Путешествие финикийцев. Морские путешествия финикийцев

Известно, что фараон Нэхо (612-576 гг. до н.э.), для организации внешней торговли и мореплавания, обращался к услугам финикийцев, государство которых находилось на богатой лесом территории современных Ливана и Сирии, а многочисленный флот которых служил опорой также и для египетских фараонов.

Финикия имела очень благоприятные природные условия для строительства флота: удобные бухты и устья рек на морском побережье, которые могли служить убежищем для флота в штормовую погоду; изобилие корабельной древесины - леса росли вблизи средиземноморского побережья на склонах Ливанских гор, и в них преобладали знаменитые ливанские кедр и дуб, а также другие ценные породы деревьев. Расцвет кораблестроения и морской славы Финикии отмечается в истории средиземноморья периодом 1200-700 гг. до нашей эры. По очень многим историческим свидетельствам, финикийская морская империя опиралась на развитую прибрежную инфраструктуру своих морских портов и баз снабжения флота, а курсировавшие между ними военные и торговые корабли имели неограниченный район плавания. О финикийцах по праву можно судить как о великих мореплавателях - они имели колонии по всему побережью Средиземного моря, их знали далеко за пределами Гибралтарского пролива, в том числе на английских островах и даже за мысом Доброй Надежды. [Курти, 1977].

Финикийское морское торговое судно. Подобно ладьям викингов, более полные суда финикийцев также были способны удерживаться лагом к штормовой волне в пассивном режиме плавания. В этом режиме килевая качка демпфируется развалом шпангоутов в оконечностях, а большая поперечная остойчивость корпуса позволяет отслеживать поверхность волны при очень резкой бортовой качке, чем обеспечивается незаливаемость в средней части корпуса

При ближнем плавании финикийцы использовали преимущественно легкие торговые суда, имевшие весла и прямой рейковый парус. Значительно внушительнее выглядели суда, предназначенные для дальнего плавания, и военные корабли. Крупные торговые суда имели водонепроницаемые палубы.

На военных кораблях финикийцев отмечалось использование носового подводного бульба, что свидетельствовало о способности этих кораблей держать ход без всхожести на волну, при повышенной заливаемости носовых палуб. Величина быстроходных кораблей - галер - иногда допускала использование двух-трех рядов весел (биремы и триремы), что делало военно-морской флот поистине всепогодным и способным к активному маневрированию на опасных прибрежных фарватерах. С тех времен во всех языках средиземноморских народов закрепилось обобщенное определение быстроходного гребного судна как галера.

Морская слава финикийцев говорит о хорошей мореходности их кораблей и торговых судов, вполне достаточной для дальнего плавания. Обогащаясь за счет своих колоний, финикийские, карфагенские мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря. В этот период расцвета финикийского и карфагенского мореходства морской путь становится средством связи между тремя континентами Средиземноморья и более отдаленными странами, которые находились за пределами Гибралтара.

Исключительное мужество требовалось в те времена, чтобы, миновав Гергулесовы Столбы, как называли в древности Гибралтарский пролив, выйти из Средиземного моря в Атлантический океан, подняться в бурный Бискайский залив, и плыть от туда дальше на север. Необходимо иметь в виду то, что через Гибралтарский пролив, глубина которого превышает 300 м, из Атлантического океана в Средиземное море идет сильное поверхностное течение, поскольку из-за более интенсивного испарения воды уровень Средиземного моря постоянно понижается, так что лишь приток воды из Атлантики позволяет его стабилизировать его. Дело обстоит сложнее. В Гибралтарском проливе существует также глубинное течение, направлено в океан. Как поражены были племена, заселявшие тогда западноевропейское побережье, когда корабли невиданных доселе размеров, убрав свои пурпурные паруса, стали на якорь вблизи их поселений. С них сошли люди, торговавшие такими предметами роскоши, которые заставляли учащенно биться сердца не одних только женщин. Взамен они просили очень ценное в то время олово, провиант и юных блондинок, поскольку, помимо прочего, эти люди пополняли гаремы своих торговых партнеров с Востока. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь. Карфагенские мореходы неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки. Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки. Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи, финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг. В данном случае финикийские корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана. Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля. Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.

