Невидимый древний город на дне озера светлояр. Какие тайны хранит озеро Светлояр на самом деле

Одно из самых удивительных мест на планете, озеро Светлояр, находится недалеко от Нижнего Новгорода, возле села Владимирское. Оно знаменито благодаря древней легенде городе Китеж, который по преданию, располагался на дне источника. Название Светлояр переводится с древнеславянского как «светлый», или «праведный», а частичка «Яр» - это часть имени древнего славянского бога Ярилы. Природный памятник планируют в будущем сделать одним из культурных объектов.

Озеро Светлояр – легенда

Сказание о городе Китеж чем-то напоминает древнюю легенду об Атлантиде. Древний миф об озере Светлояр рассказывает, что под его водами до сих пор лежит мистический город, построенный великим князем Георгием, который затонул во время нашествия хана Батыя на Русь в 13 веке. Предание гласит, что жестокий правитель, уже завоевавший множество поселений, услышал о богатом и красивом древнем крае, слава о котором шла по всему миру, и сразу же захотел завоевать Китеж.

Долгое время орда не могла найти таинственный город, но один из военнопленных, бывший житель Китежа, проговорился врагам, что существует тайный путь, по которому можно добраться до поселения. Когда татаро-монгольское войско наконец приблизилось к Китеж-граду, хан и его воины удивились тому, что перед ним не находилось никаких укреплений и стен. Батый обрадовался, полагая, что победа будет легкой, но не тут-то было: как только войско вплотную подошло к городу, из-под земли забило множество многоводных источников, татары испугались, им пришлось отступить, а вода все также продолжала бить огромными фонтанами. Наконец, ее струи иссякли, и стало видно, что город практически полностью исчез под водой. Предание гласит, что в самом Китеже воды не было, и она лишь помогла поселению скрыться от нападения противника, а ни один из горожан не пострадал. Бог спас жителей Китеж-града за их благочестивую жизнь и веру, а место, на котором находилось древнее поселение, стало считаться священным.

В наше время в это древние сказание об озере до сих пор верят многие люди. Каждый год десятки православных туристов специально приезжают на место, где ушел под воду древний город, чтобы услышать призрачный звон его колоколов, который, говорят, до сих пор иногда звучит около озера. Местные жители, проживающие недалеко от этого таинственного места, на полном серьезе рассказывают паломникам и приезжающим туда журналистам, что часто становятся свидетелями всякого рода странных происшествий и необъяснимых явлений. Некоторые видят людей в старомодной одежде, которые совершают покупки и расплачиваются не современной валютой, а старинными монетами, сделанными из меди. На озере также можно увидеть очертания стен затонувших храмов и прозрачные стены монастырей. Все эти необычные явления наводят на мысль о том, что озеро Светлояр – это своеобразный портал, открывающий путь в параллельный мир.

Существует мнение, что город, ушедший на дно озера Светлояр, не зря был построен на этом месте, ведь наши предки издавна строили храмы и селились там, где находился мощный источник позитивной, светлой энергии. Паломники, совершившие путешествие в это чудесное место, утверждают, что полностью избавились от мучивших их головных болей, высокого давления, ревматизма и других заболеваний. У местной молодежи есть поверье, что если обойти три раза вокруг Светлояра и загадать какое-нибудь желание, оно имеет все шансы сбыться в ближайшем будущем.

Природные особенности озера

Озеро Светлояр – легенда, уходящая в древность, и один из самых уникальных природных заповедников на территории нашей страны. У этого легендарного водоема есть одно необыкновенное свойство: хоть озеро и очень глубокое, но его воды всегда сохраняют чистоту, а дно никогда не зарастает тиной и водорослями. Набранная в озере вода может долгие годы храниться в любой емкости, при этом она остается прозрачной и чистой.

Экскурсии на озеро

Заповедника находится историко-художественный музей «Китеж», где проводятся мастер-классы по старинным ремеслам для всех желающих, музей керамики и древняя церковь Владимирской иконы Богородицы, сделанная полностью из дерева. Добраться до Светлояра можно на автобусе, озеро открыто для экскурсий каждый день.

