Большая мечеть Омейядов (Дамаск, Сирия). Дамаск

Мечеть Омейядов в Дамаске считается третьей по значимости в исламском мире после Каабы в Мекке и «Мечети Скалы» в Иерусалиме.

Первый каменный храм на этом месте построили арамейцы три тысячи лет назад. С тех пор храм только немного перестраивался из тех же камней и, соответственно, переименовывался. При арамейцах это был храм Хадада, при римлянах — храм Юпитера Дамасского, при византийском императоре Феодосии — базилика Св. Захарии, а затем — базилика Иоанна Крестителя. Ну а после прихода арабов в 635 г. храм был перестроен в одну из самых великолепных в мире мечетей.

На площади перед мечетью — римская колоннада и фрагмент портика Храма Юпитера.

Анекдот из жизни — в Сирии довольно широко развит внутренний туризм, плюс еще много религиозных туристов едут в Дамаск из Ирана и прочих окрестных государств. Ну и вот — стоим на площади, щелкаем клювом — подходит дяденька приличного такого вида и просит его сфотографировать на фоне мечети. Слово за слово, дядя спрашивает, откуда мы. Мы гордо отвечаем, что из Руссии.
— О, Руссия — вери колд! А я из Ирака — ну знаете, Ирак — ПЫЩ-ПЫЩ! — размахивает руками дядя.
Тут кагбэ стоит заметить, что в Сирии больше 2 млн. иракских беженцев, пыщ-пыщ.

Мы больше привыкли к однообъемным турецким мечетям, построенным по образу Святой Софии. Арабские же мечети выглядят совсем иначе и представляют собой скорее просторный открытый двор, обнесенный стенами, у одной из которых размещается молельный зал.

В мечеть приходят не только помолиться, но и отдохнуть от городской суеты. Двор внутри мечети, по сути, является своеобразным «парком», единственным свободным местом внутри тесно застроенного города — в тени галерей можно отдохнуть и поваляться с книжечкой под визги носящихся по мраморному полу детей. В мечети, как видно на фото, нельзя находиться в обуви, а теткам — еще и без мусульманской униформы.

Часть стен мечети покрыта позолоченной мозаикой VIII-XIII вв., расчищенной из-под слоя штукатурки в начале двадцатого века. Ранний ислам не запрещал изображение пейзажей:

Один из углов двора занимает поднятая над землей сокровищница. Такие сооружения стали строить в мечетях после участившихся случаев краж общинных денег, хранившихся «под защитой Аллаха» =)).

Есть мнение, что именно Омейяды придумали строить в мечетях минареты для призыва на молитву. В дамасской мечети Омейядов наиболее знаменит минарет Исы — согласно преданию, именно по нему спустится на землю Иисус Христос накануне Страшного суда. Оказывается, в Коране точно определена дата конца света — он случится примерно через 50 тысяч лет.

В молельном зале особенно хорошо заметно, что мечеть «недавно» была римским храмом:

Мечеть Омейядов, также известная как Большая мечеть Дамаска, - одна из самых крупных и старейших мечетей во всём мире. Она расположена в историческом центре сирийского города Дамаск и представляет собой огромную историко-архитектурную ценность.

Мечеть Омейядов была построена в начале восьмого века на месте бывшего христианского храма Иоанна Крестителя. Мечеть названа в честь халифа Валида I из династии Омейядов, который и дал приказ о строительстве. Для постройки здания были приглашены лучшие архитекторы из Рима, Константинополя, Персии, Индии. В архитектурном плане мечеть напоминает византийский дворец. Строили ее более десяти лет, в отделке широко использовались золото, жемчуг, перламутр и мрамор. Двор мечети со всех сторон окружает арочная галерея, а пол вымощен полированными плитами.

Для мусульман мечеть Омейядов имеет статус культовой святыни, к ней совершаются религиозные паломничества. В мечети хранится голова и мощи Иоанна Крестителя, который почитаем великим пророком как в исламе, так и в христианстве. Также на территории мечети расположена усыпальница Салах-ад-Дина, знаменитого мусульманского султана и религиозного лидера.

Мечеть Омейядов - удивительное и возвышенное место, куда пускают представителей любого вероисповедания. Красота и масштабы здания захватывают дух, и мечеть пользуется огромным успехом у туристов.

Координаты : 33.51165200,36.30655800

Дамаск, столица Сирии, - один из древнейших городов мира, ему около 6000 лет. За столь долгую историю своего существования город видел много народов и завоевателей: в XIV веке до н. э. хетты, жившие в Анатолии и на севере Сирии, дошли до этого древнего поселения и назвали его Дамашиас. Полтора века спустя египетский фараон Тутмос III, который вел бесконечные войны с городами-государствами Сирии, захватил и Дамаску: так по-египетски звучало название этого города.

В начале X века до н. э. Дамаск стал столицей одного из сильнейших арамейских царств, а через два века город захватили ассирийцы, выселившие его жителей в Урарту. Правители династии Ахеменидов, Александр Македонский… - даже краткое перечисление завоевателей, нападавших на Дамаск, говорит о том, что судьба этого города не была безоблачной и благополучной. Завоеватели приходили и уходили, оставляя в облике города и его истории свои следы.

Тысячелетняя связь Дамаска с греко-римско-византийской культурой, начавшаяся после вторжения в Азию войск Александра Македонского, окончилась так же внезапно, как и началась. Всего одним штурмом город захватили персы-сасани-ды, но уже в 635 году его покорили арабы, и с этого времени начинается история Дамаска как мусульманского города.

