Анализ поведения пассажиров титаника. Дальнейшее развитие событий

проанализируйте примеры правильного и неправильного поведения пассажиров в этой аварийной ситуации.

Катастрофы, возникающие в открытом море, также являются одними из самых трагичных. В этом случае, как и во время воздушных катаклизм, не приходится рассчитывать на быструю помощь. Именно поэтому, к сожалению, людей, уцелевших в кораблекрушениях, очень мало.Собираясь в водное путешествие, особенно по морям и океанам, человек должен обязательно удостовериться в том, что на судне достаточно шлюпок для спасения всех пассажиров, что у него в каюте есть специальный жилет, который в случае трагедии не даст ему утонуть. Лучше пользоваться услугами известных пароходств, в течение долгого времени отлично зарекомендовавших себя. Если кто-то с целью переправиться куда-либо обращается к неизвестным компаниям с сомнительной репутацией и не менее сомнительным оборудованием на суднах, ему нечего ожидать полной безопасности во время такого путешествия. Ведь стопроцентных гарантий не в силах дать ни одно, пусть даже самое надежное и большое пароходство. Все дело в том, что всегда остается вероятность того, что в море произойдет какая-нибудь неожиданная неприятность.Если кораблекрушение произошло недалеко от берега или в непосредственной близости есть какой-нибудь корабль, то у пассажиров наибольшее число шансов спастись. Иногда корабль настолько велик, что даже команда не сразу обнаруживает неисправность, которая может привести к трагедии. Поэтому каждый находящийся на судне должен быть в первую очередь бдительным. Человек, который почувствовал у себя в каюте запах дыма или заметил еще что-то, что способно повлечь за собой крупные неприятности, должен, сохраняя хладнокровие, поведать об этом членам команды и принять посильное участие в его устранении.В сложной ситуации опять же самым страшным врагом людей является обыкновенная паника. Именно ей тяжелее всего не поддаться. Хаотичные движения и метания по судну сбивают с толку команду и людей, стремящихся сделать все возможное для спасения судна. Более того, паника способна быстро передаваться и другим людям. Даже в менее серьезной ситуации стоит среди в общем-то спокойных людей появиться паникеру, как буквально через минуту уже половина будет испытывать беспокойство, уже не говоря о такой критической ситуации, как кораблекрушение.Если человек понял, что дело принимает серьезный оборот и речь идет уже о спасении человеческих жизней, ему необходимо надеть спасательный жилет, спокойно выйти из каюты и следовать советам команды, которая наверняка уже приступит к эвакуации пассажиров. Не следует рваться вперед, распихивая всех на своем пути. В любом случае, в первую очередь в шлюпки будут рассаживать женщин и детей. Не стоит также брать с собой огромные сумки, набитые всевозможными вещами. Все равно не удастся их спасти, ведь места предназначены исключительно для людей, поэтому команда не позволит их занимать сумками.Даже если кому-то не досталось места в шлюпке, не нужно отчаиваться. Следует мужественно и без истерики воспринять этот факт и попробовать спастись своими силами. Если человек опустит руки и будет смиренно ждать своей участи, то он погибнет одним из первых. Зарегистрировано множество случаев, когда даже в безысходных ситуациях люди, тем не менее, выживали. Можно, к примеру, быстро соорудить что-то наподобие плота из любых нетонущих материалов или, в крайнем случае, использовать для этих целей обычные двери.Очень важно с самого начала настроиться на спасение. Ведь если кто-то верит в свою победу над бушующей стихией, у него больше шансов справиться с волной и выжить. И последнее: собираясь в морское путешествие, нелишне будет научиться хотя бы сносно держаться на воде. Поскольку если человеку не удастся сесть в шлюпку или сделать плот, но он неплохо плавает, у него все равно остается надежда на то, что он сможет дождаться помощи или его подберут люди, находящиеся в шлюпке.

Ответить

Ответить

Друзья познаются в беде, а истинный характер человека - в экстремальной ситуации. Каждая личность проходит в тот или иной жизненный момент проверку на прочность, однако некоторых она застает в приватной обстановке, а некоторые оказываются (оказались), например, на «Титанике» или «Лузитании». И перед лицом истории могут (или не могут) проявить эгоизм или любовь к людям.