Озеро СветлоЯр

В 130 км от Нижнего Новгорода, в керженских лесах, недалеко от городка Семенов, известного на весь мир хохломской росписью, находится озеро Светлояр. Оно знаменито легендой о граде Китеже. Китеж (Китеж-град, Кидиш) – мифический чудесный город, который согласно русским легендам, спасся от войск Батыя в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым. При приближении войск город, якобы, исчез из глаз изумленного неприятеля и опустился на дно озера Светлояр.

В последующих веках легенда преобразовалась, старообрядцы описывали Китеж уже как убежище последователей старой веры. Но, в отличие от других мифических погибших городов, Китеж не пострадал за грехи его жителей - напротив, считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет.

Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.
Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр - отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж. Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера - 210 метров, ширина - 175 метров, а общая площадь водного зеркала - около 12 гектаров. До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита.Само название озера происходит от двух древнерусских слов: «светлый», то есть чистый, праведный, и, являющегося корнем имени русского солнечного божества Ярилы, которому поклонялись древние племена славян.
С озером Светлояр связано множество легенд периода до захвата Руси христианами. В них упоминается и град Китеж.

Согласно одной из легенд, в районе озера Светлояр родились волшебный полуконь-получеловек Китоврас – могущественный волшебник и строитель древних храмов, а также бог мудрости и хмеля Квасура. От их имен и произошло название града Китежа.

В районе озера Светлояр жило славянское племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания о том, что еще с древнейших времен в Китеже находился один из самых крупных религиозных центров культа Ярилы. Это место считалось священным для русских князей.

Кровавое крещение Руси лишило родную русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истинно русские священные места.

Якобы и Китеж был превращен в центр православной веры, и князья продолжали его посещать, словно ничего и не изменилось.

Многие православные храмы строились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные – они источники сильной положительной энергии. Имена древних богов постепенно заменялись на имена святых, но само место поклонения высшим силам, обладающее поистине волшебной энергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр издревле окутан легендами и мистикой.

Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нем стояло много храмов, и возведен он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты.

Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень - расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина - 100.

То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники - за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.

В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

Первым нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество.

Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия - князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска.

Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.

Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.

Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.

Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой - Батый не ожидал сопротивления.

Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.
В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан.
Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.
Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек - он бьет до сих пор.
Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя - это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.
И свершилось чудо: зазвонили вдруг колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то - что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.

Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой. Город же исчез.

Согласно легенде, он должен «проявиться» только перед концом света. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение белокаменных стен в водах озера Светлояр.

Согласно легенде, Китеж погрузился в воды священного озера Светлояр. Святость его вод была распространена на сам град и его жителей. Поэтому родился образ города, населенного праведниками, прошедшего невредимым сквозь священные воды и перешедшего в лучший мир.

Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.

Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников.

Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не один раз.

Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.

Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли.

Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.

Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града - поговаривали даже о Китае (якобы Китеж и легендарная Шамбала - это одно и то же место).

В наши времена ученые забыли о Китеже - не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.

В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.

В этой статье речь пойдет о легендарном граде Китеже, укрывшемся от врагов на дне озера Светлояр (Нижегородская область). Разгадать его загадку вот уже несколько десятилетий пытаются ученые всего мира.

Горячая молитва

О том, как скрылся под водой град Китеж, повествует старинная летопись 1251 года, созданная через 13 лет после того, как произошли описанные в ней события.

Согласно этому литературному источнику, в 1238 году хан Батый, покорив почти все русские княжества, сошелся в битве на реке Сити с правителем Владимиро-Суздальской земли Георгием Всеволодовичем. В жарком сражении монголо-татарские захватчики сокрушили немногочисленные полки русичей, и князь вместе с остатком войска укрылся в небольшом городе Китеже, который он же и основал несколько десятилетий назад на берегу озера Светлояр.

Надо сказать, что подступы к граду надежно скрывали ветлужские леса и непроходимые болота, и дорогу туда знали лишь немногие. Желая во что бы то ни стало добраться до князя Георгия, Батый приказал пытать пленных, дабы узнать у них путь к Китежу. Даже самые страшные пытки не смогли сломить пленников, но один из них — Гришка Кутерьма — все же указал захватчикам путь к городу, ставшему убежищем для князя.