Долгое время, после того как арабы захватили Дамаск, в главном храме города исполняли свои религиозные обряды и христиане (в правом крыле храма), и мусульмане (в левом крыле). Но, окончательно утвердившись в Дамаске и сделав город столицей своей империи, Омейяды попросили христиан подыскать себе другое место, однако еще долгое время в Сирии сохранялась взаимная веротерпимость: звон колоколов под гигантской базиликой, первоначально посвященной Иоанну Крестителю, чередовался с призывом муэдзина.

Но шло время, и Дамаск из второразрядного города, каким он был во времена пророка Мухаммеда и первых его преемников, превратился в столицу огромного халифата. Город рос, расцветал и богател, и халифы справедливо решили, что Дамаск должен иметь собственное святилище. К тому же к началу VIII века число приверженцев ислама возросло настолько, что грандиозная базилика Иоанна Крестителя с ее тремя 140-метровыми пролетами-нефами уже не могла вмещать всех мусульман, а христианам там и вообще не оставалось места. И тогда могущественный халиф аль-Валид ибн Абд аль-Малик, владения которого простирались от Китая (на востоке) до Атлантики (на западе), начал переговоры с представителями христианской общины Дамаска. Он предложил им уступить мусульманам свою часть базилики Иоанна Крестителя в обмен на разрешение беспрепятственно пользоваться пятью другими храмами города. Христиане заупрямились, и тогда халиф пригрозил, что прикажет разрушить церковь Святого Фомы, которая по размерам была еще больше храма Иоанна Крестителя. И христианским старейшинам пришлось покориться.

Халиф Абд аль-Малик приказал разрушить базилику и убрать остатки римских сооружений, на месте которых она была возведена, после чего началось возведение мечети, «прекрасней которой не было и не будет». Строительство ее продолжалось все время правления этого халифа, который истратил на ее возведение семилетний доход государства. Когда ему доставили на 18 верблюдах бумаги со счетами, он даже не взглянул на них и сказал: «Это все истрачено ради Аллаха, так не будем жалеть об этом».

Мечеть Омейядов, ставшая поистине грандиозным сооружением, на протяжении веков служила образцом всему мусульманскому миру. У Великой мечети три минарета, каждый из которых имеет свое название: минарет Невесты, минарет Исы (Иисуса Христа) и минарет Мухаммеда. Мусульмане считают, что накануне Страшного суда Иса для борьбы с Антихристом спустится на землю возле своего минарета. И когда это произойдет, из минарета Невесты выйдет девушка из племени гассанидов: она была невестой Иисуса Христа на земле, но красавицу замуровали в стены башни, когда-то стоявшей на месте минарета.

В огромной мечети Омейядов до нашего времени сохранились великолепные декоративные композиции с уникальными архитектурно-ландшафтными изображениями, но есть в ней и множество таинственных и загадочных мест. Например, в глубине ее двора, среди колонн галереи, скрывается маленькая дверь, ведущая в часовню Хусейна. Все в Дамаске знают, что здесь - в капсуле под покрывалом, расшитом стихами из Корана, - покоится голова третьего шиитского имама Хусейна, убитого в сражении при Кербеле. Голова его была отсечена и доставлена в Дамаск сирийскому правителю Муа-вии, который приказал повесить ее на городских воротах - на том самом месте, где когда-то царь Ирод повелел выставить голову Иоанна Крестителя Легенда рассказывает, что соловьи запели в садах Дамаска так печально, что все жители города рыдали. И тогда халиф Муавия раскаялся в содеянном и повелел поместить голову имама Хусейна в золотой саркофаг и установить его в склепе, который позднее оказался внутри Великой мечети. Рассказывают, что там же хранятся волосы пророка Мухаммеда, которые он остриг перед своим последним паломничеством в Мекку. Около склепа мулла день и ночь читает Коран, и в этом уголке мечети постоянно слышится персидская речь, так как поток паломников из Ирана никогда не прекращается.

Капсула с головой Иоанна Крестителя тоже хранится в мечети Омейядов - в маленьком изящном павильоне с зарешеченными окошечками и с куполом, формой своей повторяющим перекинутую над ним арку. Как оказалась в Великой мечети голова Иоанна Крестителя? По рассказам, она была здесь всегда, но нашли ее только во время возведения мечети. Халиф хотел избавиться от нее, но едва дотронулся, как не мог сойти с места, и решил оставить реликвию в покое. На поклонение этой святыне приходят и христиане и мусульмане.

Рядом с Великой мечетью похоронен прославленный полководец Салах-ад-Дин, первый султан Египта из династии Ай-юбидов. Его жизнь пришлась на тот период, когда возникла сознательная потребность в объединении и защите ислама. Поэтому на протяжении всей свбей жизни Салах-ад-Дин вел завоевательные походы, но в Средние века его воспевали за благородство и милосердие к побежденным им крестоносцам. Посреди парка, перед северо-западным углом мечети Омейядов, стоит прекрасный мавзолей с куполообразной крышей. Это и есть гробница Салах-ад-дина, скончавшегося в начале марта 1193 года. Стены мавзолея покрыты великолепным белым и синим фаянсом, а надгробный памятник, выполненный из белого мрамора, украшен цветочными орнаментами и вставленными цветными камнями. У изголовья, на покрывале из зеленого бархата с золотой бахромой, лежит огромная зеленая чалма. Неподалеку под стеклом - серебряный венок, подаренный в 1898 году императором Вильгельмом в знак восхищения великим султаном Салах-ад-Дином. Император пожертвовал также драгоценную серебряную лампаду, спускающуюся над деревянным надгробием.

