Красивая легенда святых гор - святогорская лавра. Свято-Успенский Святогорский монастырь Святогорский монастырь пушкинские горы карта

Синичья гора, на которой жителю пастуху Тимофею была явлена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, впервые упомянута в Псковской III летописи под годом 1566. Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие - дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.


С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Работая над драмой «Борис Годунов», А. С. Пушкин стремился к предельной исторической правдивости в изображении характеров своих героев. Он достигал этого, изучая Летописи, «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина и местные источники. Поэт пользовался архивом и библиотекой, которая находилась в светелке «братского» корпуса. В ней хранилась летопись монастыря, в которой имелась запись об участии первого настоятеля обители Зосимы в Земском соборе 1598 года, избравшем на царство Бориса Годунова.

Пушкин любил посещать святогорские ярмарки, где вслушивался в яркую и образную народную речь, запоминал и записывал «с натуры» наиболее интересное и характерное. Посещение этих ярмарок, наблюдения за жизнью обитателей и посетителей монастыря, встречи с юродивыми, рассказы странников о давно минувших событиях - «преданья старины глубокой» - несомненно нашли творческое отображение в образах героев «Бориса Годунова».

Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот - Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви, и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь). Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела - Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом поэта в ночь перед погребением.

В монастыре на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных похоронены: дед поэта Осип Абрамович Ганнибал /1806/, бабушка Мария Алексеевна /1818/, мать Надежда Осиповна /1836/ и отец Сергей Львович /1848/. Младший брат Платон, умерший в 1819 году похоронен, видимо, в Успенском соборе.

Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А. М. Пермогоровым. На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года».

В 1924 году монастырь был закрыт.

Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Здесь открылась экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А. С. Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.

В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе. Сегодня это собор действующий, и его территория используется совместно Пушкинским Заповедником и Епархией. В монастыре проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек). Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. Работает воскресная церковная школа. По благословению наместника монахи принимают паломников.

Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А. С. Пушкина «со сродники».



Красивая легенда Святых гор - Святогорская Лавра

Есть красивая легенда — первый надземный монастырь Святогорья однажды утром якобы сам «вырос» из земли и поразил своей красотой всех очевидцев этого небывалого явления. Красота божественная

Церковь святителя Николая Чудотворца

Из истории Свято-Успенской Святогорской обители Точной даты основания обители история не сохранила. А посему на этот счет сегодня бытуют десятки самых разных версий, и наиболее распространенные среди них две. Одна связывает появление храмов с бегством в русские края византийских иноков в XIII-IX веках, другая гласит, что после разорения Киево-Печерской Лавры часть ее братии ушла в Святые Горы.

Вид на Лавру от памятника Артёму


Вид на Лавру от Церкви святителя Николая Чудотворца


Церковь святителя Николая Чудотворца

Комплекс храмов, который появился здесь со временем, стал настоящим чудом, сотворенным природой и людьми, и вдохновлял мастеров пера и кисти разных эпох. Летописцы оставили описания тех дней, когда здесь происходило, казалось бы, просто невозможное: обитель перестояла масштабные набеги крымских татар, поляков и все ужасы времен Батыя и Тамерлана. В те непростые времена, как утверждают исследователи, местные монахи неплохо знали военное дело, умело стреляли из пушек, защищая родные стены. А при случае, по словам современников, святые отцы поражали даже бывалых вояк: то отбивали у атакующих крымцев и нагайцев коней, то пускались в погоню верхом по суше да на ладьях по реке, возвращая своих полонянников.


Успенский собор и Покровская церковь

Неожиданным поворотом в истории Святогорья стало решение Екатерины II подарить этот «рай на земле», как выражалась сама императрица, своему фавориту — князю Григорию Потемкину. Одним росчерком ее пера святое место, где веками рос и развивался уникальный духовный центр, стало обыкновенной светской дачей.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Гостиница для паломников

При этом любопытно, что даже к упраздненной здесь обители в праздничные престольные дни стекались многотысячные толпы народа. Второе дыхание монастырь обрел в 1844 году, а за следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской Империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса Лавры.