Пройдя по тайной тропе, татарские орды увидели перед собой красавец Китеж, практически лишенный боевых укреплений. Его жители, вместо того чтобы готовиться к битве, упав на колени, истово молились. Предвкушая легкую победу, захватчики ринулись к городу, но тут из-под земли хлынули потоки воды, вынуждая неприятеля бесславно отступить.

Но даже когда татаро-монголы ретировались, подземные источники не иссякли. Вода поднималась вокруг стен города, надежно укрывая дома, храмы и жителей Китежа. Вскоре на месте цветущего града поблескивала на солнце лишь гладь озера, которое и по сей день является немым свидетелем катаклизма ушедших веков.

Место заповедное

Сегодня же у многих исследователей событий тех лет возникает вопрос: а зачем нужно было Батыю, практически покорившему уже всю Русскую землю, искать маленький город, затерянный в лесах и болотах, который трудно назвать лакомой добычей? Неужели хан потратил время и силы на поиски заветной тропки к Китежу только для того, чтобы уничтожить уже побежденного князя?

Ответ на этот вопрос дает в одной из своих работ писатель и историк Александр Асов. По его мнению, Китеж — один из древнейших городов Русской земли, хотя его официальная история насчитывает всего несколько десятилетий. И основан он был еще в дохристианские времена в непростом, заповедном месте.


Испокон веку славянские племена верили, что озеро Светлояр наделено силой неведомой. Потому-то живущие на его берегах берендеи устраивали святилища светлому богу Яриле, имя которого и дало название озеру.

Кроме того, согласно славянским легендам, на этой заповедной земле родился могущественный бог Китоврас, имевший облик получеловека-полуконя. Он был строителем храмов, ведавшим все тайны Вселенной. Здесь же появился на свет бог мудрости и хмеля Квасура, дарующий людям радость и веселье.

Сам же Китеж-град впервые упоминается еще в «Звездной книге Коляды» — священной летописи наших далеких предков. Этому городу покровительствовали многие боги, и даже когда Русская земля стала православной, на местах силы — святилищах славянских божеств — были возведены христианские храмы.

Правители всех княжеств почитали Китеж и заботились о священном городе, о чем говорят шесть (!) белокаменных церквей, возведенных здесь в рекордно короткое время. Белый камень в Средние века был очень дорог, и строители расходовали его очень бережно.

Поэтому можно предположить, что, услышав о необычном городе, Батый решил завладеть его великой силой, дабы с ее помощью завоевать весь мир. (Правда, непонятно, почему великая сила города не помогла Георгию Всеволодовичу победить Батыя.) Однако высшие силы распорядились иначе, укрыв под водой священный Китеж и от врагов, и от друзей.


А что же на дне?!

Град Китеж и в наши дни время от времени напоминает о себе людям. Многие очевидцы утверждают, что в ясную погоду на восходе солнца и накануне больших православных праздников из-под воды доносятся звон колоколов и мелодичное пение. Кроме того, иногда здесь можно увидеть под озерной гладью белоснежные стены, кресты и золотые купола затонувших храмов.

Конечно же, глубины Светлояра неоднократно изучали и ученые-археологи, и аквалангисты-любители, но следы утонувшего града так и не были найдены. Исследователи пришли к выводу, что дно озера можно назвать трехслойным — состоящим из трех уровней подводных террас, относящихся к разным эпохам.

Эти террасы уходят в глубь озера от берега подобно ступеням гигантской лестницы, чередуясь с ровными участками дна. На «ступеньке», которую можно отнести к тому веку, когда и произошел катаклизм, погубивший заповедный город, находящейся на глубине 20 метров, были найдены черепки посуды, монеты, украшения XIII столетия — и ничего более значимого.

Однако же при исследовании глубин озера геолокатором на дне Светлояра была обнаружена аномальная зона в виде овала, покрытая многометровым осадочным слоем. Сигналы аппарата из нее были довольно глухими, будто бы что-то мешало свободному прохождению звука. Данный факт позволил исследователям выдвинуть предположение, что в этой зоне вполне могут находиться руины древнего города, однако более весомых доказательств этого пока получить не удалось.