Попутно расскажем, что о бурной истории первых веков ислама напоминают в Дамаске в основном гробницы. Так, например, вне стен старого города, на краю Гуты, расположилось внешне ничем не примечательное приземистое здание, окруженное айваном. Зато внутреннее убранство мечети просто великолепно: рисунок на ее стенах кажется прекрасным кружевом и гармонирует с огромной люстрой, сверкающей хрустальными подвесками. Поражает и пронзительная голубизна купола мечети, заставляющая вспомнить о персидской бирюзе. И на самом деле мечеть строили иранские мастера и на средства Ирана, но эта мечеть особенная - она женская, а таких не так уж много в мусульманском мире.

В мечети находится мавзолей, в котором похоронена Зейнаб - внучка пророка Мухаммеда. Известно о ней немного, но считается, что вместе с братом Хусейном она была в тот трагический день в бою под Кербелой. Зейнаб попала в плен к Зайду Убайдуле, сыну халифа Муавии, и в его обозе была доставлена в Дамаск. А потом мученически скончалась от 99 колотых и резаных ран. В мечеть Зейнаб приходят не только шиитки, но и все женщины, которые хотят попросить заступничества Аллаха.

Среди других знаменитых гробниц Дамаска выделяется захоронение эфиопа Баляля, соратника пророка Мухаммеда и первого в истории мусульманского муэдзина.

Мечеть Омейядов , также известная как Больша́я мече́ть Дама́ска (араб.: جامع بني أمية الكبير, транслит. Ğām" Banī "Umayyah al-Kabīr), одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Расположена в одном из самых священных мест в старом городе Дамаска и представляет собой большую архитектурную ценность.

Мечеть содержит сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя (Яхья) , почитаемого пророком как христианами, так и мусульманами. Голова, возможно, была найдена во время раскопок при строительстве мечети. В мечети также находится могила Салах-ад-Дина , расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети. вмещает 10 тысяч молящихся внутри и 20 тысяч человек - во дворе.

История

Место, где сейчас стоит мечеть, в арамейскую эру было занято Храмом Хадада. Арамейское присутствие было засвидетельствовано открытием базальтовой стелы, изображающей сфинкса и раскопанной в северо-восточном углу мечети. Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь, посвящённая Иоанну Крестителю.

Первоначально арабское завоевание Дамаска в 636 году не затронуло церковь, как сооружение, почитаемое как мусульманскими, так и христианскими прихожанами. Это сохранило церковь и богослужения, хотя мусульмане построили пристройку из саманного кирпича напротив южной стены храма.

На протяжении 70 лет мусульмане делили священный участок с христианами, пока Омейядский халиф аль-Валид I , прозванный в народе Строителем, не начал работы по сооружению главной в Халифате Джами’ аль-Кабир - Большой мечети. Перед началом строительства церковь была куплена у христиан, а затем разрушена.

Деятельность аль-Валид I была направлена на создание главного культового сооружения мусульман, причём таких достоинств, чтобы оно выгодно отличалось от христианских построек и могло противостоять им красотой архитектуры и убранства. «Он видел, - писал иерусалимский историк аль-Мукаддаси в 985 году в объяснение и одобрение действий аль-Валида, - что Сирия - это страна, давно занятая христианами, и он заметил там красивые церкви… такие чарующе прекрасные и такие знаменитые своим великолепием, как аль-Кумама (арабское название церкви Святого Гроба в Иерусалиме)… Поэтому он стремился построить для мусульман мечеть, которая бы помешала им разглядывать те церкви и стала бы единственной - и чудом на весь мир! ».

Для исполнения своих замыслов халиф привлек лучших специалистов, использовал самые ценные материалы и не скупился на траты.

«Говорят, - передавал аль-Мукаддаси, - аль-Валид собрал для постройки дамасской мечети мастеров Персии, Индии, Магриба и Рума и потратил на нее харадж (то есть доход от налогов) Сирии за семь лет, да еще добавил 18 кораблей, груженных золотом и серебром и приплывших с Кипра, не считая подаренных царем румов (то есть, византийским императором) и мусульманскими правителями драгоценных камней, утвари и мозаик ».

Потратив огромные средства и усилия за 10 лет с 706 по 715 годы была построена существующая мечеть. В соответствии с легендой, Аль-Валид самолично начал разрушение церкви, введя золотой шип. С этого момента Дамаск становится важнейшим пунктом на Ближнем Востоке и позже стал столицей Государства Омейядов.

Здание действительно получилось очень красивым, величественным и соразмерным. Его создатели не уничтожили прежнюю постройку, как на том ошибочно настаивают некоторые авторы, но активно использовали многие ее части, детали и материалы, приемы планировки и конструкции, технику строительства и декора. Архитектура дамасской Мечети Омейядов дает самый ранний и самый замечательный пример органичного преобразования ранневизантийского храма в молитвенное сооружение Ислама. Сохраняя стилистические особенности сирийского зодчества византийского времени, это прекрасное здание в полной мере обладает чертами, утверждающими основы собственно исламской культовой архитектуры. Именно в Дамаске впервые идея колонной мечети воплотилась в классических формах монументального сооружения.