Финикийцы - покорители морей

С самого начала финикийцы славились как лучшие мореплаватели Средиземноморья и основатели многочисленных колоний. Были они и пиратами, и работорговцами. Позже они легко покорялись воле других государств и интересовались лишь сохранением своей свободной торговли и значительной самостоятельности.

Уже во II тысячелетии до н. э. финикийцы основали свои первые колонии в Испании и Тунисе, затем они заняли Сардинию, Мальту и Сицилию. В дальних землях у них были отдельные временные поселения, это и Канарские острова, и Британские. Легендарный Карфаген также был колонией Финикии.


В ту эпоху использовались палубные гребные суда , оснащенные также и парусами. Штиля их корабли не боялись. Экспедиция могла насчитывать десятки судов со множеством людей. Запасов везли мало, плавали только вдоль берега и часто устраивали стоянки для пополнения запасов воды и продовольствия. В длительном путешествии вокруг Африки они делали остановки с возделыванием и засевом полей и последующим сбором урожая!

Самые знаменитые путешествия финикийцев

Первое знаменитое путешествие состоялось около 1500 года до н.э., когда финикийцы посетили Канарские острова и начали осваивать побережье Атлантического океана.

А в VI - V веках до нашей эры они совершили целых три потрясающие экспедиции :

  • «Египетский» поход вокруг Африки . Около 600 года до н.э. Финикия была частью Египта, и фараон поручил отплыть из Красного моря, проплыть вокруг Африки (которую тогда звали Ливией) и вернуться к нему через Средиземное море. Спустя три года они вернулись с триумфом! Об этих событиях нам известно от Геродота , в рассказе которого отражены астрономические детали путешествия в Южном полушарии , которые были ему непонятны и тем подтверждают правдивость моряков.
  • Колонизация Британских островов ради олова . В VI веке до нашей эры монополия и торговые доходы Финикии пошатнулись, и морской народ занялся добычей и доставкой сырья из далеких земель . Олово они нашли в современной Британии, путь к которой был не таким легким, хоть и относительно быстрым - всего 4 месяца. Моряки жаловались на частые штили и короткий световой день.
  • Плавание вдоль Западной Африки . В отличии от путешествия вокруг Африки, здесь нам известно больше деталей и сама экспедиция была многочисленнее. Моряки основывали поселения, сражались с местными жителями, видели широкие реки и вулкан Камерун . В этот раз финикийцы не устраивали долгих стоянок и повернули на родину, когда закончилось продовольствие.

К огромному сожалению, финикийцы скрытно относились к своим тайнам , и будучи одними из первых в изобретении алфавита , они очень мало писали о своих путешествиях. До нас дошла только небольшая часть их путешествий, а в средневековье многие их открытия были вовсе забыты и открывались заново.

Около 4000 лет назад на Средиземноморье, а именно его восточной части, впервые появились племена, которым в Древней Греции дали особое имя - финикийцы. Они вошли в историю в первую очередь как самые известные мореплаватели прошлого.

История названия

Известно, что название страны - Финикия - дословно звучит как красивое прилагательное - «пурпурная». И возникла эта аналогия не просто так: племена добывали яркую краску для тканей - пурпур - который закрепился в качестве цвета царей. Но есть и второе значение - «фенеху», что в переводе означает кораблестроители. Оно тоже обосновано: финикийцы умели создавать настолько прочные корабли, что им были не страшны даже сильнейшие морские бури и штормы. Плавание обеспечивали рабы-гребцы, расположенные в два ряда. Заложив основы кораблестроения, эти отважные люди считались изобретателями первых галер - многоярусных весельных лодок.

Угроза исчезновения и Карфаген

Финикийские колонии занимали почти весь берег Средиземного море, в их владения также входила часть Атлантического побережья и Северная Африка. Там были основано много торговых городов, в частности, Карфаген , который имел выгодное географическое положение и стал крупнейшим торговым центром с другими странами, а также защитой финикийских колоний в ходе обострившейся борьбы с греками и тартесситами.