Врата в иной мир

У эзотериков, которые также долгое время изучают феномен исчезновения Китежа, существует своя версия его нынешнего месторасположения.

По их мнению, город, расположенный в месте силы, каковым является район Светлояра, мог перенестись в параллельное измерение, чему поспособствовала горячая искренняя молитва его жителей в момент смертельной опасности. Причем врата в иной мир и сегодня приоткрываются время от времени, чему также есть свои доказательства.

Дело в том, что в село Владимирское, которое находится неподалеку от Светлояра, иногда заходят странные люди в старинной одежде. Эти пришельцы нередко пытаются купить товары в местном сельмаге и расплатиться за них монетами… XIII века — новенькими и блестящими, будто отчеканенными пару лет назад.


Кроме того, в районе озера Светлояр были зафиксированы неоднократные исчезновения людей, решивших отдохнуть на природе в этих заповедных местах. Как правило, эти «заложники обстоятельств» отсутствуют от нескольких часов до двух-трех дней, а возвращаясь обратно, редко помнят, что с ними происходило.

Однако бывают и исключения. Так, один мужчина из Нижнего Новгорода, собиравший грибы у озера Светлояр, пропал в лесу на три дня, а вернувшись, рассказал близким, что побывал в таинственном граде Китеже, и в доказательство своих слов показал кусочек хлеба, которым гостя угостили «подводные жители». Но едва он достал «свое доказательство», как «потусторонний» хлеб на глазах свидетелей превратился в камень.

И все же ежегодно к заветному озеру приезжает множество паломников, причем самых разных вероисповеданий. Влекут их сюда и слава загадочного места силы, и целебная вода, и земля с берегов Светлояра, которой под силу справиться даже с самыми тяжелыми заболеваниями.

Кроме того, считается, что если три раза обойти озеро по часовой стрелке, то оно исполнит любое желание. Правда, сделать это не так-то просто, ведь общая площадь Светлояра составляет 12 гектаров.

Светлояр - одно из самых легендарных и загадочных озер России: ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно его происхождения. Особенностью озера Светлояр является то, что его вода остается чистой и не зарастает тиной. вода из Светлояра может много лет храниться в сосуде, не теряя чистоты, прозрачности и вкусовых качеств.

На Благовещенском холме стоит деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божьей Матери.
Люди молятся у поминальных крестов, зажигают свечи, затем поклоняются камням, находящимся на Благовещенском холме. Существует легенда, что сама Богородица оставила свой след на одном из камушков, когда обходила озеро. Геологи называют такие камни - «следовиками» - это карельские «подарки» ледникового периода.

Есть там святыня камень-следовик "Стопочка Богородицы".
Этот камень верующие считают священным, предполагая что след в форме ступни на нем оставила сама Богородица. Рядом сооружен деревянный храм Владимирской божьей Матери.

Легенда об исчезнувшем в водах Светлояра городе вдохновила Н. А. Римского-Корсакова на создание оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».


Озеро Светлояр находится на территории одноименного заповедника. Это озеро - с очень чистой водой, идеальной овальной формы, оно является одним из самых больших и глубоких озер в Нижегородской области. Площадь озера Светлояр - около 12 га, длина - 410 м, ширина - 315 м, наибольшая глубина – около 29 м.

1.

2.

3.

4.

5.

Большая глубина озера Светлояра (до 36 м), его овальная форма с воронкообразным дном, чистота воды делают происхождение этого озера загадочным и явились основанием для распространенного мнения о его карстовом происхождении. Однако исследования, проведенные в районе озера Светлояр геологосъемочной партией Горьковской геологоразведочной экспедиции, не подтвердили этого. Пробуренная близ озера почти 300-метровая скважина показала, что до глубины около 250 метров нет пород, подверженных карсту. Эта четвертькилометровая толща представлена главным образом такими породами, как суглинки, глины, песчаники, мергели. А залегающие глубже известняки, гипсы, ангидриты не затронуты карстовыми процессами. Исследования экспедиции привели к заключению, что Светлояр - остаток древнего русла реки Люнды (правый приток Ветлуги), в полукилометре от которой он находится. Озеро имеет сток в Люнду и обильное родниковое питание, чем объясняется чистота и свежесть его воды.

