Что такое водоизмещение и коэффициент полноты судна? Дифферент на нос - положение судна, когда осадка носовой части больше осадки кормовой части. Дифферент на нос снижает скорость движения судна Безопасный дифферент на корму в метрах

(от лат. differens, родительный падеж differentis - разница)

наклон судна в продольной плоскости. Д. с. характеризует посадку судна и измеряется разностью его осадок (углублений) кормой и носом. Если разность равна нулю, говорят, что судно «сидит на ровный киль», при положительной разности - судно сидит с дифферентом на корму, при отрицательной - с дифферентом на нос. Д. с. влияет на поворотливость судна, условия работы гребного винта, проходимость во льдах и пр. Д. с. бывает статический и ходовой, возникающий при больших скоростях движения. Д. с. обычно регулируют приёмом или удалением водяного Балласта.

  • - наклон корабля в продольной плоскости. Измеряется с помошью прибора - дифферентометра как разница осадок ио-са и кормы в метрах...

    Словарь военных терминов

  • - судна - наклон судна в продольной плоскости. Д. определяет посадку судна и измеряется разностью между осадками кормы и носа. Если разность равна нулю, говорят, что судно "сидит на ровном киле"...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - угол продольного наклонения судна, вызывающий разность в осадках носа и кормы...

    Морской словарь

  • - от лат. Differens - разница разница в цене товара при его заказе и при получении в торговых операциях...

    Словарь бизнес терминов

  • - в торговых операциях это разница в цене на товар при заказе и при получении...

    Большой экономический словарь

  • Экономический словарь

  • - в торговых операциях: разница в цене товара при его заказе и получении...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см. Дифференция...

    Большой юридический словарь

  • - разность углубления носа и кормы; имеет большое значение для парусных судов, так как от Д. в значительной степени зависит поворотливость судна...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - разница в осадке судна носом и кормой...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ; мн. диффере/нты, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - муж., мор. разность огрузки кормы и носа; разногруз, разносадка. Дифферент пускается на корму, огрузка кормы бывает глубже. Дифференциал муж., мат. бесконечно малое количество...

    Толковый словарь Даля

  • - диффере́нт I м. Разница в осадке носа и кормы корабля; угол продольного наклона судна. II м. Разница в цене товара при его заказе и при получении...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - диффер"...

    Русский орфографический словарь

  • - ДИФФЕРЕНТ, ДИФЕРЕНТ а, м. différent m. <лат. differens 205. Каждому Капитану старатся привести свой корабль в самый лучший диферент, дабы чрез то выиграть у неприятеля ветр. Куш. МС 2 310. // Сл. 18...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - Разность глубины погружения в воду кормы и носа корабля...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Дифферент судна" в книгах

V. Постройка судна

Из книги РОССІЙСКІЙ ИМПЕРАТОРСКІЙ ФЛОТЪ. 1913 г. автора

V. Постройка судна Параллельно съ изготовленіемъ детальныхъ рабочихъ чертежей д?лается заказъ стали, штевней и другихъ необходимыхъ составныхъ частей судна. Кром? того, непосредственно по изготовленіи теоретическаго чертежа, приступаютъ къ разбивк? судна на плаз?, т. е.

Борт судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Борт судна Борт судна (от немецкого Bord), совокупность элементов набора и обшивки, образующая боковые стенки корпуса судна. Различают левый (бакборт) и правый (штирборт) Б., если смотреть от кормы к носу судна. От высоты Б. зависит грузовместимость судна; высотой

Парус (судна)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Качка судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Корпус судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Дифферент судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Дрейф судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДР) автора БСЭ

Курс судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Живучесть судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖИ) автора БСЭ

Обшивка судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

Циркуляция судна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦИ) автора БСЭ

Снятие судна с мели с помощью перемещения центра тяжести судна

Из книги автора

Снятие судна с мели с помощью перемещения центра тяжести судна Применяется в том случае, если судно не имеет двойного киля.1. Вся команда перемещается к одному из бортов и перетаскивает туда весь тяжелый груз.2. При максимальной высоте киля в кормовой части лучше

