Храмовый комплекс филе. Исида – одна из величайших богинь древности Кем был построен храм исиды

Храм Исиды – один из крупнейших архитектурных памятников Древнего Египта религиозного значения. Он был построен по приказу фараона Птолемея II. Здание храма хорошо сохранилось до наших времен благодаря благоустройству и расширению его территории последующих поколений царской династии. Связано это было прежде всего с тем, что культ Исиды почитался на протяжении всей истории древней цивилизации.

При строительстве здания была использована технологии периода Нового царства в Древнем Египте. В убранство египетской святыни также привнесены элементы греко-римского периода. Был создан «нилометр», который служил для определения уровня вод в реке. И святилище Гора, сына Осириса.

Залы Храма Исиды в Филе

Вход в храм Исиды открывается через проход между башнями. Двор ведет во второй пилон, стены которого украшены барельефами, повествующими о рождении Хоруса Исидой.

Через второй пилон можно попасть в колонный зал, украшенный 10 столбами, возвышающихся к небу лотосами. В конце его расположены руины первого храма Филе, прославляющего могущество Исиды. Южная стена храма с внешней стороны украшена скульптурой льва.

Лучи солнца почти не касаются алтарей, на которых приносились по приказу фараонов Древнего Египта и жрецов в жертву самые красивые женщины.

Дополнительными постройками, примыкающими к храму Исиды являются часовня Осириса, храм Хатхор (Хатор), храм Августа, постамент Траяна и Диоклетиана.

После прихода в Египет христианства в некоторых залах храма стали проводиться коптские обряды.

Найти храм в городе Асуане легко. Он находится на площади Абталь эль-Тахрир недалеко от Музея Нубии.


Филе. Храм Исиды со стороны тайной пристани. (с) фото - Виктор Солкин, 2003.

Остров Филе, расположенный неподалеку от современного Асуана – один из важнейших культовых центров богини Исиды. Его древнее название Паиурек восходит к выражению «остров времен (Ра)», т.е. предвечный холм, сотворенный богом в начале времен. Остров также был посвящен Хатхор, «Владычице Нубии». Согласно традиции, именно на этот остров впервые ступила нога благой «золотой» богини, возвращающейся в облике Тефнут из далеких южных земель. Здесь почитался и Осирис, супруг Исиды, одна из гробниц которого находилась на соседнем «запретном» острове Абатон (совр. Биге).

Исида, скрывающаяся с Хором в болотах Ах-Бит. Рельеф из маммизи храма Исиды на о-ве Филе. 4 в. до н.э. (с) фото - Виктор Солкин, 2007 г.

Неизвестно, когда на Филе был воздвигнут первый храм. Здесь были обнаружены архитектурные фрагменты с именами фараонов Нового царства, однако все основные храмовые сооружения острова, дошедшие до нашего времени в превосходном состоянии, были возведены при царях XXX династии и в греко-римское время. Древнейшее сохранившееся сооружения на Филе, это небольшой портик, надписанный именами фараона Нектанеба I, расположенный около древней пристани, от которой дорога ведет к главному храму Исиды. Поврежденный наводнением, он был перестроен Птолемеем II. Расположенные между портиком и первым пилоном храма изящные колоннады с композитными капителями возвели римляне – Август и Тиберий. К восточной колоннаде, которая так и не была завершена, примыкают небольшие храмы нубийских богов Мандулиса и Ирихемеснефера. Третий храм, находящийся ближе всего к храму Исиды был посвящен обожествленному Имхотепу.

Осирис и Исида. Рельеф зала жертвоприношений храма Исиды. 1 в. до н.э. (с) фото - Виктор Солкин, 2007 г.

