Сколько весит самолет ил 96. Авиация россии

Ил-96 это первый советский пассажирский авиалайнер для дальнемагистральных рейсов имеющий широкий фюзеляж. Самолет Ил-96 был разработан конструкторским бюро имени Ильюшина в конце восьмидесядых годов прошлого века на базе предыдущей машины - Ил-86 . Новый самолет отличался крыльями, которые имели большую площадь и установкой новых турбовентеляторных двигателей ПС-90А. На самолет установлено четыре таких мотора каждый тягой по 16000 кгс.

Причиной создания новых пассажирских самолетов является постоянное развитие нашего общества и увеличение желающих воспользоваться услугами авиакомпаний. Именно поэтому и был создан новый дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96. Главной особенностью данной модели является то, что она имеет широкий фюзеляж, что позволяет разместить еще больше пассажиров и предоставить им комфортные условия полета. С помощью использования больших самолетов авиакомпания может перевозить большее количество пассажиров за один раз, и это позволяет снизить цену на эту услугу. Эти все факторы заставили руководство СССР задуматься над созданием новой машины, которой и стал Ил-96. Он был спроектирован на базе уже существовавшего самолета Ил-86.

Где применяется пассажирский самолет Ил-96

Ил-96 является дальнемагистральным самолетом, который перевозит пассажиров. Данная модель самолета способна выполнять перелеты на большое расстояние без посадок. Основной задачей данной модели было заменить узкофюзеляжные самолеты, которые были задействованы на рейсах как в пределах страны, так и за границу. До создания новой машины Ил-96 все перевозки пассажиров осуществляли старенькие и Ил-86. Потребность в новой широкофюзеляжной машине росла с каждым годом, поскольку начался активный рост количества пассажиров, которые хотели воспользоваться услугами авиакомпаний. Также самолеты, которые имели широкий фюзеляж, могли предоставить более комфортные условия перелета для клиентов.

История создания Ил-96 и его модификации

К разработке новой модели самолета конструкторы приступили в 1978 году. В основу новой разработки был положен уже существующий отечественный дальномагистральный самолет Ил-86Д. Конструкторы использовали за основу Ил-86 аж до 83-го года, пока не начали появляться передовые технологии, которые заставили создателей пересмотреть проект и задействовать более прогрессивные материалы и технологии. Конструкторы были поставлены перед фактом, что разработанные ими агрегаты и детали уже далеко не актуальны, а мировое авиастроение шагнуло далеко вперед.

Вот по этим причинам конструкторам пришлось отступить от своих планов и разработать принципиально новую машину, которая и была основой для всех последующих модификаций новой машины Ил-96. Впервые новый Ил-96 оторвался от земли в октябре 88 года, а уже в 89 году был представлен в Париже на всемирном авиашоу. В процессе испытаний Ил проводил много испытаний, главным из них являлся полет на дальность. На базе новой машины было создано много новых модификаций, которые были более специализированы.

Модификация Ил-96-400 была улучшена по сравнению с базовой моделью, поскольку в ней была увеличена мощность двигателей, а также количество мест для пассажиров. Была создана и грузовая модель Ила, которая активно используется и в наше время. Еще более прогрессивной была модель Ил-96М, которая разрабатывалась совместно с авиакомпаниями США. Но данная модель на сегодняшний день существует в одном экземпляре и используется только для презентации его на авиавыставках мира. Что касается стандартной модели Ил-96, то она в массовое производство поступила только с 1993 года.

Описание пассажирского самолета Ил-96

Данный самолет построен по схеме моноплана, который имеет низкое расположение крыльев, а также классическое оперение фюзеляжа. Главным назначением этого агрегата является перевозка 300 пассажиров, их багажа и дополнительных грузов, которые составляют 40 тонн. Дальность перевозки пассажиров составляет от 4 до 9 тысяч километров, в зависимости от модификации самолета. Конструкторами было предусмотрена максимальная дальность полета в 11 тысяч километров, так возможно изменять количество мест для пассажиров в салоне.

Фюзеляж самолета Ил-96 имеет такой же диаметр, как и предыдущая модель, но длина нового Ила меньше на 5 метров, чем у старого Ил-86. Конструкторы совместно с экспертами по аэродинамике провели плодотворную работу по созданию эффективного крыла нового самолета. Была также увеличена площадь хвостового пера на случай отказа одного из двигателей, это новшество помогло бы удержать самолет в полете.


Шасси этого самолета включает в себя три основные опоры, которые располагаются позади и учитывают центры масс. Также в систему шасси включена передняя опора. Каждая задняя опора состоит из четырех колес, которые оснащены эффективными тормозными системами. Передняя опора имеет два колеса и не имеет тормозной системы. Все колеса, которые входят в систему шасси Ил-96, имеют одинаковые размеры и давление.

Отрыв от земли обеспечивают четыре двигателя модели ПС-90А. Даная модель турбовентиляторных двигателей является достаточно эффективной и экономичной. Говоря о топливной системе, нужно отметить, что она работает автоматически, но при необходимости можно управлять ею вручную. Топливо в систему поступает из 9 баков. Восемь баков расположены в крыльях, а один по центру самолета.

За счет того, что Ил-96 является двухпалубным судном, его можно использовать в двух основных вариантах: смешанном и туристском. Первым и основным вариант является туристский. Его особенностью является то, что пассажирские кресла размещены в 3 ряда по 9 мест. При использовании такого метода размещения в переднем салоне самолета может разместиться 66 человек, а в заднем салоне − 234. При смешанном варианте самолет делиться на три класса и может вместить 235 пассажиров.

Ил-96 в коммерческой эксплуатации

В коммерческую эксплуатацию данная машина поступила только летом 93 года, первый рейс был из России в США. На первых этапах использования данный агрегат проводил международные рейсы по всему земному шару, а затем начал обслуживать и перелеты в пределах нашей страны. Во внутренних перевозках он связывал города России как на дальних, так и на коротких дистанциях. В 2005-2006 годах Илы начали экспортироваться за кордон, а именно три машины были проданы Кубе, причем один из них был президентского класса. В наше время отечественные авиакомпании широко используют Ил-96 для перевозки своих пассажиров. Также некоторые компании имеют в своих ангарах грузовые модели машин.

Наиболее широко Илы в нашей стране используют две авиакомпании − это «Аэрофлот», а так же Cubana. Ил-96 имеет большое преимущество на дальних дистанциях, потому что он более просторный и комфортный для пассажиров, нежели его узкофюзеляжные аналоги. Пассажиры сами говорят о преимуществах данной модели над всеми остальными.

К сожалению, этот авиалайнер не смог достичь очень большой популярности из-за своей высокой цены и достаточно большого расхода топлива, на это также повлияли и другие экономические факторы. В начале 2009 года авиаконструкторы подняли вопрос о снятии самолета Ил-96 с серийного производства. Данная проблема возникла в основном из-за высокой конкуренции иностранных моделей пассажирских самолетов.

Интересные данные о пассажирском самолете Ил-96

    Данный пассажирский самолет стал первым воздушным судном с широким фюзеляжем, который был изготовлен на территории бывшего СССР.

    Он является одним из наиболее безопасных пассажирских самолетов на всем земном шаре, поскольку не было ни одной аварии, в которой пострадал человек.

    Были построены две модификации этого самолета под названием Ил-96-300ПУ. Он представляет собой пункт управления войсками на случай ядерного удара. Также в этой модели увеличена дальность полета.

    Многим Илам дают имена. Как правило, их называют в честь известных летчиков или же космонавтов.

    Данное судно отличается своей надежностью, поскольку за все года использования этих самолетов запрет на вылет получил только один из них, а именно президентский самолет и то из-за неполадок в шасси.

    Ил-96 является первым аппаратом из всего огромного семейства Илов, которым способны управлять всего лишь три человека. Это стало возможным за счет установки в самолете новейшего бортового оборудования.

Несмотря на то, что на сегодняшний день создание пассажирских самолетов марки Ил-96 практически приостановлено, этот авиалайнер по-прежнему служит верой и правдой народу на территории нашей страны и за ее пределами.