Трапезная церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В 1922 году монастырь был снова закрыт, а на его территории обустроен дом отдыха. И опять же 70 лет он ждал восстановления. «Обитель была вновь открыта в 1992 году, как и предсказывали многие Святогорские старцы, однако для полного восстановления требовались солидные капитальные вложения. В 2004 году монастырь получил статус лавры.

Изображение Пресвятой Богородицы — Игумении у входа в Лавру

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году":

"Святогорская Успенская пустынь, заштатная, общежительная, на правом берегу реки Северного Донца, в местности «Святые Горы», в 5 верстах от железнодорожной станции Святогорской, в 20 верстах от города Славянска, в 30 верстах от города Изюма.

Основана в XIV веке; в 1679 году и в 1737 году была разоряема татарами; в 1787 году была упразднена; в 1844 году восстановлена. По своему местоположению обитель представляет очаровательный вид, возносясь от светлых вод Донца до вершины горы; величественны, под навесом вековых дубов, уступы горняго ее крыльца, которое ведет на освященный утес, избранный жилищем для отшельников, хотя, казалось, природа создала его только для орлиного гнезда.

С берега обитель представляет дивные ландшафты: среди зелени от горы, называемой «Фавор», спускается монастырь к берегу, и храмы его виднеются среди деревьев то на возвышенностях, то в пропастях. Горы, окружающие обитель Святогорскую, представляют разнообразие формаций: гипс, известь, мел и чернозем, покрытый сухим торфом, составляют верхний или наружный слой горы. На гору Фавор устроена довольно удобная лестница, именуемая «Кирилло-Мефодиевскою». Эта лестница начинается аркою и разделяется в своем протяжении башнями и крытыми площадками, висящими над непомерно-глубоким обрывом. К верхушке горы, увенчанной храмом, ведут 511 ступеней и имеются скамьи для отдыха. Близ монастырского соборного Успенского храма находятся пещеры.

Вход в пещерник

и над ним первая из семи, каскадом рссположенных, Кирилло-Мефодиевских часовен.Ход в пещеры начинается небольшим притвором с одним окном над дверью. Отсюда, за железною дверью, идет узкий, длинный и темный коридор пещер, извиваясь зигзагами до самой скалистой вершины горы, где он и сообщается с наружной лестницей. Кроме этого хода есть четыре: два — через церкви: святого Иоанна Предтечи и святого Алексия человека Божия, один — под церковью святого Николая чудотворца и один — среди горы, обращенный к Северному Донцу.

Высота пещерных ходов — 3 1/2 аршина, ширина 11/4 аршина. Между пещерными кельями есть немало затворов, а в стенах пещерных входов до 12 ниш, т.е. углублений, где по единому в мире Афонскому обычаю, складывались кости святогорских отшельников, через 3 года после их кончины.

К достопримечательностям монастыря относятся: полученная в Палестине послушником Глинской пустыни, впоследствии архимандритом монастыря Арсением, в благословение от иерусалимского патриарха Мисаила икона Успения Божией Матери, древней арабской живописи, украшенная бриллиантами, сапфирами, рубинами и бурмитскими зернами (крупный жемчуг); она висит в Успенском соборе над царскими вратами и каждую неделю, в среду, спускается и перед ней читается акафист; находящаяся в иконостасе монастырского Покровского храма чудотворная Святогорская икона Божией Матери, украшенная сребропозлащенной ризою и драгоценными камнями; Грузинская икона Божией Матери, украшенная позлащенным серебром с эмалью и драгоценными камнями; известная с 1540 года древняя чудотворная икона святого Николая чудотворца в сребропозлащенной ризе, украшенной бриллиантами, яхонтами и рубинами; перед нею по четвергам читается акафист; иногда, по просьбе богомольцев, подымают и несут эту икону на скалу, где в монастырской Николаевской церкви читается акафист святому Николаю чудотворцу; как туда, так и оттуда, шествие сопровождается молебным пением. Немало здесь находится и других икон, замечательных по живописи и украшению.

