Ансамбль новодевичьего монастыря. Новодевичий монастырь глазами современника

Ансамбль Новодевичьего монастыря - один из шедевров русского зодчества (стиль «московское барокко»), а его интерьеры, где хранятся ценные коллекции живописи и произведений декоративно-прикладного искусства, отличаются богатым внутренним убранством.

Монастырь расположен на юго-западе Москвы, на своеобразном полуострове, окруженном с трёх сторон рекой Москвой, и представляет собой ансамбль из 14 зданий, включающих жилые и хозяйственные постройки, колокольни, церкви.

Новодевичий монастырь на протяжении четырех столетий был свидетелем и участником важных исторических событий, связанных с именами Ивана IV Грозного, Бориса Годунова, царевны Софьи, Петра I. Архитектурный ансамбль монастыря сформировался к концу XVII в. и до сих пор остается одним из лучших в России. В главном, Смоленском соборе сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI столетия и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени. На территории монастыря похоронены представители боярских родов и царские родственницы, герой Отечественной войны 1812 года Д.В.Давыдов - писатель И.И.Лажечников, историк С.М. Соловьев и другие. Возникновение монастыря явилось следствием крупной военной и дипломатической победы России. Основатель монастыря великий князь Василий III, его сын Иван Грозный и другие цари, а также бояре проявляли большую заинтересованность в Новодевичьем монастыре, оказывая ему всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями его были, как правило, представительницы высшей феодальной знати. В их числе - члены семей Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I. Существующий ныне архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря начал складываться в XVI в., а дальнейшее развитие и завершение получил в 80-е годы XVII в. Новодевичий монастырь был основан великим князем Василием III в 1524 году во исполнение обета, данного князем по случаю покорения Смоленска и освобождения его от литовцев.

Первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина, отсюда полагают и наименование монастыря Девичий. Существует и другое предание, что на этом лугу татарские баскаки сбирали дань и отбирали из согнанных сюда прекрасных девушек тех прекраснейших, которых уводили в рабство в Орду. Отсюда прозвание поля Девичье, а по нему, будто бы, наименовался и монастырь. С первых же дней обитель предназначалась для монахинь из знатных боярских и княжеских родов. Все государи российские обогащали монастырь вотчинами и вкладами. Была традиция в день праздника иконы Одигитрии останавливаться государям шатрами под стенами монастыря, слушать службы, а после обедать в шатрах.

Монастырь был основан царем Василием III в 1524 году - в память о возвращении в состав русских земель города Смоленска. Отсюда и второе название монастыря - Богородице-смоленский.

В 16-17 веках Новодевичий монастырь стал местом пострижения женщин из царской семьи. В стенах монастыря жила вдова старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана. Сюда же после смерти царя Федора Ивановича удалилась его вдова Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым, будущим царем Борисом. В Новодевичьем монастыре окончила свои дни сестра Петра I, царевна Софья, насильственно принявшая постриг. Первая жена императора Евдокия Лопухина также была заточена в монастырь.

Новодевичий монастырь неизменно пользовался покровительством русских самодержцев, владел обширными земельными угодьями. Монахини монастыря были, как правило, из высших слоев знати. В 1724 году здесь были устроены больница для солдат и офицеров русской армии и приют для подкидышей-девочек.

С конца 18 века и до 1868 года Новодевичий монастырь использовался церковной властью в качестве исправительного учреждения для женщин Москвы и Московской губернии, осужденных Земским судом за неверие.

Судьба Новодевичьего монастыря сильно изменилась в начале 20 века. В 1922 году монастырь закрыли, устроив здесь музей, который позже стал филиалом Государственного Исторического музея. Тем не менее с 1980 года в Новодевичьем монастыре размещается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. А в 1994 году здесь снова был учрежден женский монастырь. С 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.

Еще в 16 веке на территории Новодевичьего монастыря было устроено кладбище, на котором хоронили представителей церковной и светской знати. В 19 веке на территории монастыря были похоронены герои Отечественной войны 1812 года, среди которых был гусар и поэт Денис Давыдов, декабристы С. Трубецкой и М. Муравьев-Апостол, а также известные деятели культуры, в том числе историк С. Соловьев и философ В. Соловьев.