Ил 96-Фото


Первый испытательный прототип Ил-96 поднялся в воздух в 28 сентября 1988 года. После прохождения 1200 часов летных испытаний, в декабре 1992 года Ил-96 получил сертификат о летной годности. Испытания самолета проводились в разных метеорологических условиях, с температурным разбросом от -50 до +40, и в разных климатических зонах. В самолете используется электродистанционная система управления (ЭДСУ). Имеется также и резервная механическая система управления. Информация о состояниях систем самолета и показаний полета выводиться на шесть цветных дисплея. В серийном производстве самолет Ил-96-300 находится с 1993 года. Производство серийного Ил-96-300 ведется воронежским акционерным самолётостроительным обществом (ВАСО).

Ил-96 Фото салона


В 1993 году Ил-96 был модифицирован и получил обозначение Ил-96М. Данная модификация имеет удлиненный корпус, и на самолет установлены американские двигатели PW-2337 фирмы "Partt & Whitney". Данный самолет способен совершать перелет на расстояние свыше двенадцати тысяч километров, и размещать до 435 пассажирских мест.

Лучшие места салона самолета IL 96-300 - Аэрофлот

Ил 96-300 схема салона


В 2000 году Ил-96 был снова улучшен. В новой модернизации был использован фюзеляж от Ил96-М. Эта модель получила обозначение Ил96-400. На этой модификации установлены турбореактивные моторы ПС-90А-1. Каждый имеет тягу больше 17000 кгс. Изменениям подверглась и авионика самолета. Дальность полета и Ил96-400 составляет тринадцать тысяч километров. А на основе уже этой модели был разработан грузовой вариант самолета - Ил96-400Т. На сегодняшний день в эксплуатации находятся модели Ил96-300 и грузовая версия Ил96-400Т. Пассажирская версия Ил96-400 в эксплуатации не находится, так как на эту версию не было заказов от авиаперевозчиков.

ИЛ-96-300 и ИЛ-96-400, как явствует из названия, - две модификации одного самолета, созданного российскими конструкторами. Вторая версия должна была стать логическим продолжением первой, но в силу целого ряда причин получилась совершенно другая машина. Самолеты различаются интерьером, техническими параметрами, летными характеристиками и... судьбой.

Изначально это были лайнеры для перевозки пассажиров, соответственно, на средние и дальние расстояния. Но сейчас 300 модель служит только в президентском отряде, а 400-я... Собственно, обо всем по порядку. Технические характеристики, особенности и фотографии модели ИЛ-96-400 мы и рассмотрим.

История

В начале 80 годов ОКБ Ильюшина разрабатывает среднемагистральный самолет, получивший имя Ил-86. Машина создавалась по принятым стандартам того времени. В отличие от более раннего 62-го и некоторых разработок Туполева, двигатели 86-го находятся на пилонах под крыльями. Это широкофюзеляжный самолет, имеющий современные (на то время) моторы и системы управления. Одно но: полностью заменить морально устаревший ИЛ-62 данная машина пока не может.

В конце 80 годов появляются данные о пассажирском самолете ИЛ-96. Эта разработка должна тоже относиться к широкофюзеляжному типу, но стать дальнемагистральной машиной. Основой нового самолета должен послужить 86, но с соответствующими поправками, касающимися скорости, объема топливных баков, и возможности длительного полета. В 1988 году проводятся первые летные испытания, а с 1993 года начинается серийное производство. В 2009 году объявлено о сворачивании производства модели, как бесперспективной. За эти годы свет увидели всего 22 (по другим данным 28) машины. Из оставшихся в эксплуатации, работает на Кубе, еще несколько модифицированных версий использует авиакомпании «Россия» для обслуживания первых лиц государства.

Модель 300

После начала серийного производства новая модель, получившая индекс 300, поступает в «Аэрофлот». За машину, способную потягаться силами с ведущими разработками "Боинга" и "Эйрбаса", коллектив разработчиков получает Государственную премию. И хотя этот самолет был дешевле, безопаснее, а по некоторым параметрам даже превосходил разработки американцев, отечественные перевозчики покупали "Боинг". При этом мотивация такой покупки порой принимала самые смехотворные формы. Например, что на "Боинге" два члена экипажа, а на ИЛе три. Или же что "Боинг" более безопасен, хотя проектные испытания нашей разработки доказывали обратное.

Подробные технические характеристики самолета ИЛ-96-300 практически повторяют версию 400, просто отметим, что наличие этого лайнера позволяло "Аэрофлоту" совершать беспересадочные полеты из Москвы в любой город обеих Америк, и при этом перевозить до 300 человек (односалонная планировка).

Рождение 400

Первым грузовиком в линейке стал ИЛ-96Т. Он родился в 1997 году в рамках российско-американского договора. Россия предоставила планер, а американцы предоставили 4 двигателя от "Пратт-Уитни" (такие же использует и бортовую авионику от Коллинза. Самолет получил немного удлиненный фюзеляж, грузовое оборудование, и даже прошел сертификацию по американским стандартам FAR25. Но в дальнейшее производство так и не вышел. Именно на его основе был впоследствии сконструирован первый 400-й. В самолете установили русскую авионику и российские же двигатели.

Модель 400

На рубеже веков разработчики выпускают лайнер, способный лететь на 500 км дальше, и при этом взять на борт уже 435 человек. Но сложная финансовая обстановка в России практически ставит крест на пассажирском самолете, однако на его основе проектируется транспортная версия. Меняются пассажирские, добавляются грузовые двери, и в 2007 году на авиасалонах демонстрируется следующая разработка воронежского предприятия — ИЛ-96-400Т. Это не новая разработка, так как летные характеристики остаются неизменными. Два года самолет простаивает, меняя хозяев, как перчатки, но в 2009 году машиной заинтересовалась российская компания «Полет», и первые три самолета отправляются к ней (два были собраны ранее 2007-го и существовали, как экспериментальные образцы). Таким образом, датой начала эксплуатации принято считать 23 апреля 2009 года. Карпов, президент «Полета», планирует довести число машин до 6 штук, но в 2013 году перевозчик признается банкротом. Воронеж собрал четвертый самолет, но он, по понятным причинам, так и не был выкуплен компанией.

Но транспортной версией заинтересовался другой покупатель — ВВС России. На сегодняшний день ходят слухи о 30 транспортных самолетах и стольких же модели 300. Официальные источники из Минобороны говорят, что программа распланирована на 10 лет, с таким расчетом, чтобы последнюю машину получить в 2024 году.

Модельный ряд

За свою непростую жизнь ИЛ-96 претерпел несколько модификаций. Кроме основных моделей — 300 и 400, было выпущено еще несколько вариантов, большинство из которых было либо переделано в другие версии, либо оставлено, как опытный образец. К их числу можно отнести:

  • ИЛ-96Т — первый прототип современной 400 модели. Единственный экземпляр из всей линейки, какое-то время носивший американское оборудование.
  • Ил-96М — второй экземпляр-прототип. Основным отличием был удлиненный фюзеляж.
  • Ил-96-300 — пассажирская модель широкофюзеляжного самолета. Почти 20 лет эти модели в ограниченном числе использовались Аэрофлотом (по неофициальным данным, на балансе компании находилось всего 6 машин).
  • ИЛ-96-400 и 400Т — соответственно пассажирская и транспортная модели самолета. Либо до 92 тонн багажа, либо свыше 400 человек.
  • ИЛ-96-400ТЗ — модель переделана из предыдущей версии. Топливозаправщиком заинтересовались ВВС России. Именно в таком варианте заказана 400 модель, для планового замещения ИЛ-78.
  • Ил-96-550 — опытный образец двухпалубного самолета. Аналог Будет ли дальнейшая разработка — пока не известно.

В список специально не включены еще несколько моделей рязряда "ПУ" (пункт управления) эти модифицированные 300 и 400 модели которые служат в отдельном отряде авиакомпании "Россия" и по международной классификации именуются как "Борт №1"

Особенности

Российский самолет ИЛ-96-400 в процессе создания получил несколько особенностей, которые выгодно отличают его от самолетов других компаний.

Самолет-топливозаправщик, заинтересовавший военных, является моделью «два в одном». размещаемые в фюзеляже, подключаются к основной топливной системе и способны вместить 62 тонны дополнительного горючего. Самолет может доставить этот запас на расстояние 3 500 км. Если необходимость в топливозаправщике отпадает, его легко переделать в обычный транспортник. Дальность полета не изменится, но груза можно принять до 92 тонн.

Вторая особенность этого лайнера касается безопасности полетов. 96-й стал единственным самолетом в мире, который способен нормально сесть даже при отказе всех 4 двигателей на борту. Такая проверка проводилась при первых испытаниях российскими летчиками-испытателями. В полете выключались все 4 двигателя, после чего самолет спокойно сажали по обычной схеме посадки.

Технические параметры

Ниже рассмотрим другие особенности и параметры самолета ИЛ-96-400. Технические характеристики транспортной версии:

  • длина — 64 м;
  • высота — 15, 7м;
  • ширина — 6,1м;
  • размах крыла — 60,1м;
  • площадь крыла — 392 кв. м;
  • взлетная масса (max) — 270 т;
  • крейсерская скорость — 850 км/час;
  • потолок — 13100 м;
  • дальность — 10000 м;

  • пассажировместимость — 435 человек (для одного класса размещения);
  • ВПП для взлета — 2600м, для посадки — 1980 м.

Запрет полетов

Не обошлась история этого самолета и без кратковременного, но тем не менее принесшего большие убытки российским перевозчикам, запрета на полеты. Решение было принято в результате инцидента в августе 2005 года, когда при вылете из Финляндии президентский борт не смог набрать необходимой для отрыва скорости. По мнению главного конструктора, данное решение было неправомерным. Дело в том, что у самолета ИЛ-96-400 характеристики предусматривают возможные отказы агрегатов по разным причинам. Гидравлика имеет резерв, превышающий потребление, в 4 раза. Такого запаса вполне хватит для поддержания штатного режима торможения для всех 12 колес лайнера, даже при выходе системы из строя на одном или двух колесах. Их функции переключатся на другие.

Заключение

В силу целого ряда причин самолет ИЛ-96-400, разработанный изначально как дальнемагистральный лайнер, перешел на военную службу. В то же время в силу пассажирского прошлого, ВВС получают машину, которая способна выполнять несколько задач: от обычного транспортника до самолета сопровождения. Сложись ситуация иначе, эти стальные птицы летали бы по территории бывшего Союза на средние и дальние дистанции. Ведь вся линейка 96 изначально планировалась, как замена двум машинам: Ил-86 и Ил-62.

В течение нескольких десятков лет отечественный самолёт ИЛ-96 демонстрирует высокие показатели надёжности. Весь мир признаёт его одним из наиболее безопасных авиалайнеров, при эксплуатации которого не погибло ни одного человека.

Многочисленные модификации, в момент представления публике, поражали своей эргономикой, техническими и лётными характеристиками, однако некоторые из них не поступили в серийный выпуск, а производство замораживалось.

История создания

Труды над созданием отечественного широкофюзеляжного самолёта, предназначающегося для пассажирских авиаперевозок велись ещё в начале 70-х годов прошлого столетия.

В тот период для дальних перелётов использовался .

Его существенным недостатком была малая вместительность, что увеличивало нагрузку на взлётно-посадочные линии. Кроме этого, он значительно уступал иностранным аналогам по комфорту и безопасности. Именно это послужило основной причиной начала работы над проектирующимся следующим поколением моделей.

ОКБ им. Ильюшина осуществляло разработки современного пассажирского самолёта большой вместительности . Было принято решение создать новый проект для дальних перевозок, получивший маркировку 86Д, он практически не отличался от базового варианта, но на конвейер не попал. К концу десятилетия, ставится задача проектирования новой модели, выгодно превосходящей аналоги.

Конструкция самолёта была существенно изменена, что стало причиной повышенного технического превосходства над ранними моделями отечественного производства.

Однако, технологии того времени так стремительно развивались, что после каждого окончания работ, конструкторы приступали к проекту заново, так как только что созданный ими проект уже отставал от своих иностранных конкурентов.

Первая модель ИЛ-96 300 полетела лишь осенью 1988 г, а сертифицированное признание получила после четырёхлетних испытаний.

Краткое описание

Фюзеляж самолёта ИЛ-96 300 диаметром 6.08 м, вместительность в зависимости от расположения пассажирских кресел от 235 до 300 человек. В стандартном варианте, при 300 местах, отсек разделён на 2 салона. В одном находятся 234 места, в другом переднем – 234.


Модели с меньшей вместительностью пассажиров имеют разделённый на 3 части отсек: первый, бизнес-класс и эконом. Сравнение уровня комфорта с иностранными аналогами, отечественный вариант нисколько не уступает.

60-ти метровый размах крыльев модели с подкрылками, занимающими часть нижней кромки и двухщелевые закрылки превосходят величину раннего ИЛ-86. Нижняя часть занята грузовыми палубами для транспортировки авиаконтейнеров и штучного груза.

3 основные шасси под центропланом самолёта и передняя стойка одинакового диаметра, удерживают машину на взлётной полосе и разгоняют её при взлёте.


Спальная зона в самолете

Описание характеристики пилотажно-навигационного комплекса ИЛ-96 300 поражало своей интеллектуальностью. С его помощью возможно управлять моделью самолёта втроём, без штурмана.

Впервые была установлена электронная система управления полётом ВСУП 85 4, новые электронные табло и индикаторы, ЭДСУ, противообледенительная электроимпульсная система.

Паспортные данные

Самолёты с двумя двигателями в каждом крыле имели длину 55,346 м, высоту 17,457 м, размах крыла 60,106 м, диаметр фюзеляжа 6,079 м. И как говорилось ранее, 4 силовых установки ТРДД марки ПС-90А с максимальной тягой 16 000 кгс.

Максимальный вес, разрешённый для взлёта данной модели самолёта, составляет 250 т, а полезная нагрузка не более 40. Объём топливных баков авиалайнера при этом 150 000 л.


Что касается лётных характеристик, здесь модели свойственна оптимальная скорость 860 км/ч, рекомендуемая высота над уровнем моря между 9 100 до 13 100 м, а дальность при максимальной полезной нагрузке не более 9 800 км.

Согласно проведённым испытаниям, ресурс использования самолёта ИЛ 96-300, а также ИЛ-96 400, может выдержать 25 лет эксплуатации или 10 000 полётов, что в переводе на время проведённое в воздухе составляет 70 000 часов.

Такой срок использования авиалайнера был регламентирован разработчиком: ОКБ имени Ильюшина.

Модельный ряд

Самолёт ИЛ-96 300 и следующая 400-я серия, изначально были спроектированы как пассажирские. Предназначались они для осуществления перелётов средней дальности.


Кабина Ил-96

Однако, судьба поступила иначе, на сегодняшний момент ранняя версия авиалайнера практически не эксплуатируется, а следующая, более модернизированная и укомплектованная электроникой – полностью перешла в руки военных.

Однако на их платформе было разработано и выпущено несколько модификаций, летающих и сейчас.

Модели 300-й серии

Начиная с момента первого признания, было выпущено 22 самолёта ИЛ-96-300.


Многие из них используются на сегодняшний момент:

  • ИЛ-96 300ПУ – является спецпроектом, предназначенным для транспортировки Президента РФ, всего собрано 5 экземпляров. С внешней стороны практически не отличается от пассажирских аналогов, кроме небольшого желоба в верхней части. Имеет оборудование, позволяющее управлять ВС страны, укомплектован «ядерным чемоданчиком».
  • ИЛ-96 300 96 Т – разработанный на базе предшественника в 1997 г. Многократно показывался как грузовой авиалайнер компании «Аэрофлот», хотя к авиаперевозчику никогда не имел никакого отношения. Единственный экземпляр поднимался в воздух один раз, во время испытаний, заказов не поступало, поэтому самолёт был переделан в ИЛ-96 400 Т.

На сегодняшний день производство 300-ой серии продолжается, благодаря тому, что она используется для транспортировки первого лица государства.

Последний борт Воронежский завод передал в 2015 г, примерно в то же время поступил ещё один госзаказ с получением в конце 2018 г.

Модели 400-й серии

Модернизированные, более совершенные «Илюшки»-96 400 получили большее признание. Они успешно эксплуатируются в Министерстве Обороны, «Аэрофлоте».

Однако такая востребованность постигла не все модификации самолёта. Некоторые из них так и не стали популярными и далее, чем один пробный экземпляр не производились.