В соборной Успенской церкви также находится ковчег, сребропозлащенный, с частицами животворящего креста Господня и мощей: святого Иоанна Предтечи и преподобной мученицы Анастасии Римляныни; в монастыре хранятся также части мощей святых апостолов, евангелистов и других угодников Божиих.

Ежегодно 14 августа совершается из монастыря крестный ход на лодках, по реке Северному Донцу, в скит, а 15 августа, по окончании Божественной литургии, — на скалу. Близ монастырских святых ворот устроена книжная и образная лавка, где можно найти весьма многие духовные книги и священные предметы. Святогорская обитель безвозмездно ежедневно кормит сотни богомольцев, по праздничным же и воскресным дням — тысячи.

В двух верстах от обители, на правой стороне Северного Донца, находится принадлежащий пустыни скит преподобного Арсения Великого, называемый «Святым местом»

Всехсвятский скит

Этот скит окружен с трех сторон скалистыми горами, увенчанными густым лесом, и только со стороны реки Донца вход в него освобожден.

В церкви преподобного Арсения хранится мраморный белого цвета ковчег, в виде саркофага, найденный в развалинах одного храма в Анатолии, близ Тарса, где родился апостол Павел; эту редкость пожертвовал сюда путешественник А. Н. Муравьев. Доступ в скит разрешается мирянам только на третий день Рождества Христова, в пятницу Светлой седмицы, 8 мая и 14 августа. В остальные дни вход дозволяется по особому распоряжению настоятеля обители. На юг от Святогорской обители находится Больничный скит, называемый хутором. Здесь в церкви во имя Ахтырской иконы Божией Матери находится образ ее, источающий обильные милости прибегающим к нему, и образ великомученицы Варвары, с частицами ее мощей. На больничной паперти, у алтарной стены, погребен затворник этой пустыни Иоанн (+1867), над могилою которого ежедневно в 3 часа пополудни совершается панихида.

В больничном скиту врачуются не только монашествующие, но и миряне. Пустынь имеет три школы, мастерские — слесарную, столярную, бондарную, колесную, малярную, портняжную и сапожную, кузницу, свечной завод и пасеку."

P.S. Святогорск. Украина. Донецкая область. Город-курорт на реке Северский Донец. В XV-XVIIIBB. был пограничной крепостью и духовным центром края. Впоследствии владельцем этих земель стал кн. Потемкин. Он построил здесь дворец с купальнями и основал популярный курорт. Чехов назвал его "Донецкой Швейцарией". Главная достопримечательность - Свято-Успенский Святогорский монастырь (ныне Лавра). В XVI-XVII вв. монастырь служил укрепленным пограничным постом и дозорным пунктом Московского государства.

Храмы монастыря: Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Церковь Антония и Феодосия печерских, Церковь Николая Чудотворца, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Часовня Кирилла и Мефодия, Часовня Андрея Первозванного, Часовня Всехсвятский скит, Церковь Всех Святых.



Святогорский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Святогорский монастырь в Пушкинских Горах был основан в 1569 г. царём Иваном IV. В то время он стоял на самой государственной границе. Это сказалось на истории монастыря: в конце 16 века его частично разрушили поляки. В последующие века вокруг монастыря наросла слобода, которая впоследствии превратилась в село. Оно и стало нынешними Пушкинскими Горами (современное название заменило историческое «Святые Горы» в 1925 г.).

С 18 века значение монастыря как укреплённой цитадели и форпоста пошло на спад, но культурное и религиозное - сохранились. Он стал центром общественной жизни и оставался таким фактически вплоть до закрытия в 1924 г. В военные годы монастырским постройкам был нанесён значительный ущерб, но их довольно быстро восстановили. Начиная с послевоенных лет в монастыре располагался Государственный мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина.

