Овощи к царскому столу или о ботанике в летнем саду. История возведения Летнего дворца

Если кто-то решил заделаться ботаном - лучшего места, чем огород для этого не найти. А история овощей может быть очень увлекательной. Вот, к примеру, все хорошо помнят историю кортошки. О том, что картошку завезли в Европу из Америки, что ее не сразу "раскусили"... В Россию ее привез Петр, но распространилась она после войны с Наполеоном, когда хозяйственные казаки навезли мешками трофейную картошку из Франции и насажали ее в своих огородах... А вот первый ее урожай был получен в Летнем саду.

История других овощей не менее познавательна. В Летнем саду в Санкт-Петербурге при Петре I существовал Аптекарский огород, в котором для царского семейства выращивались огородные и оранжерейные растения, а также пряные и лекарственные травы. На этом историческом огороде в боскете "Красный сад" можно поприсутствовать на лекции и узнать о том, что лук завезли к нам татаро-монголы, что новая модная фиолетовая морковка - просто хорошо забытая старая, о царских способах избавляться от комаров и моли, одним словом - о королях и капусте. Во всяком случае, с уверенностью можно сказать, что Петр едал и капустку и артишоки, а петровские повара знали, что делать с иссопом, пастернаком и спаржей. Я давно хотела написать о растениях, которые стали прообразами украшений, но под впечатлением от возможности заглянуть в кастрюлю к Петру 1 немного отвлекусь на злобу дня.

Эта картина дает представление о том, какие овощи могли присутствовать на столе европейца в 18 веке.


В Аптекарском огороде Петра I в Летнем саду перед оранжереей водят экскурсии (кстати бесплатно), посвященные растениям, выращиваемым здесь при Петре. Многие из этих растений благодаря Петру в России и появились. Экскурсии (очень интересные) проводит Виктор Мельников, у огорода есть своя группа вКонтакте - Ботанические экскурсии в Летнем саду .

На первой грядке чабрец или тимьян (или богородская трава). На второй грядке лук-батун и лук, который подстригают, чтобы были свежие перышки - лук-резанец.

Справа мелисса и мята перечная. Между прочим, мяту использовали как освежитель воздуха - ею, к примеру, натирали скамейки на свадьбах.

Это пижма - раньше с ее помощью избавлялись от домашних насекомых, в том числе от комаров и от моли:))

Это очень благородный овощ под названием артишок. В Древнем Риме его позволялось есть только патрициям. На одном кустике вырастал один-два плода, да еще из него вырезали серединку - понятное дело такого овоща не хватит для всех желающих. На грядке всего один артишок - он уже зацвел и теперь в еду не годится, на семена пойдет. Сейчас артишоки продаются в супер-маретах, во многих странах они популярны, но у нас никак не сообразят, что с ними делать.

Морковка не сразу стала тем оранжевым овощем, к которому мы привыкли. Сейчас входит в моду фиолетовая морковь, на самом деле самая первая морковь была как раз фиолетовой, но ее не очень любили использовать при приготовлении блюд, потому что она придавала им бледно фиолетовый, не слишком аппетитный оттенок. Такой симпатичной как сейчас она стала вообще недавно, а белая и желтая морковь, которую ели раньше, сегодня выращивают только в качестве кормовых. Эта культура пришла к нам из Афганистана.

Разноцветная морковь

Так цветет морковка

Натюрморт с дичью, овощами и фруктами, художник Хуан Санчес Котан, 1602, музей Прадо (Мадрид). Похожий на сельдерей овощ - это испанский артишок (справа), точнее кардон. В результате селекции чертополоха получили артишок с развитым соцветием и кардон, овощ с развитым стеблем

Бархатцы - их иногда продают как шафран на восточных базарах

Тоже бархатцы, справа капуста кольраби по краю и в середине белокочанная

Иссоп, пряность и древнее лекарственное растение

Картофель белый и красный. После того, как картофель попал в Европу из Америки, его долго выращивали на клумбах из-за цветочков и пытались есть ягоды, но они были горькими. 5-конечный цветок картошки носили как украшение

Слева капуста, справа иссоп

Одно из названий полыни - вермут, еще из нее делали абсент

Померанцевые деревья плоды имели горькие, поэтому им предпочитали апельсины, зато очень ценились цветы померанца

Померанцевые деревья

Пастернак

Спаржа - на картине связаный пучок спаржи, справа она же на грядке




Цветок руты в виде мальтийского креста

Рута душистая - пряность и лекарственное растение. Цветы имеют форму креста, поэтому ей приписывали религиозное знчение. Использовалась для окропления храмов перед воскресной мессой.