Модификации маркированные данной серией представлены ниже:

  • ИЛ-96 400 – признан улучшенной модернизированной версией предшественника. Получил новый силовой агрегат ПС-90А-1 с соответствующей улучшенной тягой. Отличается длинным фюзеляжем, меньшим расходом топлива, новой авионикой.
  • ИЛ-96 400Т – грузовая версия своего прототипа, сохранившим лётные и технические характеристики. Производство осуществляется с 2007 г. в Воронеже. Первые 3 экземпляра успешно эксплуатировались местной авиакомпанией «Полёт», выполняющей международные грузовые рейсы. В июле 2014 г. списаны и разобраны на переработку. На текущий момент планируется возобновить серийное производство для государственного заказа, полученного от Министерства Обороны РФ.
  • ИЛ-96 400ТЗ – МО РФ заключило договор о поставке 2 штук, укомплектованных универсальными приборами авиационной заправки УПАЗ-1, устанавливающихся на ранние версии самолёта ИЛ-78. Планируется использовать их для транспортировки топлива в радиусе 3 500 км.
  • ИЛ-96 400 ВКП – замена устаревшей модели ИЛ-86 ВКП (воздушный пункт стратегического управления 3-его поколения) для ВС РФ.
  • ИЛ-96 400 М – первая отечественная авиаразработка вместе с иностранными представителями. Серийное производство не осуществлялось, единственный созданный в 1993 г, отличался от прототипа заключается в длинном фюзеляже, силовом агрегате «Pratt&Whitney», иностранной авионике. В 1997 г. получил сертификат в Америке, много раз показывался на мировых авиасалонах как самолёт с маркировкой ИЛ-96 400 с новым силовым агрегатом.
  • ИЛ-96 400МД – комплектовался американскими двигателями, используемыми в данное время на « ».
  • ИЛ-96 400МК – 4 турбореактивных мотора НК-92.

По состоянию на 2017 г, всего произведено 30 экземпляров самолётов. Причём наиболее востребованной продукция «Воронежского акционерного самолётостроительного общества» была в период с 2004 по 2009 гг.

В это время было собрано 6 авиалайнеров.

Самые известные факты

Так называемый двухэтажный отечественный авиалайнер является действующей легендой российского и советского авиастроения, с его эксплуатацией связано много рассказов и интересных фактов.

Одни из них противоречивые и негативно характеризуют самолёт, другие напротив – положительные, превозносящие модели ИЛ-96 над иностранными аналогами.

Наиболее распространённые из них представлены далее:

Модель ИЛ-96М являющаяся совместной разработкой с американскими конструкторами считается безукоризненным лидером среди отечественных пассажирских авиалайнеров прошлого десятилетия.

Это самый большой ИЛ самолёт, его пассажировместимость достигает 435 человек, максимальная масса позволяющая взлёт – 270 т, длина перелёта – 12 800 км на одной заправке.

Борт президента маркированный «ИЛ-96 300ПУ», расшифровывается как «Пункт управления». Отсюда можно следить за ситуацией в мире, самолёт оборудован системой ПВО, тепловой пушкой, фюзеляж покрыт материалами, обеспечивающими отражение радиосигналов систем слежения.

Внутри модели есть всё необходимое для комфортного передвижения, а при необходимости и жизни в течение некоторого времени. Однако, несмотря на повышенные меры безопасности авиалайнера, именно с ним связаны 2 из 3 негативных инцидентов из его многолетней истории.


Первый случай с самолётом произошёл 05.10.2004 г. в аэропорту Лиссабона. При взлёте произошло столкновение со стаей голубей, результатом чего стало непредвиденная отмена рейса. После осмотра технического состояния модели, обнаружилось накопление конденсата на трубках СКВ, попавшего в приборную панель авиалайнера.

Это повлияло на показания датчиков и стало причиной остановки. В дальнейшем последняя версия была признана официальной.
Португальский инцидент произошёл без присутствия Президента на борту самолёта, однако 02.08.2005 г. в Турку (Финляндия), он вынужден был пересесть на резервный.

Причиной стала неисправность системы рулевого управления. Последующее разбирательство привело к тому, что был наложен запрет на полёты всех модификаций ИЛ-96 300, длившийся 42 дня. Одна из деталей тормозного механизма авиалайнера оказалась бракованной, потому систематически отказывала вся система торможения.

Произошло это из-за несоответствия конструкции модели с исходными чертежами.

Огромные убытки авиакомпаний стали причиной отставки генерального директора ВАСО Вячеслава Саликова.

03.06.2014 г. не эксплуатирующийся авиалайнер ИЛ-96 300, стоявший в зоне технической стоянки аэропорта Шереметьево, загорелся. Самовозгорание произошло в кабине пилотов, пострадавших не было, а остов был распилен на металлолом.


Более негативных ситуаций в многолетней истории использования борта не наблюдалось.

Основная причина того, что модели ИЛ-96 не получили своего мирового признания это неудачное время разработок. Основные работы происходили в период, когда страна находилась на рубеже веков и пребывала в нестабильной ситуации.

Именно это не позволило авиалайнеру занять лидирующую позицию на мировом рынке и уступить американскому самолёту «Boeing 777», отличающемуся своей аварийностью.

Видео

Пассажирский самолёт

Разработчик:

ОКБ Ильюшина

Производитель:

Главный конструктор:

Генрих Новожилов

Первый полёт:

Начало эксплуатации:

Эксплуатируется

Основные эксплуатанты:

Аэрофлот (6 самолётов) « (4 самолёта, 2 заказано) Полёт (3 самолёта, 3 заказано)

Годы производства:

Единиц произведено:

25 (6 строятся)

Стоимость единицы:

Базовая модель:

История создания

Испытания

Эксплуатация

Конструкция самолёта

Силовая установка

Системы самолёта

Варианты

Аварии и происшествия

Запрет на полёты

Именные самолёты

Прочие факты

Ил-96 - пассажирский широкофюзеляжный самолёт для авиалиний средней и большой протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина в конце 1980-х годов. Совершил первый полёт в 1988 году, производится серийно с 1993 года на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества. Ил-96 стал первым и последним советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолётом.

Аэродинамическая схема

  • Четырёхмоторный турбореактивный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

История создания

К середине 1970-х годов практически все дальнемагистральные авиаперевозки в СССР и социалистических странах осуществлялись на самолётах Ил-62. Однако возможности этих самолётов не могли в полной степени отвечать быстрому росту объёма дальних перевозок: из-за сравнительно малой пассажировместимости число рейсов увеличивалось, соответственно, росла нагрузка на аэропорты. Кроме того, салон узкофюзеляжного самолёта был далёк от той степени комфорта, что была достигнута на принятом в эксплуатацию в 1969 году Боинге-747, ставшим первым в мире широкофюзеляжным самолётом.

В 1974-1977 годы одновременно с разработкой самолёта Ил-86 в ОКБ им. С. В. Ильюшина проводились исследования по дальнемагистральному самолету Ил-86Д. Этот самолёт отличался от исходного увеличенными размерами крыла (470 кв.м.) и новыми турбореактивными двухконтурными двигателями с большей степенью двухконтурности, сниженным удельным расходом топлива и тягой по 20 850 кгс. Исследования в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н. Е. Жуковского показали, что за счёт применения новых технических решений можно значительно улучшить топливную эффективность самолёта Ил-86Д и повысить его весовое совершенство. Предполагалось, что полная унификация с Ил-86 позволит быстро провести сертификацию самолёта и принять его в строй.

В 1978 году, используя результаты работ по проекту Ил-86Д, в ОКБ приступили к разработке самолёта Ил-96 с Т-образным оперением, крылом большего удлинения с носовыми сверхкритическими профилями и площадью до 387 кв.м. Исследования этого варианта велись вплоть до 1983 года, когда достигнутый прогресс в области авиационной науки и техники позволил отказаться от идеи создания самолёта Ил-96 с использованием в его конструкции многих готовых агрегатов и систем самолёта Ил-86 и перейти к созданию принципиально нового самолёта Ил-96-300.