VI. ПОДГОТОВКА СУДНА К РЕЙСУ И СЪЕМКА ЕГО С ЯКОРЯ 1. Мореходность судна

автора Луговой С П

VI. ПОДГОТОВКА СУДНА К РЕЙСУ И СЪЕМКА ЕГО С ЯКОРЯ 1. Мореходность судна Независимо от того, отправляется ли судно в рейс с грузом или без груза, во всяком случае должна быть обеспечена мореходность судна как в порту отправления, так и на протяжении всего предстоящего

VIII. ПОСАДКА НА МЕЛЬ (НА РИФЫ, НА КАМНИ) И МЕРЫ ДЛЯ СНЯТИЯ СУДНА С МЕЛИ 1. Причины посадки и меры предотвращения посадки судна на мель

Из книги Аварии морских судов и их предупреждение автора Луговой С П

VIII. ПОСАДКА НА МЕЛЬ (НА РИФЫ, НА КАМНИ) И МЕРЫ ДЛЯ СНЯТИЯ СУДНА С МЕЛИ 1. Причины посадки и меры предотвращения посадки судна на мель Посадка судов на мель (рифы или камни) происходит чаще всего во время тумана или ночью, а также при следовании в узкости или в месте,

Глава IV. Экипаж судна. Капитан судна

Из книги Охрана труда на транспорте автора Корнийчук Галина

Глава IV. Экипаж судна. Капитан судна Статья 52. Состав экипажа судна1. В состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда.2. К командному составу судна кроме капитана судна относятся помощники капитана судна, механики,

После получения значения усредненной осадки МММ выполняется расчет поправок на дифферент.

1-я поправка на дифферент (поправка на смещение центра тяжести действующей ватерлинии - Longitudinal Center of Flotation (LCF).

1st Trim Correction (tons) = (Trim*LCF*TPC*100)/LBP

Trim - дифферент судна

LCF - смещение центра тяжести действующей ватерлинии от миделя

ТРС- количество тонн на сантиметр осадки

LBP - расстояние между перпендикулярами.

Знак поправки определяется по правилу: первая поправка на дифферент положительная, если LCF и большая из носовой и кормовой осадок находится по одну сторону от миделя, что можно проиллюстрировать Таблицей 3.3:

Таблица 3.3. Знаки поправки LCF

Дифферент LCF нос LCF корма
Корма - +
Нос + -

Примечание - важно помнить принцип: при погрузке (увеличении осадки) LCF всегда смещается в корму.

2-я поправка на дифферент (поправка Немото, знак всегда положительный). Она компенсирует погрешность, возникающую от сме-щения положения LCF при изменении дифферента (18).

2 nd Trim Correction (tons) =(50*Trim*Trim*(Dm/Dz))/LBP

(Dm/Dz) — разница в моменте, изменяющем дифферент судна на 1 см на двух значениях осадки: одно 50 см выше среднего зарегистрированного значения осадки, другое на 50 см ниже зарегистрированного значения осадки.

При наличии на судне гидростатических таблиц в системе IMPERIAL, формулы принимают следующий вид:

1 st Trim Correction =(Trim*LCF*TPI*12)/LBP

2 nd Trim Correction =(6*Trim*Trim*(Dm/Dz))/LBP

Поправка на плотность забортной воды

Судовые гидростатические таблицы составляются на определенную фиксированную плотность забортной воды - на морских судах обычно на 1,025, на судах типа «река - море» либо на 1,025, либо на 1,000, либо на оба значения плотности одновременно. Бывает, что таблицы составляются на какую-то промежуточную величину плотности - например, на 1,020. В этом случае возникает необходимость выбранные из таблиц данные для расчета привести в соответствие с фактической плотностью забортной воды. Это делается введением поправки на разность табличной и фактической плотностей воды:

Поправка=Водоизмещение табл *(Плотность изм - Плотность табл)/Плотность табл

Можно без поправки сразу получить значение водоизмещения, скорректированного на фактическую плотность забортной воды:

Водоизмещение факт =Водоизмещение табл *Плотность изм /Плотность табл

Расчет водоизмещения

После вычисления значений усредненной осадки судна и дифферента выполняется следующее:

По судовым гидростатическим данным определяется водоизмещение судна, соответствующее усредненной осадке МММ. При необходимости используется линейная интерполяция;


Рассчитывается первая и вторая поправки «на дифферент» к водоизмещению;

Рассчитывается водоизмещение с учетом поправок на дифферент, и поправки на плотность забортной воды.