Тоже шалфей

Карликовый подсолнечник - завезен из Америки, а делать подсолнечное масло придумали у нас в России

Душица - вокруг нее летает особенно много пчел

Душица крупным планом

Это синюха голубая, листья похожа на рябиновые

Базилик - благородный в переводе. В умелых руках обретал колдовскую силу. Бывает зеленый тоже, но у нас он не приживается из за низкой морозостойкости. Пахнет божественно.

Цветы настурции похожи на шлемы, а листья - на щиты, то есть на военные трофеи - отсуда его латинское название "trophae". Ели всю, начиная с корней.



Еще забыла сфотографировать календулу и клубнику. При Петре здесь выращивали махорку. В основе петровского огорода - план монастырских европейских огородов. В плане крест из двух дорожек, в центре фонтан. Монастыри были одновременно крепостями и для них был важен источник воды.


Садовые розы

Это каморка садовника

Такой очаровательный букет образовался из того, что нам перепало понюхать. Букетик совершенно уникальный, другой возможности заполучить растения с исторических грядок может и не подвернуться

Этому дубу на момент осования Петербурга было порядка 40 лет - самое старое дерево в Летнем саду.

Решетка Летнего сада

300-летние липы петровского времени

Брусника

Старая липа

Фонтан "Коронный"

Адрес: Летний сад, Лит.А

Режим работы: в 12.00, 14.00, 16.00

Стоимость: 200-400 руб

Среди дворцовых сооружений Петербурга петровской эпохи начала 18 века Летний дворец Петра Первого занимает достойное место. Уникальность его в том, что он дошел до наших дней практически в состоянии первоисточника, таким, каким был при Петре. И где, как не в этом дворце можно прикоснуться ко времени Петра , к его личности, которая выражается в скромности бытовой обстановки, в предметах быта и в интерьерах.

Дворец сохранился в не переделанном виде благодаря тому, что после Петра и Екатерины Первой в нем не жили следующие правители. Каждая новая императрица, а их после Петра было несколько, строила себе индивидуальное жилье. Особенно хорошо в Летнем дворце сохранились помещения Зеленого кабинета, столовой и фрейлинских покоев. Главными экспонатами музея стали уцелевшие личные вещи Петра Первого и его супруги.

История создания дворца

Надо сказать, что Петр Первый начал освоение островной части будущего Петербурга на противоположном от Петропавловской крепости берегу с постройки крепости-верфи Адмиралтейства и с создания дороги-просеки к Новгородскому тракту (будущий Невский проспект). Параллельно с этими важными для будущего города задачами, Петр разрабатывает идею создания Летнего сада в месте соединения Фонтанки и Невы, предполагая создать прекрасный сад-парк типа знаменитого версальского.

Летний дворец в Летнем саду времен Петра Первого (гравюра)

Здесь же строится и довольно скромный Летний дворец императора. Ведь находясь поблизости от создаваемого парка, Петру было легче контролировать садово-парковые работы, да и жить в летний период в садово-парковой зоне и в тоже время находиться в черте города, было довольно практично и комфортно.

Двухэтажный дворец для Петра Первого построил Д.Трезини в виде голландского домика. Как все имеющиеся сооружения того периода, Летний дворец сооружен в стиле петровского барокко . По строгому облику здания сразу понятно, что дворец создавался не для торжественных приемов, а для частного проживания императорской четы. Здание имеет четкие пропорции, множество окон и четырехскатную крышу. Цокольный этаж со временем ушел в землю, оттого дворец кажется невысоким.


Фасадная часть дворца украшена аллегорическими изображениями сцен Северной войны , которая на тот момент еще продолжалась. Двумя своими сторонами дворец смотрит на Неву и Фонтанку, а с третьей был оборудован – искусственный водоем для небольших галер. Благодаря окружению водой Дворец напоминал плывущий корабль.

"Гаванец" занимал небольшую площадку перед Дворцом

Этот дворец сразу же предполагался для летнего проживания императора, поэтому он не был достаточно утеплен. Жил здесь Петр с женой Екатериной с 1712 года ежегодно с мая до октября. То, что Петр не построил себе новой городской летней резиденции, говорит о том, что и в этом небольшом дворце ему было достаточно комфортно.

