Волонтером на Валаам- мои впечатления. Волонтером на Валаам- мои впечатления Волонтер в валаамский монастырь

Наш сегодняшний рассказ пойдет о знаменитом острове Валаам, на котором сосредоточено огромное количество культурных и духовных ценностей. Вот уже много веков архипелаг является центром православия и собирает паломников со всего мира. Тут расположен известнейший памятник русского зодчества — Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, а также множество церквей и часовен, украшающих порой самые отдаленные острова архипелага. Даже человеку, далекому от религии, эти места покажутся притягательными. Природа русского Севера и красоты Ладожского озера всегда притягивали туристов и творческих людей, художников, желающих отразить красоты Валаама в своих работах.

Современный Валаам — это еще и огромный центр паломничества и туризма. Сайты турфирм пестрят объявлениями о путешествиях по святым местам. Однако не многие знают, что на Валааме существует практика волонтерства, которая позволяет на какое-то время стать частью этого любопытного во всех отношениях места.

МАЛЕНЬКОЕ ЧУДО

Герой сегодняшнего рассказа — Кристина Черноземцева, сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Ржевской епархии, которая поделилась с «Ржевскими новостями» историей своего пребывания на Валааме в качестве волонтера.

— Валаам привлекал давно, еще когда училась в Тверском университете, рассказывает Кристина. — Узнала, что можно поехать на Валаам экскурсоводом, для чего надо освоить специальные курсы, которые проходят в Санкт-Петербурге. На курсы не попала, но это к лучшему, там достаточно специфическая работа — ответственная и сложная. Но через несколько лет через Интернет узнала, что ведется набор волонтеров на Валаам. Это было в середине марта. Когда стала заполнять анкету, удивилась, что мест уже почти не осталось…

На сайте значилось: девять заездов по три недели, с мая по начало ноября. И в шести из девяти уже не было женских мест.

Стоит описать случай, который сама Кристина характеризует как чудо. Охотнее всего с работы отпускали в июне, который как раз значился свободным для волонтёрства на Валааме, однако на поданную анкету пришел отказ, оказалось, что и этот заезд уже успели сформировать. Пришлось сделать вторую попытку, уже выбрав три недели сентября. Через неделю пришел ответ, что она зачислена в заезд с… 16 августа по 6 сентября! Об этом заезде можно было только мечтать — именно на это время выпадал праздник Преображения Господня, а на Валааме главный собор острова, Спасо-Преображенский, освящен как раз в честь этого события — то есть на острове это двойной большой престольный праздник. А еще на этот заезд выпадал 25-летний юбилей Кристины.

ВОЛОНТЕРЫ И ТРУДНИКИ

На остров можно попасть четырьмя способами: как турист, как паломник, как трудник и как волонтер. Первые два варианта по сути своей гостевые. Тут всё более-менее понятно: приехал, посмотрел, что интересно, отдал почести святым местам и уехал. Два других варианта подразумевают погружение в жизнь обитателей острова. Трудник — это самое глубокое погружение в жизнь Валаама, что накладывает большое количество обязанностей. Во-первых, трудники должны быть православными; во-вторых, помимо работы необходимо еще ходить на службы, участвовать в жизни монастыря. В случае с волонтером все проще. Вероисповедание тут не имеет определяющего значения, а посещение служб и встречи с монахами — уже по желанию. Но в обязанности и тех, и других входит выполнение определенной работы на территории острова. С другой стороны, это такая разновидность активного отдыха. Питание, проживание и доставка на место на монастырском кораблике от причала в Приозерске до Валаама и обратно предоставляются волонтерам бесплатно.

В группе Кристины было около 40 человек разного возраста. Старшим — за 60 лет. Были две испанки и одна немка. Следующий заезд, кстати, вообще интернациональный: представители Сербии, Испании, Франции, Германии.

Иностранцы нашли способ попасть на Валаам через какую-то волонтерскую организацию. Но поскольку не все хорошо понимают по-русски, через ту же организацию (названия Кристина не уточняла) нашли девушку-волонтера, которая бы им переводила. Она оказалась не религиозным человеком и до последнего не понимала, зачем туда едет? Но в итоге после того, как группа уехала, девушка осталась еще на неделю. Кристина говорит, что недовольных людей там не видела. Среди волонтеров ходит шутка: есть такая болезнь «валаамка» — желание вернуться сюда еще раз.


Распорядок дня для волонтеров на Валааме примерно такой. Утром, в 8.30, завтрак. Потом, в 9.00, так называемый «развод»: приезжает руководитель и раздает задания (тут их называют «послушания»). Согласно полученным заданиям все трудятся до обеда, до 13 часов, потом — снова работа. В общей сложности на выполнение послушаний уходит 6 часов в день.

— Если бы мне кто-то сказал, что я 6 часов буду полоть грядки, — говорит Кристина, — я бы подумала, что это какой-то кошмарный сон. Но в монастыре подобная работа казалось легкой и даже веселой. На Валааме возделываются большие поля свеклы, моркови и тому подобных культур. Когда прополка закончилась, нас перебросили на другие работы. Волонтеры трудились в садах монастыря, ходили в лес собирать ягоды, травы. Доставались послушания и на монастырской ферме, это отдельное место в монастыре, со своей активной жизнью и хозяйством: коровы, куры и другие домашние животные, своя сыродельня. Совсем недалеко от фермы находится Коневский скит, по этой дороге часто прогуливаются туристы и паломники, и у фермы стоит киоск, где гости острова могут угоститься молоком, а также ароматным чаем из трав, собранных на острове. Кстати, стоять и встречать путников, угощая их вкусными монастырскими напитками — это тоже одно из послушаний волонтеров. Порой нас направляли работать в разные скиты — это такие удаленные места, где есть своя церковь и где более уединенно и строго живет небольшое количество монахов. В основном труд волонтеров носил сельскохозяйственный характер, а юношам и мужчинам довелось поучаствовать даже в строительстве деревянной церкви.

Волонтерские будни очень насыщенны, с самого утра захватывает череда работы и событий. Ведь после работы все самое интересное только начинается! Кристина взяла с собой дневник — записывать все, что с нею происходило. Но оказалось, что для записей не находилось свободного времени. И в то же время три недели показались одним мгновением, так по ощущениям быстро они прошли…

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ У ГРОБА ГОСПОДНЯ

Одним из самых запоминающихся и удивительных событий на Валааме для Кристины стало как раз послушание в Воскресенском скиту. Ей доверили выполнять работу смотрителя храма. На Валааме почти всегда большой поток туристов. Им при необходимости надо было помогать, подсказывать: как подать записку, куда поставить свечку… Поддерживать чистоту в храме, следить за свечами, убирать остатки свечного воска, мыть полы. Храм в Воскресенском скиту — двухъярусный. В нижнем храме находится Кувуклия — подобие Гроба Господня, что в Иерусалиме, Камень Помазания и очень необычный открытый алтарь, как в первые века христианства.

— Иерусалим для русских людей — особое место, связанное с жизнью, смертью и воскресением Иисуса Христа, — рассказывает Кристина. — Но в то же время далекое и не для всех доступное, поэтому издревле на Руси в некоторых местах появлялся «свой Иерусалим». Есть такие места и на Валааме. В нижнем храме Воскресенского скита совершенно необычные ощущения и атмосфера, а когда заходишь в саму Кувуклию, то время как будто останавливается. Люди, которые были в Иерусалиме, говорят, что по ощущениям также, как там, чувствуется благодать. Целый день на послушании в храме пролетает быстро, бывает, находишься там совсем одна в полной тишине, которую изредка разделяют с тобой одиночные паломники, добравшиеся в отдаленный скит. Во время прибытия кораблей с туристами и паломниками храм всегда полон, одна группа сменяется другой непрерывным потоком. Экскурсии для групп туристов, в отличие от паломнических групп, вход в Кувуклию не предусматривают из-за плотного графика и ограниченного времени экскурсионной программы.

Запомнилось как одна женщина из группы туристов попросила меня поставить свечку у Гроба Господня. Я ей сказала, что она может чуть поотстать от группы, и я ей дам возможность самой зайти в Кувуклию. Она зашла туда, через какое-то время выходит в каком-то потрясенном состоянии со словами: «Я не знаю, не понимаю, что со мной происходит…», а у самой безудержно льются слезы…

Запомнилась и молодая девушка, внешним видом не похожая на паломницу, радостно пришедшая с корзиночкой цветов. Сказав, что приезжает сюда уже несколько лет подряд, и, попросив пустить ее в Кувуклию, она сняла высокие туфли и прошла босиком внутрь, достаточно долго там пробыв и оставив там цветы. Не знаю, о чем молилась, а, скорее всего, за что благодарила эта девушка, но в памяти осталось.

Как раз за работой смотрителя храма Кристина встретила свой день рождения, первым поздравил отец Наум — один из духовников монастырской братии, батюшка, по словам Кристины, отличался необыкновенно участливым и добрым взглядом. (Духовники — это наиболее опытные в духовной жизни и уважаемые монахи-священники, которые принимают исповеди у монахов). А смотрительница храма на Воскресенском скиту вынесла из Кувуклии икону Божией Матери, которая стояла там три месяца, и подарила Кристине.

Потом было еще много подарков и сюрпризов, причем даже от незнакомых людей. И, конечно же, другие волонтеры тоже подготовили поздравления. Нарисовали картину с колоколами, было много поздравлений и подарков. Всего, кстати, из всей группы трое волонтеров встретили свой день рождения на Валааме.

МОНАХ — ОПЕРАТОР У СЕНКЕВИЧА

Очень интересными были встречи-беседы с монахами. Как живут на святом острове? Как выбрать свой путь? Что за люди здесь нашли свои место и цель? Монахами становятся люди разные, с интересными судьбами. Например, один из священнослужителей, отец Августин, в миру был оператором у знаменитого Ю.А. Сенкевича (ведущего программы «Клуб путешественников»). По своей работе он побывал во многих местах, снимал фильм и о Валааме, а спустя несколько лет остался здесь насовсем, монахом. С отцом Августином было две встречи: одна запланированная, а вторая вышла спонтанно. Он попросил волонтеров помочь ему с уборкой в храме. Хоть это и был выходной, отказывать не стали. Закончили поздно, и отец Августин отвез волонтеров до их келий, зашел на чай — и на беседу подтянулись даже те, кто уже собирались спать.

ПРИРОДА, МАНЯЩАЯ ХУДОЖНИКОВ

Каждый уголок острова достоин кисти живописца. Прогулки по острову не приедаются и не надоедают, можно любоваться закатами, ходить дружной волонтерской командой на костры, устраивать уютные посиделки с новыми друзьями, праздновать дни рождения и даже купаться! Пусть вас не смущает, что это русский Север и Ладога. Во внутренних озерах острова достаточно тепло, и даже есть свои голубые грязи.


На острове Кристина встретила еще одну ржевитянку — удивительную девушку Соню, которая уже не первый раз приезжает на остров. Раньше тоже трудилась в монастыре, а теперь приезжает, располагаясь в палатке на одном из живописных уголков острова прямо у Ладоги, недалеко от одного из скитов монастыря. Соня — художница, учится на преподавателя рисования и обучается в иконописной школе. На Валааме есть специальные площадки для такого отдыха, нужно заплатить определенную сумму заповеднику — там место для костра, туристическая стоянка. Для художников этот вариант предпочтительнее, волонтерам же сложнее найти время на этюды и картины. Валаам гостеприимен к каждому по-своему, и если есть желание познакомиться с архипелагом, можно подобрать наиболее подходящий вариант.

Впрочем, тут можно насладиться не только изумительными пейзажами Севера. Валаам еще до революции был знаменит пением. Даже иностранцы были очарованы этими величественными распевами. Пение тут старорусское знаменное, сейчас в храмах больше распространено многоголосье. Кристина призналась, что монастырские службы сильно отличаются от служб в обычных приходских храмах, а валаамские песнопения создают особый молитвенный настрой, и четыре часа церковной службы на Валааме не кажутся очень долгими.

«ВАЛААМКА»

Эта «болезнь», кажется, передалась и Кристине, которая, не успев вернуться с острова, мечтает попасть туда снова. Даже не дожидаясь лета и отпуска. Встретить Новый год и Рождество на Валааме уже этой зимой стало ее заветным желанием. Тем более, что монастырь дает такую возможность для тех людей, кто хоть раз побывал на острове в качестве волонтера. Валаам ждет своих волонтеров в гости на Рождество и Пасху.



Кстати, если рассказ показался вам интересным, и возникает желание увидеть красоты Валаама своими глазами, то можно заглянуть на страничку в Интернете volonter.valaam.ru.

Владимир Кутузов, «Ржевские новости».

Фото Кристины Черноземцевой

23 июня 2017, 00:16

"Случайности не случайны" (с)

Ничего просто так не происходит в нашей жизни- в этом я убедилась в очередной раз.

Не хочу говорить высокопарных слов, но на тот момент мне необходимо было полностью сменить обстановку- чтобы была возможность подумать о своем, о том, что происходит в моей жизни и принять какие то решения.
В очередной телефонной беседе "ни о чем" моя приятельница упомянула своего друга, который ездит регулярно волонтером на Валаам. И в голове щелкнуло- вот оно! То, что мне надо. Почитала отзывы, пособирала информацию и еще больше укрепилась в своем мнении.

Отмечу, что попасть волонтером на Валаам не очень просто, желающие заполняют заявки с февраля- марта, но видимо, звезды совсем уж были благосклонны ко мне- начинался очередной заезд, а в рядах волонтеров на Валаамскую ферму был недобор. Я быстро заполнила анкету и отправила запрос, через пару часов получила положительный ответ. Но дело в том, что на весь срок заезда я из за работы никак не могла поехать, о чем предупредила организатора и спросила о возможности поехать только на 10 дней. И здесь мне тоже пошли навстречу, но и сыграл свою роль недобор на ферму. Сейчас, после того, как прожила там 10 дней, я не понимаю почему волонтеры рвались на поля и огороды Валаама и не особо желали идти на ферму, но об этом чуть ниже.
Итак, немного бюрократии и фактов:
Волонтерам предоставляют трансфер от Приозерска (Ленинградская область) до Валаама на монастырском корабле "Святитель Николай", проживание и питание. Распорядок дня абсолютно щадящий- 8.30 - завтрак, с 9.00 до 13.00- послушания (так называется любая работа на территории монастыря),с 13.00 до 14.00- обед, с 14.00 до 18.00- послушания и дальше свободное время. В субботу послушания до 12.00, в воскресенье- выходной.
Для женщин обязательно платкикосынки и юбки ниже колена (можно надевать на джинсы)
Употребление алкоголя категорически запрещено, курение не приветствуется, но специально оборудованные места для курения есть. Магазинчик на острове один, с довольно скудным ассортиментом и конскими ценами (бананы- 100 рублей, яблоки- 190, к примеру).

И еще для волонтеров проводят специальные экскурсии (например, на Ильинский скит на о.Лембос, куда в составе туристической группы не попасть)

Наступила пятница, день моего отъезда, я приехала в Приозерск. Корабль уже был на причале, шла погрузка всяких разностей для нужд монастыря.

Это, конечно, не комфортабельный теплоход, но тем интереснее. При условии, что волна не очень сильная, идти по Ладоге до Валаама 4 часа. Спрятаться от дождя возможно только в трюме на носу корабля, площадью метров десять квадратных с деревянными скамейками- "Титаник", 3-й класс))) А так, палуба открытая, но если нет дождя, все в основном находятся наверху, ведь не каждый день есть возможность вот так лицезреть бескрайнюю Ладогу:

На "Метеорах" из за скорости передвижения совсем другое впечатление от видов, а здесь неторопливо идешь по волнам и успеваешь рассмотреть всю красоту:

Рекомендовали взять с собой Драмину, но у меня морской болезни нет, а вот некоторых укачало здорово, на одном участке Ладоги был легкий шторм.
И вот, четыре часа миновало, мы подходим к монастырской бухте и нас встречает Никольский скит:

А совсем на подходе к Валааму проходим вдоль острова Светлый, где установлена Часовня Валаамской иконы Божией Матери. А еще этот остров примечателен тем, что на нем живут павлины)

Монастырский причал:

К сожалению, не сделала фото самой встречи, это особый дух и настроение, когда тебя встречают абсолютно незнакомые люди с улыбкой и хлопаньем в ладоши.
Меня встречала чудесная Оля- заместитель отца Агапия, начальника фермы. Она занималась всем, что касалось сыроварни и фермерского магазина. Проводила меня к месту моего проживания, кратко обрисовала дальнейшие действия и передала меня моим соседкам и коллегам.
Об условиях проживания: те волонтеры, которые работали на полях и территории монастыря, жили в так называемом Работном Доме:


Мы же, фермерские волонтеры, жили в двухкомнатной квартире в уютном домике с видом из окон на Спасо-Преображенский собор:

Коридор в парадной, конечно, впечатляющий (на Валааме только печное отопление):

Но вот условия в квартире- прекрасные. Отец Агапий заботится о своих волонтерах на деле, а не на словах. Оборудованная кухня со всей бытовой техникой, включая стиральную машину, душевая кабина и туалет со всеми необходимыми бытовыми мелочами.
В каждой комнате четыре кровати, стол, стулья, тумбочки и шкаф. Т.е. никаких палаточных условий. Для сравнения- в Работном Доме у волонтеров был общий душ на этаж и по расписанию, комнаты на 6-8 человек и отсутствие кухни.
Непосредственно про работу:
В 9 утра все волонтеры собирались около Работного Дома и им распределяли работу. Кого то отправляли на дальние скиты работать на огородах, кого то- приводить в порядок территорию монастыря, кого то- помогать в трапезной. У нас маршрут всегда был один- на ферму) Вот на такой колоритной машине:

Валаамская ферма:

Итак, что же должен делать волонтер на ферме? Нам из подвальных хранилищ привозили головы сыра, которые мы должны были очистить, нарезать, расфасовать и упаковать. Помимо этого следили за Рикоттой- чтобы стекла вся сыворотка перед упаковкой, разливали и упаковывали кефир и сметану.
Стерильность в сыроварне- идеальная, все моется каждые 30 минут, за этим следят монахи- сыровары. Отклонюсь о темы- когда возникла идея сыроварения на Валааме, монахов отправили на обучение в Италию. И отправляют до сих пор, чтобы процесс совершенствовался.
Вот так выглядят сыры в подвале и после чистки- на ceirt:

Рикотта:

Начальник фермы- отец Агапий, человек-солнце:

Монахи-сыровары:


Тяжело было в первый день, с непривычки гудели ноги и спина, а потом я от работы получала только удовольствие, говорю не лукавя.
Продолжу про стерильность- будете на Валааме, покупайте фермерскую продукцию без страха. Такого ОТК я не видела. Малейшая трещина на голове сыра- сразу в брак, хотя это никак не влияет на вкус и качество. Чуть не по центру налепили наклейку на банку со сметаной- в брак банку, все должно быть идеально.
На всю продукцию клеится наклейка с фирменным логотипом:

На ферме производят следующую продукцию:
Молоко, кефир, сметана, Рикотта, творог и сыры. Качотта- самый молодой сыр, нежный, сливочный, с хрустящей корочкой. Монастико- 6 месяцев выдержки, в меру твердый, в меру солоноватый, идеальный бутербродный вариант. И Монастико 9 месяцев- твердый сыр, родственник пармезана. Сыры- божественные, когда разрезаешь голову- яркий аромат сливок.
Вообще, продукция выше всяких похвал- я в обычной жизни молоко не пью, только в кофе и в кашу употребляю. Здесь же в день выпивала не меньше литра. Кефир- густой, как греческий йогурт при жирности в 1.5%. Сметана- как сливочное масло. Нежнейший, сытный творог.
Волонтерам каждый день давали с собой полный набор продукции- это были лучшие завтраки в моей жизни. Кофе с молоком, которое вкуснее магазинных сливок, творог со сметанкой и тертой черной смородиной, а потом еще сырррр!
Работалось легко, абсолютно не чувствовалось давления и обязаловки.
Теперь про свободное время. Вcе же, на ферме график был немного плавающий- нас могли попросить задержаться, но на следующий день отпускали раньше.
Приезжая домой- мы шли в трапезную и, в зависимости от желания и обстоятельств, шли гулять вместе или поодиночке.
Про еду. Трапеза на Валааме- святое время, вне зависимости ни от чего. Рацион не блещет разнообразием, но вкусный- ум отъесть. Простая русская кухня, но все из натурпродуктов. Завтрак в трапезной- каша, но мы, фермерские волонтеры, завтракали у себя в квартире творогом и сыром) Обед- суп, второе, свежий салат и компот. Супы- гороховый, борщ, чечевичный, уха. Второе- несколько гарниров, своя тушенка (мраморная говядина и рибай отдыхает), тушеные кальмары, овощная подливка, винегрет. Учитывая, что в монастыре свое форелевое хозяйство, на столе у нас регулярно была форель в сливках, либо запеченая на решетке, либо слабосоленая. Свой хлеб- просто нереальный, я набивала им карманы, потому что вкуснее ничего не ела, за один раз можно съесть буханку.
Ни разу з 10 дней мне не хотелось ни гамбургера, ни суши, ни шоколадки. Только еда из трапезной и семечки)
После ужина я шла гулять по окрестностям и скитам. Немного фото:

Самая потрясающая экскурсия- по островам Ладоги, где расположены отдаленные скиты. Я не могу назвать себя глубоко верующим человеком, но когда нас привезли на Ильинский скит, я почувствовала то, что называют высокопарным словом "благодать". Никогда в жизни я не испытывала такого умиротворения и спокойствия. Это поистине волшебное и намоленное место:

Полная противоположность- остров Святой, где находится могила и пещера Александра Свирского. Суровое, колючее, неприветливое место. Это ощущение, на мой взгляд, идет от истории этого острова, куда прибыв Александр Свирский, соорудил в скалах пещеру и молился там практически круглосуточно:


И еще одна экскурсия была во Владимирский скит (тот самый, где находится резиденция почившего Патриарха Алексия и ВВП) . Фотографировать резиденции нам строго запретили, так что только сам скит:




А это мой персональный поход в Никольский скит:


Теперь о впечатлениях:
Это необыкновенный релакс. Я не думала ни о чем- ни о ситуации в своей жизни, ни о событиях в стране, не читала Сплетник и Багиню, не заходила в Контакт. Я была и, главное, ЖИЛА там. Можно рассказывать об этих впечатлениях бесконечно, но поймет это только тот, кто пожил там. Я была полноценно счастлива, когда после работы на ферме, закинув рюкзак за плечи, гуляла по окрестностям и скитам.
Повторюсь, я не глубоко верующий человек, но тут само место настраивает тебя на нужный лад, все эти дни были необыкновенно светлыми.
Я не могу сказать, что после этой поездки моя жизнь перевернулась, но что то во мне изменилось, я нашла ответы на некоторые вопросы. Я стала более спокойной и какие то мелочи, которые меня раньше доводили до слез, теперь воспринимаются с улыбкой.
И самое главное- я туда вернусь буквально через месяц- полтора. Ведь как сказал начальник Приозерского причала, когда мы прибыли с Валаама- ну что, все получили укол Валаама, подсели? Да, я подсела. И как можно не вернуться к таким закатам?



П.С. Фото частично мое, частично- Гугл.

Сей чудный архипелаг находится в Карелии на Ладожском озере. А на нем уже несколько сотен лет стоит и процветает православный мужской ставропигиальный монастырь. Но прежде, чем начать рассказ, приведу небольшое вступление, как я, человек неверующий, узнал об острове и попал туда. Хочу сразу огласить, что автор ни в коем случае не оскорбляет чувства как верующих, так и неверующих. Все написанное здесь сугубо мое субъективное мнение.
Было это в начале 20..-го года. Январь, морозы, неожиданный отпуск. Куда-бы отправиться? Выбор пал на Санкт-Петербург. С собой только рюкзак, спальник, коврик и 100$. Но где бы я мог хотя бы ночевать, я не знал. Повезло на второй попутке доехать до самого Санкт-Петербурга. Водитель когда-то жил и работал в Валаамском монастыре, поэтому привез меня к подворью(это как филиал) в Питере, и сказал:"Попробуй попроситься на ночлег. Удачи."
Меня пустили. Провел там три ночи. В Рождество всю ночь мыл посуду(так как конец поста, готовяться всевозможные кушанья), а днями бродил по городу. В келье люди с затаенным дыханием говорили об острове, как о сакральном и таинственном месте, о котором вслух и сказать-то нельзя. Естественно я заинтересовался. Что за дивный остров, чудесное место посреди огромного озера? А еще доброта людей, их неожиданная помощь пробудили желание воцерковиться.
Сентябрь того же года.
- Говорят корабль отменят - погода плохая.
Наша волонтерская группа из сорока человек пребывала в неведении. Из Приозерска мы должны отправиться на двух стареньких катерах на Валаам. Дождливо и туманно. Но капитаны принимают решение, и мы отплываем, прежде выслушав отменный мат моряков (или озерников?) за медленное передвижение наших тел и неправильное погружение сумок в трюм.