Расчет водоизмещения с учетом первой и второй поправок на дифферент выполняется по формуле:

D 2 = D 1 + ?1 + ?2

D1- водоизмещение из гидростатических таблиц, соответствующее усредненной осадке, т;

1 - первая поправка на дифферент (может быть положительной или отрицательной), т;

2 - вторая поправка на дифферент (всегда положительная), т;

D2 - водоизмещение с учетом первой и второй поправок на дифферент, т.

Первая поправка на дифферент в метрической системе рассчитывается по формуле (20):

1 = TRIM × LCF × TPC × 100 / LBP (20)

TRIM -дифферент, м;

LCF - значение абсциссы центра тяжести площади ватерлинии, м;

TPC -количество тонн, на которое изменяется водоизмещение, при изменении усредненной осадки на 1 см, т;

1 - первая поправка, т.

Первая поправка на дифферент в империальной системе рассчитывается по формуле (21):

1 = TRIM × LCF × TPI × 12 / LBP (21)

TRIM - дифферент, ft;

LCF -значение абсциссы центра тяжести площади ватерлинии, ft;

TPI - количество тонн, на которое изменяется водоизмещение, при изменении усредненной осадки на 1 дюйм, LT/in;

1 - первая поправка (может быть положительная или отрицательная), LT.

Значения TRIM и LCF берут без учета знака, по модулю.

Все расчеты в империальной системе выполняют в империальных единицах (дюймах (in), футах (ft), длинных тоннах (LT) и пр.). Окончательные результаты переводят в метрические единицы (МТ).

Знак поправки?1 (положительный или отрицательный) определяют в зависимости от расположения LCF относительно миделя и положения дифферента (на нос или на корму) в соответствии с Таблицей 4.1

Таблица 4.1 - Знаки поправки?1 в зависимости от положения LCF относительно миделя и направления дифферента

где: T AP - осадка на перпендикуляре, на корме;

T FP - осадка на перпендикуляре, на носу;

LCF- значение абсциссы центра тяжести площади ватерлинии.

Вторая поправка в метрической системе рассчитывается по формуле (22):

2 = 50 × TRIM 2 × ?МТC / LBP (22)

TRIM -дифферент, м;

МТС - разница между MCT на 50 см выше усредненной осадки и MCT на 50 см ниже усредненной осадки, тм/см;

LBP - расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами судна, м;

Вторая поправка в империальной системе рассчитывается по формуле (23):

2 = 6 × TRIM 2 × ?МТI / LBP (23)

TRIM - дифферент, ft;

LBP - расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами судна, ft;

МТI - разница между MTI на 6 дюймов выше усредненной осадки и MTI на 6 дюймов ниже усредненной осадки, LTm/in;

LBP - расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами судна, ft.

Все расчеты в империальной системе выполняются в империальных единицах (дюймах (in), футах (ft), длинных тоннах (LT) и пр.). Окончательные результаты переводятся в метрические единицы.

Водоизмещение с учетом поправки на плотность забортной воды рассчитывается по формуле (24):

D = D 2 × g1 / g2 (24)

D 2 - водоизмещение судна с учетом первой и второй поправок на дифферент, т;

g1 - плотность забортной воды, т/м 3 ;

g2 - табличная плотность, (для которой указано водоизмещение D 2 в гидростатических таблицах), т/м3;

D - водоизмещение с учетом поправок на дифферент и плотность забортной воды, м.

