Казерта королевский дворец. Королевский дворцово-парковый комплекс в казерте

Казерта – один из самых красивых и очаровательных итальянских городов. На его территории сосредоточено огромное количество интересных достопримечательностей. Визитной карточкой Казерты является знаменитый Королевский дворец, поражающий своей роскошью, изяществом и своеобразным архитектурным решением. Местные жители называют его вторым «Версалем». Прекрасный дворцовый ансамбль, детище короля Карла Третьего, сулил стать символом богатства, власти и могущества великих Бурбонов.

История создания

Идея о возведении королевской резиденции в Казерте пришла в голову молодому итальянскому королю Карлу Третьему в 1745 году. Дворец должен был являть собой что-то особенное, грандиозное, ничем не уступать самому Версалю. Спустя два года Карл Третий выкупил у местных синьоров большой земельный участок, расположенный в центре Казерты. Проектом резиденции занялся известный архитектор того времени – Луиджи Ванвителли. Первый краеугольный камень в основание дворца был заложен в 1752 году. Одновременно приступили к разбивке парка. В соответствии с историческими документами в 50-е годы над строительством дворца трудилось – около трех тысяч рабочих, среди которых были каторжники, рабы, охранники и горожане. В 1759 году молодой король уехал в Испанию, унаследовав императорский трон. Возведение продолжили его приемники с гораздо меньшим рвением. Работы велись медленно и продолжительно. В 1773 году скончался Ванвителли, его дело перешло в руки сына, Карла. Строительные работы окончательно завершились лишь в 1845 году.

Экскурсия по Королевскому дворцу

Внешний вид

Королевский дворец – представляет собой настоящее произведение архитектурного искусства. Это восхитительное пятиэтажное сооружение, выполненное в форме прямоугольника. Оно завораживает и удивляет разнообразием архитектурных стилей – строгая английская классика сменяется дерзким рококо, изящный барокко переплетается со старинной готикой. Здесь и французская пышность и итальянский романтизм, английская сдержанность и испанская экспрессия. Украшением здания являются его белоснежные колонны, античные арки, живописные галереи.

Гордостью дворцового комплекса является непревзойденный парковый ансамбль, общая площадь которого составляет 120 гектаров. У самого входа раскинулся огромный регулярный парк. В западной части находится так называемый «Старый лес». Посреди зеленого оазиса на небольшой поляне возвышается очаровательный «замок» — красно-белое двухэтажное, восьмиугольное сооружение, больше напоминающее башню. Вокруг вырыт глубокий «средневековый» ров. В северной части портера расположен большой современный бассейн. Настоящим украшением регулярного парка являются его многочисленные фонтаны и каскады. Маргарита — самый скромный, ничем не приметный фонтан. Рядом находится один из четырех парковых бассейнов – Каскад Дельфинов. Центр каскада венчает трогательная композиция – три отважных дельфина. Далее следует фонтан Эола – один из самых запоминающихся в ансамбле. Его украшают четыре каменных барельефа, рассказывающие мифические истории о жизни Богов. Вокруг расставлены скульптуры 28-ми ветров. Неподалеку раскинулся мраморный бассейн. Посреди великолепная Церера, ее окружают многочисленные неяды, тритоны и дельфины. На небольшом зеленом холме искрится серебром еще один фонтан Венеры и Адониса. Не умоляет своих достоинств и фонтан Большой каскад. Он расположен на высоте около 82-х метров. Вода, поступающая из него, блестящими каскадами падает в большой бассейн. Посреди него – еще один незаурядный фонтан Дианы и Актеона. В центре композиции – богиня Диана, окруженная прекрасными нимфами, рядом Актеон.

Восточную часть парка занимает Английский сад, утопающий в зелени. Здесь у прозрачного бассейна приютился маленький английский домик. Сад поражает своей красотой – роскошными розариями, разноцветными клумбами, тенистыми аллеями, оранжереями. По соседству раскинулся еще один сад, созданный в стиле романтизма. Здесь можно полюбоваться старинными скульптурами и античными руинами.

Еще одним достоянием парка является Пасека, когда-то здесь разводили пчел.

