Здание книжка на новом арбате что там. Дома-книжки на Новом Арбате: как изменится символ советского времени

Дом на Новинском бульваре связан с жизнью и творчеством выдающегося русского певца, знаменитого баса Фёдора Ивановича Шаляпина. Это первый собственный московский дом Шаляпина, он наполнен особой «домашней» шаляпинской атмосферой. Музей богат подлинными вещами семьи Шаляпиных. В их числе – предметы мебели, рояль Bechstein, напольные часы, венчальные свечи Фёдора и Иолы, театральные костюмы, программы спектаклей, афиши... В доме много картин, подаренных Шаляпину художниками: В. Серовым, К. Коровиным, В. Поленовым, М. Нестеровым, М. Врубелем. Большую коллекцию собственных работ передал в дар Музею сын певца Борис Шаляпин. В настоящее время Мемориальная усадьба открыта для посетителей. Их ждут выставки, тематические и обзорные экскурсии, концерты известных и молодых исполнителей, встречи абонементных циклов, детские праздники. Галерея Мемориальной усадьбы Ф. И. Шаляпина составляет с Домом-музеем единый комплекс. В её помещении проводятся выставки, посвящённые как истории, так и актуальным вопросам отечественного вокального искусства; они знакомят посетителей с материалами профильных музеев и частных коллекций. В пространстве Галереи проходят вечера и концертные абонементы различной тематики – «Музыкальные столицы мира», «Артистические семьи», «Встречи на Новинском», «Фортепианные вечера в Доме Шаляпина», «Хоровые ассамблеи», «Дебют в доме Шаляпина» и др. В доме великого русского исполнителя проводят мастер-классы известные отечественные и зарубежные певцы. Фёдор Иванович Шаляпин купил дом на Новинском бульваре в 1910 году, в возрасте 37 лет. Он прожил здесь двенадцать лет, это время расцвета его таланта, время зрелого мастерства, глубоко осознанного творчества, всемирной славы. После покупки здания заботы о его ремонте взяла на себя жена Шаляпина – итальянская балерина Иола Торнаги. Бывший дом купчихи К. Баженовой, построенный в конце XVIII века, перестраивался на новый европейский лад: в нём появились газ, водопровод, ванные комнаты, телефон. Благоустраивался не только дом, но и обширный сад, где установили беседку с видом на Москву-реку и уютные скамейки, посадили липовую аллею, кусты жасмина, сирени, разбили клумбы. Для Шаляпиных это был настоящий семейный дом, где комфортно жилось и взрослым, и детям – а их у Фёдора Ивановича было пятеро. В гостеприимной усадьбе часто бывали многие прославленные деятели отечественной культуры: С. Рахманинов и Л. Собинов, М. Горький и И. Бунин, К. Коровин и К. Станиславский. В 1918 году дом был национализирован и на 60 лет стал коммунальной квартирой. В 1978 году здание передали ГЦММК им. М. И. Глинки для создания Музея Ф. И. Шаляпина. Понадобилось восемь лет сложных ремонтно-реставрационных работ для того, чтобы восстановить дом таким, каким его знал Шаляпин. Внутренние интерьеры дома воссоздавали по фотографиям и рассказам детей певца. Белый зал, Зелёная гостиная, столовая, кабинет, бильярдная... Жизнь в этих комнатах шла по заведённому порядку, её не нарушал напряжённый гастрольный график артиста. В Белом зале Шаляпин репетировал со многими своими гостями, в столовой праздновал бенефисы, в кабинете Фёдор Иванович любил читать. Шаляпин обожал бильярд, стол для игры фирмы «В. К. Шульц» ему подарила жена. Теперь, как и во времена Шаляпина, к Новинскому бульвару обращён светло-палевый фасад дома, на его зелёной крыше красуются фигурные дымники, а на столбах резных чугунных ворот – декоративные вазы.

Власти Москвы планируют выставить легендарные дома-книжки на Новом Арбате на продажу. За три дома и тоннель просят 5,4 млрд рублей.

Ранее мэр Москвы Сергей Собянин заявлял, что власти Москвы рассматривают возможность реконструировать эти дома под гостиницы

В настоящее время большая часть площадей в них сдается в аренду под офисы.