Путешествия знаменитых мореплавателей

За племенами, известными как талантливые торговцы, смышленые кредиторы и находчивые строители городов, также закрепилась слава лучших мореплавателей, которых знала не только Древняя Финикия, но и весь мир. Они плавали по Средиземноморью и Атлантике, у северных земель Европы и западных африканских берегов, первыми совершили путешествие вокруг всего Африканского континента, которое длилось 2,5 года. Это поистине грандиозное предприятие произошло по поручению египетского царя в 7 веке до н.э, за тысячелетие до Васко да Гамы, доказало, что море со всех сторон окружает Африку, исключая место соединения с Азией.

Было сообщение также и о солнце, которое находилось справа, а не слева, т.к. путешественники находились в другом полушарии Земли, что чуть ли не впервые дало основания предполагать об уникальной форме планеты - шаре, хотя в то время поверить в это было трудно. Также совершались редкие и недоступные в то время экспедиции на юг через Красное море в Индийский океан, об этом даже упоминается в Библии. Кроме того, эти моряки первыми увидели берега современной Великобритании и завезли туда олово и балтийский янтарь.

Около 500 г. до н. э. флот финикийцев проплыл на запад через Гибралтарский пролив и, основав несколько маленьких колоний на марокканском побережье, отправился немного южнее, достигнув Гвинейского залива. Путешествия финикийских мореплавателей весомо расшили древние географические познания, несмотря на то, что многие открытия финикийцы держали в тайне - и история тому подтверждение: вплоть до 15 века практически никто не рисковал плавать вдоль западной части африканского материка.

Прочие достижения финикийцев: несколько интересных фактов

Можно с уверенностью сказать, что столько открытий в древности не совершил больше ни один народ. И, даже несмотря на то, что далеко не во всех случаях именно финикийцы являются авторами изобретений, именно они внедрили их в жизнь, тем самым изменив ход цивилизации:

  • создали алфавит, который начал триумфальное путешествие по миру, вытеснив практически все другие формы письменности; занятно, что все буквы азбуки, количество которых насчитывало более двух десятков, были согласными;
  • первыми в мире додумались сохранять рыбу от порчи с помощью соли, снабжая продуктами самые дальние страны; кстати, именно соли, которая в то время ценилась без преувеличения на вес золота, финикийцы обязаны своим выдающимся богатством;
  • стали добывать краску из моллюсков, ставшую символом королевской роскоши, причем достижение такое произошло случайным образом: раковину случайно разгрызла собака;
  • опять-таки первыми в мире стали производить в печах стекло из обычного песка и соды; из получившегося стекла изготавливали маски, которыми накрывали лица тогдашних покойников;
  • завезли в Северную Африку виноград и оливки, которые затем попали в Испанию, где выращиваются до сих пор, перекупали у египтян папирус и изобретали боевые машины.

Таким образом, наследие этой цивилизации оказало огромнейшее влияние на дальнейшее развитие человечества.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя


Финикия

Древняя Финикия занимала полосу приморья вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу. Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест. Так, например, название города Библ (по-финикийски звучит как Гебал) означает “гора”, города Тира (по-финикийски - Цур) - “скала”. Возможность заниматься пахотным земледелием из-за недостатка хороших земель была ограничена, но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград. Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа. Неслучайно название одного из финикийских городов - Сидон, что означает “место рыбной ловли”. Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами.

Название “финикиец” встречается уже в египетских иероглифических надписях середины III тысячелетии до н.э. в форме “фенех”. Позднее древние греки применяли слово “фойникес”, что означало “красноватые”, “смуглые”. Отсюда и пошло название страны. В семитских источниках особого наименования для Финикии и финикийцев не встречается. Название Кинаххи, или соответственно греческому тексту Библии, Ханаан, которое отдельные ученые объясняют как “страна пурпурной краски”, имеет гораздо более широкое значение, поскольку подразумевает также Палестину и частично Сирию. Аналогичные же общие обозначения для этих стран употребляли и египтяне.

Серединой II тысячелетия до н.э. датируется бурный расцвет финикийских городов и их превращение в торговую метрополию тогдашнего рабовладельческого мира. Финикийские пузатые корабли стали подвижным мостом между странами. Суда шли в направлении всех четырех сторон света и возвращались назад, тяжело нагруженные сокровищами.