Внутреннее убранство

Внутри дворца более одной тысячи комнат, полсотни лестничных пролетов, около двух тысяч окон. Путешествие по «сказочному замку» начинается с королевских покоев, служащих напоминанием о династии Бурбонов, впечатляющих своей пышностью и помпезностью. Рядом находятся — художественная галерея, территориальный и оперный музеи, а также небольшой дворцовый театр. Преодолев пролеты большой Королевской лестницы, туристы оказываются у дверей Палатинской капеллы. В центре – позолоченный алтарь, над ним картина Бонито «Непорочное зачатие». Следующим пунктом экскурсии является Зал алебардщиков, далее – Зал телохранителей. Стены последнего украшены барельефами с изображением великих побед. Рядом Зал, названный в честь прославленного Александра Македонского. Его изюминкой является оригинальная фреска Росси – «Бракосочетание с Роксаной», расположенная на потолке. В одном из многочисленных залов дворца размещается Палатинская библиотека. Здесь хранится около 14 тысяч книг. Потолок украшен резными фресками.

Панорама внутри замка

В 1806 году часть здания была реконструирована, появились Новые апартаменты. Они включают в себя три зала, выполненные в стиле ампир – зал Марса с барельефами военной тематики, зал Астреи, украшенный позолоченными фресками и полотнами и Тронный зал.

Памятка для туристов

Казерта находится в 40-ка километрах от Неаполя, поэтому добраться до города не представляет особого труда. Можно воспользоваться железной дорогой, арендованным автомобилем или автобусом. Из столицы до Казерты поезд отходит со станции Термини.

Адрес замка: Viale Douhet, 2/a, 81100 Caserta CE, Италия

Время работы: ежедневно 8:30-19:00 (вторник — выходной день)

Телефон: +39 0823 448084

Королевский дворец Казерты (Reggia di Caserta) - дворец с прилегающим к нему парком, расположен в Казерте, в 34 километрах от Неаполя. Это самая большая королевская резиденция в мире по занимаемой площади, а историческими владельцами дворца были Неаполитанские Бурбоны, за исключением короткого периода, когда в нем проживал Иоахим Мюрат.


Строительство Королевского дворца Казерты было начато королем Неаполя Карл VII Бурбоном. Он более известен в истории, как Карл III (Carlos III) - король Испании с 1759 года. До этого он успел побывать герцогом Пармским (под именем Карла I) в 1731-1734 годах и королем Неаполя и Сицилии (под именем Карла VII) в 1734-1759 годах. Он происходил из династии Бурбонов и был сыном Филиппа V и его 2-й жены, Елизаветы Фарнезе, и приходился двоюродным братом Людовику XV. От мамы Карлу достался титул герцога Пармы. В 1734 году Карл овладел Неаполем и Сицилией и, признанный в 1735 году их королём, вынужден был отказаться от Пармы в пользу своего брата Филиппа.
Под влиянием идей просветителей и своего министра Тануччи, Карл провёл в Неаполетанском королевстве целый ряд реформ, принесших ему большую популярность. Карл привёз с собой из Пармы в Неаполь картинную галерею Фарнезе, ныне размещенную в музее Каподимонте. В это время монархи предпочитали жить со своими дворами в удалении от столиц, в загородных резиденциях наподобие Версаля. Исторически так сложилось, что неаполитанские короли с XV века проживали в Испании, а королевством правили вице-короли. Сначала Карл решил построить загородный королевский дворец в Портичи, но скоро он понял, что нахождение дворца на морском побережье делает его удобной мишенью для неприятельского флота, в первую очередь английского, вспомнили британскую морскую экспедицию против Неаполя в 1742 году, и пришлось заложить новую королевскую резиденцию в глубине полуострова.
Карл обратился к архитектору Луиджи Ванвителли, в то время занятому восстановлением базилики Лорето от имени папы. Карл получил от Римского Папы разрешение и привлек его на строительство дворца. Король тем временем приобрел необходимую площадь, где стоял дворец Аквавива шестнадцатого века, у их наследника до герцога Микеланджело Каэтани, заплатив 489.343 дуката.
Король попросил, чтобы проект включал, помимо здания, парка прилегающую городскую территорию, со схемой нового акведука. Новый дворец должен был стать символом силы и величия Бурбонов, но также быть эффективным и рациональным. Карл также хотел переместить сюда некоторые административные структуры, соединив его со столицей Неаполем монументальной аллеей длинной более 20 км. Однако этот план был только частично реализован; даже сам королевский дворец не был завершен куполом и, первоначально запланированными, угловыми башнями.
Ванвителли прибыл в Казерту в 1751 году и сразу же начал проектировать здание, чтобы сделать его одним из самых красивых дворцов в Европе. 22 ноября того же года архитектор представил королю Неаполя окончательный проект для утверждения. Два месяца спустя, 20 января 1752 года, в день рождения короля, во время торжественной церемонии в присутствии королевской семьи был заложен первый камень дворца.
Год спустя, когда работы по строительству дворца уже шли полным ходом, началось создание парка под руководством Мартина Бианкура из Парижа. Работы продолжались в течение нескольких лет, а некоторые детали остались незавершенными. В 1759 году, после смерти своего брата Фердинанда VI, Карл взошел на трон Испании (под именем Карла III) и покинул Неаполь. Согласно действовавшим в то время международным договорённостям, при вступлении на испанский престол Карл отрёкся от неаполитанского в пользу своего третьего сына, малолетнего Фердинанда (Фердинанда IV Неаполитанского).
После смерти в 1773 году Ванвителли его сын Карло, также архитектор, продолжил работы в соответствии с отцовским проектом.