Самолёт Ил-96-300 отличается от своего предшественника Ил-86 укороченным на 5,5 метра фюзеляжем, крылом большего размаха и уменьшенным углом стреловидности, увеличенными размерами вертикального оперения, улучшенным интерьером пассажирского салона. В его конструкции применены новые сплавы и увеличена доля композиционных материалов. На самолёте используется автоматическая система контроля за расходом топлива, что позволяет выдерживать центровку самолёта в полёте. Особое внимание было уделено вопросам надежности и безопасности эксплуатации самолёта. На самолёте используется российский цифровой комплекс авионики с шестью цветными многофункциональными дисплеями, ЭДСУ, инерциальная навигационная система и средства спутниковой навигации. На Ил-96-300 было решено установить новые двигатели Соловьёва ПС-90А. Нехарактерная для ранее выпускавшихся в СССР двухконтурных двигателей плавная гондола ПС-90А повышала топливную эффективность самолёта.

Комплекс требований, предъявленных КБ Ильюшина Министерством гражданской авиации - перевозка коммерческой нагрузки 30 и 15 т на практическую дальность 9000 и 11 000 км с крейсерской скоростью от 850 до 900 км/ч на высоте от 9000 до 12 000 м - делал оптимальной аэродинамической схемой традиционную: четырёхмоторный свободнонесущий низкоплан с вертикальным оперением. От Т-образного оперения отказались. Ил-96-300 изначально создавался как самолёт с потенциалом развития: его конструкция предполагает относительно быструю и недорогую разработку различных модификаций самолёта.

Дальнейшим развитием самолёта Ил-96-300 стало создание варианта Ил-96М, в котором приняли участие многие авиационные фирмы США. Фюзеляж самолёта был удлинён до 64 метров, то есть даже больше чем на Ил-86. Но главной отличительной чертой Ил-96М стали двигатели Pratt&Whitney PW2337. Опытный экземпляр был создан на базе первого опытного Ил-96-300. Самолёт поднялся в воздух 6 апреля 1993 года, но в серийное производство запущен не был. На базе Ил-96М был создан грузовой Ил-96Т, который так же был собран в единственном экземпляре. Исследовался также двухпалубный вариант Ил-96-550, оснащённый ТРДД НК-92 (4 x 20000кгс) и рассчитанный на перевозку 550 пассажиров.

В 1999-2000 годах проводились работы по проекту грузового самолёта Ил-96-400Т, который обладает возможностями грузового самолёта Ил-96Т, но имеет российские ТРДД ПС-90А-2 и бортовое оборудование. Он совершил первый полёт 16 мая 1997 года. В эксплуатации с 2009 года.

Испытания

Первый опытный экземпляр (б/н 96000) был собран непосредственно в цеху КБ на Ленинградском проспекте в Москве. В начале сентября 1988 года самолёт торжественно выкатили из сборочного цеха. Первый полёт опытный самолёт Ил-96-300 выполнил 28 сентября с Центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле. Самолёт пилотировал экипаж под командованием заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Станислава Близнюка. Полёт прямо над центральными районами Москвы продолжался 40 минут.

В процессе испытаний Ил-96 выполнил несколько примечательных полётов на дальность, в том числе Москва-Петропавловск-Камчатский-Москва без посадки в Петропавловске. 14 800 км пути самолёт преодолел за 18 часов 9 минут. 9 июня 1992 года Ил-96 перелетел из Москвы в Портленд через Северный полюс, проведя в воздухе 15 часов. Самолёт испытывался в Якутске при -50°C и в Ташкенте при +40°C. По итогам испытаний 29 декабря 1992 года самолёту вручили сертификат лётной годности. Полгода новые машины «обкатывали» на трассах «Аэрофлота», причём из-за недостатка финансирования эксплуатационные испытания пришлось совместить с коммерческими грузовыми перевозками. Работа коллектива ОКБ Ильюшина над Ил-96-300 была отмечена Государственной премией РФ.

Эксплуатация

Самолёт выпускается с 1992 года на Воронежском авиационном заводе. С 1988 года построено 23 самолёта данного типа. По данным августа 2009 года в эксплуатации находятся 16 самолетов (в России 13). Из них для пассажирских перевозок используется 6 лайнеров Аэрофлота.

По решению Министерства гражданской авиации СССР, принятому на заседании коллегии 26 января 1989 года, первые самолёты Ил-96 планировалось передать в ЦУМВС (Центральное управление международных воздушных сообщений) Аэрофлота, затем - в Домодедовский авиаотряд. Переучивание лётного состава проходило в ОКБ имени Ильюшина. Первый лётный отряд был организован 6 августа 1991 года. В 1992 году были выполнены несколько технических рейсов из Москвы в Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск.

Коммерческая эксплуатация самолёта началась 14 июля 1993 года на маршруте Москва-Нью-Йорк. Первое время самолёт использовался на преимущественно зарубежных рейсах: в Сингапур, Лас-Пальмас, Нью-Йорк, Тель-Авив, Пальма де Майорка, Токио, Бангкок, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сиэтл, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Сеул, Сан-Паулу, Гавану, Ханой, Сантьяго, Лиму. Все летающие на данный момент в Аэрофлоте самолёты Ил-96 были собраны в первой половине 1990-х годов. В обмен на снижение пошлин на ввоз иностранной техники Аэрофлот обязался приобрести дополнительную партию Ил-96, но сделка так и не состоялась, хотя пошлины были снижены.

Два самолёта построены для обслуживания президента Российской Федерации (модификация Ил-96-300ПУ, б/н RA-96012, RA-96016).

В 2005-2006 годах три Ил-96-300 были поставлены на Кубу, в том числе один - для обслуживания президента Кубы. В 2009 году правительство Венесуэлы заключило контракт на поставку двух Ил-96-300 - один для пассажирских, другой для VIP-перевозок.

Осенью 2008 года лизинговая корпорация ИФК изъяла два Ил-96-300 у Красноярских авиалиний в связи с неплатёжеспособностью компании. В настоящее время самолёты находятся на хранении. В истории российской авиации это был первый случай, когда у авиакомпании «отобрали» самолёты. Именно эти два Ил-96-300 рассматриваются для передачи в Венесуэлу.

В 2009 году в авиакомпании Полёт началась эксплуатация грузовых самолётов Ил-96-400Т, которые изначально планировал купить Аэрофлот, но впоследствии отказался от них. По состоянию на сентябрь 2009 года, в авиакомпании Полёт насчитывается три Ил-96-400Т с планом получением ещё трёх машин в 2010 году. Также, в ходе авиакосмического салона МАКС-2009 было подписано соглашение с перуанской авиакомпанией на поставку двух грузовых Ил-96-400Т с опционом ещё на один такой самолет и ведутся переговоры о поставке его в Китай и страны Ближнего Востока. Текущая версия самолёта оснащена новыми двигателями, самым современным пилотажно-навигационным комплексом российского производства, позволяющим эксплуатировать воздушное судно без каких-либо ограничений по всему миру. Подобных самолётов в России до сих пор не производилось. Ил-96-400Т может перевозить до 92 тонн грузов на маршрутах средней и дальней протяжённости. Самолет сертифицирован в соответствии с российскими нормами лётной годности, гармонизированными с нормами Евросоюза и США.

В разное время велись переговоры о продаже Ил-96 в Китай (три самолёта), Сирию (три самолёта) и даже Зимбабве. Авиакомпания KrasAir планировала в 2007 году передать два своих Ил-96 в «мокрый лизинг» на год в Iran Air.

Два первых опытных образца (б/н 96000 и 96001), долгое время хранившиеся в ЛИИ имени Громова в Раменском, в мае 2009 года были уничтожены. Ещё 5 самолётов (2 KrasAir и 3 Домодедовских авиалиний) временно выведены из эксплуатации и находятся на хранении.

В 2009 году министр промышленности и торговли Виктор Христенко принял решение о снятии с производства пассажирского самолета Ил-96-300 в ближайшие годы, так как лайнер не способен конкурировать с новейшими дальнемагистральными пассажирскими самолётами компаний Boeing и Airbus. Создатели Ил-96-300 ориентировались на экономические показатели Boeing 767, однако с момента первого полета Ил-96-300 введены в эксплуатацию дальнемагистральные авиалайнеры нового поколения Boeing 777, Airbus A330, Airbus A340, Airbus A380, ожидается скорый выход на рынок Boeing 787 и Airbus A350. До 2012 года будут произведены ещё два Ил-96-300 для СЛО «Россия» (в том числе президентский Ил-96-300ПУ). В производстве остается грузовая версия самолёта Ил-96-400Т.