Архитектура

Мусульманское молитвенное здание длиной 157,5 метров и шириной 100 метров идеально вписалось в вытянутый с запада на восток прямоугольник древних каменных стен. На остатках угловых античных квадратных башен, использованных как мощные и прочные базы, были воздвигнуты четыре минарета, которые, предположительно, заменили христианские колокольни. Ни один из этих первых в Исламе минаретов не сохранился. До наших дней нетронутой осталась лишь древняя башня на юго-западном углу; ныне стоящий на ней трехъярусный минарет - нарядная многогранная аль-Гарбийя (Западная) был возведен в 1488 году мамлюкским султаном Каитбеем. Четырехгранный юго-восточный минарет, носящий имя пророка Исы (мир ему), датируют 1340 годом.

В середине северной стены, возможно, еще при Омейядах, был поставлен третий минарет, перестроенный в конце XII века, а затем дополненный в правление мамлюкских или османских султанов.

Пространство внутри древних стен освободили под просторный двор - сахн, непременное условие соборной мечети. Северную, западную и восточную стороны двора украсили галереи с деревянными балочными перекрытиями на двухъярусных аркадах. Столбы, арки и стены галерей покрыли мраморными облицовками, резьбой по камню и великолепными мозаиками из цветных стеклянных кубиков-смальт. Пол двора выстлали плитами белого мрамора.

Южную сторону сахна занял огромный молитвенный зал - харам длиной почти 136 метров, а шириной более 37 метров, открытый во двор аркадой. После пожара 1893 года арочные пролёты закрыли деревянными дверями и окнами с цветными стеклами. Высокий и светлый молитвенный зал внутри по всей длине разделён на три параллельных стене киблы продольных прохода-нефа двумя рядами мраморных колонн, несущих, как и дворовые аркады, два яруса арок. Каждый продольный неф имеет свой потолок, набранный из расписных деревянных балок, и свою собственную двускатную крышу на стропилах - эта особенность позднее была повторена в Большой мечети Кордовы и в аль-Карауин в Фесе.

Широко расставленные колонны аркад создавали удобные поперечные проходы от двора к стене киблы. Центральный поперечный проход-трансепт, перекрытый двускатной крышей, поднят выше нефов более чем на 10 метров и заметно шире других проходов. Дворовый фасад трансепта с ярусами нарядных арок и окон завершен простым треугольным фронтоном, венчающим красивый, напоминающий триумфальную арку парадный вход в зал; его «охраняют» украшенные мрамором и резьбой высокие опорные столбы контрфорсы.

Трансепт определил главную, сакральную ось мечети, как бы пересекающую двор от северного минарета. На южном конце оси-трансепта, в стену киблы был встроен Большой михраб, существующий и ныне, но в обновленном оформлении. Значительно раньше в восточной половине южной стены мечети был установлен знаменитый михраб Сподвижников Пророка (мир им), который не имел ниши вплоть до предпринятого халифом аль-Валидом I строительства.

Именно сюда приходили молиться первые мусульмане Дамаска, и именно здесь была сооружена для основателя династии Омейядов халифа Муавийи , как полагают, первая в Исламе максура («огражденная»).

В средневековых Больших мечетях максурой называли участок вокруг михраба и минбара, огражденный деревянной решеткой или иной оградой с целью обезопасить халифа, имама или правителя. Ибн Джубайр видел в углах зала маленькие максуры, отделенные решетчатыми деревянными ширмами; улемы использовали их «для переписки книг, для обучения или уединения от толпы». В западной части южного нефа располагалась максура ханифитов, где они собирались для занятий и молитвы. Поэтому установленный в западной стороне стены киблы третий средневековый михраб и стал называться Ханифитским. Четвертый михраб был сделан в XX веке.

В восточной половине южного нефа между арками встроено небольшое мраморное сооружение в виде куба, украшенное колоннами и увенчанное куполом - машхад головы пророка и праведника Йахьи, сына Закарийи (мир ему).

Географ начала XX в. Ибн аль-Факих приводит раннее мусульманское предание, согласно которому во время строительства мечети рабочие наткнулись на подземелье и сообщили о нем аль-Валиду. Ночью халиф сам спустился в подземелье и обнаружил внутри «изящную церковь в три локтя ширины и длины. В ней был сундук, а в сундуке корзина с надписью: это голова Йахьи, сына Закарийи». По приказу аль-Валида корзину поместили под указанный им столб, «обложенный мрамором, четвертый, восточный, известный под названием ас-Сакасика».

На месте современной импозантной гробницы Ибн Джубайр в 1184 году видел «деревянный ящик между колоннами, а над ним лампу, похожую на полый хрусталь, точно большая чаша».

Центр зала - пересечение среднего нефа и трансепта, ведущего к Большому михрабу, - осеняет вознесенный на четырех обшитых мрамором массивных столбах большой каменный купол. Первоначально в соответствии с сирийской традицией купол, очевидно, был деревянным.

Аль-Мукаддаси утверждает, что его верхушку украшал золотой апельсин, увенчанный золотым гранатом. Во времена Ибн Джубайра купол имел две оболочки: наружную, обшитую свинцом, и внутреннюю, составленную из гнутых деревянных ребер, с галереей между ними. Через окна «маленького купола» путешественник и его спутники видели молитвенный зал и людей в нем, а со «свинцовой галереи», опоясывающей верхний купол, им «открылось зрелище, помрачающее ум», - панорама средневекового Дамаска. Высоко вознесенный купол и в наши дни хорошо виден с разных точек Старого города и служит ориентиром, указывающим на священную часть Джами’ аль-Умавий - молитвенный зал с михрабом. По словам Ибн Джубайра, жители Дамаска уподобляли его «летящему орлу: сам купол как голова, проход внизу (трансепт) как грудь, и половина стены правого прохода и половина левого (нефы по сторонам трансепта), как два крыла орла» и называли эту часть мечети ан-Наср (Орел). При взгляде сверху корпус молитвенного зала и впрямь напоминает простершую крылья гигантскую птицу.