Если история гибели «Титаника» 14 апреля 1912 года хорошо известна и интерпретирована на разные лады с десяток раз, то «Лузитания» не так известна. Этот британский лайнер после восьми лет успешного совершения трансатлантический рейсов был торпедирован немецкой подводной лодкой 7 мая 1915 года и затонул за 18 минут всего в 13 км от берегов Ирландии. Погибли 1198 из 1959 человек, находившихся на борту (для сравнения, на «Титанике» погибли 1502 из 2208 путешественников, и тонул он около трех часов).

История сохранила для нас поразительную особенность: пассажиры «Лузитании» (прежде всего наиболее сильные и дееспособные мужчины) большей частью думали лишь о себе, а вот на «Титанике» многие были готовы пожертвовать жизнью, спасая женщин и детей. В частности, известно, что главный архитектор «Титаника» Томас Эндрюс героически погиб, спасая женщин и детей, и не воспользовался своим правом занять место в спасательной шлюпке.

Психологи полагают, что социальное поведение в таких случаях определяется скоростью развития чрезвычайной ситуации с риском для жизни.

National Maritime Museum

«Когда приходится действовать очень быстро, инстинкты руководят человеком в большей степени, чем приобретенные социальные нормы и принципы. Инстинкты просто срабатывают автоматически, а значит, быстрее», — отметил профессор Бенно Торглер, автор исследования моделей поведения на «Титанике» и «Лузитании», опубликованного в Proceedings of the National Academy of Sciences .

Кораблекрушения являются в определенном смысле идеальными «психологическими лабораториями». Люди находятся в совершенно замкнутом пространстве, убежать от обстоятельств физически невозможно. Катастрофы «Титаника» и «Лузитании» были выбраны для исследования из-за сходства: доля выживших, конструкция судов, дата катастрофы отличаются мало. Кроме того, социальная структура членов экипажа и пассажиров судна тоже отличались мало.

Ученые подробно проанализировали статистику по погибшим и выжившим на обоих кораблях, включив в анализ следующие позиции: пол, возраст, класс обслуживания, национальность, семейные связи с другими пассажирами. Вот по этим точным параметрам катастрофы уже заметно различались.

Дети во время крушения «Титаника», как оказалось, имели на 14,8% больше шансов выжить, чем взрослые.

На «Лузитании», напротив, дети имели на 5,3% больше шансов погибнуть. Статистика по женщинам еще более яркая - на «Титанике» они выживали на 53% чаще, чем мужчины, а на «Лузитании» — на 1,1% реже.

В целом понятно, что на «Титанике» мужчины приложили максимум усилий к спасению женщин и детей, а на «Лузитании» — самих себя. Психологи считают, что три часа - достаточное время, чтобы инстинкты отступили, передав управление социальным нормам и воспитанию, а 20 минут для этого слишком мало.

Однако у высказанной идеи уже появились критики.

«Идея чувства времени при попытке выжить прекрасна, но, возможно, слишком упрощает модель. Возможно, для правильной интерпретации необходимо изучить групповое поведение людей, уделив больше внимания взаимосвязи индивидуумов внутри групп», — считает профессор социологии университета Делавара Бениньо Агерре.

Сам Агерре опубликовал работу, посвященную анализу социального поведения людей во время в 2003 году. Он выяснил, что люди, находившиеся в клубе с друзьями, родственниками или знакомыми, имели меньше шансов выжить, чем «одиночки», которым не о ком было заботиться, кроме самих себя.

В ходе анализа ситуации на «Титанике» и «Лузитании» в расчет брались только семейные связи. Возможно, более правильным было бы учесть и взаимоотношения друзей, коллег и знакомых. В случаях когда речь идет о выборе «жить или умереть», такие связи тоже могут оказывать заметное воздействие на поведение человека.