С XVII в. поле перед монастырем было местом шумных и веселых народных гуляний на Рождество и Масленицу. Здесь устраивали аттракционы, устанавливали торговые ряды и столы под навесами.

Колокольный звон

В архитектурном облике монастыря яркое московское барокко (Преображенская надвратная церковь и колокольня) соединяется со сдержанным каноном древнерусского каменного зодчества (Смоленский собор).

Доминанта архитектурного ансамбля - пятикупольный Смоленский собор, где сохранились уникальные фрески XVI в. Он выстроен в XVI в. по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Крепостную стену возвели в XVII в. Сочетание беленной известью кирпичной кладки и башен с резными навершиями-коронами придает монастырю нарядный вид. Здесь: Напрудная башня и Большой Новодевичий пруд.

Ансамбль Новодевичьего монастыря. Изображения

Монастырь основан в 1524 году по приказу Василия III в честь взятия Смоленска. Здесь расположены Смоленский собор и нарядная колокольня, некогда самая высокая после колокольни Ивана Великого. Сегодня в Новодевичьем монастыре соседствуют действующая обитель и музейные экспозиции, так как это не только памятник старины и часть русской истории, но и место, окутанное преданиями и легендами.

Легенды и предания

Одна из них гласит, что баскаки Золотой Орды собирали дань с Руси не только деньгами, но и девушками. Поле, на котором московские красавицы прощались с родными перед отправкой в неволю, назвали Девичьим. Согласно второй легенде, своим именем обитель обязана первой настоятельнице — Елене по прозвищу Девочкина. Третья, самая прозаичная легенда, гласит, что такое название дано для отличия от кремлевского Вознесенского (Стародевичьего) монастыря, который был разрушен в 1929 году.

Сохранились предания о том, что в тяжелые времена призраки первой настоятельницы монастыря Елены и сестер являлись то на церковной паперти, то на монастырских стенах. Их видели плачущими во время чумы 1771 года, когда монастырь стал больницей; фигуры монахинь появились на стенах монастыря в 1812 году, когда Наполеон только перешел границу Российского государства; они приходили к несправедливо обиженным монахиням, а однажды Елена со своими келейницами явилась московскому архипастырю и попросила заступиться за угнетенных, после чего в монастыре было начато расследование.

Монастырь в судьбе женщин

Монастырь основан по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки обитель в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества. Правда, существовала и другая причина, уже личного характера, побудившая великого князя начать строительство. Он собирался развестись с Соломонией Сабуровой, которая за 20 лет брака не родила ему наследника, и сослать ее в этот монастырь. Но Соломония узницей Новодевичьего не стала — после пострига она настояла, чтобы ее отправили в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала как великая княгиня.

Надо сказать, что история Новодевичьего монастыря на протяжении веков всегда переплеталась с трагическими судьбами многих знатных русских женщин. После смерти последнего Рюриковича, царя Федора Иоанновича, в монастырь удалилась его вдова, царица Ирина, сестра Бориса Годунова. Перед отправкой в ссылку в монастыре содержалась знаменитая раскольница — боярыня Морозова. Мятежная царевна Софья, потерпев поражение в борьбе за власть, была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря под именем Сусанна. Неугодную жену Петра Евдокию Лопухину тоже ждала участь монахини этой обители. Кроме особ царской крови в монастырь отправлялись неугодные боярские жены, вдовы, незамужние дочери и сестры.

История обители

Облик Новодевичьего монастыря не всегда был таким, каким он предстает перед нами сегодня. Изначально его стены и башни были деревянными. На устройство обители в 1523 году из казны выделили 230 килограммов серебра, и уже через год она была возведена. Строительство же Смоленского собора завершили 13 мая 1525 года. Из-за спешки в процессе строительства произошел обвал здания и погибли несколько артелей каменщиков ― всего 56 человек; до сих пор в обители их поминают молитвами.

Каменные стены и 12 башен Новодевичьего монастыря появились в конце XVI века при Борисе Годунове. Они охраняли подступы к Москве с запада. Монастырь входил в четверку мощных обителей-форпостов вокруг столицы наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли.