Перед первым пилоном храма Исиды некогда возвышались два обелиска Птолемея VIII, в настоящее время находящиеся в Кингстонхолл, в Англии. Между первым и вторым пилонами расположено маммизи, строительство которого началось при Птолемее VIII, а закончилось при Тиберии. Второй пилон, не такой массивный как первый, покрыт рельефами, изображающими Птолемея XII побивающим иноземцев перед великой богиней. Фрагменты красивейшей полихромной росписи, которыми некогда были покрыты колонны гипостильного зала, все еще видны на капителях, несмотря на то, что после сооружения в начале XX века первой Асуанской плотины уникальный храм затапливался водами Нила на девять месяцев в году в течение нескольких десятков лет. Зеленые пятна водорослей, въевшихся в песчаник храмовых стен и уничтоживших росписи, и поныне свидетельствуют о бездумном и варварском отношении человека к наследию былых веков.

Хаторическая капитель колонны на входе в маммизи храма богини Исиды. (с) фото - Виктор Солкин, 2007 г.

Само святилище Исиды состоит из двенадцати помещений и крипты, стены которых богато отделаны рельефами; в число этих залов входила и знаменитая храмовая библиотека, посвященная богу Тоту. Из покоев, примыкающих к Святая святых лестница ведет на террасу и тайное святилище Осириса, стены которого покрыты рельефными композициями, повествующими о том, как Исида собирала воедино части тела своего убитого супруга. Рельефы, которыми покрыты внешние стены храма, были выполнены при римских императорах. В центральном святилище и поныне стоит подстава для ладьи Исиды, установленная при Птолемее III; гранитный наос для статуи богини был вывезен в Европу в XIX веке.

Центральный проход храма Исиды и подстава для священной ладьи. (с) фото - Виктор Солкин, 2003.

К западу от храма Исиды, перпендикулярно к плоскости II пилона расположены ворота Адриана и один из двух ниломеров, существовавших на острове. На поверхности ворот сохранились уникальные изображения, связанные с осирическими ритуалами Филе. На одном из них Исида наблюдает за крокодилом, который выносит из вод тело Осириса на остров Биге, некогда располагавшийся напротив ворот Адриана. Севернее находятся развалины храма Хора Неджитефа, построенного при императоре Клавдии.

Таинство Абатона. Рельеф на воротах Адриана на Филе. (с) фото - Виктор Солкин, 2003.

К востоку от храма Исиды при Птолемее VI был возведен небольшой храм Хатхор, а несколько южнее от него – одно из самых красивых сооружений на острове – знаменитый киоск Траяна с четырнадцатью капителями в виде цветов, над которыми должны были быть вырезаны скульптурные лица Исиды-Хатхор. К сожалению, поражающий своей монументальностью и, одновременно, изяществом киоск, считавшийся в древности официальными воротами острова Исиды, так и остался незавершенным.
Огромное количество граффити, оставленных в храме паломниками, свидетельствует о популярности храма, считавшегося одной из величайших святынь Египта. Исиду чтили здесь не только египтяне, но и кочевые жители Нубии, которые, несмотря на постоянные столкновения с наместником близлежащей Сиены, всегда с почтением относились к острову Исиды и даже, согласно договору 453 г. н.э. получили право освящать статуей богини свои земли. Культ Исиды процветал на Филе и после того, как весь остальной Египет был христианизирован. Храм был закрыт лишь в 550 г. н.э. при Юстиниане после долгих боев за древнюю святыню, во время которых погибли последние жрецы, хранившие основы культуры земли фараонов.

"Киоск" Траяна на острове Филе. (с) фото - Виктор Солкин, 2007.

Во время строительства Высотной Асуанской плотины в 60-х годах XX века храм Исиды, по праву считающийся жемчужиной древнеегипетского зодчества, был перенесен на соседний, более высокий остров Агилкия и тем самым спасен от полного затопления.

Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет. М., 2006.
Junker G. Der grosse Pylon des Tempels der Isis in Philä. Vienna, 1958.
Junker H., Winter E. Das Geburtshaus des Tempels der Isis in Philä. Vienna, 1965.
Kákosy L. Zu einer etymologie von Philä: die “Insel der Zeit”.// Studia Aegyptiaca VII. Budapest, 1981, pp. 185-194.
Peters-Destéract M. Philae. Le domaine d’Isis. Paris, 1997.
Sauneron S., Stierlin H. Edfou et Philae, derniers temples d’Egypte. Paris, 1975.
Vassilika E. Ptolemaic Philae. Leuven, 1989.

Цит. по: Солкин В.В. Филе // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005, 2008

Исида, «украшение сокровенное». Глава VIII из книги

Говоря, что единственным орденом, в который я входила, был храм Изиды, я имею в виду свою подготовку и миссию, возложенную на меня при посвящении в тайны Изиды. Изучать тайны Изиды (мистерии Изиды) я начала в 12 лет под водительством своей матери. Поскольку мать моя была египтянкой, она хотела передать мне знание, которым обладала. Заниматься со мной она начала, когда мне исполнилось 12 лет и я стала девушкой. В восемнадцать я вошла в храмы Египта, чтобы продолжать обучение непосредственно под руководством жриц. Для моей матери это стало последним этапом. Она сделала, что собиралась.

Во многих отношениях я была, как вы говорите, «белой вороной». Я была еврейкой, но в то же время я получила образование и прошла инициацию в тайны Изиды, египетской богини. Кому-то это может показаться странным. Но взгляните на это так: в ваше время, если вы родились в образованной и обеспеченной семье, даже если вы придерживаетесь определенных религиозных убеждений, вы все равно имеете возможность получить образование за пределами вашей родины. Моя семья относилась к образованному и состоятельному кругу. В древности очень часто люди со средствами стремились посетить культурные центры, в том числе Грецию и Египет, равно как и другие области Средиземноморья. Мои родители происходили из Египта, поэтому-то меня и отправили туда учиться.

Во время обучения в Египте я прошла обряд посвящения в храме Изиды и, в рамках понимания того времени, установила прямой контакт с Изидой. Мне показалось интересным, что в чем-то Изида напоминала мне то, что раньше я узнала о Шехине (женском начале в иудаизме).

Шехина является выражением древней женской способности к превращениям. Она преодолевает препятствия и преграды. Она будоражит и выправляет равновесие в пользу женщины - при этом она представляет собой огненный аспект, а не нежное, мягкое присутствие. Шехина - грубая, огненная, исполненная вибрирующей мощи. Она никогда не имела физического тела. Она существует только как энергетическая субстанция, так же, как и Изида.

Таким образом, как видите, на своем личном уровне я пыталась, так сказать, установить равновесие культурного понимания, которое мне дали, включавшего в себя Шехину, трансформирующую женскую энергию, и то, что я узнала про Изиду в храмах и при непосредственном общении. Непосредственный контакт с Изидой случился во время того, что вы называете медитацией. Нас учили проходить в окна сознания - вы называете это состояние измененным сознанием, - и сквозь эти окна сознания мы имели непосредственный доступ к Изиде или другим богиням. В каком-то отношении это напоминает то, что сегодня вы назывaeтe контактированием. Я тоже получала информацию от Изиды, но не говорила о ней и никому ее не передавала.

Единственным исключением было то, что во время испытания я рассказывала жрице о том, что испытывала при непосредственном контакте. Если информация, которую получала в это время жрица, совпадала с тем, что говорила я, испытание считалось пройденным. Если нет, это означало, что я не прошла испытание. Это единственный случай, когда мне приходилось делиться полученным.

Меня, юную еврейскую девочку, которая отправлялась учиться в Египет, и моя семья, и мои учителя считали «очень хорошей». Меня считали «птицей высокого полета», однако никто не предполагал, что, если можно так выразиться, Изида возложит на меня свой палец. Поэтому я отправилась в Египет, только чтобы расширить собственное сознание и получить понимание другой культуры, в процессе чего я стала (ученицей) Изиды.

Или Исиды является небольшим святилищем в центре древних Помпей. Ее имя было выгравирована на камнях храма. Богиня Исида пришла в Римскую Империя из Древнего Египте, где почиталась как богиня плодородия и процветания.