Сейчас авторы описываемого исследования продолжают изучение социального поведения во время катастроф. На этот раз они анализируют тексты коротких сообщений, которые отправляли люди, запертые в башнях Международного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Оказалось, что основные мотивы этих сообщений - любовь к семье и вера в Бога.

Титаник в порту

Когда в 1912 году на воду был спущен самый большой корабль своего времени - пассажирский лайнер «Титаник», судостроитель назвал его «практически непотопляемым». Именно слово «практически» и сыграло с этим судном злую шутку. На пятый день пути во время своего первого путешествия отправившийся из британского порта Саутгемптон в Нью-Йорк корабль столкнулся с айсбергом и через 3 часа затонул. Из 2229 членов экипажа и пассажиров спаслось всего 713 человек. С того времени корабль окружён различного рода историями, которые так или иначе связаны с его гибелью.

Неудачным было уже начало плавания

Свидетели спуска «Титаника» на воду утверждают, что была нарушена традиция - о борт судна не разбили бутылку шампанского. То ли хозяева лайнера были людьми не суеверными, то ли хотели поддержать имидж непотопляемости судна, сказать теперь сложно, но факт остаётся фактом.

Строительство Титаника.


Когда «Титаник» отошёл от причала Саутгемптонского порта, он чуть не столкнулся с американским лайнером «Ньй-Йорк». Избежать столкновения удалось буквально в последнюю минуту, и лайнер продолжил плавание.

Интерьеры лайнера поражали великолепием, а сервис - роскошью

Билет на лайнер в каюту первого класса стоил в пересчёте на современные деньги несколько десятков тысяч долларов. Особо подчёркивалось, что в первом рейсе «Титаника» на нём будут 10 миллионеров, а драгоценностей и золота в сейфах будет храниться на сотни миллионов долларов. По роскоши, комфорту и сервису лайнер был сопоставим с самыми дорогими отелями. Интерьеры «специальных кают» выполнены были в одиннадцати различных стилях эпох итальянского и французского Возрождения, голландского стиля, стиля Адама и проч. На «Титанике» было 7 км прогулочных палуб и коридоров.

Пассажирский билет на Титаник. Апрель 1912.


Продукты для ресторанов лайнера заказывали во всех уголках мира: устрицы из Балтимора, фрукты из Калифорнии, кофе из Бразилии, мороженое из Нью Йорка, сыры из Европы, чаи из Индии. На борту «Титаника», когда он отправлялся в свой первый и последний рейс, было 44 тонны птицы и мяса, 27 тыс. бутылок минеральной воды и пива, 35 тыс. яиц, 5 тонн сахара и 40 тонн картошки.

Интерьеры Титаника.

Чем выше стоимость билета, тем больше шансов на спасение

По статистике основная часть пассажиров, которые спаслись, путешествовала вторым и первым классом. В частности из 143 женщин, которые плыли первым классом, погибли только 4 и только потому, что отказались спуститься в шлюпку. В третьем классе погибло более 50% пассажиров (не последнюю роль в этом сыграл и языковой барьер), а из членов экипажа - около 25%.

Газетная публикация о гибели Титаника.


Социальное расслоение наблюдалось и после смерти. Корабль, отправленный на поиски тел погибших, поднимал тела лишь тех, кто плыл первым классом.

Эдвард Смит - «капитан миллионеров» и другие герои «Титаника»

Капитаном «Титаника» был Эдвард Джон Смит. Для английского морского офицера, который имел 30-летний капитанский стаж, это было первое и последнее трансатлантическое плавание из старушки Европы в Новый Свет. 15 апреля 1912 года Эдвард Джон Смит вместе со своим судном, даже не сделав попытки спастись. Тело его так и не нашли.

Эдвард Смит - капитан миллионеров.


Были герои и среди пассажиров. Джек Тэйер, 17-летний юноша, помогал людям рассаживаться в шлюпки, а сам садиться не торопился. Когда корабль ушёл под воду, юноша нырнул в холодную воду и смог уцелеть, взобравшись на перевернутую шлюпку. Он возвратился домой героем, о нём говорила вся страна. Но Джек Тэйер стал одним из выживших пассажиров «Титаника», которые покончили с собой.