Мечеть Омейядов в Дамаске изначально получила всё, что была обязана иметь главная мечеть города и государства. Одним из важных признаков Большой мечети в эпоху Халифата был Дом имущества - Байт аль-мал , место хранения казны мусульманской общины. Байт аль-мал дамасской мечети, по-прежнему стоящий в западной стороне двора, возможно, был самым ранним исламским сооружением этого типа.

Формой он напоминает восьмигранную шкатулку с крышкой-куполом, обшитым листовым свинцом. Корпус «шкатулки» сложен чередующимися рядами камня и кирпича и защищен тем, что высоко поднят на восьми гладких мраморных колоннах с пышными резными коринфскими капителями, а к маленькой дверце в ее северо-западной грани можно добраться только по приставной лестнице.

Все восемь граней сокровищницы были выложены смальтовой мозаикой с узорами и архитектурными пейзажами на золотом фоне, почему Ибн Джубайр и назвал её «прекрасной, как сад». По его утверждению, дамасский Байт аль-мал был построен аль-Валидом I , и в нём хранились деньги - доходы от урожаев и взимаемых налогов. Непосредственно под сокровищницей, внутри кольца колонн, находился фонтан с бассейном, обведенным парапетом. Назначение его не вполне понятно, поскольку обязательный для каждой мечети фонтан для омовений и питья - сабиль был устроен в центре двора и отмечал одну из важнейших точек на священной оси мечети.

В восточной стороне композицию двора «уравновешивает» павильон, напоминающий беседку с куполом на восьми столбах. Время и причина его возведения тоже остаются загадкой. Высказывалось предположение, что это был корпус знаменитых водяных часов Дамасской мечети, однако, по свидетельству Ибн Джубайра , эти часы располагались «справа от выхода из Баб Джайрун», в помещении, имеющем «вид большой круглой сферы с окошечками из желтой меди, открытыми как маленькие дверцы по числу дневных часов и приводящимися в действие механическим устройством.

По прошествии каждого дневного часа, - пояснял Ибн Джубайр , - падает по медной гирьке из клювов двух соколов желтой меди, возвышающихся над двумя медными блюдами, причем один сокол находится под правой дверцей… а второй - под последней, слева. В обоих блюдцах сделаны отверстия, и когда гирьки-орешки падают туда, они через внутренность стены возвращаются обратно, и вот вы уже видите, как оба сокола вытягивают шеи с орешками в клювах к блюдам и стремительно бросают их благодаря удивительному механизму, представляющемуся в воображении как волшебство. При падении орешков в оба блюда слышен их звон, и одновременно закрывается пластиной желтой меди соответствующая данному часу дверца». В ночное время стекла, вставленные в 12 круглых решетчатых отверстий из красной меди, поочередно освещаются расположенной позади них лампой, «которую вращает вода со скоростью одного круга в час. По истечении часа свет лампы охватывает соответствующую полоску стекла и его луч падает на круглое отверстие, расположенное напротив, и оно предстает взору красным кругом. Затем это действие переходит на следующее отверстие, пока не пройдут ночные часы, и все круглые отверстия не окрасятся в красный цвет».

По завершении строительства мечеть снизу доверху была одета в роскошный многоцветный наряд. Нижние поверхности на высоту стволов колонн и столбов были облицованы мрамором с крупными геометрическими орнаментами, набранными фигурными плитками и полосками из цветного камня.

Их дополняли оконные решетки, восхищающие остроумной простотой узоров, на первый взгляд сложно сплетенных. Выше, до балочных потолков, царство мрамора сменяли великолепные мозаики, сложенные из миниатюрных кубиков золотой и разноцветной смальты. Они представляют диковинные растения и деревья, простирающие гигантские, одетые листьями ветви или увешенные плодами, пейзажи с узорными шатрами и многоярусными дворцами в окружении зеленых рощ, на берегу полноводной реки. Эти сказочного вида композиции созвучны описанным в Коране картинам Райских садов, где для праведников уготованы «благие жилища» (Священный Коран, 9:72), текут благодатные реки (Священный Коран 47:15,17), произрастают разного рода кустарники и деревья, дающие тень и обильные плоды, не истощаемые и не запретные (Священный Коран 56:11-34).

По сообщению арабского историка Ибн Шакира (XIVв.), в молитвенном зале «над михрабом была помещена Кааба, и другие страны были изображены справа и слева, со всем, что они производили из деревьев, замечательных своими фруктами или цветами или другими предметами ».

Разукрашенный диковинными пейзажами двор, с неиссякаемыми источниками воды и тенистыми галереями сам по себе был райским уголком, где и сегодня жители Дамаска любят укрываться от городской суеты, шума окружающего мечеть базара, пыли и зноя городских улиц.

В эпоху средневековья дамасская Джами’ аль-Умавий была сердцем не только религиозной, духовной, но и общественной жизни, где горожане общались друг с другом и проводили досуг. Ибн Джубайр отмечал, что двор мечети «являет собою приятнейшее и красивейшее из зрелищ. Здесь место встречи жителей города, место их прогулок и отдыха. Каждый вечер их можно видеть там двигающимися с востока на запад, от ворот Джайрун к воротам аль-Барид. Один здесь беседует с товарищем, другой - читает Коран».

За двенадцать столетий существования здания его драгоценный покров отчасти исчез, отчасти был заменен новым декором или скрыт слоями штукатурки. С конца 1920-х годов упорный труд исследователей и реставраторов постепенно возвращает мечети первоначальный облик.

Таким образом, посетители мечети в наше время могут наблюдать следующее:

Мечеть отделена от шумного города мощными стенами. Огромный внутренний двор имеет форму прямоугольника длиной 125 и шириной 50 метров и выложен чёрно-белыми полированными плитами, слева от входа стоит внушительная деревянная повозка на здоровенных колесах. Одни говорят, что это таранное устройство, оставленное Тамерланом после штурма Дамаска, другие считают повозку боевой колесницей времен Древнего Рима. Пол молельного зала устлан множеством ковров - их здесь более пяти тысяч.

В молельном зале как говорилось ранее стоит гробница с Главой Иоанна Крестителя, отсечённой по приказу царя Ирода. Усыпальница сделана из белого мрамора, украшена нишами из рельефных стекол зеленого цвета. Сквозь специальный проём можно бросить внутрь поминальную записку, фотографию, передать в дар пророку Яхье (так мусульмане называют Иоанна Предтечу) деньги.

Над мечетью в голубое небо устремляются три минарета. Самый древний из них расположен в центре северной стены, окружающей мечеть. Он называется Аль-Арук - минарет Невесты - и построен в эпоху Омейядов. Время не сохранило его первоначальный облик. Минарет неоднократно реставрировался, и его верхняя часть выполнена уже в современном стиле. Западный минарет, Ал-Гарбия, построен в XV веке. Его прямоугольная башня, увенчанная острым шпилем, возвышается над западным входом во двор мечети.

Один из трёх минаретов мечети Омеяйдов (тот, что расположен с юго-восточной стороны), носит имя Иса ибн Марйам . Согласно пророчеству, именно по нему накануне Страшного Суда с небес на землю сойдет Иисус Христос. Руки Спасителя, облачённого в белые одежды, будут лежать на крыльях двух ангелов, а волосы будут казаться влажными, даже если их не коснулась вода. Вот почему на землю под минаретом, куда должна ступить нога Искупителя, имам мечети каждый день стелет новый ковер.

Весь пол молельного зала застелен роскошными коврами - это пожертвования верующих храму. Лучшим украшением мечети Омейядов по праву считаются ее мозаики. По преданию, для работы над ними халиф пригласил мастеров из Константинополя. Долгое время мозаики мечети Омейядов были скрыты под слоем штукатурки и только в 1927 году стараниями реставраторов снова увидели свет.

Зал мечети освещают тяжелые хрустальные люстры европейского типа. В XIX веке интерьер молитвенного зала несколько изменил свой вид. В частности, окна и проемы арок северной стены были украшены яркими красочными витражами.

Большая мечеть Омейядов в Дамаске , создатели которой охотно воспользовались опытом предшествующих культур, стала образцом мусульманского соборного культового здания. Оставаясь единственным в своем роде архитектурным памятником, она ответственна за многие последующие творения зодчих исламского мира.

Мощи Иоанна Крестителя (Яхья)

История с мощами Иоанна Крестителя так и не выяснена до конца. Как говорит архимандрит Александр Елисов (представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока), речь может идти только о части головы Крестителя. Существует еще три фрагмента головы святого - одна хранится на Афоне, другая - во французском Амьене, третья - в Риме, в церкви Папы Сильвестра.

В мечети

Мечеть Омейядов за небольшую плату доступна для осмотра туристам любого вероисповедания. Только женщинам выдают черные накидки, чтобы закрыть ими лицо, а при входе в мечеть по традиции необходимо снять обувь.

Прихожане ведут себя раскованно - не только молятся, но и читают, сидят, лежат, некоторые даже спят. Дети катаются по отполированному до блеска внутреннему мраморному двору мечети на животах. Ежедневно, кроме пятницы, в мечеть свободно пускают представителей любой веры, и никакой недоброжелательности по отношению к гостям здесь не ощущается. Как и в любой другой мечети, при входе необходимо снять обувь, которую можно носить с собой или оставить на входе за небольшое вознаграждение привратникам. Многие ходят в носках: в жару мраморные плиты двора раскаляются до высокой температуры и ходить босиком по ним можно только перебежками.

…Это место с незапамятных времен служило для культовых целей. Древние арамейцы построили здесь храм в честь своего бога Хадада. В начале III столетия н.э. римляне воздвигли вместо него весьма внушительный храм Юпитера. Он занимал прямоугольник шириной 380 м и длиной 310 м. Сохранившиеся до наших дней огромные колонны, некогда украшавшие входные ворота храма, поднимаются на высоту 16 м, а над ними, над изумительно красивыми коринфскими капителями, высится, как бы венчая все сооружение, богато украшенный фрагмент фронтона, который сохранился лишь частично.

Спустя 150 лет после того как храм Юпитера был построен, император Феодосий приказа! его разрушить, а на его месте воздвигнуть христианскую базилику, позднее посвященную Иоанну Крестителю. Но и эта постройка долго не просуществовала - в 661 г. Дамаск был завоеван арабами и стал первой столицей огромного халифата, простиравшегося от Пиренейского полуострова до границ Индии.