Дворец в Казерте становится королевской резиденцией Фердинанда IV в 1767 году. Он покинул Королевский дворец в Портичи (между Неаполем и Помпеи) после извержения Везувия в 1767 году. Не надо думать, что этот вулкан мирно спит с 79 года. Последнее историческое извержение вулкана Везувий произошло в 1944 году. Один из лавовых потоков разрушил города Сан-Себастьяно и Масса. Во время извержения погибло 27 человек. Высота фонтана лавы из центрального кратера достигала 800 м.
После провозглашения Неаполитанской Республики в 1799 году были экспроприированы здания и другое имущество королевской семьи. Здание дворца не понесло серьезный ущерб, но он был ограблен и много ценной мебели испорчено.
В 1806 году Наполеон захватил Неаполитанское королевство и вручил корону своему брату Жозефу Бонапарту (итал. Giuseppe Buonaparte). Королевская семья Бурбонов была вынуждена искать убежище на Сицилии, оставив свое имущество на полуострове, которое перешло в руки нового короля. С завоеванием Испании в 1808 году, Жозеф был направлен туда в качестве нового короля, а Иоахим Мюрат занял его место как король Неаполя Иоахим I. Мюрат всегда имел особое пристрастие к дворцу в Казерте, где он держал свой двор. Более подробно о его судьбе можно прочитать в статье о замке в Пиццо , где он завершил свой жизненный путь.
После Венского конгресса в 1815 году, была восстановлена монархия Бурбонов в новом Королевстве Обеих Сицилий. Позже дворец служил резиденцией династии Бурбонов. В 1860 году королевство было включено в состав вновь образованного королевства Италии и дворец пришел в состояние упадка. В нем проживал Emanuele Filiberto герцог Аоста, пока Виктор Эммануил III не передал его итальянскому государству в 1919 году.

Получивший известность благодаря Королевскому дворцу , называемому «Версалем Италии».
Королевский дворец вместе с бельведером и акведуком Каролино находится под охраной ЮНЕСКО.
Истоки происхождения Казерты неизвестны, ученые расходятся во мнениях. Но точно, что поселение существовало до прихода римлян. В VIII в. Казерту завоевали лангобарды, которые и заложили основу центра города – вокруг башни, служившей наблюдательным пунктом. Сейчас историческая башня интегрирована во дворец Префектуры.
XI в. – находится под властью норманнов.
1268 г. – Приход Анжуйской династии.
1734 – Бурбонская династия и пик развития Казерты .
Звездный час для Казерты наступил в 1750 году, когда Карл III из династии Бурбонов, король Неаполя и двух Сицилий решил возвести новую королевскую резиденцию недалеко от Неаполя и подальше от моря, чтобы атаки французского флота меньше тревожили коронованных особ. Карл III желал, чтобы его новый дворец затмил красотой и роскошью другие европейские дворцы, особенно французский Версаль. Для этой цели долго выбирали архитектора, пока не остановились на Луиджи Ванвителли.