Ээх, красота! Дождь, туман, волны недоброго темно-металлического цвета. Стою, качаюсь на палубе и ощущаю себя викингом. Правда, это чувство сменилось скукой, ведь идти четыре часа, а без топора и бороды какой я викинг? В тесной кабине неуютно. Качка вызывает рвоту, на палубе легче, но очень холодно. Кое-как примостившись пытаешься спать, так и не рвешь и время коротаешь.
Перед отправкой на остров я представлял деревянные срубы, отсутсвие электричества и автомобилей, чтение при свечах... Надежды рухнули. Дизельная электротсанция плюс проложенный электрокабель по дну Ладоги, автомобили, снегоходы, мобильная связь и остальные блага цивилизации.
Размещают волонтеров на чердачном этаже большого дома, построенного в девятнадцатом веке из красного кирпича. До сих пор он носит старое имя: Работный дом. Две кельи для женщин налево от лестницы, две кельи для мужчин направо. На втором и первом этаже находятся коммуналки для жителей, в подъезде мрачно и кошачьи экскременты. Но это неважно, мы же приехали сюда ради того, чтобы безвозмездно помочь нуждающемуся монастырю и зарядиться духовно.
Девять утра, всеобщий сбор, агроном Николай Ильич распределяет кого куда. В основном волонтеры занимаются совершенно разной работой. Но могут использовать и пофессиональные навыки. Например оборудование сантехникой, рисование фресок, вождение грузовика и тд. Но есть большие всеобщие занятия. Летом - сбор сена, осенью - кормовой свеклы, капусты или картофеля. Вот на него мы и попали. Около двух недель собирали и отвозили на ферму. Образовалась огромная куча на 80 тонн. Даже мне, бульбашу, такое в диковинку. Там же сортировали, затем отвозили в подвалы для хранения. Работа шла весело. Группа собралась отличная. Но раз на раз не приходится. Заезд длиться три недели, и основная масса людей меняется. Бывают откровенные фанатики, зацикленные, замкнутые, ну чего говорить, все мы разные. Но первый раз, первая группа были просто замечательными. Тут были актеры, музыканты, журналисты, интересные люди непопулярных профессий, и даже иностранцы. После трудового дня мы гуляли по острову, отмечали дни рождения, жгли большие костры, где пели песни. Человечество! Из больших городов едьте сюда, окунайтесь в атмосферу работы в коллективе, похожем на старинную общину. Весьма интересно, для некоторых полезно. Разнообразие жизни - фактор существования.
В сентябре есть необычное дежурство для мужчин. По ночам сторожить капустное или свекольное поле от лосей. На островах их много живет. Это заповедник, и охота запрещена. Бродя по лесам иногда встречаешь их, но лоси боятся и уходят. А поздней осенью, когда народу на острове остается мало, только местрые жители, рабочие, да монахи, лоси не боятся выходить на поля группами и пастись у всех на виду.
На архипелаге есть чего посмотреть. Скалистый берег, красивейшие бухты, внутренние озера, скиты, старая сосна, которую изобразил на своем полотне И. И. Шишкин, остатки финских военных укреплений и многое другое. По воскресеньям проводят экскурсии на островные скиты и колокольню, откуда открывается замечательный вид. А по средам "воскресная школа". Проходит в форме беседы с богословом. Каждый может задать вопрос. Бывают очень комичные, но для кого-то важные вопросы. Например, одну женщину беспокоило, что она ест в пост сдобную выпечку, не может себя остановить, и чувствует сильно виноватой перед богом. Какой молитвой загладить вину?
Некоторым выпадает работенка на скитах, где волонтеры используют возможность пообщаться с иноками. Монахи - тоже люди, я бы сказал, ни чем не отличающиеся от нас. Разговорчивые, угрюмые, веселые, хмурые, корыстные, сварливые, замкнутые, открытые, карьеристы, альтруисты... Бывает увидишь такую картину: идет монах в черном облачении с длинной черной бородой в компании щебечущих девушек в платочках, и улыбается во все 32. О чем он думает сейчас? Видимо, разум с телом усмиряет. Кстати, девушкам запрещено здесь носить короткие юбки, но среди туристов бывают и такие. Представьте молодого инока, который и так гонит свои мысли прочь, усердно молится, отвлекая позывы природы. А тут она... Гормоны ведь по голове бьют не хуже молота.
Частенько ездим на ферму. Там есть возможность пообедать вместе с монахами и послушниками. Прием пищи начинается с молитвы, все садятся, а один продолжает читать евангелие. При этом атмосфера складывается загадочная, мистическая. Вообще, мужчины могут обедать с монахами каждое воскресенье на главной усадьбе. Кормят монахов очень хорошо. Даже если сравнить трапезу в Великий пост, не каждая семья в стране может позволить себе такую разнообразную и здоровую пищу. А про праздничный стол уж лучше промолчу.
Ферма занимает особое значение на острове. Она не только обеспечивает молоком, мясом и яйцами, но и принимает на перевоспитание людей, зависимых от наркотиков и алкоголя. Наверно, специально так сделано, потому что работа здесь не из приятных. В православии один из главных принципов веры - смирение. Вот и убирают ребята коровьи лепешки в дневных и ночных дежурствах. А в курятнике дышать невозможно из-за комбикорма и куриного помета. Не все могут усмирить гордыню, уходят. Кто-то живет месяцы, а кто-то годы.
Вот, к примеру, отец Агапий. Приехал сюда совсем молодым, с наставленным ирокезом. Ему даже коровью лепешку настоятель по лицу размазал за плохо почищенную корову перед приездом монастырского начальства. Ничего, смирился. Теперь и он занимает место в бюррократической православной лестнице. А когда разнарядки дает, получает истинное удовольствие. По глазам видно.
Впрочем люди с нелегкой судьбой не только на ферме. У кого-то смерть родственника, у кого-то несчастная любовь, кто-то после тюрьмы, но основная причина - алкоголизм. Очень многие так и живут: приедут в надежде, что особая атмосфера, молитва и запах ладана помогут избавиться от зеленого змия. Могут прожить здесь не один год. Уезжают на "большую землю", и снова начинают. Потом опять сюда. Такой вот круговорот обывателей России.
Волонтерский заезд длится три недели. Но если захочешь, можешь остаться на... сколько желаешь. При заселении нас встретил в келье отец Андрей с сигаретой в зубах. Точнее просто Андрей. Отцом он был в белом монашестве, на службе в городской церкви. На Валааме жил уже давно, и если другие приезжие уходят в разные сферы монастырской жизни (кто в послушники, кто рабочим за зарплату), то он так и остался волонтером. Этому есть причина. Андрей закладывает за воротник. Но это не отражается на его характере. Очень добрый, отзывчивый человек. И советом поможет, и не только. :Андрей играет на гитаре. А волонтерский командир Николай Ильич тоже огромная душа. Он всегда прощает. Пить на острове нельзя - выгонят. Но, конечно, это все условности. Ведь стоит магазин возле главного храма. А барыг, думаете, нет? Магазин закрывается, можешь купить у спикулянта втридорога. Да чего тут таить, и гашиш вы можете приобрести без проблем! Ведь на острове живут не только монахи, но и обычные местные жители, которые являются занозой для монастырского начальства. Правдами и неправдами оно постепенно выселяет их, хочет всю земелюшку себе. А теперь немного истории. Откуда же здесь люди, не имеющие отношение к монашеству?
У историков нет единого взгляда на дату основания Валаамского монастыря. Одни связывают ее со временем Крещения Руси, другие относят к XII-XIV векам. Не раз во времена нашествий шведов монастырь переживал опустошение на долгие десятилетия. Посещали чума и болезни.
В XV веке подвизался в обители Александр Свирский. Жил он отшельником на острове Святом в маленькой пещере. Туда тоже водят экскурсии.
В 1588 году царь Иоанн Васильевич, чувствуя приближение кончины и сокрушаясь о невинных жертвах своего гнева, прислал на Валаам синодик для вечного поминовения лиц, пострадавших в годы его правления. Как великодушно...
По легенде в 1371 году валаамские иноки спасли шведского короля Магнуса II , выброшенного ладожскими водами на берег острова. Сильная буря в щепки разбила его корабль. Он принял православие и стал монахом, но вскоре скончался. Сейчас о его захоронении свидетельствует маленький камушек.
К 1811 году в Валаамской обители деревянных зданий уже не было, строительство велось из кирпича. Кирпич производили на острове. До сих пор вы можете найти целый и битый кирпич с надписью "В.М." и годом производства. Многие разбирают домой на сувениры.
После октябрьского переворота в 1917 году Финляндия получила независимость, и Валаам оказался на ее территории. Военное командование рассматривало Валаамский архипелаг как приграничный форпост государства на Ладожском озере, на островах велись интенсивные фортификационные работы.
В 1939 году 30 ноября началась советско-финская война. Валаамский архипелаг не был местом военных действий, но монастырь не раз подвергался бомбардировкам.
В марте 1940 года был подписан мирный договор, по которому Карелия отходила к СССР. По договору жителям давалось несколько дней для отъезда с передаваемой территории в Финляндию. В этом же году в Финляндии основан Ново-Валаамский монастырь.
В течение тридцати двух лет (1952–1984 гг.) здесь находился дом-интеpнат для инвалидов войны и престарелых. Дело в том, что после войны советские города были заполнены калеками-фронтовиками, оставшимися без родственников и жилья. "Великой" компартией было принято решение переселить всех инвалидов подальше от глаз людских. Возможно, эти люди мешали создавать впечатление "процветающего социализма". А остров изолирован и жилые здания есть. Вот здесь закончили жизнь великие воины Жукова, сломившие фашистскую машину. Есть кладбище в плачевном состоянии, где они похоронены. Люди, которые еще живут здесь, это дети и внуки инвалидов и обслуживающего персонала. Советские художники даже запечатлели поселенцев на картинах.
Конец 80-х годов стал первым этапом в восстановлении обители. В начале XX века при Валаамском монастыре существовало 13 скитов, а в настоящее время восстановлено одиннадцать. Среди них есть скит Владимирский. Он тщательно охраняется. Будете по лесу гулять рядом - вас дядьки с автоматами прогонят. Это резиденция В. В. Путина и патриарха. Прилетают иногда на вертолетах. Встречают их и других VIP персон на джипах.
Но тесно господам на даче. Довелось мне разгружать бревна для постройки новой резиденции для патриарха на отдельном острове. Пришел корабль-плашка. Привезли нас, рабов. Божьих. Выгрузка происходила так. Группа из десяти человек вытаскивала бревно с помощью веревки. При этом им приходилось бежать. Я с ужасом наблюдал за пятками последнего, которые находились в метре от несущегося пятисоткиллограмового бревнышка. Небольшая заминка, и они могли бы быть раскрошенны. Дальше дерево закатывали на кучу с помощью ломов. Очень тяжелый, каторжный труд. Но во славу божию...
Зима - особый период в жизни острова. Она длинна и сурова. Нет летней туристической суеты. Монахам легче посещать друг друга, идя напрямки, а некоторые гоняют на снегоходах. Запах дымящихся печей... В марте, когда толстеный наст промерзает, появляется возможность посетить близлежащие островки пешком. Вот там-то мы и наблюдали финскую артиллерийскую вышку и казармы. И еще один приятный момент - на острове ничем не посыпают заснеженные дороги. Поэтому нету грязи и слякоти, все гармонирует между собой. Лес, домики, купола, дороги и люди.
Иногда колем дрова. Это, и еще поездки на ферму являются отдушиной для нас. Потому что основное занятие волонтеров зимой - перебирать картошку в подвале. Нас осталось четверо: я, тридцатилетний парень Николай, отец Андрей и Илья. Новые волонтеры не приезжают, потому что навигация заканчивается в ноябре-декабре. Их время с мая по октябрь. Келью я делил с парнем из Киева Ильей. Дома он употребляет все, что льется, горит и колется. Мать его послала сюда на год, в надежде, что он поменяется. Думаю, бесполезно. Следующий август он ждал как конец срока, как желаемый дембель. И постоянно находился в поиске понятно чего. И находил! О чем говорилось выше.
Иногда задания для нашей волонтерской бригады напоминали прямо-таки издевательский характер. После уборки капусты в конце октября корни пришлось выковыривать из мерзлой земли. Финский экскаватор стоял около двух недель никому не нужный(финны на острове делают мелиорацию). Но как только градусник показал минус, мы должны были очистить его гусеницы от замерзшей грязи ломами и лопатами. В самом начале зимы вырубали кустарник из канавы, барахтаясь по колено в снегу. Смиряйтесь, братья, смиряйтесь.
Тракторист Виталий, простой русский парень невысокого роста с грубым командным голосом искал напарника на весла. "Сетку ставить, рыбу ловить," - улыбался он. Так мы и начали ходить через каждые два дня до самой весны. Для меня было интересно поплавать по Ладоге. Опыта не было, поэтому пришлось узнать, как Виталий смачно ругается и поразительно ловко удерживает равновесие. Мне необходимо было держать лодку параллельно сети на волнах и идти вдоль нее, в это время Веталь, стоя, доставал рыбу. Со временем я наловчился, и после перевода часов мы выходили уже в темноте. Когда пришла зима, нужно было лодку забрать с берега на главную усадьбу. На колеса трактора были надеты цепи, взят прицеп. Вода еще не замерзла, но каменистый берег заледенел. Виталий загоняет прицеп в воду, я завожу лодку в прицеп, немедленно выскакиваю, чтобы ее удержать, валенки намокают и тут же покрываются ледяной коркой, а он пытается выехать. Рев мотора, искры, вперед-назад, вперед-назад, но в конце концов выезжаем. Лодка на зимовку, сети переставлены на внутреннем озере и протянуты подо льдом.
Последний корабль пришел 31 декабря. Лед уже был, но слабый. Нам и рабочей бригаде прозванной "Спецназовцы"(потому что кидают их везде, на любую работу, впрочем как и нас) пришлось разгружать его до одиннадцати вечера. Новый год - праздник светский, для верующих незначителен.
В остальное время связь с материком происходит на катерах на воздушной подушке и больших вездеходах Трэкол. Пересекая замерзшую Ладогу, подушка застревает в торосах. В таком случае ее надо раскачивать влево-вправо. А ледяной ветерок продувает до костей. В вездеходе пришлось ехать на мешках с цементом. От тряски отбил голову, плечи и локти. Вроде идет наезженная колея и тут бац, начинается черт знает что. Вода, лед и снег вперемешку, двигатель напрягается, водитель вертит руль, но выезжаем. Боятся нечего, машина не тонет, и даже в воде может передвигаться, крутя колеса.
Был и такой случай. С новой группой волонтеров приехал парень. Первый день не вышел, второй, и ночью нет. Потом узнаем, он возле храма провел двое суток, чего хотел не знаем. Его и выгнали сразу здоровые парни из секьюрити. Посадили на корабль: убирайся восвояси. Ну не то с головой, ну псих. А как же человеколюбие, отцы? Ведь иногда священник может быть эффективней любого психотерапевта.
В конце мая я окончательно собрался уезжать. Спросил у начальства, могу ли остановиться на пару ночей на подворье. Ответили, что мест нет. А между слов вразумлялось:"А кто ты такой?!" Но я все равно поехал, спросить с глазу на глаз. И пока я ждал своего отказа на пропускном пункте подворья, слышал разговор нового начальника охраны. Он давал распоряжения, что купить, каким образом строить охрану территории. Чувствовалось, что профессионал. Подворье превратится в неприступную крепость. Зачем? Что хочет срыть современное монашество? От кого закрыться?
Существует особая ступень иночества: схимники, отшельники. Живут изолированно, иногда посещают службу в главном храме по большим праздникам. В глазах у них читается великая мудрость, сила, пустота. Их жизнь - настоящий подвиг. "Других побеждать легко. А попробуй победить себя." Это слова монаха, которому пришлось повоевать в Афганистане. Сейчас он ведет отшельнический образ жизни.
Природа человека неисправима. Слово и действие могут выглядеть привлекательно и идеально. Но на основе их создается система. И как мы можем видеть, любая система является алчной, деструктивной и пожирающей самих же создателей и участников.
Приехал за одним, увидел другое. Бесценный опыт получен, кругозор расширен, стереотипы разрушены.
В наши дни идет идеологическая работа с русским населением, которая восхваляет последнего царя Николая II и православную веру. Современное государство навязывает людям, что автократия - это хорошо. Поэтому, в завершение хочется привести четверостишие, автором которого был, возможно, А. С. Пушкин. Только для размышления и спора, в котором родится истина.
Мы добрых граждан позабавим,
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.

" Валаамская="null" поездка="" на="" Валаам="null" недели="" с="" i="">

"Валаамская летопись" - п оездка на Валаам на 2 недели с послушаниями

Волонтеры и трудники принимаются на срок в две недели и более с середины мая до середины сентября.

Выполнение послушаний является неотъемлемой частью программы .

Допускается участие в программе детей от 16 лет в сопровождении совершеннолетнего родственника.

Возможности привезти с собой домашнего питомца (кошку, собаку и др.) нет .

К участию в программе приглашаются активные мужчины и женщины от 18 лет, без вредных привычек и зависимостей, готовые потрудиться в помощь монастырю.

Каждому участнику поездки предоставляется бесплатно:

  • проезд Приозерск-Валаам- Приозерск или Сортавала-Валаам-Сортавала. До монастырского причала в городе Приозерск (Сортавала) и от Приозерска (Сортавала) до дома каждый волонтёр едет самостоятельно и за свой счёт
  • размещение на острове в общежитиях в зависимости от места послушания (мужчины и женщины отдельно)
  • 3-х разовое питание по уставу церкви (с соблюдением постов и постных дней)
  • 2 экскурсии: "Центральная усадьба" и "Скиты Валаама", в свободное от послушаний время.

Послушания распределяются заранее, в период рассмотрения анкеты. Виды труда могут быть разные, как на свежем воздухе, так и в храме, в гостинице, в трапезной, в других помещениях Центральной усадьбы и Воскресенского скита.

С понедельника по пятницу обычно полные рабочие дни. В субботу работа только до обеда. Воскресенье и двунадесятые праздники – выходные дни. Если придется потрудиться в выходной день, то взамен будет предоставлен свободный день в течение недели.

Полный круг богослужений каждый участник сможет посетить 1 раз в неделю. Мужчины смогут молиться на братской Литургий ежедневно.

Каждый участник поездки должен иметь с собой:

  • паспорт
  • полис ОМС или медицинскую страховку
  • рабочие перчатки (удобно иметь несколько пар тряпичных и обливных или прорезиненных перчаток)
  • рабочую одежду и обувь - прочную, удобную (Валаам - это скалы, леса, поля и грунтовые дороги)
  • резиновые сапоги (не выше колена)
  • тёплую одежду (погода на Валааме очень переменчива)
  • дождевик (крепкий, не одноразовый)
  • тёплые шерстяные и х/б носки
  • тапочки для бани
  • полотенце: средства от простуды, для жкт, для обработки ссадин и порезов. Учитывайте особенности своего организма: сердце, аллергия, суставы, давление
  • фонарик (пригодится в августе и сентябре)
  • чашку

Примерный распорядок дня:

На территории монастыря женщины обязательно должны носить плотные (не прозрачные) юбки ниже колен (можно поверх брюк) и головные уборы (платок, косынка, шляпа, кепка), не допустимы глубокие декольте, открытые плечи. Юбок удобно иметь несколько штук: для храма, несколько сменных для работы. Мужчинам обязательно прикрывать торс и носить брюки со штанинами ниже колен.

  • 9.00 завтрак
  • 9.30-12.30 выход на послушания
  • 13.00 обед
  • 14.00-18.00 выход на послушания
  • 18.00 ужин и свободное время

Свободное время волонтёры и трудники проводят в соответствии со своими пожеланиями и интересами.

Возможно посещение богослужений, самостоятельные прогулки по острову, скитам, лесу.

На туристических стоянках можно пользоваться костровым оборудованием, столами, скамейками, жечь костер, пить чай, петь песни под гитару и без, играть в волейбол, бадминтон.

Запрещено:

  • употребление алкоголя
  • употребление наркотических средств

На Валааме есть:

  • почтовое отделение, банкомат «Почта России»
  • сотовая связь - МТС, Мегафон, Билайн. Можно купить сим-карту и пополнить счёт
  • продуктовый магазин с небольшим отделом хозяйственных товаров
  • медицинский пункт
  • прокат велосипедов

На Валааме нет:

На Валааме нет:
  • банковских отделений
  • аптеки, больницы, поликлиники

В продолжение успешного опыта 2005-2007 гг. – когда в числе волонтёров на острове побывали не только россияне, но и добровольцы из Словении, Франции, Бельгии, Сербии, Англии, Швеции, Чехии, Германии, Японии, США – приглашаются все желающие (от 18 до 65 лет) принять участие в проекте «Волонтёр-Валаам 2008». Группы по 30 человек набираются на каждый из перечисленных периодов:

  1. 29 июня – 16 июля (18 дней);
  2. 16 июля – 3 августа (19 дней);
  3. 3 августа – 24 августа (22 дня);
  4. 24 августа – 10 сентября (18 дней);
  5. 10 сентября – 30 сентября (21 день);
  6. 30 сентября – 21 октября (22 дня).

