио, представители римской знати старались обязательно построить в этих местах хотя бы одну из своих многочисленных вилл. С тех пор сам город, а также его окрестности стали настоящей сокровищницей образцов древнеримского зодчества. Правда, во время последней мировой войны авиация союзников своими ковровыми бомбардировками нанесла непоправимый вред региону, до неузнаваемости изменив его исторический вид.

Однако для потомков все же дошли некоторые яркие достопримечательности, которые до сих пор как магнитом тянут в эти места туристов со всего света. Одним из таких мест является знаменитая вилла д’Эсте , которая по праву стяжала славу не только самой главной достопримечательности древнего Тиволи, но и самого прекрасного архитектурного сооружения всей Италии.
При этом вилла гармонично сочетает в своем архитектурном величии образцы древнеримского зодчества с более поздними сооружениями, относящимися к эпохе Возрождения. И все это архитектурное великолепие естественно вписалось в поразительный по красоте ландшафтный комплекс, состоящий из очаровательного итальянского сада, более пяти сотен фонтанов, огромного числа водоемов, бассейнов, каскадов и гротов.

С момента своего создания, садовый комплекс виллы д’Эсте стал подлинным образцом тонкого вкуса, на который стали равняться ландшафтные дизайнеры, впоследствии пытающиеся создать подобное великолепие. Интересно, что при оформлении знаменитого Версальского парка и , специалисты изучали опыт создателей именно парка виллы д’Эсте.

Стоит ли говорить лишний раз о том, что эта уникальная жемчужина средневекового зодчества неизменно привлекает в эти места посетителей со всех сторон света. А их сюда ежегодно приезжает ни много ни мало около полумиллиона человек.
И уже в первый год нового тысячелетия сад был внесен всемирной организацией ЮНЕСКО в список общепризнанного культурного наследия человечества. Интересно, что в 2007 году на конкурсе, организованном известной компанией Briggs & Stratton, выпускающей оборудование для ухода за садовыми растениями, парковый комплекс виллы д’Эсте завоевал награду в номинации «Самый прекрасный сад Европы».

Историческая справка

Сам комплекс «Вилла д’Эсте» был построен кардиналом Ипполитом д’Эсте, который, будучи конкурентом правящего папы Юлия III, был сослан тем на должность губернатора небольшого городка Тиволи. Произошло это весной 1550 года. Молодой и амбициозный кардинал, который был одним из самых образованных и прогрессивных деятелей своего времени, решил придать свежий вид старой резиденции, разбив вокруг него красивый парк.

Неподалеку от резиденции губернатора находилась полуразрушенная вилла римского императора Адриана, знаменитая своими образцами архитектурных построек, выполненных в стилях, характерных для Греции и Египта, а также копирующих многие знаменитые чудеса света. Подобную красоту и решил воспроизвести у себя на вилле молодой губернатор Тиволи. К тому же, при раскопках разрушенной виллы императора Адриана было найдено множество поразительных по красоте скульптур и статуй, которые затем стали подлинным украшением комплекса д’Эсте, заняв полагающееся им место в галереях, саду, на балюстрадах и в многочисленных нишах.

Для создания проекта садового комплекса д’Эсте нанял талантливого архитектора и художника из Неаполя Пирра Лигорио, а также известного инженера Альберто Гальвани. Эти два, бесспорно талантливых человека, возвели на месте бывшего монастыря бенедиктинцев роскошный сад, соорудив в нем сложные гидротехнические сооружения, подающие воду из притока Тибра, которой и питались многочисленные фонтаны, которыми так славится парк. А если учесть гористый ландшафт и изрезанность местности, можно только поразиться тому огромному объему земляных работ, который пришлось проделать создателям прекрасной виллы д’Эсте.

Следует сказать, что кардинал Ипполит II д’Эсте всю свою нерастраченную молодую энергию бросил на создание виллы своей мечты, строительство которой не прекращалось ни на миг в течение целых 22 лет, до самой смерти губернатора.

Последним частным лицом, которое владело знаменитой виллой, был эрцгерцог Франц Фердинанд, однако после окончания Первой мировой войны вилла д’Эсте была национализирована. Последние реставрационные работы на ней велись после окончания последней мировой войны, вследствие чего она приобрела облик, который сегодня могут наблюдать многочисленные туристы.


Магическая красота средневековой виллы д’Эсте

Хотя, как утверждают современные историки, до наших дней мало что дошло из первозданного вида виллы д’Эсте, однако и то, что мы видим на сегодняшний день, нельзя воспринимать иначе как чудо. Следует сказать, что центральный вход кардинальской резиденции, который еще носит название парадного, был обращен фасадом в сторону столичного Рима. Дворец представляет собой мощное трехэтажное сооружение, базирующееся на солидном и надежном цоколе.

Для объективности стоит сказать — несмотря на то, что сам дворец д’Эсте органично входит в комплекс виллы и представляет собой в определенном смысле шедевр итальянского средневекового зодчества, а большинство его внутренние стены выложены прекрасной мозаикой, он намного уступает величию садово-паркового комплекса. Интересным архитектурным решением явилось оформление центрального входа в резиденцию, который представляет собой красивую полукруглую лоджию, окаймленную по бокам лестничными подходами. Сама же лоджия снизу дополнена потрясающим по красоте гротом, обрамленным комплексом рвущихся ввысь фонтанов.

Пройдя по лестничным пролетам, можно попасть на второй этаж лоджии, за которым скрывался вход в парадный зал дворца. Как утверждают исследователи, прообразом центральной лоджии послужило аналогичное архитектурное сооружение, выполненное великим Микеланджело во Дворце сенаторов на Капитолийском холме. Немного в стороне от парадного входа позже была возведена еще одна лоджия, покрытая тремя масштабными и величественными арками.

Интересным является и тот факт, что кардинал Ипполит II д’Эсте при воплощении своей творческой задумки в жизнь, решил придать новому саду, окружающему виллу, символ микрокосмоса, гармонично воспевающий местную природу. Такой символизм в архитектурных решениях был вообще характерен для эпохи Возрождения.

Исследователи полагают, что само строение сада был задумано кардиналом в виде мифического сада нимф Гесперид, который был посвящен одному из легендарных героев, считавшемуся прародителем рода д’Эсте - Гераклу. Именно его скульптура является ключевым элементом сада, к которому протянуты две символические дороги «добра» и «порока».

Тут же, на одной линии со статуей Геракла, располагалась еще одна скульптура — богине любви Венере, которая также как бы предлагала человеку выбор между земной и небесной любовью. В целом же сад являл собой подтверждение модной на то время теории взаимосвязи всех явлений в природе, от самой первопричины и до вызванных ею последствий. При этом с близлежащей горы вниз низвергался водопад, который был призван символизировать собою библейский потоп, уничтоживший падшее человечество. Сама же гора была расположена гораздо выше, чем висячие сады Вавилона. Фонтан Нептуна изображал море, а другой фонтан символизировал храм Артемиды в Эфесе.

На самом деле площадь сада виллы д’Эсте не такая уж и большая. Несколько сотен лет назад сад вполне полностью просматривался с балкона, расположенного в верхней части виллы кардинала. Тогда еще у подножья сада находился великолепный по своей красоте и богатству представленных образцов цветник. Сегодня же большую часть сада заполонили разросшиеся деревья и кустарниковые насаждения, подстриженные профессиональными садоводами. Между ними можно пройти, используя достаточно узкие дорожки, чем-то неуловимо напоминающие обычные лесные тропинки.

Сама же разбивка парка была проведена продольными и поперечными осями, разделяющими его на симметричные зоны.
Прямо от парадного въезда в парковую зону посетители попадали на главную аллею сада, которая, немного поднимаясь вверх, вела к главному входу в кардинальскую резиденцию.