Директор-распорядитель пожалел денег на шлюпки

Джозеф Брюс Исмей, директор-распорядитель компании «Уайт Стар Лайн», - человек, который принял решение для экономии средств не размещать на борту лайнера дополнительные шлюпки. Если бы он не пожалел денег, то можно было бы спасти всех, кто погиб. Обстоятельство это усугублялось ещё и тем, что, невзирая на приказ капитана «дети и женщины прежде всего», он занял место в шлюпке и выжил в катастрофе. А уже на «Карпатии», на борт которой подняли 706 спасённых, Исмей разместился в отдельной каюте, тогда как все остальные ютились на столах и на полу.

Спасение пассажиров Титаника.

Скрипку с «Титаника» продали с молотка за $1,5 млн.

По утверждению свидетелей, музыканты оркестра в ресторане Титаника играли до последних минут жизни лайнера, и ушли под воду вместе с ним. Выживших среди музыкантов не было.

Музыканты из оркестра Титаника.


Тело руководителя оркестра 33-летнего британского скрипача Уолласа Хартли нашли через 10 дней после гибели судна. К его груди была привязана скрипка, надпись на которой свидетельствовала о том, что инструмент ему подарила Мария Робинсон, его невеста. Инструмент передали девушке. А она пожертвовала его британской «Армии спасения». Долгое время скрипка считалась утерянной, и снова о ней заговорили только в 2006 году. На протяжении 7 лет проводились исследования, и только после этого было объявлено, что инструмент является подлинником. В 2013 году скрипка Уолласа Хартли была Henry Aldridge & Son за $1,5 млн. Покупатель пожелал остаться неизвестным.

Непридуманная история любви Иды и Исидора Штраус

Ида Штраус была единственной пассажиркой «Титаника», которая не села в лодку, потому что не захотела разлучиться со своим мужем, совладельцем крупнейшей сети супермаркетов Macy"s. «Мы много прожили вместе. Куда ты, туда и я», - заявила женщина.

Ида и Исидор Штраус.


Своё место в лодке №8, предназначенной для пассажиров первого класса, Ида Штраус уступила своей горничной. Ей же она отдала и своё меховое манто, сказав: «больше оно мне не нужно». Супруги Штраусы сидели на палубе в креслах держа дуг друга за руки, а свободной рукой махали уплывающим. «Они были спокойны», - рассказывали очевидцы. Горничная смогла выжить, пережила «Титаник» и своих хозяев на 40 лет.

10 апреля 1912 года из Саутгемптонского порта в свое первое и последние плавание отправился лайнер «Титаник», который спустя 4 дня столкнулся с айсбергом. О трагедии унесшей жизни почти 1496 человек мы с вами знаем во многом благодаря фильму, но давайте познакомимся с реальными историями пассажиров «Титаника».

На пассажирской палубе “Титаника” собирались настоящие сливки общества: миллионеры, актеры и писатели. Не каждый мог позволить себе купить билет I класса - цена равнялась $60000 по нынешним ценам.

Пассажиры 3-го класса купили билеты всего по 35 долларов ($650 в наши дни), потому выше третьей палубы подниматься права не имели. В роковую ночь деление на классы оказалось как никогда ощутимым...

Одним из первых в спасательную шлюпку запрыгнул Брюс Исмей - генеральный директор компании "White Star Line", которая и владела “Титаником”. Лодка, рассчитанная на 40 человек, отчалила от борта лишь с двенадцатью.

После катастрофы Исмея обвинили в том, что он сел в спасательную лодку в обход женщин и детей, а также в том, что именно он дал капитану "Титаника" указание увеличить скорость, что и привело к трагедии. Суд его оправдал.

Уильям Эрнест Картер сел на борт "Титаника" в Саумпгемптоне вместе со своей женой Люси и двумя детьми Люси и Уильямом, а также двумя собаками.

В ночь катастрофы он находился на вечеринке в ресторане корабля первого класса,а после столкновения вместе с товарищами вышел на палубу, где уже готовили шлюпки. Сначала Уильям посадил дочь в шлюпку №4, но когда настала очередь сына, их ждали проблемы.

Прямо перед ними в лодку сел 13-летний Джон Райсон, после чего офицер, отвечавший за посадку, приказал не брать на борт мальчиков-подростков. Люси Картер находчиво накинула на 11-летнего сына свою шляпку и села вместе с ним.

Когда процесс посадки завершился и лодка начала спускаться на воду, Картер и сам быстро сел в нее вместе с еще одним пассажиром. Именно им оказался уже упомянутый Брюс Исмей.

21-летняя Роберта Мэони работала служанкой графини и плыла на "Титанике" вместе со своей хозяйкой в первом классе.

На борту она познакомилась с бравым молодым стюардом из команды корабля, а вскоре молодые люди влюбились друг в друга. Когда "Титаник" начал тонуть, стюард примчался в каюту Роберты, вывел ее на шлюпочную палубу и посадил в лодку, отдав ей свой спасательный жилет.

Сам он погиб, как и многие другие члены экипажа, а Роберту подобрало судно "Карпатия", на котором она доплыла до Нью-Йорка. Лишь там, в кармане пальто, она нашла значок со звездой, который в момент расставания стюард положил ей в карман на память о себе.

Эмили Ричардс плыла вместе с двумя маленькими сыновьями, мамой, братом и сестрой к своему мужу. В момент катастрофы женщина спала в каюте вместе со своими детьми. Разбудили их крики матери, вбежавшей в каюту после столкновения.

Ричардсы чудом смогли через окно залезть в спускающуюся шлюпку №4. Когда "Титаник" полностью затонул, пассажирам ее шлюпки удалось вытащить из ледяной воды еще семь человек, двое из которых, к сожалению, вскоре умерли от обморожения.

В первом классе путешествовал известный американский предприниматель Исидор Штраус с женой Идой. Штраусы были женаты уже 40 лет и никогда не расставались.

Когда офицер корабля предложил семье сесть в шлюпку, Исидор отказался, решив уступить место женщинам и детям, но Ида также последовала за ним

Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою служанку. Тело Исидора было опознано по обручальному кольцу, тело Иды не было найдено.

На “Титанике” играло два оркестра: квинтет под руководством 33-летнего британского скрипача Уолласа Хартли и дополнительное трио музыкантов, которое было нанято, чтобы придать Café Parisien континентальную нотку.

Обычно два состава оркестра "Титаника" работали в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все оин объединились в один оркестр.

Один из спасенных пассажиров "Титаника" напишет позже:"В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы".

Тело Хартли было найдено через две недели после гибели "Титаника" и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты. Среди других участников оркестра выживших не оказалось…

Четырехлетний Мишель и двухлетний Эдмонд путешествовали с отцом, который погиб во время крушения, и считались "сиротами Титаника", до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции.

Мишель умер в 2001 году, он был последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на "Титанике".

Винни Коутс направлялась в Нью-Йорк вместе с двумя детьми. В ночь катастрофы она проснулась от странного шума, но решила подождать распоряжений членов экипажа. Ее терпение лопнуло, она долго металась по бесконечным коридорам корабля, заблудившись.

Внезапно встреченный член экипажа направил ее к шлюпкам. Она накнулась на сломанные закрытые ворота, но именно в этот момент появился еще один офицер, который и спас Винни и ее детей, отдав им свой спасательный жилет.

В итоге Винни оказалась на палубе, где шла посадка в шлюпку №2, на которую, буквально чудом, ей и удалось погрузиться..

Семилетняя Ева Харт спаслась с тонущего "Титаника" вместе с матерью, но ее отец погиб во время крушения.

Элен Уокер считает, что ее зачатие произошло именно на "Титанике" перед столкновением с айсбергом. "Для меня это много значит", – признавалась она в интервью.

Ее родителями были 39-летний Сэмюэл Морли, владелец ювелирного магазина в Англии, и 19-летняя Кейт Филлипс, одна из его работниц бежали в Америку от первой жены мужчины, стремясь начать новую жизнь.