Новый расцвет монастыря начался с приходом Романовых. Он был восстановлен и превращен в царское богомолье. Однако святость этого места не помешала Наполеону Бонапарту разместить здесь свою батарею, а перед уходом из Москвы отдать приказ сжечь храмы. Но казначейше обители, монахине Саре, удалось затушить фитили у пороховых бочек. Наполеон долго стоял на другой стороне Москвы-реки, ожидая грандиозного пожара в Новодевичьем. И тогда хозяин находившегося рядом с монастырем дома запалил свои строения. Бушевавший огонь обманул императора, и монастырь был спасен.

В 1922 году монастырь был закрыт, и в его стенах создали Музей раскрепощения женщины, позже ставший филиалом Исторического музея. Во время Великой Отечественной войны в храмах Новодевичьего монастыря вновь разрешили проводить богослужения, на его территории открылись Московские богословские курсы и Богословский институт. Сейчас в Новодевичьем располагается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. Также в монастыре представлена интереснейшая экспозиция Церковного музея Московской епархии РПЦ.

Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, получил сертификат о включении в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в 2004 году как шедевр русских и итальянских архитекторов, камнерезов и живописцев. Сложившийся в конце XVII века уникальный в своей сохранности ансамбль зданий никогда не перестраивался, не реконструировался и пронес через века удивительную красоту архитектуры в стиле «московское барокко».

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Итальянец Алевиз Фрязин и русский зодчий Нестор возвели собор в 1524-1525 годах по образцу великого Успенского собора Московского Кремля. 70 икон, украшающих иконостас Смоленского собора, подарены Борисом Годуновым. Уникальная фресковая роспись храма, иллюстрирующая Акафист Пресвятой Богородице, рассказывает о непростой политической ситуации времен постройки собора. Именно здесь Борис Годунов дал согласие на царствование.

Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы ходили в Новодевичий монастырь на богомолье пешком из Кремля. Под стенами монастыря после службы угощали паломников; с тех пор в Москве возникла традиция народных гуляний у стен Новодевичьего.

Стиль «московское барокко»

Здания, построенные во второй половине XVII века, образуют уникальный и прекрасно сохранившийся ансамбль в новом тогда для Москвы изящном и нарядном стиле. За стеной с двурогими зубцами, с башнями, украшенными резными коронами, открывается ансамбль удивительных по красоте зданий. Грандиозное строительство на территории монастыря развернулось в правление царевны Софьи Алексеевны.

Колокольня

Авторство проекта колокольни Новодевичьего монастыря приписывают крепостному зодчему Якову Бухвостову. Скорее всего, правительница Софья в опекаемой ею обители хотела видеть колокольню по образцу кремлевского Ивана Великого. Но она превзошла ожидания. Пять последовательно уменьшающихся восьмериков необыкновенно выверенных пропорций, изысканно украшенных белокаменной резьбой, гармонично перекликаются с другими строениями монастыря. Великие архитекторы Баженов и Бове считали колокольню Новодевичьего самой красивой и гармоничной в России.

Старинная московская улица Пречистенка получила свое название по указу царя в 1658 году в честь иконы Пречистой Девы, с которой шли из Кремля в Новодевичий монастырь.

Некрополь Новодевичьего монастыря

На территории монастырского некрополя похоронены члены семей княжеских родов, выдающиеся деятели искусства, политические деятели, ученые и военачальники. В конце XIX века кладбище было расширено за пределы монастыря. Эта часть некрополя пострадала во время реконструкции в 30-е годы, многие могилы сочли «лишними», оставив только захоронения ученых и писателей. В советские годы Новодевичье кладбище приобрело статус второго по значимости некрополя после Кремлевской стены.

Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:

Новодевичий монастырь основан в 1524 году Великим князем московским Василием III в память о возвращении города Смоленска в состав русских земель. Назывался монастырь «Пречистой Одигитрии Новым Девичьим».

В монастырь поступали представительницы царских и знатных боярских родов жены, дочери, вдовы и сестры. За стенами монастыря доживали свой век жена Василия Шуйского царица Мария Петровна, супруга царя Федора Ивановича Ирина Годунова. Ее брат Борис Годунов оставался с сестрой в монастыре до своего избрания на русский престол. Позднее обитель стала приютом для первой жены Петра I Евдокии Лопухиной и его сестер Екатерины, Евдокии и Софьи.