Как утверждают признанные знатоки паркового искусства, основное величие и уникальность виллы д’Эсте создавалось благодаря необычайно сильному магическому воздействию, которое оказывали на посетителей ее фонтаны и каскады. Именно они, окаймляющие достаточно узкий проход наверх к вершине холма, пересекаемый террасами, создавали непередаваемые слуховые и зрительные ощущения, которые дополнительно усиливались расположенными в разных местах сада скульптурными фигурами и композициями.

Без сомнения, каждый из фонтанов виллы играет свою, тщательно продуманную архитекторами роль, и имеет свой неповторимый облик и значение. Каждая из террас холма соединена между собой причудливыми лестницами, по краям которых стекают журчащие ручейки воды, а каждая аллея, проходящая по террасам, окаймлена небольшими площадками, на которых в небо бьют тугие фонтанные струи. Скажем, на третьей террасе можно увидеть фонтан, выполненный в виде огромной каменной лилии. Четвертая терраса украшена небольшими фонтанами, размещенными в нише, которая окаймлена рельефными колоннами, украшенными родовым гербом герцога д’Эсте: орлом и лилиями. Кстати, подобные родовые символы встречаются неоднократно в разных уголках прекрасной виллы.

На пятой террасе можно полюбоваться так называемым «Фонтаном Четырех драконов», который расположился между двумя крутыми лестничными проемами, прямо перед темным проемом грота. Как раз пятая терраса выводит посетителей на знаменитую «Аллею ста фонтанов». В самом конце «Аллеи 100 фонтанов» расположен один из самых привлекательных для туристов фонтанов «Ла-Рометта» (Рим в миниатюре). Как говорят специалисты-искусствоведы, данный фонтан представляет собой символическое изображение Рима. То есть в его комплексе активно использованы разнообразные колонны, обелиски и арки, характерные для древнего города, а сам небольшой островок, олицетворяющий итальянскую столицу, омывается потоками бурной воды, символизирующий стремительный Тибр. Кстати, сам фонтан выполнен в виде стилизованного корабля.

Не менее интересен для приезжих фонтан «Орган» , который благодаря хитроумному гидротехническому решению, заставляет падающую воду извлекать волнующие звуки, вырывающиеся наружу через систему органных трубок. Со временем, из-за сильного сужения проема трубок внутренними известковыми отложениями, орган перестал издавать приятные для слуха звуки. Однако благодаря усилиям специалистов-энтузиастов из Великобритании, сегодня фонтан опять зазвучал.

А идею для другого известного фонтана, присутствующего на вилле д’Эсте и носящего название Сивиллы , как утверждают историки, подсказал сам великий ученый средневековья Микеланджело. Данный фонтан представляет собой полураскрытую раковину, плавающую посреди водоема, внутри которой находится нимфа наяда. В одной из расселин туфовой скалы, которая виднеется за фонтаном, расположилась скульптура прорицательницы Сивиллы, которая могла предсказывать человеческие судьбы.

Как попасть на виллу

Добраться на виллу д’Эсте проще всего из Рима, который расположен всего в 20 километрах от нее. Туда можно добраться на электричке, которая отправляется от вокзалов Термини или Тибертина, но проще всего это сделать на автобусе.

Неподалеку от станции метро Ponte Mammolo есть небольшая автобусная станция, от которой каждые 30 минут отправляются рейсовые автобусы до Тиволи. Через каких-нибудь полчаса вы приедете в Тиволи на площадь piazza Cimitero.
Спросив дорогу, и пройдя несколько сотен метров, вы попадете на виллу д’Эсте. Входной билет внутрь комплекса стоит 10 евро (состояние на 2012 год).

Режим работы виллы д’Эсте

В летнее время вилла открывает свои двери посетителям начиная с 8:30 и закрывается за час до заката солнца. По понедельникам вход на виллу закрыт.

Для того чтобы внимательно осмотреть виллу д’Эсте вам потребуется не менее полутора часов. Исходя из этого и планируйте свое свободное время. Большая часть фонтанов, расположенных на территории виллы, работают постоянно. Лишь только два из них включаются по расписанию.

Фонтан Орган начинает функционировать в 10:30, а далее включается через каждые 2 часа.

Вне всякого сомнения, виллу д’Эсте можно считать самым настоящим шедевром средневекового садово-паркового искусства. Она до сих пор поражает воображение современных людей строгой продуманностью своих конструктивных решений и глубоким символизмом, которым пропитана даже самая незначительная деталь этой чудесной виллы.

А замечательная вилла кардинала Ипполито II д’Эсте, созданная в 1550 г., очарует вас своими рукотворными и природными красотами, многочисленными фонтанами, создающими здесь атмосферу далёкого прошлого.

Вилла Адриана

Вилла Адриана занимает столь обширную территорию и может похвастаться столь великолепной сохранностью, что по праву считается самой знаменитой виллой в окрестностях Рима. Кроме того, благодаря уцелевшим постройкам виллу можно назвать одним из наиболее удивительных и важных памятников древнеримской архитектуры.

Начало её строительства, вероятно, приходится на 126 г. н.э., после возвращения императора Адриана (правил в 117-138 гг. н.э.) из долгой поездки по восточным провинциям. Именно это путешествие вдохновило императора на то, чтобы воспроизвести на своей вилле те места и здания, которые сильнее всего поразили его: афинские лицей, академию и расписной портик Стоа Пойкиле, Канобский рукав в дельте Нила, Темпейскую долину в Фессалии.

Хотя вилла Адриана построена на традиционных схемах римских загородных особняков, её структура отражает и увлечение своего хозяина архитектурой: по ней видно, как император давал волю своим творческим наклонностям и выработал не одно новаторское архитектурное решение. После смерти Адриана вилла перешла во владение его наследников, которые отреставрировали и украсили её.

Упадок виллы начался при императоре Константине (правил в 306-337 гг. н.э.), который вывез часть хранившихся здесь предметов искусства в Константинополь. Во время варварских набегов усадьба подверглась полному опустошению, а в средневековье жители города Тиволи использовали её как источник стройматериалов. Начиная с эпохи Возрождения, изучением руин виллы стали заниматься многие знаменитые художники; кое-кто из них не преминул даже оставить здесь автограф. С XIX в. начались раскопки и реставрация согласно научным критериям. Модель-реконструкция виллы представлена в начале обзорного маршрута. Первым его этапом является просторный портик Печиле (созданный по образцу афинского Стоа Пойкиле), в центре которого находится сад и бассейн; здесь можно было подолгу гулять на солнце или в тени.


Портик Печиле © Silvana Bottoni / Flickr.com

Из северо-восточного угла Печиле можно перейти в Зал Философов - просторное помещение с нишами, где, вероятно, находилась библиотека.

Далее следует «Островная вилла» или «Морской театр» - круглое здание, окружённое колоннадой. Посередине расположен окружённый каналом островок, куда вели четыре мостика, а на нём - небольшая вилла с различными помещениями и термальным оборудованием. Предполагается, что здесь императору нравилось уединяться, посвящая себя любимым занятиям: музыке, поэзии и живописи.


«Морской театр» © Foto Regione Lazio

К югу от «Морского театра» расположен термальный комплекс с солнечным отоплением: несколько помещений с бассейнами для холодной и тёплой воды соединены с большим кругам залом, который также занят бассейном; под землёй находилась система отопления, а в стенах было пять широких окон, чтобы солнечный свет свободно проникал внутрь и согревал помещения терм. В центральном бассейне, вероятно, парились или принимали песочные ванны.

С восточной стороны Печиле расположен двор - учёные полагают, что здесь был нимфей - и несколько построек, среди которых банкетный зал. Чуть дальше находятся Малые и Большие термы. Там хорошо сохранились все стандартные для таких античных комплексов помещения: спортивная площадка под открытым небом, раздевалки, бассейны для горячей и холодной воды.


Каноб / Shutterstock.com

За этими комплексами вы увидите небольшую искуственную долину - узкую и длинную: это так называемый Каноб, воспроизводящий природу дельты Нила неподалёку от Александрии. В центре вы увидите бассейн, окружённый колоннами, а в глубине - полукруглый монументальный фонтан и храм Сераписа с египетскими скульптурами и статуями Антиноя - юноши-фаворита императора, погибшего в Египте при загадочных обстоятельствах.

Вернувшись назад, можно пройти через Преторию и Казарму охранников (оба помещения, возможно, были попросту складскими), после чего вы окажетесь у императорского дворца. Здесь находились четыре основных группы построек: Золотая площадь, Дорический атрий, Дворцовый перистиль и Библиотечный двор.


Термы с солнечным отоплением / Shutterstock.com

Золотая площадь состоит из большого двора, обнесённого портиком с колоннами и окружённого группой помещений, расположенных вокруг большого восьмиугольного пространства (где, возможно, проводились летние банкеты). Дорический атрий - это просторный зал с портиком; возможно, когда-то он был двухэтажным. Через Дворцовый перистиль вы можете пройти в Библиотечный двор; здесь вокруг портика с колоннами коринфского ордера расположены различные постройки. С одной стороны находятся комнаты для гостей, а в глубине двора стояли два здания, где предположительно были латинская и греческая библиотеки.


Храм Венеры / Shutterstock.com

Отсюда можно подняться к Павильону Темпе с панорамной террасой - трёхэтажному сооружению, откуда открывается вид на долину внизу, спроектированному по образцу знаменитой Темпейской долины в Фессалии. Дальше, за маленькой рощей, расположен домик Феде, построенный в XVIII в. поверх нимфея, и небольшой театр на 500 мест для частных спектаклей, которые ставились для императора и его приближённых.

Вилла д’Эсте

Вилла д’Эсте - шедевр итальянского садово-паркового искусства и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, известная своим потрясающим ансамблем фонтанов, нимфеев, гротов, гидравлических приспособлений и музыкальных устройств, который послужил образцом для многих европейских садов и парков эпохи маньеризма и барокко.


Фонтан Нептуна и Органный фонтан © M.Maselli / Flickr.com

Сад виллы д’Эсте - это прежде всего часть великолепного ландшафтного, художественного и исторического контекста Тиволи. Он расположен на участке, богатом оврагами, пещерами и водопадами, где много тысяч лет шла война между камнем и водой. Мощные сооружения и нагромождения террас напоминают Висячие сады Семирамиды - одно из семи чудес света древнего мира, а водопроводные конструкции, включающие в себя подземный туннель, свидетельствуют о инженерных познаниях древних римлян.


Вилла д’Эсте, вид от Фонтана Нептуна © Marina99 / Shutterstock.com

Кардинал Ипполито II д’Эсте, разочарованный тем, что не был избран папой, решил создать виллу с размахом, достойным дворов Феррары, Рима и Фонтенбло, возродив великолепие соседней виллы Адриана. В 1550 г. он стал правителем Тиволи и в тот же год придумал разбить сад на крутом склоне здешней долины, однако полноценный архитектурный проект виллы появился лишь в 1560 г. Его авторами стал художник, археолог и архитектор Пирро Лигорио, а воплощать задуманное взялся придворный зодчий Альберто Гальвани.


Вилла д’Эсте. Фреска «Пир богов» © Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Над украшением залов дворца работали ведущие представители римского искусства периода позднего маньеризма: Ливио Агрести, Федерико Дзуккари, Дуранте Альберти, Джироламо Муциано, Чезаре Неббья и Антонио Темпеста. К моменту смерти кардинала (1572 г.) обустройство виллы было почти завершено.

С 1605 г. кардинал Алессандро д’Эсте распоряжается провести новые работы, чтобы отреставрировать и восстановить гидравлические системы и садовую растительность, а также внести некоторые новшества в структуру сада и в ансамбль фонтанов.


Вилла д’Эсте. Аллея ста фонтанов © JIPEN / Shutterstock.com

Ещё один этап работ был проведён в 1660-70 гг., и примечателен он тем, что участие в нём принял сам Джан Лоренцо Бернини.

В XVIII в. из-за отсутствия должного обслуживания вилла пришла в упадок, а с переходом её во владение дома Габсбургов ситуация стала ещё хуже. Сад постепенно зарос, фонтаны были отключены и вышли из строя, а коллекцию античных статуй, собранная ещё в эпоху кардинала Ипполито, разделили и увезли в различных направлениях.

В таком состоянии вилла пребывала вплоть до середины XIX в., когда кардинал Густав фон Гогенлоэ, взявший её в долгосрочную аренду у герцогов Моденских в 1851 г, инициировал работы по восстановлению комплекса. В скором времени усадьба снова стала центром культурной жизни: с 1867 по 1882 гг. в гости к кардиналу не раз приезжал музыкант Ференц Лист (1811-1886 гг.), сочинивший здесь «Фонтаны виллы д’Эсте» для фортепиано. Здесь же, в 1879 г., Лист отыграл один из своих последних концертов.

Вилла д’Эсте (итал. villa d’Este) — дворцово-парковый ансамбль, расположенный в городе Тиволи, недалеко от Рима. Вилла является шедевром итальянского Ренессанса и в 2001 году включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Строительство виллы заказал кардинал Ипполито II д"Эсте, назначенный в 1550 году губернатором Тиволи. После прибытия в резиденцию кардинал обнаружил, что ему придется жить в старом и неудобном монастыре, построенном веками ранее. И он решил превратить монастырь в роскошную виллу.

Ипполито II д"Эсте поручил известному архитектору Пирро Лигорио разработать проект нового дворца и садов, строительство которых планировалось начать в конце 1550 года. Но из-за дипломатических миссий и разногласий с новым Папой Римским кардинал долгое время отсутствовал в Тиволи, и строительство откладывалось до июля 1560 года.

Реализация архитектурного проекта требовала сноса домов, общественных зданий и дорог, а также отвода близлежащей реки Аньене для снабжения водой сложной системы бассейнов и фонтанов.

Рыбные пруды перед Фонтаном Нептуна

Торжественное открытие виллы д"Эсте состоялось в сентябре 1572 года, незадолго до смерти кардинала (2 декабря 1572 года).

Следуя эстетическим принципам эпохи Возрождения, сад симметрично разделен на 30-метровые секции, расположенные вдоль центральной оси.

Последующие 100 лет при кардиналах д"Эсте виллу регулярно обновляли. Но начиная с XVIII века и до середины XIX века, вилла, пребывавшая в собственности Габсбургов, пережила свои худшие времена. Между 1850 и 1896 годами вилла принадлежала кардиналу Густаву фон Гогенлоэ, который восстановил ветхость виллы и разрушенные сады.

После Первой мировой войны вилла д"Эсте стала государственной собственностью Италии. В 1920-х годах и после Второй мировой войны были проведены масштабные реставрации, после которых виллу открыли для посетителей.

Центральная аллея к вилле д"Эсте

1. При оформлении Версальского парка и архитекторы изучали опыт создателей садов д’Эсте.

2. В 2007 году парковый комплекс виллы выиграл в номинации «Самый красивый парк Европы».

3. В 2014 году вилла д’Эсте входила в ТОП-10 самых посещаемых итальянских музеев.

Интерьеры виллы: описание и фото

В 1565 году начались работы по внутреннему декорированию виллы. Залы украшали лепниной, фресками, античными статуями и гобеленами. Над интерьерами виллы работали ведущие представители римского искусства периода позднего маньеризма: Ливио Агрести, Федерико Дзуккари, Дуранте Альберти, Джироламо Муциано, Чезаре Неббья и другие.

Особенно занимательны интерьеры нижнего этажа, где расположены красивые залы, каждый из которых оформлен в особой тематике, связанной с природой, религией и мифологией:

  • Зал Ноя;
  • Зал Моисея;
  • Зал Венеры;
  • Тибуртинские залы;
  • Зал Фонтана;
  • Зал Геракла;
  • Зал Благородства;
  • Зал Славы;
  • Зал Охоты.

Фреска второго Тибуртинского зала

Эти комнаты служили кардиналу, чтобы послушать здесь музыку, пообщаться с друзьями, почитать и поразмышлять на религиозные темы.

Фонтаны в садах villa d’Este

Всемирную славу вилле д"Эсте принесла ее необычайная система фонтанов, над которой работал Томазо Чиручи из Болоньи - один из самых опытных инженеров-гидравликов 16 века.

Сложная гидротехническая система состоит из 500 разнообразных фонтанов, самыми популярными из них являются:

Фонтан Орган (итал. Fontana dell’Organo) - самый известный фонтан садов, выполненный в 1571 году французским инженером Люком Леклерком. Этот фонтан был первым в своем роде и производил большое впечатление на всех, кто слышал его звучание. Фонтан издает мелодичные звуки благодаря особой конструкции, соединенной с трубами органа.

Фонтан Орган начинает функционировать в 10:30, а далее включается через каждые 2 часа.

Фонтан Нептуна (итал. Fontana di Nettuno) - наиболее впечатляющий и зрелищный фонтан виллы. Он был построен в 1927 году, но отлично вписался в уже существующую композицию парка. От фонтана Нептуна начинаются большие рыбные пруды.

Фонтан дель Биккьероне (итал. Fontana del Bicchierone), построенный архитектором Джованни Бернини в 1661 году, имеет форму рюмки, которая стоит на дне большой ракушки.

Овальный фонтан (итал. Fontana dell"Ovato) спроектирован в 1567 году архитектором Пирро Лигорио в качестве водного театра. За задней полукруглой стенкой бассейна создан туннель, который служил местом встречи гостей в жаркие летние дни. Над фонтаном находится искусственная гора, пронизанная тремя гротами, каждый из которых украшен статуей.

Фонтан Рометта (La Rometta) иллюстрирует историю Рима: в центре композиции находится статуя Ромы, а ниже стоит волчица, кормящая основателей Рима - Рема и Ромула. Лодка с мачтой в виде обелиска символизирует остров Тиберина.

Дорога Ста фонтанов (итал. Cento Fontane), расположенная между фонтанами Рометта и Овальным, представляет собой три параллельных потока, которые сформированы на разных высотах для подачи струй из миниатюрных антропоморфных масок.

Информация для посетителей Виллы д’Эсте

Адрес: Piazza Trento, 5, 00019 Tivoli RM, Италия

Как добраться из Рима

Автобусы из Рима в Тиволи отправляются каждые 30 минут от небольшой станции, расположенной возле метро Ponte Mammolo (линия В). В Тиволи следует выйти на остановке Largo Nazioni Unite и 300 метров пройти пешком.

График работы

Открывается вилла ежедневно в 8:30, а закрывается в зависимости от длительности светового дня:

  • январь, ноябрь, декабрь - 16:45;
  • февраль - 17:15;
  • март - 18:00;
  • апрель, сентябрь - 19:00;
  • с мая по август - 19:30;
  • октябрь - 18:15.

Выходной день - понедельник.

Стоимость входного билета

  • полный - 10 €;
  • льготный - 5 €.

Для детей до 18 лет вход бесплатный (необходимо предъявить документ, подтверждающий возраст).

Цены могут варьироваться в зависимости от выставок, проходящих на территории виллы д’Эсте.

Экскурсии

Групповые экскурсии проводят по предварительной записи (минимум за 5 рабочих дней), для бронирования следует обратиться в колл-центр по номеру: 199.766.166

Цены:

Стоимость экскурсии указана для группы до 25 человек, за каждого дополнительного человека нужно доплатить 3,5 €. Максимальное количество участников в группе - 50.

Для самостоятельного знакомства с виллой и ее парком можно приобрести в кассе аудиогид стоимостью 4 евро.

Вилла д’Эсте на карте Тиволи

Вилла д’Эсте (итал. villa d’Este) — дворцово-парковый ансамбль, расположенный в городе Тиволи, недалеко от Рима. Вилла является шедевром итальянского Ренессанса и в 2001 году включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Виллы д’Эсте: от создания до наших дней

Строительство виллы заказал кардинал Ипполито II д"Эсте, назначенны..." />