Геркулесовы столбы. Тайна геркулесовых столбов «Геркулесовы столбы»: происхождение фразеологизма

В 18 километрах от марокканского города Танжер на берегу Средиземного моря у входа в Гибралтарский пролив, расположены знаменитые Геркулесовы столбы. Это горы Джебель-Муса и Абила. Другая граница пролива находится на северной стороне – это Гибралтарская скала, которая принадлежит Великобритании. По древнему греческому мифу Геркулес именно сюда гнал коров, украденных у великана Гериона, и проломал для них проход в скале, который и стал Гибралтарским проливом. В античные времена мореплаватели считали Геркулесовы столбы концом света, поэтому выражение «дойти до Геркулесовых столбов» в наше время употребляется в значение «до крайней точки». Платон утверждал, что именно за ними и находится таинственная Атлантида. В столбах имеются пещеры, сохранившиеся со времен неолита, где археологи нашли много интересных экспонатов этой эпохи. В средние века богатые европейцы использовали эти пещеры для проведения веселых пикников. Сейчас здесь всегда много торговцев, у которых можно приобрести замечательные сувениры.

Геркулесовы столбы - название, использовавшееся в Античности для обозначения высот, обрамляющих вход в Гибралтарский пролив.

Северная скала (со стороны Европы) - это Гибралтарская скала (расположенная во владении Великобритании Гибралтар), а в качестве южного столба (со стороны Северной Африки) выступает либо гора Джебель-Муса в Марокко, либо гора ), расположенная рядом с Сеутой.

Название

Греческие мифы, позднее заимствованные римлянами, повествуют о 12 подвигах Геракла, одним из которых было похищение коров великана Гериона.

Со слов Страбона, который цитировал Пиндара, следует, что в ходе своего путешествия на запад Геракл отметил самую дальнюю точку своего маршрута.

Эта точка и служила границей для мореплавателей в античную эпоху, поэтому в переносном смысле «геркулесовы столбы» - это край света, предел мира и выражение «дойти до геркулесовых столбов» означает «дойти до предела».

Некоторые римские источники утверждают, что когда на пути у Геракла встали Атласские горы, он не стал взбираться на них, а пробил себе путь насквозь, таким образом проложив Гибралтарский пролив и соединив Средиземное море с Атлантическим океаном.

Две горы, образовавшиеся по берегам пролива, стали именоваться именем героя.

Диодор Сицилийский же, напротив, утверждал, что Геракл не пробил перешеек, а наоборот, сузил уже существовавший канал, чтобы чудовища из океана не могли попасть в Средиземное море.

Столбы как колонны

По словам Платона, на Гибралтарской скале и скале Абила, были установлены две статуи на высоких колоннах, представляющие собой своеобразные ворота из Средиземного моря в Атлантику.

В 711 г. арабский полководец , который во главе большой армии переплыл Гибралтарский пролив, велел «во славу Аллаха» разрушить статуи вместе с колоннами.

Утверждается, что значок доллара ($) представляет собой стилизованное изображение Геркулесовых столбов, обвитых мифическим змеем Пифоном.

Две колонны имеются на гербе Испании, куда они перешли с эмблемы императора Карла V.

Упоминание у финикийцев

За Гибралтарским проливом финикийцы основали несколько крупных колоний на территории современного Марокко. Так возникли торговые города Ликсус, Челла и Могадор.

Древний историк Страбон описывает самый западный тирский храм Мелькарта, расположенный недалеко от современного Кадиса, называя его храмом Геракла Тирского.

Финикийцы называли Гибралтар колоннами Мелькарта, откуда, вероятно, и произошло его греческое название.

Страбон отмечает, что люди, посещавшие этот храм утверждали, что две бронзовые колонны в храме являются настоящими колоннами Геркулеса.

Однако, по мнению историка, это было обманом.

Упоминания в произведениях культуры

  • В «Божественной комедии» Данте Алигьери упоминает путешествие Одиссея к Геркулесовым столбам.
  • У Александра Городницкого есть песня, называющаяся «Геркулесовы столбы», которая, в частности, входила в репертуар и исполнялась Аркадием Северным.

