Восхитительный екатерининский парк в царском селе. Музей-заповедник «Царское село Что за памятник в екатерининском парке

Замечательные образцы парковых композиций в духе позднего барокко были созданы к середине XVIII века в летней царской резиденции, расположенной к югу от столицы. Ее владелица — Елизавета Петровна — решила затмить великолепием новых царскосельских дворцов и садов другие пригородные ансамбли.

Старая усадьба, принадлежавшая Екатерине I, была основана в 1708 году на месте шведской Сарской мызы. В 1716 году строятся каменные палаты, хозяйственные дворы, заложен плодовый сад, устроены охотничьи угодья. В 1719-1723 годы садовыми мастерами Я. Роозеном и И. Фохтом был заложен регулярный увеселительный сад с террасами, липовыми шпалерами, каналами, двумя декоративными бассейнами и прудом на речке Кузьминке. Центральная аллея сада и ее продолжение на северо-запад от дворца к Зверинцу предопределили основную композиционную направленность ансамбля на много лет вперед.

Опытный зодчий М. Г. Земцов разработал программу радикальной реконструкции сложившейся усадьбы, но ему не суждено было ее осуществить. После смерти Земцова его ученики и последователи А. В. Квасов и С. И. Чевакинский успешно вели строительство дворца и парковых сооружений, а также Нового, или Верхнего, сада, расположенного между дворцом и Зверинцем. Завершение строительства дворца, причем уже в новой трактовке его объемно-пространственного решения и барочного декора фасадов, выпало на долю Ф.-Б. Растрелли.

Окончание строительства было отмечено праздником 30 июля 1756 года, который совпал с другим событием, имевшим важное военно-политическое значение — победами русских войск в Пруссии. В Царское Село были доставлены военные трофеи. С этого момента его залы и парки стали свидетельствовать не только о достижениях русского искусства, но и об успехах русского воинства. В дальнейшем сложилась традиция отмечать многочисленные победы русского оружия установкой в парке обелисков и других торжественных монументов.

Полным ходом шли работы и по реконструкции Старого сада и расширению всего паркового комплекса. В одну осевую композицию протяженностью 1,2 километра были объединены Старый сад, дворец, Новый сад и Зверинец.

Размах работ в период 1740-1750-х годов был огромным. Строительство велось на многих участках царской резиденции, на них трудились сотни каменщиков, землекопов, садовых рабочих, возчиков. Во дворцах и павильонах работали русские крепостные мастера - лепщики, живописцы, резчики. В Царское Село везли строительный материал - кирпич, уральский мрамор, тосненский и пудостский камень, лес. Сюда непрерывным потоком доставляли на повозках крупномерные деревья - липы, дубы, клены, иноземные экзотические растения. Так рядом со столицей возникал крупнейший дворцово-парковый комплекс.

Одним из шедевров русской садово-парковой архитектуры середины XVIII века считается царскосельский Эрмитаж. В нем ярко выражены все наиболее характерные черты эпохи зрелого барокко, что стилистически объединяет его с главным элементом ансамбля — Большим дворцом. Эрмитаж был поставлен на открытой площадке, облицованной мрамором «в шахмат», в центре пересечения десяти радиально расходящихся аллей, в окружении канала и балюстрад, образовавших в плане вычурную фигурную рамку.

К центральному, перекрытому восьмигранным куполом двухэтажному объему главного зала примыкали четыре симметричных «кабинета». Фасады павильона, чрезвычайно пластичные, покрытые сложным архитектурным декором, представали перед зрителем в разных ракурсах, причем с каждой из радиальных аллей раскрывалась лишь часть фасада. Эрмитаж (архитекторы М. Г. Земцов, Ф.-Б. Растрелли, С. И. Чевакинский) являл собой яркое, праздничное зрелище, был щедро украшен скульптурой, имел богатую полихромную раскраску: белые архитектурные детали и позолоченная скульптура на сине-зеленом фоне. Большие оконные проемы, отражающиеся в многочисленных зеркалах, росписи стен и плафонов, резные цветочные гирлянды, вазы, живописные изображения архитектуры — все это связывало интерьеры с парковым пейзажем, иллюзорно растворяло одно в другом. Вместе со своим окружением Эрмитаж представлял великолепный пример синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и садово-паркового искусства.

В 1749 году на берегах Большого пруда строится Грот. Композиционная роль этого сооружения (архитектор Ф.-Б. Растрелли) заключается, прежде всего, в том, что он органично связывает Старый сад с пространством Большого пруда, как бы выводит его замкнутые внутренние пространства по новой поперечной оси на широкий простор озера и одновременно акцентирует юго-западный «фасад» сада. Скульптуры дельфинов и нереид, купол, изображающий фонтан, фигуры морских божеств - все это говорит о водной тематике этого павильона.

Непрерывно изменялся и обогащался облик аллей, боскетов и террас в Старом саду. Но его планировочная структура оставалась неизменной. Как и прежде, к дворцу примыкала верхняя терраса, которая имела плоскостное решение. В поле зрения преобладали сложные цветочные партеры, огибные дороги. Далее располагались стриженые боскеты, водные зеркала в вычурном барочном обрамлении. Следующие террасы были засажены в основном плодовыми деревьями. Завершала композицию эрмитажная березовая роща. Однако сложный рисунок дорог и аллей вокруг Эрмитажа, каскады Нижних прудов и, конечно, сияющие позолотой павильоны придавали Старому саду совершенно новый, праздничный, парадный облик. Функции эрмитажной рощи усложнились, это был уже не только сад для уединения и размышления, но и место пышных приемов, развлечений придворной знати. То же относится и ко многим другим частям парка - Зверинцу, островам Большого пруда.

В 50-60-х годах XVIII века крупные парковые павильоны доминировали в пространстве. Вся система визуальных взаимосвязей была в те годы иной, чем в более поздний период. Дворец (как и Эрмитаж) свободно просматривался со многих точек молодого еще сада. Из окон дворца открывалось все пространство сада, включая и Большой пруд. С другой стороны, плотные боскеты создавали малые камерные пространства, почти полностью изолированные, тогда как сегодня, несмотря на то что деревья разрослись, взгляд свободно проникает в подкронное пространство на значительную глубину. Ведущей породой в садах Царского Села была в тот период, бесспорно, липа, а дополняющей - дуб. Липа наилучшим образом соответствовала местному климату, почвам и в то же время превосходно переносила стрижку. Большую роль играли также шпалеры из тиса, самшита.

В Старый сад было свезено множество беломраморных, свинцовых и позолоченных скульптур из парков Петербурга, принадлежавших ранее опальным царедворцам и государственным деятелям - А. Д. Меншикову, А. И. Остерману и др. Он становился, так же как и ранее Летний сад, музеем скульптуры. Выполненные в динамических формах барокко фигуры античных богинь и героев удовлетворяли познавательные интересам публики, прославляли гражданские добродетели. Большинство скульптур были созданы лучшими итальянскими мастерами — П. Баратта, Л. Дзордзони, Д. Бонацца и др. Мраморные скульптуры экспонировались на наиболее выгодном для их осмотра фоне, образованном мелкой фактурой стриженой листвы, в зеленых нишах, которые служили им своеобразной рамкой и контрастно их оттеняли.