Строительство проспекта Калинина. 1963–1964, сегодня Новый Арбат.

Из воспоминаний Владимира Потресоав («Наше Наследие» № 67–68 2003): «В сентябре 1962 года дом наш буквально содрогнулся от грохота. О том, что переулки между Арбатом и Поварской обречены, говорили давно, частично даже выселены были жильцы, но все как-то не верилось. Отец быстро зарядил пленкой фотоаппарат и выскочил на улицу. Я последовал за ним. Через проходной двор до Собачьей площадки рукой было подать. Все пространство заволокло пылью. Скрипя и вздрагивая, желтый кран оторвал от земли чугунный шар, медленно отвел в сторону и, пустив клуб сизого дыма, с размаху ударил в стену деревянного особняка, как раз напротив Дома композиторов.Вот после меткого удара шар-бабой рухнула стена, просела крыша, и, словно тяжкий выдох, из-под останков дома вывалился белесый вал векового праха. Жители окрестных домов, собравшиеся у заграждения, невольно отпрянули. Наступила тишина, лишь кран, опустив заляпанный шар, урчал на холостых оборотах. Отец, забравшись на крыльцо Дома композиторов, снимал панораму. А я разглядывал лица людей. Кто-то не скрывал радости, предвкушая квартирку в черемушкинской пятиэтажке, но кто-то осознал вдруг, что никогда уже не будет того Старого Арбата, сердцем которого была Собачья площадка.

Хоть прошли десятки лет, я словно сейчас вижу этот образец гармоничного городского пространства между Арбатом, «дипломатической» Поварской и загруженным Садовым кольцом, потому что пересекал площадку на пути в школу, а по вечерам гулял с редкой белой овчаркой Тайной. Автор повести «В окопах Сталинграда», киевлянин Виктор Некрасов, находясь в эмиграции, с горечью восклицал: «Весь проспект Калинина (так назывался Новый Арбат) не стоит заупокойной по Собачьей площадке!»

Конструктивистские дома-коммуны, сталинские высотки и многоэтажки на ножках 1970-х годов - не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В своей новой рубрике «Где ты живёшь» The Village будет рассказывать о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. В первом выпуске мы узнали у журналистки Ирины Дохикян, как устроена жизнь в многоэтажных башнях на Новом Арбате.

Проспект Калинина (именно так назывался Новый Арбат до 1994 года) - советский Манхэттен и запоздалый отзвук эпохи «оттепели»: именно здесь бывали герои фильмов «Я шагаю по Москве» и «Три тополя на Плющихе». К 1963 году на месте исторических Собачьей площадки и Кречетниковского переулка пробили широкий проспект, который должен был стать частью новой правительственной трассы. А спустя пять лет на обеих сторонах проспекта появились высотки: по чётной стороне - жилые башни экспериментальной серии 1МГ-601Ж, по нечётной - административные «книжки», объединённые километровым стилобатом с магазинами. Автором модернистского ансамбля стал главный архитектор Москвы и автор Михаил Посохин. Впоследствии радикальный проект не раз критиковали, а писатель Юрий Нагибин и вовсе назвал Новый Арбат «вставной челюстью Москвы».


Высота потолков

270 сантиметров

Санузел

раздельный

Площадь кухни

6,5 м²


Однокомнатная квартира

30 м²

Двухкомнатная квартира

45 м²

Трёхкомнатная квартира

55 м²


В доме 24 этажа, и людям, которые живут высоко, иногда приходится несладко: когда ломается лифт, приходится спускаться пешком по очень крутой лестнице. А если ещё и электричество выключили - бывает периодически, - то делать это приходится в абсолютной темноте. Кроме того, зимой здесь такая же температура, как на улице. Родители рассказывали, что однажды в 1970-е годы случилась очень холодная зима, и как-то отключили электричество. Всем пришлось спускаться по обледенелой тёмной лестнице.