Эксплуатант

Модификация

Количество

Аэрофлот

Cubana de Aviacion

Аэростарз

Специальный лётный отряд «Россия»

На хранении

Домодедовские авиалинии

Красноярские авиалинии

Разобраны на металлолом

КБ Ильюшина

Ил-96-400М/Т

Строятся

Специальный лётный отряд «Россия»

Конструкция самолёта

Планер

Ил-96 выполнен по схеме цельнометаллического свободнонесущего четырёхмоторного широкофюзеляжного низкоплана со стреловидным крылом и вертикальным оперением.

Фюзеляж Ил-96-300 имеет одинаковый с фюзеляжем Ил-86 диаметр, но меньшую - на 5,23 метров - длину из-за уменьшения числа рядов пассажирских кресел. Однако конструкция фюзеляжа существенно изменена для повышения его надежности, обеспечения безопасности при повреждении, уменьшения скорости роста трещин, обеспечения заданного ресурса, снижения массы и улучшения качества наружной поверхности. Различная компоновка пассажирского салона предусматривает вместимость от 235 до 300 человек. На стандартном самолёте (300 мест) кресла установлены в двух салонах (переднем - 66 кресел и заднем - 234 кресла) с шагом 870 мм по девять в ряд с тремя проходами шириной 550 мм. Компоновка на 235 мест предусматривает размещение пассажиров в трёх салонах: в первом классе - в 22 креслах с шагом 1020 мм, в бизнес-классе - в 40 креслах и в эконом классе - в 173-ёх. Пассажирский салон оборудован буфетными стойками и 8-ю туалетами.

На нижней палубе расположены три грузовых отсека. Передний вмещает 6 стандартных грузовых контейнеров типа АБК-1,5, задний - десять, при этом максимальная загрузка самолёта предполагает занятие лишь девяти контейнеров, тогда как другие семь можно использовать для перевозки грузов и почты. Третий грузовой отсек предназначен для перевозки штучных грузов.

Крыло на Ил-96 значительно отличается от установленных на Ил-86. Размах крыльев - более 60 метров, а площадь - 391 м²: на 70 метров больше Ил-86. Отличительными особенностями крыла являются крупные вертикальные законцовки высотой 3,1 м. Крыло

Ил-96 обладает сложной взлётно-посадочной механизацией, состоящей из двухщелевых закрылков и предкрылков по всей длине передней кромки.

Горизонтальное оперение Ил-96 - то же, что у Ил-86, а площадь вертикального оперения возросла за счет увеличения его высоты на полтора метра. Необходимость увеличения площади вертикального оперения обусловлена требованием обеспечения путевой устойчивости в случае отказа одного двигателя.

Шасси Ил-96 состоит из трёх основных опор, расположенных под центропланом, и передней опоры. Каждая из трёх опор снабжена четырёхколесной тележкой с тормозными колёсами, а передняя опора имеет два нетормозных колеса. Все четырнадцать колёс имеют одинаковые размеры 1300*480 мм и давление в пневматиках 11,5 кг/см².

Силовая установка

Ил-96 оборудован четырьмя турбовентиляторными двигателями с высокой (4,5) степенью двухконтурности ПС-90А с тягой на максимальном режиме работы двигателя 16 000 кгс, которые крепятся на пилонах к крыльям. Тяга в крейсерском режиме - 3500 кгс. Удельный расход топлива на крейсерском режиме - 0,595 кг/кгс·час. Выполнен по двухвальной системе, имеется реверсивное устройство. Вентилятор - одноступенчатый, компрессор - 13-ступенчатый. Турбина высокого давления - двухступенчатая, низкого - четырёхступенчатая. ПС-90А имеет модульную конструкцию, число модулей - 11. В процессе эксплуатации их можно заменять.

Впервые в истории советской авиации двигатель оборудован двухканальной электронной системой управления и контроля параметров «Диагноз-90». Среди преимуществ системы - автоматический контроль за расходом топлива и защита от помпажа. Предусмотрен воздушный старт на высоте до 7 000 метров.

Двигатель сертифицирован в 1992 году (3 апреля), так же как и самолёт. В конце 2006 года для самолета Ил-96-300 с двигателем ПС-90А получен сертификат на соответствие Главе 4 норм ИКАО по шуму.

Системы самолёта

На Ил-96 применён передовой для своего времени пилотажно-навигационный комплекс, благодаря которому самолёт стал первым из «Ил»-ов, предназначенный для управления экипажем из трёх человек (без штурмана), а также первым советским самолётом, оборудованным электронной системой управления полётом ВСУП-85-4. К традиционным аналоговым индикаторам на приборной панели («будильникам») прибавились дисплеи на лучевых трубках: по два у командира и второго пилота (комплексный пилотажный индикатор и комплексный индикатор навигационной обстановки) и ещё два на центральной панели (индикаторы параметров двигателей). Самолёт оборудован электродистанционной системой управления (ЭДСУ).

Топливная система самолёта разработана на базе топливной системы Ил-86. Она работает автоматически, однако для экстренных случаев предусмотрен механизм ручного управления. Топливо располагается в девяти кессонных баках, из которых по четыре расположены в консоли каждого из крыльев и ещё один в центроплане. Перекачка керосина из бака осуществляется струйными насосами в предрасходный отсек, а далее - в расходный отсек, отдельный для каждого из четырёх двигателей.

Система кондиционирования воздуха (СКВ) Ил-96 также работает автоматически. Блоки СКВ расположены в центроплане. Воздух в кабину поступает от двигателей. С учётом повторной циркуляции при полной загрузке самолёта (300 пассажиров) СКВ нагнетает в кабину 25,7 кг воздуха на одного пассажира в час.

Электроимпульсная противообледенительная система циклического действия защищает передние кромки крыльев и стабилизаторов, а также киль. Интересно, что обогрев не предусмотрен на внутренней секции передней кромки крыла (от центроплана до пилона ближнего двигателя) и на «носке» киля, что объясняется незначительным влиянием обледенения в этих местах на управляемость самолётом. Воздухозаборники двигателей обогреваются с помощью воздуха, отбираемого из компрессорной камеры.

Варианты

Базовый вариант с двигателями ПС-90А (4х16 000 кгс). Первый полет самолет совершил 28 сентября 1988 года, 29 декабря 1992 года получил сертификат летной годности. Первый поступил на службу в «Аэрофлот» в 1993 году. В настоящее время помимо Аэрофлота используется только ГТК Россия в качестве VIP-транспорта и кубинской Cubana, в том числе в качестве транспорта президента Кубы. Производился серийно на заводе ВАСО в Воронеже. Единственный из пассажирских самолётов серии, находящийся в эксплуатации. Было выпущено 20 самолётов, включая опытные. 11 августа 2009 года было объявлено, что самолёт Ил-96-300 будет снят с производства как «бесперспективный».

Максимальная взлётная масса - 250 тонн, коммерческая нагрузка - 40 т. Дальность полёта при максимальной загрузке - 9 000 км, при количестве пассажиров 269 человек и с полным запасом топлива - 13 500 км. Пассажировместимость в кабине трёх классов - 235 человек, в двухклассовой компоновке - 262, в эконом-классе - 300 человек.

Специальный вариант Ил-96-300, разработанный для перевозки Президента РФ. (Пункт управления) построен в двух экземплярах. Отличий по летно-техническим характеристикам от базовой версии у него практически нет, кроме увеличенной дальности за счет некоторых доработок. На самолете установлено оборудование, позволяющее вести управление вооруженными силами в случае ядерного конфликта. Внешне самолёт также не имеет отличий от базового варианта, за исключением характерного жёлоба в верхней части фюзеляжа. Первый самолёт этой версии был собран в 1995 году для Бориса Ельцина. Второй, «Путинский» Ил-96 (б/н 96016) поднялся в воздух 21 апреля 2003 года.

Ил-96М/Т

Ил-96М - это первый российский самолёт, разработанный в сотрудничестве с западными компаниями. Был изготовлен только один, опытный образец. В марте 1993 года фюзеляж опытного Ил-96-300 был удлинён, двигатели ПС-90 заменены на Pratt&Whitney PW2337 (впервые в истории российской авиации на самолёте были установлены американские двигатели) тягой 17 030 кгс, установлена западная авионика. Самолёт совершил первый полёт 6 апреля 1993 года. В 1997 году Ил-96М был сертифицирован в США. Неоднократно демонстрировался на всевозможных авиасалонах, на МАКС-2003 демонстрировался под обозначением Ил-96-400 с двигателями НК-86. В мае 2009 года разрезан.

По всем основным показателям Ил-96М стал «рекордсменом» среди советских пассажирских самолётов: он способен брать на борт до 435 пассажиров, максимальная коммерческая нагрузка - 58 тонн, максимальная взлётная масса - 270 тонн, практическая дальность полёта - 12800 км.

Разрабатывались другие варианты:

  • Ил-96МД - самолёт с двумя двигателями Pratt&Whitney PW4082 (в настоящее время эти двигатели используются на Боинге 777).
  • Ил-96МК - самолёт с четырьмя турбореактивными НК-92 тягой 20 000 кгс.

На базе Ил-96М был разработан грузовой вариант Ил-96Т . В 1997 году построен единственный экземпляр (б/н RA-96101), 16 мая поднялся в воздух. Также неоднократно демонстрировался на авиасалонах в фирменной раскраске Аэрофлота, хотя авиакомпания никогда им не пользовалась, заказов на данный тип не поступало.

Ил-96-400

Самолёт Ил-96-400 является глубокой модернизацией Ил-96-300 с двигателями ПС-90А-1 тягой 17 400 кгс и улучшенной авионикой. Фюзеляж был «позаимствован» у Ил-96М. Максимальная взлётная масса - 270 тонн, полезная нагрузка - 58 тонн. Максимальная пассажировместимость - 435 человек. Максимальная дальность полета - 13 000 км.

По состоянию на 2009 Ил-96-400 не был собран ни в одном экземпляре, заказов на данный тип пока ещё не было.

Ил-96-400Т

Ил-96-400Т является грузовым вариантом Ил-96-400. Лётно-технические показатели остались неизменными. Производится на заводе ВАСО в Воронеже. Первый Ил-96-400Т был создан путём реконструкции Ил-96Т, собранного в 1997 году. В 2007 году собран целиком новый самолёт. Оба самолёта в 2007 году были проданы Атлант-Союзу, в 2009 году они перешли в Полёт. По состоянию на май 2011 года в парке Полёта успешно эксплуатируется три самолёта, а еще два будут сданы в эксплуатацию в 2011 г.

Лётно-технические характеристики

Характеристика

Ил-96-400М/Т

Первый полёт

Начало эксплуатации

Размах крыла

Высота в хвосте

Площадь крыла

Макс. взлётная масса

Макс. пассажировместимость

Крейсерская скорость

Максимальная скорость

Эксплуатационный потолок

Дальность полёта (при макс. нагрузке)

Двигатели

4х Pratt&Whitney PW2337

Аварии и происшествия

За всю историю эксплуатации с самолётом Ил-96 не случалось катастроф и аварий, повлёкших гибель людей.

Инцидент при взлёте президентского самолёта

5 октября 2004 года некоторые российские издания сообщили, что 29 сентября при взлёте из международного аэропорта Лиссабона Ил-96-300ПУ (б/н 96016) столкнулся со стаей птиц, предположительно, голубей. Столкновение с птицами (англ. birdstrike ) - частое явление в авиации, которое, однако, далеко не всегда приводит к поломке двигателей. Взлёт был прерван, а самолёт отбуксирован на стоянку. 30 сентября его осмотрели техники ГТК Россия, которой принадлежит самолёт, прибывшие из Москвы на Ил-62.

В итоге было объявлено, что причиной отмены взлёта стало вовсе не столкновение с птицами, а конденсат от трубок СКВ, попавший на приборную панель. Влага исказила показания приборов: двигатели работали на взлётном режиме, но приборы показали, что на взлётный режим двигатели выйти не смогли. Вероятно, этот случай остался бы рядовым, если бы внимание российской прессы не привлекла фотография португальского споттера Мигеля Клаудио, которому посчастливилось заснять самолёт в момент инцидента.

Путина в тот момент в самолёте не было, он находился в Саратове.

Запрет на полёты

2 августа 2005 года тот же Ил-96-300ПУ, но уже с президентом на борту, не смог взлететь из аэропорта финского города Турку, где Владимир Путин находился с официальным визитом. При рулении была обнаружена некая техническая неисправность, было принято решение пересадить президента на резервный Ил-62.

Последствия этого инцидента оказались более серьёзными. 22 августа по предложению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта полёты всех самолётов Ил-96 были запрещены. Это объяснялось систематическим отказом системы торможения колес, который произошёл в том числе 2 августа в Финляндии. Было объявлено, что один из узлов колёсного тормоза, УГ151-7, бракован и не соответствует заявленным чертежам. Агрегаты УГ151 для Ил-96 собирались на Балашихинском литейно-механическом заводе, для их замены новая партия была собрана на заводе НПО Молния в Москве.

Результатом запрета стали многомиллионные убытки авиакомпаний, использовавших Ил-96, в первую очередь Аэрофлота. 3 октября генеральный директор ВАСО Вячеслав Саликов был отправлен в отставку, полёты Ил-96 были возобновлены в тот же день. Запрет на полёты продлился 42 дня.

Именные самолёты

Некоторые самолёты Ил-96 носят имена выдающихся советских лётчиков и деятелей авиации и космонавтики.

  • Ил-96-300 RA-96005: «В. Чкалов»
  • Ил-96-300 RA-96007: «А. Майоров»
  • Ил-96-300 RA-96008: «Я. Моисеев»
  • Ил-96-300 RA-96010: «Н. Карпеев»
  • Ил-96-300 RA-96011: «В. Коккинаки»
  • Ил-96-300 RA-96014: «Михаил Водопьянов»
  • Ил-96-300 RA-96015: «М. Громов»
  • Ил-96-300 RA-96017: «Михаил Решетнев»
  • Ил-96-400Т RA-96101: «Вячеслав Саликов»
  • Ил-96-400Т RA-96102: «Валерий Меницкий»
  • Ил-96-400Т RA-96103: «Станислав Близнюк»

Прочие факты

  • Ил-96 - второй в истории советской (после Ил-86), первый в истории российской (выпускается с 1992 года, то есть уже после распада Советского Союза) и девятый в истории мировой авиации широкофюзеляжный самолёт.
  • В сентябре 2008 года один из двигателей ПС-90А, собранный в 1990 году и установленный на самолёте Ил-96-300 Аэрофлота, впервые в истории российской авиации преодолел рубеж работы 30 000 часов.
  • Ил-96 является одним из немногих широкофюзеляжных самолётов, который никогда не терпел катастроф, повлекших за собой человеческие жертвы. В это же число входят самые современные лайнеры иностранных производителей: Boeing 777, Airbus A380 и Airbus A340; однако, аварии и инциденты с последними всё же случались. Ил-96, несмотря на медленные темпы производства и сравнительно малое количество выпущенных самолетов, остаётся одним из самых надежных лайнеров в мире.
  • Масса пустого Ил-96-300 - 117 тонн, он в 62 раза тяжелей 105-й «Волги», в 16 раз тяжелей армейского грузовика Урал-4320, в 9 раз тяжелей Икаруса-280, в 3,5 раза тяжелей вагона метро, и при этом самолёт на 6 тонн легче тепловоза ЧМЭ3.
  • Площадь крыла Ил-96М в полтора раза больше, чем площадь теннисного корта.

Можем себе представить рабочий день президента Российской Федерации. Как нам известно, ему приходится вынужденно путешествовать по всему земному шару. Неделя расписана по часам: сегодня ему нужно отправиться в Америку, через несколько дней в Австралию, а также он решает многочисленные проблемы в Российской Федерации. Так получается, что самый быстрый способ передвижения - на самолете. Борт номер один служит для Путина не только средством передвижения, но и мобильным центром управления огромным государством и одновременно «воздушной канцелярией».

Высокопоставленные чиновники уже с начала Великой Отечественной войны используют самолеты, как средство передвижения. Была создана специальная авиационная группа. Она обеспечивала воздушными судами, контролировала состояние «воздушной резиденции» главы государства.

Иосиф Виссарионович Сталин использовал для своей работы самолет С-47 (это копия Ли-2). Во время полета его сопровождали двадцать семь истребителей ВВС РККА.