6.

Легенда о граде Китеже

Еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, «переправившись через тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец», вышел к Люнде и Светлояру на «зело прекрасно» место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей. И был Большой Китеж велик и знаменит.

7.

8.

9.

Но настал чёрный год - прокатилось по Руси Батыево нашествие. В 1238 году после разорения Владимиро-Суздальского княжества хан Батый разбил лагерь на реке Сити. После очередной неравной битвы князь Юрий Всеволодович с остатками своих войск отступил в Малый Китеж. Однако Батый взял его приступом, и князю с остатками войска чудом удалось скрыться в Большом Китеже. Монголо-татары сожгли малый Китеж, залили кровью, и пытали пленных: где Большой Китеж, в котором укрылся князь, как найти туда дорогу? Один из них не выдержал мук - повёл врагов через заволжскую тайгу. Но Китеж, когда его окружили враги, не сдался им: жители его взмолились Богу, и защитил он их. Город опустился вниз, и его накрыли сверху земляные колпаки - холмы и озеро. Ужас объял врагов, и бежали они прочь от этого чуда.
Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать звон его колоколов.
По легенде, на дно этого озера опустился город Китеж.

10.

11.

12.

13.

Михаил Михайлович Пришвин, готовясь к поездке на Светлояр, писал так: «Я думаю о том неизвестном мне заволжском крае, куда мне предстоит ехать летом. Это решено, я туда еду. Пусть все там изучено, пусть все известно, но я-то почти ничего не знаю И меня почти никто не знает на свете. Я оторву кусочек большого таинственного мира и расскажу другим людям по-своему».
«Познакомившись с чудесным озерком, я после этого не раз приходил к нему с палкой в руках и котомкой за плечами, чтобы, смешавшись с толпой, смотреть, слушать и ловить живую струю народной поэзии среди пестрого мелькания и шума».

1.

2.

3.

Легенда о чудесном погружении в его воды града Китежа, не сдавшегося хану Батыю легла в основу оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», послужила материалом для полотен Васнецова, Нестерова, Рериха.

4.

5.

6.

7.

А это уже строки Владимира Галактионовича Короленко.
На берегу Светлояра шумела ярмарка. Продавался нехитрый крестьянский товар. За рядами палаток были установлены столы с самоварами. Пьяные на озере были редкостью.
Выше ярмарки, на горах, стояла часовня Вокруг нее и шла пря. Споры о вере. Берега озера были приютом свободомыслия. По всем дорогам и тропам шли сюда люди разных вер: раскольники, сектанты, чернокнижники, старообрядцы, доморощенные философы, толстовцы. Шли с тяжелыми книгами. Шли на молитву и великий спор. О чем говорили? Да о вере - чья вера ближе к истине. Приезжавших наблюдателей поражал один из творимых здесь ритуалов. После усердных молитв и поклонов надо было три раза оползти озеро. Говорят, что так поступали женщины в годы Великой Отечественной войны, вымаливая у Бога жизнь своим мужьям, сыновьям, братьям.

8.

9.

10.

11.

12.

1.

2.

3.

4.

Советский композитор С. Н. Василенко написал кантату «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светлояр». Свои живописные полотна Светлояру посвятили К. А. Коровин, М. П. Клодт, А. М. Васнецов, Н. К. Рерих, И. С. Глазунов.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

28.

29.

30.

31.

32.

1.

3.

4.

5.

6.

Оно нашло отражение в произведениях А. Мельникова-Печерского, М. М. Пришвина, ему посвятили стихи А. Н. Майков, М. А. Волошин, А. А. Навроцкий. Весьма обширна научная и научно-популярная литература о Светлояре. В последние годы она пополнилась двумя интересными источниками: в 1982 г. вышла книга К. Г. Пысина «О памятниках природы России», где описано озеро, а в 1985 и 1989 г. - сборник легенд о Светлояре «Град Китеж», составленный В. Н. Морохиным.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Для православных озеро Светлояр - это место паломничества, к которому следует относиться благоговейно. Особый день на Светлояре - 6 июля (23 июня по старому стилю) - праздник Владимирской иконы Божией Матери. В селе Владимирском 6 июля - престольный праздник. Съезжается много народу. Крестным ходом идут верующие от Владимирской церкви (по имени храма, что стоит в селе с 1766 года, оно и названо Владимирским) до часовни Казанской иконы Божией Матери, выстроенной на "горах" на берегу озера, и там служится молебен.