Храм Изиды или Исиды был построен выходцами из Египта во втором веке до н.э. то есть до того как Египет был завоеван римлянами. Центральное святилище окружено коринфскими колоннами. В 62 году землетрясение повредило святилище, но он был восстановлен от имени 6- летнего Попидия Цельциния на деньги его отца Попидий Амплиатом. Такая практика была вполне приемлема. Со одной стороны это должно было помочь сыну с божественной помощью, а также могло помочь в политической карьере в будущем. Фасад храма Исиды изображен на одной из фресок найденных в древних Помпеях. На нем изображалось жертвоприношение в честь богини перед храмом.

Вход (А), который открывается с южной стороны Виа дель Темпио д" Исиды носит дарственную надпись, которая гласит, что реконструкция была проведена после землетрясения 62 года. Сам ремонт был профинансирован вольноотпущенником Нумериием Попидием Амплия во имя своего сына Цельциния.

Вход выходит на двор, окруженный четырехсторонним портиком. Портик был украшен в четвертом стиле с красными панелями и изображал священников в парадной одежде и египетских пейзажей, разделенных архитектурными темами. Также здесь были изображены морские сражения над нижним оранжевым фризом львиц, сфинксов, драконов и дельфинов. Верхняя зона содержала изображения храмом и небольшие картины пейзажов и натюрмортов на белом фоне. Все выжившие украшения можно увидеть в Национальном археологическом музее в Неаполе в комнатах, специально посвященных храму и его находкам (комнаты LXXIX - LXXXII и LXXXIV).

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Масада Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Парфенон Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

Храм Исиды, который сидит на возвышении подиум в центре двора, имеет вход с портиком (В) с нишами по обе стороны от входа. Стены были первоначально покрыты белой штукатуркой в ​​имитации стиля Опус Куадратум, а вдоль задней стенки был поднятая цоколь (C), предназначенный для поддержки статуи Исиды и Осириса. В нише на задней стороне подиума была статуя Диониса с пантерой, дар Нумерий Попидиуса Амплия.

Главный алтарь храма (D) находится не в самом храме, а слева от входа вместе со вторым алтарем (E) на южной стороне. На восточной стороне комплекса находится небольшой храмоподобное здание (F) с лестницей, ведущей вниз к подземной цистерне, содержащей священные воды Нила. Маленький храм назывался Пургаториум, место, где проводились обряды очистки. Фасад имеет сломанный треугольный фронтон и фриз с двумя процессиями священников, сходящихся к центру. Марс с Венерой и Персея с Андромедой показаны на рельефе на внешней стороне стены.

К западу от храма расположена большая комната (G), известный как Екклесиастерион. Его зал был найден практически неповрежденным с черным мозаичным полом и прекрасными фресками четвертого стиля. На северной стене была центральная сцена освобождения Ио Гермесом в то время как южная стена содержалась сцена прибытия Ио в Канопус в Египет. Обе фрески находятся в Национальном археологическом музее в Неаполе.

К югу от этого зала находится комната, которую назвали ризницей и используемый для хранения культовых объектов. Комната покрыта фресками изображающие змей, охраняющих плетеную корзинку, украшенную с лунными символами. В юго-восточном углу комплекса ряд комнат (I) открыты от южную сторону портика. Эти комнаты были жилые помещения пастофорион (Pastophorion) священников и включает в себя кухню, триклиний и кубикул.

Древняя Римская Империя имела интересное отношение к богам иных культур. Разрешалось молится любому богу иного народа если человек также приносил жертвы государственным богам (Юпитер, Плутон, Сатурн и т.д.) и обожествленным императорам. Если же человек отказывался молиться богам Рима то его можно было убить. Так например происходило с тысячами христиан в первые несколько веков от Рождества Христова.

Визит Моцарта

Известный композитор Вольфганг Амадей Моцарт, как известно, посетил Храм Изиды в Помпеи в 1769 году, всего через несколько лет после того, как он был раскопан. Самому Моцарту было тогда лишь 13 лет. Его визит и воспоминания о месте позже вдохновили его через 20 лет написать Волшебную флейту.