Остойчивость, которая проявляется при продольных наклонениях судна, т. е. при дифференте, называется продольной.

Рис. 1

Несмотря на то, что углы дифферента судна редко достигают 10 град., а обычно составляют 2 - 3 град, продольное наклонение приводит к значительным линейным дифферентам при большой длине судна. Так, у судна длиной 150 м угол наклонения 1 0 соответствует линейному дифференту, равному 2,67 м. В связи с этим в практике эксплуатации судов вопросы, относящиеся к дифференту, более важны, чем вопросы продольной остойчивости, поскольку у транспортных судов с нормальными соотношениями продольная остойчивость всегда положительна.

При продольном наклонении судна на угол Ψ вокруг поперечной оси Ц.В. переместится из точки С в точку С1 и сила поддержания, направление которой нормально к действующей ватерлинии, будет действовать под углом Ψ к первоначальному направлению. Линии действия первоначального и нового направлении сил поддержания пересекаются в точке. Точка пересечения линии действия сил поддержания при бесконечно малом наклонении в продольной плоскости называется продольным метацентром М.

Радиус кривизны кривой перемещения Ц.В. в продольной плоскости называется продольным метацентрическим радиусом R, который определяется расстоянием от продольного метацентра до Ц.В.

Формула для вычисления продольного метацентрического радиуса R аналогична поперечному метацентрическому радиусу: R = I F /V , где I F - момент инерции площади ватерлинии относительно поперечной оси, проходящей через ее Ц.Т. (точка F); V - объемное водоизмещение судна.

Продольный момент инерции площади ватерлинии IF значительно больше поперечного момента инерции I X . Поэтому продольный метацентрический радиус R всегда значительно больше поперечного r. Ориентировочно считают, что продольный метацентрический радиус R приблизительно равен длине судна.

Основное положение остойчивости заключается в том, что восстанавливающий момент является моментом пары, образованной силой веса судна и силой поддержания. Как видно из рисунка в результате приложения действующего в ДП внешнего момента, называемого дифферентующим моментом Mдиф, судно получило наклонение на малый угол дифферента Ψ. Одновременно с появлением угла дифферента возникает восстанавливающий момент МΨ, действующий в сторону, противоположную действию дифферентующего момента.

Продольное наклонение судна будет продолжаться до тех пор, пока алгебраическая сумма обоих моментов не станет равной нулю. Поскольку оба момента действуют в противоположные стороны, условие равновесия можно записать в виде равенства:

M д и ф = М Ψ

Восстанавливающий момент в этом случае будет:

М Ψ = D ‘ · G K 1 (1)

  • где GK1 - плечо этого момента, называемое плечом продольной остойчивости.

Из прямоугольного треугольника G M K1 получаем:

G K 1 = M G · sin Ψ = H sin Ψ (2)

Входящая в последнее выражение величина MG = H определяет возвышение продольного метацентра над Ц.Т. судна и называется продольной метацентрической высотой. Подставив выражение (2) в формулу (1), получим:

М Ψ = D ‘ · H · sin Ψ (3)

Где произведение D’H - коэффициент продольной остойчивости. Имея в виду, что продольная метацентрическая высота Н = R - а, формулу (3) можно записать в виде:

М Ψ = D ‘ · (R - а) · sin Ψ (4)

  • где а - возвышение Ц.Т. судна над его Ц.В.

Формулы (3), (4) являются метацентрическими формулами продольной остойчивости. Ввиду малости угла дифферента в указанных формулах, вместо sinΨ можно подставить угол Ψ (в радианах) и тогда:

М Ψ = D ‘ · H · Ψ и л и М Ψ = D ‘ · (R - а) · Ψ .

Поскольку величина продольного метацентрического радиуса R во много раз больше поперечного r, продольная метацентрическая высота Н любого судна во много раз больше поперечной h, поэтому, если у судна обеспечена поперечная остойчивость, то продольная остойчивость обеспечена заведомо.