Первое письменное упоминание о древнем городе Китеже было в Китежской летописи, которую в 1780-х годах написали старообрядцы .

Согласно этой летописи, город Малый Китеж в начале XIII века основал князь Георгий Всеволодович, на берегу Волги, в Воскресенском районе Нижегородской области. Затем он обнаружил красивое место вверх по течению, на берегу озера Светлояр. Там князь решил построить город Большой Китеж. Его основали как монастырский город. Все считали этот город святым.

«Великий князь сделал красивый город, построил его в форме круга с церквями, монастырями и боярскими дворцами. Затем он окружил его траншеей и воздвиг стены с бойницами», - написали Адель Баркер и Брюс Грант в книге The Russia Reader: History, Culture, Politics .

Озеро Светлояр в Воскресенском районе. Фото: Public Domain

Разрушение Китежа

В 1238 году Северо-Восточную Россию захватили монголы под началом хана Батыя . Осадив город Владимир и окрестные города, хан узнал о могущественном городе Китеже и преисполнился решимости его захватить.

Сначала монголы пришли к Малому Китежу. Великий князь Георгий выехал им навстречу и вступил в битву с ними. Но в конце концов вынужден был бежать в направлении Большого Китежа, местонахождение которого оставалось для монголов неизвестным.

Монголы под стенами Владимира. Фото: Public Domain

Батый пришёл в бешенство и приказал пытать пленников, пока те не выдадут местоположение Большого Китежа. Пленники не выдали тайну своего святого града, потому что, по их убеждению, это навлекло бы на них самих и их потомков вечное проклятие. Однако один из пленников по имени Кутерьма не выдержал пыток и раскрыл секретные пути к озеру Светлояр.

Описания дальнейших событий в летописи расплывчаты и неоднозначны. «Единственное, что известно, что Великий князь сумел спрятать церковную утварь в озере, после чего пал в бою. По воле Бога сам город стал невидимым; на его месте были видны вода и лес», - рассказывают Баркер и Грант.

«Невидимый град Китеж». Картина Константина Горбатова (1876-1945 гг.). Фото: Public Domain

Легенды о невидимом городе

Непонятно, что именно случилось с Китежем, но многие столетия о его таинственном исчезновении рассказывали в легендах и фольклоре.

Согласно одной популярной сказке, весь город погрузился в озеро по воле Божией, чтобы не дать его сокровищам попасть в руки монголов. Из-за этого озеро Светлояр иногда называют Русской Атлантидой. Легенда гласит, что армия Золотой Орды в смятении наблюдала, как город погрузился в озеро. Последнее, что они видели, был белый сверкающий купол собора с крестом.

А вот на самом деле исчезновение города, возможно, не было таким замечательным. Некоторые археологи предположили, что город мог пострадать от оползня, из-за чего и провалился в озеро.

Согласно народным сказкам, город Китеж виден только тем, кто чист душой и сердцем. Те, кто верит в эти легенды, часто рассказывают, что слышат доносящиеся из озера звуки церковных колоколов, видят огни или даже очертания зданий под поверхностью воды.

В прошлые времена паломники посещали озеро в надежде услышать колокола. Они ходили туда, чтобы помолиться, и оставляли приношения для обитателей города.

Также говорят, что во время Второй мировой войны женщины ходили на озеро молиться за своих сыновей.

В поисках русской Атлантиды

В 2011 году была осуществлена археологическая экспедиция в посёлок Ветлужский с целью поисков археологических остатков в районе озера Светлояр. Раскопки выявили следы древнего поселения, а также фрагменты традиционной русской керамики.

Учёные планируют продолжить свои изыскания. По их оценкам, холм, в котором нашли артефакты, всегда был предрасположен к оползням. Из-за одного из таких оползней древний город вполне мог погрузиться в озеро, что и породило фантастические легенды о невидимом городе Китеже.