Остров Филе и его храм Исиды очаровывают посетителей со времён Птолемеев, когда была возведена большая часть комплекса. Набожных и любопытных влёк сюда культ, процветавший на всём пространстве римской империи вплоть до наступления христианской эры. Первые европейцы, «заново открывая» Филе в XVIII веке, могли лишь издали восхищаться им. Их попытки высадиться на берег «были встречены воплями, угрозами и, наконец, копьями местных жителей, обитавших в руинах». Однако последующие путешественники смогли в полной мере насладиться соприкосновением с этим призраком классической древности. «Если бы между пальмами нам предстала процессия одетых в белое жрецов, несущих над собой ковчег божества, мы бы не сочли это странным», – отмечала Амелия Эдвардс.

После сооружения первой поднявшиеся воды подступили к самому храму, затопляя его на полгода, и туристы могли любоваться призрачными контурами здания под толщей прозрачной воды. Когда стало ясно, что строительство новой высотной плотины приведёт к окончательному затоплению Филе, Юнеско и Египетская служба древностей подготовили грандиозную операцию (1972-1980) по переносу храмов на соседний остров Агилика, для чего был изменён его ландшафт. Новый храм Филе величественно возвышается среди вулканических пород, как драгоценное украшение на царственной синеве озера, но он больше обращён фасадом к посвящённому Осирису острову Бига, откуда проистекала и его собственная святость.

Большинство посетителей добираются до острова Филе на такси из Асуана. Это единственный не представляющий трудностей способ добраться туда и вернуться назад. Такси высадит вас у причала моторных лодок Шаллал на расстоянии двух километров от восточного конца старой плотины. Там вы можете приобрести билеты (памятник открыт для посещения ежедневно, зимой 7:00-16:00; летом 7:00-17:00 в Рамадан – 7:00-16:00; 35 фунтов).

Договорившись о цене за моторную лодку, которая отвезёт вас на остров (официально это стоит 27 фунтов за лодку туда и обратно или по два с половиной фунта с каждого, если в лодке более восьми человек), не платите ничего, пока вновь не окажетесь на том же берегу, чтобы лодочник дождался вас, пока вы исследуете памятник. Если вы задержитесь больше чем на час, придётся заплатить бакшиш. На острове негде купить еду или напитки.

  • Светомузыкальное представление на острове Филе

Некоторые считают, что светомузыкальное представление на Филе более эффектно, чем в из-за его островного расположения. Каждую ночь проводятся два или три представления. Сверьтесь с программой в туристическом офисе. Как и в Карнаке, шоу включает в себя часовую экскурсию по руинам, чьи освещённые прожектором контуры производят большее впечатление, чем мелодраматическое звуковое сопровождение.

Пробравшись в первый ряд, вы сможете насладиться панорамным видом всего комплекса без необходимости сильно выворачивать голову во втором акте. Билеты (55 фунтов, без студенческих скидок) продаются возле причала как раз перед началом первого представления. Вам необходимо нанять такси из , чтобы оно доставило вас туда и обратно. Приготовьтесь заплатить 20-30 фунтов за четырёхместную машину (включая время ожидания) плюс 30-35 фунтов за поездку на моторной лодке на остров и назад.

Статус Филе как культового центра восходит ко временам Нового царства, когда остров Бига считался одним из мест упокоения Осириса и первым куском суши, возникшим из вод первоначального Хаоса. Поскольку Бига был запретной землёй для всех, кроме жречества, центром проведения публичных праздников стал соседний Филе, изначально известный как «Остров из времени Ра».

За исключением нескольких элементов, оставшихся от Позднего периода, ныне существующий храм Исиды строился и перестраивался в течение восьми столетий при эллинистических и римских правителях, которые стремились соотнести самих себя с мифом об Осирисе и культом Исиды.

Представляя собой изысканный сплав древнеегипетской и греко-римской архитектуры, храмовый комплекс на редкость гармонично сочетается со своим окружением. Высеченные из камня колонны и пилоны сверкают белизной или лучатся золотом, контрастируя с почти средиземноморской синевой воды и чёрными нильскими скалами.