Кейт села в спасательную шлюпку, Сэмюэл прыгнул за ней в воду, но не умел плавать и утонул. "Мама провела в спасательной шлюпке 8 часов, – рассказывала Элен. – Она была в одной ночной рубашке, но один из моряков отдал ей свой джемпер".

Вайолетт Констанс Джессоп. До последнего момента стюардесса не хотела наниматься на “Титаник”, но ее переубедили друзья, поскольку считали, что это будет "прекрасный опыт".

До этого, 20 октября 1910 года Вайолетт стала стюардессой трансатлантического лайнера "Олимпик", который через год из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером, но девушке удалось спастись.

И с “Титаника” Вайолетт спаслась на шлюпке. Во время Первой мировой войны девушка пошла работать медсестрой, а в 1916-м попала на борт "Британика", который… тоже пошел ко дну! Две шлюпки с экипажем затянуло под винт тонущего судна. Погиб 21 человек.

В их числе могла бы быть и Вайолетт, которая плыла в одной из разбитых шлюпок, но вновь удача была на ее стороне: она успела выпрыгнула из лодки и выжила.

Кочегар Артур Джон Прист также пережил кораблекрушение не только на "Титанике", но и на "Олимпике" и "Британике" (кстати, все три судна были детищами одной компании). На счету Приста и вовсе 5 кораблекрушений.

21 апреля 1912 года "New York Times" опубликовала историю Эдварда и Этель Бинов, которые плыли на "Титанике" во втором классе. После крушения Эдвард помог супруге сесть в шлюпку. Но когда лодка уже отплыла, он увидел, что она наполовину пуста, и бросился в воду. Этель втащила мужа в шлюпку.

Среди пассажиров "Титаника" был известный теннисист Карл Бер и его возлюбленная Хелен Ньюсом. После катастрофы, спортсмен прибежал в каюту и вывел женщин на шлюпочную палубу.

Влюбленные уже готовы были навсегда попрощаться, когда глава компании "Уайт Стар Лайн" Брюс Исмей лично предложил Беру место в лодке. Спустя год Карл и Хелен поженились, а позже стали родителями троих детей.

Эдвард Джон Смит - капитан "Титаника ", который был очень популярен и среди членов экипажа, и среди пассажиров. В 2.13 ночи, всего за 10 минут до окончательного погружения корабля под воду, Смит вернулся на капитанский мостик, где и решил встретить смерть.

Второй помощник капитана Чарльз Герберт Лайтоллер спрыгнул с корабля одним из последних, чудом избежав засасывания в вентиляционную шахту. Он доплыл до складной шлюпки Б, плававшей вверх дном: оторвавшаяся и упавшая в море рядом с ним труба "Титаника " отогнала шлюпку дальше от тонущего судна и позволила ей оставаться на плаву.

Американский бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм во время крушения помогал женщинам и детям погрузиться в спасательные шлюпки. На предложение спастись самому, он ответил: "Мы одеты в наши лучшие наряды и готовы погибнуть как джентльмены".

Бенджамин погиб в возрасте 46 лет, тело его не было найдено.

Томас Эндрюс - пассажир первого класса, ирландский бизнесмен и судостроитель, был конструктором "Титаника"...

Во время эвакуации Томас помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. Последний раз он был замечен в курильной комнате первого класса возле камина, где смотрел на картину "Порт Плимут". Его тело после крушения так и не было найдено.

Джон Джейкоб и Маделин Астор - миллионер, писатель-фантаст со своей молодой супругой путешествовали первым классом. Маделин спаслась на шлюпке №4. Тело Джона Джейкоба было поднято с глубин океана через 22 дня после его гибели.

Полковник Арчибальд Грейси IV - американский писатель и историк-любитель, который остался в живых после крушения "Титаника". Вернувшись в Нью-Йорк, Грейси сразу начал писать книгу о своём плавании.

Именно она стала настоящей энциклопедией для историков и исследователей катастрофы, благодаря содержащемуся в ней большому количеству имен пассажиров-безбилетников и пассажиров 1-го класса, оставшихся на "Титанике". Здоровье Грейси было сильно подорвано переохлаждением и травмами, и он умер в конце 1912 года.