Постройка дворца началась 20 января 1752 года и продолжалась до 1759 года, когда Карл Бурбонский оставил Неаполитанское королевство, чтобы перебраться в Мадрид.
С тех пор ход строительных работ существенно замедлился. В 1773 году умер Луиджи Ванвителли, но до окончания было еще далеко. За работу взялся его сын Карло Ванвителли и другие архитекторы, которые и завершили строительство грандиозного дворца в 1845 году. Хотя королевская семья перебралась во дворец в 1780 г.
Яркий пример итальянского барокко, в плане дворец имеет прямоугольную форму, занимает 47 тысяч квадратных метров, высотой в пять этажей.
1200 комнат поражают великолепием, каждая из них выполнена в своем стиле.
Широкая лестница ведет наверх к королевским апартаментам.

Казерта. Италия

Первыми коронованными особами стали Фердинанд IV и Мария Каролина.
Из любопытных моментов, на которые стоит обратить внимание, гуляя по многочисленным комнатам дворца.
В одной из них находится первый в Италии биде, принадлежавший Марии Каролине Габсбургской. Когда после объединения Италии в 1861 году составляли опись, то про биде написали: «предмет непонятного назначения в форме гитары».

В другой хранится столик Джироламо Сегато из окаменелого дуба. Сегато прославился тем, что открыл уникальную технологию мумификации – метод окаменения трупов, основанный на минерализации, когда вода не удаляется из тела. Свой секрет Сегато унес в могилу, ученые до сих пор не могут разгадать загадку этой технологии, по которой получен и окаменелый дуб для королевского столика.

От королевская дворца открывается живописная перспектива, копирующая Версальскую панораму.


Казерта. Италия

Королевский парк спланирован в лучших европейских традициях эпохи Возрождения. Работы по проектированию сада начались в 1753 году, в это же время стали возводить акведук Каролино, чтобы обеспечить сад водой.


Казерта. Италия

Для тех, кто выходит из дворца, сады представляются разделенными на две части: первая часть построена широким партером, разделенным центральным проспектом, который приводит к фонтану Маргариты, по бокам тянутся дубы и грабы, расположенные симметрично в форме театральной сцены зеленым полукругом.

Слева от дворца находится «старый лес» - Английский сад, названный так в честь своего предшественника эпохи Возрождения. Здесь расположен миниатюрный замок Кастеллуча, в котором Фердинанд IV проводил шуточные битвы и искусственное озеро в форме эллипса с островком в центре, где Фердинанд IV разыгрывал «морские сражения».
Вторая часть парка – Итальянский сад, начинается от фонтана Маргариты. Знаменитая водная аллея, где плещутся рыбы и стоят фонтаны, является любимым местом для прогулок и занятий спортом.


Казерта. Италия


Казерта. Италия


Казерта. Италия

Аллея заканчивается водопадом, воды которого собираются в фонтан-чашу. Среди вод изображен Актеон в момент превращения в оленя, терзаемый собаками, которые не узнали своего хозяина. Напротив – купается чувственная Диана в окружении нимф.


Казерта. Италия

Королевский парк занимает 120 га.

В общей сложности дворец с парком расположены на 2 миллионах квадратных метров, это самый большой в мире королевский дворец.


Казерта. Италия

Дополнительная информация: www.reggiadicaserta.beniculturali.it

Королевский дворец в Казерте — бывшая королевская резиденция в южной Италии, построенная для королей Неаполя Бурбонов. Это один из крупнейших дворцов, возведенных в Европе и мире в 18 веке. В 1997 году дворец был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и описан как «лебединая песня захватывающего искусства барокко». Во дворце были объединены все характерные черты барокко, необходимые для создания иллюзии многонаправленного пространства.

История строительства архитектурного комплекса в Казерте

Строительство дворца было начато в 1752 году для Карла VII Неаполя, который тесно сотрудничал со знаменитым архитектором Луиджи Ванвителли. Когда Чарльз увидел грандиозный проект, созданный Ванвителли для Казерты, он выразил свои эмоции как желание вырвать сердце из груди. В конце концов, он так никогда и не жил в этом роскошном дворце, так как в 1759 году он отрекся от престола, став королем Испании. Проект был доведен до частичного завершения его третьим сыном и преемником Фердинандом IV из Неаполя.