Святогорский монастырь известен еще и как место последнего упокоения А. С. Пушкина. Великий поэт был похоронен здесь в 1837 г. в родовом склепе.

Современный облик монастыря представляет собой комплекс построек, обнесенный старой оградой из камня. Попасть внутрь можно через одни из двух ворот: Пятницкие, близ которых стояла ныне разрушенная одноименная церковь, и Анастасьевские, у которых находилась одноимённая часовня (тоже уже не существующая). Сейчас у них можно увидеть небольшую каменную привратницкую. Близ Пятницких (или Святых) ворот расположен дом наместника начала 20 века. Ещё одни названные в честь утраченной сегодня церкви ворота, Никольские, соединяют святой и торговый дворы монастыря.

Главные достопримечательности монастыря - это Успенский собор и фамильная усыпальница Ганнибалов-Пушкиных. В приделе первого был установлен гроб с телом Пушкина накануне отпевания.

Имя А. С. Пушкина, жившего в Михайловском, тесно связано и с монастырем, который он часто посещал. В период работы над «Борисом Годуновым» поэт проводил много времени в монастырских архивах, изучая старинные летописи и исторические труды, чтобы сделать свою драму максимально достоверной. Кроме того, при монастыре проходили знаменитые на всю округу ярмарки, на которых поэт тоже часто бывал в поисках типажей.

Главная историческая ценность Святогорского Свято-Успенского мужского монастыря - икона Богородицы Одигитрия - в настоящее время перевезена в городище Воронич.

Святогорский Успенский мужской монастырь был возвращён РПЦ в 1992 г., и в этом же году возобновились службы в Успенском соборе. Собор действует и сегодня, как и монастырь, где постоянно живут около 25 человек. В настоящее время монастырь причислен к государственным памятникам как часть музея-заповедника Пушкина.

Свято-Успенский Святогорский монастырь

Практическая информация

Адрес: Псковская область, пос. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, 1.

Монастырь Святогорский в Псковской области является не только православной святыней, славной своими чудотворными иконами. Его с интересом посещают даже те люди, которые далеки от религии. И в этом нет ничего удивительного. Ведь в стенах монастыря покоится прах великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Эта деталь помогла обители избежать судьбы многих других религиозных объектов, которые были взорваны или разрушены в годы советской власти. Конечно, монастырскую братию революционеры разогнали как буржуазно чуждую пролетариям, но сами постройки оставили. В них до девяносто второго года прошлого столетия располагался Государственный мемориальный музей А. С. Пушкина. Потом монастырь был передан в ведение Русской Православной Церкви. Но это место охраняется и государством как объект культурного наследия Российской Федерации. В этом коротком очерке мы расскажем о Святогорском монастыре. У обители интересная история. А почему там был похоронен А. С. Пушкин, который, как известно, умер в Санкт-Петербурге? Об этом вы тоже узнаете из нашей статьи.

История Святогорского монастыря

Основанию обители предшествовали два явления Божьей Матери. И по странному стечению обстоятельств, в обоих случаях единственным свидетелем чуда стал пастух Тимофей, получивший позже, согласно церковной традиции, статус «блаженного отрока». Вначале Богородица явилась в 1563 году в деревне Луговке. Позже на этом месте была выстроена часовня. А спустя три года блаженный отрок Тимофей вновь увидел Богородицу, на этот раз на Синичьей горе. Место для явления Святая Дева выбрала весьма удачное. В те времена город Воронич был пограничным с независимым княжеством Новгородским. Московский царь Иван Грозный счел чудо на Синичьей горе удобным поводом поставить фортификационное сооружение на своих рубежах (а заодно и засвидетельствовать свою набожность). Он дал приказ наместнику Псковскому князю Юрию Токмакову построить монастырь Святогорский. Но начался он с церкви, алтарь которой находится над пнем той сосны, где блаженный пастушок узрел икону Богоматери.