Дифферент судна и угол дифферента

В практике расчетов наклонений судна в продольной плоскости, связанных с определением дифферента, вместо углового дифферента принято пользоваться линейным дифферентом, значение которого определяется как разность осадок судна носом и кормой, т. е. d = T H - T K .


Рис. 2

Дифферент принято считать положительным, если осадка судна носом больше, чем кормой; дифферент на корму считается отрицательным. В большинстве случаев суда плавают с дифферентом на корму. Предположим, что судно, плавающее на ровный киль по ватерлинию ВЛ, под действием некоторого момента получило дифферент и его новая действующая ватерлиния заняла положение В 1 Л 1 . Из формулы для восстанавливающего момента имеем:

Ψ = М Ψ D ‘ · H

Проведем пунктирную линию АВ, параллельную ВЛ, через точку пересечения кормового перпендикуляра с В 1 Л 1 . Дифферент d - определяется катетом ВЕ треугольника ABE. Отсюда:

t g Ψ = Ψ = d / L

Сравнив последние два выражения, получим:

d L = M Ψ D ‘ · H , о т с ю д а M Ψ = d L · D ‘ · H

Изменение дифферента при продольном перемещении груза

Рассмотрим методы определения осадок судна при действии на него дифферентующего момента, возникающего в результате перемещения груза в продольно-горизонтальном направлении.


Рис. 3

Допустим, что груз весом Р перемещен вдоль судна на расстояние ιx. Перемещение груза, как уже указывалось, может быть заменено приложением к судну момента пары сил. В нашем случае этот момент будет дифферентующим и равным: М диф = Р · l X · cosΨ. Уравнение равновесия при продольном перемещении груза (равенство дифферентующего и восстанавливающего моментов) имеет вид:

Р · l x · cos Ψ = D ‘ · H · sin Ψ

  • откуда:

t g ψ = P · I X D ‘ · H

Поскольку малые наклонения судна происходят вокруг оси, проходящей через Ц.Т. площади ватерлинии (т.F), можно получить следующие выражения для изменения осадок носом и кормой:

∆ T H = (L 2 — X F) · t g ψ = P · I X D ‘ · H · (L 2 — X F)

∆ T H = (L 2 + X F) · t g ψ = — P · I X D ‘ · H · (L 2 + X F)

Следовательно, осадки носом и кормой при перемещении груза вдоль судна будут:

Т н = Т + ∆ Т н = Т + P · I x D ‘ · H · (L 2 — X F)

Т к = Т + ∆ Т к = Т + P · I x D ‘ · H · (L 2 — X F)

Если учесть, что tg Ψ = d/L и что D’ · H · sin Ψ = МΨ, можно записать:

Т н = Т + P · I x 100 · М 1 с м · (1 2 — X F L)

Т к = Т — P · I x 100 · М 1 с м · (1 2 + X F L)

  • где Т - осадка судна при положении на ровный киль;
  • M 1см - момент, дифферентующий судно на 1 см.

Значение абсциссы X F находят по “кривым элементов теоретического чертежа”, причем необходимо строго учитывать знак перед X F: при расположении точки F в нос от миделя величина X F считается положительной, а при расположении точки F в корму от миделя - отрицательной.

Плечо l X также считается положительным, если груз переносится по направлению к носовой части судна; при переносе груза в корму плечо l X считается отрицательным.

Шкала изменений осадки оконечностей вследствие приема 100 тонн груза

Наибольшее распространение получили шкалы и таблицы изменения осадок носом и кормой от приема единичного груза, масса которого в зависимости от водоизмещения выбирается равной 10, 25, 50, 100, 1000 тонн. В основе построения такого рода шкал и таблиц лежат следующие соображения. Изменение осадки оконечностей судна при приеме груза слагается из увеличения средней осадки на величину ΔТ и изменения осадок оконечностей ΔТ H и ΔТ K . Величина ΔТ не зависит от местоположения принятого груза, а значения ΔТ H и ΔТ K при данной осадке и фиксированной массе груза Р будут изменяться пропорционально абсциссе Ц.Т. принятого груза Хр. Поэтому, используя такую зависимость, достаточно вычислить изменения осадок оконечностей от приема груза сначала в районе носового, а затем кормового перпендикуляров и построить шкалу или таблицу изменения осадок оконечностей судна от приема груза массой, например, 100 т. Значения ΔТ, ΔТ H , ΔТ K вычисляются по формулам.