По приказу халифа Валида I в 705-715 гг. старая византийская церковь была полностью перестроена в мечеть. Строительство по требовало колоссальных расходов: по своим масштабам и роскошному убранству Великая мечеть должна была служить своеобразным памятником торжества ислама и затмить блеск находившейся на ее месте христианской церкви.
Форма ранних мечетей восходит к древнеарабскому типу построек: каменная стена окружает большой внутренний двор, к которому примыкают несколько отдельных помещений. На одной стороне двора расположен молитвенный зал с помещениями для омовения; вдоль другой стороны тянется колоннада. Великолепные образцы архитектурного искусства этого периода - мечеть в Медине, мечети Куббат ас-Сахра и аль-Акса в Иерусалиме. Но Большая мечеть Омейядов, аль-Джамия-аль-Умейи, построенная в зените славы и могущества Омейядского халифата, стала первым крупным культовым сооружением, отразившим в архитектурной форме религиозные представления мусульман. В средние века эта мечеть считалась чудом света, и, хотя она многократно подвергалась ограблению и пожарам, она и сегодня остается одним из самых удивительных памятников арабского строительного искусства.
При строительстве мечети были использованы архитектурные детали (в частности, коринфские капители колонн) от зданий византийского и даже римского времени. Арабские зодчие полностью изменили ориентировку здания: продольные колоннады христианской церкви превратились в колоннаду молитвенного зала мечети, а план и внутреннее пространство получили совершенно новые черты. Византийская базилика перевоплотилась в колонную мечеть, тип которой к тому времени уже стал каноном мусульманских построек, предназначенных для молитвы.

Мощные глухие стены высотой с дом отделяют молящихся от шума и суеты окружающего города. Колоннада, сохранившаяся от римского храма, подводит к западной двери мечети. Взгляд, брошенный через портал, обнаруживает громадный внутренний двор, справа ограниченный молитвенным залом, а слева - колоннадой. Главная дверь открывается в вестибюль. И здесь посетителя ожидает неожиданная встреча с самым драгоценным украшением мечети Омейядов - ее знаменитыми мозаиками. Первоначально они целиком покрывали внутренние и внешние простенки, своды и купольный потолок до самого верха, дворовый фасад молитвенного зала. Сейчас мозаики лишь частично сохранились на стенах и сводах. Они пережили столетия под толстым слоем строительного раствора, которым пуритански настроенный халиф приказал их замазать, боясь, что предметные изображения человеческого мира могут разгневать Аллаха. А может быть, все было наоборот - халиф оказался мудрецом, считавшим, что со временем, возможно, изменится взгляд на вещи. И он приказал не разрушать великолепные произведения искусства, а лишь убрать их с поля зрения.

Скрытые на протяжении столетий под слоем штукатурки, мозаики сохранились до наших дней и в 1927 г. стараниями реставраторов снова увидели свет. Перед восторженными взглядами людей XX века открылись сотканные из смальтовых и золотых кубиков картины одновременно сказочного и реального мира, с дворцами и хижинами, струящимися реками и плодоносящими деревьями, мира, лишенного присутствия человека, но постоянно напоминающего о неустанной деятельности Творца. Фантастические сооружения с колоннадами, портиками и куполами были навеяны образами позднеантичного искусства. Техника же смальтовой мозаики и характер расположения мозаичных панно заимствованы из Византии. Для исполнения этих мозаик омейядский халиф приказал, по преданию, призвать художников из Константинополя.
Особенно интересны мозаики входного портика. На золотом фоне в зеленых и коричневых тонах изображены деревья и причудливой архитектуры сооружения с полукруглыми двухэтажными колоннадами, башнями и коническими, слегка изогнутыми куполами. На переднем плане во всю длину картины изображена река - по-видимому, это Барада, орошающая Дамаск. На ее берегах - замки, сады, дома, деревья, дарящие благословенную тень. Некоторые исследователи считают, что здесь изображена не только панорама Дамаска, но и наиболее характерные виды других городов Востока, например Иерусалима, Антиохии, Константинополя. В других композициях на стенах портиков представлены различные страны и места паломничества. В простенках между окнами помещены изображения фруктовых деревьев, вырастающих из ваз колосьев, изящно изогнутых стеблей и листьев аканта. Эти сложные и разнообразные композиции составляли многокрасочный мозаичный ковер, мягко мерцающий в тени и ярко сверкающий на солнце.

Поражает исключительное качество мозаик. Это касается не только великолепной техники исполнения, но и художественного уровня. На золотой основе, составляющей общий фон, развертывается великолепная гамма цветовых тонов. Их богатство особенно проявляется в изображении деревьев с различными оттенками листвы - от зеленого до серо-голубого; взор восхищает также изображение реки в лазурных и аквамариновых тонах, как бы окаймленной серебряной пеной прибоя. В высшей степени хороши живые рисунки деревьев - кипарисовых, оливковых, яблоневых, грушевых и цитрусовых, причем фрукты, выполненные с помощью тончайших цветовых нюансов, почти пластичны.
Столь же совершенные мозаики, «прекрасные, как сад», по словам арабского географа Ибн-Джубайра, покрывают стены Куббат аль-Хазне, общественной сокровищницы, построенной во дворе мечети в конце VIII в. Это прелестное миниатюрное купольное сооружение лишено непосредственного входа с земли и стоит на восьми колоннах, перед большой стеной, украшенной мозаикой. Стволы колонн глубоко ушли в землю, как бы под тяжестью стен, которые они поддерживают. На восьми стенах сокровищницы современные мастера восстановили прекрасную мозаику, весьма близкую к оригиналу: роскошные орнаменты чередуются в ней с изображением финиковых пальм.

Огромный прямоугольный внутренний двор мечети с трех сторон обрамляют портики с каменными двухъярусными аркадами на украшенных резьбой столбах. С южной стороны двор замыкает здание многоколонного молитвенного зала. Когда-то его дворовый фасад представлял собой открытую аркаду; высокие полукруглые арки как бы приглашали молящегося укрыться в тени и прохладе зала от опаляющего двор солнца. Теперь окна и арочные пролеты закрыты деревянными стенами и цветными витражами.
Со двора в молитвенный зал ведут 22 входа с воротами. Размеры зала огромны: длина 136, ширина 37 м. Его архитектура, как архитектура и всей мечети, несмотря на прошедшие столетия, в основном сохранила первоначальный облик. Два ряда стройных мраморных колонн с коринфскими капителями делят его в продольном направлении на три нефа, каждый неф венчает конструкция с остроконечной крышей. Благодаря значительному (около 5 м) расстоянию между колоннами пространство зала свободно просматривается во всех направлениях. Продольные нефы посередине разделены на две части широким поперечным нефом, превышающим их по высоте и перекрытым двускатной кровлей, а в середине увенчанным куполом Куббат-ан-Наср. Громадные колонны поддерживают купол, унося его далеко в небо. Этот архитектурный образ развился во времена Омейядов, и с тех пор его можно обнаружить во многих мечетях мира.
Три других архитектурных нововведения в конструкции мечетей также восходят ко времени Омейядов: михраб - ниша для молитвы, мимбар - кафедра для чтения Корана и проповедей, и минарет.

Ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку, называемая арабами «михраб», первоначально предназначалась как почетное место для халифа или людей высокого положения. В мечети Омейядов михрабов четыре. Они устроены в южной стене молитвенного зала. Три из них - михраб Спутников пророка. Большой михраб и михраб Ханифитов - построены одновременно с мечетью, а четвертый, западный, создан уже в наши дни. Интереснее всего богато украшенный Большой михраб с орнаментами из цветного мрамора, инкрустированного перламутром: он венчается куполом, украшенным сталактититами - этот декоративный прием часто встречается в арабской архитектуре и даже в мебели.
Кафедра проповедника, называемая «минбар», или «мимбар», обычно устанавливается в нескольких шагах слева от молельной ниши у стены. От кафедры в зал ведет лестница. С кафедры по пятницам проповедник читает еженедельную молитву.

Рождение минарета - высокой узкой башни, с вершины которой муэдзины призывают мусульман на молитву - явилось, видимо, результатом случая. Строители мечети Омейядов обнаружили фундамент римского храмового сооружения, который использовался и для постройки византийской церкви. Римский храм имел на каждом из четырех углов башню. Зодчему, строившему мечеть, эта идея понравилась, и он приказал построить для мечети четыре башни на римском фундаменте. Постепенно вошло в привычку созывать верующих на молитву с башни-минарета. С тех пор ни одна мечеть мира немыслима без хотя бы без одной такой башни.
Обширный двор мечети Омейядов осеняют поднимающиеся над ее стенами три минарета. Северный, самый древний - минарет Невесты, или аль-Арук (XI-XII вв.), представляет собой простую четырехугольную башню. Изящный круглый юго-западный минарет - башня Мухаммеда, или аль- Гарбия - был построен в 1488 г. в стиле архитектуры египетских мамлюков. Его прямоугольная башня, увенчанная стройной башенкой с шатром и острым шпилем, воздвигнута над западным входом во двор мечети против центральной части ее фасада. Минарет Иисуса Христа сооружен в 1340 г.; оно носит это имя, потому что, согласно преданию, в последние дни Иисус Христос (мусульмане называют его «пророк Иса») должен именно здесь сойти с небес на землю, чтобы помочь немногим оставшимся верным в решающей битве со злом. Все три минарета являются основными архитектурными ориентирами старого Дамаска.

У муэдзина, созывающего верующих на молитву, служба нелегкая. Прежде пять раз в сутки он должен был взбираться по винтовой лестнице, чтобы с площадки минарета выполнить свои обязанности. Уже ранним утром. еще до восхода солнца, его крик пронзает тишину ночи. Правда, теперь муэдзин сидит в маленькой каморке на первом этаже и вверяет свой голос микрофону; его зов разносится репродуктором, укрепленным на вершине минарета. Это удобнее, а главное, громче, чем раньше.
Мечеть Омейядов обладает еще одной особенностью, которой нельзя пренебречь: в ее молитвенном зале, между двумя колоннами, стоит большое мраморное сооружение в виде куба, увенчанного куполом. Это гробница Св. Иоанна Крестителя, которого мусульмане знают под именем пророка Яхьи и которого одинаково почитают и христиане, и мусульмане. Здесь особенно много молящихся. Некоторые из них касаются решетки, останавливают перед ней своих детей, целуют ее.
Интерьер мечети прежде имел очень богатое убранство: стены были покрыты инкрустацией из мрамора, полы застланы дорогими коврами. В XIX в., особенно при реставрации после пожара 1891 г., молитвенный зал несколько изменил свой вид. Окна и проемы арок северной стены украсились яркими красочными витражами, полы заново покрылись коврами турецкой и персидской работы, зал осветился тяжелыми хрустальными люстрами европейского типа. Но и после этих перемен архитектура мечети Омейядов сохранила присущие ей особенности.
Архитектура мечети создает изолированное от внешнего мира пространство, располагающее к созерцательности и размышлению. Она привлекает не только молящихся. Сюда приходят студенты, чтобы в тиши мечети готовить свои задания, уставшие от забот горожане, ищущие вдохновения художники и ученые. В одном из многочисленных помещений мечети работает реставрационная мастерская, занимающаяся восстановлением древних мозаик.