Политической и социальной моделью для будущего дворца Ванвителли стал Версаль. Несмотря на то что дворец в Казерте поразительно отличается по своей архитектуре от прообраза, он решает аналогичные проблемы и выполняет такие же задачи. Роскошное здание используется не только для обеспечения комфортной жизни короля, но и представляет собой помещение суда и правительства в массивном здании с социальной структурой небольшого города. Население Казерты Веккья специально было удалено на 10 километров, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ рабочей силы к дворцу.

Еще одна важная цель короля — иметь великолепный новый королевский двор и административный центр для королевства в месте, защищенном от морского нападения, и вдали от вероятных восстаний переполненного города Неаполя. Чтобы обеспечить королю соответствующую защиту, во дворце были размещены казармы для содержания войска.


Фото:

В качестве архитектурных моделей дворца в Казерте выступили Королевский дворец в Мадриде, где вырос Чарльз и Дворец Шарлоттенбург. Просторный восьмиугольный вестибюль, похоже, был создан под вдохновением от базилики Санта-Мария-делла-салют в Венеции, а часовня вполне сравнима с Королевской часовней в Версале. Главный архитектор Ванвителли умер в 1773 году, после чего строительство продолжалось его сыном Карло, а затем и другими архитекторами. Однако гениальный первоначальный проект автора был сохранен без изменений.

С 1923 по 1943 год дворец был местом расположения итальянской академии ВВС. С октября 1943 года королевский дворец служил штабом союзных войск в районе Средиземноморья. В апреле 1945 года дворец выступил местом подписания условий безоговорочной капитуляции Германии и союзных сил Италии. Соглашение охватывало от 600 000 до 900 000 солдат, стоящих вдоль итальянского фронта, включая войска в районах Австрии. В 1945 году во дворце состоялось первое судебное разбирательство по военным преступлениям союзников. В ходе этого заседания немецкий генерал Антон Достлер был приговорен к смертной казни и казнен поблизости (в Аверсе).

Архитектура и проект дворца в Казерте

Дворец имеет 5 этажей, 1200 комнат, в том числе две дюжины государственных квартир, большую библиотеку и театр, смоделированный по примеру театра Сан-Карло в Неаполе. Монументальный проспект протяженностью 20 километров, который должен был пролегать между дворцом и центром Неаполя, планировали построить, но так и не реализовали этот грандиозный проект.

Из всех королевских дворцов в мире Казерта считается самым большим и масштабным, с площадью более 2 миллионов м³. Из всех королевских резиденций, построенных под влиянием роскошного Версальского дворца, Реджиа Казерта — это тот, который имеет самое большое сходство с оригинальной моделью. Отличительная особенность и сходство двух этих величественных дворцов – уникальный непрерывный балюстрадный горизонт.


Фото:

Как и в Версале, здесь построен большой акведук, чтобы доставлять воду для потрясающих водных экранов дворца. Как и его французский предшественник, дворец должен был показать силу и величие абсолютной монархии Бурбонов. Дворец в Казерте обеспечил королевское убежище от пыли и шума столицы, как Версаль в свое время освободил Людовика XIV от людного Парижа.

Королевский дворец имеет более 40 монументальных залов, полностью украшенных фресками, в то время как Версаль насчитывает только 22 монументальных зала.

Скульптура, лепнина и фонтаны дворца в Казерте

Внутреннее убранство дворца поражает своей роскошью и великолепием. Обилие лепнины , барельефов , скульптур и фресок делает этот дворец поистине величественным не только с точки зрения размеров и территории, но и в отношении культурного наследия.

Оценить разнообразие лепного и скульптурного декора можно уже при первом взгляде на парадную лестницу дворца. Белоснежные гипсовые барельефы на стенах изображают суровых воинов королевских войск. Массивная мраморная лестница обрамлена белоснежными колоннами и арками , а пролеты лестницы украшены двумя статуями могучих львов. На одном из этих львов монументально восседает Карл Бурбон.