  • Культ Исиды

Из всех культов древнего ни один не существовал так долго и не распространялся так широко, как культ богини Исиды. Как супруга Осириса, она вывела мир из животного состояния, введя институт брака и обучив женщин домашним ремёслам. Как чародейка – собрала части его расчленённого тела и ненадолго оживила его, чтобы зачать сына, Хора, а затем использовала свою магию, дабы помочь последнему победить злого Сета и восстановить божественный порядок.

Поскольку фараоны отождествляли себя с Хором, Исида почиталась в качестве божественной матери живого царя. В этой роли она неизбежно отождествлялась с Хатхор. В Поздний период две богини и вовсе сливаются в одну. С этого времени Исида известна как Великая мать всех богов, повелительница природных сил, богиня десяти тысяч имён, покровительница женщин, девственности и плотской любви.

По мере слияния с культами других средиземноморских женских божеств почитание Исиды постепенно распространилось по римской империи (самый западный из сохранившихся Исеум, культовый храм, расположен в ). Исида, всех питающая, любящая и прощающая, была главным соперником христианства в период между третьим и пятым столетиями. Многие исследователи верят, что появление культа Девы Марии было вызвано попыткой христиан отнять поклонников у Исиды. Раннее коптское искусство отождествляет одну с другой, Хора с Иисусом, а христианский крест с древнеегипетским знаком анх.

  • По дороге к храму Исиды

Моторные лодки останавливаются возле древнего причала у южной оконечности острова. В древние времена, на прежнем месте острова Филе, посетители поднимались по двойной лестнице к портику Нектанеба, расположенному у входа в храм. Возведённый фараоном XXX династии в честь его «Матери Исиды», он стал прообразом изящных построек птолемеевской и римской эпохи. Обратите внимание на двойные капители сохранившихся колонн.

В нижней части они традиционные, в форме цветка, а в верхней – квадратные, имитирующие систр Хатхор. На них-то и опирается архитрав. Перегородки, которые некогда представляли собой стены, в верхней части украшены карнизом с выкружкой и фризом из уреев – мотив, восходящий ещё к постройкам фараона Джосера в , возведённым за три тысячи лет до этого.

Позади вестибюля лежит вытянутый трапециевидный двор, обрамлённый колоннадами. Западная колоннада с прекрасно вырезанными и слегка отличающимися друг от друга капителями сохранилась лучше. Окна расположенной позади неё стены некогда выходили на Бига, остров Осириса. Одно из окон, то, что находится напротив двух первых колонн, увенчано рельефным портретом Нерона, подносящего два изображения ока Хору и Исиде. Менее интересная и не достроенная до конца восточная колоннада примыкает к группе разрушенных строений.

Позади основания храма Аренснуписа (почитавшегося в Поздний период под прозвищем «Добрый спутник Исиды») лежит разрушенная молельня Мандулиса, нубийского божества Калабша (). Возле первого пилона находится незаконченный храм Имхотепа, возведённый в честь мудреца и целителя, спланировавшего ступенчатую пирамиду Джосера и впоследствии почитавшегося в качестве бога – покровителя врачевания. На стенах внешнего двора этого храма изображены Хнум, Сатит, Анукет, Исида с Осирисом и Птолемей IV перед Имхотепом.

  • Пилоны и внешний двор храма Исиды

Величественный первый пилон воздвиг Неос Дионис, который в традиционной манере изображён поражающим врагов в каждом из его углов под взглядами Исиды, Хора и Хатхор. Помещённые в правой части пилона врата Птолемея II, по всей видимости, остались от более раннего храма. Главный портал пилона всё ещё находится в хорошем состоянии (хотя датируется правлением Нектанеба). Некогда по бокам его стояли два гранитных обелиска, а теперь остались только два каменных льва. Внутри портала есть надписи наполеоновских солдат, запечатлевшие их победу над мамлюками в 1799 году.

Меньшая дверь в западной части пилона, ведущая к «дому рождения», использовалась для проведения ритуалов маммизи. Этот вход украшен персонифицированными изображениями нубийских божеств и фигур традиционного египетского пантеона. На обратной стороне пилона запечатлены сцены торжественного выноса жрецами ладьи Исиды.