Маргарет (Молли) Браун - американская светская дама, филантроп и активист. Выжила. Когда на " Титанике " возникла паника, Молли усаживала людей в спасательные шлюпки, сама же отказывалась садиться туда.

"Если случится худшее, я выплыву", - говорила она, пока в конце концов кто-то силой не столкнул ее в шлюпку номер 6, сделавшую ее знаменитой.

После Молли организовала Фонд помощи спасшимся с "Титаника".

Миллвина Дин была последней из выживших пассажиров "Титаника ": она умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет в доме престарелых в хэмпширском Эшурсте в 98-ю годовщину спуска лайнера на воду. .

Ее прах был развеян 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда "Титаник " начал свой первый и последний рейс. На момент гибели лайнера ей было два с половиной месяца

«… приведём пример, который может оказаться полезным для объяснения того, насколько изменились наши представления об американской элите.

Среди множества отклонений фильма «Титаник» от подлинной истории одно особенно важно. В кино, когда корабль тонет, пассажиры первого класса пытаются забраться в спасательные шлюпки, число которых ограничено (на пароходе было примерно 2200 пассажиров – Прим. И.Л. Викентьева). Только решительность закалённых моряков, которые с оружием в руках отгоняют плутократов, цепляющихся за борта лодок, позволяет попасть туда женщинам и детям.

По рассказам выживших в той катастрофе, на самом деле представители высших классов практически без исключений соблюдали правило «сначала женщины и дети».

Об этом неопровержимо свидетельствует статистика. В первом классе были спасены все дети и почти все из 144 женщин (за исключением пяти из них, причем трое сами предпочли умереть вместе со своими мужьями), а 70 процентов мужчин погибли. Во втором классе, которым также путешествовали хорошо обеспеченные представители различных профессий, были спасены 80 процентов женщин, а 90 процентов мужчин утонули.

На «Титанике» мужчины из списка пассажиров первого класса фактически составляли тогдашний список «Форбс-400». Как рассказывают, Джон Джейкоб Астор - по всеобщему мнению, самый богатый человек Америки на тот момент времени - пробился к шлюпке, но отказался занять в ней место, а только посадил туда свою жену, помахав ей рукой на прощание. Бенджамин Гугенхайм также отказался от места в лодке, уступив своё место одной из женщин. Он лишь попросил, чтобы она передала сообщение ему домой: «Скажите моей жене, что я играл по правилам до конца. Ни одна женщина не окажется оставленной на борту этого корабля из-за того, что Бен Гугенхайм оказался трусом».

Иными словами, некоторые из самых влиятельных в мире людей твёрдо придерживались неписаного кодекса чести - хотя это сулило им верную смерть.

У кинематографистов было веское основание исказить историю: сегодня в неё никто не поверил бы. Мы освободили высшие классы от всякого чувства ответственности, и они с удовольствием пошли нам в этом навстречу. В современном представлении они - такие же обычные люди, как и мы. Мы ведём себя так, как будто общество настолько демократично и динамично, что у него фактические отсутствует управляющая элита. Однако она есть.

Богатые и влиятельные люди будут существовать всегда. Мы можем только требовать от них признания того, что их привилегиям сопутствуют обязанности. Социальные условности, профессиональные ассоциации, нравственные суждения, подготовительные школы, кодекс джентльмена - всё это было попытками цивилизовать сильных мира сего. В прошлом американское общество ожидало от этих людей, что они будут достойно вести себя и каким-то образом участвовать в публичной жизни страны.

Недалеко от парка «Восточный Потомак» в Вашингтоне стоит запоминающийся памятник - статуя мужчины с распростёртыми, как у Христа , руками и надписью на пьедестале: «Храбрым мужчинам с "Титаника" отдавшим свои жизни за то, чтобы могли быть спасены женщины и дети». Памятник был возведён на добровольные пожертвования 25 тысяч женщин всей Америки».

Фарид Закария , Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами, М., «Ладомир», с. 262-263.