Постройка обители. Пушкинские горы

Уже в 1569 г., спустя три года после последнего чуда, была выстроена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Поскольку храм строился не просто как религиозное сооружение, но и как фортификационная крепость, он сразу же воздвигался в камне. Удивленный такими скорыми работами царь Иван Грозный пожаловал новому монастырю колокол весом в пятнадцать пудов. Этот благовест в народе прозвали «Горюном», потому что «пел он жалостно». А Синичью гору, где случилось явление иконы Богоматери отроку Тимофею, позже переименовали в Святую. В конце шестнадцатого столетия при обители возникло поселение Тоболенец. Оно получило название по одноименному озеру неподалеку. К началу восемнадцатого столетия эта слобода разрослась в настоящее село. Его назвали Святые Горы. Советской власти такое имя претило. Поэтому в 1925 году было дано другое название населенному пункту, окружающему Святогорский монастырь, - Пушкинские горы.

Зенит славы и закат

Все русские цари, начиная от Ивана Грозного и вплоть до Петра Первого, делали обители богатые подношения и дары. Это были и драгоценные ризы, и первопечатное Евангелие 1628 года (пожалованное государем Михаилом Федоровичем), и редкий по содержанию серебра колокол весом в 151 пуд. Но хотя основание Святогорского монастыря имело стратегическое значение, это не уберегло его от разрушения. Обитель пострадала от войск Стефана Батория, в Ливонской войне, во времена смут. Но монастырь каждый раз вновь воскресал. И обрастал землями! Монахи были владельцами деревень и угодий. Но все изменилось с восхождением на престол Екатерины Второй. По ее указу обитель была причислена к третьеразрядным, а большинство монастырских земель отошло казне.

Святыня

Волей-неволей братии пришлось приблизиться к образцу христианской жизни в бедности. Но совсем нищенствовать инокам не позволял набожный народ. Монастырь Святогорский привлекал паломников иконами Богоматери Одигитрия и «Умиления» - теми самыми образами, которые явились отроку Тимофею. Кроме того, у стен обители дважды в год - в Девятую пятницу после Пасхи и на Покрову проводились ярмарки. Монастырь продолжал пользоваться славой святого места. Многие состоятельные люди хотели бы быть похороненными на ее кладбище. Среди таких была и семья Ганнибалов - предков Александра Сергеевича Пушкина. Ведь совсем недалеко находилось и родовое имение Михайловское.

Святогорский монастырь и А. С. Пушкин

Так, волей Осипа Абрамовича Ганнибала, оплатившего землю под родовую усыпальницу, обитель стала тесно связана с именем выдающегося русского поэта. Сам Пушкин любил приходить в монастырь. Он посещал ярмарки, слушал местный говор, собирал истории о днях минувших (в Михайловском был написан «Борис Годунов»). Приходил поэт и в родовую усыпальницу, где были похоронены его дед и бабушка, а также умерший во младенчестве родной брат Платон. В 1836 году Пушкин похоронил здесь и мать. Тогда же он уплатил монастырю десять рублей серебром за право быть похороненным здесь самому. И это случилось за год до смерти поэта. Теперь могила А.С. Пушкина в Святогорском монастыре может поспорить по количеству паломников с иконой Одигитрия. Именно этот скромный памятник уберег обитель от уничтожения во времена советской власти.

Как проехать в Святогорский монастырь

Пушкинские горы располагаются в 95 километрах от Пскова по прямой, в 113 км по автотрассе. Из областного центра доехать сюда проще простого. Есть и прямой автобус Псков - Пушкинские горы, через поселок следуют машины на Новоржев и Великие Луки. Сюда приезжают экскурсионные группы из Санкт-Петербурга и Москвы. Монастырь Святогорский находится в самом центре Пушкинских гор, по адресу: улица Пушкинская, 1.