Оказываясь во внешнем дворе, большинство посетителей сразу отправляется к «дому рождения» или второму пилону, чтобы рассмотреть восточную колоннаду. Рельефы, находящиеся за изящными колоннами стилизованных растительных форм, изображают царя за совершением обрядов, таких как вынос ладьи Сокара. Несколько дверей ведут в шесть помещений, которые, вероятно имели служебные функции.

В одном из них, называемом «Библиотекой», изображён Тот в виде ибиса и бабуина, Маат, львиноголовая Тефнут и Сешет – богиня письма. К северу находится разрушенная молельня, которую римляне возвели напротив гранитной скалы, превращённой при Птолемее IV в стелу. Последняя сообщает о переданных царём храму земельных владениях.

Стоящий под углом к первому второй пилон изменяет направление центральной оси, на которую ориентированы прочие здания храма. Большой рельеф, помещённый на правой башне, показывает, как Неос Дионис приносит жертвы Хору и Хатхор. В меньшей по размеру сцене вверху он вручает венок Хору и Нефтиде, возлагает ладан и мирру на алтарь Осириса, Исиды и Хора. Сходные изображения на другой башне были стёрты первыми христианами, которые уничтожили также фрески в верхнем правом углу ворот, ведущих к храму в собственном смысле слова.

  • Дом рождения в храме Исиды

В западной части внешнего двора возвышается обнесённый колоннадой «дом рождения» Птолемея IV, который возводил своё происхождение к Хору и Осирису. Большинство рельефов с внешней стороны было добавлено в римское время, что объясняет, почему фигура императора Августа на них затмевает Буто, богиню севера, играющую на арфе перед юным нагим Хором и его матерью у одного из краёв центрального яруса позади ряда колонн с хатхорическими капителями.

Южнее и выше под римскими рельефами находятся надписи иероглифическими и демотическими знаками, которые частично повторяют надписи на Розеттском камне. Внутри маммизи окружённый колоннами внешний двор и два вестибюля указывают путь к святилищу, в котором есть замечательные изображения.

И хотя иконоборцы стёрли богинь, кормящих младенца-фараона на левой стене, вы всё ещё можете видеть Исиду, рожающую Хора на болотах, в нижней части дальней стены. С обратной стороны святилища за северной колоннадой есть перекликающаяся с этой сцена, изображающая Исиду кормящей Хора среди болота.

  • Внутренние помещения храма Исиды

Непосредственно позади второго пилона лежит маленький открытый двор, который изначально был отделён от гипостиля перегородкой, ныне разрушенной. На замечательной картине Дэвида Робертса запечатлён этот «Большой портик» в его оригинальных красках: капители в форме растений на фоне зелёных и жёлтых цветов и голубоватых почек; тёмно-красные и золотые крылатые солнечные диски, парящие под центральной частью потолка, который во всех остальных местах украшен рельефами астрономического содержания.

Не раскрашенные стены и стволы колонн несут на себе изображения строителя зала, Птолемея VIII Эвергета II, приносящего жертвы различным богам. После того как император Юстиниан запретил отправление обрядов, связанных с почитанием Исиды, на Филе в 550 году нашей эры, копты стали проводить в зале свои службы и вырезали кресты на стенах. На левой опоре дверей в заднем вестибюле сохранившаяся часть латинской надписи утверждает: В Mure stultus est («Б. Муре – дурак»).

Как и в других храмах, вестибюли становятся более низкими и тёмными, по мере того как вы приближаетесь к святилищу. Рядом с дверью направо от первого вестибюля греческая надпись сообщает об «очищении» этого языческого сооружения при епископе Феодоре во время правления Юстиниана. С другой стороны вестибюля находится комната, открывающая проход к лестнице на крышу.