Хрущев Никита Сергеевич совершал деловые поездки в основном на Ил-18. Он очень любил путешествовать. Больше всего миру запомнилось путешествие в Соединенные Штаты Америки в 1959 году. Тогда для перелета Генеральный секретарь выбрал воздушное судно марки Ту-114, это самый большой в мире самолет. Полетел он не один, а со своей семьей и сопровождающими его лицами в количестве 63 человек.

Прилетевшие в Америку гости не смогли сразу и нормально сойти на землю, так как на авиабазе не оказалось трапа такой длины, чтобы достал до дверей высокого Ту-114. Понадобилась пожарная машина с огромной лестницей для приема русских гостей. Вскоре авиаконструкторы создали специально для него Ил-62, он был любимым самолетом Леонида Ильича Брежнева, также летали на нём по своим рабочим поездкам Юрий Владимирович Андропов, Константин Устинович Черненко и Михаил Сергеевич Горбачёв. За всё время работы воздушное судно ни разу не подводило своих VIP-пассажиров.

Парк самолетов Путина

На каких самолетах летает Владимир Владимирович Путин? Парк авиатехники главы Российского государства состоит из 8 самолетов и 2 вертолетов. В основном он использует для перелетов флагман Ил 96-300ПУ («пункт управления»). Это очень большой самолет, там есть всё, что необходимо для эффективной работы и полноценного отдыха.

Данный самолет снабжен полнейшим набором электротехники. Это прекрасная платформа для управления страной и армией нашего государства. Ил-96-300 ПУ имеет все надлежащие средства связи, не исключая спутниковые, так что взломать систему управления самолета президента невозможно.

Главное превосходство в том, что абсолютно никто не имеет представления, по какому именно маршруту полетит президентский самолёт. А также он может выбрать любую другую технику для авиаперелета, например, такие марки воздушных судов:

  • ТУ-154М;
  • ТУ-134;
  • ИЛ-62М;
  • ЯК-40;
  • Ил-96-300 (основной);
  • Ил-62 (резервный).

Для подстраховки за бортом номер один обязательно летит еще один самолет, сопровождающий главу государства, так поступают все президенты. А выбирает Путин тот самолет, на котором будут соответствовать условия, характер поездки, расстояние полета. Например, для Индии используется одна марка самолета, а в Якутию нужно совершенно другую.

Путин обычно использует самолеты, предназначенные именно для президентских перелетов по рабочим визитам, но случалось и такое, что пришлось совершить полет на истребителе. Или когда необходима пересадка на вертолет, это Ми-8. На борту самолета обязательно летит командир и две смены экипажа, а также обслуживают бортпроводники из пяти мужчин и пяти женщин.

В 2012 году летный отряд «Россия» получил пополнение, еще один Ил-96-300 с бортовым номером RA96020, а в 2013 году еще одним, который заказывали с бортовым номером RA96021.

Президентский самолет

Сотрудникам прессы всегда интересно, не только на каком воздушном судне совершает перелет Российский президент (кстати, президентский Ил-96 фото постоянно публикуются на страницах российской прессы), но и как попасть именно на такую работу, но там естественно жесткий отбор.

Комиссия отбирает на работу в ГТК «Россия»: по возрасту, уровню квалификации, кандидат должен быть ответственным, исполнительным, благонадежным, дисциплинированным. Новичкам, как правило, не попасть на борт №1, сначала нужно пройти по всем ступенькам карьерной лестницы и достичь высочайшего уровня профессионализма. Этот самолет президента эксплуатируется авиакомпанией ГТК «Россия».

Самолет Путина

У президентского самолета ИЛ-96-300 ПУ с бортовым номером RA96012 необычный дизайн, Голландия предложила услуги по покраске авиасудна, внутренней отделкой салона занимались в Швейцарии, она из орехового шпона, инкрустированные драгоценными камнями, бронированные стекла, стены украшены гобеленами, гравюрами на исторические темы, растительными произведениями искусства. Специалисты Diamonite Aircraft Furnishings Ltd занимались планировкой и техническим обустройством помещений на борту самолета. В салоне преобладают светлые тона, но больше цвета флага Российской Федерации.

Богатое убранство самолета – это не игрушка для личного пользования, не для того, чтобы хвастать, на этом борту часто бывают гости из-за границы, дипломатические встречи, уполномоченные средств массовой информации.

Самолет главы государства - это особенный символ, он создает особую репутацию Российской Федерации для иностранных гостей. Там нет «унитазов из золота», убранство комнат выдержано в «державном» стиле. Благородство, красота, качество, комфорт, без лишней «мишуры», вульгарщины и кричащей роскоши.

Президентский борт - это комфортабельный летающий офис для деловых поездок по всему миру, это не дорогая игрушка как у восточных принцев, у которых на трехэтажном борту есть бассейны и концертные залы с оркестром. А высокая стоимость борта номер один больше всего связана с секретным радиоэлектронным оборудованием и обеспечением особых мер безопасности перелетов.

«Летающим Кремлем» можно назвать рабочий кабинет Ил-96-300 Путина, там есть совещательные комнаты, зал для конференций, салоны «люкс» для сопровождающих лиц и гостей.

На борту самолета есть всё необходимо для управления государством, под рукой есть компьютеры, офисная техника, спутниковые системы коммуникации, спецсвязь, радиоэлектронная техника, встроен нижний трап (чтобы не повторилась история 1959 года с Никитой Хрущевым) и модернизированы двигатели (ПС-90А).

Также на борту есть маленький спортивный зал, комнаты для отдыха избранных гостей, трапезная, барная комната, кабины для принятия душа, медицинская комната, где кроме экстренной медицинской помощи могут произвести реанимацию.

Технические характеристики внушают доверие. Размеры самолета тоже не оставляют равнодушными: размах крыла 60 метров, в длину составляет 55 метров, в высоту - более 17 метров. Взлетная максимальная масса 230 тонн. Запас топлива 150400 литров. Скорость в полете около 900 километров в час, при посадке - 270 километров в час. За 20 лет работы воздушное судно совершило около 12 тысяч посадок.

У шасси самолета три основные опоры, которые, располагаются сзади центра масс, и передняя опора. Каждая из трех снабжена четырехколесной тележкой с тормозными колесами, а передняя имеет два не тормозных колеса. Все четырнадцать колес имеют одинаковые размеры 1300×480 миллиметров.

Силовая установка самолета - это четыре турбовентиляторных двигателя ПС-90А (конструкция Соловьева П.А.). Топливная система автоматическая, но при необходимости можно воспользоваться и ручным управлением. Топливо находится в 9 баках, из которых 8 располагаются в консолях крыла и один - в центре. Для каждого из четырех двигателей система выполнена раздельно. Расходные отсеки постоянно заполнены топливом, что обеспечивает его надежную подачу в двигатели на всех режимах полета.

Безопасность - прежде всего

Ил-96 – это надежный самолет. За время работы, а это более чем 20 лет, у таких самолётов не было ни одной серьезной аварии, зато в новостях часто говорят об авиакатастрофах других марок воздушных судов.

Во-первых, самолетов такой марки построено около 30 и над каждым индивидуально работали отличные мастера; во-вторых, готовятся они для специфических эксплуатантов, а из этого следует, что качество обслуживания всегда на высоте. Контролирует состояние воздушных судов отряд Управления делами Президента, а это надежнее, чем любая частная авиакомпания.

В настоящее время в составе спецотряда имеется четыре Ил-96-300 разных модификаций. Главным является Ил-96-300ПУ(М), обновленная модель.

Ил-96-300 президентский самолет защищают не только с земли, но и в воздухе. Множество диспетчеров и большое количество ПВО контролирует момент при взлете и посадке борта номер один, потому что именно тогда в основном террористы стараются атаковать.

В воздухе борт №1 под защитой звена прикрытия, а это, как известно, опытные, квалифицированные пилоты. Также есть дополнительные меры безопасности. Например, если торпедировали ракету для уничтожения самолета, то собственное бортовое устройство устранит атаку, при помощи антиракеты. Также происходит защита авиалайнера по нейтрализации тепловых ловушек, кроме этого он имеет маскирующее покрытие корпуса самолета, благодаря которому становится невидимым для систем наведения ракет. Так получается, что если с земли торпедирована ракета, то самолет ее уничтожит.