Финикийцев интересовали в первую очередь рынки сбыта и источники сырья. Громадные богатства, которые чернобородые и багроволицые купцы извлекали из морской торговли, делали их все решительнее и храбрее. Нередко они находились в пути по три года, а порой и дольше. Время от времени кораблекрушения заносили финикийцев на чужие берега. Возможно, именно так был основан столь далекий от Передней Азии Карфаген, который в начале именовался Карт-Хадаштом, что в переводе с финикийского означает Новый Город. финикия морской путешествие колонизация

Финикийцы были людьми склонными постоянно жестикулировать, любящими петь и много говорить. Так же они были очень безжалостными античными охотниками за людьми. Гомер в своих стихах характеризовал их так: «Мужи, которые славятся своими судами, и изворотливостью, и коварством, и корыстолюбием, запомнившие черные парусники бесчисленными множеством сверкающих безделушек». Народы постоянно попадали впросак с этой блестящей мишурой независимо от того, были ли это флажки, бусы или колокольчики. Собираясь отплыть на родину и не задолго до подъема якорей, заманивали на борт корабля местных жителей, с тем чтобы позднее продать их как живой товар на рынках рабов.

Финикийская колонизация Средиземноморья

В первой половине I тысячелетия до н.э. финикийские государства устанавливают и повсеместно укрепляют свое фактическое могущество и господство на Средиземном море. Средиземное море - обширное внутреннее море, которое находится между тремя крупнейшими материками Восточного полушария: Европой - на севере и западе, Азией - на востоке и Африкой - на юге. Своему географическому положению оно обязано своим названием. На западе Средиземное море через узкий Гибралтарский пролив соединяется с Атлантическим океаном. На северо-востоке его залив - Эгейское море - сообщается узким Дарданелльским проливом с Мраморным морем, через него и пролив Босфор - с Черным морем, а через Черное море и Керченский пролив - с Азовским морем. Длинный и узкий Апеннинский полуостров (Италия) на севере и выступ африканского берега в районе современного Туниса на юге делят Средиземное море на восточную и западную части. Западное Средиземноморье оканчивается Пиренейским полуостровом. В восточной части Средиземного моря господствующее положение занимает Балканский полуостров (Греция), который отделяется от Апеннинского полуострова Ионическим и Адриатическим морями, а от Малой Азии - Эгейским и Мраморными морями.

На всем протяжении Средиземного моря разбросаны многочисленные большие и малые острова. В Западном Средиземноморье расположены самые большие острова Корсика и Сардиния, а также Сицилия, которые являются продолжением Апеннинского полуострова. У берегов Пиренейского полуострова расположены Балеарские острова. Балканский полуостров с его изрезанными берегами окружен многочисленным островным миром. Изрезанность берегов, обилие заливов и бухт, островов наряду с благоприятными климатическими условиями способствовали раннему развитию мореплавания. Благоприятные климатические условия Средиземноморья способствуют выращиванию самых разнообразных культурных растений, в том числе различных хлебных злаков и садовых культур. Из садовых культур в древности, как и в настоящее время, повсеместно выращивался виноград и оливковые деревья. Жаркий и влажный климат Средиземноморья, как нельзя лучше способствовал выращиванию этих культур. Три-четыре тысячи лет тому назад развитию садоводства способствовало и то, что климат был более влажным, чем сейчас. Средиземноморье в то время изобиловало обширными лесами, которые впоследствии были вырублены. Страны Средиземноморья были богаты полезными ископаемыми. Еще в древности медную руду получали с островов Кипр и Сардиния и с Пиренейского полуострова (Испания); железную руду из Малой Азии, с острова Эльба и из Испании; серебро добывалось в Малой Азии, Греции, Испании. Развитие производства бронзы требовало добычи олова, и его завозили из Испании или с Британских островов. Прекрасный многоцветный мрамор имелся в Греции и Италии. Во многих местах были большие залежи высококачественной глины, что благоприятствует расцвету гончарного производства.