По полученным приращениям осадок оконечностей судна строим график изменений этих осадок от приема указанного груза.

Для этого на прямой а — б намечаем положение мидель - шпангоута и откладываем в выбранном масштабе вправо (в нос) и влево (в корму) половину длины судна. Из полученных точек восстанавливаем перпендикуляры к линии а — б. На носовом перпендикуляре откладываем вверх отрезок б — в, изображающий в выбранном масштабе вычисленное изменение осадки носом при приеме груза в носу. Аналогично на кормовом перпендикуляре откладываем вниз отрезок а — г, изображающий вычисленное изменение осадки носом при приеме груза в корму. Соединив прямой точки в — г, получаем график изменения осадки носом от приема груза массой 100 тонн.


Рис. 4

Δ Т н = + 24 с м = 0 , 24 м;

Δ Т к = + 4 с м = 0 , 04 м

Таким же образом производится построение графика изменения осадки судна кормой от приема груза. Здесь отрезок б — д в принятом масштабе изображает изменение осадки кормой при приеме груза 100 т в носу, а отрезок а — е - при приеме груза в корму.

Производим градуировку шкал. Над графиком (или под ним) проводим две прямые линии для нанесения шкал изменения осадок: верхнюю - для носа, и нижнюю - для кормы. На каждой из них отмечаем точки, соответствующие делениям 0 (их положение определяется точками пересечения линии а — б с графиками в — г и е — д, т. е. точками ж — р). Затем между линией а — б и графиками в — г и ед подбираем такие отрезки, длина которых в принятом масштабе была бы равна 30 или 10 см изменения осадки. Такими отрезками при градуировке шкалы “нос” будут отрезки з — и и кл. В результате получим на шкале деления 30 и 10. Расстояния между 0 и 10, 10 и 20 делим на 10 равных частей. Размеры этих делений на обоих участках шкалы должны получиться одинаковыми.

Используя график е — д, аналогичным способом строим шкалу для осадок кормой. При практических расчетах строят несколько шкал изменения осадок оконечностей от приема 100 тонн груза. Чаще всего строят шкалы для трех осадок (водоизмещений): осадки порожнего судна, осадки судна с полным грузом и промежуточную.

Шкалы, диаграммы или таблицы изменения осадок оконечностей судна от приема единичного груза (например 100 тонн) могут иметь очень разный вид. Несколько таких примеров приводим ниже на рисунках 5-7.


Рис. 5 Кривые изменений осадки оконечностей от приема 100 т груза, совмещенные с соответствующими точками на судне
Рис. 6 Шкала изменений осадки оконечностей судна от приёма 100 т груза, совмещённая с соответствующими точками на судне
Рис. 7

Предлагается к прочтению:

Дифферент судна (от лат. differens, родительный падеж differentis - разница)

наклон судна в продольной плоскости. Д. с. характеризует посадку судна и измеряется разностью его осадок (углублений) кормой и носом. Если разность равна нулю, говорят, что судно «сидит на ровный киль», при положительной разности - судно сидит с дифферентом на корму, при отрицательной - с дифферентом на нос. Д. с. влияет на поворотливость судна, условия работы гребного винта, проходимость во льдах и пр. Д. с. бывает статический и ходовой, возникающий при больших скоростях движения. Д. с. обычно регулируют приёмом или удалением водяного Балласт а.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Дифферент судна" в других словарях:

    ДИФФЕРЕНТ судна - Происхождение: от лат. differens, differentis разница наклон судна в продольной плоскости (вокруг поперечной оси, проходящей через центр тяжести площади ватерлинии) … Морской энциклопедический справочник