До г. Приозерска (Ленинградской области) все участники добираются за свой счёт, от монастырской пристани в Приозерске до Валаама группу доставят бесплатно. Помещения для проживания и трёхразовое питание на острове также предоставит монастырь. Работа 6 дней в неделю (с понедельника по субботу) за исключением церковных праздников. Рабочий день с 8:30 до 18:00. В субботу и предпраздничные дни работа до 12:00.

Требования к участникам:

Участником проекта может стать любой желающий в возрасте от 18 до 65 лет, готовый добросовестно трудиться, не омрачая поездку пьянством, неподобающим поведением.

Встреча в Санкт-Петербурге, отправление на о. Валаам:

Участники каждой вновь организованной группы встречаются в день отъезда в 8:00. (Опоздавших не ждут!) Место встречи у кассы №1 пригородного направления Финляндского вокзала (г. Санкт-Петербург, станция метро «Площадь Ленина»). Далее за свой счёт (билет на электричку стоит около 200 руб.) группа организованно добирается до г. Приозерска. От вокзала в Приозерске до монастырской пристани расстояние примерно 5 км. Прогулка пешком занимает час-полтора. Можно взять такси: одна машина, в которую поместится 4 человека вместе с вещами (рюкзаки, сумки), обойдётся в 100-150 руб. Переправа на остров на монастырском катере осуществляется бесплатно и занимает около 4 часов.

Проживание на о. Валаам:

По прибытии на остров вашу группу встретят представители монастыря. Расселение производится в специально устроенные жилые помещения (от 3 до 8 человек в комнате). Мужчины и женщины (в том числе супружеские пары) размещаются отдельно. Постельное бельё предоставляется бесплатно. Душ/баня два раза в неделю.

Трёхразовое питание:

  • Завтрак – в 8:00 (кроме воскресенья*);
  • Обед – в 12:00;
  • Ужин – в 18:00.

* В воскресные дни до 12:00 идёт утренняя служба в храме монастыря, поэтому завтрака нет.

Работа:

Виды работ: заготовка дров и сена, работа в саду и на полях (посадка, прополка, сбор урожая), уход за животными, некоторые виды строительных работ, а также другие работы, которые возникают по ходу жизни монастыря и его насельников.

В 8:00 служебным транспортом волонтёров отвозят из центральной усадьбы на ферму. (Бывает, некоторых оставляют работать близ центральной усадьбы или отправляют на соседние острова – погрузить дрова, например.) В 8:30 (после завтрака) происходит распределение работ. С понедельника по пятницу рабочий день заканчивается в 18:00, в субботу и дни предшествующие церковным праздникам – в 12:00. По окончании рабочего дня и после приёма пищи группу отвозят к центральной усадьбе. Воскресные дни и дни церковных праздников – выходные.

Требования к внешнему виду:

На территории монастыря (как на подворье, так и на ферме) женщины обязательно должны носить юбки ниже колен (можно поверх брюк) и головные уборы (платок, косынка). Мужчинам не полагается носить шорты и оголять торс.

С собой необходимо иметь:

Паспорт, медицинский полис, рабочую одежду и обувь, рабочие перчатки (несколько пар), тёплую одежду, дождевик или хорошую ветровку (на случай непогоды), несколько пар носков (включая тёплые), тапочки (которые можно использовать как комнатные и банные), средства личной гигиены и полотенце, необходимые для вас лекарства. Кружку, ложку, термос, любимый чай и прочее – по желанию.

Телефонная связь на острове:

Из операторов мобильной связи на Валааме работают только МТС и Мегафон. На острове есть возможность пополнить баланс мобильного телефона с комиссией 8%. Имеется отделение связи: телеграф, телефон.

Деньги в дорогу:

Вам понадобятся средства на дорогу до Приозерска и обратно, а монастырский катер доставит вас бесплатно в обе стороны. Возьмите деньги на карманные расходы: на свечи в храме, сувениры, личные нужды. На острове работает два магазина, где можно купить пищевые продукты и промтовары (мыло, порошки, зубная паста, батарейки…). Также есть церковная и множество сувенирных лавок. Есть аптека с минимальным набором необходимых медикаментов.

Свободное время:

В свободное время вы сможете (по желанию) посещать службы в храмах монастыря и скитах, видеть святые места, наслаждаться Валаамскими пейзажами, общаться с интересными людьми. Также волонтёрам предоставляется уникальная возможность совершить экскурсию на малые острова, - к скиту Александра Свирского (о. Святой) и Ильинскому скиту (о. Лембос), - туристов туда не возят.

Впечатления волонтёров и фотографии:

Принять участие:

Для того чтобы стать добровольцем, вам нужно связаться с организаторами поездок одним из следующих способов:

  • Позвонить по телефону в Москве: 8-916-343-11-65 (после 18:30);
  • Позвонить по телефону в Санкт-Петербурге: 8-950-011-63-11 (после 18:30);
  • Написать письмо по электронной почте: volonter-valaam(at)mail.ru.

В письме укажите, пожалуйста, следующую информацию:

  1. Фамилия Имя Отчество;
  2. Дата рождения (число, месяц, год);
  3. Город, в котором вы проживаете;
  4. Контактный телефон (лучше два – домашний и мобильный);
  5. Откуда вы узнали о нашем проекте;
  6. Имеются ли у вас проблемы со здоровьем, вредные привычки;
  7. Выбранный период поездки, или когда и на какой срок хотели бы поехать вне графика;
  8. Чем занимаетесь в данный момент (кем и где работаете, учитесь);
  9. Какие навыки, знания, умения и, возможно, профессиональный опыт вы готовы применить в волонтёрском проекте.*

* Имеется в виду (кроме всего остального): есть ли у вас опыт работы в огороде, с домашними животными (коровы, куры, лошади); возможно, вы опытный строитель или замечательный резчик по дереву; или умеете здорово варить варение, делать заготовки на зиму (квасить капусту, консервировать и т.д.).

Для монастыря, который в летний сезон посещают тысячи паломников ежедневно, это актуально. Нам важно узнать о вас как можно больше – тогда мы сможем приносить максимальную пользу и ваш личный вклад окажется весомее.