Что посмотреть в Летнем дворце

Из-за чисто семейного проживания парадные залы для балов и торжественных приемов во дворце отсутствуют и на каждом из двух этажей размещено по 7 небольших жилых помещений . Сам Петр занимал первый этаж, покои его супруги находились на втором, более теплом этаже. Всего во дворце было 14 комнат и 2 кухни (поварни).

Все комнаты дворца с восстановленным интерьерным дизайном хранят атмосферу семейного уюта, царившую в Летнем дворце. Здесь долгое время проживал сам Петр, его жена, находились и их дети. В этих небольших комнатах Петр Первый вел семейные разговоры, отвлекался от императорских дел и чувствовал себя просто отцом семейства.

Вход в Летний дворец находится со стороны бывшего «гаванца», а его осмотр начинается с вестибюля первого этажа.

Комнаты первого этажа

Вестибюль первого этажа украшен панелями из резного дуба, которые расчленены пилястрами. Здесь находятся портреты самых выдающихся сподвижников Петра – Меньшикова, П.Толстого и других деятелей петровских реформ.


Чуть дальше можно увидеть Приемную Петра, где он принимал посетителей с письменными и устными жалобами. Рядом находилась секретарская и комната дежурного офицера. В Приемной стоит рабочий стол Петра с письменными приборами, предметы кабинетной мебели.

Наибольший интерес у всех посетителей Петра и сегодняшних туристов вызывает находящийся в Приемной уникальный Ветровой прибор , показывающий время суток, силу ветра и его направление. Он являлся очень точным навигационным прибором и имеет скрытое соединение с флюгером, установленным на крыше. Кстати, данный прибор находится в рабочем состоянии до сих пор! Три его стеклянных табло расположены среди резной деревянной фигуры, очень похожей на корму уходящего корабля.


Находился на первом этаже и Карцер для наказанных за провинности, в который сажал под арест сам император, и сам же потом выпускал их на свободу.

Несомненный интерес из комнат первого этажа представляют Столовая и Кухня (поварня). Они расположены рядом, что довольно необычно для того времени. Столовая – чисто семейная зона принятия пищи, хотя Петр обычно приглашал на обеды одного или двух гостей – любил пообщаться во время застолья. Во время экскурсии посетители узнают, что Петр очень любил каши (гречневую и перловую) и другие незамысловатые блюда.



Кухня дворца – это весьма передовая для того времени территория приготовления пищи. Здесь можно увидеть огромную вытяжку , которая не позволяла пищевым запахам расползаться по личным императорским покоям. Место приготовления пищи отделано голландской плиткой и выглядит весьма презентабельно.

На Кухне сегодня все также, как было при Петре Первом

Интересно, что здесь было проведено водоснабжение, о чем нам рассказывает большая гранитная черная раковина в углу Кухни. Есть здесь и большой разделочный стол. Готовые блюда подавались через окошечко в двери, соединяющей Кухню со Столовой.


Одним из интересных помещений первого этажа является и Спальня Петра. Его кровать сохранилась, но в данный момент она находится на реставрации, а в его опочивальне выставлены экспонаты верхней одежды царя - Парадный камзол, Плащ и любимая им форма голландского матроса (в центре).


Во всех комнатах можно видеть тканевые обои, кафельную плитку голландского производства, удивительные предметы меблировки эпохи начала 18 столетия. Когда-то здесь, как и в Зимнем дворце Петра Первого, находился токарный станок, на котором император любил поработать в свободное время. Есть здесь и Нужный кабинет – так называл Петр Первый Туалетную комнату, которая была оборудована канализационной системой из протока Фонтанки.

В некоторых дворцовых комнатах чудом уцелели интерьерные детали времен Петра. К ним относятся изразцы голландской плитки, которыми облицованы стены поварских помещений, живописные плафоны художника Г.Гзелля , резные панно и лепной камин Зеленого кабинета.

Комнаты второго этажа

В покои императрицы, находящиеся на втором этаже, ведет довольно крутая Лестница, которая немного напоминает корабельный трап. Ведь Петр хотел видеть свой дворец неким подобием фрегата!


Второй этаж, отведенный Екатерине с детьми, делился на гардеробную, Спальню, Детскую, комнату для фрейлин, танцевальный и тронный залы. Из всех этих небольших комнат особенно выделяется Зеленый кабинет , оформленный вставками живописи и лепными с позолотой украшениями.