Большое значение для Передней Азии имели связи со странами Восточного и Западного Средиземноморья. Возрастали потребности в меди, олове, железе. Для стран Средиземноморья связи с передовыми областями культуры в Передней Азии имели не меньшее значение. В начале I тысячелетия до н.э. эта связь осуществлялась преимущественно финикийскими мореходами. Не ограничиваясь обменом, они, как уже указывалось, занимались и работорговлей, превращая таким образом побережья Средиземного моря в дополнительный источник, откуда поступали рабы для древних рабовладельческих государств. Создание на Средиземноморских побережьях финикийских колоний также относится к этому времени. Главной их целью была организация обмена, однако, в некоторых случаях они преобразовываются в совершенно самостоятельные земледельческие рабовладельческие государства. Господствующий класс финикийских государств, опасаясь восстания рабов и бедноты, стремился к тому, чтобы в подчиненных им городах не скоплялось сразу большого количества “беспокойных элементов”. Из сочинений греческого ученого и философа Аристотеля (IV в. до н.э.) нам известно о тех мерах, которые применяла знать с этой целью в Карфагене: “Хотя строй Карфагенского государства и отмечен характером господства имущих, однако карфагеняне удачно спасаются от возмущения со стороны народа тем, что дают ему возможность разбогатеть. А именно, они постоянно высылают определенные части народа в подвластные Карфагену города и области.

Этим карфагеняне врачуют свой государственный строй и придают ему стойкость”. Таким образом, карфагеняне научились искусству врачевать свой государственный строй у метрополии - Тира, которая время от времени (может быть еще с конца II тысячелетия до н.э. и, во всяком случае, с начала I тысячелетия) неоднократно высылала, как, впрочем, и другие финикийские города-государства, по несколько тысяч граждан, чтобы они создавали свои колонии на побережьях Средиземного моря. Такие финикийские колонии, целью которых было обеспечение части Средиземного моря, в первую очередь на острове Кипр, где финикийцы прочно закрепились еще во II тысячелетии до н.э. Но в северной части Восточного Средиземноморья важную роль играли местные мореходы - греки, ликийцы, карийцы. В VIII - VI вв. до н.э. греки начинают развивать собственную колонизационную политику. Главное внимание финикийцы обращают поэтому на побережья, господствовавшие над главными морскими путями из Восточного в Западное Средиземноморье, в особенности на побережье Африки, финикийцы проникли также в Сицилию и на остров Мальта. Были образованы финикийские колонии и отдельные пункты на побережье Испании, а также и на побережье Атлантического океана (Гадес, ныне Кадис). С VIII - VII вв. до н.э. неоднократно встречаются упоминания о далекой и тогда мало известной стране Таршиш - очевидно, Тартессе в Испании, за Гибралтарским проливом.

Морские путешествия финикийцев

Известно, что фараон Нэхо (612-576 гг. до н.э.), для организации внешней торговли и мореплавания, обращался к услугам финикийцев, государство которых находилось на богатой лесом территории современных Ливана и Сирии, а многочисленный флот которых служил опорой также и для египетских фараонов.

Финикия имела очень благоприятные природные условия для строительства флота: удобные бухты и устья рек на морском побережье, которые могли служить убежищем для флота в штормовую погоду; изобилие корабельной древесины – леса росли вблизи средиземноморского побережья на склонах Ливанских гор, и в них преобладали знаменитые ливанские кедр и дуб, а также другие ценные породы деревьев. Расцвет кораблестроения и морской славы Финикии отмечается в истории средиземноморья периодом 1200-700 гг. до нашей эры. По очень многим историческим свидетельствам, финикийская морская империя опиралась на развитую прибрежную инфраструктуру своих морских портов и баз снабжения флота, а курсировавшие между ними военные и торговые корабли имели неограниченный район плавания. О финикийцах по праву можно судить как о великих мореплавателях – они имели колонии по всему побережью Средиземного моря, их знали далеко за пределами Гибралтарского пролива, в том числе на английских островах и даже за мысом Доброй Надежды..

Финикийское морское торговое судно. Подобно ладьям викингов, более полные суда финикийцев также были способны удерживаться лагом к штормовой волне в пассивном режиме плавания. В этом режиме килевая качка демпфируется развалом шпангоутов в оконечностях, а большая поперечная остойчивость корпуса позволяет отслеживать поверхность волны при очень резкой бортовой качке, чем обеспечивается незаливаемость в средней части корпуса

При ближнем плавании финикийцы использовали преимущественно легкие торговые суда, имевшие весла и прямой рейковый парус. Значительно внушительнее выглядели суда, предназначенные для дальнего плавания, и военные корабли. Крупные торговые суда имели водонепроницаемые палубы.