    - (Trim difference) угол продольного наклонения судна, вызывающий разность в осадках носа и кормы. Если углубление носа и кормы одинаково, то судно сидит на ровный киль. Если углубление кормы (носа) больше, чем носа (кормы), то судно имеет… … Морской словарь

    - (лат., от differe различать). Разность глубины погружения в воду кормы и носа корабля. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИФФЕРЕНТ лат., от differre, различествовать. Разность погружения в воду кормы… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (судна) наклон корабля в продольной вертикальной плоскости относительно поверхности моря. Измеряется дифферентометрами в градусах для подводной лодки или разность между углублениями кормы и носа для надводных кораблей. Влияет на поворотливость… … Морской словарь

    - (от лат. differens разница) разница в осадке (углублении) судна носом и кормой … Большой Энциклопедический словарь

    Морской термин, угол отклонения корпуса судна от горизонтального положения в продольном направлении, разница осадок кормы и носа судна. В авиации для обозначения такого же угла, задающего ориентацию летательного аппарата, используется термин… … Википедия

    А; м. [лат. differens] 1. Спец. Разница в осадке носа и кормы судна. 2. Финанс. Разница в цене на товар при заказе и получении его в процессе торговых операций. * * * дифферент (от лат. differens разница), разница в осадке (углублении) судна… … Энциклопедический словарь

    Дифферент - ДИФФЕРЕНТЪ, разность углубленія (посадки) судна носомъ и кормою; если, напр., корма углублена на 1 фт. больше носа, то говорятъ: судно имѣетъ Д. на корму 1 фт. Д. имѣлъ особое значеніе въ парус. флотѣ, гдѣ хорошій парусникъ д. б. имѣть Д. на… … Военная энциклопедия

    - [от лат. differens (differentia) разница] судна наклон судна в продольной плоскости. Д. определяет посадку судна и измеряется разностью между осадками кормы и носа. Если разность равна нулю, говорят, что судно сидит на ровном киле; если разность … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Дифферент корабля (судна) - наклон корабля (судна) в продольной плоскости. Измеряется с помошью прибора дифферентометра как разница осадок ио са и кормы в метрах (для ПЛ в градусах). Возникает при затоплении помещений или отсеков в оконечностях корабля, неравномерном… … Словарь военных терминов


13.Седловатость верхней палубы, представляющая собой плавный подъем палубы от миделя в нос и в корму, также влияет и на внешний вид судна. Различают суда со стандартной седловатостью, определяемой по Правилам о грузовой марке, суда с уменьшенной или увеличенной седловатостью и суда без седловатости. Часто седловатость выполняют не плавно, а прямыми участками со сломами - два-три участка на половине длины судна. Благодаря этому верхняя палуба не имеет двоякой кривизны, что упрощает ее изготовление.

Палубная линия у морских судов имеет обычно вид плавной кривой с подъемом от средней части в направлении носа и кормы и образует седловатость палубы. Основное назначение седловатости - уменьшить заливаемость палубы при плавании судна на волнении и обеспечить непотопляемость при затоплении его оконечностей. Речные и морские суда с большой высотой надводного борта седловатости, как правило, не имеют. Подъем палубы в корме устанавливают, исходя, прежде всего, из условия незаливаемости и непотопляемости.

14.Погибь - это уклон палубы от ДП к бортам. Обычно погибь имеют открытые палубы (верхняя и палубы надстроек). Вода, попадающая на палубы, благодаря наличию погиби, стекает к бортам и оттуда отводится за борт. Стрелку погиби (максимальное возвышение палубы в ДП по отношению к бортовой кромке) обычно принимают равной V50 ширины судна. В поперечном сечении погибь представляет собой параболу, иногда, для упрощения технологии изготовления корпуса, ее образуют в виде ломаной линии. Платформы и палубы, лежащие ниже верхней палубы, погиби не имеют. Плоскость мидель-шпангоута делит корпус судна на две части- носовую и кормовую. Оконечности корпуса выполняются в виде штевней (литых, кованых или сварных). Носовой