На протяжении веков Новодевичий монастырь считался самым богатым в Москве и во всей России. Поступавшие в него знатные особы жертвовали, драгоценностями, деньгами золотом и серебром.

В Отечественную войну 1812 года, после захвата французской армией Новодевичий монастырь едва не погиб. В нем была размещена на постой французская армия, перед уходом из Москвы они заложили под Смоленский собор, колокольню и другие здания монастыря бочки с порохом, но сожженным монастырь не был, когда французы подожгли его и ушли, монахини успели погасить не разгоревшийся огонь.

В 1922 году монастырь был закрыт, монахини были изгнаны из обители и здесь был открыт «Музей раскрепощения женщины», а в 1926 году преобразован в Историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1934 году он был передан Историческому музею в качестве филиала. С 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.

Известен монастырь своим кладбищем и старым некрополем, где покоятся герой войны 1812 года Д.В. Давыдов, генерал А.А. Брусилов, историки С.М. Соловьев, М.П. Погодин, философ В.С. Соловьев. Также здесь погребены автор Вишневого сада русский писатель А.П. Чехов и классик русской литературы Н.В. Гоголь.

В наши дни Новодевичий монастырь является православной святыней, художественно-историческим музеем и объектом всемирного культурного наследия признанным ЮНЕСКО.

Архитектурный ансамбль

Главным архитектурным шедевром Новодевичьего монастыря является старейший Смоленский собор – пяти купольный храм на высоком подклете, окружённый крытой галереей, возведенный в 1524-1525 годах. Историки утверждают, что архитектором пятиглавого храма был итальянец Алевиз Фрязин построивший его по образу Успенского собора Московского Кремля.

В Смоленском соборе сохранилась уникальная роспись созданная живописцами, которые работали над обустройством построек, храмов Кремля. В старинном храме находится список Смоленской иконы Божией Матери, а в 1648 году в храм был помещен еще один список – Иверской иконы Божией Матери принесенный со святой горы Афон. В подклете собора сохранилась усыпальница XVI-XVIII вв.

В западной стороне монастыря находится красивейшая Успенская церковь с примыкающей к ней трапезной, построенной во второй половине XVII века (1685-1687 гг.). Справой стороны от трапезной расположены палаты Ирины Годуновой с примыкающей к ней церкви Амвросия Медиоланского кон. XVI- нач. XVII вв.

В ансамбль Новодевичьего монастыря также входят: надвратная церковь Покрова Божией Матери (1683-1688 гг. южные ворота монастыря), надвратная церковь Преображения Господня с пятью золотыми куполами построенная в стиле «нарышкинского» барокко (1687-1689 гг. северные ворота монастыря).

В этом же стиле в 1689-1690 годах была возведена 72-метровая пятиярусная колокольня, возвышающаяся над монастырем. У основания в нижнем ярусе колокольни располагается церковь Варлаама и Иоасафа, в среднем ярусе церковь апостола Иоанна Богослова. Сохранились колокола XVII века работы Ф. Моторина и М. Ладыгина. Стены с зубцами и с 12-ю башнями, увенчанными ажурными коронами были возведены в период XVI-XVII вв.

Новодевичий монастырь был основан царем Василием III в 1524 году - в память о возвращении в состав русских земель города Смоленска. Отсюда и второе название монастыря - Богородице-смоленский.
Царь молился перед походом иконе Смоленской Божьей Матери и дал обет, что если Смоленск будет взят, он построит новый монастырь под Москвой. Правда уже после взятия Смоленска, у царя возникла и иная потребность в монастыре, он решил упрятать туда свою бездетную жену. В конечном итоге, жена царя окончила свои дни в другом монастыре, в Суздале; у царя Василия от новой жены родился сын Иван, известный нам, как Грозный; а новый монастырь на протяжении пары столетий видел множество царских дочерей и жен, насильно постриженных в монашки.
Но не будем стоять у ворот, а зайдем в них. :-)

Чтобы попасть в монастырь, нужно пройти под воротами, над которыми возвышается Преображенская надвратная церковь. 1687-1688 гг.