На военных кораблях финикийцев отмечалось использование носового подводного бульба, что свидетельствовало о способности этих кораблей держать ход без всхожести на волну, при повышенной заливаемости носовых палуб. Величина быстроходных кораблей – галер – иногда допускала использование двух-трех рядов весел (биремы и триремы), что делало военно-морской флот поистине всепогодным и способным к активному маневрированию на опасных прибрежных фарватерах. С тех времен во всех языках средиземноморских народов закрепилось обобщенное определение быстроходного гребного судна как галера.

Морская слава финикийцев говорит о хорошей мореходности их кораблей и торговых судов, вполне достаточной для дальнего плавания. Обогащаясь за счет своих колоний, финикийские, карфагенские мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря. В этот период расцвета финикийского и карфагенского мореходства морской путь становится средством связи между тремя континентами Средиземноморья и более отдаленными странами, которые находились за пределами Гибралтара.

Исключительное мужество требовалось в те времена, чтобы, миновав Гергулесовы Столбы, как называли в древности Гибралтарский пролив, выйти из Средиземного моря в Атлантический океан, подняться в бурный Бискайский залив, и плыть от туда дальше на север. Необходимо иметь в виду то, что через Гибралтарский пролив, глубина которого превышает 300 м, из Атлантического океана в Средиземное море идет сильное поверхностное течение, поскольку из-за более интенсивного испарения воды уровень Средиземного моря постоянно понижается, так что лишь приток воды из Атлантики позволяет его стабилизировать его. Дело обстоит сложнее. В Гибралтарском проливе существует также глубинное течение, направлено в океан. Как поражены были племена, заселявшие тогда западноевропейское побережье, когда корабли невиданных доселе размеров, убрав свои пурпурные паруса, стали на якорь вблизи их поселений. С них сошли люди, торговавшие такими предметами роскоши, которые заставляли учащенно биться сердца не одних только женщин. Взамен они просили очень ценное в то время олово, провиант и юных блондинок, поскольку, помимо прочего, эти люди пополняли гаремы своих торговых партнеров с Востока. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь. Карфагенские мореходы неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.

Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки. Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи, финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг. В данном случае финикийские корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана. Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля. Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.



>>История: Финикия - страна мореплавателей

Финикия - страна мореплавателей

1. Покорители моря.

Примерно четыре тысячи лет тому назад на восточном берегу Средиземного моря поселились племена , которые древние греки называли финикийцами, а их страну Финикией. Предполагают, что Финикия означает "пурпурная". Финикийцы добывали из морских моллюсков яркую краску - пурпур, которую использовали для окраски тканей. Пурпур считался цветом царей.

За финикийцами закрепилась слава лучших мореплавателей Древнего мира. Они умели строить прочные корабли, которым были не страшны штормы и бури. В трюмах этих кораблей находились прикованные рабы-гребцы. Финикийские корабли плавали по всему Средиземному морю, выходили даже в Атлантический океан, достигая северных земель Европы и западных берегов Африки. Они первыми в мире совершили примерно в 600 году до н. э. морское путешествие вокруг всей Африки. Искусство мореплавания финикийцы использовали не только для добрых целей. Среди них были и морские разбойники, пираты, грабившие чужие корабли.

2. Торговцы и строители городов.

Финикийские купцы вели оживленную и очень выгодную торговлю по всему Средиземному морю. Вместе с торговцами богатели и финикийские города. У финикийцев брали в долг даже правители других государств. Финикийцы были кредиторами, уважаемыми в Древнем мире. Вместе с тем они не гнушались добывать богатства любыми средствами. Молва называла финикийцев корыстолюбцами и хитрецами, способными обманывать людей.

Финикийцы были не только бесстрашными мореплавателями, удачливыми торговцами, но и прекрасными строителями городов. Их города Угарит, Тир, Сидон, Библ располагались на берегах Средиземного моря в местах, удобных для причала кораблей. Это были города-порты, имевшие хорошо оборудованные гавани и мощные укрепления. В них возводились великолепные и дворцы.

В финикийских городах жили искусные ремесленники. Они умели производить и окрашивать ткани. Окрашенные пурпуром ткани ценились особенно высоко. Ювелиры делали изящные украшения из золота, серебра и драгоценных камней, которые охотно покупали местные богачи и чужеземцы. Резчики создавали выразительные статуэтки и изделия из слоновой кости.

Финикийские мастера изобрели прозрачное стекло, выплавляя его в специальных печах из смеси белого песка и соды. Из этого стекла выдувались сосуды для благовоний, вазы. Стеклянная масса использовалась при создании знаменитых финикийских масок. Такими масками накрывали лица покойников при погребении.

Город Библ поддерживал торговые связи с Египтом. В этом городе греки покупали египетский материал для письма - папирус (по-гречески библос). Отсюда произошло название священной книги христиан Библия , означающее "книги", а также слово "библиотека".

В удобных для жизни местах, куда доходили их корабли, финикийцы основывали колонии. Колония - поселение, основанное на чужой территории. Самой известной колонией финикийцев стал Карфаген, основанный на севере Африки в 9-8 веках до н. э. выходцами из города Тир. Постепенно Карфаген превратился в богатейший город, ставший центром могущественного государства. Ему подчинялись не только другие финикийские города-колонии, но и некоторые народы, жившие в Африке и Испании.

В начале 13-12 веке до н. э. на восточное побережье Средиземного моря стали нападать "народы моря". Они захватили земли южнее финикийских городов. Это были филистимляне.

От названия этих народов произошло и название завоеванной ими страны - Палестина . Финикию с Палестиной связывали сложные отношения. Между ними случались и войны, и примирения, велись переговоры, торговля.

3. Боги финикийцев.

Финикийцы поклонялись богу Ваалу. Его имя означает "хозяин, владыка". Он считался богом грома и молний, бури, войны, но также и покровителем государства. Своим богам финикийцы приносили человеческие жертвы: в раскрытую пасть огромного идола, в которой пылал огонь, бросали младенцев.

Главная богиня финикийцев Астарта была сходна с древневавилонской богиней Иштар. Астарта - богиня любви, плодородия и войны.

При раскопках финикийского города Моция было обнаружено ритуальное кладбище, где захоронены сотни глиняных сосудов с обгоревшими останками принесенных в жертву младенцев. Над захоронениями воздвигались небольшие стелы с изображениями финикийских богов, которым эти жертвы приносились.

4. Финикийский алфавит.

Первоначально жители Финикии переняли клинопись у народов Месопотамии, приспособив ее к своему языку. Но для ведения торговых записей и расчетов хитроумные финикийцы со временем предельно упростили клинопись. Согласных звуков в языке финикийцев было 22. Вот они и придумали 22 знака-буквы. Гласные буквы финикийцы на письме не обозначали. Строчки писали не слева направо, как мы, а справа налево.

Буквы финикийцы расставили в определенном порядке. Получился алфавит. Первой буквой алфавита была буква "алеф", или "а"; второй - "бет", или "б". "Алеф" первоначально обозначала "голова быка", а "бета" - "дом". Алфавит у финикийцев заимствовали древние греки, которые также ввели буквы, обозначавшие и гласные звуки. У греков алфавит заимствовали римляне. Славянская, а затем русская азбука была построена на основе греческого алфавита. Таким образом, научившись читать и писать, мы оказываемся в прямой связи с древними финикийцами.

Финикийцам мы, возможно, обязаны названием нашего континента - Европы. Так звали, согласно мифу древних греков, дочь финикийского царя. Однажды юная Европа играла на берегу моря. Бог Зевс, восхищенный ее красотой, принял образ белого быка и склонился перед девушкой, предлагая ей прокатиться. Европа взобралась на спину ласкового животного, но внезапно бык кинулся в море и стремительно поплыл от берега. Он доплыл до острова Крит, где Европа стала женой Зевса и родила ему трех сыновей. Именем Европы стали называть часть Западного Средиземноморья, а затем и весь континент. Похищение Европы стало одним из любимых сюжетов художников .

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,