В многочисленных шкафах Зеленого кабинета Петр выставлял различные зарубежные диковинки, которые он привозил из-за границы сам, или которые поступали к нему в виде подарков. В некотором роде, Зеленый кабинет стал предшественником Кунсткамеры, созданной Петром в виде первого естественнонаучного русского музея.


Так же на втором этаже можно увидеть Спальню Екатерины Первой, кровать которой в данный момент так же находится на реставрации. Одним из интересных экспонатов Спальни является зеркало , окантованное деревянной резной декоративной рамой. Считается, что эта рама вырезана собственноручно Петром Первым! Ведь царь-реформатор владел 14-ю ремеслами и не чурался никакой работы.


Есть на втором этаже Детская комната , в которой подрастал сын Петра и Екатерины, очень резвый и шустрый мальчик, должный со временем стать российским императором. К сожалению, ему суждено было прожить всего 4 года. Есть Танцевальная зала , в которой дочерей Петра учили современным танцам, ибо Петр, любивший танцевальные вечера, хотел, чтобы его дочери умели хорошо танцевать. Есть на втором этаже и еще одно кухонное помещение.


Как уже отмечалось, во многих дворцовых комнатах чудом уцелели интерьерные детали времен Петра. К ним относятся изразцы голландской плитки, которыми облицованы стены поварских помещений, живописные плафоны художника Г.Гзелля, резные панно и лепной камин Зеленого кабинета.

Из окон второго этажа можно полюбоваться аллеями Летнего сада и представить себе, что когда-то сам Петр смотрел из этих окон на формирующийся «русский Версаль».


О чем мечтал Петр, глядя в эти окна? Как представлял себе будущее России и создаваемого им города?

Летний дворец – филиал Русского музея

Летний дворец Петра является одним из старейших сооружений Петербурга и уникальным памятником русской истории и культуры. Интересно, что уже при Александре Первом дворец Петра был открыт для публичного осмотра. А в 1840 году была проведена частичная реставрация и систематизация имеющихся исторических ценностей.

В период Великой Отечественной войны дворцовое здание было сильно повреждено, особенно крыша и оконные рамы. Сразу же после войны начался ремонт дворца, который перерос в крупномасштабную реставрацию. Новая реставрация была проведена в 2014-2018 годах . Сегодня Летний дворец является филиалом Русского музея и открыт для многочисленных туристов Северной столицы все дни, кроме вторника .

Находится Летний дворец в Летнем саду , но побывать в нем можно только в составе экскурсионной группы, которые организуются в 12, в 14 и в 16 часов. Со временем планируются и вечерние экскурсии. Группы организуются небольшие и билеты быстро заканчиваются, поэтому при желании посетить музей, лучше сначала купить билет, а потом в ожидании экскурсии, погулять по удивительным аллеям Летнего сада.


Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге построен в 1711–1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини. К оформлению фасадов и интерьеров Летнего дворца были привлечены архитекторы и скульпторы из Западной Европы: Андреас Шлютер, Георг-Иоганн Маттарнови, Жан-Батист-Александр Леблон.

Летний дворец Петра I имеет счастливую судьбу: после кончины Петра дворец никогда не перестраивался, хотя были некоторые потери в оформлении интерьеров. До наших дней в неизменном виде сохранились планировка и внешний облик здания, живописные плафоны аллегорического содержания, сосновые шкафы для одежды, изразцовые печи и отделка стен расписными голландскими плитками, отделка деревянными панелями помещений первого этажа, внутренняя отделка Нижней и Верхней Поварен и Зеленого кабинета. Уникальный ветровой прибор в Кабинете Петра I по-прежнему показывает направление и силу ветра, а также время. На втором этаже стоит данцигский шкаф, в котором, по преданию, Петр I хранил свое белье и ботфорты.

Летний дворец ценен не только как один из ранних памятников архитектуры Санкт-Петербурга, но и как свидетельство вкусов, интересов, устремлений Петра I, которые отразились в особенностях архитектуры памятника.

Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) - небольшой домик с хозяйственным двором и садом. Первое время Петр мог использовать для проживания домик Конау, но, возможно, уже тогда для него построил собственный дом. Иван Матвеев (Угрюмов), который с 1705 по 1707 г. руководил всеми инженерно-строительными работами на бывшей шведской мызе. Именно эту постройку видел в 1710–1711 гг. автор «Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота»: «Вплоть у речки, - пишет он, - царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами».