В следующем вестибюле имеется интересное изображение, обрамляющее вход с задней стороны на котором царь предлагает систр (слева) и вино (справа) Исиде и Харпократу. На левой опоре двери он доставляет приношения Мину, корзину Сехмет и вино Осирису. Позади изображены священный бык и семь коров. В частично разрушенном поперечном вестибюле за пределами святилища царь преподносит ожерелья, вино и изображение глаза Осирису, Исиде, Хатхор и Нефтиде.

В тускло освещённом, благодаря двум отверстиям в крыше, святилище сохранился каменный пьедестал, посвящённый Птолемеем III и его женой Береникой, на котором некогда помещалась ладья богини. На левой стене фараон стоит напротив Исиды, крылья которой заботливо обнимают Осириса. С противоположной стороны восседающая на троне Исида кормит младенца Хора (вверху) и встаёт, чтобы дать грудь юному фараону (внизу, ныне изображение повреждено). Прочие комнаты, использовавшиеся для хранения даров, содержат рельефы, изображающие богиню с нубийскими чертами лица.

  • Святилище Осириса в храме Исиды

Постарайтесь убедить охрану отпереть дверь на лестницу, которая ведёт на крышу. В нескольких находящихся здесь комнатах с низким потолком рассказывается о воскрешении Осириса. После сцен оплакивания в вестибюле этого посвящённого Осирису святилища вы можете увидеть Исиду, собирающую его части, и убитого бога, лежащего нагим, с раздутым телом на похоронных носилках (фаллос, как всегда, пострадал от рук вандалов).

Оплаканный Исидой и Нефтидой, Осирис оживает, чтобы оплодотворить свою сестру-супругу, в то время как две богини восстанавливают его тело для солнечного возрождения. Четыре сына Хора переносят представленного в виде сокологолового Сокара Осириса на покрытое папирусом болото, чтобы освятить его священными водами в присутствии Анубиса.

Покинув храм через западную дверь первого вестибюля, вы окажетесь около ворот Адриана, помещённых в кольцевой стене, которая когда-то опоясывала остров. Сбоку от вас будут две стены старого вестибюля, украшенные примечательными рельефами. Правая стена изображает рождение Нила, чей двойной поток проливает на землю Хапи, бог Нила, из своей пещеры под островом Бига, на которой сидит сокол. Справа от этой сцены Исида, Нефтида и другие поклоняются молодому соколу, взлетающему из болота.

Над дверью в противоположной стене Исида и Нефтида вручают двойную корону Хору, чьё имя записывают на стволе пальмы Тот (слева) и Сешет (справа). Ниже Исида наблюдает, как крокодил тащит тело Осириса к скалистому мысу (возможно, острову Бига). Около ворот в собственном смысле слова среди изображений богов появляется фигура Адриана (над перемычкой).

Опоры двери несут на себе символы (слева) и Осириса (справа). В верхней части стены изображён Марк Аврелий, стоящий перед Исидой и Осирисом. Ниже он преподносит Исиде виноград и цветы. К северу от ворот лежит фундамент храма Хорендота (одна из ипостасей Хора), построенного императором Клавдием.

Храм Хатхор и павильон Траяна на острове Филе

Дабы почтить всех богов, фигурирующих в мифе об Осирисе, к востоку от главного комплекса был сооружён маленький храм Хатхор. Не считая двух колонн с головами Хатхор in situ и остатков капителей с обратной стороны, разрушенный храм примечателен лишь рельефом с изображением музыкантов, среди которых помещён играющий на арфе бог Бес.

Больше всего бросающимся в глаза, подлинным символом Филе является грациозный открытый павильон Траяна, прозванный «Ложем фараона». Перенесённый из своей водяной могилы командой британских военно-морских ныряльщиков и восстановленный, он удачно сочетает разноцветные ряды подражающих растениям колонн со строгой классической формой всего здания. Лишь на двух стенах есть рельефы.

Последними по порядку идут разрушенный храм Августа и врата Диоклетиана, которые отделяли старый Филе от построенной из кирпича-сырца римской деревни. Последняя так сильно пострадала от повторяющихся наводнений, что её решено было оставить под водами озера. В этом же направлении находятся уборные.