Одновременно проводились работы и в Новом саду. Его территория, квадратная в плане, была окружена глубоким каналом. Каменная стена с бастионами по углам окружила Зверинец. В центре Зверинца по проекту С. И. Чевакинского построили нарядный павильон Монбижу. Композиционная роль его во многом аналогична эрмитажной: находясь на продолжении главной оси (но только в противоположном северо-западном направлении) и на пересечении 6 радиальных просек, он архитектурно активизировал все пространство Зверинца. Павильон напоминал Эрмитаж и внешне: это был двухъярусный восьмигранный объем под куполом, с барочной отделкой интерьеров и фасадов. Он также был окружен каналом.

Территория Нового сада членилась на 4 боскета размером 200x200 метров, причем каждый из них имеет свой собственный облик: в боскете Карусель — это искусственные прудки, в боскете Грибок — 37 беседок, боскет Парнас до сих пор украшает высокая искусственная гора конусовидной формы, центральное место в четвертом боскете занимал театр.

Границы паркового ансамбля расширяются и переносятся к ручью Вангази. Были также предприняты работы по дальнейшему развитию водной системы за счет использования источников в 6 км к северо-западу от дворца. Для этого пришлось прорыть Виттоловский канал. Это позволило не только поднять уровень воды и увеличить площадь Большого пруда, придать ему более четкие геометрические контуры, но и создать целый ряд водоемов, в том числе цепочку каскадных прудов за Эрмитажем, на ручье ниже старой плотины.

На северном берегу пруда Растрелли строит увеселительный павильон Катальной горы. Известный изобретатель А. К. Нартов выбрал место и разработал техническую часть этого сложного сооружения. Оно было поставлено на холме, открытом в сторону пруда, имело два специальных «катальных» форса, к которым В. И. Неелов позже пристроил третий, достигавший острова в центре пруда. Катальная гора была уникальна и не имела аналогов в Европе.

Дальнейший переход проектирования в руки А. Ринальди, И. В. Неелова, Д. Кваренги, Ч. Камерона не привел к резкому разрыву с замыслами их предшественников. Екатерининский период формирования ансамбля ознаменовался его территориальным развитием, появлением новых элементов. От регулярного принципа к пейзажному, от стремления подчинить, упорядочить природу с помощью архитектуры до идеализации «натуры», подражания ей — такими путями шло формирование Царского Села в 60-90-е годы XVIII века.

Доминанта ансамбля — Большой дворец сохранил и усилил господствующее положение. Проходящая через него центральная планировочная ось «северо-запад—юго-восток» длиною более километра продолжала играть ведущую роль в плане огромного дворцово-паркового комплекса. Но то новое, что было создано здесь, придавало ансамблю большое стилистическое и пейзажное разнообразие, художественно-историческую глубину.

В 1770-х годах на берегах Большого пруда, переделанных «под природу», возникает ряд новых парковых сооружений. Их положение и роль в ансамбле была предопределена В. И. Нееловым. По его проекту строятся Палладиев мост (старое название — Сибирская мраморная галерея), комплекс Адмиралтейства. Архитектор Ю. Фельтен воздвигает монументальную башню Руину, призванную отметить победу в русско-турецкой войне 1768 — 1774 годов. С ее верхней площадки, расположенной на высоте 21 метр, открывался широкий вид на парк. А. Ринальди устанавливает Чесменскую, или Ростральную, колонну, а также Кагульский обелиск и Морейскую колонну. Эти сооружения и монументы завершили создание одной из самых интересных архитектурно-ландшафтных композиций царскосельского ансамбля.

Во второй половине 1770-х годов вновь центр внимания устроителей парка перемещается к Старому Екатерининскому саду. К счастью, он не подвергся радикальной перестройке, сохранив в целом регулярный характер планировки. Но в нем появилось много новых черт в духе времени: заменена каналом каменная стена сада (это позволило раскрыть виды на парадные фасады служебных зданий, расположенных вдоль Набережной улицы), сделаны более отлогими берега двух малых прудов на третьей террасе, устроены каскады на Нижних прудах, рядом с ними насыпана Трифонова горка (названа по имени мастера, работавшего в Царском Селе в 1740—1770 годах, — Трифона Ильина). Этот искусственный холм обсажен высокими деревьями, и в их тени на вершине устроена «китайская» беседка. И. В. Неелов (сын В. И. Неелова) строит в Старом саду Верхнюю и Нижнюю ванны, а также Эрмитажную кухню у южного входа в сад.

К западу от Большого дворца возникает архитектурно-ландшафтный комплекс, выполненный в модном китайском стиле. Он включил в себя Большой каприз, Китайскую деревню, Скрипучую беседку, Китайский театр, Китайские мосты на Крестовом канале и другие садовые сооружения (проекты В. И. и И. В. Нееловых, Ю. Фельтена, А. Ринальди, Ч. Камерона, реализованы в основном в 1782—1798 годах). Улицу «деревни» образовывали десять стилизованных гостевых домиков, а на центральной площади расположилась восьмиугольная пагода («обсерватория»), стены которой были орнаментованы на восточный манер.

Комплекс «китайских» построек являлся продуктом широко распространенного в Европе тех лет увлечения искусством Дальнего Востока, оказал сильное влияние на русское паркостроение. Царское Село было самым крупным по масштабам примером создания садовых павильонов в стиле шинуазри. На первых этапах развития пейзажной планировки такие постройки рассматривались чуть ли не как обязательные для дворцового или усадебного парка.

Из сохранившихся доныне «китайских» построек наибольший интерес представляет Большой каприз — земляная гора, имеющая форму насыпи с большой и малой арками и беседкой-пагодой в центральной части. Это монументальное сооружение тесно увязано с планировкой всего парка: большая арка фиксирует направление на Большой дворец, а малая ориентирована на поперечную ось Нового сада, которая в дальнейшем была закреплена портиком Александровского дворца. Таким образом, это парковое сооружение играет роль связующего элемента между двумя архитектурными доминантами ансамбля.

В это же время на прилегающей южной территории парка Д. Кваренги строится ряд садовых сооружений, среди них Концертный зал, купальня, Кухня-руина, зал на острове (реконструкция), Гатчинские ворота (вместе с А. Ринальди).