По указанию Петра на месте его прежнего дома построили каменное здание по проекту архитектора Д. Трезини. 17 апреля 1712 г. Петр уже переехал жить в Летний дворец, а уже через год царскую резиденцию посетили «заморские» гости: «Третьего дня [июля] пришли сюда 6 кораблей торговых Голландских и Английских, из которых галиот да гукар (типы голландских судов XVIII в.) ко мне причалили, то есть к самым моим палатам….»

После смерти Петра I Летний дворец теряет значение царского жилища. Некоторое время здесь жили придворные служители. В царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра, чтившей память об отце, «ветхости» чинят, и бывшую царскую резиденцию в перовой половине XIX века начинают употреблять как место для летнего проживания видных сановников того времени.

К 200-летию Санкт-Петербурга в Летнем дворце состоялась выставка памятников петровской эпохи. Из императорских дворцов, Эрмитажа, Государственного архива были доставлены портреты и гравюры, знамена, военные орудия, предметы мебели и прикладного искусства, книги, чертежи. Кровать Петра I из Александро-Невской лавры, представленная на выставке, и сейчас находится на экспозиции дворца.

После 1917 г. дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник, но еще не имел статуса музея. В 1925 г. дворец был передан в ведение историко-бытового отдела Государственного Русского музея, в нем устраивались выставки, не связанные с историческим прошлым дворца.

С 1934 г. Летний дворец Петра I становится самостоятельным музеем мемориально-исторического и художественного характера. На экспозиции музея можно увидеть одежду Петра I, мебель, картины и гравюры, предметы прикладного искусства петровского времени.

В годы Великой Отечественной войны Летний дворец пострадал от удара взрывной волны, но повреждения ликвидировали уже в 1946 г., а на следующий год дворец - музей открыли для посетителей. В 1960-е гг. во дворце проходила всесторонняя реставрация под руководством архитектора А. Э. Гессена.

С 2004 г. Летний дворец вошел в состав Государственного Русского музея. В 2015–2017 гг. во дворце осуществлена комплексная реставрация, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов. В процессе реставрации во дворце восстановлена атмосфера царского жилища начала XVIII века.

Особо следует отметить реставрацию живописных плафонов в семи помещениях Летнего дворца, после чего потемневшая уникальная живопись была приближена к своему первоначальному цвету. Появилось ощущение воздуха и парения аллегорических фигур.

В Зеленом кабинете, где в специальных шкафах-витринах располагались петровские раритеты, положившим начало истории Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, была произведены очистка и укрепление уникальной настенной живописи по дереву начала XVIII в. Во дворце отреставрированы дубовые двери и ставни, а также в соответствии с историческими материалами обновлен паркетный пол и ткани на стенах. Оконные переплеты XIX в. были заменены.

Особое внимание было уделено знаменитому ветровому прибору (анемометру), который был заказан Петром I в Дрездене и в 1714 году установлен в Летнем дворце. Прибор объединяет три циферблата: один из них - часовой, другие два - указатели направления и скорости ветра. Стрелки правого и левого циферблатов соединены с флюгером, находящимся на крыше, посредством шахты, прорубленной в стене. Прибор является неотъемлемой частью Летнего дворца, его уникальнейшим раритетом. Ветровой прибор имеет резное обрамление, на котором представлены мифологические персонажи: повелитель ветров Эол, владыка морей Нептун и морские эмблемы - рули кораблей, весла, трезубцы и венчающая раму корона из ростров - носов кораблей.

Специалисты бережно подошли к реставрации Нижней и Верхних Поварен, отделанных расписными голландскими плитками. В Нижней Поварне представлена раковина из черного мрамора, которая является частью системы водоснабжения петровского времени. Под зданием дворца сохранился кирпичный сводчатый тоннель, который обеспечивал действие проточно-промывной канализации - первой в Санкт-Петербурге.

На крыше дворца засиял обновленный позолоченный флюгер.

Летний дворец Петра Великого находится в числе первых каменных зданий города. Его создание началось в 1710 году и продолжалось около четырех лет. До наших дней в неизменном виде дошла планировка и большая часть внутренней отделки, выполненной русскими мастерами начала XVIII века.

Отсутствие каких-либо коренных перепланировок подтверждено многочисленными архивными документами и исследованиями специалистов.

Внешний вид

Летний дворец представляет собой двухэтажное здание в форме прямоугольника, выполненное из кирпича. Четырехскатная крыша имеет по бокам водостоки, венчает её флюгер в виде Георгия Победоносца с поверженным змием.