Проходя к лестнице, гость попадает в уникальный атриум, который объединяет все четыре двора королевского сада. Атриум, как и парадная лестница, богато украшен скульптурой. Кроме работ величайших и самых знаменитых итальянских скульпторов и художников того периода, здесь представлены многочисленные статуи, найденные на раскопках древних городов, которые были похоронены под огромным слоем пыли и лавы в результате извержения вулкана Везувия.


Фото:

Переходы от лестницы ведут в нижний атриум, где расположена трибуна короля, имеющая явные декоративные сходства с убранством Версаля. Королевские апартаменты состоят из зала Алебард, зала Гвардейцев и зала Александра. Все эти роскошные залы оформлены в стилистике, популярной и характерной для дворцовых комплексов, построенных на рубеже XVII и XVIII веков.

Еще один скульптурный шедевр – фонтаны и парковый декор ботанического сада, расположенного на прилегающей к дворцу территории. Здесь представлено большое количество монументальных творений, наиболее внушительным среди которых считается фонтан Дианы и Актеона. Парковый декор включает великолепные скульптуры, изображающие фигуры древних богов, мифических и реальных животных, рыб и чудовищ.


Фото:

Сегодня архитектурно-парковый комплекс в Казерте находится в состоянии упадка и запущенности, и лишь половина из залов дворца открыты для посещения. Правительство Италии не готово выделять столь большие деньги для содержания самого крупного в Европе дворцового комплекса, в связи с чем здание давно требует масштабной реставрации.

Историки и искусствоведы настаивают на полноценном восстановлении этого роскошного творения итальянских архитекторов и скульпторов, в связи с чем скорее всего, здание в ближайшем будущем будет закрыто для посетителей. Спешите оценить эту великолепную красоту лепного и скульптурного искусства.

Монументальный комплекс в Казерте, созданный королем Карлом III Бурбоном в середине ХVIII в. в попытке соперничать с Версалем и Королевским дворцом в Мадриде, является исключительным примером сочетания великолепного дворца с окружающими его парками и садами…

В XVIII век король Неаполя Карл III Бурбон решил построить королевскую резиденцию Палаццо Реале в Казерте , да такую, чтобы не уступала Версалю. Королевский дворец Казерты - это прекрасные интерьеры, роскошь “барокко”, блеск золота, коллекция живописи и огромный английский парк с великолепными фонтанами, скульптурами и водопадом.


Грандиозный загородный дворец неаполитанских королей является самым большим зданием, возведённым в Европе XVIII века. Этим он обязан Луиджи Ванвителли, который взял за образец не столько Версаль, сколько королевский дворец в Мадриде.


Внутри дворец кажется ещё более гигантским, чем снаружи


Необычная статуэтка)

Согласно историческим слухам, король был столь очарован красотами местного пейзажа, что решил незамедлительно поселиться в этих местах. Помимо воли короля, строительство новой королевской резиденции в Казерте было продиктовано и соображениями безопасности: дворец короля в Неаполе был открыт для врагов с моря, в то время как новая будущая резиденция должна была быть несколько более удалена от моря.


Возведение дворца продолжалось с 1752 по 1780 гг., при этом был кардинально изменён окружающий ландшафт, а город Казерта перенесён на 10 км. Квадратное в плане сооружение вобрало в себя дворцовую церковь и придворный театр, однако Ванвителлиевы планы строительства университета и библиотеки так и не были воплощены. Также не был осуществлён его проект 20-километровой подъездной аллеи.


Вокруг дворца разбит самый обширный из регулярных парков Италии, с вкраплениями парка пейзажного; среди его достопримечательностей - многочисленные фонтаны, колоссальный акведук и шелкопрядильная мануфактура с домиками для рабочих, замаскированными под садовые павильоны




Несмотря на то, что этот комплекс являлся в свое время объектом многочисленных замечаний полчищ критиков, которые обвиняли строителей комплекса в гигантомании, в 1997 году ЮНЕСКО объявило дворцово-парковый ансамбль в Казерте памятником Всемирного наследия человечества.


Королевский дворцово-парковый ансамбль в Казерте многим напоминает Петергоф , ведь он в своё время тоже строился под влиянием Версаля , но мне кажется, что Петергоф всё же намного продуманнее и красивее) Вот фото для сравнения