Летом 1779 года Екатерина II, мечтавшая о греко-римской «рапсодии» в своем царском саду, привлекает к работам по реконструкции дворца и парка шотландского архитектора Чарльза Камерона, два десятилетия изучавшего древнеримские и ренессансные постройки в Италии. Этот выбор не случаен, он полностью отвечает уже осознанной перемене в стилевой направленности. Замечательный архитектор-историк, Камерон проявил тонкое понимание паркового искусства, пейзажных закономерностей. Одновременно с работами по Царскому Селу он строит в соседнем Павловске, на берегах Славянки, Храм Дружбы, Колоннаду Аполлона и дворец наследника престола и во всех работах показывает те новые возможности, которые открываются в художественном взаимодействии строгих форм классической архитектуры с живописно организованным пейзажем. Камерон работал в тесном контакте с ботаником, ученым-садоводом и мастером-парковедом Иоганном Бушем, имевшем самое прямое отношение к пейзажным композициям и Царского Села, и Павловска. Семья Буша, в том числе его помощник-сын и дочь, вышедшая замуж за Камерона, находилась в Царском Селе с 1775 года.

Камерону сразу же поручается проект Концертного зала на острове Большого пруда. Немедленно вслед за этим он приступает к строительству терм наподобие античных.

Большое значение для царскосельского ансамбля имели и другие работы по расширению и перестройке Екатерининского дворца, в особенности строительство Агатового павильона и пандуса (1780—1795). Комплекс преобразил южную часть дворца и прилегающую парковую территорию. Это был качественно новый уровень взаимосвязи архитектуры с окружающим ландшафтным пространством, основанный на их взаимопроникновении. Открытая легкая галерея для прогулок с широкой великолепной лестницей, терраса висячего сада и длинный пандус самым непосредственным образом связывали дворец с прудом, дубовой рамповой аллеей, ведущей к Гатчинским (Орловским) воротам, открывая эффектные виды на новый пейзажный парк и террасы Старого сада.

Важным фактором дальнейшего развития Царского Села стало строительство по проекту Д. Кваренги Александровского дворца (1792—1796), что в дальнейшем определило структуру всей северной части ансамбля. Дворец, выходящий своим строгим и простым (по сравнению с Екатерининским дворцом) фасадом на поперечную просеку — «блезир» Нового сада, закрепил чуть ли не единственную поперечную композиционную ось ансамбля в направлении с северо-востока на юго-запад и явился центром нового планировочного района парка, освоенного несколько позже, в начале XIX века. Однако этот дворец, в отличие от Екатерининского, уже не подчиняет себе пространство сада, а лишь композиционно дополняет его. Величественная полуротонда на западном фасаде эффектно замыкает перспективу широкой аллеи, но зодчий не ставит себе целью превратить дворец в еще одну доминанту парка, спорящую с дворцом Растрелли. Такой прием характерен для периода, когда идея подчинения природы архитектуре уже была отвергнута.

Серьезный этап в развитии ансамбля — формирование пейзажных садов, окружающих Александровский дворец с запада, севера и востока, по проекту, разработанному с большим мастерством И. В. Нееловым в 1792 году (древесные посадки производил И. Буш). Главным мероприятием стало сооружение трех связанных друг с другом прудов со свободными плавными очертаниями, окруженных живописными рощами, лужайками.

Ансамбль территориально развивается и за счет закладки новых парков. Так, в 1783-1785 годах И. В. Неелов строит западнее Царского Села близ деревни Баболово у речки Кузьминки Баболовский дворец и разбивает вокруг него пейзажный сад с прудом. Позже здесь будет создан и большой парк площадью свыше 300 гектаров.

В длительной истории царскосельского ансамбля периоды подъема сменялись годами упадка и разорения. После смерти Екатерины Павел I распространил свою неприязнь к матери и на ее любимую летнюю резиденцию. Все неоконченные работы в Царском Селе с 1796 года приостанавливаются, многие предметы декоративного убранства переносятся в Михайловский дворец, Гатчину и Павловск. Китайская деревня частично разобрана на строительный материал. Многие статуи, ранее украшавшие парк, бесследно исчезли. Коллекцию античных статуй, установленных на пандусе, перенесли в Павловск, который теперь становится центром развития паркового искусства России.

На фото: Царское село, Екатерининский дворец. Узорный партер на первой террасе перед Екатерининским дворцом напоминает орнамент паркета в его залах, он составлен из битого кирпича, стекла, песка различных оттенков.

Музей-заповедник «Царское село» относят к памятникам архитектуры и ландшафтного дизайна XVIII - начала ХХ века мирового значения. Ежегодно его посещает свыше двух миллионов туристов, а на его территории возведено более ста различных архитектурных сооружений различных стилей.
Над этим ансамблем в разные времена трудилось целое созвездие знаменитых зодчих, живописцев, скульпторов, воплотивших в жизнь идеи высокопоставленных особ из династии Романовых.
Венчает композицию Большой Царскосельский Екатерининский дворец - одно из лучших воплощений стиля русское барокко. Пройдя сквозь Золотую анфиладу парадных залов, к которым относится и всемирно известная, возвращенная к жизни, Янтарная комната, посетители могут окунуться в атмосферу времен императриц Елизаветы и Екатерины II.
Также, в музее-заповеднике находится одно из лучших архитектурных творений классицизма - Александровский дворец. Примечателен он не только тем, что в его интерьерах впервые в России были использованы стили ар-нуво и модерн, но и тем, что в нем тщательно воссозданы интерьеры жилых комнат последних членов династии Романовых.

На фото: Царское село, Екатерининский дворец, Белая парадная столовая. Здесь императрица устраивала торжественные обеды и ужины в узком кругу приближенных.

ИСТОРИЯ

История дворцово-паркового комплекса «Царское село» начинается в 1710 году, когда император Петр I подарил усадьбу Сарская Мыза своей будущей супруге Екатерине Алексеевне.
В 1717 году на территории усадьбы началось строительство «каменных палат» Екатерины I. Тогда дворец представлял собой типичное небольшое двухэтажное здание в духе русской архитектуры XVIII века. Углы постройки были облицованы неотесанным камнем, крышу покрыли гонтом, а шестнадцать окон здания заключили в скромные наличники. На искусственно насыпанных уступах перед дворцом разбили сад, за которым поместили парники и оранжереи, а на запад от дворца сделали «Зверинец». Это была огороженная часть настоящего леса, в котором содержали диких зверей для царской охоты.


На фото: Царское село, Екатерининский парк, парадная часть.

Фактически работы по превращению Царского села в дворцово-парковый комплекс были начаты в 1720 году с облагораживания окрестных ландшафтов. Согласно проекту Яна Розена под руководством мастера Иоганна Фохта был перепланирован старый сад и проложена перспектива от дворца к «Зверинцу». Строители укрепили берег Большого пруда, у которого находился дворец, и придали ему форму шестиугольника, а на участке была прорыта система каналов, соединенных между собой и с прудом.