Главное украшение фасада – 29 барельефов, созданных в редкой технике ручной намазки. Располагаются они на высоте между первым и вторым этажом.

Над входом – барельеф, на котором изображена Минерва с военными трофеями. Декор фасада буквально пропитан темами триумфа российского оружия в Северной войне. На барельефах изображены сцены из мифов, но многие специалисты толкуют их в привязке к борьбе со шведами за выход к морю.

Строение не было рассчитано для пышных приемов. В первую очередь это было место, где жил царь со своей семьей. Поэтому его отличает такая строгость и скромность форм.

История возведения Летнего дворца

Практически сразу после закладки Петропавловской крепости начинается создание Летнего сада. Замысел принадлежал, конечно же, самому Петру. По его приказу свозились со всей страны редкие породы деревьев, заказывались статуи, строились первые фонтаны. Местом для сада была выбрана территория, принадлежавшая когда-то шведскому сановнику. Первое время Петр даже жил в его деревянном доме, называя это строение своим Летним дворцом.

С началом строительства Летнего сада появилась необходимость возведения и подобающей резиденции царя. Именно возведенный дворец даст затем название всему саду. До этого момента он носил гордое название «царский огород».

Петр въехал в новую резиденцию в 1712 году. Отделка его была еще не закончена, но царя это не остановило. Не было барельефов, продолжались штукатурные работы, настилались полы. Вместе с Петром в дворце практически жил и архитектор Андреас Шлютер, приехавший специально из Берлина, чтобы завершить строительство.

Петровские времена. Интерьер

Каждый год с мая по октябрь Петр жил и работал в Летнем дворце. Дом был построен в голландском стиле. Петр лично составил проект, который затем лишь подкорректировал Доменико Трезини.

Именно в Летнем дворце появилась первая система канализации. Благодаря насосам вода подавалась в дом и затем уходила обратно в Фонтанку. Здание с трех сторон омывалось водой, что способствовало качественной работе проточной канализации.

В первой половине XVIII века к главному входу можно было подплыть на лодке. Здесь была построена небольшая гавань с пристанью. В 1705 году она была углублена, а стены обложены каменными плитами. Но ближе к концу XVIII столетия гавань пришлось засыпать.

На каждом из этажей находится всего по семь комнат. Большие залы во дворце просто не были предусмотрены. Соединяются все помещения внутренними коридорами. Служебные помещения сообщаются также с коридорами, поэтому прислуга не появлялась в парадных покоях без разрешения.

Внизу располагался сам Петр, на втором этаже были покои его жены и детей. На первом этаже располагалась приемная, в которой царь принимал жалобы и просьбы.

Особенного внимания заслуживает внутренняя отделка дворца. Широко использовался дуб, который до этого применялся лишь для нужд флота. Дерево, из которого изготавливались важные конструктивные части корабля, послужило основой для создания невероятно красивых лестниц, дверей и стенных панелей. Исключение составляли только два кабинета – Зеленый на втором этаже и личный самого императора на первом. Двери и стенные панели здесь изготовлены из орехового дерева.

Кстати, подсобных помещений, кроме поварен, в Летнем дворце не было. Для их размещения специально было отстроено другое здание – Людские покои. Соединялись два сооружения специальной галереей.

В личном кабинете Петра располагался уникальный механизм – навигационный прибор, позволяющий определять направление и силу ветра. Заказывал его лично царь, а изготовлением занимались лучшие немецкие мастера. Рядом с кабинетом находилась спальня Петра и столовая. Интересно, что сохранился даже туалет с частью канализации.

Но одной из самых любимых комнат императора была Токарная. Петр знал больше десятка ремесел и был довольно искусным мастером. Но в этом помещении он не только работал на различных станках, но и принимал сановников, принимал решения государственной важности. В современном музее можно увидеть изделия, выточенные непосредственно Петром Великим из кости и дерева.

После смерти императора. Дворец как музей

Лишь в 1725 году дворец опустел. Первый император и великий реформатор умер. После этой всероссийской трагедии Летний дворец переживал не лучшие времена. При Екатерине I, недолго царствовавшей после кончины мужа, здесь заседал Верховный тайный совет – орган, который фактически взял на себя все функции высшей власти.

Затем на какое-то время затем дворец превратился в летнюю резиденцию, в которой проживали придворные и сановники. При Александре I сюда начинают пускать публику. Составляется подробная опись находящихся в здании художественных ценностей.