Геркулесовы столбы – это одна из главных природных достопримечательностей Марокко, располагающаяся в 18 км от крупного портового города Танжера. Геркулесовы столбы представляют собой две большие скалы, между которыми проходит Гибралтарский пролив. Одна из скал, расположенная со стороны европейского континента, принадлежит Великобритании, а вторая, со стороны африканского континента, скала Джебель-Муса - государству Марокко.

Ученым до сих пор полностью неизвестна точная история происхождения Гибралтарского пролива и Геркулесовых столбов. Согласно греческой мифологии творцом данного памятника природы стал легендарный Геркулес (Геракл), совершивший немало героических подвигов. По мере своих странствий Геркулес наметил предельную точку своих путешествий, обозначающую край земли, которая в античные времена стала главным ориентиром для всех морских путешественников. Используя подаренную богами силу, он пробил насквозь гору, через которую хлынула вода, так и образовался Гибралтарский пролив. А оставшиеся на его берегах две скалы получили названия Геркулесовых столбов. По утверждениям Платона, именно за Геркулесовыми столбами и находилась таинственная Атлантида.

Обе скалы обрамлены глубокими пещерами, создателем которых согласно легенде также стал отважный Геркулес. В Средние века богатые европейцы посещали эти пещеры для проведения пикников. В наше время они активно используются торговцами сувениров, ведь ежедневно огромное количество туристов приезжают посмотреть на это великолепное чудо природы. Во время приливов все пещеры полностью заполнены морской водой.

В этих пещерах, сохранившихся еще со времен неолита, неоднократно проводились археологические раскопки, во время которых было найдено много интересных экспонатов, в том числе примитивные орудия труда.

Из пещер открывается великолепный вид на Средиземное море.

36°00′ с. ш. 5°21′ з. д.  /  36.000° с. ш. 5.350° з. д.  / 36.000; -5.350 Координаты :

Название

Некоторые римские источники утверждают, что когда на пути у Геракла встали Атласские горы , он не стал взбираться на них, а пробил себе путь насквозь, таким образом проложив Гибралтарский пролив и соединив Средиземное море с Атлантическим океаном . Две горы, образовавшиеся по берегам пролива, стали именоваться именем героя. Диодор Сицилийский же, напротив, утверждал , что Геракл не пробил перешеек, а наоборот, сузил уже существовавший канал, чтобы чудовища из океана не могли попасть в Средиземное море.

Столбы как колонны

По словам Платона, на Гибралтарской скале и скале Абила были установлены две статуи на высоких колоннах, представляющие собой своеобразные ворота из Средиземного моря в Атлантику. В 711 году арабский полководец Тарик ибн Зияд , который во главе большой армии переплыл Гибралтарский пролив, велел «во славу Аллаха» разрушить статуи вместе с колоннами. Утверждается , что значок доллара ($) представляет собой стилизованное изображение Геркулесовых столбов, обвитых мифическим змеем Пифоном .

Упоминание у финикийцев

За Гибралтарским проливом финикийцы основали несколько крупных колоний на территории современного Марокко. Так возникли торговые города Ликсус , Шелла и Могадор .

Древний историк Страбон описывает самый западный тирский храм Мелькарта , расположенный недалеко от современного Кадиса , называя его храмом Геракла Тирского. Финикийцы называли Гибралтар столпы Мелькарта, откуда, вероятно, и произошло его греческое название. Страбон отмечает, что люди, посещавшие этот храм, утверждали, что две бронзовые колонны в храме являются настоящими колоннами Геркулеса. Однако, по мнению историка, это было обманом.

Упоминания в произведениях культуры

  • В «Божественной комедии » Данте Алигьери упоминает путешествие Одиссея к Геркулесовым столбам.
  • У Александра Городницкого есть песня, называющаяся «Геркулесовы столбы», которая, в частности, входила в репертуар и исполнялась Аркадием Северным .

Символика

    ThePillarsOfHerkulesModernWorld.jpg

Напишите отзыв о статье "Геркулесовы столбы"

Примечания

7. http://chudinov.ru/olimp/1/

Отрывок, характеризующий Геркулесовы столбы

– Отец, мне так страшно!.. Он забирает Анну! И я не знаю, смогу ли её уберечь... Помоги мне, отец! Помоги хотя бы советом...
Не было на свете ничего, что я бы не согласилась отдать Караффе за Анну. Я была согласна на всё... кроме лишь одного – подарить ему бессмертие. А это, к сожалению, было именно то единственное, чего святейший Папа желал.
– Я так боюсь за неё, отец!.. Я видела здесь девочку – она умирала. Я помогла ей уйти... Неужели подобное испытание достанется и Анне?! Неужели у нас не хватит сил, чтобы её спасти?..
– Не допускай страх в своё сердце, доченька, как бы тебе не было больно. Разве ты не помнишь, чему учил свою дочь Джироламо?.. Страх создаёт возможность воплощения в реальность того, чего ты боишься. Он открывает двери. Не позволяй страху ослабить тебя ещё до того, как начнёшь бороться, родная. Не позволяй Караффе выиграть, даже не начав сопротивляться.
– Что же мне делать, отец? Я не нашла его слабость. Не нашла, чего он боится... И у меня уже не осталось времени. Что же мне делать, скажи?..
Я понимала, что наши с Анной короткие жизни приближались к своему печальному завершению... А Караффа всё так же жил, и я всё так же не знала, с чего начать, чтобы его уничтожить...
– Пойди в Мэтэору, доченька. Только они могут помочь тебе. Пойди туда, сердце моё.
Голос отца звучал очень печально, видимо так же, как и я, он не верил, что Мэтэора поможет нам.
– Но они отказали мне, отец, ты ведь знаешь. Они слишком сильно верят в свою старую «правду», которую сами себе когда-то внушили. Они не помогут нам.
– Слушай меня, доченька... Вернись туда. Знаю, ты не веришь... Но они – единственные, кто ещё может помочь тебе. Больше тебе не к кому обратиться. Сейчас я должен уйти... Прости, родная. Но я очень скоро вернусь к тебе. Я не оставлю тебя, Изидора.
Сущность отца начала привычно «колыхаться» и таять, и через мгновение совсем исчезла. А я, всё ещё растерянно смотря туда, где только что сияло его прозрачное тело, понимала, что не знаю, с чего начать... Караффа слишком уверенно заявил, что Анна очень скоро будет в его преступных руках, поэтому времени на борьбу у меня почти не оставалось.
Встав и встряхнувшись от своих тяжких дум, я решила всё же последовать совету отца и ещё раз пойти в Мэтэору. Хуже всё равно уже не могло было быть. Поэтому, настроившись на Севера, я пошла...
На этот раз не было ни гор, ни прекрасных цветов... Меня встретил лишь просторный, очень длинный каменный зал, в дальнем конце которого зелёным светом сверкало что-то невероятно яркое и притягивающее, как ослепительная изумрудная звезда. Воздух вокруг неё сиял и пульсировал, выплёскивая длинные языки горящего зелёного «пламени», которое, вспыхивая, освещало огромный зал до самого потолка. Рядом с этой невиданной красотой, задумавшись о чём-то печальном, стоял Север.
– Здравия тебе, Изидора. Я рад, что ты пришла, – обернувшись, ласково произнёс он.
– И ты здравствуй, Север. Я пришла ненадолго, – изо всех сил стараясь не расслабляться и не поддаваться обаянию Мэтэоры, ответила я. – Скажи мне, Север, как вы могли отпустить отсюда Анну? Вы ведь знали, на что она шла! Как же вы могли отпустить её?! Я надеялась, Мэтэора будет её защитой, а она с такой легкостью её предала... Объясни, пожалуйста, если можешь...
Он смотрел на меня своими грустными, мудрыми глазами, не говоря ни слова. Будто всё уже было сказано, и ничего нельзя было изменить... Потом, отрицательно покачав головой, мягко произнёс:
– Мэтэора не предавала Анну, Изидора. Анна сама решила уйти. Она уже не ребёнок более, она мыслит и решает по-своему, и мы не вправе держать её здесь насильно. Даже если и не согласны с её решением. Ей сообщили, что Караффа будет мучить тебя, если она не согласится туда вернуться. Поэтому Анна и решила уйти. Наши правила очень жёстки и неизменны, Изидора. Стоит нам преступить их однажды, и в следующий раз найдётся причина, по который жизнь здесь быстро начнёт меняться. Это непозволимо, мы не вольны свернуть со своего пути.
– Знаешь, Север, я думаю, именно ЭТО и есть самая главная ваша ошибка... Вы слепо замкнулись в своих непогрешимых законах, которые, если внимательно к ним присмотреться, окажутся совершенно пустыми и, в какой-то степени, даже наивными. Вы имеете здесь дело с удивительными людьми, каждый из которых сам по себе уже является богатством. И их, таких необычайно ярких и сильных, невозможно скроить под один закон! Они ему просто не подчинятся. Вы должны быть более гибкими и понимающими, Север. Иногда жизнь становится слишком непредсказуемой, так же, как непредсказуемы бывают и обстоятельства. И вы не можете судить одинаково то, что п р и в ы ч н о, и то, что уже не вмещается более в ваши давно установленные, устаревшие «рамки». Неужели ты сам веришь в то, что ваши законы правильны? Скажи мне честно, Север!..

Между островом Хортица и Днепрогэсом из воды торчат три величественных скальных образования. Их в народе издавна называют Стогами или Столбами, а промежутки между ними – "воротами".

Они то и привлекли внимание путешественника. Он даже зарисовал их и подробно описал: ""Насколько я могу вспомнить, столбы эти, особенно первый из них, со стороны реки, представляет сплошную массу ровного гранита, в верхней части будто бы покрытую камнями циклопических размеров, которые старательно притерты один к другому; со стороны же суходола эта скала возвышается приступками или прискалками из отдельных частей, которые, известное дело, сделала рука человека. Кажется, что основания этих Столбов не искусственные, а природные, что касается верхней части – доделал их уже человек"".

В старину скалы эти были соединены с северной частью Хортицы песчаным полуостровом, покрытым лозой, а еще раньше тут рос лес, в котором водились дикие козы. У каждого из трех Столбов – свое прозвище. Возле правого берега – скала Диван Царицы или Кресло Екатерины. Метров сто от Кресла – Девичья Купель или Запорожская миска. Посреди скалы - углубление довольно правильной округлой формы. Рассказывают, что тут запорожские казаки варили галушки. Ели их ложками полутарометровой длины, которыми для забавы кормили друг друга через миску. На этом островке найдены остатки поселения древних людей (их культура так и была названа – ""стоговская""). Третья скала ничем не примечательна, разве что своим наклонным положением, за что островок и был назван Похылым.
Владимир СУПРУНЕНКО, "Запорожский край"
Фото Дмитрий ОНИЩЕНКО

Польский писатель Г. Подберезовский, путешествуя по Днепру в 1860 году, назвал Три Столба «Геркулесовыми Столбами», связав их с легендой Геродота о встрече Геракла со змееногой богиней и происхождении скифов. До середины XIX ст. Три Столба соединялись с Хортицей песчаной косой, поросшей деревьями и кустами, которая была смыта наводнением.

Видно, что древние путешественники изображали и описывали эти скалы на Днепре не такими, какие мы их видим сейчас. Но эрозия, деятельность человека (в том числе и строительство ДнепроГЭС) оставили их нам такими.
Давайте обратим внимание на древний рисунок путешественника и последнюю фотографию. Они выше и выглядели как-будто сложенные из огромных блоков. Я не думаю, что это фантазия художника. Не видя этого факта - он бы изобразил эти скалы как скалы - монолитно. Я бы сделал вывод, что перед нами остатки древнейших гидротехнических сооружений на Днепре. Что думают читатели? Давайте обсудим, может быть кто-нибудь выложит еще какие-либо фотографии и поделится мыслями...