Склон перед дворцом Фохт разделил на три террасы, оснастив их лестницами. На третьей террасе выкопали два пруда. Первую террасу украсили двумя красивейшими цветниками, а на второй и третьей оборудовали крытые зеленые аллеи с беседками в местах, где аллеи пересекались. В то время сад простирался от дворца до того места, где сейчас находится «Эрмитаж».
В 20-х годах XVIII века строительство велось на территории «Зверинца». В 1722 году на речке Кузьминка соорудили плотину длинной 60 м, в результате чего возник пруд, который в дальнейшем сыграет важную роль в создании Александровского парка. В последствие строительные работы на территории усадьбы не велись вплоть до 1741 года.


На фото: Музей-заповедник «Царское село», парадная часть

Возобновление строительства Царского Села связанно с приходом к власти императрицы Елизаветы Петровны, которая получила усадьбу в вотчину в 1728 году. Она провела в нем двадцать лет до своего вступления на престол. Фактически будущая императрица находилась там в заточении, но это не помешала ей всей душой полюбить имение. Взойдя на престол, Елизавета потратила немалые средства на расширение и облагораживание дворцового комплекса. Надо отметить, что она лично контролировала ход работ, вплоть до таких мелочей, как размер икон в церкви при дворце или количество картин в том или ином зале.
В 1743 году по приказу императрицы, дворец начали расширять и перестраивать. К «каменным палатам» добавили 4 павильона, существенно расширив площадь первоначальной постройки, а по бокам от них выстроили два флигеля, которые соединялись с основным зданием галереей из деревянных колонн. Позднее, дворец еще не раз менял свой облик и достраивался. Окончательным вариантом, дошедшим до наших дней, стала перестройка дворца, выполненная по проекту Бартоломео Растрелли.


На фото: Царское село, Камеронова галерея

Согласно с его замыслом, дворец стал выше, фасадам придали более изысканные формы, стены приобрели лазоревый цвет, а огромное количество лепнины, скульптур и колонн добавило зданию необычайной торжественности. Все элементы декора стен было решено вызолотить. На это ушло более 100 кг листового золота. Каждый этаж дворцового фасада украшало по 79 окон.
В 1755 году во дворец из Петербурга перенесли знаменитую Янтарную комнату.
Хотя настоящего своего рассвета Царское село достигло при Екатерине II. Именно при ее правлении был построен Александровский дворец, а на территории парков появились такие архитектурные достопримечательности, как Китайская деревня, Эрмитажная кухня, Башня-Руина, Кухня-Руина и множество других.


На фото: Царское село, Зеркальный пруд и павильон «Верхняя ванна», вид со стороны центральной аллеи Старого парка. Прежнее название сооружения, выполненного в стиле раннего классицизма, - «Мыльня их Высочества».

Екатерина II очень любила проводить лето в Царском селе. Кроме того, она любила хвастаться роскошью и богатством своих владений перед иностранными гостями. Поэтому во время ее правления во дворце велись активные работы, как по украшению комнат, так и по облагораживанию прилежащих территорий. В основном работы выполнялись художником Шарлеманом под руководством архитектора Камерона. Денег императрица не жалела: одна только императорская баня в левом флигеле обошлась в 463 тысячи 506 рублей, из которых 250 тысяч ушло на внутреннюю отделку стен.
Именно благодаря Камерону в ансамбле Царскосельского дворца появились элементы классицизма. Позже эту тенденцию поддержали архитекторы Кварнеги и Бренна.
Вплоть до начала двадцатого века, Царскосельский ансамбль служил летней резиденцией императорской семьи.
После революции 1917 года дворцовый комплекс национализировали и сделали из него музей.


На фото: Царскосельские аллеи

ПАРКИ «ЦАРСКОГО СЕЛА»

Екатерининский парк

В музей-заповедник «Царское село» помимо Екатерининского и Александровского дворцов входят и одноименные парки. Парк Екатерининского дворца делится на две зоны: Регулярный парк и Пейзажный парк. Регулярный парк разбили на месте старого фруктового сада, относившегося еще к имению Сарская мыза, и существенно расширили в период правления Елизаветы.
Парк выполнен в голландском стиле, подразумевающем четкую симметрию находящихся в нем объектов. Кустарники и деревья парка как бы образуют зеленые залы, а партер террасы перед дворцом выполнен в виде узоров, схожих с паркетом в дворцовых залах. Парк украшен венецианскими скульптурами начала восемнадцатого века. В Старом саду находятся Верхняя и Нижняя ванны – королевская и придворная купальни. Центральная аллея сада ведет к павильону «Эрмитаж». Также на территории Старого сада находятся Эрмитажная кухня и павильон «Грот».


На фото: Царское село, Екатерининский парк, Большой пруд. Павильон «Турецкая баня» напоминает мечеть, он расположен на мысе, ограничивающем территорию Екатерининского парка, сооружен в честь русско-турецкой войны.

На границе регулярной и пейзажной части парка возведен ряд сооружений, различного предназначения, но с общим стилистическим решением: Пандус, висячий и цветной сады, «Холодная баня» и Камеронова галерея.
Сразу за галереей начинается пейзажный парк. Эта часть занимает 70 гектаров. Строительство этого парка было начато при Екатерине II. Для разработки его дизайна архитектора Неелова специально командировали в Англию для изучения тамошних особенностей ландшафтного искусства. Впрочем, основным разработчиком дизайна Пейзажного пака стал архитектор Буш, который выполнял основные работы по парку вплоть до своего отъезда из России. Дальнейшую работу над ландшафтом архитектор поручил своему сыну.
Для придания парку естественного вида, в нем было высажено множество различных деревьев и вырыто несколько каналов и водоемов. Центром композиции стал Большой пруд, около которого сгруппировано несколько сооружений: Адмиралтейство, Турецкая баня и Грот с причалом.
Естественные пейзажи парка были облагорожены многочисленными беседками, павильонами, мостами и колоннами в различных стилях: от подражания античности до столь модной в то время китайской экзотики. Немало в парке и памятников в честь побед, одержанных во время русско-турецких войн.


На фото: Царское село, Екатерининский пейзажный парк, мраморный мост (или Палладиев мост) соединяет Большой пруд с соседним. Другое название сооружения - Сибирская мраморная галерея. Работа выполнена уральскими камнерезами.

Александровский парк

Отделяет Екатерининский парк от Александровского Китайская беседка, которую из-за флигеля на ее крыше еще называют «скрипучей».
В северной части парка расположен знаменитый Александровский дворец, построенный по приказу Екатерины II. Это должна была быть резиденция ее любимого внука Александра. Впрочем, император Александр I стараний бабушки не оценил, предпочитая останавливаться в Большом (Екатерининском дворце) во время визитов в Царское Село.
Александровский парк, включающий в себя Новый сад и Пейзажный парк, занимает площадь в 200 гектар.
Работы над Новым садом были начаты в 1740 году. Центральной осью сада выступает липовая аллея, которая пересекается просекой. Это пересечение делит основную часть сада на квадраты со стороной 200 м. Периметр сада окружен Крестовым каналом. В отличие от классических регулярных парков, новый сад не имеет строгой симметрии: в одном из его квадратов разбиты пруды с красивыми островками, в другом находится крутина «Грибок», в центре третьего находится искусственная гора «Парнас», а четвертый украшает Китайский театр.
А 1780-х годах в Новом саду построили Китайскую деревню, однако из 18 домиков, обозначенных в плане, было отстроено только 10. Поскольку после смерти императрицы Екатерины II, продолжать строительство не стали. А в первой половине XIX века домики деревни превратили в жилые апартаменты для гостей. В настоящее время они также используются как гостевые домики и жилые элитные квартиры.


На фото: Царское село, Новый сад Александровского парка, малый китайский мост (один из двух) на Крестовом канале.

Пейзажная часть парка создавалась параллельно со строительством дворца в 90-х годах XVIII века на месте царского зверинца.
На месте естественного леса было разбито три пруда, насыпано несколько холмов, а лесные просеки заменили дорожками. Парк было решено украсить зданиями в неоготическом стиле: Пенсионерной конюшней, Белой башней, Арсеналом, Шапелем и Ламским павильоном.
Неподалеку от дворца в центре пруда на острове находится Детский домик, который строили для игр будущего императора Николая I. В настоящее время домик закрыт для посещений.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Официальный сайт - http://www.tzar.ru/

Часы работы

Екатерининский парк

Екатерининский парк работает с 09:00 до 21:00. (с конца апреля по конец октября вход платный) С сентября по апрель парк открыт для визитов с 7:00 до 21:00 в любой день.

Екатерининский дворец

Купить билеты во дворец можно в кассах Екатерининского парка
Посетителей в музей впускают каждые 20 минут, поэтому внимательно смотрите на время, указанное в билете.

Более подробную информацию по выставкам, их графику работы и дням, в какие можно купить билеты, вы найдете на официальном сайте.

Как добраться

Музей-заповедник «Царское село» расположен в пригороде Санкт-Петербурга, в городе Пушкин по адресу: ул. Садовая, д. 7.
Попасть в «Царское село» из Петербурга можно несколькими способами:
1. От Витебского вокзала Санкт-Петербурга, сесть на пригородный поезд до станции "Детское Село", а оттуда можно прогуляться до Екатерининского дворца пешком (20 мин) или сесть на автобус № 371 или №382, либо маршрутками №№ 377, 371, 382. Александровский дворец находится примерно в 10 минутах ходьбы от Екатерининского дворца по Дворцовой улице.
2. От станции метро «Московская», добираться автобусом № 187 до вокзала Пушкина, а потом автобусом № 371 или 382 непосредственно до музея. Также от станции «Московская» до музей ходят прямые рейсы маршрутных такси №№ 286, 342, 287, 347 и 545.

Стоимость билетов

Детям до 16 лет вход бесплатный.
Для студентов с 16 лет билет обойдется в 260 руб.
Взрослый билет – 520 руб.
Для пенсионеров вход стоит 230 руб.
Помимо стандартных билетов, музей может предоставить ряд дополнительных услуг, как для туристических групп, так и для индивидуальных экскурсий. Ознакомиться с ними можно на сайте заповедника-музея.

Екатерининский парк в Пушкине – жемчужина музея-заповедника «Царское Село»

Рубрика: Пушкин (Царское село)

В бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин под Санкт-Петербургом) находится великолепный и роскошный Екатерининский парк. Он раскинулся на склоне Балтийско-Ладожского уступа и занимает площадь 107 га. Объект культурного наследия Российской Федерации. Своим названием обязан Екатерининскому (или Большому Царскосельскому) дворцу, который находится на его территории. Неторопливо прогуливаясь по его чистым и ухоженным аллеям и вдыхая чистый воздух, обязательно проникаешься неповторимой атмосферой этого исторического места. И мысленно переносишься на три столетия назад, когда парк начали закладывать, а впоследствии – активно обустраивать.

События до появления Екатерининского парка

XVII век. Екатерининского парка еще нет. Но эта местность на Приневской низменности (она охватывает долину Невы и рек-притоков Ижора и Тосна) не пустовала. Ее облюбовал один шведский магнат, имевший здесь небольшую усадьбу. Впервые частное владение упоминается в источниках 1501 года. На картах того времени обозначено как «Сарица». Позже название русифицировали: сначала его называли «Сарская мыза», а потом «Царское Село».

После изгнания шведов Петр Великий даровал усадьбу своему фавориту графу Александру Меньшикову. В 1710 году император своим указом передарил территорию мызы и прилегающие к ней деревни и земли Марте Скавронской, своей будущей жене Екатерине Алексеевне. Спустя восемь лет здесь началось строительство небольшого каменного дворца в два этажа, позже названного Екатерининским. Оно продолжалась до 1724 года (проектант – архитектор Иоганн Браунштейн). К западу от него отгородили участок леса и устроили так называемый Зверинец, где держали живность – лосей, диких кабанов, зайцев – для царской охоты.

В 1719-1722 годах Ян Роозен, мастер по созданию садово-парковых ансамблей, расширил и перепланировал террасами сад. Иоганом Фохтом, другим садовых дел мастером, проделана согласно проекту большая работа. Была проложена прямая перспектива от дворца к царскому Зверинцу, укреплены сваями берега Большого пруда (они стали шестиугольными), вырыт Рыбный канал. Часть парка, которая прилегала к «каменным палатам» с восточной стороны, назвали Верхним садом (она была выше). Нижним садом стала часть, расположенная, соответственно, ниже.

Особенности ансамбля Екатерининского парка

Датой его основания считается 1717 год. Парковый ансамбль складывается из двух частей: это регулярный Старый сад и пейзажный Английский сад. Над его обликом помимо Роозена и Фохта трудились архитекторы Б. Растрелли, М. Земцов, С. Чевакинский, В. Неелов, А. Ринальди, инженер И. Герард и другие.

Екатерининский парк – сердце дворцово-паркового ансамбля Царского Села, его подлинная жемчужина. К сведению: бывшая императорская резиденция Царское Село относится к числу лучших памятников садово-паркового искусства XVIII-XX веков. В 1990 году занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

После Екатерины I следующей владелицей парка стала императрица Елизавета Петровна. Она тратила огромные средства на украшение царскосельской резиденции. При ней тут появились многие сооружения, самое известное – «Катальная горка». Наличие такого разнообразия объектов – павильонов, террас, памятников, прудов – по достоинству оценивают сегодня, спустя столько времени, его многочисленные посетители.

Старый сад и Пейзажный парк

Старый сад . Разбитый в регулярном стиле, он имеет четкую симметричную планировку. Галереи и залы состоят из красиво подстриженных деревьев и кустарников. Эрмитажная аллея соединяет Екатерининский дворец с Эрмитажем – ее называют главной осью сада. Вдоль нее «поселились» изваяния античных героев: Андромеды, Персея, Геракла, Галатеи и других. Их изготовление заказывал в Венеции еще Петр Великий. Перед дворцовым фасадом есть два партера. В них, в самом центре, находятся скульптуры «Мир» и «Великолепие».

Пейзажный парк . Его облик приближен к естественному ландшафту, и в этом его особенность. Пейзажный парк активно обустраивался при Екатерине II. Здесь выкопали пруды и каналы, посадили множество самых разных деревьев и кустарников, создали холмы-насыпи. Имеются памятники в честь побед России в русско-турецких войнах. Из множества павильонов выделим павильон «Зал на острову». Он находится на острове в центре Большого пруда – доминанты Пейзажного парка. В парке, и это еще одна его особенность, нет естественных водоемов (рек и озер). Большой пруд заполнили из протекавшей здесь речки Вангази, ныне превращенной в каскад прудов.

Екатерининский парк: интересные факты

Екатерининский парк в государственном музее-заповеднике «Царское село» не единственный. Еще есть Александровский парк, его площадь примерно 200 га. Оба парка – неотъемлемая составляющая бывшей императорской резиденции в Пушкине.

В Екатерининском парке реализуется жесткая политика по охране окружающей среды. Благодаря принимаемым мерам и, собственно, существующему природному микроклимату парк признан самым чистым районом.

После Октябрьской революции дворцово-парковый комплекс был национализирован и превращен в музей. В годы же Великой Отечественной войны фашисты уничтожили более четверти всех деревьев – свыше трех тысяч. Восстановление парка началось еще до победы, а первых посетителей он принял летом 1945 года.

Великий русский поэт А. С. Пушкин учился в Царскосельском лицее. Летом 1831 года он снимал в Царском Селе дачу. Здесь и увидело свет письмо Онегина в романе в стихах «Евгений Онегин». В одном из своих стихотворений Пушкин также описывает мраморные скульптуры Старого сада, восхищаясь их очарованием.

Справочная информация для туристов:

Адрес: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Государственный музей-заповедник «Царское Село», ул. Садовая, 7.

Летом Екатерининский парк открыт для посещения с 7:00 до 23:00, зимой с 7:00 до 21:00.

Ехать электропоездом с Витебского вокзала до станции «Царское Село», дальше автобусами.

История строительства Екатерининского парка

Екатерининский парк - красивейший памятник мирового садово-паркового искусства 18-20 вв., входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское Село». Прогуливаясь по парку, вы испытаете массу приятных эмоций и ощутите наслаждение от его живописной природы. Свое название парк получил по находящемуся на его территории Екатерининскому дворцу.


Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. По преданию Старый (Голландский) сад основал сам Петр I. В 1720-х годах голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали территорию Голландского (Старого) сада перед Екатерининским дворцом. В середине 18 века сад был расширен, созданы павильоны «Эрмитаж» и «Грот», Большой пруд. В 1770-х годах по проекту архитекторов В. И. и И. В. Нееловых в саду был построен комплекс Адмиралтейства, Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны.


В этот же период, под руководством В. И. Неелова, начались работы по созданию пейзажного (Английского сада). Екатерина II хотела показать не просто сад разбитый в современном стиле того времени, но и украшенный памятниками, прославляющими величие ее царствования. В честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770-1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.


В регулярной части парка находятся белые мраморные статуи мифологических героев в исполнении итальянских мастеров. Там вы встретите амазонку, опирающуюся на щит с высеченным на нем изображением орла, борющегося со львом (символ победы России над Швецией); статую Геркулеса, в облике которого изображали Петра I. У фасада Екатерининского дворца вы увидите скульптуры персонажей античной мифологии: Иола - возлюбленная Геракла, Сивилла - пророчица; а также аллегорические статуи - Любовь к родине, Мудрость, Мир и Великолепие. Вы повстречаете на своем пути фигуру бронзовой девушки, сидящую на большом камне с разбитым кувшином, из которого льется вода. Эта незнакомка - героиня сюжета басни Лафонтена о молодой крестьянке, которая по дороге на базар разбила кувшин с молоком.


Гуляя по Екатерининскому парку летом и осенью, вы насладитесь видом цветущих аллей, искусственных водоемов, вдохнете ароматный запах хвои, цветущей сирени и шиповника. Ну а встреча с белками, утками и другими «братьями нашими меньшими» доставит вам незабываемое удовольствие. В Екатерининском парке расположено множество уникальных сооружений и исторических памятников:



  • Ворота «Любезным моим сослуживцам»,
  • Скрипучая беседка,



Выполнен в стиле барокко и является композиционным центром и одним из главных украшений парка. Его лазоревые фасады имеют протяженность 300 метров. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Дворцовые фасады декорированы колоннами, фигурами атлантов, различными лепными украшениями по моделям скульптора И. Дункера. Строительство Царскосельской резиденции с конца 1748 по 1756 год возглавлял обер-архитектор двора Ф.-Б. Растрелли.


Апартаменты Екатерининского дворца:

  • Янтарная комната (над ее созданием 5 лет трудились лучшие мастера из разных стран),
  • Белая Парадная столовая,
  • Малиновая и Зеленая Столбовые,
  • Тронный зал,
  • Картинный зал (в нем представлены более 100 картин из произведений западноевропейских мастеров живописи XVII - начала XVIII века различных национальных школ),
  • Зеленая столовая,
  • Официантская,
  • Опочивальня,
  • Голубая и Китайская голубая гостиные.

Редакция сайта Пушкин. ру

Для справки. На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба «Saris hoff», или «Saaris moisio» (в переводе с финского - «мыза на возвышенном месте»), а по-русски - Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия. Сразу по окончании Северной войны мыза была подарена А. Д. Меншикову, назначенному генерал-губернатором освобожденного края, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I «отписана» его будущей жене Екатерине Алексеевне (официальное бракосочетание Петра I с Екатериной состоялось в феврале 1712 года) и включена в разряд дворцовых земель.
В 1710–1720 годах на месте усадьбы начинает создаваться загородная царская резиденция, вокруг которой появляются деревни, а также слобода дворцовых служителей. Постепенно планировка ансамбля упорядочивается. А с началом дворцового строительства Старая мыза получила высокий титул Царского Села.
Композиционным центром ансамбля является Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец. Главный фасад Екатерининского дворца ориентирован в сторону Александровского парка, противоположный - обращён на юг и выходит в Екатерининский парк.

Со стороны города отчётливо видны церковный и великокняжеский (Императорский лицей) флигели, а Зубовский корпус и Термы Камерона скрыты со стороны парка.

Поражают масштабы Екатерининского дворца, длина главного фасада которого (без флигелей) составляет 280 метров. Екатерининский дворец является одним из самых крупных исторических зданий Санкт-Петербурга.

По кончине Екатерины I, Царскосельское имение перешло к будущей императрице Елизавете Петровне. При ней, Царское Село превратилось в одну из главных летних императорских резиденций, где огромное внимание уделялось строительству.
Современники были буквально ослеплены роскошью отделки дворца. Когда Елизавета приехала с двором и иностранными послами осмотреть законченный дворец, то всякий спешил выразить императрице свой восторг и удивление, один только французский посол не говорил ни слова. Императрица, заметив его молчание пожелала знать его причину и получила на это в ответ, что он не видит здесь самой главной вещи: «футляра на сию драгоценность».
Дворец перестраивался всё царствование Елизаветы. Позднее, Екатерина II говорила в своих записках: «Здешний дворец тогда строился, но это была работа Пенелопы: завтра ломали то, что сделали сегодня. Дом этот был шесть раз разрушен до основания и вновь выстроен прежде, чем доведён был до состояния, в каком находится теперь…».

Во время Великой Отечественной войны город Пушкин оказался в зоне оккупации. Несмотря на заранее подготовленный план и героические усилия оставшихся работников музея, эвакуирована была лишь четвёртая часть фондов.
Пытались эвакуировать и знаменитую Янтарную комнату, однако пробное снятие узкого панно показало, что без значительных повреждений демонтировать её не получится. Тогда и было принято решение законсервировать Янтарную комнату от возможных повреждений и оставить во дворце...

Екатерининский дворец. Фрагмент фасада. Фото М. А. Величко. 1944.

Когда в город вошли немцы, в Екатерининском дворце, в личных покоях Александра II расположилось гестапо, в подвалах дворца - тюрьма. Нижний этаж был превращён в гигантский гараж, дворцовая церковь - в стоянку и мастерскую для мотоциклов, а в церковных куполах размещался наблюдательный пункт.
Екатерининский дворец получил сильнейшие повреждения от бомбёжек и пожаров, больше всего пострадала центральная часть дворца с Большим залом. Дворец был разрушен так сильно, что после войны вначале даже планировалось его не восстанавливать.

Екатерининский дворец в Пушкине. Первая антикамера. Фото С. Г. Гасилова. 1944.

21 марта 1944 года состоялась научно-техническая конференция, посвященная вопросу реставрации пригородных дворцов (Петергоф, Пушкин, Павловск, Гатчина). О том, как решалась судьба Екатерининского дворца, узнаём из стенографического отчёта: «...это самое тяжелое место для подлинного восстановления. Почему же такая странность: меньше сгорело, а восстановить труднее? Дело в том, что вся обработка в других дворцах была монументальной - состояла из штукатурных украшений, искусственного мрамора, который не сгорает до конца, и т.д. А в Детскосельском дворце все парадные части не были оштукатурены, они имели гладкие кирпичные стены, на которых сделан деревянный каркас, по которому делались деревянные щиты, а затем шла деревянная резьба. И все затянуто шелками. И пожар уничтожил все деревянное. Но, к счастью, не все погибло: сохранился Большой зал, он, во всяком случае, восстановим, а вот анфилада погибла. Екатерининские Агатовые комнаты сохранились, но не сохранился зал Камерона. Что же делать? Половина сохранилась, и половина нет. И волей судеб приходится оставить дворец - дворцом: дворец Елизаветинской и последующих эпох».
Мастерство реставраторов возродило основные черты былого великолепия императорской резиденции, а к 300-летию Петербурга была воссоздана и утраченная Янтарная комната.

А теперь небольшая прогулка по парку.
Екатерининский дворец и Горбатый гранитный мост через Рыбный канал.

Горбатый гранитный мост через Рыбный канал.

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I. Эту легенду приводит в своем сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1817) П. П. Свиньин: «Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим…» и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.
Так или иначе, но именно голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на трех уступах перед царицыным дворцом. В это же время на третьем уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, - еще два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный, позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов.
В середине XVIII века сад был расширен, перепланирован и украшен скульптурой. Ф.-Б. Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору.

Павильон «Эрмитаж» и чаша с химерами.

Тогда же на территории к югу от дворца и вокруг Большого пруда, был разбит пейзажный «английский сад».

Мраморный мост.
Также мост называют Сибирская мраморная галерея. Мост поставлен над узкой протокой, соединяющей Большой пруд с соседним, на котором был создан архипелаг из 7 островков. На них в раскрашенных по рисункам А. Ринальди домиках жили лебеди. Эти островки по сей день сохраняют название Лебяжьих.
Детали моста были вытесаны уральскими мастерами на Екатеринбургской гранильной фабрике из местного голубовато-серого горношитского и белого становского мраморов.

Лебяжьи островки

Комплекс из трех павильонов, издавна называемый Адмиралтейством. Был возведен на берегу Большого пруда, на месте деревянного шлюпочного сарая.

В нижнем этаже центрального корпуса хранились лодки, использовавшиеся для катания придворных по Большому пруду; отсюда и название зданий - Адмиралтейство. В XIX веке здесь находилась коллекция гребных судов разных стран мира.
Эта традиция перешла в Царское Село от петровского потешного флота, существовавшего в свое время на прудах Московского Кремля. Плавание на богато украшенных и подсвеченных огнями фонарей судах было неотъемлемой частью праздничных вечеров. Эта уникальная коллекция, связанная с историей русского флота, погибла во время Великой Отечественной войны.

Птичник (один из двух корпусов-башен).

По сторонам от центрального павильона располагаются два корпуса, издавна называемые Птичными домиками, или Птичниками, в которых прежде содержались различные водоплавающие птицы (утки, лебеди), а также фазаны и павлины.
Между главным зданием и корпусами, соединенными оградой, выполненной на Монетном дворе в Санкт-Петербурге, в XVIII веке были расположены садики и два круглых пруда.

В архитектурный комплекс Адмиралтейства входил и построенный в 1780-х годах Матросский домик. Здесь жили матросы-гребцы, которые в XVIII веке катали по пруду и перевозили гуляющих по парку на остров Большого пруда.
Похоже, традиции возобновляются.

Центральный корпус Адмиралтейства от Гранитной террасы.

Павильон «Зал на острову»

В XVIII и начале XIX века павильон, предназначенный для концертов и отдыха катающихся на лодках, изредка использовался для придворных обедов.

Ещё один остров на Большом пруду. Дикий (Пустой) остров. Не трудно догадаться, что назван так из-за отсутствия каких-либо построек.

Екатерина II спешила явить просвещенной Европе сад, не только разбитый в новейшем вкусе, но и украшенный памятниками, прославляющими величие ее царствования. Так, в честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770–1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

Чесменская колонна

Отражение

Башня-руина

Башня представляет собой аллегорию погребенной под османской империей Греции. Руина выглядит как частично ушедшая в недра земли тосканская колонна, верх колонны завершается квадратной в периметре площадкой, античные развалины венчает круглая турецкая надстройка.

Турецкий каскад.

Красный (Турецкий) каскад представляет собой плотину с двумя сужающимися кверху «готическими» башенками по сторонам. Стены башенок из красного кирпича были обработаны нишами со стрельчатыми завершениями; их белые рустованные обрамления отчетливо выделяются на кирпичном фоне. Узкие щели-бойницы в нишах и зубчатый парапет придавали каскаду вид своеобразного крепостного сооружения.

В начале XIX века к числу памятников русской славы прибавились ворота «Любезным моим сослуживцам», посвященные победе над Наполеоном, а в середине столетия ансамбль Екатерининского парка был завершен павильоном «Турецкая баня».

В 1850–1852 годах по распоряжению императора Николая I на небольшом мысе в юго-западной части Большого пруда велось строительство нового сооружения - павильона «Турецкая баня». По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка.

Автором проекта, задуманного как своеобразный мемориал Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, был архитектор И. А. Монигетти, избравший в качестве образца для павильона турецкую мечеть. Купол сооружения украсили рельефные орнаменты, а высокий минарет, увенчанный шпилем с полумесяцем, придал ему особую живописность.

Вернёмся к временам Екатерины II. О чуткости императрицы - просветительницы и законодательницы - к новейшим веяниям в искусстве свидетельствовали павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Камеронова галерея, Концертный зал и другие классицистические постройки. Сооружение литых чугунных Готических ворот и множества металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской промышленности. В свою очередь, разнообразные по художественному решению парковые павильоны и беседки напоминали о том, что сад создан для удовольствий и отдыха.

Камеронова галерея от цветочного партера.

Задуманная императрицей Екатериной II для прогулок и философских бесед и осуществленная Ч. Камероном галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка.

Скульптурная коллекция бронзовых бюстов

В 1780–1790 годах на галерее установили бронзовые бюсты, выполненные в литейной мастерской Санкт-Петербургской Академии художеств.
Скульптурная коллекция, украсившая Камеронову галерею по воле Екатерины II, воплощает продуманную идеологическую программу и составляет единый цикл, отражающий мировоззрение великой императрицы.
Выражая в подборе исторических персонажей свои взгляды, подобно английским аристократам первой половины XVIII века, Екатерина II включила в свою скульптурную галерею изображения богини Юноны, Платона, Гомера, Овидия, Сенеки, Цицерона и Демосфена. Отнюдь не случайно в числе первых был установлен бюст Сенеки. Древнеримскому философу и драматургу, полагавшему, что при справедливом правителе, носителе разума, монархия может быть залогом благоденствия государства, принадлежит выражение «Только мудрец умеет быть царем», которое любила повторять Екатерина II.

Собрание бронзовых кумиров Екатерины II

Террасу Камероновой галереи, бельэтаж Зубовского флигеля, где располагались личные покои Екатерины II, и Агатовые комнаты Холодной бани, в которых императрица в утренние часы читала, просматривала государственные бумаги и отвечала на письма, соединяет Висячий сад.

Со стороны сада можно попасть во второй этаж Холодной бани.

Модель Холодной бани была закончена в 1780 году, и весной того же года началось строительство павильона - небольшого двухэтажного здания. В его нижнем этаже были расположены помещения для водных процедур, а в верхнем - шесть богато отделанных помещений для отдыха и развлечений, получившие название «Агатовых комнат».
Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж Холодной бани воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон.

Зеркальная площадка Зубовского флигеля. Слева бюст императора Марка Аврелия, справа Висячий сад с Холодными банями.

Зеркальная площадка Зубовского флигеля. Скульптура Венера Каллипига

Флигель, получивший название Зубовского по имени одного из фаворитов императрицы Екатерины II, был пристроен к Большому Царскосельскому дворцу в 1779–1785 годах по проекту архитектора Ю. М. Фельтена.
Помещения второго этажа, спроектированные и отделанные Ч. Камероном и Д. Кваренги, составляли личную половину императрицы и включали Купольный зал, Китайский зал, Серебряный кабинет, Опочивальню, Синий кабинет (Табакерку), Зеркальный кабинет, Рафаэлевскую комнату, Камерюнгферскую и Уборную.
Образующие единый комплекс интерьеры Камерона соединялись висячим садом с павильоном «Холодная баня».

Зубовский флигель

Помещения нижнего этажа, также созданные Камероном и Кваренги, предназначались для фаворитов: здесь поочередно размещались Г. А. Потемкин, А. Д. Ланской, А. М. Дмитриев-Мамонов и П. А. Зубов. Впоследствии в этой части дворца жили родственники и приближенные императорской семьи. Флигель имел отдельный подъезд, также получивший название Зубовского.

В 1865 году на лугу перед южным фасадом Зубовского флигеля был устроен Собственный императорский садик с большим мраморным фонтаном и Перголой - верандой в итальянском стиле, что придало этой части парка законченный вид.

В 1780-х годах архитектор Д. Кваренги построил в Екатерининском парке Концертный зал, охарактеризованный им как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере». Подтверждением того, что павильон был задуман как храм Цереры, служило панно «Жертвоприношение Церере» в его большом зале с изображением статуи богини в портике храма, перед которым установлен жертвенник. Первоначально павильон называли «Храмом Дружбы», но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться «Музыкальным» или «Концертным» залом.

Неподалёку от Концертного зала в кустах обнаруживаем рояль. Шутка. Кухня-руина! Как же долго я её искала, видела на фотографиях других авторов и всё не могла понять, где же, где она находится?!

Интересно, что при создании Кухни-руины Д. Кваренги воспользовался находившимися в его распоряжении фрагментами подлинных античных памятников - мраморными капителями, карнизом и фризом с высеченными гирляндами.
В верхней части стен и в промежутках между колоннами установлены шесть гипсовых барельефов, отлитых скульптором К. Альбани и намеренно поврежденных с целью придания им характера глубокой древности, навевающей меланхолические размышления. В нишах на фасадах Кваренги поместил античную пластику и внутри павильона также расставил несколько скульптур, не дошедших до наших дней. Имитация разрушенного памятника древности выполнена строителями Кухни-руины с исключительным мастерством: местами обнажена выветрившаяся кирпичная кладка, карниз и штукатурка стен покрыты трещинами. По словам И. Э. Грабаря, Кваренги построил «руину такой чарующей, убедительной подлинности, что с трудом веришь в ее поддельность».

Насладившись красотой, выпутываемся из кустов и попадаем в царство китайской символики и колорита. Скрипучая (китайская) беседка.

Экзотический павильон, называемый Скрипучей (Китайской) беседкой расположен на границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Подкапризовой дорогой, сразу за которой находится Китайская деревня. На кровле беседки укреплен флюгер в виде китайского знамени, который при вращении на ветру издает громкий скрип: этим объясняется одно из названий беседки - Скрипучая.