На Новом Арбате у вас совсем нет двора - то есть вообще. Пятачок пять на пять метров, что находится перед подъездом, даже не считается придомовой территорией, поэтому мы не можем его привести в порядок. Мы купили скамейку, чтобы наши бабушки могли посидеть тут, но консьерж выносит её по требованию. Если же её оставить, то у подъезда будет бесконечная тусовка алкоголиков со Старого Арбата. У дома нет ни детской площадки, ни нормальной парковки. Я оплачиваю резидентскую парковку и ставлю машину на Поварской улице. Единственное, чего удалось добиться, - так это убрать помойку прямо от подъезда. Теперь приходится ходить подальше с мусором, но это лучше, чем контейнер прямо перед входом. Кстати, где-то в доме есть мусоропровод, но, кажется, никто его никогда не видел. Не представляю, где он находится.

Когда бывает салют, я поднимаюсь на общий балкон какого-нибудь верхнего этажа - в темноте потрясающий вид. Но всё это действительно круто лишь тогда, когда ты пришёл в гости. А когда тут живёшь, не очень здорово: всё время мигают витрины, машины шумят без конца, сирены просто не замолкают. И, несмотря на то, что тут центр, ходить по улицам поздним вечером очень страшно. Шатаются толпы какого-то неприятного народа, гастарбайтеры и таксисты, а в переходе постоянно поют не лучшие исполнители на свете.

Я как-то была в гостях на третьем этаже в нашем доме - в квартире, у которой окна выходят на Поварскую улицу и, соответственно, прямо на церковную колокольню. Представляете, какой там звон? Но хозяева всё равно больше жалуются на стройку, которая уже очень долгое время идёт на противоположной стороне улицы.

Я в этом доме родилась и помню, что раньше здесь было поспокойнее, а на Новом Арбате росли деревья. Сейчас тут очень тревожно. Был один классный проект: предлагали озеленить крышу, которая объединяет первые этажи «книжек» на той стороне Арбата - это было бы отлично. Ещё хотели опустить Арбат в тоннель под землю, а сверху сделать парк - сумасшедшая вещь. Но тут уже жители района запаниковали - как строить всё это?



Цена двухкомнатной квартиры

17 500 000 рублей 1

Аренда двухкомнатной квартиры

70 000 рублей в месяц 2


МОСКВА, 15 июля — РИА Новости, Вера Козубова. Власти Москвы планируют кардинально изменить вид Нового Арбата при помощи нестандартных архитектурных решений. В ближайшее время они должны определиться, как будет выглядеть основная "изюминка" пешеходной улицы столицы — дома-книжки. Редакция портала "РИА Недвижимость " решила вспомнить историю одной из главных московских улиц и узнать, как он может измениться в ближайшее десятилетие.

Несбывшиеся планы

Впервые о создании широкой магистрали рядом с Арбатом, которая связывала бы центр Москвы с новыми кварталами на западе, заговорили в 30-х годах XX века. По генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года ее планировалось проложить между улицей Воровского (сегодня Поварская улица) и современным старым Арбатом.

"По сути, градостроители предлагали продлить Воздвиженку, поскольку она не имела прямого выхода к Садовому кольцу", — говорит член Союза краеведов России, куратор проекта "СовАрх" Денис Ромодин.

Новой улице власти хотели дать громкое имя — Проспект Конституции. Предполагалось, что по обеим ее сторонам появятся огромные "сталинские" здания, по аналогии с Кутузовским проспектом.

Но в 30-е годы реализация такого масштабного плана была невозможна, поскольку одновременно шла реконструкция "витрины" Москвы — улицы Горького. Власти решили отложить строительство рядом с Арбатом еще и потому, что требовался снос большого района Москвы, а людей, которые там жили, некуда было переселять. А потом началась Великая Отечественная война, и о массовой реконструкции центра пришлось забыть.

Причуда генсека

Идеей строительства новой магистрали в 1959 году загорелся генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Новый Арбат стал апофеозом эстетического просвещения Никиты Сергеевича. В многочисленных зарубежных поездках Хрущев смотрел, какой бывает архитектура, и какие-то проекты и тенденции нашли отклик в душе генсека. Самое сильное впечатление на него произвела Куба, а особенно набережная Гаваны, застроенная небоскребами-гостиницами.

В голове вождя родился грандиозный архитектурный проект по превращению Нового Арбата в своеобразную набережную, которая должна напомнить о том, что Москва является "портом пяти морей" — Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного, как считалось в советское время. Поэтому на фотографиях того периода Арбат часто снимали со стороны воды.

Впрочем, были и объективные причины прорубить через жилые кварталы новую широкую дорогу.

"В конце 50-х годов требовалось разгрузить старый Арбат от большого количества транспорта — на тот момент возросло значение Минского шоссе как дороги на Брест и как парадного съезда в Москву с запада столицы", — отмечает Ромодин. По его словам, что гости столицы въезжали по Минскому шоссе, попадали на Можайское шоссе, тогдашнюю часть Кутузовского проспекта, а потом резко сворачивали в маленький Арбат.

Новая магистраль должна была стать частью проспекта Калинина. Проект превращения Нового Арбата в пешеходную зону был разработан и реализован видными советскими архитекторами. Среди них был Михаил Посохин, Алексей Гутнов, Зоя Харитонова, Татьяна Малявкина, Олег Баевский.

Проект начал реализовываться в 1963 году. Были построены "книжки" от улицы Воровского до Садового кольца и жилые корпуса, а также здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). "Это тоже "книжка", но если высотки на Новом Арбате выглядят как прямые книги в твердой обложке, то здание СЭВа выглядит больше как книга в мягкой обложке", — объясняет Ромодин.

Однако после того как главный инициатор проекта Никита Хрущев был отправлен в отставку, у нового руководства страны не оказалось желания развивать его идеи. По словам Ромодина, развитие основной части Нового Арбата завершилось в 1968 году.

"Проект застройки Нового Арбата так и не был реализован в полном объеме, хотя у Посохина еще в 1980-е годы были идеи достроить Калининский проспект. Реконструкция Арбатской площади закончилось тем, что было возведено новое здание министерства обороны, но уже в другой стилистике — получилось мраморное тяжеловесное здание", — рассказывает Ромодин.

Высотки Арбата

Как уже говорилось, Хрущев утверждал проект "книжек", вдохновляясь кубинской Гаваной. Но больше всего Новый Арбат напоминает новую шведскую застройку, говорит Ромодин. "Например, в центре Стокгольма был снесен большой квартал и построена улица Кунсгатан, которая напоминает Арбат с его стилобатами и высотными зданиями", — указывает краевед.

"Больше в Москве нигде такого не было. Конечно, была улица Горького (нынешняя Тверская улица — прим. РИА Новости), но она строилась в предвоенный период, и многие магазины там устарели. А на Арбате были большие современные магазины, можно было посидеть в одном из кафе, которые были очень демократичными по ценам. Это был как глоток свежего воздуха в старой Москве", — отмечает Ромодин.

В 1990-е и первой половине 2000-х это была улица казино — их было здесь пять, сейчас место казино заняли рестораны и кафе, причем их открывается все больше и больше. По нечетной стороне в начале 2000-х были разделены паркинги и пешеходная зона.

В самих "книжках" в советское время располагались административные учреждения, различные министерства. Например, в советское время в здании располагались министерство тяжелого и транспортного машиностроения (Минтяжмаш СССР), Министерство электротехнической промышленности (Минэлектротехпром СССР), кафе "Валдай", гастроном "Новоарбатский", пивбар "Жигули". Для того времени высотки были новаторскими: это были сборные каркасные здания с облицованными плиткой панелями, которую можно было отмыть или очистить от грязи.

Шедевром архитектурного модернизма можно назвать здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): оно построено на основе из сборного каркаса, но в его облицовке есть и индивидуальные элементы, поясняет Ромодин. Что касается остальных "книжек", то там сборный типовой каркас и типовые панели облицовки.

Впрочем, Новый Арбат — это не только административные здания, но и жилые дома. В 60-е годы здесь были построены 25-этажные сдвоенные каркасно-панельные дома. Например, по адресу Новый Арбат, 10, корпус 1 располагается жилой дом-башня с рестораном (раньше здесь находилось кафе "Ивушка"). Здание по адресу Новый Арбат,22 — это дом-башня с предприятиями обслуживания (изначально магазин грампластинок "Мелодия", ныне" Кофехауз", ресторан "Ньокки" и другие). На улице находится также один из самых статусных объектов элитной недвижимости Москвы — ЖК "Арбат Тауэр", который был построен уже в конце 1990-х годов.

Список потерь

К сожалению, прокладка Калининского проспекта как одной из центральных магистралей Москвы привела к исчезновению не только многих отдельных арбатских домов, но и целых его кварталов: не стало Большого Каковинского, Кречетниковского переулков, частично Большой и Малой Молчановок и Собачьей площадки. По преданию, при Иване Грозном здесь находилась псарня, где держали собак для царской охоты. Это интересный кусочек старой Москвы и редкий пример старой московской площади, где пересекались несколько старых зданий. Был уничтожен и Дом Хомяковых, и многие другие особняки, а также необычный фонтан, который можно было бы сохранить. Проектом также предполагалось снести церковь Симеона Столпника и ресторан "Прага", но в итоге их оставили.

Стоит отметить, что возведение панельных высоток посреди исторической застройки города вызвало неодобрение у многих москвичей. Например, писатель Юрий Нагибин назвал этот участок Нового Арбата "вставной челюстью Москвы". Кроме того, здания получили ироничное прозвище "Посохинские сберкнижки" — по фамилии главного архитектора.

Впрочем, Ромодин утверждает, что снос исторических построек в центре города — распространенная практика для европейских городов в 60-е годы XX века. Например, в центре Хельсинки на Привокзальной площади была снесена вся историческая застройка, кроме здания вокзала и Художественного музея. Взамен снесенных зданий был возведен новый модернистский ансамбль. Во-первых, это была рядовая застройка и к ней не относились как к исторической. В европейских столицах, которые серьезно не пострадали в годы Второй мировой войны, появлялись новые современные кварталы. В середине XX века это было очень распространенным явлением.

Модернизация советского наследия

Со временем "книжки", которые долго считались "изюминкой" Нового Арбата, морально устарели, и проблема сохранения зданий стоит остро. Московские власти пытались найти инвестора, которые могли бы заняться модернизацией трех их четырех книжек. Сейчас большая часть площадей в домах-книжках сдается в аренду в основном под офисы.

На одну из книжек инвестора удалось найти. В апреле структура компании Capital Group "Апарт Груп" приобрела "дом-книжку" №15 на Новом Арбате по стартовой цене в 2,4 миллиарда рублей. От продажи третьей "книжки" власти Москвы отказались, так как там находится много городских организаций. Однако они по-прежнему не теряют найти покупателя и на вторую высотку.

Денис Ромодин считает, что знаменитые высотки нуждаются в модернизации.

"Неудачный опыт был с одной из "книжек", которая стоит ближе к Садовому кольцу. Она была облицована тяжеловесными панелями, и здание стало выбиваться из всей застройки. Однако панели исчерпали свой ресурс, их надо утеплять и модернизировать, так как эта плитка осыпается, сильно выделяются стыки", — вспоминает эксперт. Он не исключил того, что лучший проект по модернизации высоток может быть выбран в ходе архитектурного конкурса.

"Что касается "книжек" на Арбате, то, на мой взгляд, необходимо пересмотреть концепцию первых двух этажей стилобата и вернуть всем магазинам единый облик. Возможно, стоит разработать интересный дизайн вывесок, чтобы вернуть зданию легкость архитектуры стекла и бетона. Также из здания лучше вывести административную функцию. Было бы лучше, если бы там располагались современные гостиницы или жилые апартаменты", — считает Ромодин.

А старый фонтан, который стоял рядом с Собачьей площадкой, он предложил не возвращать. Это новодел, он будет смотреться неуместно на огромной магистрали, объясняет Ромодин. Возможно, стоит отметить то место, где когда-то была собачья площадка, в виде контура и сделать там памятный знак и соответствующую информационную табличку. А восстанавливать историческую застройку в том виде, в котором она была, нет смысла. Но можно подумать о новой застройке по современному проекту, которые возвращали бы нас к старым традициям Москвы.

Судьба "книжки"

В свою очередь директор по развитию строительных проектов Capital Group Павел Корнилов считает, что позиционирование домов-книжек как морально устаревших зданий ошибочно.

Напомним, что покупателем первого "дома-книжки" стала структура Capital Group "Апарт Груп". Компания приобрела его по стартовой цене аукциона 2,4 миллиарда рублей. Запланированные инвестиции в реконструкцию "дома-книжки" составят не менее 6,5 миллиарда рублей. После завершения работ в здании планируется открыть многофункциональный комплекс с жильем, гостиницей и офисами.

"Эти здания детально отображают эпоху середины XX века, когда и были построены, и мы, как девелопер, своей задачей ставим сохранение этого стилистического образа. Архитектура всегда символизирует ту эпоху, когда была построена. В послевоенной архитектуре был взят ракурс на фундаментализм, техногенный формат, массивные строения с колоннами. На мой взгляд, архитектура Нового Арбата имеет очень интересную историю и ни о каком моральном устаревании речи быть не может", — размышляет Корнилов.

Он также обратил внимание на то, что дом-книжка — это здание, относящееся к разряду экспериментальных, по такой технологии никто никогда не строил. Например, перекрытия в здании сделаны из железобетонных блоков, которые используются в панельном домостроении. При этом колонны у здания литые, так что часть несущей нагрузки перераспределена на конструкцию панельного фасада.

"Наша главная цель — не переделать, а сохранив внешний облик здания наполнить его современной технологической начинкой. К примеру, за счет применения подхода BIM при проектировании объекта мы достигаем максимально компактного размещения внутренних инженерных коммуникаций, что в свою очередь позволяет увеличить полезные площади здания, повысить высоту помещений до чистого потолка", — подчеркнул Корнилов.

Сейчас Capital Group находится в активном процессе проектирования объекта. В качестве проектировщика объекта была выбрана компания "Аврора-Проект". Это будет многофункциональный комплекс с жилыми апартаментами с отделкой, спроектированный по принципу нью-йоркских апартаментных комплексов, когда в одном здании есть и жилой функционал, и офисы, и гостиница, и вся необходимая для жизни инфраструктура.

При этом компания планирует оставить в здании тот советский конторский "НИИшный дух", некий прообраз интерьеров картины "Служебный роман" с тяжелыми дверями, темно-зелеными стенами.

"Архитектурные решения дома-книжки в момент его создания были очень глубоко продуманы. Однако, как и многие другие прекрасные здания этого периода, оно сильно пострадало от массового увлечения "евроремонтом". Задача проекта — вернуть зданию первоначальный облик, очистить его от лишнего мусора, модернизировав функционально-техническую составляющую", — говорит Корнилов.

В итоге, по его словам, здание после реконструкции может приобрести формат арт-объекта. Но в целом архитектурный облик здания планируется сохранить.

"Примеров аналогичной реновации зданий много в мировой практике: это и огромное количество башен на Манхеттене, Soho House в Берлине", — сказал Корнилов. Он вспоминает фреску в холле Рокфеллер-центра в Нью-Йорке, которую расписывал мексиканский художник Диего Ривьера, известный своими коммунистическими убеждениями. Он работал над фреской сразу же после посещения Советского Союза и центром композиции стал Владимир Ленин и символика коммунизма. Обнаружив, что одной из фигур композиции является Ленин, Нельсон Рокфеллер потребовал заменить его лицом неизвестного человека.

"Не так давно штукатурка, покрывающая фреску, оббилась и сегодня это интереснейший арт-объект, ценный именно благодаря сохранившемуся духу того времени, когда был создан", — указывает Корнилов.

Москва – столица Российской Федерации. Это крупнейший по численности населения город России, в котором по официальной статистике проживает более 12 млн человек. По этому показателю она входит в десятку самых больших городов мира. Это финансовый, транспортный, логистический, деловой, культурный и туристический центр страны. Здесь сосредоточены важные достопримечательности, среди которых Кремль, Красная площадь, Большой театр, Сталинские высотки и многие другие знаковые объекты.
Москва – город с монументальной архитектурой: понять реальный масштаб широких многополосных улиц, многоярусных развязок и небоскребов можно только с высоты.

Московский Кремль – географический и исторический центр Москвы. Это наиболее древняя часть города, в настоящее время являющаяся резиденцией высших органов государственной власти Российской Федерации и одним из главных историко-художественных комплексов страны.

Кремлёвская набережная и Большой Каменный мост.

Панорама Кремля.
Существующие стены и башни были построены в 1485-1495 гг. Общая протяженность стен – 2235 м.

Вдоль стен расположено 19 башен, а еще одна - Кутафья башня вынесена за стены.
3 башни, стоящие на углах, имеют круглое сечение, остальные – квадратное.

Самая высокая башня – Троицкая, она имеет высоту 80 метров.

Большой Кремлёвский дворец.

Построен в 1838-1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона. В настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

Покровский собор (храм Василия Блаженного) - одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, России.

Собор построен Бармой и Постником при царе Иване Грозном в 1555–61 гг. в память о покорении Казани.

Перед собором размещается бронзовый Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

«Музей В. И. Ленина»

Государственный Исторический музей.

Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времен и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов.

Манежная площадь

Фонтан «Часы мира». Главный купол подземного торгового комплекса «Охотный ряд».

Улица Тверская - центральная улица Москвы.

Государственный академический Большой театр - один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.

Бронзовая квадрига над входным портиком. Большой театр изображен на сторублевых банкнотах.

«Дом на набережной»

Жилой комплекс ЦИК-СНК СССР занимает площадь в три гектара. 25 подъездов выходят на две улицы - Серафимовича и Берсеневская набережная.
В истории Дома как в зеркале отразилась история страны. Судьба многих жителей Дома трагична. В годы "Большого террора" почти треть его обитателей пострадали от репрессий, исчезли в тюрьмах и лагерях. В Доме жили выдающиеся военачальники, герои, артисты, журналисты, писатели, академики, деятели партии и правительства, работники Коминтерна.

ГУМ (Главный универсальный магазин)

Крупный торговый комплекс, который занимает целый квартал Китай-города и выходит главным фасадом на Красную площадь. Памятник псевдорусской архитектуры федерального значения. Находится в аренде до 2059 года у российской компании розничной торговли Bosco di Ciliegi, которая специализируется на продаже предметов роскоши.

ЦУМ (Центральный универсальный магазин)

Госудума (Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации)

Здание было построено в 1938 году для Совета труда и обороны. Впоследствии в нём размещалось советское правительство (Совет народных комиссаров, потом Совет Министров СССР), а затем Госплан СССР. Госдума заседает здесь с 1994 года.

«Белый дом» - Дом Правительства Российской Федерации

«Белый дом» сильно пострадал в ходе октябрьских событий 1993 года, когда войска, вызванные президентом Ельциным, открыли огонь из танков по зданию, оборонявшемуся сторонниками распущенных Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.

Слева: бывшая территория кондитерской фабрики «Красный Октябрь». По центру: Памятник Петру Первому работы Церетели.

Новый Арбат

Садовое кольцо

Бородинский мост через Москву-реку. Смоленская набережная и набережная Тараса Шевченко.

«Сталинские высотки» - семь высотных зданий, построенных в Москве в конце 1940-х - начале 1950-х годов. Высотные здания являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре. Все сталинские высотки были заложены в один и тот же день - 7 сентября 1947 года, когда праздновали 800-летие Москвы. Это было символом нового этапа в жизни древней столицы.

Главное здание МГУ - самое масштабное и высокое из всех сталинских высоток.

В нем 36 этажей, а высота со шпилем достигает 240 метров. Здание являлось самым высоким административно-жилым зданием в Москве по шпилю на протяжении долгих лет, с 1953 г. до декабря 2003 года.

Жилой дом на Котельнической набережной

Дом строился в 1938-1940, 1948-1952. Центральный корпус насчитывает 26 этажей (32 вместе с техническими этажами) и имеет высоту 176 м. В высотке расположены 540 квартир.

Высотное здание на площади Красных Ворот

При строительстве основания высотного здания на Лермонтовской площади был применен прием, не имевший аналогов по технической смелости и инженерному искусству. Дело в том, что дом высотой 138 метров строили одновременно со станцией метро «Красные ворота. Проектировщики столкнулись с непростой проблемой: какое-то время многоэтажное здание будет находиться на самом краю котлована, следовательно, грунт осядет неравномерно и высотка накренится. Поэтому решено было специально строить с наклоном. Перед этим грунт по периметру ямы искусственно заморозили по технологии строительства метро. Когда затем он растаял, здание просело и приняло строго вертикальное положение. Такой способ больше никогда и нигде не применялся из-за сложности расчетов.

Жилой дом на Кудринской площади

Высотку прозвали «Дом авиаторов» из-за того, что квартиры в нем предоставляли работникам авиационной отрасли. На верхних этажах размещалась спецаппаратура КГБ для наблюдения за американским посольством, которое находится неподалеку, на Новинском бульваре.

«Рэдиссон Ройял» (Гостиница «Украина»)

Гостиница строилась в 1953-1957 годах и получила свое название в честь родины генсека Никиты Хрущева. В апреле 2010 года гостиница открылась после масштабной реставрации под новым названием «Рэдиссон Ройял».

Здание открывает Кутузовский проспект.

«Москва-Сити»

В 1992 году появились первые проекты многоэтажного делового центра, который предлагалось возвести на Пресненской набережной реки Москвы. Квартал получил название Московский Международный Деловой Центр «Москва-Сити».

На площади в 60 га должно быть построено 16 многоэтажных зданий, представляющих собой интегрированный комплекс сооружений с единым информационным пространством. В небоскрёбах Москва-Сити должны разместиться многочисленные офисы, рестораны, гостиницы, залы конгрессов, развлекательные центры, магазины, галереи, выставочные залы.

По состоянию на конец 2014 года на территории «Москва-Сити» построено 10 высотных зданий и 11 находятся в процессе возведения или достраиваются. Из них 15 зданий являются небоскребами (выше 150 метров).

Средняя этажность комплекса на текущий момент составляет 54 этажа.

Бюджеты на покупку апартаментов в ММДЦ "Москва-Сити" сосредоточены в диапазоне 1-2 млн долларов.

Башня «Евразия Тауэр». 70 этажей, 309 м.

Башня «Меркурий Сити Тауэр». 75 этажей, 339 м.

Высота здания составляет 338,8 метров, что позволяло башне называться самым высоким небоскребом Европы до 25 сентября 2014 года. 75-этажная башня «Меркурий Сити» обошла по высоте лондонский небоскреб «The Shard» (306 м), который продержался в статусе самого высокого здания Европы всего 4 месяца. После завершения строительства «Меркурий Сити» оказался почти на 33 м выше своего лондонского соперника.

В 2013 году «Меркурий Сити» стал обладателем престижной премии International Property Awards Europe 2013 в номинации «Лучшая архитектура высотного здания».

«Башня на Набережной». 59 этажей, 268 м.

Торгово-культурный центр «Эволюция». 54 этажа, 255 м.

Башня отличается от всех остальных проектов своей необычной закручивающейся формой, напоминающей молекулу ДНК. Над дизайном проекта работал архитектор Тони Кеттл совместно с Карен Форбс, преподающей в данный момент в Эдинбурге. Сама башня является творческим отпрыском конструктивизма, заимствуя очертания башни Татлина, посвящённой III Интернационалу.

Останкинская телебашня.

Строительство велось с 1963 по 1967. В то время это было самое высокое сооружение в мире (540 метров). Сейчас это 8-е в мире по высоте свободно стоящее сооружение.

Панорама с Останкинской телебашни.

Вид с 503 отметки телебашни.

Идея использовать преднапряжённый железобетон, сжатый стальными тросами, позволила сделать конструкцию башни простой и прочной.

Другой прогрессивной идеей было использование относительно мелкого фундамента: по замыслу инженера Никитина, башня должна была практически стоять на земле и её устойчивость обеспечивается за счёт многократного превышения массы конусообразного основания над массой мачтовой конструкции.

Парк Победы

Мемориальный комплекс победы в Великой Отечественной войне был открыт 9 мая 1995 года к 50-летию великой Победы.

Белорусская

Комсомольская площадь - площадь трех вокзалов на которой расположены Ленинградский, Ярославский и Казанский железнодорожные вокзалы.

В год со столичных вокзалов отправляется более 30 млн. человек по России и в зарубежные страны.

Киевский вокзал

Белорусский вокзал

Третье транспортное кольцо (ТТК) - одна из трёх кольцевых магистралей Москвы наряду с Садовым кольцом и Московской кольцевой автомобильной дорогой.

Улица Беговая

Общая протяжённость ТТК составляет около 36 километров, из них около 19 километров - эстакады, около 5 километров - тоннели.

Хорошёво-Мнёвники

Строгино

Круглый дом на Довженко, 6

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту: