Дворец и парк фонтенбло. История рождения замка Фонтенбло

Замки Франции. Фонтенбло (1 часть)

Фонтенбло - удивительное место, несущее отпечаток многих королевских судеб.

Замок Фонтенбло, окруженный просторным, богатым дичью, лесом был излюбленной резиденцией французских правителей на протяжении многих столетий. Однако это не традиционная официальная резиденция подобная Версалю или Лувру, а скорее семейный дом, оживавший в сезон охоты.


Строительство замка продолжалось с XVI по XIX века, что и нашло отражение в разнообразии зданий замка.


Замок располагается вокруг четырех главных дворов.


Главная лестница замка имеет вид подковы. У подножия этой лестницы 20 апреля 1814 года состоялась церемония отъезда Наполеона на остров Эльба.


Средневековая крепость в Фонтенбло датируется XII веком, временем правления Людовика VII. В 1259 году Людовик Святой стоит рядом с крепостью больничный монастырь ордена Тринитариев. В замке Фонтенбло родился и умер Филипп Красивый. А королева Изабелла Баварская украсила его в XV веке.


В 1528 году Франциск I решает отстроить новый замок на фундаменте средневекового строения, оставив лишь донжон, большую квадратную башню в глубине овального двора.


Средневековая часовня, посвященная Святому Сатурнину к этому времени начала разрушаться, поэтому Франциск I посещает церковь Тринитариев. Чтобы сделать путь из своей спальни, находящейся в донжоне, в церковь более комфортным Франциск приказывает построить галерею, соединяющую эти помещения.На первом этаже галереи были размещены коллекции Франциска, в том числе и «Джоконда» Леонардо да Винчи. Уникальный же декор второго этажа в 1533-1539 годах создал флорентинец Джованни Батиста ди Якопо (или Россо) совместно с болонцем Приматиччо. Здесь удачно сочетаются низкие резные панели, фрески и украшения из искусственного мрамора.


Живописная часть оформления галерее остается более загадочной. Однако историки всё же сходятся на мысли, что Франциск хотел символично представить человеческую жизнь и власть короля.


Изгнанное невежество
Одна из фресок «Изгнанное невежество» является аллегорией на Франциска Первого, мецената и гуманиста, входящего в храм света и оставляющего позади себя угнетенных мужчин и женщин с завязанными глазами символизирующими невежество.
В 1540 годах на землях, выкупленных у Тринитариев, Франциск возводит новые здания вокруг большого квадратного нижнего двора.
Также в это время обустраивается парк. На юге Сосновый двор украшается декоративными строениями и гротом, а новый двор Фонтана выходит на пруд на юге галереи Франциска I, еще один сад был разбит на севере.






Генрих II, сын Франциска I, в 1547 году поручает дальнейшее строительство замка архитектору Филиберу Делорму. Он стоит лестницу в форме подковы в центре нижнего двора, а в Овальном дворе переделывает план широкой лоджии (неподходящей к здешнему климату) в Бальный зал, покрытый деревянным кессонным потолком на итальянский манер.


Бальный зал





Бальный зал
Фрески были задуманы Приматиччо, а выполнены Николо дель Аббате и художниками его мастерской в 1550 году. Символика нового короля: инициалы «Н», полумесяц, символизирующий славу, - присутствует в деревянном декоре стен, потолка, на камине и люстрах.

Часовня Святого Сатурнина


Вдова короля Екатерина Медичи вновь возвращает ко двору архитектора Приматиччо, который в 1565-1570 годах достраивает для нее крыло Красивого камина.


Значительный вклад в строительство Фонтенбло внес Генрих II. В 1601-1606 он удлинил строения Овального двора практически вдвое.


Салон Людовика XIII
Рабочий кабинет Генриха II отличается особым декоративным оформлением, выполненным художником Абруазом Дюбуа в 1601 году. Именно здесь 27 сентября 1601 года родился, дофин, наследник королевства, будущий король Людовик XIII (в честь него сейчас и назван этот салон). По этикету королевы Франции рожали публично, и Генрих II приказал устроить свою супругу Екатерину Медичи в своем рабочем кабинете, поскольку он был более доступным, чем спальня королевы.
В 1606 - 1609 годах построил Служебный двор, предназначенный для кухонь и жилья придворных служащих. Новый внутренний интерьер он заказывает художникам Амбруазу Дюбуа и Туссену Дюбрей, а создание второй часовни замка на месте церкви Тринитариев он поручает Мартену Фремине.


Часовня Троицы
Продолжается работа по благоустройству садов. Генрих II окружил частный сад королевы, названный садом Дианы из-за фонтана, изображающего эту богиню, кирпично-каменными павильонами. Королева Екатерина Медичи могла во время плохой погоды любоваться этим садом из галереи Дианы.
С южной стороны король приказал построить навесной сад над Карповым прудом, а также переделал сад Короля в Большой партер, украсив его бассейнами и фонтанами, и продлил его с востока, вырыв канал длиной более километра.


Его сын Людовик XIII поручил архитектору Жану Андруе дю Серсо заново отстроить лестницу в форме подковы:


После его смерти, вдова Анна Австрийская с 1643 года продолжает активное строительство замка и улучшение его интерьеров.


Спальня Королевы


Потолок спальни Королевы
Так в спальне Королевы со времен Анны Австрийской дошла центральная часть потолка, представляющая красивый орнамент из позолоченного дерева, выполненный в 1644 году. Остальной декор комнаты относится к временам Марии Лещинской, супруги Людовика XV, и Марии-Антуанетты.


Людовик XIV вносит в замок незначительные изменения и поручает садовнику Андре Ленотру перепланировку Большого Партера.




Архитектор Луи Лево возводит посредине водоема небольшой восьмиугольный павильон.


Следующие большие изменения происходят при Людовике XV. Он возводит новое крыло замка, а также перестраивает существующие в 1738-1741 и 1773-1774 годах. Для упрощения передвижения по замку были внесены многочисленные улучшения. Так спальня герцогини д’Этамп, украшенная фресками и орнаментами Приматиччо, была преобразована в лестничный проход.


Спальня Мадам д"Этамп (лестница Людовика XV)
Был увеличен и украшен по-новому зал Совета. Панели в голубых или розовых тонах, написанные Карлом Ван Лоо и Жаном-Батистом Пьером, представляют времена года, силы природы, добродетели и знания, необходимые для власти.


Зал Совета
Людовик XVI продолжает поиски нового пространства. В 1785-1786 годах он вдвое расширил галерею Франциска I новым крылом, что позволило увеличить Малые и Официальные апартаменты.
Мария-Антуанетта обновила внутреннее убранство некоторых своих комнат в 1786-1787 годах. Античный декор будуара Королевы был задуман в 1786 году Пьером Руссо. А в 1787 году, для его окончательного завершения, Бернар Молитор постелил паркет из красного дерева различных оттенков. Желтое и белое золото деревянных обшивок стен и кресел сочетаются с перламутром и серебрением столика для рукоделия поражают своим тонким сиянием.


Будуар Королевы
http://neringa-iris.livejournal.com/29149.html#cutid1
http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=157201
http://www.nice-places.com/articles/europe/france/163.htm

Франция. Замок Фонтенбло (часть 2)



В годы Французской революции замок полностью опустел, однако, само здание уцелело. С 1796 года в нем размещалась Высшая школа искусств, а затем специальная Военная школа.
После прихода к власти Наполеона I замок вернул себе былое назначение и расцвел новыми красками. В ноябре 1804 года для принятия в Фонтенбло Папы Пия VII, приехавшего для коронования Наполеона в соборе Парижской Богоматери, будущий император распорядился заново обставить замок в рекордные сроки, всего за две недели.
В результате апартаменты Папы Римского были обустроены в анфиладе из одиннадцати комнат, следующей за королевскими апартаментами. Эти комнаты располагались в двух зданиях разных эпох и получили названия «Апартаменты Людовика XIII» и «Апартаменты Людовика XV». Апартаменты Людовика III включали в себя приемную и салон Офицеров, зал для приемов с потолком эпохи Генриха II и стенами, украшенными четырьмя гобеленами «История Александра Великого»; спальню с гобеленами «Триумф богов» и туалетную комнату.


Спальня

Салон-приемная
Апартаменты Людовика XV представляли собой туалетную комнату, спальню, в которой собственно и ночевал Папа Пий VII; Угловой салон, салон Офицеров, салон Судебных исполнителей и Тёмную прихожую.


Спальня и портрет Папы Римского
Позже Папа Римский вновь вернулся в те же апартаменты во время своего принудительного пребывания во Франции с июня 1812 года по январь 1814 года. Папа был задержан в стенах замка в качестве узника для того, чтобы принудить его подписать соглашение, которое он отклонял.
Наполеон I регулярно бывал в Фонтенбло. Желая открыть замок со стороны города и сделать там парадный вход, он разрушает крыло Феррар и заменяет его на нынешние решетчатые ворота. По его инициативе архитектор Гюрто восстанавливает практически полностью разрушенную галерею Дианы длиной 80 метров, созданную еще при Генрихе IV. Первоначальный декор галереи, рассказывающий историю богини охоты, выполненный Амбруазом Дюбуа и Жаном де Гоэ, был продолжен Мери-Жозефом Блонделем и Абелем де Пюжолем в эпоху Реставрации. Наполеон III впоследствии превратил галерею в библиотеку, включающую в себя тома библиотеки Наполеона I, заказанные для Тюильри.


Галерея Дианы
В 1808 году Наполеон I переделывает спальню Короля в Тронный зал. Трон и балдахин усыпаны золотыми пчелами, символом Наполеона.


Тронный зал
Помимо этого Наполеон I украсил внутреннее пространство своих личных апартаментов, принадлежащих некогда Людовику XVI. Так император превратил в спальню туалетную комнату Людовика XVI. Кровать, как и остальная мебель, покрыта узорчатым бархатом, осветленным по просьбе Наполеона вышивкой.

Спальня Императора
Особое внимание привлекают два кресла «Помие» перед камином, названные так по имени их изобретателя. Это кресла с двумя неравными подлокотниками: высоким для защиты от сквозняков и низким - чтобы наслаждаться огнём.


Спальня Императора
Особое место в апартаментах Наполеона I занимает кабинет, поскольку император обладал поразительной работоспособностью и мог восстановить силы во время небольшой передышки на железной кровати, установленной в кабинете.


Рабочий кабинет Императора и салон Отречения
Следующая комната Императорских апартаментов связана с важным историческим событием, благодаря которому она и получила название салон Отречения. Именно здесь в Фонтенбло, сидя за столиком в своем частном салоне, 6 апреля 1814 года Наполеон I подписал акт отречения от престола.
А 20 апреля того года у подножия лестницы в форме подковы Наполеон попрощался со своей гвардией перед отбытием в ссылку на остров Эльбу. Названный двором Белой лошади из-за гипсовой статуи, украшавшей его в эпоху Возрождения, двор с этого момента получил второе название: двор Прощания.


Двор Прощания
Следующие изменения в замке Фонтенбло произошли при Луи-Филиппе, который неоднократно останавливался в этой резиденции. По его инициативе здесь было проведено множество работ по реставрации и перестройки, улучшению комфорта и декора. Художники Жан Ало и Абель де Пюжоль восстановили и дополнили многие поврежденные фрески. Существенные изменения произошли в зале Караула.


Зал Караула
От первоначального декора в стиле Ренессанс здесь остался лишь потолок с расписными балками и фриз под ним с изображением военных трофеев.


Потолок в зале Караула
Остальной декор в стиле неовозрождения был сделан при Луи-Филиппе, в том числе и паркет, отражающий балочную структуру потолка.
Луи-Филипп создает галерею Тарелок. На потолке и стенах над деревянными панелями был установлен декор, перенесенный сюда из галереи Дианы.

Галерея Тарелок
А в панели по указу Луи-Филиппа были вставлены 128 тарелок из Севрского фарфора с изображениями событий, происходивших в Фонтенбло, и видами замка и его окрестностей.


Галерея Тарелок
Как и его предшественник, Наполеон III придавал большое значение Фонтенбло и провел множество работ по реставрации замка. Наполеон III украсил салон Франциска I коврами на тему охоты императора Максимилиана, вытканными в XII веке на фабрике Гобеленов по фламандским эскизам XVI века.


Салон Франциска Первого
Также при нем в 1854 году архитектор Гектор Лефюель создает новый зал для спектаклей. В 1861 году император получает от послов короля Сиама дары, дополнившие дальневосточные коллекции императрицы Евгении. На основе этих коллекций императрица в 1863 году создает в Фонтенбло Китайский музей.
После падения Империи замок Фонтенбло временами служил местом проживания некоторых президентов III Республики, а 1927 стал национальным музеем.
Вот такая интересная история у этого красивого замка под Парижем.


Продолжение следует...
http://neringa-iris.livejournal.com/29279.html#cutid1

Ослепительная роскошь ФОНТЕНБЛО
Этот замок напоминает Версаль своим величием и притягательным очарованием. Французские короли жили в городке Фонтенбло с 1137 по 1870 год.

Роскошный дворец, которому когда-то Наполеон дал название «Дом веков», появился лишь в XVI веке. До этого в лес к югу от Парижа французские короли приезжали на охоту.


Король Франциск I и Наполеон Бонапарт - самые известные личности, которые здесь жили. После революции во Франции в 1789 году этот замок был полуразрушен, но при Наполеоне I был восстановлен и превратился в загородный дом императора.

По воле Франциска I, пригласившего для обустройства дворца итальянских художников, превративших обычный загородный особняк в своего рода художественный музей, дворец стал очагом распространения итальянской ренессансной культуры: здесь работали основатели «школы Фонтенбло в живописи».
Интерьер замка: на 2-ом этаже - большие королевские покои, богато украшенные и меблированные, часовня, галерея Франциска I с фресками, чудесная бальная зала (30 м в длину и 10 м в ширину) с уникальными росписями, огромный камин, поддерживаемый двумя атлантами, двойные витые лестницы, каменное "кружево", кессонные потолки, королевские спальни, обитые лионским шелком, зал Совета, Тронный зал и внутренние покои императора.


Начиная с XVII века каждая императрица и королева Франции спали в золотой кровати, отделанной изумрудами, которая находится в так называемой Queen"s Bed Chamber (спальня королевы).


Помимо этого, в замке также находится Музей Наполеона Бонапарта (Le Musee Napoelon), где представлена наиболее полная коллекция личных вещей императора: вплоть до его зубной щетки, домашних тапочек, государственных подарков и т.п.

Французские гиды всегда начинают свой рассказ о Фонтенбло именно с Наполеона, его покоев, его эмблемы - трудолюбивой пчелы. Во Франции до сих пор существует культ Наполеона. Трудился он действительно как пчелка, по двадцать часов в сутки(оставшихся четырех часов ему всегда хватало для сна).

В императорских покоях посетители долго удивляются, глядя на его пышную кровать с шатровым пологом - она так коротка, что нормально лечь на нее невозможно. Дело не только в маленоком росте Наполеона, просто тогда все спали сидя, это считалось полезным для здоровья.

На юго-западе в 55-и км от Парижа в департаменте Сена и Марна региона Иль-де-Франс пытливый турист найдет городок Фонтенбло в окружении древнего леса, где с незапамятных времен охотились короли и местные жители – беллифонтены.

Более 10 млн. туристов ежегодно приезжают в этот живописный уголок Франции ради посещения местной . Хотя замок Фонтенбло в свой час был колыбелью и загородной резиденцией нескольких правителей, есть туристы, для которых он станет приятным открытием.

Легенда о названии «Фонтенбло»

В летописях XII столетия упоминаются земли, покрытые дремучими лесами, под латинским наименованием «Fontene Bleaudi», что значит – «Источник Блоди». Историки выдвинули идею, что название происходит от фамилии некоего непримиримого семейства Бладобальдов, некоторое время владевшего этими землями, и на них действительно бил ключ.


Однако есть и иное предположение, по которому французское наименование территории звучит «Fontaine-Belle-Eau», а значит – «Удивительный родник». Позже оно сократилось до «Fontaine-Bleau», а Бло – кличка пса, наткнувшегося в процессе охотничьего промысла на освежающий родник. Путники утолили жажду, и назвали чащу, а затем и замок в честь четвероногого следопыта, вот только родник этот постепенно иссякал, и полностью пропал вначале XVIII в. Так, во всяком случае, рассказывает местная легенда.

История рождения замка Фонтенбло

Казалось бы, темные, густые леса – не то место, где захочется остаться надолго. Действительно, вначале Людовик VII просто решил построить в столь уединенном уголке дикой природы небольшой охотничий домик, в котором было бы приятно остановиться, выезжая сюда на охоту. В XIII столетии Людовик IX организовывает на его месте загородную резиденцию с госпиталем. Это был первый шаг к началу превращения скромного домика в усадьбу, а затем в замок.

Первый королевский отпрыск, появившийся в Фонтенбло в 1268 г. – Филипп IV Красивый. Чертог стал для него тем гнездом, где он провел всю жизнь, чтобы в нем же сделать последний вздох в 1314 году.

В свое время в этих стенах родились еще три короля: Франциск II и Генрих III из династии Валуа, а также Людовик XIII Справедливый – тот самый, что питал страсть к уединению и построил собственную охотничью хижину в скромной деревушке, которая позже стала великолепным . Как видите, история повторяется.

Дворец Фонтенбло с размахом начинает строиться при Франциске I, который проиграл битву при Павии, и решил отвлечься от тревожных мыслей, заняв их новыми заботами.

А будучи заядлым охотником, он изрек: «Мы приняли решение создать здесь в будущем нашу резиденцию, чтобы получать удовольствие от названной местности и от охоты на лис, рыжих и черных, которые водятся в лесу Бьера и его окрестностях».

В 1528 г. он нанимает лучших итальянских мэтров: Россо Фиорентино, Франческо Приматиччо и Никколо делл’А-бате. Будучи представителями направления маньеризма, они первые воплотили во Франции этот стиль, который с их легкой руки быстро распространился по странам Европы. Так возникла знаменитая школа Фонтенбло.

Впоследствии дворец много раз перестраивался, присоединяя одни здания и лишаясь других, а поскольку французские короли любили строить с размахом, все новаторства неизменно расширяли его площадь.

После смерти Франциска I на трон садится его второй сын – Генрих II с супругой Екатериной Медичи. Они еще азартнее занялись реконструкцией помещений, пригласив ведущего зодчего эпохи Возрождения – Филибера Делорма, который помимо работы над замком по заказу венценосной четы создал для их сына гробницу в Сен-Дени.

По желанию Генриха была построена крытая галерея, но затем монарх переделывает ее в Бальный зал, посвящая своей фаворитке – Диане де Пуатье, а в декоративных вензелях оформления помещает ее инициалы наряду со своими. Говорят, что Екатерина об этом даже не догадывалась, веря, что комнату создали специально для нее.

Верится в подобную наивность хитрой и коварной царицы с трудом, поскольку ей стоило огромных усилий не показывать ненависть в отношении любовницы мужа слишком явно.

Сама Екатерина Медичи оставила после себя великолепный парк Королевы, который раскинулся к северу от здания между его фасадом и нынешним городом. А спустя столетие, будто насмехаясь над ней, в парке установили фонтан, украшенный скульптурой богини охоты – Дианы, да и сам парк получил название божественной девы, что вызывает прямые ассоциации с Дианы де Пуатье.

Так вышло, что 10 лет, начиная с 1584 года, крепость пустовала, пока Генрих IV, прославившийся постоянными строительными кампаниями, не решил ею заняться. С его легкой руки тут строится огромная терраса, канал 1200 м в длину, наполненный рыбой, и благоустраивается сад Королевы, где установили три восхитительных павильона, и очень жаль, что мы можем любоваться лишь одним уцелевшим, дошедшим до нашего времени. Он имеет два яруса в виде удивительных галерей: нижней Оленей и верхней – Дианы.

Обновился внутренний интерьер церкви Святой Троицы, над которым работал один из лучших мастеров того времени – Мартин Фримен, чей талант современники сравнивают с кистью Микеланджело.

Когда имение перешло во владения Людовика XIV, идей и сил ему хватало, чтобы заниматься двумя проектами одновременно, и замок Фонтенбло напоминает во многом Версальский дворец. Оба сооружения совершенствовались параллельно, даже наблюдалось некое соперничество, хотя по правде, с Версалем сложно тягаться.

Страсть короля-солнце к охоте была настолько велика, что он продолжал ездить на нее даже после падения с лошади, сильно подорвавшего его здоровье, хотя случалось это уже гораздо реже, а дворец стал местом проведения торжеств и приемов. После смерти монарха особняк вновь некоторое место пустует, пока Людовик XV не решил освежить свое наследство, вернув ему былое величие.

Работы по реставрации он поручает Жаку Анжи Габриэлю – некогда ученику собственного отца и создателя особняка Пейрана де Мора (ныне ), который занимался всеми проектами короля Возлюбленного. Он работал над , Версалем и площадью Людовика XV (ныне Согласия). Еще множество прекрасных дворцов, театров, площадей и учреждений получил от него в наследство Париж.

Замок Фонтенбло под руководством столь опытного и талантливого архитектора значительно преобразился. Для начала он придал более праздничный вид двору Белой Лошади, затем пристроил к зданию очередное крыло, идеально вписав его в общий ансамбль. В центральной части расположился элегантный фронтон с монаршим гербом, но чтобы вместить новаторства и не нарушить гармонию линий, пришлось пожертвовать несколькими постройками XVI столетия.

Фонтенбло и Наполеон

Время королей закончилось, но пришедший к власти Наполеон I Бонапарт был не только завоевателем и политиком – он любил красоту и пышность убранства не меньше своих венценосных предшественников. Можно сказать, его вкусы были даже более раскованными, судя по созданному при нем архитекторами Ш. Персье и П. Фонтеном новому направлению – ампир (имперский стиль).

В нем понятие роскошь и богатство обрело особое звучание, выкристаллизовавшись из всех предыдущих жанров. Его характеризует монументальность форм, множество декоративных элементов, колонны, лепнина, симметрия, военная тематика, скульптуры в виде грифонов и сфинксов, а также другие формы, навеянные культурой Рима и Древней Греции, и все это под налетом позолоты.

Когда Наполеон впервые увидел дворец Фонтенбло в 1804 г., его огорчило запустение, в котором он пребывал. Работы придворным архитекторам хватало, но спорилась она проворно, и уже скоро новый суверен обживал первые два этажа, где разместились его личные апартаменты и переоборудованная в Тронный зал бывшая королевская спальня.

Залы, будуары, галереи и другие помещения Фонтенбло

Некогда загородная резиденция монархов, сегодня Музей Фонтенбло, принимает туристов, открывая перед ними роскошные салоны и веранды, построенные в разные времена и оформленные в стольких стилях, что невозможно определить единое направление.


Деля территорию на зоны, получим: основное строение, 4 двора (Белой Лошади, Овальный, Служебный и Фонтанный), и 3 садовые участка (садики Английский и Дианы, а также Большой парк).

Посетители и сейчас могут прогуляться по галерее Франциска I, соединяющей часовенку Святой Троицы и царские апартаменты. Ее украшает деревянная узорчатая обшивка, лепнина, расписные гобелены, орнаменты с изображением символики короля – саламандра в огне, а также прекрасные фрески, рассказывающие о событиях, в которых участвовала монархия.

Переход изобилует множеством изображений. Многие дополняют друг друга и, как правило, это мифологические сюжеты об античных богах, представляющие аллегорию на моменты реальной истории, которые и сейчас не все расшифрованы.

Привлекают внимание и часовни. Та, что посвящена святому Сатурну и прилегает к Овальному двору, тоже была построена при Франциске, а другая – некогда принадлежащая монастырю, и восстановленная в этот же временной период, примыкает к Почетному двору.

Капеллу Сатурна придумал архитектор Филибер Делорм, как и Бальный зал, а прототипом ему служило святилище . Поделенная на два уровня, для осмотра открыта только верхняя часть часовни, оформленная расписными деревянными плитами в духе Ренессанса, а вот нижний ярус выложен мрамором.

Капелла Троицы, где сочетались браком Людовик Возлюбленный с Марией Лещинской, появилась при Генрихе IV, а работавший над ее художественным оформлением Фремин постарался придать фрескам сходство с талантом Микеланджело.

Блестяще выглядит Бальный зал (длина 30 м, ширина 10 м), в основном из-за солнечного освещения, подчеркивающего изысканность его убранства. Окна южной стороны смотрят на парк, северной – на Овальный двор. Как уже упоминалось, Генрих II, занимаясь его обустройством, думал о своей возлюбленной Диане де Пуатье, и даже приказал украсить его вензелями с его и ее инициалами. В этой комнате посетители могут присесть и отдохнуть, представляя себя на королевском балу.

В 1777 г. в Фонтенбло обустраивают будуар Марии-Антуанетты в турецком стиле, как знак того, что это был период увлечения Османской империей – ее музыкой, живописью, прикладным искусством и модой в одежде.

В 1787 году за три месяца для нее изготовили новую кровать, но понежиться на ней королева так и не успела, будучи к этому моменту уже под арестом.

В 1806 г. апартаменты переоформили по вкусу императрицы Жозефины – первой жена Бонапарта. Стены украсила драпировка, воссозданная по частице камчатского шелка, расшитого золотом. Чтобы повторить ее, лионским мастерам пришлось потратить 20 лет на исследования по возрождению технологии.

Замок Фонтенбло внутри (панорама)

В крытых галереях Фонтенбло некогда прогуливались монархи в окружении важных особ и приближенных лиц двора. Сегодня и вы можете пройтись эффектно украшенными коридорами галереи Мебели, Живописи и Тарелок, где стены украшают 128 экземпляров севрского фарфора, специально сделанного для Луи-Филиппа. Также посетите апартаменты папы Пия VII, где он обитал в качестве пленника, и полюбуйтесь экспонатами Китайского музея, собранными Францией в период Опиумных войн середины XIX столетия.

Хотя спуститься по Королевской лестнице вам не разрешат, но удовольствие доставляет сама возможность увидеть ее, украшенную сюжетами об Александре Македонском.


Поскольку дворец Фонтенбло был одним из любимых Наполеоном I, с его именем тут многое связано. Музей Наполеона был открыт в 1986 г., собрав в коллекциях исторические документы, скульптурные композиции, полотна художников, ювелирные украшения, керамику и предметы мебели, которыми некогда пользовалась семья императора. Сохранились и мраморные часы, украшенные камеями, подаренные папой Пием VII Наполеону в 1802 году.

Во дворце Бонапарт провел немало счастливых лет. Тут он строил свои «наполеоновские планы», принимал важные решения, подписывал судьбоносные бумаги, а когда пришло время, спустился по лестнице-подкове на площадь Прощания, поблагодарил свое войско за верную службу, и проронил несколько горьких слез, спрятав лицо в складках французского флага, целуя его напоследок.

Красный салон переименован в зал Отречения, когда в 1814 г. правитель поставил подпись под документом, где говорилось, что «он готов отказаться от престола, уехать из Франции и даже лишить себя жизни во благо родины…». В холле и ныне стоит тот самый небольшой круглый столик красного дерева, послуживший опорой роковой бумаге в момент ее подписания.

Успел пожить в Фонтенбло и потомок великого правителя – Наполеон III, оставив после себя театр, напоминающий оформлением Королевскую Оперу Версаля или театр Марии-Антуанетты в Малом Трианоне. Он построил его для императрицы Евгении, а открытие состоялось весной 1857 г. в присутствии брата императора Александра II – князя Константина.

Дворы замка Фонтенбло

За пределами здания тоже немало достопримечательностей. Например, очень примечательный двор Белой Лошади, переименованный так в XVI столетии (ранее Нижний). Название появилось благодаря задумке Екатерины Медичи установить посреди него монумент в честь погибшего на турнире супруга – Генриха II.


Скульптура разрабатывалась под присмотром Микеланджело, взявшего прототипом итальянскую статую Марка Аврелия, с которой сделали гипсовый слепок. Его перевезли в Фонтебло, но дальше этого дело не пошло, и со временем копия рассыпалась, оставив только наименование площади.

Фонтанный двор окружен сооружениями, возведенными еще при Франциске, и уводит к Пруду карпов.

Наиболее древнее патио носит звание «Овальный», и правда, имея эллиптический вид. Он прекрасно просматривается из окна Бального зала, со стороны парка Дианы и Золотых ворот, служившие в XVI столетии основным входом в замок. Однако попасть на сам участок можно, лишь в составе в Фонтенбло.

Одной из главных реликвий этой части замка считаются часы с грандиозными скульптурами. Они представляют семь планет, для которых античный бог Вулкан ежечасно отбивает молотом время, а установлены они на фасаде одного из корпусов двора.


Сад Дианы (1603 г.) примечателен фонтаном, в центре которого изображена сама древнеримская дева, покровительствующая охотникам. А вот Служебный двор закрыт для посещений, да и ничем интересным не знаменит.

Садово-парковая зона

Ни один старый замок не ограничивается зданием, и его обязательно окружают зеленые лужайки, ухоженные парки с тенистыми аллеями и открытыми пространствами. Вокруг архитектурного комплекса Фонтенбло в разные времена монархи желали видеть облагороженную территорию. Так в 1812 году на юго-западе от него заложен Английский сад с гротом и фонтаном.


Французский сад к югу от дворца или Партер появился в эпоху Генриха IV (XVII столетие). В отличие от Английского, не имеющего определенного плана, тут наподобие , дорожки обрамляются аккуратно подстриженными кустами и очаровательными статуями.

На востоке в 1609 г. был основан большой парк без каких-либо особенностей, где в свое время вырыли канал и посадили деревья, в чьей тени приятно прогуляться жарким летним днем.

В разгар лета, когда каменные достопримечательности и мощенные мостовые столицы раскалены до предела, хочется найти надежное укрытие от палящего солнца, и в этом случае лес Фонтенбло станет тем оазисом или райским уголком, который не хочется покидать.

Он со всех сторон окружает городок, раскинувшись на целых 60 км. Во времена королей именно тут находились популярные охотничьи угодья, ради которых и была построена королевская резиденция.


Чтобы монархам было удобно, чащу немного проредили и благоустроили, проложив среди зарослей достаточно широкие аллеи для всадников и организовав водопои. По материалам историка М. Дрюона именно в этом лесу во время очередной вылазки у Филиппа Красивого случился инсульт.

Ранее богатая дичью, зеленая нива и сегодня не оскудела, несмотря на соседство с цивилизацией. В нем обитает около 6 000 видов животных; 5,6 тыс. насекомых, и это не считая птиц, рептилий и моллюсков. Тут комфортно себя чувствуют косули и олени, кабаны и дикие кошки, лисы, барсуки и другие представители животного мира. Кроме того, лес Фонтенбло и сегодня считается популярным местом охоты.

Сюда также приходят, чтобы прогуляться ухоженными тропинками, увидеть в гротах наскальные рисунки первобытного человека или поупражняться в альпинизме, покоряя огромные валуны. Установленные указатели и информационные щиты не дадут вам заблудиться, а взобравшись на высокое открытое пространство, можно сделать красивые фото города, купающегося в золотом закате.

Таинственные предания дворца

Любой уважающий себя замок просто обязан обзавестись собственной армией призраков. За 7 веков, пока строился и развивался Фонтенбло во Франции, у него было время, чтобы приютить несколько приличных привидений. Наиболее знаменитый – так называемый Красный человек. Обычные для него часы бодрствования – между полночью и двумя часами ночи, а излюбленная территория – местные парки.

По преданиям, он обладает даром пророчества, и предсказал королеве Медичи гибель ее детей, а также поведал Генриху IV о фатальном нападении на него религиозного фанатика.

Встретить Красного человека непросто, поскольку он предпочитает общаться только с людьми, облаченными властью. Зато дух маркиза Джованни Мональдески более открыт публике, разгуливая по территории в окровавленном камзоле.

Убить его приказала бывшая шведская королева Кристина, но причины до сих пор выглядят туманно. По одним данным она изобличила его в интригах и предательстве, по другим – из-за нанесенных ей оскорблений личного плана. В 1657 году начальник ее стражи и еще несколько молодчиков напали на маркиза в Оленьей галерее, и теперь это его излюбленное место для заигрываний с симпатичными посетительницами.

Фонтенбло в литературе

Написанная А. Дюма трилогия о трех мушкетерах основана отчасти на реальных событиях. Всеми любимый персонаж д’Артаньян, это действительно живший во времена Людовика XIV дворянин родом из Гасконии, носивший титул графа и дослужившийся до звания капитан-лейтенанта, и принявший под командование первую роту мушкетеров. Описывая его, писатель включил в книгу некоторые истинные биографические факты гасконца, чтобы сделать повествование более реалистичным. И то, что он умел легко очаровывать и влюблять в себя – тоже не вымысел.


Д’Артаньян с несколькими подчиненными арестовал Николя Фуке, и был доверенным лицом самого короля-солнце, выполняя его секретные поручения, требующие большой свободы. Частые встречи с Людовиком послужили тому, что гасконец постоянно бывал в Фонтенбло, а те тайны, в которые он был посвящен, вдохновили Дюма на захватывающую тему о Железной маске.

Осматривая дворец, проникнитесь витающей тут атмосферой прошлого, сплетенного из реалий и вымысла автора. Посетите апартаменты Анны Австрийской и Тронный зал, чтобы хорошенько рассмотреть портрет Людовика XIII. Загляните в Бальный зал, где кардиналу Ришелье присвоили звание кавалера Ордена Святого Духа. Но самое главное – зал Стражников, где обычно собирались мушкетеры.

Предлагаемый сервис

Для комфорта посетителей на территории замка предусмотрены бесплатные камеры хранения для больших рюкзаков, зонтиков, колясок и шкафчики в гардеробной.

Мамы с малышами могут воспользоваться пеленальной комнатой неподалеку от женского туалета у главного выхода.

Все туалетные комнаты у выходов доступны бесплатно, как и для людей с ограниченными возможностями возле макетов на первом этаже. А те, что стоят в Фонтанном дворе – платные.

Кому сложно пользоваться лестницей, могут подниматься и спускаться оборудованными лифтами.

Передохнуть приглашает кафе l’Orangerie, что напротив Золотых ворот. Открыто оно: 9:00-18:30 ежедневно. Можно выбрать место на улице или в зале, а в меню фуа-гра, вафли с конфитюром Флёри и шоколадом домашнего приготовления, изысканные салаты, блины-крепы, бранч, кондитерские изделия, смузи, свежие соки, сэндвичи и содовая.

Панорама Фонтенбло

Городские достопримечательности

Если после знакомства с прошлым замка Фонтенбло у вас осталось время, прогуляйтесь окрестностями города, и вы удивитесь, открыв для себя еще несколько интересных мест.

В пяти километрах от королевской резиденции напротив леса и на самом берегу Сены уютно примостился домик лодочника, в который летом сбегал от столичного шума поэт Стефан Малларм. Ныне это музей, открытый посетителям. Первый этаж демонстрирует постоянно меняющиеся художественные экспозиции, а второй, это бывшая квартира французского лирика с воссозданной обстановкой – личные вещи, мебель, полотна его друзей художников, — Гогена и Мане. В 1992 г. сад, прилегающий к дому, был приведен в порядок, и теперь доступен для прогулок.

Представляет интерес музей военной истории и тюремный музей, сохранивший письма и записки знаменитых заключенных, среди которых был и скандальный марких де Сад.

Гуляя по городу, вы найдете немало любопытного. На улице Denecourt взор притягивает прелестное здание театра. Идя дальше, невозможно пройти мимо яркой карусели, а на центральной авеню Rue Grande красуется фасад мэрии и просматривается церковь Сен-Луи, строить которую начали при Марии Медичи, а закончили только в 1868 г.

Как добраться в Фонтенбло из Парижа самостоятельно

Девственная природа, окружающая замок, делает его привлекательным историческим памятником, который стоит посетить, дабы расширить свой кругозор. А как доехать в Фонтенбло, выбирать вам.

Можно арендовать автомобиль, и отправиться по автостраде А-6, ориентируясь на знаки «Fontainebleau» (Фонтенбло), а затем «chateau» (замок).

Маршрут на автомобиле

Более удобный и дешевый способ проложить маршрут Париж – Фонтенбло – поезд. Он заберет вас у Лионского вокзала и увезет в направлении Laroche-Migennes, Montargis Sens или Montereau (билет 8,85 евро).

Доехав до станции Fontainebleau-Avon, следует пересесть на автобус №1, и двигаться до станции Chateau (Замок) в сторону Les Lilas.

На официальном сайте дворца, PARISCityVISION предлагает автобусные туры для тех, кто предпочитает довериться в организации поездки профессионалам. начинаются на улице Риволи (2 rue des Pyramides 75001 Paris).

Идеальный способ добраться до замка Фонтенбло на такси:

Дворец Фонтенбло на карте

Как купить билеты в замок Фонтенбло

Посещение Папского жилища, салонов Ренессанса, церквушки Сен-Сатюрнен, Больших монарших покоев, галерею Дианы, Внутренних комнат и музея Бонапарта:

  • Полная цена – 11 евро
  • Цена талона за 1 час до окончания работы дворца – 5,50 евро
  • Льготникам – 9 евро
  • Дополнительная оплата за индивидуальный видеогид на 11 языках (русский в том числе) – 3 евро
  • Групповое посещение от 20 персон – 9 евро с посетителя
  • Дополнительная плата для групп за видеогид на 11 языках (русский в том числе) – 2 евро

Исторический город Фонтенбло, находящийся к югу от Парижа, известен двумя важными достопримечательностями: замком и лесом Фонтенбло, который окружает замок.

Лес особенно популярен среди парижан, которые хотят отдохнуть от городской суеты на день, а замок является одним из самых больших во Франции.

Трудно переоценить важность замка. Этот памятник посещают из-за его исторического значение для Франции. Замок и дворец официально включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Также обязательно стоит посетить сам город, который имеет приятный хай-стрит с множеством магазинов и других объектов.

История замка

Замок был построен в 12 веке, как охотничий домик для короля Франции и упал в ветхое состояние к концу 15-го века. В 16-м веке король Франциск I его существенно перестроил и реконструировал. Именно в это время в здание был добавлен стиль французского ренессанса, благодаря которому он хорошо знаком всем сегодня. Франциск I принял сознательное решение, чтобы включить в дизайн многие элементы из Рима и нанял многих ведущих художников эпохи возрождения, которые помогли достичь своей цели.

Замок был резиденцией для королей Франции примерно семь веков почти без перерыва. Если первоначально он служил, как охотничий домик, то с 16-го века это был дом для французской королевской семьи и их суда.

Фонтенбло было любимой резиденцией короля Генриха II и Генриха IV. Позднее Наполеоном был проведен ремонт (после периода забвения во времена французской революции) и он также рассматривал замок в качестве своего любимого помещения. Строительство и архитектура Фонтенбло оказала значительное влияние на более поздние замки построенные во Франции, в частности в долине Луары.

Замок Фонтенбло

Замок, который мы видим сегодня, был красиво восстановлен и в нем есть много вещей, которыми можно наслаждаться, как внутри, так и снаружи, а также в окружающем парке. Ниже приведены некоторые из многих достопримечательностей, которые были обнаружены как внутри, так и снаружи замка Фонтенбло, но надеемся этого будет достаточно, чтобы передать весь масштаб и привлекательность замка:

  • Крыло, включающее лестницу 16 века.
  • Троицкая церковь с ее красиво расписанным потолком и стенами.
  • Апартаменты королей с их богато украшенными кабинетами и спальнями.
  • Галерея Франциска I оформленная в роскошном стиле эпохи возрождения.
  • Обширные апартаменты Наполеона I и Жозефины.
  • Королевские апартаменты.
  • Окружающие сады содержат много статуй, цветников и водных объектов.

Идеальный контраст с роскошью замка в лесу, который окружает его. Он очень обширен и содержит многочисленные возможности для отдыха. Ежегодно лес Фонтенбло посещают свыше 10 миллионов посетителей.


В нем есть большое количество маршрутов, а также возвышенности с которых открывается потрясающий вид на лес. Одна необычная особенность леса – это большое количество гранитных валунов. К юго-востоку от леса вы можете насладиться прогулкой вокруг города Луан.

Практическая информация

Адрес: 77300 Фонтенбло, Франция

Часы работы дворца: с 9-30 утра до 5 вечера (октябрь-март). С 9-30 утра до 6 вечера (апрель-сентябрь). Замок не работает по вторникам, 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Цена билета: 11 евро (последний сеанс - 5,50 евро). Лицам до 18 лет - бесплатно.

Фонтенбло - исторический милый французский город к югу от Парижа (55,5 км или 34,5 мили). Он известен благодаря большому и живописному Лесу Фонтенбло - любимому месту парижан для отдыха, и Дворцу Фонтенбло, где жили многие короли Франции. Во Дворец приезжают толпы туристов.


Как добраться

Добраться до города очень просто из Парижа.

Самолетом

Поездом

На поезде вы можете доехать из Парижа до станции Гар де Льо (Gare de Lyon). Там в билетном автомате зеленого цвета Бийе Иль-де-Фрас (Billet Ile-de-France) - не в желтом автомате компании, управляющей железными дорогами Франции (SNCF) - купите билет до Фотенбло Аво (Fontainebleau Avon). Поезда отходят раз в час, как правило, с первого пути верхнего уровня многоуровнего вокзала. Любой поезд, у которого конечная остановка Монтаржи, Монтеро, Санс или Ларош-Мижен, остановится на Фонтебло. Проверьте табло у платформы, чтобы в этом удостовериться.

В августе 2011 года билет для взрослого человека в оба конца стоил 16,80 Евро, сама поездка занимала около 35 минут. До прибытия в озелененный город Фонтенбло (вы почувствуете, насколько там свежий воздух, как только выйдете из вагона) поезд останавливается только в городах Мелён и Буа-ле-Руа. По утрам в воскресенья некоторые поезда останавливаются на промежуточной станции, не доезжая до Фонтенбло, чтобы дать пешим туристам выйти в лес. Это называется Аль де Фотенебло-Форе (Halte de Fontainebleau-Forêt). Позже, когда вы вернетесь назад на Гар де Льо (Gare de Lyon), заметьте, что билетом, который вы купили на поезд в Фонтенбло, можно продолжить пользоваться в метро в пределах Парижа.

На станции Гар де Фонтенебло Аво (Gare de Fontainebleau Avon) вы можете сесть на автобус Линии 1, эксплуатируемый компанией Veolia Transport, чтобы добраться до замка (около 15 минут в пути). Автобусы ходят примерно до восьми вечера. Будьте внимательны! У Линии 1 есть два направления, даже когда вы уже в конце Линии. Если вы не уверены, что выбрали нужное, уточните у водителя. Билет на автобус стоит 1,80 Евро. НО если на Гар де Льо (Gare de Lyon) вы купили билет зоны 6, то имеете право проехать к замку и обратно без дополнительной платы. Просто покажите билет водителю, и он скажет, что вам нужно воспользоваться билетным автоматом автобуса. Вставьте билет в автомат, и вы тут же получите его обратно. Билет нужно сохранить. Для того чтобы вычислить конечную остановку, ищите за окном либо Плас Наполео Бонапарт (Place Napoléon Bonaparte, площадь Наполеона Бонапарта), либо Дворец, так как автобус останавливается в центре. В качестве альтернативы, можно пройтись пешком. Прогулка через город займет у вас около 45 минут. Если же вы пойдете сразу от вокзала, то увидите знак, указывающий направление к Дворцу. Это дорога более прямая и короткая (около 25 минут в пути), проходит по жилой территории и ведет в лесистые земли дворца. Как только вы войдете в лесистую зону, держитесь главной дороги.

Когда вы сойдете с поезда, то окажитесь рядом с автобусной остановкой на противоположной стороне дороги, ведущей из города. Там можно найти хорошие карты, которые помогут вам сориентироваться, если решите дойти до дворца или до города самостоятельно.

Автомобилем

От центра Парижа до центра Фонтенбло всего около 65 км или час езды. Если едите из Парижа, следуйте знакам, указывающим на юг, а затем на и на автомагистраль А6. Примерно через 35 минут вы увидите дорожные указатели на Фонтенбло. Как только въедете в город, заметите высокий жилой дом, пережиток какого-то архитектурного стиля, который многие горожане хотели бы снести. Однако, он - все равно часть городской истории, правда, не такая восхитительная, как дворец,

Если вы едете от аэропорта Шарль-де-Голль по автостраде Фразильен (Francilienne), то можно поехать либо по местным дорогам через центр города Мелён, либо по более живописной и (в максимально активное время) зачастую более быстрой дороге через коммуны Сиври-Куртри и Фонтэн-ле-Пор.

Подсказка:

Фонтенбло — время сейчас

Разница в часах:

Москва + 1

Казань + 1

Самара + 2

Екатеринбург + 3

Новосибирск + 5

Владивосток + 8

Когда сезон. Когда лучше поехать

Фонтенбло — погода по месяцам

Подсказка:

Фонтенбло — погода по месяцам

Основные достопримечательности. Что посмотреть

Самая главная достопримечательность города - дворец Фонтенбло , явлющийся одним из красивейших замков Франции. Его интерьер особенно интересен в качестве превосходного примера французского Ренессанса. В тоже время трудно переоценить историческую значимость замка, так как на протяжении семи веков он оставался главной резиденцией французских королей.

Первое упоминание о замке датируется 1137 годом. К тому времени, когда Франциск I решил сделать его своим основным жилищем (1527), средневековый дворец уже превратился в руины. Этот монарх затеял грандиозную реконструкцию, представив себя главным архитектором и пригласив двух итальянских художников Россо Фьорентино и Франческо Приматиччо для декорирования интерьера. Их совместные труды вылились в такие сокровища, как галерея Франциска I с деревянными панелями, стукко (искусственным мрамор, высший сорт штукатурки) и фресками, на которых были запечатлены различные эпизоды из жизни Франциска. Церковь Троицы и Бальный зал также принадлежат той эпохе.

Многие монархи, правившие после Франциска I, тоже выбирали Фонтенбло своей резиденцией. Строительство, начатое Франциском I было почти закончено только во время правительства Генриха II и Генриха IV Великого.

Сын Генри IV, Людовик XIII, родился в Фонтенбло. У туристов есть возможность увидеть комнату, где Мария Медичи рожала Людовика, и представить, как многолюдно и тесно было в комнате в тот момент: на рождении короля присутствовало много свидетелей, дабы избежать подмены.

Во время Французской революции дворец немного забросили, но он вернул себе былую славу во время правления Наполеона I, который жил там долгое время и в 1814 году прощался со своей армией из дворцового сада.

Посетители могут увидеть тронную комнату Императора (единственную во Франции) и его личные апартаменты. Папа Римский Пий VII был в Фонтенбло дважды: сначала в качестве гостя, потом в качестве узника Наполеона. Недавно папские комнаты открыли для туристов.

После осмотра здания не забудьте прогуляться по парку и дворцовым садам; вы увидите фонтан Дианы и, если посчастливится, встретите одного из живущих на территории павлинов.

Поскольу дворец Фонтенбло однозначно менее интересен чем Версаль и до него чуть сложнее добраться, то он менее популярен у туристов. И как результат – их здесь минимум раз в десять меньше, чем в Версале, что позволяет осматривать его в спокойной обстановке.

Дворец Фонтенбло открыт весь год, кроме вторников, 1 января, 1 мая и 25 декабря, с 09:30 до 17:00 в зимнее время и с 09:30 до 18:00 в летнее время. По состоянию на апрель 2011 года цена за вход для взрослых составляла 10 Евро, для детей младше 18 и резидентов Европейского союза моложе 26 - бесплатно.

Что посмотреть в окрестностях

Поезда отходят от Гар де Фонтенебло Аво (Gare de Fontainebleau Avon) в до Гар де Льо (Gare de Lyon) или Берси каждые 15 минут во время часа пик, в другое время - каждые 30 минут. Время в пути составит чуть более 40 минут. Также есть возможность сесть на поезд, движущийся на юг в направлении Сенс, Монтаржи, Монтеро и Ларош-Мижен. Также есть автобус Сена-ет-Марн Экспресс, который идет в южном направлении, к таким местам, как Немур. Сесть на него вы можете на остановке Ла Пост (La Poste), на пересечении улиц Гранд и Фрас.

Город переполнен ресторанами разной кухни: от мексиканской до японской, от пиццерий до рыбных баров. Конечно, есть и Брассери (французские пивоварни - прим. пер.), исконные заведения, которые ошибочно называют «Франклин Рузвельт», и отличные французские рестораны (лучший находится в Отеле Наполеон).

Чем заняться

В городе много культурных, спортивных, развлекательных программ, в которых можно поучаствовать, и торговых точек, где можно что-нибудь купить. Подробную информация об этом можно получить на сайте .

Фонтенбло также известен своим лошадиным треком и рынком, работающим по утрам в воскресенья.

И даже если бы в городе не было столько всего интересного, множество достопримечательностей можно посетить и на прилегающих территориях, в таких городах, как Барбизон (родина художников), Мийи-ла-Форе, Самуа-сюр-Сена и множество других...

Лес Фотенбло также заполнен скалами песчаника, который идеален для альпинизма и скалолазания. На этом сайте вы найдете много информации по альпинизму.

Образование

Город имеет такое удачное расположение (близко от Парижа и в то же вемя среди красивой природы - он окружен лесом), что в 60-х годах профессора Гарварда решила открыть здесь бизнес-школу INSEAD MBA school, которая на сегодняшний день имеет всемирную известнсоть

Уникальная природа этого места привлекла внимание других известных университетов и больших школ Франции. Например, популярная инженерная школа ESIGETEL также находится здесь.

В летнее время во Дворце Фонтенбло открывается музыкальное учреждение, представляющее собой комбинацию консерватории и студии архитектуры. То, чем они занимаются, как нельзя более гармонирует с исторической обстановкой дворца. Курсы преподают на английском языке французские музыканты, композиторы, художники и профессора. До 1979 года школу возглавляла Надя Буланже, молодой профессор композиции и гармоничности. Учреждение оказало влияние на таких композиторов, как: Аарон Копленд, Вирджил Томсон, Луиза Тальма, Самуил Душкин, Эллиотт Картер, Беверидж Вебстер, Кентон Коу и другие.

Шопинг и магазины

В Фонтенбло полно самых разных магазинов: от высококлассной булочной до ювелирных и магазинов одежды по последней французской моде.

Бары. Куда сходить

Мест, где можно выпить, тоже достаточно: от современных амбиентных до традиционных французских, мексиканских баров и английских пабов.

Как передвигаться по городу

Ориентироваться в городе очень просто, так как там всего одна центральная улица - Гранд (Rue Grande), которая тянется от дворца до другого конца города, мимо центральной Плас Наполеон Бонапарт (Napoléon Bonaparte place). На обеих сторонах улицы в изобилии присутствуют магазины, бары и рестораны на любой вкус. Лучше всего по городу передвигаться пешком, так как вы обойдете все, не отвлекаясь и не останавливаясь, (что очень тяжело сделать, учитывая множество заманчивых витрин) примерно за 20 минут.

Также в городе есть улица де Фрас (Rue de France), которая берет начало от дворца под прямым углом к улице Гранд (Rue Grande). Рыночная площадь (на данный момент там стройплощадка, которую лучше обходить стороной) соединяет улицы в качестве пешеходной секции.

Снимать в Фонтенбло тяжело, внутри царит полумрак, шторы всюду опущены, чтобы не выцветали старинные обивки, гобелены и живопись. Потому не всё выходит так, как хотелось бы.
Это присказка, сказка дальше. Галерея Франциска - место сказочное. Удивительной красоты сочетание резного дерева с живописью итальянских мастеров, легкой позолотой без излишеств, красивые пропорции самой галереи и разбивки на отдельные фрагменты её декора демонстрирует гармонию художественного замысла и чудесный вкус мастеров её создававших. Франциск Первый пригласил мастеров из Италии.
В Фонтенбло работали Приматиччо, Бенвенуто Челлини и Россо Фьорентино (россо - рыжий в переводе с итальянского, на самом деле его звали Джованни Батиста ди Якопо).
Галерея соединяет королевские покои с церковью тринитариев, её строительство началось в 1528 году. Россо Фьорентино соединил живопись, скульптуру и обшивку деревянными панелями из ореха с позолотой.
Зайдем через причудливые резные двери с головой Медузы.



Галерее не хватает пола как при королях, но остальное завораживает. Галерея длиной 60 метров и шириной 6 метров. Когда-то она была сквозной, как в замке Шенонсо. Затем с северной стороны была пристроена другая галерея и окна были закрыты.

Галерея разделена на 14 отсеков между оконными проемами, в каждом - своя картина. Обрамление скульптурами тоже не повторяется. При внешней похожести деревянных резных панелей в первом ярусе галереи - они тоже не повторяются. Саламандры, которые по поверью не горят в огне, - эмблема Франциска Первого и его заглавная буква F, изображаются в различном обрамлении. Всё это разнообразие соответствует стилю маньеризм, который привезли с собой итальянцы, Тема гротесков, популярная при маньеризме предполагала игру со зрителем, который вроде бы видел одинаковые сюжеты, но потом замечал различия. Симметричные фигуры совсем не симметричны, у них могут быть похожие позы, но головы повернуты по разному и т.д. Несмотря на обилие разных фигур, разной резьбы и живописи, интерьер выглядит цельно и даже стройно, поскольку есть единая архитектурная сетка, в которую вписаны все эти художества.

Россо был поклонником творчества Микеланджело, что заметно по обилию контрфорсов -резких поворотов скульптур. Однако его живопись куртуазнее и изящнее, в ней нет микеланджеловской мощи и философии. Надо отметить, что фрески Фьорентино были первым образчиком светской живописи во французском интерьере.
Фрески выполнены на античные сюжеты, интерес ренессансных мастеров к историческому наследию своей земли был теперь привит во Франции. Сюжеты полны аллегорий, в основном прославляющих Франциска, его силу и доблесть, его покровительство изящным искусствам. Слон, покрытый покрывалом с геральдическим рисунком французских королей - флёр де лис - символизирует силу короля.

Центральной картиной была нимфа Фонтенбло, возлежащая рядом с "прекрасным источником", давшим название замку, которую в скульптуре изобразил Бенвенуто Челлини.

Популярным после создания галереи стал мотив плодородия - гирлянды из цветов и фруктов, которые обрамляют картины.

Саламандра в огне - символ человека несгибаемого перед трудностями жизни.

Дверь, которую мы видели в начале, здесь в сомкнутом виде и можно увидеть как она превращается еще в одну обманку, вводя в заблуждение посетителя, который не знает как её открыть.

Подобные "игрушки" перешли из стиля маньеризма в стиль барокко, любопытно, но в церкви Николы Надеина стоит иконостас, вырезанный по эскизу Федора Волкова 1751 года, который был не только актером и основателем ярославского театра. Врата иконостаса складываются подобным образом, резьба ловко вкладывается так, что шва между створками не видно.

В конце галереи установлен скульптурный портрет короля.

Из галереи можно пройти в покои мадам Ментенон, между ними и галереей находится красивейшая "гауптвахта".

Комната, в которой изначально дежурила королевская стража, была позднее превращена в столовую. Её стены были расписаны под стиль Ренессанс в 1834-36 годах. Роспись посвящена нескольким французским королям 16-17 столетий: Франциску, Генриху Второму, Генриху Четвертому, Людовику Тринадцатому) Короли изображены аллегорически в виде античных воинов,с оружием, их монограммами и датами основных военных побед.

Удивительной красоты резной потолок 1570 года, выполненный при Луи Тринадцатом, воспроизводит декор потолка времен короля Луи Филиппа.

Удивительно, при том, что интерьер создавался в течение нескольких столетий, фурнитура в зале уже времен Второй империи, он не кажется разобщенным. Это говорит об умении мастеров вписаться в стиль прошлого, их уважении к мастерам прошлого. Мне кажется, это вообще отличает французское отношение к интерьеру, поскольку и сейчас я часто вижу в натуре и в французских журналах по интерьеру примеры удачного соединения старого и нового в единую концепцию. То, что у нас запросто иногда зашивают гипроком и превращают в хай-тек, там открывают и оставляют в виде каких-нибудь грубоватых деревянных балок или пошарпанных жизнью стен.