Новодевичий монастырь интересен еще и тем, что он изначально задумывался как крепость, прикрывающая Москву с опасного западного направления. И при этом это был женский монастырь.
Но как же могут женщины и солдаты находиться рядом? А никак.
Монашки жили внутри монастыря, а для солдат были под угловыми башнями устроены караульни.
Помещения эти не имели ни окон, ни дверей внутрь, поэтому солдаты и не видели монашек, и не могли к ним пройти. А вот когда враг приближался к монастырю, монашек эвакуировали в Вологду, а бравые солдатики занимали оборону внутри монастыря.
Вот как выглядит одна из таких караулен, расположенная при Никольской башне.
Как видите, окна в ней все же есть, но они появились уже существенно позже, когда монастырь потерял свое оборонное значение.

Как я уже сказала, в 16-17 веках Новодевичий монастырь стал местом пострижения женщин из царской семьи. В стенах монастыря жила вдова старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана. Сюда же после смерти царя Федора Ивановича удалилась его вдова Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым, будущим царем Борисом. И именно сюда приходили честные люди просить Бориса на царство. В Новодевичьем монастыре окончила свои дни сестра Петра I, царевна Софья, и три ее сестры. Первая жена Петра Евдокия Лопухина также некоторое время была заточена в этот монастырь. И это еще не всех я перечислила.
Но, безусловно, самое главная веха в истории Новодевичьего монастыря связанна с именем царевны Софьи. Именно благодаря ей сложился ансамбль монастыря и принял современный вид.
Софья и до насильственного пострига жила здесь. Несмотря на то, что она была царицей, она была незамужней девушкой. А незамужняя девушка должна была жить либо у своих родственников, либо в монастыре. Из старших родственников у Софьи была лишь мачеха - мать Петра. Понятно, что жить с ней было чревато, и Софья принимает решение перебраться в Новодевичий монастырь. И начинает его отстраивать, превращая, по сути, в свою царскую резиденцию.
Посмотрите на украшения стены и Иринской башни. Ласточкины хвосты на стенах - прямая аналогия с Кремлем; короны на башне - символы царской власти.

Постепенно монастырь превращается из деревянного в каменный.
Если мы посмотрим на его планировку, то увидим крест.
В центре креста - Смоленский собор или собор иконы Смоленской Богоматери, построенный одновременно с основанием монастыря. Это монументальный пятиглавый храм с росписями 16 и 17 веков, с пятиярусным резным иконостасом и редкими иконами 17 века.
К сожалению, храм этот не отапливаемый, летний (и так было всегда), поэтому пока он закрыт и откроется только в конце мая, когда наступит по настоящему теплая погода.

С восточной стороны Смоленского собора Софья строит Успенскую церковь с трапезной палатой. 1685-1687 г.
Это храм, в котором служба идет круглый год, построен в стиле московского барокко.

Вот какое дивное дерево растет перед ним.

С северной стороны мы видим еще одно красное здание - это Покровская надвратная церковь. 1687-1688 гг. Если бы ворота под церковью были открыты, можно было бы попасть с территории монастыря на Новодевичье кладбище.

Южная оконечность креста - Преображенская надвратная церковь, которую мы уже видели снаружи. А теперь полюбуемся ей и изнутри:-)

И наконец, западная часть креста - Колокольня, также построена в стиле московского барокко. 1689-1690 гг. Раньше в первом ярусе колокольни располагалась церковь святых Варлаама и Иоасафа, а во втором церковь Иоанна Богослова. Но колокольне сохранились несколько колоколов XVI-XVII вв.
Давайте посмотрим на нее повнимательнее. Строители использовали при ее возведении два любопытных приема.
Во-первых, визуально кажется, что она сложена из красного кирпича, но если присмотреться, увидите, что кирпичи слишком мелкие - стены специально так разрисованы, что бы придать колокольне легкости и ажура.
Во-вторых, издалека кажется, что все ярусы колокольни одинаковой величины. Однако мы знаем, что чем больше от нас находится объект, тем меньше визуально он выглядит. Зодчие XVII в. учли этот эффект и для того, что бы создать иллюзию одинакового размера ярусов делали каждый следующих ярус существенно выше, чем предыдущий. Так последний ярус превышает первый в 1,5 раза. :-)

В монастыре еще много интересных зданий.
Вот, например, так называемые, палаты Лопухиной. 1687-1688. Софья строила эти палаты для одной из своих сестер, потом и сама какое-то время в них жила до пострига. А в последствии их занимала первая жена Петра I Евдокия. Сейчас это здание резиденция митрополите Крутицкого и Коломенского.
А мы можем полюбоваться на солнечные часы, которые по такой погоде все равно не работают.
Да, здание вообще-то трехэтажное, но нижний, служебный этаж уже давно погрузился в землю.

А вот в этой караульне при Напрудной башне Петр держал свою сестру Софью. Некогда эта караульня была предназначена для начальников гарнизона и поэтому была теплой и самой комфортабельной.
Говорят, что именно под ее окнами и повесили стрельцов, что не совсем так, но к этому мы еще вернемся в другом посте.

А теперь посмотрим на Амвросиевскую церковь и прилегающие к ней трапезную и палаты Ирины Годуновой (XVI-XVII вв.). Ну, как ясно из названия, именно в них и жила вдова царя Федора Ивановича и ее брат Борис, который некоторое время отсюда правил царством.
Ныне в палатах и трапезной находится музей, филиал ГИМа, куда мы с вами заглянем в специальном посте.

Что у нас еще осталось?
Казначейские палаты конца XVII в.

Мариинские палаты. 1687-1688 гг.

Покровская и Чеботарная башня

Здание больницы конца XVII в., на котором висит мемориальная доска о том, что в этом здании жил выдающийся ученый, архитектор и реставратор Барановский П.Д.

А перед Смоленским собором стоит часовня Прохоровых начала XX в.

Ну, и напоследок пара карт-схем, поясняющих что, где и кому принадлежит.

Продолжение следует.

Новодевичий монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Новодевичий монастырь - один из самых красивых монастырей Москвы, сегодня относится к Историческому музею . Но и службы в храмах тоже проводятся. Как это часто можно встретить в столице - в одном месте гармонично сосуществуют историческое наследие в виде музейной части и духовная составляющая. Помимо всего этого на территории монастыря просто очень приятно находиться, прогуливаться и созерцать.

История

Монастырь этот был построен в 1524 году великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска в состав московского княжества. И освятили монастырь во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. О том, почему монастырь назван Новодевичьим, единого мнения нет. По одной из версий, на месте монастыря раньше было поле, на котором выбирали самых красивых московских девиц и отправляли их в качестве дани в Золотую Орду. По другой - первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина. А третья версия - самая вероятная - что монастырь предназначался для девиц, а приставка «ново» появилась, чтобы отличать его от другого женского монастыря, находившегося в самом Кремле.

В свое время Новодевичий монастырь был самый богатый и привилегированный монастырь в России.

В свое время это был самый богатый и привилегированный монастырь в России. В него поступали знатные женщины, жертвовавшие при постриге драгоценности - жемчуг, золото, серебро. В XVII в. сформировался великолепный ансамбль монастыря в стиле московское барокко. Башни украсили ажурные короны, была возведена колокольня (вторая в Москве по высоте после Ивана Великого), появились трапезная и Успенская церковь. В ходе истории появлялись в Новодевичьем монастыре и постоялицы, не по своей воле переступавшие порог обители. В разное время здесь держали под стражей боярыню Морозову, Петр I заточил сюда царевну Софью, не желавшую уступать трон брату, незадолго до смерти перевели сюда и Евдокию Федоровну Лопухину - первую жену Петра Великого.

Во время Отечественной войны 1812 года монастырь чудом избежал гибели. По преданию, монахини в последний момент успели погасить фитили, ведшие к пороховым бочонкам, зажженные отступавшей армией Наполеона, и потушили начинавшийся в обители пожар.

Современность

В 1922 г. монастырь закрыли и устроили здесь Музей раскрепощения женщины, позже преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Музейная коллекция включает в себя древнерусскую живопись, иконы, ткани XVI-XX вв., изделия из драгоценных металлов и камней, документальную коллекцию, состоящую из документов монастырского архива, библиотеки рукописных и старопечатных книг, а также богатейшую ризницу монастыря (вкладные иконы, богослужебные предметы и облачения). В главном, Смоленском соборе, сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI в. и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени.